Философия психоделиков
Часть серии о |
Философия |
---|
![]() |
Философия психоделиков – это философское исследование психоделического опыта . Хотя психоделические , энтеогенные или галлюциногенные вещества использовались многими традиционными культурами на протяжении всей истории в основном в религиозных целях, зафиксированные философские предположения и анализ этих веществ, их феноменологических эффектов и значимости этих измененных состояний сознания для философских вопросов являются относительно поздним явлением. в истории философии . Традиционные культуры, использующие психоделические вещества, такие как амазонские и коренные мексиканские народы, считают, что употребление в пищу лекарственных растений, таких как аяуаска и пейот, позволяет человеку общаться с существами духовного мира .
Индийская философия
[ редактировать ]Индийский йогин и ученый Патанджали в своих «Йога-сутрах» (4.1) упоминает, что мистические силы ( сиддхайя ) могут возникать из определенных «трав» или «целебных растений». [1] ( осадхи ):
- джанмаушадхи-мантра-тапах самадхи джах сиддхайах||
- Мистические силы возникают благодаря рождению, травам, мантрам , совершению аскезы и самадхи . [2]
Более поздние комментаторы сутр йоги, такие как Вьяса, упоминают эликсиры асуров , а также заявляют, что эти травяные смеси можно найти в этом мире. Ади Шанкара тем временем ссылается на ведический напиток Сома . [2]
Ваджраяны В буддийских тантрах упоминается нектар « амрита » (буквально «бессмертный», «бессмертный»), который пили во время ритуалов и который в традиции ассоциируется с «духовным опьянением». [3] В биографии ученого Гампопы упоминается, как один из его учителей заявил: «Вы можете обрести состояние будды , приняв лекарственную таблетку, которая сделает вас бессмертным, как солнце и луна». [4] Это отсылка к практике расаяны Ваджраяны ( санскр. «алхимия») для создания определенных зелий или таблеток. Согласно исследованию индо-тибетской расаяны, проведенному М. Л. Уолтером, прием этих веществ «укрепляет йогина и обеспечивает ему сиддхи , а также приводит его к конечной цели». [5] По словам Чогьяма Трунгпы (1939–1987), современного учителя традиции Кагью :
Амрита... используется для дарования второй абхишекы, тайной абхишекы. Эта передача растворяет разум ученика в сознании учителя линии. В общем, амрита — это принцип опьянения крайних убеждений, веры в эго и растворения границы между заблуждением и здравомыслием, чтобы можно было реализовать совозникновение. [6]
19 век
[ редактировать ]Европейская литература, такая как «Исповедь английского любителя опиума» Томаса Де Куинси (одного из первых английских комментаторов Канта ). [7] и Сэмюэля Тейлора Кольриджа описали Кубла Хан использование и феноменальный характер веществ, изменяющих сознание, таких как опиум . Де Квинси считал, что опиум позволяет получить доступ к самым ранним воспоминаниям и, следовательно, ни одно воспоминание никогда не забывается по-настоящему:
Мельчайшие события детства или забытые сцены последующих лет часто оживали; нельзя сказать, что я их вспомнил; ибо если бы мне сказали о них, когда я проснулся, я не смог бы признать их частью своего прошлого опыта. Но когда они были передо мной, в мечтах, подобных интуиции, и облаченные во все их мимолетные обстоятельства и сопутствующие чувства, я мгновенно узнал их […] Я уверен, что для ума не существует такой вещи, как забывание. [8]
Жак-Жозеф Моро , опубликовавший свои эксперименты с психическими больными и лекарствами, считал, что «опыт гашиша был способом получить представление о психических заболеваниях». [9]
Французский поэт Бодлер писал о влиянии гашиша и опиума в «Искусственных парадах» (1860) и выдвигал теории о том, как их можно использовать, чтобы позволить человеку достичь «идеальных» состояний ума. Шарль Бодлер был членом « Клуба хашишинов », парижской литературной группы, занимавшейся исследованием измененных состояний сознания, в которую входили Жак-Жозеф Моро и такие литературные деятели, как Виктор Гюго , Александр Дюма , Жерар де Нерваль , Оноре де Бальзак , и Теофиль Готье . [10] Мнение Бодлера о препарате было в целом отрицательным, поскольку он считал, что он ослабляет и ослабляет художественные способности, личную волю и даже саму личность любителя гашиша. Он сравнивал это с самоубийством и ложным счастьем и считал вино настоящим опьяняющим средством для художников. [11]
