Берт Янш
Берт Янш | |
---|---|
![]() Янш выступает в августе 2006 года. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Герберт Янш |
Рожденный | Глазго , Шотландия | 3 ноября 1943 г.
Источник | Эдинбург , Шотландия |
Умер | 5 октября 2011 г. Хэмпстед , Лондон, Англия | (67 лет)
Жанры | Фолк , фолк-рок , фолк-барокко |
Род занятий | Музыкант, певец и автор песен |
Инструмент(ы) | Вокал , гитара, банджо , аппалачские цимбалы , концертина , ситар |
Годы активности | 1965–2011 |
Этикетки | |
Ранее из | пятиугольник |
Веб-сайт | www |
Герберт Янш (3 ноября 1943 г. - 5 октября 2011 г.) [ 1 ] был шотландским фолк-музыкантом и одним из основателей группы Pentangle . Он родился в Глазго и приобрел известность в Лондоне в 1960-х годах как акустический гитарист и певец и автор песен. Он записал более 28 альбомов и много гастролировал с 1960-х по 21 век.
Янш был ведущей фигурой в британском фолк-возрождении 1960-х годов , гастролировал по фолк-клубам и записывал несколько сольных альбомов, а также сотрудничал с другими музыкантами, такими как Джон Ренборн и Энн Бриггс . В 1968 году он стал соучредителем группы Pentangle, гастролировал и записывался с ними до их распада в 1972 году. Затем он сделал несколько лет перерыва в музыке и вернулся в конце 1970-х, чтобы работать над серией проектов с другими музыкантами. . Он присоединился к реформированной группе Pentangle в начале 1980-х и оставался с ними, пока они развивались благодаря различным кадровым изменениям до 1995 года. До своей смерти Янш продолжал работать как сольный исполнитель.
Работы Янша повлияли на многих художников, особенно на Джимми Пейджа , Майка Олдфилда , Пола Саймона , Пита Хоукса , Ника Дрейка , Донована , Нила Янга и Джонни Марра . Он получил две награды за выдающиеся достижения на BBC Folk Awards : одну в 2001 году за сольные достижения, а другую в 2007 году в составе Pentangle.
Ранние годы
[ редактировать ]Герберт Янш родился в больнице Стобхилл в районе Спрингберн в Глазго 3 ноября 1943 года в семье родом из Гамбурга , Германия, которая поселилась в Шотландии в викторианскую эпоху . [ 2 ] Фамилия чаще всего произносится как / ˈ j æ n ʃ / yansh , хотя сам Янш, как и некоторые другие члены его семьи, произносил её / ˈ dʒ æ n ʃ / jansh . [ 3 ]
Янш вырос в жилом районе Эдинбурга, известном как Вест-Пилтон , где он посещал начальную школу Пенниуэлл и среднюю школу Эйнсли-Парк . [ 4 ] Подростком он приобрел гитару и начал посещать местный фолк-клуб («The Howff»), которым руководил Рой Гест . [ 5 ] Там он встретил Арчи Фишера и Джилл Дойл ( Дэви Грэма ). сводную сестру [ 6 ] который познакомил его с музыкой Большого Билла Брунзи , Пита Сигера , Брауни МакГи и Вуди Гатри . [ 4 ] Он также встретился и жил в одной квартире с Робином Уильямсоном , который остался другом, когда Янш позже переехал в Лондон. [ 7 ]
После окончания школы Янш устроился на работу питомником. [ 8 ] затем, в августе 1960 года, он отказался от этого, намереваясь полностью посвятить себя музыканту. [ 9 ] Он назначил себя неофициальным смотрителем в The Howff и, помимо того, что ночевал там, возможно, получал некоторую плату в дополнение к своему доходу в качестве начинающего исполнителя, у которого не было собственной гитары. [ 10 ] Следующие два года он провел, играя на одну ночь в британских фолк-клубах . [ 4 ] Это было музыкальное обучение, которое подвергло его множеству влияний, в том числе Мартина Карти и Яна Кэмпбелла , но особенно Энн Бриггс , от которой он выучил некоторые песни (такие как « Blackwaterside » и «Reynardine»), которые позже стали широко использоваться. в своей записывающей карьере. [ 4 ]
Янш путешествовал по Европе и за ее пределами в период с 1963 по 1965 год, передвигаясь автостопом с места на место, живя на доходы от уличных выступлений и случайных музыкальных выступлений в барах и кафе. [ 11 ] В Шотландии он связался с Ликорис МакКечни , которая в то время была подростком. Была запланирована свадьба и опубликованы запреты , но свадьба так и не состоялась. Янш оставил ее, чтобы поехать в Марокко в 1963 году, и она встретилась с Робином Уильямсоном из Incredible String Band . Прежде чем покинуть Глазго, Янш женился на 16-летней девушке Линде Кэмпбелл. Это был брак по расчету, который позволил ей путешествовать с ним, поскольку она была слишком молода, чтобы иметь собственный паспорт. [ 12 ] Через несколько месяцев они расстались, и Янш в конце концов был репатриирован в Великобританию после того, как заразился дизентерией в Танжере . [ 12 ]
Лондон (середина 1960-х)
