Jump to content

Хосе Афонсо

(Перенаправлено с Зеки Афонсо )

Хосе Афонсо
Хосе Афонсо
Хосе Афонсо
Справочная информация
Имя при рождении Жозе Мануэль Серкейра Афонсу душ Сантуш
Также известен как Зека Афонсу
Рожденный ( 1929-08-02 ) 2 августа 1929 г.
Авейру , Португалия
Умер 23 февраля 1987 г. ) ( 1987-02-23 ) ( 57 лет
Сетубал , Португалия
Жанры
Род занятий Певица, автор песен, педагог, активистка
Инструмент(ы) Вокал, гитара
Годы активности 1953–1987

Хосе Мануэль Серкейра Афонсу душ Сантуш (2 августа 1929 — 23 февраля 1987), профессионально известный как Жозе Афонсу , а также широко известный как Зека Афонсу , был португальским певцом и автором песен. Он широко известен как одна из самых влиятельных фигур в истории фолк- и протестной музыкальной сцены Португалии . Его музыка сыграла значительную роль в сопротивлении диктаторскому режиму Estado Novo , сделав его иконой в Португалии.

Песня Афонсу « Grândola, Vila Morena » использовалась в качестве радиосигнала португальскими вооруженными силами во время операции военного переворота утром 25 апреля 1974 года, которая привела к революции гвоздик и переходу к демократии в Португалии. Впоследствии музыка Афонсу, наряду с «Grândola, Vila Morena», стала символом революции, антифашизма , португальского рабочего движения и левых политических сил .

Биография

[ редактировать ]

1929–1940: Молодость

[ редактировать ]

Хосе Афонсу родился в Авейру 2 августа 1929 года. Его родителями были Хосе Непомучено Афонсу душ Сантуш, мировой судья , и Мария дас Дорес Дантас Серкейра, учительница начальной школы. [ 1 ]

В 1930 году его родители отправились в Анголу , португальскую колонию того времени, где его отец работал судьей в городе Силва-Порто (современный Куито ). По состоянию здоровья Афонсу остался в Авейру, в доме недалеко от Фонте-дас-Синко-Бикас, со своей тетей Жиже и дядей Шико, «республиканцем и антиклерикалом». В 1933 году Афонсу по просьбе матери отправился в Анголу. На корабле он встретил миссионера, который стал его спутником во время путешествия. Афонсу пробыл три года в Анголе, где начал свое начальное образование. [ 1 ]

В 1936 году он вернулся в Авейру. В 1937 году он во второй раз уехал жить за границу, на этот раз в Мозамбик , еще одну португальскую колонию в Африке, где тогда жили его родители с его братьями и сестрами Жуаном и Мариазинья. [ 1 ]

Он вернулся в Португалию в 1938 году, на этот раз в дом своего дяди Филомено, мэра города Бельмонте . Там он закончил четвертый класс. Его дядя, ярый сторонник фашистов, заставил его присоединиться к « Mocidade Portuguesa ». [ 1 ] политическая идеологическая организация военизированного типа, молодежная задуманная правым режимом Салазара и Estado Novo для обеспечения близких к режиму кадров и будущих лидеров.

1940–1956: годы Коимбры.

[ редактировать ]
Посвящение азулежу в доме, где жил Хосе Афонсу в Коимбре

В 1940 году он отправился в Коимбру , чтобы продолжить учебу. Он учился в лицее Д. Жуана III и жил со своей тетей Аврилете. Его семья переехала из Мозамбика в Восточный Тимор , который в то время также был заморской территорией Португалии, где его отец продолжил свою работу в качестве судьи. Мариазинья поехала с ними, а его брат Жуан вернулся в Португалию. После оккупации Тимора японцами Афонсу не получал известий от своих родителей в течение трёх лет, вплоть до окончания Второй мировой войны в 1945 году. [ 1 ]

Когда он учился на 5-м курсе лицея, Афонсу начал петь серанады как бичо (что означает нечеловеческое уродливое или пугающее существо) - звание, используемое в Университета Коимбры практике для лицеистов. Он стал известен как « бихо-кантор» (поющее существо). [ 1 ]

С 1946 по 1948 год он работал над окончанием лицея, пропустив два года. Он встретил Марию Амалию де Оливейру, на которой тайно женился из-за противодействия родителей. Он путешествовал с некоторыми из наиболее важных университетских музыкальных групп, таких как Orfeon Académico de Coimbra , и играл в футбол за Associação Académica de Coimbra . [ 1 ]

В 1949 году он начал изучать историю и философию в Университете Коимбры. Вместе с Академическим Орфеоном Коимбры он побывал в Анголе и Мозамбике. [ 1 ]

