Сюрреалистическая подушка
Сюрреалистическая подушка | ||||
---|---|---|---|---|
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 1 февраля 1967 г. [ 1 ] | |||
Записано | 31 октября - 22 ноября 1966 г. | |||
Студия | RCA Виктор (Голливуд, Калифорния) | |||
Жанр | ||||
Длина | 33 : 40 | |||
Этикетка | RCA Виктор | |||
Продюсер | Рик Джаррард [ 7 ] | |||
самолета Джефферсона Хронология | ||||
| ||||
Синглы из альбома Surrealistic Pillow | ||||
|
Surrealistic Pillow — второй студийный альбом американской рок -группы Jefferson Airplane , выпущенный 1 февраля 1967 года на лейбле RCA Victor . Это первый альбом группы с вокалисткой Грейс Слик и барабанщиком Спенсером Драйденом . Альбом занял третье место в Billboard 200 и получил платиновый статус от Ассоциации звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA). [ 9 ] Он считается одним из самых влиятельных и типичных произведений ранней эпохи психоделического рока и контркультуры 1960-х годов . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
" My Best Friend " был выпущен как первый сингл в декабре 1966 года, но достиг лишь 103-го места в чарте Billboard Bubbling Under . Весной 1967 года были выпущены еще два сингла: « Somebody to Love » и « White Rabbit » заняли соответственно пятое и восьмое места в чарте Billboard Hot 100 и являются единственными хитами группы, попавшими в топ-40 этого чарта. " Today " не была выпущена как сингл, но ее часто крутили на студенческом радио и рок-станциях, и она остается одной из самых популярных песен. Он также был записан джазовым саксофонистом Томом Скоттом для его альбома 1967 года The Honeysuckle Breeze ; эта версия была использована в песне « They Reminisce Over You » Пита Рока и CL Smooth .
В 2024 году альбом был добавлен в Национальный реестр звукозаписей Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый» для американской записанной музыки. [ 14 ]
Фон
[ редактировать ]Ранний барабанщик Александр «Скип» Спенс покинул группу в середине 1966 года. Вскоре его заменил Спенсер Драйден , опытный джазовый барабанщик из Лос-Анджелеса и сводный племянник Чарли Чаплина . Новая вокалистка Грейс Слик , ранее работавшая в другой рок-группе из Сан-Франциско, Great Society , присоединилась к Airplane в октябре 1966 года. Слик, Драйден, ведущий вокалист-гитарист-автор песен и основатель группы Марти Балин , гитарист-вокалист-автор песен Пол Кантнер , ведущий гитарист (и иногда вокалист) Йорма Кауконен и басист Джек Касади составили ядро самого известного состава группы. группа, которая оставалась стабильной до ухода Драйдена в начале 1970 года.
Песни и запись
[ редактировать ]Всего через две недели после того, как к группе присоединилась Грейс Слик , 31 октября группа вошла в студию RCA в Лос-Анджелесе, чтобы записать свой второй альбом. Работая с продюсером Риком Джаррардом, группа записала вступительную песню «She Has Funny Cars» с Джеком Кэсэди на фузз-басе и мягким фолк-рокером «My Best Friend», написанную покойным участником Скипом Спенсом и выбранную в качестве первого сингла альбома. . [ 15 ] 1 ноября они записали «Plastic Fantastic Lover» Балина, его оду телеприемнику, написанную после посещения фабрики пластмасс в Чикаго во время тура группы. [ 15 ] На следующий день за ним последовала его любовная баллада "Today", в которой предположительно участвовал Джерри Гарсия на соло-гитаре (см. Ниже), и она стала популярным концертным продуктом. 3 ноября была записана композиция ", которую она привезла со времен своего пребывания в Великом обществе " White Rabbit , с оригинальным инструментальным вступлением, радикально сокращенным в коммерческих целях; это была одна из первых рок-песен, явно поддерживающих наркотики, и она впоследствии стала ее визитной карточкой, которую с тех пор использовали в бесчисленных фильмах и телешоу. [ 16 ] На следующий день была записана на пленку рокерская песня Балина "3/5 Of A Mile In 10 Seconds", которую группа уже выступала на своих концертах с сентября.