[ редактировать ]Янш переехал в Лондон. Там, в 1963 году, по приглашению Боба Уилсона - стаффордширского фолк-певца, который также учился искусству в Школе искусств Святого Мартина - его попросили стать постоянным певцом в Bunjies на Личфилд-стрит вместе с Чарльзом Пирсом, еще одним студентом-художником. Они оставались в такой ситуации в течение года, прежде чем Пирс переехал в южный Лондон, чтобы управлять несколькими клубами к югу от Темзы. К тому времени во всем Лондоне возрос интерес к народной музыке. [ 13 ] Там он познакомился с инженером и продюсером Биллом Лидером , у которого дома они сделали запись музыки Янша на катушечный магнитофон. Лидер продал кассету за 100 фунтов стерлингов компании Transatlantic Records , которая выпустила на ее основе альбом. [ 14 ] Альбом Берта Янша был выпущен в 1965 году, и было продано 150 000 копий. [ 15 ] В него входила песня протеста Янша «Do You Hear Me Now», на которую позже в том же году обратил внимание мейнстрим поп-музыки певец Донован , который сделал кавер на свой EP Universal Soldier , который занял первое место в британском EP. чарте и № 27 в чарте одиночных игр. [ 16 ] Пирс исчез из жизни Янша после того, как устроил его одним из артистов на концерте Либерального Интернационала «Мастер гитары» в Королевском фестивальном зале в 1968 году. В первый альбом Янша также была включена его песня «Needle of Death». резкая жалоба против наркотиков, написанная после того, как друг умер от передозировки героина . [ 17 ]
В начале своей карьеры Янша иногда характеризовали как британского Боба Дилана . [ 18 ] В этот период Янш заявил, что его музыкальное влияние было незначительным: «единственными тремя людьми, которых я когда-либо копировал, были Большой Билл Брунзи , Дэви Грэм и Арчи Фишер ». [ 19 ] Вслед за своим первым альбомом Янш выпустил еще два, выпущенные в быстрой последовательности: It Don't Bother Me и Jack Orion . [ 20 ] который содержал его первую запись " Blackwaterside ", которая позже была подхвачена Джимми Пейджем и записана Led Zeppelin как " Black Mountain Side ". [ 21 ] Янш сказал: «Аккомпанемент был украден известным участником одной из самых известных рок-групп, который использовал его без изменений на одной из своих пластинок». [ 22 ] Transatlantic обратилась за юридической консультацией по поводу предполагаемого нарушения авторских прав, и ей сообщили, что существует «явная вероятность того, что Берт может выиграть иск против Пейджа». [ 23 ] В конце концов, Transatlantic сомневалась в расходах, связанных с судебным разбирательством по делу Led Zeppelin, и половину расходов пришлось бы оплатить лично Яншу, чего он просто не мог себе позволить, поэтому дело так и не было возбуждено. [ 24 ] На аранжировку и запись Jack Orion большое влияние оказала подруга Янша, певица Энн Бриггс . [ 25 ]
В Лондоне Янш познакомился с другими новаторскими акустическими гитаристами, в том числе с Джоном Ренборном , с которым он жил в квартире в Килберне . [ 26 ] Дэви Грэм, Уизз Джонс , Рой Харпер и Пол Саймон . Все они встречались и играли в различных лондонских музыкальных клубах, в том числе в «Трубадуре» на Олд Бромптон-роуд . [ 27 ] и Les Cousins клуб на Грик-стрит в Сохо . [ 28 ] Ренборн и Янш часто играли вместе, развивая свое собственное сложное взаимодействие между двумя гитарами, которое часто называют « фолк-барокко ». [ 29 ]
В 1966 году они вместе записали альбом Берта и Джона , в который вошла большая часть этого материала. [ 30 ] В конце 1967 года они устали от ночевок в Les Cousins и стали постоянными музыкантами музыкальной площадки, созданной Брюсом Даннетом, шотландским предпринимателем, в пабе Horseshoe (ныне несуществующем) по адресу 264–267 Tottenham Court Road . [ 31 ] Это стало пристанищем ряда музыкантов, в том числе певицы Сэнди Денни . [ 32 ] Другой певец, Жаки МакШи , начал выступать с двумя гитаристами, и с добавлением Дэнни Томпсона (струнный бас) и Терри Кокса (ударные) они сформировали группу Pentangle . [ 33 ] Место проведения превратилось в джаз-клуб, но к тому времени группа ушла. [ 34 ]
19 октября 1968 года Янш женился на Хизер Сьюэлл. [ 35 ] В то время она училась искусству и была девушкой Роя Харпера . [ 36 ] Она вдохновила Янша на создание нескольких песен и инструментальных композиций, наиболее очевидной из которых является «Miss Heather Rosemary Sewell» из его альбома Birthday Blues 1968 года , но Янш говорит, что, несмотря на название, Rosemary Lane также была написана «M'Lady Nancy» из альбома 1971 года. для нее. [ 37 ] Как Хизер Янш , она стала известным скульптором. [ 38 ]
Годы пятиугольника: 1968–73.
