Амалия Родригес
Справочная информация | |
---|---|
Имя при рождении | Амалия да Пьедаде Ребордан Родригес |
Также известен как | Раинья ду Фаду (Королева Фаду) |
Рожденный | 23 июля 1920 г. |
Источник | Лиссабон , Португалия |
Умер | 6 октября 1999 г. | (79 лет)
Жанры | Фаду |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Годы активности | 1939–1999 |
Этикетки | Валентин де Карвалью |
Веб-сайт | https://www.amalia.com/ |
Амалия да Пьедаде Ребордан Родригес GCSE GCIH (23 июля 1920 - 6 октября 1999), более известная как Амалия Родригес ( Португальское произношение: [ɐˈmaliɐ ʁuˈðɾiɣɨʃ] ) или в народе как Амалия , была португальской фадистой (певицей фаду). [ 1 ]
Она была известна как « Раинья ду Фаду» («Королева фаду»), сыграла важную роль в популяризации фадо во всем мире и на протяжении всей своей карьеры путешествовала по всему миру. Амалия остается самой продаваемой португальской художницей в истории. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Она выступала за восстановление монархии в Португалии. [ 5 ] Она была набожной католичкой, что отражалось в ее музыке. [ 6 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Хотя в официальных документах дата ее рождения указана как 23 июля, сама Амалия утверждала, что на самом деле ее день рождения приходится на 1 июля 1920 года. [ 7 ] Свидетельство о крещении Родригеша находится в приходской церкви Фундао , и документ был опубликован в журнале Фундао после смерти певца после его обнаружения в ходе расследования Сальвадо Х. Травассоса.
Она родилась в Пене , приходе в Лиссабоне , Португалия. Ее отцом был Альбертино де Хесус Родригеш, родом из района Каштелу-Бранку в Центральной Португалии, а матерью была Люсинда да Пьедаде Ребордао из прихода Фундан , также в районе Каштелу-Бранку. Ее семья по материнской линии имела корни в Соуто-да-Каса, приходе в Фундау, где дед Родригеша работал кузнецом. По свидетельству Хосе Филипе Дуарте Гонсалвеша, ее сестра Селеста родилась в Лиссабоне (помимо еще одного ребенка, который умер). Родригеш вырос в бедности и выполнял случайные заработки, например, продавал фрукты на набережных Лиссабона. [ нужна ссылка ]
Певческая карьера
[ редактировать ]Родригес начала петь примерно в 1935 году. Ее первое профессиональное выступление на сцене фаду состоялось в 1939 году, и она была гостем в сценических ревю. [ 8 ] Примерно в то же время она встретила Фредерико Валерио, композитора с классическим образованием, который осознал потенциал Амалии и сочинил множество мелодий, специально предназначенных для нее, добавив оркестровое сопровождение. Такие как «Fado do Ciúme», «Ai Mouraria», «Que Deus Me Perdoe» и «хотя я не знаю, почему Te Foste».
К началу 1940-х годов Амалия стала известной певицей в Португалии. Родригес начала сниматься в дебютном фильме в 1946 году под названием «Капас Неграс», за которым последовал ее самый известный фильм «Фадо» (1947). [ 9 ]
Она приобрела популярность в Испании и Бразилии (где в 1945 году она сделала свои первые записи на бразильском лейбле Continental), где провела некоторое время, и в Париже (1949), где она проживала. В 1950 году, выступая на международных благотворительных шоу «Плана Маршалла», она представила песню « Апрель в Португалии » под ее первоначальным названием «Коимбра». международной публике [ нужна ссылка ]
В начале 1950-х годов участие португальского поэта Давида Мурао-Феррейры ознаменовало новый этап в ее карьере, когда ведущие поэты писали специально для нее. [ 10 ]
Средние годы
[ редактировать ]Международная карьера
[ редактировать ]Амалия Родригеш впервые поехала за границу в 1943 году, чтобы выступить на гала-вечере посла Португалии в Мадриде Педро Теотониу Перейры . Ее аккомпанировали певец Жулиу Проэнса и музыканты Армандиньо и Сантос Морейра. [ 11 ] Она выступала в Бразилии в 1945 году, где сделала свои первые записи, в Берлине в 1950 году, а также выступала в Мексике и Франции. Она была первой португальской артисткой, появившейся на американском телевидении на канале ABC в 1953 году. Mocambo В 1954 году она пела в голливудском клубе .