После небольшого перерыва на несколько концертов группа вновь собралась на RCA 14 ноября, чтобы записать еще одну композицию Спенса, "JPP McStep B. Blues", которую в конечном итоге оставили в консервной банке; группа время от времени исполняла ее на сцене, иногда в попурри с более поздним " Деревянными кораблями ". Спенс присутствовал на этой сессии, на которой также была записана запись песни The Mamas & the Papas, похожей на "How Do You Feel", написанной другом Кантнера Томом Мастином. [ 15 ] На следующий день " Somebody to Love ", еще одна песня Great Society, написанная зятем Слика Дарби и получившая новую, более энергичную аранжировку Гарсиа, была записана вместе с звонким фолк-рокером Byrdsian "DCBA-25" Кантнера. (название относится к последовательности аккордов песни, а цифра 25 является косвенной ссылкой на LSD-25). [ 15 ] 16 ноября группа записала « Comin' Back to Me » Балина, нежную балладу в стиле акустического барокко, написанную в тот же день после того, как он выкурил особенно крепкий косяк, подаренный ему Полом Баттерфилдом , и в котором участвовали только он сам, Кэсади и Гарсия, а также Слик. на магнитофоне, поскольку они были единственными музыкантами, оставшимися в студии в ту ночь». [ 17 ] Два отрывка, зажигательный кислотный рокер Кантнера-Эстеса "Go To Her" (который также был использован для дебютного альбома) и медленный блюз Кауконена "In The Morning", были записаны 17 и 21 числа вместе с последней песней альбома. демонстрация акустической игры пальцами "Embryonic Journey", написанная Кауконеном около пяти лет назад, добавленная 22 ноября по настоянию Джаррарда. [ 15 ]
В качестве продюсера Джаррард получил от RCA заказ на создание чего-то коммерческого, поэтому ни один из длинных каверов и психоделических инструментальных джемов, которые группа исполняла на сцене, таких как "Fat Angel", "Thing" и "The Other Side Of This", не использовался. Жизнь», были предприняты попытки. Джаррард также наполнил стереомикс альбома реверберацией - спорный выбор, из-за которого некоторые предпочли более сухой мономикс. [ 17 ]
Существуют некоторые разногласия относительно роли Grateful Dead гитариста Джерри Гарсиа в создании альбома. Его предполагаемое присутствие на нескольких треках опровергается продюсером Джаррардом. [ 15 ] но он указан на копии лейбла RCA [ 15 ] и получил баллы за журнала полетов . составление [ 18 ] и бокс-сет Jefferson Airplane Loves You . [ 19 ] В примечаниях к «Early Flight» , сборнику ранее не издававшегося материала 1974 года, менеджер Билл Томпсон пишет только, что Гарсия «был указан как «духовный наставник» на обложке альбома [и] играл на одной из гитар» в «In the Morning». ". Сам Гарсия вспоминал в интервью середины 1967 года, что он играл главную роль в "Today", а также играл на гитаре в двух других песнях ("Plastic Fantastic Lover" и "Comin' Back to Me") и аранжировал "Somebody to Love". " Он также играл в "JPP McStep B. Blues" (включенном в Early Flight и переиздание компакт-диска 2003 года) и, возможно, также играл в "How Do You Feel". Кауконен высказал мнение, что Гарсия, по сути, был продюсером, который аранжировал песни для группы. Совсем недавно в своей биографии он говорит: «Раньше я думал о нем как о сопродюсере, но теперь, когда я действительно знаю, что такое продюсер, продюсером этой пластинки был Рик Джаррард. Джерри был аранжировщиком, музыкантом и музыкантом. и мудрый совет». [ 20 ] Сообщается, что комментарий Гарсиа о том, что музыка «столь же сюрреалистична, как мягкая подушка», также вдохновил на название альбома. [ 21 ] [ 22 ]
Фотограф из Сан-Франциско Херб Грин сфотографировал группу для обложки альбома в своей столовой, стены которой были покрыты примитивными квазииероглифами. [ 23 ] Марти Балин хотел, чтобы обложка была окрашена в синий цвет, но RCA отклонила его предложение и вместо этого выбрала розовый цвет, хотя ему понравилось это изменение. Задняя обложка представляла собой психоделический фотоколлаж с изображением участников группы, выбранных из той же фотосессии Грина, также собранный Балином.
