Роберто Роэна
Роберто Роэна | |
---|---|
![]() Роэна в 2011 году | |
Рожденный | |
Умер | 23 сентября 2021 г. | (81 год)
Другие имена | «Эль Гран Байларин» («Великий танцор») |
Роберто Роэна Васкес (16 января 1940 г. - 23 сентября 2021 г.) [ 1 ] был пуэрториканским перкуссионистом сальсы , руководителем оркестра и танцором. Роэна была одним из первых участников Cortijo y su combo, а затем и El Gran Combo de Puerto Rico . Позже он стал лидером собственной группы Roberto Roena y Su Apollo Sound. [ 2 ] широко считается одной из лучших латинских сальса- групп в Пуэрто-Рико. Роэна также долгое время была участницей Fania All Stars сальсы , супергруппы , которая пользовалась всемирным успехом с 1970-х годов.
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Роэна родился в районе Дульсес Лабиос в Маягуэсе и сделал свои первые шаги в танцевальном искусстве, ставя танцевальные номера со своим братом Куки в его родном городе. Когда Роберто было девять лет, его семья поселилась в Сантурсе, где братья продолжали совершенствовать свои номера мамбо и ча-ча-ча, радуя публику конкурсами талантов. Это привело к их контракту на еженедельные выступления в телевизионной программе «La Taberna India» на WKAQ-TV . Во время трансляций перкуссионист Рафаэль Кортихо увидел Роэну в действии. Роэна, помимо того, что была танцовщицей , была талантлива в игре на перкуссионном барабане конга. Рафаэль Кортихо взял его под свое крыло и научил играть на бонго, а позже стал бонгоистом своей группы. Он также время от времени играл в бейсбол.
Кортихо и его комбо
[ редактировать ]Когда Роберто было 16 лет, Кортихо понадобился игрок на бонго для группы, которую он формировал. Визуализировав бонгоиста, который мог бы танцевать и играть на колокольчике одновременно, Кортихо нанял Роберто в свою новую группу и лично научил Роберто играть на обоих инструментах. Название группы произошло от названия существующей группы El Combo , в которой участвовали многие из первоначальных участников группы. В течение семи лет Роэна была частью группы Кортихо и его Combo с Исмаэлем Риверой в качестве вокалиста. В этом составе они гастролировали по основным сценам США, Европы и Южной Америки. Стоит отметить, что Cortijo y Su Combo , в основном состоящая из афро-пуэрториканцев , была первой в своем роде, которой удалось получить доступ к сценам, где выступали только белые артисты, в Пуэрто-Рико и за его пределами. [ 3 ]
Великое комбо
[ редактировать ]Удача Combo закончилась арестом ее звездного вокалиста Исмаэля Риверы по обвинению в хранении наркотиков. В отсутствие «El Sonero Mayor» музыканты Кортихо обсуждали возможность остаться вместе. Некоторые участники группы решили дистанцироваться от своего заключенного в тюрьму вокалиста, и так родилась "El Gran Combo". Из благодарности и преданности Рафаэлю Кортихо, своему наставнику, Роэна не сразу присоединилась к новому Комбо. В конце концов Кортихо уехал в Нью-Йорк в поисках новых музыкантов, а через девять месяцев Роберто, оставшийся в Пуэрто-Рико, решил присоединиться к «El Gran Combo», которым тогда руководил пианист Рафаэль Итье . [ 4 ]
El Gran Combo стал новой сенсацией в латиноамериканской музыке, и Роэна был частью группы до 1969 года. Желая создать свой собственный оркестр сальсы, Роберто в 1967 году сформировал «Los Megatones», играя Latin Jazz по средам по вечерам в местном клубе. Через два года после создания "Los Megatones" из-за личных разногласий с Энди Монтаньесом, одним из вокалистов "El Gran Combo", Роберто покинул "El Gran Combo".
Роберто Роэна и его Apollo Sound
[ редактировать ]В 1969 году он сформировал группу под названием «Roberto Roena y Su Apollo Sound», возможно, одну из лучших латинских сальса- групп в Пуэрто-Рико. Новый оркестр Роберто Роэны получил название «El Apollo Sound», потому что запуск НАСА лунной миссии «Аполлон-11» совпал с днем первой репетиции оркестра. В конечном итоге группа записала такие хиты, как Y Tu Loco Loco , Traicion , Que Se Sepa и Herencia Rumbero .
Роберто Роэна также долгое время был участником Fania All Stars , шоукейс-группы лейбла Fania Records , которая пользовалась всемирным успехом с 1970-х годов. он записал свою фирменную песню «Coro Miyare» Вместе с группой ; В живых исполнениях песни Роэна играл на бонго и танцевал со своим дядей, легендарным танцором сальсы Анибалом Васкесом, в хореографической части, которая почти всегда вызывала овации публики.
Г-н Роэна сделал гигантский шаг в слиянии сальсы с джазом в 1970-х годах, объединив усилия с африканской суперзвездой (саксофонистом) Ману Дибанго, известным по " Soul Makossa ".
