Цыганская музыка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |

Часть серии о |
цыгане |
---|
![]() |
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Цыганская музыка (часто называемая цыганской или цыганской музыкой , что иногда считается уничижительным термином) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] это музыка цыган , родом из северной Индии, но сегодня живущих в основном в Европе.
Исторически цыгане были кочевниками , хотя в настоящее время они в основном оседлы, но издавна выступали в качестве артистов и торговцев. Во многих местах проживания цыган они стали известны как музыканты. Большие пройденные расстояния привели к появлению множества влияний: арабских , византийских , французских , германских , греческих , венгерских , индийских , персидских , румынских , славянских , испанских , турецких и еврейских музыкальных форм. [ 7 ]
Трудно определить параметры единого цыганского музыкального стиля, поскольку существует множество различий в мелодических, гармонических, ритмических и формальных структурах от региона к региону. Тексты цыганских песен часто исполняются на одном или нескольких диалектах цыганского языка , а исполнение цыганской музыки часто сопровождается танцами. [ 8 ]
Типичное испанское фламенко — это в значительной степени музыка (и танец, или даже культура) цыганского народа Андалусии . [ 9 ]
Оригинальная цыганская музыка
[ редактировать ]Оригинальные цыганские народные песни, не заимствованные из стран, где проживают цыгане, относительно редки. Эта особая народная музыка в основном вокальная и состоит из медленных жалобных песен и быстрых мелодий, которые могут сопровождаться танцами. Быстрые мелодии сопровождаются цоканьем языком, аплодисментами , басами, постукиванием деревянных ложек и другими приемами. [ 10 ]
Есть пять основных компонентов, которые можно найти в цыганской музыке на разных территориях. Первый - это использование трех голосов или частей: мелодической линии, терса и квинты либо посредством вокализации, либо посредством инструментов. Второй — синкопия, когда музыка начинается сразу после такта, сохраняя при этом постоянный ритм. В-третьих, музыка исполняется разными фразами, а это означает, что появление и завершение разных музыкальных тем ощущается в разное время на протяжении песни либо через ритм, либо через инструменты. Четвертый — гармония, где вместо мажорного часто используется минорный ключевой центр. Последнее – пение, где подчеркиваются природные вокальные данные. [ 11 ]
Развитие цыганской музыки восходит к игре на таких инструментах, как лютни, в конце 1400-х годов в Венгрии и Италии. Рома выступали с нецыганами в качестве артистов в любом аспекте выступления. В конце концов, по мере того, как организованная религия набирала обороты, представлениям стали уделять меньше внимания и иногда запрещались для нецыганского населения, поэтому цыгане заполонили все профессиональные развлекательные заведения. Они также выступали на таких жизненных событиях, как свадьбы, крещения, похороны и обрезания. Поскольку для цыган не существует единого национального государства, им часто приходилось создавать собственное жизненное пространство внутри стран, в которых они поселились. Музыкальные и культурные влияния были взяты из стран, где они жили, и включены в их собственную музыку, например, в инструменты, языки и тематику самой музыки. Некоторые песни включают цыганский язык. [ 12 ]
Музыка в стиле кантри
[ редактировать ]Большая часть цыганской музыки основана на народной музыке стран, где цыгане проживали или поселились. Местная музыка принимается и исполняется – обычно инструментальная – и постепенно трансформируется в цыганские стили, которые обычно более сложны, чем оригинальные стили. В свою очередь, цыганская музыка оказала большое влияние на местную музыку. Среди них наиболее известны венгерские версии, хотя примеры цыганской музыки в других странах также сохранились.
Этот региональный аспект цыганской музыки ярко выражен в документальном фильме «Лачо Дром» , в котором рассказывается о цыганской музыке от Северной Индии через Египет, Турцию, Румынию, Венгрию, Словакию и Францию, заканчиваясь в Испании. [ 13 ]
Испания
[ редактировать ]Цыгане Испании (иберийский народ Кале) внесли значительный вклад в андалузскую музыкальную традицию, известную как фламенко . И широко признана как цыганская музыка, поскольку была создана цыганами в ответ на угнетение. Фламенко тесно связано с этой этнической принадлежностью, и значительная часть известных исполнителей фламенко — люди иберийской капусты. [ 14 ]
Болгария
[ редактировать ]Из-за значительного количества цыган в Болгарии музыка этой этнической группы очень популярна. Музыку Чалгаматы также играют цыганские музыканты в Болгарии. [ 15 ]
Румыния
[ редактировать ]
Лаутари были традиционными цыганскими музыкантами, игравшими на различных мероприятиях (свадьбах, похоронах и т. д.).
Жанр манеле , очень популярный в Румынии, поддерживают и цыганские этнические музыканты.
Считается, что он был создан турецкими цыганами и привнес восточные влияния, смешанные с цыганской музыкой и танцами. Обычно их считают низшим классом из-за того, что они связаны с цыганами.