Выпускать
[ редактировать ]Первоначально альбом был выпущен на пластинке лейблом RCA Victor в различных стерео (LSP-3766) и моно (LPM-3766) изданиях. [ 1 ] Стереомиксы включают более активное использование эффектов реверберации , чем моно. Моно-версия была удалена в конце 1960-х и оставалась недоступной до 2001 года. Первый релиз в Великобритании заменил некоторые оригинальные песни треками с первого американского альбома группы Jefferson Airplane Takes Off .
Альбом поначалу продвигался медленно, пока в марте не вышел " Somebody to Love ". Тяжелая радиопередача вывела песню в пятерку лучших в Billboard, чему способствовали первые выступления группы на национальном телевидении в программах The Smothers Brothers Comedy Hour 7 мая и American Bandstand 3 июня. впервые средний американец увидел такие эффекты. [ 15 ] Альбом вошел в топ-10 Billboard в мае и достиг 3-го места 5 августа благодаря следующему синглу " White Rabbit ".
и психоделии в группе Jefferson Airplane Слияние фолк-рока было оригинальным для того времени и соответствовало музыкальным разработкам, начатым такими группами, как Byrds , Beach Boys , Mamas & the Papas , Бобом Диланом , Yardbirds и Beatles , а также другими рок-музыкантами середины 1960-х годов. группы. Surrealistic Pillow стал первым психоделическим альбомом-блокбастером группы из Сан-Франциско, объявившим миру об активной богемной сцене, которая развивалась там, начиная с битников в 1950-х годах, расширяясь и трансформируясь в 1960-е годы в контркультуру Хейт-Эшбери . Последующее разоблачение, вызванное Аэропланом и другими, привело к большим изменениям в контркультуре. К 1968 году последующее внимание национальных средств массовой информации привело к совершенно иной ситуации в Сан-Франциско, чем она существовала в 1966 году.
В январе 2017 года «Somebody to Love» получил золотой сертификат Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, а «White Rabbit» — платиновый. [ 9 ]
Критический прием
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | [ 2 ] |
Абсолютный звук | [ 26 ] |
Ежедневное хранилище | А- [ 25 ] |
Энциклопедия популярной музыки | [ 27 ] |
Деревенский голос | B+ [ 24 ] |
При первом выпуске альбом получил положительные отзывы. Billboard сказал о " Somebody To Love ", что это "жесткий драйв с мощным женским вокалом, который никогда не останавливается от начала до конца". [ 28 ] Точно так же журнал сказал о " White Rabbit ", что это был "номер смены темпа" с "интригующим лирическим содержанием и драйвовым битом при сильной поддержке". [ 29 ] Cash Box написал об альбоме, что «пластинка может легко подняться на вершину чартов» и «должна быть особенно популярна среди подростков». [ 30 ] Роберт Кристгау из The Village Voice поставил ему оценку B+, хотя и раскритиковал текст, заявив, что «сарказм так же банален, как и оптимизм». [ 24 ]
Концертная версия "Plastic Fantastic Lover" была выпущена как сингл в 1969 году. Billboard охарактеризовал ее как "тяжелый хард-рок". [ 31 ] Cash Box написал, что он «отражает скорее коммерческий, чем противоречивый стиль команды» и имеет «солидный инструментальный трек и очень прекрасный вокал». [ 32 ] Record World написал, что это один из фаворитов группы. [ 33 ]
В последующие годы репутация альбома продолжала расти: AllMusic присвоил ему пять звезд и заявил, что это «выстрел, услышанный во всем мире» и что «группа никогда не делала лучший альбом, и лишь немногие артисты той эпохи когда-либо делали это». ." [ 2 ] В 2003 году альбом занял 146-е место в Rolling Stone списке журнала « 500 величайших альбомов всех времён ». [ 34 ] сохранение рейтинга в пересмотренном списке 2012 года и понижение до 471 места в пересмотренном списке 2020 года. [ 35 ] [ 36 ] Он занял 174-е место в списке Колина Ларкина 1000 лучших альбомов всех времён . [ 4 ]
Переиздания
[ редактировать ]Первые компакт-диски были выпущены в Японии в 1987 году и в США в 1988 году. Переиздание RCA 2001 года было выпущено ограниченным тиражом на золотом компакт-диске и содержало как стерео, так и моно записи. Оба микса позже были включены в бокс-сет Ignition на стандартном алюминиевом компакт-диске.