[ редактировать ]
Первый крупный концерт Pentangle состоялся в Royal Festival Hall в 1967 году, а их первый альбом The Pentangle был выпущен в следующем году. [ 39 ] У Pentangle был напряженный график мировых туров и записей, и в этот период Янш в основном отказался от сольных выступлений. [ 40 ] Однако он продолжал записываться, выпустив Rosemary Lane в 1971 году. Треки для этого альбома были записаны на портативный магнитофон Биллом Лидером в коттедже Янша в Тайсхерсте , Сассекс - процесс, который занял несколько месяцев, причем Янш работал только тогда, когда он был в правильном настроении. [ 41 ]
Pentangle достигли высшей точки коммерческого успеха с выпуском альбома Basket of Light в 1969 году. Сингл "Light Flight", взятый из альбома, стал популярным благодаря его использованию в качестве музыкальной темы для телесериала Take Three Girls . для которого группа также предоставила музыкальное сопровождение. [ 42 ] В 1970 году, на пике своей популярности, они записали саундтрек к фильму « Тэм Лин» , по крайней мере 12 раз появлялись на телевидении, а также совершили турне по Великобритании (включая фестиваль на острове Уайт ) и Америке (включая концерт в Карнеги-холле). ). [ 43 ] Однако их четвертый альбом Cruel Sister , выпущенный в октябре 1970 года, стал коммерческой катастрофой. [ 44 ] Это был альбом традиционных песен, в который входила 20-минутная версия «Jack Orion», песни, которую Янш и Ренборн ранее записали дуэтом для альбома Янша Jack Orion . [ 45 ]
Pentangle записали еще два альбома, но напряжение от гастролей и совместной работы в группе взяло свое. [ 46 ] Затем Pentangle вышла из своей звукозаписывающей компании Transatlantic из-за ожесточенного спора по поводу гонораров. [ 47 ] Последним альбомом оригинального воплощения Pentangle стал Solomon's Seal , выпущенный Warner Brothers/Reprise в 1972 году. Колин Харпер описывает его как «запись усталости людей, но также и продукт подразделения, участники которого все еще были среди лучших музыкантов и писателей». и музыкальных интерпретаторов своего времени». [ 48 ] Pentangle распались в январе 1973 года, и Янш и его жена купили ферму недалеко от Лампетера в Уэльсе и временно отказались от концертной деятельности. [ 37 ]
Середина 1970-х годов
[ редактировать ]Янш провел два или три года в Калифорнии в середине 1970-х годов. он записал большую часть своего альбома 1974 года LA Turnaround и альбома 1975 года Santa Barbara Honeymoon Там . Создание « Поворота в Лос-Анджелесе» было задокументировано в фильме продюсера Майка Несмита .
Конец 1970-х годов
[ редактировать ]После двух лет работы фермером Янш оставил жену и семью и вернулся к музыке, хотя официально Янш и его жена развелись только в 1988 году. [ 49 ] В 1977 году он записал альбом A Rare Conundrum с новым набором музыкантов: Майком Пигготтом, Родом Клементсом и Пиком Уизерсом . Затем он сформировал группу Conundrum, к которой присоединились Мартин Дженкинс (скрипка) и Найджел Смит (бас). Они провели шесть месяцев в туре по Австралии, Японии и США. [ 50 ] По окончании тура Conundrum расстались, и Янш провел шесть месяцев в США, где записал альбом Heartbreak с Альбертом Ли . [ 50 ]
Янш гастролировал по Скандинавии , работая дуэтом с Мартином Дженкинсом, и на основе разработанных ими идей записал альбом Avocet (первоначально выпущенный в Дании). [ 51 ] Янш назвал эту запись одной из своих любимых из своих собственных записей. [ 52 ] Вернувшись в Англию, он открыл магазин гитар Берта Янша по адресу 220, New King's Road, Фулхэм . [ 50 ] Магазин специализировался на акустических гитарах ручной сборки, но не имел коммерческого успеха и закрылся через два года. [ 53 ]
1980-е годы
[ редактировать ]В 1980 году итальянский промоутер призвал оригинальный Pentangle реформироваться для тура и выпуска нового альбома. [ 54 ] Воссоединение началось неудачно: Терри Кокс получил травму в автокатастрофе, в результате чего группа дебютировала на Кембриджском фолк-фестивале в составе Pentangle из четырех человек. [ 54 ] Им удалось совершить тур по Италии (с Коксом в инвалидной коляске) и Австралии, прежде чем Ренборн покинул группу в 1983 году. [ 55 ] Затем последовала серия кадровых изменений, в том числе Майк Пигготт заменил Джона Ренборна с 1983 по 1987 год и записал Open the Door и In the Round , но в конечном итоге Янш и МакШи остались единственными первоначальными участниками. [ 56 ] Окончательное воплощение в составе Янша, Макши, Найджела Портмана Смита (клавишные), Питера Киртли (гитара и вокал) и Джерри Конвея (ударные) просуществовало с 1987 по 1995 год и записало три альбома: Think of Tomorrow , One More Road и Live 1994 . [ 57 ]
В 1985 году появились два альбома ограниченным тиражом, выпущенные под именем Лорен Ауэрбах, которая должна была стать женой Янша: After the Long Night вышел в феврале 1985 года, второй, Playing the Game , появился в октябре. Первоначально Янш был приглашенным исполнителем, но также стал автором некоторых песен, а также аранжировщиком и со-вокалистом. Ричард Ньюман был основным гитаристом и автором песен. Ауэрбах много лет работал вместе с Ньюманом до встречи с Яншем. Ньюман и Янш были ключевыми игроками в «После долгой ночи» . В «Playing the Game » Янш и Ньюман присоединились к Клиффу Онжеру, Джеффу Брэдфорду (ведущему гитаристу из All Stars Сирила Дэвиса, из Hoochie Coochie Men Лонга Джона Болдри и в первом составе The Rolling Stones) и Брайану Найту (британский блюз). ветеран Blues By Six). Два альбома стали одним — After The Long Night/Playing The Game . Янш играл на гитаре с Ричардом Ньюманом в следующих песнях Ньюмана: «I Can't Go Back», «Smiling Faces», «Playing the Game», «Sorrow», «Days and Nights», «The Rainbow Man», «Frozen». Красавица», «Кристабель», «Так одиноко» и «Мельник». Все песни были исполнены Ауэрбахом, за исключением «The Miller», которую исполнил Ньюман. Янш женился на Ауэрбахе в 1999 году. [ 58 ]
Он всегда сильно пил, но в 1987 году Янш заболел во время работы с Родом Клементсом и Марти Крэггсом, и его срочно доставили в больницу, где ему сказали, что он «настолько серьезно болен, насколько это возможно, чтобы не умереть» и что он был выбор: «отказаться от алкоголя или просто бросить». [ 59 ] Он выбрал первый вариант: Колин Харпер заявляет, что «не может быть никаких сомнений в том, что креативность, надежность, энергия, целеустремленность и качество работы Берта были резко спасены решением бросить пить». [ 60 ] Янш и Клементс продолжили работу, которую они начали до болезни Янша, результатом чего стал альбом Leather Launderette 1988 года . [ 60 ]
Последние годы и смерть: 1992–2011 гг.