Россия
[ редактировать ]Хором в России был хор Соколовского .
общественный цыганский театр «Ромэн» В 1931 году в Москве был создан , включающий цыганскую музыку и танец в театральные постановки.
Сербия
[ редактировать ]Музыкальные стили рома распространились по Сербии в период Османской империи. [ 16 ]
Турция
[ редактировать ]Рома известны по всей Турции своей музыкальностью. отголоски классической турецкой музыки Их городская музыка доносила до публики через мейхане или таверну . Этот тип музыки фасил (стиль, который не следует путать с формой фасил классической турецкой музыки) в сочетании с едой и алкогольными напитками часто ассоциируется с низшим классом турецкого общества, хотя его также можно найти в более «респектабельных» заведениях. в наше время.
Рома также оказали влияние на сам фасил. Танцевальная музыка ( ойюн хаваси ), исполняемая в мюзик-холлах в конце каждого фасила, сочетается с османскими ракками или танца живота мотивами . Ритмическое остинато, сопровождающее инструментальную импровизацию ( ритимли таксим ) для танца живота, аналогично классической газели , вокальной импровизации в свободном ритме с ритмическим сопровождением. Популярными музыкальными инструментами в этом фасиле являются кларнет, скрипка, канун и дарбука . Кларнетист Мустафа Кандыралы – известный музыкант-фасил. [ 17 ]
Балканы
[ редактировать ]Типичный тип цыганской музыки известен как Таллава . Таллава была основана цыганским меньшинством в Косово в 1990-х годах. [ 18 ] Жанр Таллавы позже был принят в группе Ашкали. Таллава распространена в Албании. На этот жанр оказали влияние другие музыкальные жанры, такие как греческий (Лайко, арабеск-поп [некоторая тяжелая разновидность под названием Скиладико]) и болгарский ( Чалга ). В ней также смешались турецкая ( «Арабески» ), арабская ( арабская поп-музыка ), сербская ( «Турбо-фолк» ) и албанская музыка .
Венгрия
[ редактировать ]
Оркестр и фольклорный ансамбль Райко известен сохранением венгерской цыганской музыки, танцевальной и костюмной культуры с 1952 года. Их работа продолжает традиции вековых поколений. Их выступления можно увидеть на многих площадках, в том числе в Дунайском дворце. [ 19 ] Будапешта в сезон с 1 мая по 31 октября.
Еще одно известное музыкальное образование рома - Андо Дром. Фонд Андо Дром, основанный Йенё Жиго в 1993 году, служит для продвижения цыганского искусства, поощрения молодых талантов и предоставления цыганам возможности познакомиться со своей собственной культурой в обществе, посредством постановок группы Андо Дром, в частности, группы, новаторской в переосмыслении. цыганской музыки и танца. Их музыка современна по своей природе. Помимо цыганских народных песен, они исполняют своего рода городскую цыганскую музыку, которая отражает современную реальность общества. Они избегают реконструкции манер старых музыкантов и певцов или их стиля.
Традиционно существует два типа цыганской музыки: одна предназначена для нецыганской аудитории, другая — внутри цыганской общины. Музыка, исполняемая для посторонних, называется «цыганской музыкой» — разговорное название, происходящее от Ференца Листа . Музыку, которую они играют между собой, они называют «народной музыкой». [ 20 ] Хотя цыганские музыканты в Венгрии упоминались в книгах с 15 века, музыкальное занятие как занятие не получило широкого распространения среди цыган до второй половины 18 века. Цыгане начали развивать этническую музыкальную культуру с 1970-х годов и получили статус национального меньшинства в Венгрии . Двумя известными цыганскими музыкантами 18 века были Михай Барна и Панна Цинка . В оркестре последнего было две скрипки («прим» и «контра»), цимбал и контрабас.
Бум цыганской музыки в последние десятилетия XVIII века был спровоцирован венгерским националистическим движением. В музыке и танце начали развиваться новые жанры. Цыганские группы выступали во многих местах, например, в парках, на набережных. Под покровительством аристократов цыганские музыканты начали больше узнавать о венском классицизме и европейской музыкальной культуре. Уникальная гармонизация венгерской «цыганской музыки» начала отличаться от ее балканского аналога. Это было одним из основных факторов успеха венгерской «цыганской музыки» в Западной Европе. Эта музыка была экзотической, но все же доступной для масс. Еще одним фактором, способствовавшим успеху, стала традиция играть без очков. Это еще больше популяризировало цыганских музыкантов, поскольку они учились и играли музыку на слух. Цыганские оркестры сначала состояли из струнных, арфы и дуда . Позже арфу заменили цимбалами . Гармонии, сопровождающие мелодии, стали более доминирующими в их музыке. Дуду заменили кларнет и тарогато . На инструментарий повлияли западные классические влияния, поэтому самой популярной формой была: две скрипки ( прима и контра ), цимбалы , контрабас. У более крупных групп были кларнет, виолончель, а позже еще одна скрипка ( третья мажор ).