Еще одно стереопереиздание вышло 19 августа 2003 года с шестью бонус-треками, включая моно -стороны «Somebody to Love» и «White Rabbit». Переиздание 2003 года было спродюсировано Бобом Ирвином .
Список треков
[ редактировать ]Оригинальный выпуск
[ редактировать ]Нет. | Заголовок | Писатель(и) | Длина |
---|---|---|---|
1. | « У нее забавные тачки » | Йорма Кауконен , Марти Балин | 3:03 |
2. | " Кто-нибудь для любви " | Дарби Слик | 2:54 |
3. | « Мой лучший друг » | Пропустить Спенс | 2:59 |
4. | " Сегодня " | Марти Балин, Пол Кантнер | 2:57 |
5. | " Вернись ко мне " | Марти Балин | 5:18 |
Нет. | Заголовок | Писатель(и) | Длина |
---|---|---|---|
1. | «3/5 мили за 10 секунд» | Марти Балин | 3:39 |
2. | «ДКБА–25» | Пол Кантнер | 2:33 |
3. | "Как вы себя чувствуете" | Том Мастин | 3:26 |
4. | « Эмбриональное путешествие » | Йорма Кауконен | 1:51 |
5. | « Белый кролик » | Грейс Слик | 2:27 |
6. | «Пластиковый фантастический любовник» | Марти Балин | 2:33 |
Нет. | Заголовок | Писатель(и) | Длина |
---|---|---|---|
12. | "Утром" | Йорма Кауконен | 6:21 |
13. | "JPP МакСтеп Б. Блюз" | Пропустить Спенс | 2:37 |
14. | "Иди к ней" | Пол Кантнер, Ирвинг Эстес | 4:02 |
15. | "Вернись, детка" | Традиционный; аранжировка Йормы Кауконена | 2:56 |
16. | "Somebody to Love" (моно-сингл) | Дарби Слик | 2:58 |
17. | "White Rabbit" (моно-сингл; песня заканчивается в 2:33; в 2:40 начинается "DCBA-25" [альтернативная минусовка]) | Грейс Слик | 5:21 |
Выпуск в Великобритании, 1967 г.
[ редактировать ]Сторона первая
- «Мой лучший друг»
- «3/5 мили за 10 секунд»
- «ДКБА – 25»
- "Как вы себя чувствуете"
- «Эмбриональное путешествие»
- «Не ускользай» (Балин, Спенс) [ н 1 ]
Вторая сторона
- «Приходите года» (Балин, Кантнер) [ н 1 ]
- « Блюз шофёра » ( Лестер Мелроуз ) [ н 1 ]
- "Сегодня"
- "Вернись ко мне"
- " Кто-нибудь для любви "
Персонал
[ редактировать ]- Джефферсон Самолет
- Марти Балин — вокал, гитара, дизайн альбома, ведущий вокал в «Today», «Comin’ Back to Me» и «Plastic Fantastic Lover», соведущий вокал в «She Has Funny Cars», «My Best Friend», «Иди к ней» и «3/5 мили за 10 секунд».