[ редактировать ]
Берт был инициатором фильма «Акустические маршруты» , впервые показанного на BBC в 1992 году. В нем показано, как он снова посещает свои старые места и вспоминает такие гости, как Эл Стюарт , Энн Бриггс, Джон Ренборн и Дэви Грэм. [ 61 ]
С 1995 года Янш часто появлялся в баре 12 Bar Club на Дании-стрит в Лондоне. [ 62 ] Один из его концертных сетов был записан прямо на цифровую аудиокассету (DAT) тогдашним менеджером Янша Аланом Кингом и выпущен как официальный контрафактный альбом Live at the 12 Bar в 1996 году. [ 63 ] В 2002 году Янш, Бернард Батлер и Джонни «Гитара» Ходж вместе выступили вживую в Jazz Cafe в Лондоне. [ 64 ] Батлер также появился на альбоме Янша того же года Edge of a Dream , в котором участвуют (среди прочих) Ральф МакТелл и гитарист Пол Вассиф . Инструментальная композиция "Black Cat Blues" с участием Вассифа появляется в фильме 2003 года " Девочки из календаря" . [ 65 ] и Вассиф стал частым участником живых выступлений Берта. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] В 2003 году Янш отпраздновал свое 60-летие концертом в Queen Elizabeth Hall в Лондоне. BBC организовала концерт для Янша и различных гостей в церкви Святого Луки на Олд-стрит , который транслировался по телевидению BBC Four . [ 52 ] [ 69 ]
В 2005 году Янш снова объединился с одним из первых, оказавших на него влияние, Дэви Грэмом, чтобы дать небольшое количество концертов в Англии и Шотландии. [ 64 ] Его концертный тур пришлось отложить из-за болезни, а в конце 2005 года Янш перенес серьезную операцию на сердце. [ 64 ] К 2006 году он выздоровел и снова давал концерты. Альбом Янша The Black Swan , его первый за четыре года, был выпущен на Sanctuary 18 сентября 2006 года с участием Бет Ортон и Девендры Банхарт на треках «Katie Cruel», «When the Sun Comes Up» и «Watch the Stars», среди других. гости. [ 64 ] В 2007 году он участвовал в Babyshambles альбоме Shotter's Nation , играя на акустической гитаре в песне «The Lost Art of Murder». [ 70 ] После записи он сопровождал вокалиста Babyshambles Пита Доэрти на нескольких акустических концертах, а также выступал на концерте Pete and Carl Reunion Gig, где Libertines и Dirty Pretty Things фронтмен и гитарист Карл Барат присоединился к Доэрти на сцене. [ 71 ]
В 2009 году он отыграл концерт в London Jazz Cafe, чтобы отпраздновать выпуск трёх своих старых альбомов ( «LA Turnaround» , «Santa Barbara Honeymoon» и «A Rare Conundrum» ) на компакт-диске. [ 72 ] Однако позже в том же году из-за неожиданной болезни ему пришлось отменить 22-дневный тур по Северной Америке, который должен был начаться 26 июня. На веб-сайте Янша сообщается: «Берт очень сожалеет, что пропустил тур, и приносит извинения всем фанатам, которые надеялись его увидеть. Он с нетерпением ждет скорейшего переноса тура». [ 64 ]
Янш выступал на разогреве у Нила Янга в его сольном туре Twisted Road по США и Канаде, который начался 18 мая 2010 года. Он также выступал на Эрика Клэптона Crossroads фестивале в июне 2010 года. Это были первые выступления Янша после его болезни. [ 64 ] Одна из его последних сессий записи была с Эриком Клэптоном для альбома Пола Вассифа 2011 года Looking Up Feeling Down . [ 73 ] Янш снова открыл тур Янга в 2011 году, который начнется 15 апреля в Дареме, Северная Каролина , и даст последнее сольное выступление в Чикаго 7 мая. [ 74 ] В том же году состоялось несколько воссоединений с Pentangle, включая выступления на фестивале в Гластонбери. [ 75 ] и один заключительный концерт в Королевском фестивальном зале в Лондоне. [ 76 ] это также было последнее публичное выступление Янша.