В Соединенных Штатах «Пожиратель гашиша» стала популярной автобиографическая книга Фитца Хью Ладлоу (1857) . Ладлоу писал, что пользователь марихуаны искал «способности души к более широкому существованию, более глубокому пониманию, более грандиозным взглядам на Красоту, Истину и Добро, чем она сейчас получает через щели своей клетки». [12] Американец Уильям Джеймс был одним из первых академических философов, написавших о воздействии галлюциногенных веществ в своей книге «Субъективные эффекты закиси азота» (1882), в которой он пишет, что газ может вызывать «чрезвычайно захватывающее ощущение интенсивного метафизического освещения». Истина открыта взгляду в глубину почти ослепляющих свидетельств. Разум видит все логические отношения бытия с кажущейся тонкостью и мгновенностью, с которыми его нормальное сознание не имеет аналогов». [13] философии Гегеля Далее он говорит, что этот опыт дал ему ощущение истинности . В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он также пишет:
Закись азота и эфир, особенно закись азота... в необычайной степени стимулируют мистическое сознание. … [В] трансе закиси азота мы имеем настоящее метафизическое откровение. … [Наше] нормальное бодрствующее сознание, рациональное сознание, как мы его называем, представляет собой лишь один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшим из экранов, лежат потенциальные формы сознания, совершенно разные. [14]
Хотя предполагалось, что у Фридриха Ницше были психоделические переживания, вызванные наркотиками, которые он использовал для лечения различных заболеваний, более вероятно, что его употребление наркотиков ограничивалось опиумом, а не классическими психоделиками. Однако он размышлял о значении измененных состояний, особенно в отношении «наркотических зелий», принимаемых для достижения единства с ближним и с природой. В «Рождении трагедии» он писал: «Теперь, когда звучит евангелие всеобщей гармонии, каждый человек становится не только примиренным со своим ближним, но фактически единым с ним – как если бы завеса Майи была разорвана и остались лишь клочья». плывущий перед видением мистического Единства» Рождение Трагедии . [15]
20 век
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2017 г. ) |
После использования мескалина в 1953 году Олдос Хаксли написал «Двери восприятия» , в которых выдвинул теорию о том, что психоделические соединения могут вызывать мистические переживания и знания, «о чем говорили провидцы, медиумы и даже мистики» и что восточная философия описывала терминами как сатчитананда , божественность, таковость , шуньята , анатта и дхармакая . [16] [ нужна страница ] Хаксли также цитирует философа Ч.Д. Броуда , который считал, что мозг и нервная система могут действовать как редукционный клапан всех стимулов во Вселенной:
Согласно такой теории, каждый из нас потенциально является Разумом в целом . Но поскольку мы животные, наше дело — выжить любой ценой. Чтобы сделать биологическое выживание возможным, Разум в целом должен быть направлен через редукционный клапан мозга и нервной системы. На другом конце выходит жалкий ручеек того сознания, которое поможет нам остаться в живых на поверхности этой Конкретной планеты. [16] [ нужна страница ]
Хаксли писал, что некоторые люди могли с помощью наркотиков, медитации и т. д. обойти редукционный клапан и испытать нечто, выходящее далеко за пределы повседневного сознания. Этот опыт Хаксли считал источником всего мистицизма, теории, названной вечной философией . Он также обсуждает искусство и законность различных наркотиков на Западе, а также доказывает важность самопревосхождения. Философский роман Хаксли «Остров» также описывает утопическое общество, использовавшее психоделическое вещество в духовных целях. [ нужна ссылка ]