В январе 1953 года у него родился первый сын Хосе Мануэль. Позже в том же году были выпущены его первые записи. Это были две на 78 об/мин пластинки песен фадо Коимбры , копий которых сегодня не существует. [ 1 ]

С 1953 по 1955 год проходил обязательную военную службу. Его мобилизовали в Макао , в то время территорию Португалии, но из-за проблем со здоровьем его выписали. Впоследствии он находился в Коимбре до завершения военной службы. Его дочь Елена родилась в 1954 году. За это время он испытал множество экономических трудностей и в конце концов развелся с женой. [ 1 ]

1956–1968: Работа учителем, первые альбомы и первые политические действия.

[ редактировать ]

В 1956 году Афонсу выпустил свой первый EP « Fados de Coimbra» . После службы в армии начал работать учителем. С января по сентябрь 1957 года он работал в частной школе в Мангуальде , а затем с октября 1957 по июль 1959 года работал в Промышленно-торговой школе Лагоса. Из-за финансовых проблем он отправил своих детей на заморскую территорию Португалии Мозамбик в 1958 году. , жить с родителями. [ 1 ] В том же году он был очарован Умберто Дельгадо президентской кампанией ; Дельгадо проиграл из-за массовых фальсификаций на выборах, совершенных авторитарным режимом Estado Novo .

С октября 1959 года по июль 1960 года он работал в Технической школе Алькобасы . Именно в 1959 и 1960 годах он начал петь в своем фирменном музыкальном стиле, окрашенном политическим и социальным подтекстом, гастролируя со многими популярными группами по стране и постепенно становясь любимцем рабочего класса и сельского населения. [ нужна ссылка ] В течение месяца он гастролировал по Анголе с Orfeon Académico de Coimbra. В 1960 году он выпустил еще один EP, Balada do Outono. [ 1 ]

С 1961 по 1962 год он следил за демократическими студенческими забастовками и демонстрациями с требованием свержения авторитарного режима Estado Novo, которые жестоко подавлялись полицией. Он продолжил выпускать многие из своих песен и представил важные новые гитарные аранжировки. Он играл в Швейцарии, Германии и Швеции с фадо группой гитаристов , в которую входили Адриано Коррейя де Оливейра , Хосе Низа, Хорхе Годиньо, Дюрваль Морейриньяс и певица Эсмеральда Амоэдо. [ 1 ]

В 1962 году он выпустил новый EP под названием Baladas de Coimbra . В 1963 году он завершил учебу в университете, написав диссертацию о Жан-Поле Сартре , получившую оценку 11 из 20. В том же году он также завершил развод со своей женой. Мария Амалия. [ 1 ]

В 1964 году он выпустил свой первый студийный альбом Baladas e Canções («Баллады и песни»). В мае 1964 года Афонсу выступил в Sociedade Musical Fraternidade Operária Grandolense (Музыкальное общество рабочего братства Грандолы ) в Грандоле , где он нашел вдохновение для сочинения своей самой известной песни « Grândola, Vila Morena ». Песня будет записана спустя годы для его альбома Cantigas do Maio и станет одним из сигналов начала Революции гвоздик в апреле 1974 года. [ 2 ]

С 1964 по 1967 год Афонсу был в Лоренсу-Маркеше (ныне Мапуту) и Бейре в Мозамбике со своей второй женой Зелией, где он воссоединился со своими детьми. В последние два года своего пребывания в заморской провинции он преподавал в Бейре и сочинял музыку к Бертольта Брехта пьесе «Исключение и правило» . В 1965 году у него родилась дочь Жоана, и к 1967 году, ознаменованному колониальной реальностью и португальской колониальной войной , он вернулся в Лиссабон. Он оставил своего старшего сына Хосе Мануэля с бабушкой и дедушкой в ​​Мозамбике. [ 1 ]

Вернувшись в Португалию, Афонсу устроился на должность учителя средней школы в Сетубале , где у него развился серьезный кризис со здоровьем, из-за которого он был госпитализирован на 20 дней. После выписки из больницы он узнал, что его исключили из преподавания в государственной школе, поскольку цензоры режима не одобряли его левые политические идеалы и считали его песни крайне подрывными. книга Cantares de José Afonso Позже вышла («Песни Хосе Афонсо»). Руководство Коммунистической партии Португалии предложило ему стать членом партии, но Афонсу отказался. Он подписал контракт со звукозаписывающей компанией Orfeu, которая запишет 70% его произведений. [ 1 ]

1968–1974: плодотворный период и антирежимная деятельность.

