Мамаду Сидики Диабате
Мамаду Сидики Диабате (родился 23 сентября 1982 года) — выдающийся игрок на коре и джели манде из Бамако , Мали . Он представитель 71-го поколения игроков на коре в своей семье и сын Сидики Диабате.
Биография
[ редактировать ]Диабате, широко известный как «Маду», родился 23 сентября 1982 года в Бамако, Мали. Он мусульманин и младший сын покойных Сидики Диабате и Мариам Куяте. Он принадлежит к семьдесят первому поколению игроков на коре в своей семье. Его семья имеет давние традиции устной традиции джалис (иногда пишется как джели) или гриотов. «Джали» — это слово мандинго , обозначающее музыканта-хранителя и рассказчика древней устной традиции Манде, передающего историю и культуру из поколения в поколение, от отца к сыну.
«Манде», часто используемый для описания Маду и его семьи, представляет собой широкое культурное обозначение нескольких этнических групп в Западной Африке , включая (хотя и не исключительно) мандинку, манинку (или «малинке»), сараколе, бамбару и дьюлу. проживающие в основном в Гамбии , Сенегале , Гвинее , Мали, северных регионах Кот-д'Ивуара и западных регионах Буркина-Фасо .
Кора , возможно , самый сложный хордофон в африканской музыке , представляет собой 21-струнную бридж-арфу из Западной Африки. Маду, которого обучал его отец, начал играть на восьмиструнной коре в возрасте трех лет. С трех до шести лет Маду сопровождал своих родителей на свадьбах , крещениях и других церемониях. Свой первый концерт он отыграл в возрасте шести лет во Французском культурном центре Бободиуласо , Буркина-Фасо, вместе со своим отцом. В 1992 году, в возрасте десяти лет, Маду совершил свой первый тур по Европе. Он продолжал аккомпанировать своему отцу вплоть до самого последнего выступления Сидики в 1996 году на фестивале Printemps des Cordes , или Весеннем фестивале струнных инструментов, в Дакаре . Хотя Маду во многом пошел по стопам своего отца, его стиль был восприимчив к новым методам и инновациям. Сегодня он часто утверждает, что его старший брат Тумани Диабате , который также является выдающимся игроком на коре , является его мастером, помогающим ему понять безграничный потенциал коры .
С 1997 года Маду играет ведущую кору с некоторыми из самых известных певцов и музыкантов Западной Африки, в том числе с Кандией Куяте , Баабой Маалом и Салифом Кейтой и другими. Он выступил на более чем сорока фестивалях и более чем на тысяче концертов в Африке, Северной Америке, Европе и Австралии. Маду также умеет играть на балафоне (ксилофоне в рамке) и тамани (двуглавом барабане), также родом из Западной Африки.
Маду известен своим обширным знанием традиционного репертуара коры , а также чувством джаза и иностранными влияниями. Его стиль часто ассоциируется с музыкальным движением «Джаз Мандинг», развивающимся сегодня в Мали. Хотя Маду гордится тем, что сохраняет традиции и наследие коры , он также известен тем, что отошел от стиля своего отца, вдохновленный афро-латиноамериканскими группами, такими как Rail Band (также называемой Super Rail Band или Bamako Rail Band). Тумани в дополнение к музыке своего брата (особенно Bembeya Jazz ).
В 2004 году Маду получил степень в области музыки в Национальном институте искусств (INA) в Бамако, Мали. Сейчас Маду проживает со своей женой, певицей Сафьяту Диабате .
Наследие Диабата
[ редактировать ]Семья Диабате произвела на свет 72 поколения игроков на коре и джали, малийского аналога гриотов или западноафриканских историков. Джали передают древнюю устную историю Западной Африки через стихи и хвалебные песни, и, как и семья Диабате, они часто также являются музыкантами.
Отец Маду, покойный Сидики Диабате, широко известен как «Король Коры». Сидики был родом из Гамбии, но его семья родом из Мали. [ 1 ] Сидики эмигрировал в Мали в период между Второй мировой войной и 1961 годом. Националистический посыл его песен стал мощным голосом в призыве к независимости. «Кайра», одна из самых популярных песен Сидики, получила свое название от коллектива молодых джали из региона Кита на западе Мали. Хотя группа была запрещена колониальными французами, песня оставалась популярной и поощряла поддержку малийского отделения Африканского демократического объединения , возглавляемого первым президентом независимого Мали Модибо Кейтой .
Сидики Диабате также сыграл важную роль в сохранении истории и культуры Мали и Манде. Сидики выступал с L'Ensemble Instrumental National du Mali , которая исполняла музыку мандинго и была одной из первых национальных акустических групп Западной Африки. Они получили первый приз на Фестивале черного искусства в Дакаре в 1966 году и золотую медаль на Панафриканском культурном фестивале в Алжире в 1969 году. Сидики также был солистом на первой записи, в которой использовалась исключительно кора . Запись под названием «Древние струны» собрала самых уважаемых користов Мали; помимо Сидики Диабате, Джелимади Сиссоко , Батру Секу Куяте и Нфа Диабате .
Брат Мамаду Сидики Диабате, Тумани Диабате, также является частью растущего музыкального наследия семьи. Тумани был первым исполнителем коры , получившим премию Грэмми в 2006 году, и он сотрудничал с музыкантами со всего мира, включая Тадж-Махал , Кетаму и Розуэлла Радда .