В начале 1960-х годов группа, которая в конечном итоге стала называться «Гарвардский психоделический клуб», в которую входили Тимоти Лири , Хьюстон Смит и Рам Дасс, давала психоделики студентам Гарварда. Группа экспериментировала с психоделиками в таких экспериментах, как Гарвардский проект псилоцибина . Последняя работа Хьюстона Смита «Очищение дверей восприятия » описывает Гарвардский проект, в котором он участвовал. [ нужна ссылка ]
В книгах Рама Дасса « Будь здесь сейчас» Тима Лири и «Психоделический опыт: руководство, основанное на Тибетской книге мертвых» психоделические переживания сравниваются с восточной философией и мистическими состояниями сознания. Эти книги еще больше популяризировали идею о том, что восточные, особенно индийские, философские и духовные идеи можно получить с помощью психоделиков. Одним из таких переживаний, описанных в «Психоделическом опыте», является опыт смерти или деперсонализации эго. [ нужна полная цитата ]
Идея о том, что психоделический опыт может предоставить доступ к восточным духовным прозрениям, также продвигалась популярным философом Аланом Уоттсом в его работах, таких как «Радостная космология» , который также утверждал, что не следует оставаться зависимыми от них в духовном росте: «Если вы получите сообщение, повесьте трубку. Ведь психоделические наркотики — это просто инструменты, такие как микроскопы, телескопы и телефоны. Биолог не сидит, постоянно прикованный к микроскопу, он уходит и работает над тем, что увидел». [17]
Различные психологи в 1960-е годы также изучали психоделические вещества и работали с психоделической терапией , а позже разработали различные теории об их эффектах и значении. Станислав Гроф известен своей обширной работой в области ЛСД-психотерапии и разработкой теории, согласно которой психоделический опыт позволяет заново пережить родовую травму и исследовать глубины бессознательного. Гроф наблюдал четыре уровня опыта ЛСД, которые для него соответствуют областям человеческого бессознательного: (1) абстрактные и эстетические переживания (2) психодинамические переживания (3) перинатальные переживания и (4) трансперсональные переживания. Гроф определил последний уровень как «опыт, включающий расширение или расширение сознания за пределы обычных границ эго и за пределы ограничений времени и/или пространства». [18] Область трансперсональной психологии фокусируется на этом типе опыта. Гроф включил в свои более поздние произведения такие темы, как сознание, мистика и метафизика. [ нужна ссылка ]
Ученый и философ Джон К. Лилли обсуждал свои эксперименты с психоделиками и измененными состояниями сознания в книге «Центр циклона: автобиография внутреннего пространства и программирования и метапрограммирования в человеческом биокомпьютере» . Среди других психологов, которые изучали и писали об использовании психоделиков, — Уолтер Панке , Ральф Мецнер и Клаудио Наранхо . [ нужна ссылка ]
По словам писателя Джеймса Орока, 1990-е годы ознаменовали второй этап современной психоделической культуры. Философская основа этой новой волны психоделической мысли была основана на работах Александра Шульгина , Алекса Грея и Теренса МакКенны . [19]
Современный
[ редактировать ]![]() | В этом разделе приведены самостоятельные примеры популярной культуры . ( Март 2017 г. ) |
Часть серии о |
Психоделия |
---|
Нейробиолог Рик Страссман написал о своих исследованиях психоделического N,N-диметилтриптамина в своей книге «ДМТ: молекула духа» (2001). В своей книге Страссман исследует возможную связь между естественным ДМТ в мистических и предсмертных переживаниях и психоделическими состояниями, вызванными внешним введением ДМТ. Он также описывает психоделические переживания добровольцев в своих экспериментах и их встречу с некоторыми странными «существами» после введения ДМТ. [ нужна ссылка ]