[ редактировать ]

В 1968 году, после того как его уволили с государственной преподавательской работы, Афонсу стал частным репетитором и начал более регулярно петь с популярными группами с южного берега реки Тежу , региона, который имел более сильное влияние Коммунистической партии Португалии. Около Рождества Афонсу выпустил альбом Cantares do Andarilho («Песни странника») в сотрудничестве с Руи Пато, первый альбом, записанный для лейбла Orfeu. У Афонсу был особый контракт с Орфеу, поскольку ему платили 15 000 эскудо в месяц, огромную сумму по тем временам, при условии, что он будет записывать по одному альбому в год. [ 1 ]

был заменен сторонник жесткой линии Антониу де Оливейра Саласар на более умеренного Марсело Каэтано В 1969 году, когда на посту главы режима Estado Novo , нация получила легкий вкус демократии, например, разрешение на восстановление демократического движения профсоюзов. Хосе Афонсо присоединился к движению и поддерживал его всеми возможными способами, одновременно принимая участие во второй волне студенческого восстания против режима в городе Коимбра университетском . В том же году его альбом Contos Velhos Rumos Novos вышел («Новые курсы старых сказок»). Впервые в альбоме Хосе Афонсо был использован другой инструмент, кроме гитары. как лучший альбом года За этот альбом он был удостоен награды Casa da Imprensa - награду, которую он повторил в 1970 и 1971 годах. Его четвертый и последний сын Педро также родился в 1969 году. [ 1 ]

В 1970 году Афонсо выпустил альбом Traz Outro Amigo També m ( «Приведи еще одного друга»), который был записан в Лондоне на студии Pye Studios. запретила выезд Это был первый альбом без постоянного соавтора Руи Пато, которому тайная полиция Португалии . 21 марта Casa da Imprensa (представляющая португальскую прессу) вручила Афонсу почетную награду за его «высококачественную работу певца и композитора, а также за его решающее влияние на португальскую популярную музыку». Он участвовал в международном фестивале на Кубе . [ 1 ]

В конце 1971 года альбом Cantigas do Maio вышел («Майские песни»). Альбом был записан в Шато д'Эрувиль , недалеко от Парижа . Этот альбом обычно считается лучшим альбомом в его карьере. В 1972 году он выпустил альбом Eu Vou Ser Como a Toupeira («Я буду таким же, как крот»), записанный в Мадриде на студии Cellada Studios. [ 1 ]

В 1973 году Хосе Афонсу продолжил свое «паломничество», пея по всей Португалии. Многие из его выступлений были принудительно отменены PIDE /DGS . В апреле он был арестован и приговорен к 20 дням заключения в тюрьме Кашиас (тюрьма, которая в основном используется для содержания политических заключенных). В тюрьме он написал стихотворение Era Um Redondo Vocábulo . К Рождеству он выпустил альбом Venham Mais Cinco («Let Five More Come»), записанный в Париже и над которым сотрудничал Хосе Марио Бранко . Жанин де Валейн из группы Blue Stars of France, известная вокалистка французского шансона, выступила в качестве гостя на заглавном треке. [ 1 ]

29 марта 1974 года Афонсу принял участие в концерте в Coliseu dos Recreios в Лиссабоне , названном « Первая встреча португальской песни» . Это мероприятие спонсировалось Casa da Imprensa , в котором приняли участие несколько народных певцов, авторов песен и музыкантов, настроенных против Estado Novo . [ 3 ] На мероприятии все еще действовала государственная цензура, и Афонсу запретили исполнять некоторые из своих песен с более политическим посланием, такие как «Venham Mais Cinco» и «A Morte Saiu à Rua». Однако "Grândola, Vila Morena" не рассматривалась как подрывная песня, и ее было разрешено исполнять. [ 2 ] Почти месяц спустя, 25 апреля 1974 года, португальский режим Estado Novo был свергнут в результате почти бескровного военного переворота, известного как Революция гвоздик . «Grândola, Vila Morena» была одной из двух песен, которые использовались в радиопередачах Движением вооруженных сил Португалии во время операции государственного переворота, и с тех пор считается гимном революции. [ 4 ]

1974–1980: Революционный период.

[ редактировать ]
Жозе Афонсо (первый слева) вместе с Фаусто Бордало Диасом , Сержио Годиньо , Виторино и другими, 1979 год.