Янш умер 5 октября 2011 года в возрасте 67 лет в хосписе в Хэмпстеде после долгой борьбы с раком легких . [ 1 ] [ 77 ] Его жена Лорен Янш ( урожденная Ауэрбах) умерла от рака 9 декабря 2011 года. Они оба похоронены на Хайгейтском кладбище . [ 78 ]
Признание и награды
[ редактировать ]В 2001 году Янш получил Премию за выслугу на BBC Radio 2 Folk Awards . [ 79 ] а 5 июня 2006 года он получил Премию MOJO Merit Award на церемонии Mojo Honors List за «расширившуюся карьеру, которая до сих пор продолжает вдохновлять». Награду вручали Бет Ортон и Рой Харпер . [ 64 ] В 2003 году журнал Rolling Stone поставил Янша на 94-е место в своем списке 100 величайших гитаристов всех времен. [ 80 ]
В январе 2007 года пять первоначальных участников Pentangle (включая Янша) были удостоены награды за выслугу на BBC Radio 2 Folk Awards . [ 81 ] Награду вручил сэр Дэвид Аттенборо . Продюсер Джон Леонард сказал: «Pentangle были одной из самых влиятельных групп конца 20-го века, и было бы неправильно, если бы присуждавшие награды не признали, какое влияние они оказали на музыкальную сцену». [ 82 ] Pentangle выступили вместе на этом мероприятии впервые за более чем два десятилетия, и их выступление транслировалось по BBC Radio 2 7 февраля 2007 года. [ 83 ] В 2007 году Янш был также удостоен звания почетного доктора музыки Эдинбургского университета Нейпира «в знак признания его выдающегося вклада в музыкальную индустрию Великобритании». [ 84 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыкальные влияния Янша включали Большого Билла Брунзи. [ 85 ] и Брауни МакГи , которого он впервые увидел играющим в The Howff в 1960 году и гораздо позже заявил, что «все еще был бы садовником», если бы не встретил МакГи и его музыку. [ 86 ] На Янша также сильно повлияла традиция британской народной музыки, особенно Энн Бриггс. [ 87 ] и, в меньшей степени, А.Л. Ллойд . [ 88 ] Другие влияния включали джаз (особенно Чарльз Мингус [ 89 ] ), старинная музыка (Джон Ренборн и Джулиан Брим [ 51 ] ) и другие современные певцы и авторы песен – особенно Клайв Палмер . [ 90 ] Другим важным источником влияния был Дэви Грэм. [ 91 ] который сам собрал эклектичную смесь музыкальных стилей. [ 92 ] Кроме того, в годы своего становления Янш пробирался через Европу до Марокко, черпая музыкальные идеи и ритмы из многих источников. [ 11 ] Благодаря этим влияниям он сформировал свой индивидуальный гитарный стиль. [ 80 ]
В некоторых из его песен используется базовый стиль игры правой рукой Трэвиса , но они часто отличаются необычным аккордов звучанием или аккордами с добавленными нотами. Примером этого является его песня «Needle of Death», в которой используется простой стиль игры, хотя некоторые аккорды украшены добавлением девятых . Характерно, что девятые не являются самой высокой нотой аккорда, а появляются в середине арпеджио , создавая «комковатость» звука. [ 93 ]
Другой характерной особенностью была его способность удерживать аккорд на нижних струнах, одновременно сгибая верхнюю струну - часто изгибаясь на полтона ниже ноты аккорда. Их можно отчетливо услышать в таких песнях, как "Reynardine", где изменения происходят от уменьшенной квинты до идеальной квинты . [ 94 ] Янш часто подгонял аккомпанемент к естественному ритму слов своих песен, вместо того, чтобы играть единый ритм повсюду. Это может привести к появлению случайных тактов в необычных размерах . Например, его версия песни Юэна Макколла « The First Time Ever I Saw Your Face », в отличие от большинства других каверов на эту песню, переключается с размера 4/4 на размер 3/4 и 5/4. [ 95 ] Подобное пренебрежение традиционными тактовыми размерами наблюдается в нескольких его совместных композициях с Pentangle: например, "Light Flight" из альбома Basket of Light включает разделы в размере 5/8, 7/8 и 6/4. [ 96 ]
Инструменты
[ редактировать ]Благодаря развитию Pentangle Янш играл на нескольких инструментах: банджо , [ 97 ] Аппалачский цимбал , [ 98 ] диктофон , [ 99 ] и концертина [ 100 ] - в редких случаях он даже играл на электрогитаре. [ 101 ] Однако наиболее примечательной была его игра на акустической гитаре. [ 102 ]
Первая гитара Янша была сделана своими руками из набора. [ 103 ] но когда он бросил школу и начал работать, он купил гитару Höfner в стиле виолончели. [ 8 ] Вскоре он обменял ее на Zenith, которая продавалась как « гитара Лонни Донегана » и на которой Янш играл в фолк-клубах в начале 1960-х. [ 104 ] Его первый альбом, по общему мнению, был записан с использованием Мартина 00028, позаимствованного у Мартина Карти . [ 105 ] На фотографиях Янша середины 1960-х видно, как он играет на различных моделях, включая Martin и Epiphone гитары . У него была гитара, изготовленная вручную Джоном Бэйли , которая использовалась для большинства записей Pentangle, но в конечном итоге была украдена. [ 106 ]