В 2012 году издательство Калифорнийского университета опубликовало книгу «Нейропсиходелия» . антрополога Николаса Ланглица [20] В этой книге Ланглиц излагает результаты своей полевой работы с учеными, участвовавшими в возрождении научных исследований психоделиков, а также свои собственные философские размышления. Он объясняет, что точка зрения Олдоса Хаксли, выраженная в «Дверях восприятия », о мозге как о «редукционном клапане», который, когда он освобождается при приеме психоделиков, вызывает « вечный » мистический опыт , – оказала большое влияние среди современных психофармакологов. Эти ученые, пишет Ланглиц, дали взгляду Хаксли материалистическую «нейробиологическую реинтерпретацию», которую Ланглиц называет «мистическим материализмом». [21]
Философ Томас Метцингер обсуждал эффекты таких веществ, как ЛСД, диметилтриптамин и мескалин в своей книге «Быть никем» (2003), а также псилоцибина в «Туннеле эго» (2009). [22] [ нужна страница ] [23] [ нужна страница ] Метцингер описывает галлюцинаторный компонент психоделического опыта как «эпистемически бессодержательный», то есть не являющийся надежным источником знаний. [21]
Американский писатель Сэм Харрис обсуждал использование психоделиков в своей книге 2014 года « Пробуждение: Путеводитель по духовности без религии» , в которой также делается попытка привести доводы в пользу натурализованной духовности . [ нужна ссылка ]
Книга философа Питера Сьёстедта-Хьюза « Ноуменавтика » была опубликована независимым издательством Psychedelic Press в 2015 году и обсуждает психоделическую феноменологию и ее метафизические последствия. В 2021 году они опубликовали его «Способы чувствительности», посвященные аналогичным темам. [ нужна ссылка ]
В своей неакадемической энциклопедии психоделической культуры и мысли « Психоделия » (2012) Патрик Лундборг разработал психоделическую философию, которую он назвал «Единой психоделической теорией» (UPT), которая опирается на платонизм , феноменологию Гуссерля и Мерло-Понти , Пола Д. Маклина. Теория тройственного мозга , работы Ойгена Финка и других мыслителей. [ нужна ссылка ]
книгу философа Криса Летеби «Философия психоделиков» опубликовало В 2021 году издательство Oxford University Press . [24] Философия психоделиков организована как защита от того, что Летеби называет «возражением против утешительного заблуждения» против психоделической терапии. Возражение состоит в том, что психоделическая терапия действует, вызывая ненатуралистические метафизические убеждения, и поэтому она является эпистемически неполноценной, если человек принимает философско- натуралистическое мировоззрение. [4] Летеби приходит к выводу, что возражение об утешительном заблуждении несостоятельно и что эпистемический статус психоделической терапии, учитывая философский натурализм, хорош. [3]
отредактированный том Кристины Хаускеллер и Питера Шёстедта-Хьюза « Философия и психоделики» опубликовало В 2022 году издательство Bloomsbury . [25]
См. также
[ редактировать ]- Когнитивная свобода
- Психоделическое искусство
- Психоделическая литература
- Психоделики и экология
- Психоделическая терапия
- Психонавтика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Артур Энтони Макдонелл, Артур Берридейл; Ведический указатель имен и предметов, том 1; Том 5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брайант, Эдвин Ф.; Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии, глава IV
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гимиан, Кэролайн Роуз; Важнейший Чогьям Трунгпа, Глоссарий
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт, Дж. М. Жизнь Гампопы, Несравненный Господь Дхармы Тибета, Snow Lion Publications, Итака, Нью-Йорк, США, 1995, стр. 53.
- ^ Уолтер, М.Л., Предварительные результаты исследования двух систем Расаяны в индо-тибетском эзотеризме, опубликованные в журнале «Тибетские исследования в честь Хью Ричардсона» (М. Арис, редактор), Aris & Phillips Ltd., Уорминстер, Англия, 1980, стр. 319
- ^ Трунгпа, К.; Священное мировоззрение: храм и практика Ваджрайогини (в «Шелковом пути и Алмазном пути», Д. Е. Климбург-Солтер, редактор), Художественный совет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, 1982, стр. 236
- ^ Стерлинг, Джеймс Хатчисон (1867). «Де Куинси и Кольридж о Канте», Fortnightly Review, Vol. 8, стр. 377–97.
- ^ Куинси, Томас де. Признания английского любителя опиума и другие сочинения. Лондон: Penguin Books, 2003, 76.