В декабре 1974 года Афонсу выпустил альбом Coro dos Tribunais («Хор здания суда»), который был записан в Лондоне, снова в студии Pye Studios, с музыкальными аранжировками Фаусто Бордало Диаса . В альбом вошли две брехтские песни, написанные в Мозамбике в период с 1964 по 1967 год: «Coro dos Tribunais» и «Eu Marchava de Dia e de Noite». [ 1 ]

С 1974 по 1975 год он принимал непосредственное участие в народно-революционном движении. PREC (Продолжающийся революционный процесс) стал его страстью. Он выступил 11 марта 1975 года (день неудавшегося государственного переворота под руководством Антонио де Спинолы ). [ 5 ] в RALIS, оплоте левых сил. Афонсу наладил сотрудничество с крайне левым движением LUAR (Лига революционных действий и единства). ЛУАР выпустил сингл «Viva o Poder Popular» («Слава народной власти»). В Италии революционные организации Lotta Continua , Il Manifesto и Avanguardia Operaia выпустили альбом República , записанный в Риме 30 сентября и 1 октября 1975 года. Деньги, полученные от продажи альбома, пошли на поддержку бастующих работников газеты República . [ 1 ]

В 1976 году он поддержал Отело Сарайвы де Карвальо кандидатуру на пост президента. Отело был важным командующим военными операциями Революции гвоздик, и Афонсу снова поддержал его в 1980 году. Он выпустил альбом Com как Minhas Tamanquinhas («С моими маленькими сабо»). [ 1 ]

Альбом Enquanto Há Força («Пока есть сила»), выпущенный в 1978 году и являющийся еще одним сотрудничеством с Фаусто, демонстрирует некоторые опасения Афонсу по поводу колониализма и империализма, а также представляет собой критику католической церкви. В нем принимают участие другие португальские артисты, такие как Адриану Коррейя де Оливейра и Сержио Годиньо . [ 1 ]

альбом Fura Fura В 1979 году в сотрудничестве с Жулио Перейрой и группой Trovante был выпущен («Drill Drill»). В него вошли восемь песен, предназначенных для театральных постановок. Он участвовал в фестивале «АнтиЕвровидение» в Брюсселе . [ 1 ]

1980–1987: последние годы Зеки.

[ редактировать ]

В 1981 году, после двух лет отсутствия в центре внимания, Афонсу вернулся к своим корням в Коимбре с альбомом Fados de Coimbra e Outra Canções («Coimbra fados и другие песни»). Играл в Париже в Театре де ла Виль . [ 1 ]

В 1982 году у него начали развиваться первые симптомы бокового амиотрофического склероза , тяжелого заболевания, которое будет беспокоить его всю оставшуюся жизнь. Он выступал в Брюгге на фестивале Printemps. [ 1 ]

23 января 1983 года Афонсу, уже ослабленный болезнью, отыграл аншлаговый концерт в Coliseu dos Recreios в Лиссабоне. Это шоу было записано и увековечено в концертном альбоме Ao Vivo no Coliseu, выпущенном позже в том же году. Последний концерт Афонсу состоялся 25 мая 1983 года в Coliseu do Porto в Порту . [ 1 ] В конце 1983 года он выпустил альбом Como Se Fora Seu Filho («Как будто он был его сыном»). Город Коимбра наградил его Золотой медалью города. «Спасибо, Зека, возвращайся, когда пожелаешь, это твой дом», - сказал ему мэр Коимбры Мендес Силва; на что Афонсу ответил: «Я не хочу становиться учреждением, но я очень благодарен за это почтение». Президент Португалии Рамальо Эанес хотел наградить его Орденом Свободы , но Афонсу отказался заполнить бумаги. Также в 1983 году Афонсу был восстановлен на своей официальной преподавательской должности, откуда он был исключен в 1968 году; его отправили в школу в Азейтане преподавать историю и португальский язык. Его болезнь обострилась. [ 1 ]

его последний альбом Galinhas do Mato В 1985 году вышел («Царские цесарки»). Афонсу не смог спеть все песни на альбоме, и его заменили Луис Репресас, Хелена Виейра, Янита Саломе, Хосе Марио Бранко, Не Ладейрас и Марта Саломе. Музыкальные аранжировки сделали Жулио Перейра и Фаусто. [ 1 ]

В 1986 году он поддержал кандидатуру в президенты Марии де Лурдес Пинтасильго , прогрессивной католички; [ 1 ] она не была избрана.

Хосе Афонсо умер в Сетубале в 3 часа ночи 23 февраля 1987 года в возрасте 57 лет, став жертвой склероза , диагностированного в 1982 году. Его похороны в Сетубале состоялись на следующий день, и на них присутствовало более 30 000 человек. Процессии потребовалось два часа, чтобы преодолеть 1300 метров. Его гроб был покрыт красным флагом без каких-либо символов, как он и хотел, и его несли, среди прочих, его коллеги-музыканты Сержиу Годиньо , Жулиу Перейра, Хосе Мариу Бранко , Луис Силия и Франсиско Фанхайс. [ 1 ] Афонсу похоронен на кладбище Носса-Сеньора-да-Пьедаде в Сетубале. [ 6 ]

Наследие

[ редактировать ]
Памятник Зеке в Грандоле

18 ноября 1987 года была создана Ассоциация Хосе Афонсу с целью реализации намерений Афонсу в области португальской музыки и искусства.