Родригес появился в Анри Вернея фильме «Любовники Лиссабона» ( Les Amants du Tage ) в роли второго плана. Во Франции она была почти так же популярна, как и в Португалии, и выступала в престижном парижском зале «Олимпия». [ когда? ] Это привело к выпуску альбома « Великая Амалия Родригес Португалии вживую» в театре «Олимпия» в Париже в 1957 году. [ 12 ]
Во Франции в 1950–1960-е годы она выступала на телевидении и стала известной артисткой. Шарль Азнавур написал фадо на французском языке специально для ее «Aie Mourir Pour Toi», и она создала французские версии своих собственных песен (например, «Коимбра» стала «Аврил о Португалии». Она выступала в «Олимпии» в течение 10 сезонов с 1956 по 1992 год).
Затем она [ когда? ] сказала, что будет петь только время от времени. Она вернулась в 1962 году, сосредоточившись на записи и выступлениях в более медленном темпе.
1962 года Ее альбом-возвращение, Amália Rodrigues , был написан совместно с французским композитором Аленом Ульманом (1929–1990), который должен был стать ее главным автором песен и музыкальным продюсером. Он писал мелодии, чтобы создать поджанр фадо, известный как «Бусто» (Бюст). Родригеш также начала петь свои собственные стихи («Estranha Forma de Vida») об Амалии Родригеш , а также стихи, написанные другими поэтами, такими как Педро Омем де Мелло и Давид Моурао-Феррейра. На этом альбоме также вошли ее фирменные песни , такие как «Povo Que Lavas no Rio», «Maria Lisboa» и «Abandono». Ульман, левый интеллектуал, был арестован политической полицией Португалии (известной как ПИДЕ) в 1966 году и отправлен в изгнание, но он продолжал вносить свой вклад в деятельность Амалии.
Она возобновила свою сценическую карьеру в качестве певца в Израиле, Великобритании, Франции и вернулась в США для участия в променадных концертах в Hollywood Bowl и в Нью-Йорке в сопровождении Андре Костеланца в 1966 и 1968 годах. СССР и Румыния.
Актерская карьера
[ редактировать ]Она продолжила свою актерскую карьеру в таких фильмах, как «Санге Турейро» (1958) и «Фадо Корридо» (1964).
Родригес появился в артхаусном фильме Карлоса Вилардебо 1964 года «Очарованные острова», основанном на рассказе Германа Мелвилла . Ее запись стихов поэта XVI века Луиса де Камоэнса в 1965 году вызвала массу газетной полемики. Ее сингл 1968 года Vou dar de bebe à dor побил все рекорды продаж, а ее альбом 1970 года Com que voco получил ряд международных наград.
Получив премию Португалии за лучшую женскую роль в фильме «Фаду» в 1947 году, она снова была удостоена награды как лучшая киноактриса Португалии в 1965 году за фильм, в котором она не пела.
В перерывах она выступала и в других жанрах: записала несколько своих старых песен с оркестром, записала альбом с джазовым саксофонистом Доном Байасом «Encontro» (1968) и записала альбом американских песен с оркестром Норри Парамора «Амалия на Бродвее». который включает исполнение «Summertime», «The Nearness of You».
Важным альбомом 1960-х годов стал «Com Que Voz» (1969), в котором были повторены многие из ее успехов и добавлены еще несколько, все стихи португалоязычных поэтов и музыка Алена Ульмана. В 1960-е годы Родригес была на пике своих вокальных и исполнительских способностей. [ 13 ]
Поздние годы
[ редактировать ]В 1970-е годы Родригес сосредоточился на живых концертных выступлениях. В период после событий 25 апреля 1974 года ее ложно обвинили в том, что она была тайным агентом ПИДЕ ; [ 14 ] это несправедливое обвинение вызвало у нее тяжелый приступ депрессии. В то время как Салазар был премьер-министром, Родригеш оказывал финансовую поддержку Коммунистической партии Португалии . [ 15 ] В то же время она время от времени выражала некоторое восхищение самим Салазаром, как сообщается, писала ему любовные письма, когда он был госпитализирован в 1968 году. которого он называл «этим существом»), считая его центральную концепцию «саудаде» (ностальгия или болезненная тоска по прошлому) антисовременной и «оказывает смягчающее влияние на португальский характер», которая «подорвала все энергия из души и привела к инерции». [ 16 ]
С 1970-х годов Родригес добился особенно заметного успеха в Италии и Японии. Она записала альбом традиционных итальянских песен A Una Terra Che Amo (1973) и сделала версии своих собственных песен на итальянском языке. Она записала живые выступления для альбома Amália in Italia (1978). Ее возвращение в студию звукозаписи с португальским материалом произошло в 1977 году с Cantigas numa Língua Antiga .