Позже Янш играл на двух шестиструнных гитарах, созданных мастером из Ковентри Робом Армстронгом, одна из которых появилась на передней и задней обложках альбома Shanachie 1980 года Best of Bert Jansch . Затем у него был контракт с Yamaha , которая предоставила ему FG1500, на котором он играл, а также гигантскую гитару Yamaha LL11 1970-х годов. [ 105 ] Отношения Янша с Yamaha продолжились, и на его 60-летие они подарили ему акустическую гитару с золотой отделкой и инкрустацией из ушка , хотя Янш, по словам цитируемого, стоил около 3000 фунтов стерлингов и был слишком хорош для использования на сцене. [ 107 ]
Влияние
[ редактировать ]Музыка Янша, и особенно его игра на акустической гитаре, оказала влияние на ряд известных музыкантов. Его первый альбом ( Bert Jansch , 1965) вызвал большое восхищение, а Джимми Пейдж сказал: «В какой-то момент я был абсолютно одержим Бертом Яншем. Когда я впервые услышал эту пластинку, я не мог в это поверить. Это было так далеко впереди». того, что делали все остальные. Никто в Америке не мог прикоснуться к этому». [ 108 ] В тот же дебютный альбом вошла версия Янша инструментальной песни Дэви Грэма « Angie ». Это была любимая игра Майка Олдфилда , который в детстве самостоятельно занимался акустической гитарой, а затем находился под сильным влиянием стиля Янша. Название инструментала вдохновило Олдфилда назвать свою первую группу (с сестрой Салли) Sallyangie . [ 109 ]
Версия Янша «Angie» вдохновила Пола Саймона на запись этой пьесы, которая была переименована в «Anji» и появилась на Simon & Garfunkel альбоме Sounds of Silence . [ 110 ] , живший в ту же эпоху, Нил Янг сказал: «Каким бы великим гитаристом ни был Джими [Хендрикс], Берт Янш - то же самое для акустической гитары... и мой любимый». [ 64 ] Ник Дрейк и Донован оба были поклонниками Янша. [ 111 ] Оба записали кавер-версии своих песен, и Донован посвятил Яншу две свои песни: "Bert's Blues" появилась на его пластинке Sunshine Superman , а "House of Jansch" - на его четвертом альбоме Mellow Yellow . Среди других трибьютов - Гордона Гилтрапа альбом Janschology (2000), в котором есть две мелодии Янша, а также две другие, свидетельствующие о его влиянии. [ 112 ] [ нужен неосновной источник ]
Джонни Марр , получивший известность как гитарист группы Smiths , назвал Янша одним из трех человек, оказавших на него наибольшее влияние. [ 113 ]
Дискография
[ редактировать ]Студийные альбомы
- 1965: Берт Янш
- 1965: Меня это не беспокоит
- 1966: Джек Орион
- 1967: Никола
- 1969: День рождения Блюз
- 1971: Розмари Лейн
- 1973: Самогон
- 1974: Поворот в Лос-Анджелесе
- 1975: Медовый месяц в Санта-Барбаре
- 1977: A Rare Conundrum (выпущен в 1976 году как Poor Mouth с альтернативным трек-листом)
- 1978: Авосет
- 1980: Тринадцать вниз (как Загадка Берта Янша)
- 1982: Горе
- 1985: Извне
- 1990: Эскизы
- 1990: Орнамент дерева
- 1995: Когда в город приезжает цирк
- 1998: Игрушечный воздушный шар
- 2000: Багровая луна
- 2002: Грань мечты
- 2006: Черный лебедь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Шоу» . Entertainment.stv.tv . Архивировано из оригинала 5 октября 2011 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Харпер, К., стр. 7–8.
- ^ Харпер, К., с. 7
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди, Дуг (1983). Песни и гитарные соло Берта Янша . Новая музыка Панчбоула. п. 7.
- ^ Харпер, К., с. 57
- ^ Ходжкинсон, Уилл (5 мая 2006 г.). «Берт Янш: Урок с мастером» . Независимый .
- ^ Харпер, К., с. 84
- ^ Jump up to: а б Харпер, К., с. 13
- ^ Харпер, К., с. 61; в котором отмечается, что он около месяца работал в супермаркете.
- ^ Харпер, К., с. 61
- ^ Jump up to: а б Кеннеди п. 10
- ^ Jump up to: а б Харпер, К., с. 125
- ^ Харпер, К., стр. 16–43 (Глава: Лондон: первые дни )
- ↑ См. примечания на обложке переиздания компакт-диска альбома.
- ^ Грюненберг, Кристоф; Харрис, Джонатан (2005). Лето любви: психоделическое искусство, социальный кризис и контркультура 1960-х годов . Издательство Ливерпульского университета . п. 140. ИСБН 0-85323-919-3 .
- ^ Примечания Джона Кросби на обложке компакт-диска Донована « Донован: самое лучшее из ранних лет».
- ^ Grunenberg & Harris, стр. 139–40: «Игла смерти ... сделала гораздо больше, чтобы сделать скаг любимым наркотиком среди модных британских подростков, чем более поздние релизы на ту же тему, выпущенные за десятилетие такими людьми, как Лу Рид [ и другие]..."