В начале 19 века цыганские музыканты стали представителями национальной музыки. Во время Венгерской революции 1848 года в Венгрии цыганские оркестры играли свою музыку для солдат до и после битвы, чтобы воодушевить и развлечь их. После поражения в войне эти музыканты завоевали большое уважение в стране. Цыганская музыка стала символом желаемой свободы. [ 21 ] новый жанр под названием magyar nota Примерно к середине века возник . Композиторы того времени хотели больше походить на западноевропейскую музыку, расширив форму народной песни и приняв некоторые элементы западного стиля. Этот жанр также исполнялся цыганскими музыкантами, поэтому его также стали называть «цыганской музыкой». Самым известным цыганским композитором этого столетия был Писта Данко (1858–1903).
Западная Европа
[ редактировать ]Gypsy Jazz популярен во Франции. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Оркестр ста цыганских музыкантов
- Фламенко
- Римский джаз
- Цыганский панк
- Предстоятель
- скрипач
- Цыганский гимн
- Цыганское общество и культура
- Довольно громко
- Цыганский хип-хоп
- Лачо Дром
- Хачаа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Далзелл, Том (2007). Новый словарь сленга и нетрадиционного английского языка Партриджа (переиздание под ред.). Лондон [ua]: Рутледж. п. 943. ИСБН 978-0415259378 .
- ^ Карманный справочник Merriam-Webster по использованию английского языка . Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер. 1998. с. 178 . ISBN 0877795142 .
- ^ Гарнер, Брайан А. (2009). Современное американское использование Гарнера (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 405. ИСБН 978-0195382754 .
- ^ Баскин, [автор] Х. Е. Ведек при содействии Уэйда. Словарь цыганского быта и преданий . Нью-Йорк: Философская библиотека. ISBN 0806529857 .
- ^ Гарнер, Брайан А. Словарь современного юридического использования (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 400. ИСБН 0195384202 .
- ^ Болаффи, Гвидо (2002). Словарь расы, этнической принадлежности и культуры (1-е изд., [Начдр.]. Изд.). Лондон: Сейдж. п. 291. ИСБН 0761969004 .
- ^ Доктор философии, Брюс Д. Хилд (27 ноября 2012 г.). Цыгане Белых гор: история кочевой культуры . Издательство Аркадия. ISBN 978-1-61423-804-1 . Проверено 4 декабря 2023 г. - через Google Книги.
- ^ «Что такое цыганская музыка?» . Romanimusic.tumblr.com . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ Штурман, Джанет (2019). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . Публикации SAGE. ISBN 978-1-4833-1774-8 – через Google Книги.
- ^ Zigeunermusik , Balint Sarosi, Будапешт, 1970, в английском, немецком и венгерском издании, см. главу 3.
- ^ "Rroma MusicDie Musik der RromaLa Musique des Rroma" . Рома.орг . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ Уилкинсон, АйК (2009). Цыганская музыка. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн.
- ^ Цыганская музыка на IMDb
- ^ Пиотровска, АГ (2013). Цыганская музыка в европейской культуре: с конца восемнадцатого до начала двадцатого века . Издательство Северо-Восточного университета. п. 81. ИСБН 978-1-55553-838-5 .
- ^ Сильверман, Кэрол (24 мая 2012 г.). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . ОУП США. ISBN 978-0-19-530094-9 . Проверено 4 декабря 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Коскофф, Э. (2008). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами . Том. 1. Нью-Йорк; Лондон: Рутледж. п. 472. ИСБН 978-0-415-99403-3 .
- ^ Бротон, Саймон; Эллингем, Марк; Трилло, Ричард (4 декабря 1999 г.). Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток . Грубые гиды. ISBN 978-1-85828-635-8 . Проверено 4 декабря 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Самсон 2013 , с. 79.
- ^ «Программы в Будапеште» . Gotohungary.net . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ «Музыка цыган в Венгрии [Ромбасе]» . rombase.uni-graz.at . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ «Геза Чемер: Главы из истории венгерской цыганской музыки» . www.sulinet.hu . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ Райс, Тимоти; Портер, Джеймс; Герцен, Крис (25 сентября 2017 г.). Энциклопедия мировой музыки Garland: Европа . Рутледж. ISBN 978-1-351-54426-9 . Проверено 14 декабря 2023 г. - через Google Книги.
Библиография
[ редактировать ]- Бротон, Саймон, «Короли и королевы дороги». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 146–158. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- Балинт Сароши, "Zigeunermusik" (цыганская музыка), Будапешт, 1970, на английском, немецком, венгерском языках.
- Самсон, Джим (2013). Музыка на Балканах . БРИЛЛ. стр. 77–79. ISBN 978-90-04-25038-3 .