В 1991 году город Амадора открыл статую Хосе Афонсо высотой 3,7 метра (12 футов) в Центральном парке города.

30 июня 1994 года в рамках Лиссабона-94, культурной столицы Европы , состоялся фестиваль в честь Жозе Афонсу. Многие португальские музыканты, как ветераны, так и молодые артисты, приняли участие в фестивале дани под названием «Filhos da Madrugada» («Дети рассвета», название одной из самых известных песен Афонсу). Ранее в том же году у BMG был выпущен альбом с тем же названием, что и на фестивале, и с теми же артистами, исполняющими свои версии песен Афонсо. На этом мероприятии выступили Brigada Victor Jara , Censurados, Delfins , Diva, Entre Aspas, Essa Entente, Frei Fado D'El Rei, GNR, Madredeus , Mão Morta , Opus Ensemble, Peste & Sida, Resistência, Ritual Tejo, Сержио Годиньо , Sétima Legião , Besieged , Tubarões , UHF , Vozes da Rádio и Xutos & Pontapés . Тринадцатью годами ранее Афонсу заметил: «Если рок - это музыкальный стиль, который предпочитает молодежь, то нам следует требовать рок-музыки хорошего качества».

В 1995 году Хосе Марио Бранку, Амелия Муге и Жоау Афонсу, племянник Хосе Афонсу, выпустили еще один альбом в честь Афонсу под названием Maio, Maduro Maio , в который вошли многие из его песен и две ранее не издававшиеся: «Entre Sodoma e Gomorra» и «Дни не всегда минувшие дни».

К 10-летию со дня смерти Афонсу, в 1997 году, EMI впервые выпустила в формате компакт-диска альбом 1964 года Baladas e Canções .

В 1998 году Виторино и Янита Саломе приняли участие в концерте в честь Хосе Афонсо, включенном в программу Expo'98.

В 2007 году он был избран 29-м величайшим португальцем .

Дискография

[ редактировать ]

Студийные альбомы

[ редактировать ]
  • Баллады и песни (1964)
  • Кантарес-ду-Андарильо (1968)
  • Старые сказки, новые направления (1969)
  • Приведите еще одного друга (1970)
  • Кантигас-ду-Майо (1971)
  • Я буду как крот (1972)
  • Еще пять, давай (1973)
  • Придворный хор (1974)
  • С моими большими размерами (1976)
  • Пока есть силы (1978)
  • Фура Фура (1979)
  • Коимбра Фадос и другие песни (1981)
  • Как будто его сын был (1983)
  • Галиньяс ду Мату (1985)

Живые альбомы

[ редактировать ]
  • Хосе Афонсо в Гамбурге (1982)
  • Вживую в Колизее (1983)

Расширенные пьесы

[ редактировать ]
  • Фадус Коимбры (1956)
  • Баллада об осени (1960)
  • Баллады о Коимбре (1962)
  • Доктор Хосе Афонсу в Baladas de Coimbra (1963)

Посмертные релизы

[ редактировать ]
  • Вампиры (1987)
  • Покров и ряса (1996)
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «биография | AJA» (на европейском португальском языке) . Проверено 18 марта 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «БЛИЦ – 25 апреля. «Грандола, Вила Морена»: полная история песни с несколькими жизнями» . Газета «Блиц» (на европейском португальском языке) . Проверено 5 апреля 2021 г.
  3. ^ Ж. Лейтан, М. Ромейрас, Отчет I Encontro da Canção Portuguesa , Государственный секретариат информации и туризма, 1 апреля 1974 г.
  4. ^ Уэт, Натали (25 апреля 2017 г.). «Португалия празднует революцию гвоздик и предостерегает от популизма» . Евроньюс . Проверено 6 апреля 2021 г.
  5. ^ «11 марта 1975 года. День, который заставил трепетать ПС, СДС и СДП» . Jornal SOL (на португальском языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
  6. ^ «Человек, который пел о свободе, умер 30 лет назад» . www.jn.pt (на португальском языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef3a875b8c8c7c8600e50ce1536d9cad__1719821280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/ad/ef3a875b8c8c7c8600e50ce1536d9cad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
José Afonso - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)