- Джек Кэсэди — бас-гитара, фузз-бас , ритм-гитара
- Спенсер Драйден — ударные, перкуссия
- Пол Кантнер — ритм-гитара, вокал, ведущий вокал в «How Do You Feel», со-вокал в «My Best Friend», «DCBA-25» и «Go to Her»
- Йорма Кауконен — соло-гитара, вокал в «Come Back Baby» и «In the Morning».
- Грейс Слик — вокал, фортепиано, орган, блокфлейта , ведущий вокал в «Somebody to Love» и «White Rabbit», со-вокал в «She Has Funny Cars», «My Best Friend», «DCBA-25», « Иди к ней» и «3/5 мили за 10 секунд».
- Сигне Толи Андерсон — вокал в «Chauffeur Blues» (только для Великобритании)
- Скип Спенс — ударные в песнях «Don’t Slip Away», «Come Up the Years» и «Chauffeur Blues» (только для Великобритании)
- Дополнительный персонал
- Джерри Гарсия – «музыкальный и духовный наставник»; гитара на "Сегодня", [ 15 ] [ 19 ] «Вернись ко мне», [ 15 ] [ 18 ] «Пластиковый фантастический любовник», [ 15 ] "Утром", [ 15 ] [ 37 ] и "JPP McStep B. Blues" [ 15 ] [ 37 ]
- Херб Грин - фотография
- Дэвид Хассингер — звукорежиссер
- Рик Джаррард — продюсер
Графики
[ редактировать ]Диаграмма (1967) | Пик позиция |
---|---|
Финские альбомы ( официальные финские чарты ) [ 38 ] | 14 |
Норвежские альбомы ( VG-lista ) [ 39 ] | 20 |
США Рекламный щит 200 [ 40 ] | 3 |
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Великобритания ( BPI ) [ 41 ] 2003 года выпуска |
Серебро | 60,000 ‡ |
США ( RIAA ) [ 42 ] | Платина | 1,000,000 ‡ |
‡ Показатели продаж и потоковой передачи основаны только на сертификации. |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эти треки изначально были выпущены в США на альбоме Jefferson Airplane Takes Off .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эшли Браун, изд. (1990). «Самолеты и звездолеты». Иллюстрированная история популярной музыки Маршалла Кавендиша . Том. 8 (Справочная ред.). Маршалл Кавендиш . стр. 909–913. ISBN 978-1-85435-015-2 .
- ^ Jump up to: а б с Эдер, Брюс. «Самолет Джефферсона: Сюрреалистическая подушка > Обзор» на AllMusic . Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ «Обзор: сюрреалистическая подушка // Самолет Джефферсона» . Аудиоксид . 9 ноября 2016 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Колин Ларкин , изд. (2000). 1000 лучших альбомов всех времен (3-е изд.). Девственные книги. п. 94. ИСБН 0-7535-0493-6 .
- ^ Хаксли, Мартин (1995). Психоделия: долгое странное путешествие . Фридман/Фэрфакс. п. 21. ISBN 978-1567992274 .
- ^ «50 лучших психоделических рок-альбомов Лета любви» . БруклинВеган . 16 июня 2017 г. Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ «Добро пожаловать в студию» . jeffersonairplane.com. Архивировано из оригинала 6 мая 2017 г. Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ Стронг, Мартин Чарльз (1995). Дискография Великого рока . Кэнонгейт Пресс. п. 430. ИСБН 9780862415419 .
- ^ Jump up to: а б «Золото и Платина» . РИАА .
- ^ Талевски, Ник (7 апреля 2010 г.). Рок-некрологи – Достучаться до небес . Омнибус Пресс. стр. 144–. ISBN 978-0-85712-117-2 .
- ^ Мартин Чарльз Стронг (2006). Дискография Essential Rock . Кэнонгейт. стр. 559–. ISBN 978-1-84195-860-6 .
- ^ Эдер, Брюс. «Самолет Джефферсона: сюрреалистическая подушка» . Allmusic.com . Ол Медиа Сеть, ООО . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Джеймс Э. Пероне (2004). Музыка эпохи контркультуры . Издательская группа Гринвуд. стр. 117–. ISBN 978-0-313-32689-9 .