Тумани возглавлял множество групп, в том числе Symmetric Orchestra , сочетающий в себе как современный западный, так и традиционный малийский стили. Симметричный оркестр — это большой ансамбль « биг-бэнда », чье звучание напоминает новаторские национальные, региональные и муниципальные оркестры Мали 1960-х и 70-х годов. В составе группы присутствуют как западные инструменты ( электрогитары , ударные установки и синтезаторы ), так и традиционные малийские инструменты (такие как кора , джембе , балафон и нгони ). Тумани комментирует: «Симметричный оркестр отражает дух новой демократии Мали с 1992 года – дух равенства и творчества. Сегодня в Мали есть публика, которая любит традиционную музыку – гриот-музыку – но не гриотскую среду. не стесняйтесь наслаждаться этой музыкой без обязательств, связанных с традицией, и это дает нам свободу представлять традицию по-новому». [ 2 ]
Симметричный оркестр — лишь один из примеров слияния традиций и инноваций Тумани; Альбом Тумани New Ancient Strings (1999) является ответом на классическую запись его отца Ancient Strings . Люси Дуран пишет, что альбом «уходит корнями в вневременную классическую традицию Мали, которую когда-то, в доколониальную эпоху, играли при дворах королей и императоров; но он переработан в соответствии с современными стилями, которые сейчас популярны. в Бамако – теплице многих лучших музыкантов Западной Африки». [ 2 ]
Сидики и Тумани сделали выдающуюся и новаторскую карьеру музыкантов, и наследие семьи Диабате продолжается не только Тумани и Маду, но и Сидики Диабате, сыном Тумани, который также играет на коре . Сидики является реальным источником вдохновения для детской книги «Урок коры Сидикибы» Райана Томаса Скиннера .
Звук Манде
[ редактировать ]Звук Манде, с которым часто ассоциируется Мамаду Сидики Диабате, является одной из нескольких региональных разновидностей афро-попа . Манде — широкое культурное обозначение нескольких этнических групп в Западной Африке, включая (хотя и не исключительно) мандинка или малинке, сараколе, бамбара и дьюла, проживающих в основном в Гамбии, Сенегале, Гвинее, Мали, северных регионах Кот-д'Ивуара, и западные регионы Буркина-Фасо.
Звук Mandé характеризуется ритмами самбы , вокальной гармонией параллельных третей и плавными, виртуозными соло электрогитары. В нем используются модальные гаммы (особенно распространен лидийский лад с приподнятой четвертой, взятый из традиционной музыки). В этом стиле часто используются традиционные инструменты Манде, такие как кора , нгони (щипковая лютня) и балафон ( ксилофон в рамке ). Хотя женщины занимают видное место в качестве солисток в традиционной музыке Манде, они с меньшей вероятностью будут фигурировать в Звуке Манде. Репертуар во многом основан на традиционной музыке джали, либо в популярных аранжировках традиционных песен, либо в новых композициях в традиционном мелодическом стиле.
Группа Mandé Sound зародилась в Гвинее вместе с созданием первой в Африке национальной танцевальной труппы (в которую входили музыканты), основанной Кейтой Фодебой с намерением вывести западноафриканскую музыку на мировую арену. В 1958 году и несколько лет спустя Гвинея отпраздновала свою независимость, выпустив альбомы традиционных и популярных исполнителей на лейбле Tempo Records в Голливуде. В 1970 году Гвинея стала пионером в производстве африканской популярной музыки, основав первый африканский лейбл Syliphone . К 1985 году Syliphone выпустила более 80 пластинок популярных групп со всей Гвинеи с Mandé Sound. Брат Маду, Тумани Диабате, впервые записался на этом лейбле со своей неизменно популярной группой Bembeya Jazz National .
Мамаду Сидики Диабате вместе со своим отцом Сидики Диабате и Тумани Диабате являются одними из многих более традиционно ориентированных исполнителей коры , связанных со звуком Манде.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обратное дело» . Исследования Манде . 19 . 2017. doi : 10.2979/mandestudies.19.2017.bm . ISSN 1536-5506 .
- ^ Перейти обратно: а б Р. Скиннер, «Артистика: популярная музыка и личность в постколониальном Бамако, Мали». (Диссертация Колумбийского университета, 2009 г. Диссертации и диссертации Колумбийского университета, ProQuest. Web. 5 декабря 2010 г.) с. 212
Библиография
[ редактировать ]- Белчер, Стивен. «Обзор: Империя разума: новая работа в области исследований манде». Исследования африканской литературы 34.4 (2003): 129–44. ДЖСТОР. Веб. 5 декабря 2010 г.
- Эванс, Дэвид. «Обзор: африканская музыка». Журнал американского фольклора 90.356 (1977): 223–36. ДЖСТОР. Веб. 3 декабря 2010 г.
- Mali Latino — совершенно новый проект с участием Маду Сидики Диабате, Ахмеда Фофаны и Алекса Уилсона, 9 декабря 2010 г.
- Найт, Родерик. «The Mande Sound: африканская популярная музыка на пластинках». Этномузыкология 33.2 (1989): 371–76. ДЖСТОР. Веб. 4 декабря 2010 г.
- Скиннер, Р.. Артистия: Популярная музыка и личность в постколониальном Бамако, Мали . Дисс. Колумбийский университет, 2009. Диссертации и диссертации Колумбийского университета, ProQuest. Веб. 5 декабря 2010 г.
- "Мамаду Сидики Диабате" КСК РЕКОРДС. Веб. 3 дек. 2010.