- ^ Харпер, К., с. 111 (хотя Харпер отмечает, что это сравнение не соответствовало желаниям Янша) ср. Донована также называли «британским ответом Бобу Дилану».
- ^ Харпер, Колин (2006). Ослепительный незнакомец: Берт Янш и возрождение британского фолка и блюза (изд. 2006 г.). Блумсбери. п. 85. ИСБН 0-7475-8725-6 .
- ^ Харпер, К., с. 357 « Это не беспокоит меня» был выпущен в декабре 1965 года, а «Джек Орион» - в сентябре 1966 года.
- ^ Харпер, К., стр. 3, 4.
- ^ Кеннеди, с. 21
- ^ Нат Джозеф из Transatlantic Records, цитируется в Harper, стр. 5.
- ^ Харпер, К., с. 5
- ^ Харпер, Колин (2006). Ослепительный незнакомец: Берт Янш и возрождение британского фолка и блюза (изд. 2006 г.). Блумсбери. п. 199. ИСБН 0-7475-8725-6 .
- ^ Ходжкинсон, Уилл (25 августа 2010 г.). «Возвращение рака Берта Янша» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ Харпер, К., с. 160
- ^ Харпер, К., с. 175
- ^ Музыкальный словарь Гроува (онлайн-издание) использует термин «фолк-барокко» в статьях как о Янше, так и о Ренборне, но особенно цитирует альбом Берта и Джона как пример этого термина.
- ^ Харпер, К., с. 198
- ^ «Общество мертвых пабов» . Общество мертвых пабов . Проверено 12 марта 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Харпер, К., с. 212
- ^ Харпер, К., стр. 212–13.
- ^ Маккей, Аластер (3 ноября 2003 г.). "Безвоздмездно" . Шотландец . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 10 января 2007 г. Интервью с Бертом Яншем по случаю его 60-летия
- ^ Харпер, К., с. 222
- ^ Харпер, К., стр. 221–22.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди, с. 26
- ^ «Новости о лошадях в натуральную величину, скульптор Хизер Янш из бронзы и коряги» . Хизерьянш.com . Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Харпер, К., стр. 211, 220.
- ^ Харпер. стр.214
- ^ Уилкок, Стив. «Берт Янш – «Розмари Лейн» » . Тристе (4) . Проверено 10 января 2007 г. Triste исследует, что делает сольный альбом Берта Янша 1971 года Rosemary Lane , записанный в творческом отпуске Pentangle, таким особенным.
- ↑ Книга рекордов Гиннеса британских хит-синглов , 7-е издание (1988)
- ^ Харпер, К., с. 224
- ^ Харпер, К., с. 228
- ^ Харпер, К., с. 375
- ^ Харпер, К., с. 229
- ^ Ссылка. Харпер, К., с. 235
- ^ Харпер. стр.237
- ^ Харпер, К., с. 252
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди, с. 32
- ^ Jump up to: а б Харпер, К., с. 263
- ^ Jump up to: а б Харпер, К., с. 313
- ^ Харпер, К., с. 296
- ^ Jump up to: а б Харпер, К., с. 270
- ^ Харпер, К., с. 271
- ^ Харпер, К., стр. 269–282.
- ^ Харпер, К., с. 295
- ^ Кен Хант (январь 2015 г.). «Янш, Герберт [Берт] (1943–2011)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/104258 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Харпер, К., с. 278
- ^ Jump up to: а б Харпер, К., с. 279
- ^ Харпер, Колин (2006). Ослепительный незнакомец: Берт Янш и возрождение британского фолка и блюза (изд. 2006 г.). Блумсбери. п. 288. ИСБН 0-7475-8725-6 .
- ^ Харпер, К., стр. 295–96.
- ^ Харпер, К., с. 299
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Добро пожаловать на официальный сайт легендарного гитариста Берта Янша» . Бертьянш.com . Архивировано из оригинала 22 августа 2006 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Девушки из календаря (2003) — IMDb , дата обращения 4 августа 2020 г.
- ^ например Видео на YouTube
- ^ Видео на YouTube
- ^ Видео на YouTube
- ^ «Берт Янш - Концерт в честь 60-летия (полное видео)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 года . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ "Новый альбом Babyshambles - вердикт по трекам" . Nme.com . 1 августа 2007 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ «The Libertines воссоединяются на концерте в Хакни» . НМЕ . Nme.com. 12 апреля 2007 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Джаз-кафе в прямом эфире . Проверено 19 февраля 2010 года. Архивировано 8 июня 2009 года в Wayback Machine.
- ^ «Пол Вассиф - Глядя вверх, чувствуя себя вниз» . Эрик Клэптон Музыкальные новости. 4 мая 2011 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ «Туры Берта Янша с Нилом Янгом» . Jam Base – посмотрите живую музыку. 7 апреля 2011 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ «BBC Music — Гластонбери, Пентангл — Интервью, Гластонбери, 2011» . BBC.co.uk. 27 июня 2011 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Уолтерс, Джон Л. (4 августа 2011 г.). «Пентангл – обзор» . Хранитель .