- ^ Грейн, Пол (16 апреля 2024 г.). «The Notorious BIG, The Chicks, Green Day и другие включены в Национальный реестр звукозаписывающих компаний (полный список)» . Рекламный щит . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Тамаракин, Джефф (2003). Совершилась революция: турбулентный полет самолета Джефферсона . Саймон и Шустер. ISBN 0-671-03403-0 .
- ^ Слик, Грейс (1998). Кто-нибудь для любви? . Книги Уорнера.
- ^ Jump up to: а б Surrealistic Pillow 2003 Примечания к переизданию
- ^ Jump up to: а б Журнал полетов (виниловый буклет). Самолет Джефферсона. Сан-Франциско: Grunt Records. 1977. CYL2-1255.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Самолет Джефферсона любит тебя (буклет). Самолет Джефферсона. Нью-Йорк: RCA . 1992. 61110.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Кауконен, Йорма (2018). Было так долго: Моя жизнь и музыка . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 115.
- ^ Ashes, Light Into (28 декабря 2010 г.). «Путеводитель Grateful Dead: Джерри Гарсия и сюрреалистическая подушка» .
- ^ «Средний палец Джерри Гарсии: Гарсия на самолете Джефферсона, сюрреалистическая подушка» . Jgmf . 21 декабря 2010 г.
- ^ Сюрреалистическая подушка (с виниловой спинкой). Самолет Джефферсона. Нью-Йорк: Отчеты RCA. 1967. ЛСП-3766.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кристгау, Роберт (20 декабря 1976 г.). «Путеводитель Кристгау для потребителей по 1967 году» . Деревенский голос . Нью-Йорк. п. 69 . Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ Клаттербак, Джефф (2019). «Музыкальные обзоры Daily Vault: Сюрреалистическая подушка» . dailyvault.com . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Гадер, Нил (2019). «Самолет Джефферсона – сюрреалистическая подушка » . theabsolutesound.com . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195313734 .
- ^ «Синглы в центре внимания» (PDF) . Рекламный щит . 18 марта 1967 г. с. 10 . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Синглы в центре внимания» (PDF) . Рекламный щит . 17 июня 1967 г. с. 18 . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Лучшие ставки на поп-музыку» (PDF) . Касса . 11 февраля 1967 г. с. 52 . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Синглы в центре внимания» (PDF) . Рекламный щит . 24 мая 1969 г. с. 76 . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Обзоры записей CashBox» (PDF) . Денежный ящик . 10 мая 1969 г. с. 24 . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Отдельные выборы недели» (PDF) . Рекордный мир . 10 мая 1969 г. с. 1 . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «RS 500 величайших альбомов всех времен» . Роллинг Стоун . п. 2. Архивировано из оригинала 14 декабря 2006 года.
- ^ Полный список 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времен» . . Роллинг Стоун. 2012 . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ «500 величайших альбомов всех времен» . Роллинг Стоун . 22 сентября 2020 г. Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ранний полет (виниловый разворот). Самолет Джефферсона. Нью-Йорк: Отчеты RCA. 1974. CYL1-0437.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Пеннанен, Тимо (2006). Содержит хиты-пластинки и исполнителей в музыкальных чартах Финляндии с 1972 года (на финском языке) (1-е изд.). Хельсинки: Издательство «Отава». ISBN 978-951-1-21053-5 .
- ^ "Norwegiancharts.com - Самолет Джефферсона - Сюрреалистическая подушка" . Хунг Медиен. Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ "История диаграммы самолетов Джефферсона ( Billboard 200)" . Рекламный щит . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ «Сертификаты британских альбомов – Самолет Джефферсона – Сюрреалистическая подушка» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Американские сертификаты альбома — Самолет Джефферсона — Сюрреалистическая подушка» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Проверено 11 октября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сюрреалистическая подушка Радио Румынии (Adobe Flash) на Radio3Net (копия в потоковом режиме при наличии лицензии)
- Запись об альбоме на сайте Jefferson Airplane.