Вскоре после этого релиза у Родригеш случились первые по-настоящему серьезные проблемы с физическим здоровьем, из-за которых она снова ненадолго отсутствовала на сцене и вынудила ее сосредоточиться на выступлениях, особенно в Португалии. За этими проблемами последовали два очень личных альбома: Gostava de Ser Quem Era (1980) (буквально «Я хотел бы быть тем, кем я был») и «Lágrima» (1983): во всех этих песнях использовались стихи, которые она сама написала. В перерывах она снова спела песни Фредерико Валерио в альбоме Fado (1982).
В 1980-е и 1990-е годы она воцарилась как живая легенда. Ее последняя совершенно новая студийная запись, Lágrima , была выпущена в 1983 году. За ней последовала серия ранее утерянных или неизданных записей и два сборника лучших хитов.
Болезнь
[ редактировать ]Родригес вернулся в «Олимпию» в Париже в 1985 году, чтобы дать серию концертов. С 1985 по 1994 год она пользовалась большим международным успехом. За эти годы она дала концерты во Франции, Италии, Японии, Нидерландах, Бельгии, Германии, Бразилии, Аргентине, Израиле и США, помимо Португалии.
В 1990 году празднование ее 50-летия карьеры началось с большого концерта в лиссабонском Coliseu dos Recreios в возрасте 69 лет. На сцене она была награждена Президентом Республики. Ее голос изменился: он стал ниже и приобрел новую интенсивность.
Несмотря на ряд заболеваний, связанных с ее голосом, Родригес продолжала записываться даже в 1990 году. В конце концов она отказалась от публичных выступлений, хотя ее карьера приобрела популярность благодаря официальной биографии историка и журналиста Витора Павау душ Сантуша и пятичасовому телесериалу. документируя ее полувековую карьеру с использованием редких архивных кадров (позже вошедших в 90-минутный документальный фильм « Искусство Амалии »). Его директор, Бруно де Алмейда , также продюсировал «Амалия, Живи в Нью-Йорке фильм-концерт » о ее выступлении в Ратуше в 1990 году .
В 1990 году Родригес выпустил последний альбом оригиналов Obsessão . В декабре 1994 года она дала свой последний концерт в возрасте 74 лет во время концертов в культурной столице Европы Лиссабоне. Вскоре после этого, в 1995 году, ей сделали операцию на легких. Были проведены телевизионные передачи, интервью и дань уважения. Она выпустила новый альбом с оригинальными записями 1960-х и 1970-х годов Segredo (1997) и сборник своих стихов, в том числе спетых ею: Amália: Versos (1997).
В 1998 году Родригеш был удостоен национальной дани на Всемирной выставке в Лиссабоне ( Экспо '98 ), а в феврале 1999 года был признан одним из 25 самых важных личностей Португалии демократического периода . Вскоре после этого она записала свое последнее интервью для телевидения. В апреле 1999 года «Синематека Парижа» почтила ее память, показав несколько ее фильмов.
Смерть
[ редактировать ]6 октября 1999 года Родригес умерла в возрасте 79 лет в своем доме в Лиссабоне. Правительство Португалии, возглавляемое тогда премьер-министром Антониу Гутерришем , незамедлительно объявило трехдневный национальный траур. [ 17 ] [ 18 ] Ее дом на Руа-де-Сан-Бенту теперь является музеем. Она похоронена в Национальном Пантеоне вместе с другими известными португальскими деятелями.
Ее устроили государственные похороны, на которых присутствовали десятки тысяч человек, а позже в 2001 году ее перевели в Национальный Пантеон; первая женщина, когда-либо включенная в число величайших португальских деятелей, - исключительная честь, удостоенная парламента.
Гражданские награды и награды
[ редактировать ]- Дама Военного ордена Святого Иакова Меча , Португалия (16 июля 1958 г.) [ 19 ]
- Офицер Военного ордена Святого Иакова Меча , Португалия (16 февраля 1971 г.) [ 19 ]
- Великий кавалер ордена принца Генриха , Португалия (9 апреля 1981 г.) [ 19 ]
- Большой крест Военного ордена Святого Иакова Меча , Португалия (4 января 1990 г.) [ 19 ]
- Большой крест ордена принца Генриха , Португалия (27 июля 1998 г.) [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]По ее завещанию был создан Фонд Амалии Родригес (Fundação Amália Rodrigues). Фонд управляет ее наследием и активами, за исключением авторских прав, завещанных двум ее племянникам. К моменту своей смерти в 1999 году Родригеш получила более 40 наград и наград Франции (включая Орден Почетного легиона), Ливана, Португалии, Испании, Израиля и Японии.