- ^ «Народный музыкант Берт Янш умирает в возрасте 67 лет» . Новости Би-би-си . 5 октября 2011 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ «История семьи Ауэрбахов» . 2020 . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Радио 2 — Мероприятия — Народные награды 2007» . Би-би-си . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Фрике, Дэвид; Стоун, Роллинг (3 декабря 2010 г.). «100 величайших гитаристов: выбор Дэвида Фрике» . Роллинг Стоун . Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ «Радио 2 — Мероприятия — Народные награды 2007» . Би-би-си . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ «Пресс-служба - Реформа «Пентангла» для Народной премии Радио 2» . Би-би-си . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ «Пресс-служба – победители Народной премии Радио 2 2007» . Би-би-си . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ «Доктор Берт Янш — почетный доктор музыки» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ Харпер, К., с. 58
- ^ Харпер, К., стр. 57–8.
- ^ Харпер стр.113
- ^ Харпер, К., с. 199, особенно относительно Джека Ориона.
- ^ Харпер, К., с. 92 особо упоминает пластинку Mingus Ah-Um как оказавшую влияние.
- ^ Харпер, К., с. 92
- ^ Харпер, К., с. 86
- ^ См. статью в Википедии Дэви Грэм.
- ^ Кеннеди, с. 14
- ^ Кеннеди, с. 8
- ^ Кеннеди, с. 16
- ↑ См. примечания на обложке «Корзины света».
- ↑ Например, песня «House Carpenter» из альбома Basket of Light (см. примечания на обложке альбома).
- ↑ Например, песня «Глубоко влюбленная горничная» из альбома Cruel Sister (см. примечания на обложке альбома).
- ↑ Например, в песне «The Snows» из альбома «Печать Соломона» (см. примечания на обложке альбома).
- ↑ Например, песня «Lord Franklin» из альбома Cruel Sister (см. примечания на обложке).
- ^ Унтербергер, Ричи (2003). Высота восьми миль: полет фолк-рока из Хейт-Эшбери в Вудсток . Сан-Франциско, Калифорния: Книги Backbeat. п. 146 . ISBN 0-87930-743-9 .
- ^ Харпер, К., с. 84, описывает свою игру в первые дни как «все более совершенную, хотя и исключительную». Страница 106 цитаты Фрэнка Койа [ ВОЗ? ] говоря, что стиль Янша «полностью отличался от обычной, традиционной игры - по тональности, диссонансу, по его идее о последовательности аккордов. [...] Его акцентуация и фактическое время [...] настолько уникальны».
- ^ Харпер, К., с. 12
- ^ Харпер, К., с. 22
- ^ Jump up to: а б Спенсер, Нил (17 сентября 2006 г.). «Давайте держаться вместе» . Лондон: Наблюдатель . Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ Харпер, К., с. 209
- ^ Малви, Джон (29 декабря 2003 г.). «Мужчины-гитаристы» . Шотландец . Проверено 10 января 2007 г.
- ↑ Цитируется в списке дани Яншу на обложке биографии Роя Харпера.
- ^ ДеРогатис, Джим (2003). Включите свой разум: четыре десятилетия великого психоделического рока . Хэл Леонард. п. 173. ИСБН 0-634-05548-8 .
- ^ Харпер, К., с. 335. Цитируем, что Янш не поверил тому, что версия "Анжи" Саймона (и другие последующие записи) основана на его собственных "ошибках и всем остальном".
- ^ Джери Симмондс, Энциклопедия мертвых рок-звезд: героин, пистолеты и бутерброды с ветчиной , Chicago Review Press, 2008 г. ISBN 1-55652-754-3 , ISBN 978-1-55652-754-8 ; п. 75: «[Дрейк] был вдохновлен такими музыкантами, как Берт Янш и Джон Ренборн»
- ^ «Гордон Гилтрап» . Giltrap.co.uk . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Лэнг, Роб (6 сентября 2023 г.). «Джонни Марр объясняет три своих самых больших влияния на гитару: «Hand In Glove началась как шикарный рифф» » . Музыкальный радар . Проверено 20 августа 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Харпер, Колин: Ослепительный незнакомец: Берт Янш и возрождение британского фолка и блюза (2000, Блумсбери) ISBN 0-7475-5330-0 (pbk)
- Кеннеди, Дуг: Песни и гитарные соло Берта Янша , New Punchbowl Music, 1983. Хотя это музыкальная книга, она содержит много биографической информации и фотографий Берта Янша.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт Берта Янша
- Полная дискография Берта Янша на Folk Blues & Beyond сайте
- Acoustic Magazine Единственный в Великобритании специализированный журнал об акустике – обложка с Бертом Яншем
- Страница табулатуры Берта Янша из Ultimate Guitar
- Интервью с Бертом Яншем на Trilogy Rock (Испания)
- Берт Янш из AllMusic
- Берта Янша Дискография на Discogs
- 1943 года рождения
- смертей в 2011 г.
- Акустические гитаристы
- Аппалачские цимбалисты
- Британские блюзовые гитаристы
- Британские фолк-рок-музыканты
- Похороны на Хайгейтском кладбище
- Исполнители Transatlantic Records
- Артисты Харизма Рекордс
- Исполнители Drag City (лейбл звукозаписи)
- Гитаристы в стиле фингерстайл
- Шотландские уличные музыканты
- шотландские народные музыканты
- Шотландские гитаристы-мужчины
- Шотландские певцы XXI века
- Шотландцы немецко-еврейского происхождения
- Люди, получившие образование в средней школе Эйнсли Парк
- Смертность от рака легких в Англии
- Участники Pentangle (группы)
- Музыканты из Эдинбурга
- Люди из Тайсхерста
- Шотландские певцы XX века