- ^ Нахас, Габриэль Г. Марихуана - обманчивая трава. Нью-Йорк: Raven Press, 1973. См.: Бодлер о наркотиках: потребление марихуаны в эпоху колониализма http://evitanza.bol.ucla.edu/baudelaire.html#_ftn15
- ^ Левинталь, CF (2012). Наркотики, поведение и современное общество. (6-е изд.). Бостон: Отделение Пирсон-Колледжа.
- ^ Витанца, Бодлер о наркотиках: потребление марихуаны в эпоху колониализма
- ↑ Ладлоу, Фитц Хью «Провидец», Пожиратель гашиша 1857 г.
- ^ Джеймс; Субъективные эффекты закиси азота (1882 г.), https://erowid.org/chemicals/nitrous/nitrous_article1.shtml
- ^ Джеймс, Уильям; Разнообразие религиозного опыта, гл. XVI
- ^ Траэрн, Твен; Психоделический Ницше
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаксли, Олдос (1954). Двери восприятия . Вечная классика. ISBN 0-06-059518-3 .
- ^ Радостная космология: приключения в химии сознания (цитата новая для издания 1965/1970 года (стр. 26) и не содержится в оригинальном издании книги 1962 года).
- ^ УЧАСТНИКИ PSYPRESSUK; «Царства человеческого бессознательного», Станислав Гроф. ОПУБЛИКОВАНО 19 ЯНВАРЯ 2011 г. · ОБНОВЛЕНО 5 ФЕВРАЛЯ 2015 г., http://psypressuk.com/2011/01/19/literary-review-realms-of-the-human-unсознательное-by- Станислав-Гроф/
- ^ Орок, Джеймс; Вторая психоделическая революция, http://realitysandwich.com/216613/the- Second-psychedelic-revolution-part-one-the-end-of-acid/
- ^ Ланглиц, Николас (2012). Нейропсиходелия: возрождение исследований галлюциногенов со времен Десятилетия мозга (1-е изд.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520274822 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ланглиц; Николас; ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ПСИХЕДЕЛИКЕ В ФИЛОСОФИИ? Полевые работы в области нейро- и многолетней философии, http://www.nicolaslanglitz.de/nicolaslanglitz.de/Texts_files/Langlitz%202016%20-%20IS%20THERE%20A%20PLACE%20FOR%20PSYCHEDELICS%20IN%20PHILOSOPHY%3F.pdf .
- ^ Метцингер, Томас (2003). Быть никем: теория субъективности самомодели . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-13417-9 .
- ^ Метцингер, Томас (2009). Туннель эго: наука о разуме и миф о себе . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0465020690 .
- ^ Летеби, Крис (2021). Философия психоделиков . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/med/9780198843122.001.0001 . ISBN 978-0-19-884312-2 .
- ^ Философия и психоделики: основы исключительного опыта . Кристин Хаускеллер, Петер Шёстедт-Х. Лондон. 2022. ISBN 978-1-350-23163-4 . OCLC 1291222794 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Летеби, Крис (2021). Философия психоделиков . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/med/9780198843122.001.0001 . ISBN 978-0-19-884312-2 .
- Хаускеллер, Кристина, и Шёстедт-Хьюз, Питер, ред. (2022). Философия и психоделики . Лондон: Bloomsbury Academic. ISBN 9781350231610
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Первая конференция по философии психоделиков в Эксетерском университете.
- Бодлер «Поэма о гашише».
- Субъективные эффекты закиси азота. УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС 1882 г.
- Хаксли «Двери восприятия».
- Тимоти Лири «Психоделический опыт»
- в Психоделической библиотеке Статьи разных авторов
- Психология будущего: уроки современного исследования сознания Станислава Грофа
- Примечание Патрика Лундборга к определению психоделической философии
- Сознание и психоделики — выступление Питера Сьёстедта-Х на TEDx
- Видеть змей: об заблуждениях, знаниях и опыте употребления наркотиков, GT Roche
- Некоторые эпистемологические вопросы, касающиеся немедицинского использования наркотиков Рафаэль Уотерс