В 2004 году итальянский режиссер Франческо Веццоли выпустил короткометражный черно-белый фильм «Амалия Траида» . В 2007 году она заняла 14-е место на в Португалии выборах по версии Os Grandes Portugals (Величайшие португальцы). [ 20 ] фильм о ее жизни Амалии , в котором ее сыграла Сандра Барата. Год спустя, в 2008 году, вышел [ 21 ]
когда-то считал Родригеса Журнал Variety одним из голосов века. Она остается одной из самых интернациональных португальских артисток и певиц, а в Португалии - национальной иконой. Она поместила фадо на карту мира как музыкальный жанр, и ее произведения продолжают вдохновлять и сегодня других исполнителей и певцов, многие из которых поют ее репертуар.
Родригеш остается одним из самых известных артистов и певцов Португалии. Она родилась в скромной семье и стала одной из крупнейших знаменитостей Португалии, всемирно признанной артисткой и певицей. Ее карьера длилась 55 лет, и она записывала песни на нескольких языках (особенно на португальском, французском, английском, испанском и итальянском). Версии ее собственных песен, например «Coimbra» («Апрель в Португалии»), добились успеха во Франции, Италии, США, Бразилии, Аргентине, Испании, Мексике, Румынии, Японии и Нидерландах, а также в других странах.
Семья
[ редактировать ]У родителей Амалии Родригес было девять детей, но только пятеро достигли совершеннолетия: Висенте, Филипе, Хосе и Антониу (умерли в младенчестве), Амалия, Селеста, Аниньяс (умерли в шестнадцать лет), Мария да Глория (умерла вскоре после рождения), и Одета. В 1940 году она вышла замуж за Франсиско Круса, токаря и гитариста-любителя, с которым рассталась в 1943 году и с которым развелась в 1946 году. В 1961 году в Рио-де-Жанейро она вышла замуж за Сезара Сибру и оставалась замужем до его смерти в 1997 году. [ 7 ]
Дискография
[ редактировать ]Эта дискография еще не завершена.
Одиночные игры[ редактировать ]
|
EP[ редактировать ]
|
пластинки и компакт-диски[ редактировать ]
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харрис М. Ленц (1998). Некрологи в исполнительском искусстве . МакФарланд и компания. п. 185. ИСБН 978-0-7864-0748-4 .
- ^ Амалия Родригес
- ^ Амалия Родригес - 14 лет тоски
- ↑ Фаду Амалии Родригес продолжает завоевывать сердца поклонников.
- ^ Литораль, Real Associação Beira (22 июня 2011 г.). «Королевская ассоциация Бейры Литораль: Амалия Родригес, великая монархистка!» . Королевская ассоциация Бейры Литораль . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ «Духовный «бриколаж» Амалии и католицизм» . Сете Маргенс (на европейском португальском языке). 5 июля 2021 г. . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Биография Амалии Родригес» . Ат-Тамбур (на португальском языке) . Проверено 15 ноября 2009 .
- ^ «Амалия Родригес» . Великий португалец (на португальском языке). Архивировано из оригинала 10 августа 2010 года . Проверено 15 ноября 2009 .
- ^ Габриэла Крус, «Приостановленный голос Амалии Родригес» в книге «Музыка в печати и за ее пределами: Хильдегард фон Бинген для Битлз» , 180–199.
- ^ Грей, Лила Эллен (16 октября 2013 г.). Звучит Фаду: аффективная политика и городская жизнь . Дарем. ISBN 9780822354598 . OCLC 846489749 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Амалия Родригес» . Портал Фадо .
- ^ на Monitor Records (теперь в разделе Smithsonian Folkways).
- ^ «Португальская соул-музыка Фаду» . Португалия.com . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Дикэр, Дэвид (2010). Ранние годы народной музыки: пятьдесят основателей традиции . МакФарланд и компания . п. 167. ИСБН 9780786457373 .
- ^ Ларраури, Ева (8 октября 1999 г.). «Сарамаго сообщает, что Амалия Родригеш давала деньги коммунистам» . Эль Паис (на португальском языке).
- ^ Льюис, Джон (27 апреля 2007 г.). "Порочная любовь" . Хранитель .
- ^ «Амалия Родригес» . Экономист . 14 октября 1999 г.
- ^ «Исчезновение Амалии Родригес» . Ат-Тамбур (на португальском языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2001 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «Граждане страны награждены португальскими орденами» . Официальная страница Почетных орденов Португалии . Проверено 31 июля 2016 г.
- ^ «90 плюс» . Великий португалец (на португальском языке). Архивировано из оригинала 20 декабря 2009 года . Проверено 15 ноября 2009 .
- ^ «Амалия – фильм» . Портал Фаду (на португальском языке) . Проверено 15 ноября 2009 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Радио Амалия FM (на португальском языке)
- Амалия Родригес на IMDb