Даже не умея читать и писать музыку, а, вероятно, благодаря этому, Роэна умел окружить себя прекрасными музыкантами и аранжировщиками. В "Apollo Sound" приняли участие музыканты из ансамбля Тито Пуэнте, "Cortijo y Su Combo", "El Gran Combo" и "Los Sunsets" и других. Среди известных аранжировщиков и композиторов, составлявших его репертуар, были Марио Ортис, Бобби Валентин, Элиас Лопес, Луис «Перико» Ортис и Папо Лукка. С песней "Apollo Sound" Роберто привнес "новое" звучание в музыку сальсы, используя две трубы, тромбон и саксофон - комбинацию, которую он взял под влиянием духовой секции рок-группы Blood, Sweat and Tears (в честь из которых его группа записала успешную версию «Spinning Wheel»).
Роберто всегда считал разнообразие ключом к успеху, что привело его к включению в свой музыкальный репертуар всего, от гоу-гоу до романтического, как на английском, так и на испанском языках. Роберто Роэна и его первый альбом Apollo Sound произвели такие впечатляющие хиты, как «Tú loco loco y yo quietno», «El escapulario» и «El sordo». Фактически, именно Apollo Sound популяризировал классику Бобби Капо «Soñando con Puerto Rico».
Apollo Sound записывались под лейблом International Records (дочерней компанией Fania) в течение десяти лет, за это время они добились таких успехов, как "Traición", "Chotorro", "Mi Desengaño", "Fea", "Marejada feliz", "Cui cui, и «Эль прогрессо» и другие. Его популярность на радиоволнах сопровождала гастроли по США и Латинской Америке.
Музыкальность сальса-группы всегда дополняла зрелищность, присущая Роберто Роэне. Окрашивание волос в новые цвета, игра на ударных инструментах в нижнем белье и использование ремня безопасности, позволяющего «летать» по сцене Нью-Йорке, в Мэдисон-Сквер-Гарден — вот некоторые из трюков, которые он использовал, чтобы выделиться среди других групп в мода. Фактически, известный журналист, следивший за Apollo Sound, однажды заметил, что они были «первой группой в Пуэрто-Рико с системой психоделического света и гоу-гоу девушек».
Начиная с 1980-х годов популярность Роберто Роэны и его Apollo Sound снизилась, что отражает кризис, охвативший движение сальсы в целом. Тем не менее, Роберто поддерживал себя, сотрудничая и независимо записываясь с местными группами. В 1990 году Роэна попыталась возродить концепцию Apollo Sound. Он открывал концерт британского рок-певца Стинга в Coliseo Roberto Clemente, где представил свою хитовую сальса-версию « Every Breath You Take » (под забавного Стинга, наблюдающего со стороны).
В 1994 году он отпраздновал 25-летие со своим оркестром успешным концертом в Центре изящных искусств в Сан-Хуане. Это выступление было записано и выпущено, что сделало его музыку пригодной для нового поколения.
Роэна была занесена в Международный зал славы латиноамериканской музыки в 2003 году. [ 5 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Роэна родился в районе Дульсес Лабиос в Маягуэсе 16 января 1940 года. Его родителями были Ракель Мария Васкес Плаза и Франсиско Роэна. У Роэны было две дочери, Бренда и Глэдис, и два сына, Иван и Франциско. Роэна умерла в больнице в Каролине, Пуэрто-Рико, 23 сентября 2021 года после сердечного приступа. Он был похоронен на кладбище Монте-Кальварио в Кагуасе, Пуэрто-Рико. [ 1 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1966 - Становится хорошо
- 1970 - Звук Аполлона 1
- 1970 — «Аполлон Саунд 2»
- 1972 - Звук Аполлона 3
- 1972 - Аполлон Саунд 4
- 1973 - Аполлон Саунд 5
- 1974 - Аполлон Саунд 6
- 1974 - Вышел
- 1976 - Счастливая семерка [ 6 ]
- 1977 — 8-й. Удивляться
- 1977 - Аполлон Саунд 9
- 1978 - Звук Аполлона 10: Прогресс
- 1980 - Золото
- 1980 - В поисках номера Уно
- 1980 — Как мне повезло родиться
- 1982 – Супер Аполло 47-50 с Адальберто Сантьяго
- 1985 - На улице и счастливо
- 1987 - Возвращение
- 1990 – Новое десятилетие
- 1994 - Народ просит поиграть
- 1994 - Сборник Fania Legends of Salsa
- 1996 - Моя музыка тысяча девятьсот девяносто семь
- 2006 - Мистер Бонго
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Сальсеро Роберто Роэна умирает» . Первый час (на испанском языке). 24 сентября 2021 г. Проверено 29 сентября 2021 г.
- ^ Ларкин, Колин (1995). Энциклопедия популярной музыки Гиннесса . Паб Гиннесс. стр. 1837–. ISBN 9781561591763 . Проверено 8 июня 2012 года .
- ^ «Роберто Роэна умер: какова была причина его смерти?» . Мы публикуем новости . 24 сентября 2021 г. Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ «Роберто Роэна» . Национальный фонд популярной культуры (на испанском языке) . Проверено 29 сентября 2021 г.
- ^ «Международный зал славы латиноамериканской музыки объявляет призывников на 2003 год» . 3 марта 2003 г. Проверено 31 октября 2015 г.
- ^ Колин Ларкин -Энциклопедия популярной музыки - Том 7, 2006 г. - Страница 105 «... после шестого альбома Apollo Sound, и Хосе «Папо» Санчес присоединился к Гонсалесу в качестве соведущего вокалиста на Lucky 7 в 1976 году».