Синий всадник

Der Blaue Reiter ( «Синий всадник ») — группа художников, обозначенная Василием Кандинским и Францем Марком за их выставочную и публикационную деятельность, в которой оба художника выступали в качестве единоличных редакторов в альманахе одноименном (впервые опубликованном в середине 1990-х гг.). май 1912 г.). Редакция организовала две выставки в Мюнхене в 1911 и 1912 годах, чтобы продемонстрировать свои искусствоведческие идеи, основанные на выставленных произведениях искусства. Затем последовали передвижные выставки в Германии и других городах Европы. «Синий всадник» распался в начале Первой мировой войны в 1914 году.
Художники, связанные с Der Blaue Reiter, были важными пионерами современного искусства 20-го века; они сформировали рыхлую сеть взаимоотношений, но не художественную группу в более узком смысле, такую как Die Brücke («Мост») в Дрездене . Работы дочерних художников отнесены к немецкому экспрессионизму .
История
[ редактировать ]
Предшественником «Синего всадника» была Neue Künstlervereinigung München (NKVM: Ассоциация новых художников Мюнхена), инициированная Марианной фон Веревкиной , Алексеем фон Явленским , Адольфом Эрбсле и немецким предпринимателем, коллекционером произведений искусства, пионером авиации и музыкантом Оскаром Виттенштейном . НКВМ был основан в 1909 году, и Кандинский (как его первый председатель) организовал выставки 1909 и 1910 годов. Еще до первой выставки Кандинский ввел в устав НКВМ так называемый «пункт о четырех квадратных метрах» из-за разногласия с художником Шарлем Иоганном Пальми ; этот пункт дал бы Кандинскому рычаг для выхода из НКВМ в 1911 году. В 1911 году Пальми позволил Кандинскому и Марку выйти из ассоциации и организовать первую «Синий всадник» выставку . Таким образом, «Синий всадник» был ответвлением НКВМ. [ нужна ссылка ]
Когда между консервативными силами в НКВМ неоднократно возникали споры, разгоравшиеся из-за все более абстрактной живописи Кандинского, он 10 января 1911 года сложил с себя полномочия председателя, но остался в объединении в качестве простого члена. Его преемником стал Адольф Эрбслё . В июне Кандинский разработал планы своей деятельности вне НКВМ. Он намеревался издать «своего рода альманах», который можно было бы назвать Die Kette ( «Цепочка »). 19 июня он изложил свою идею Марку и покорил его, предложив ему совместное редактирование книги. [ нужна ссылка ]

Название движения — это название картины , которую Кандинский создал в 1903 году, но неясно, является ли оно источником названия движения, поскольку профессор Клаус Ланхейт узнал, что название картины было перезаписано. [1] Кандинский написал 20 лет спустя, что название произошло от энтузиазма Марка по отношению к лошадям и любви Кандинского к наездникам в сочетании с общей любовью к синему цвету. [1] Для Кандинского синий был цветом духовности; чем темнее синий, тем больше он пробуждал в человеке стремление к вечному (как он писал в своей книге 1911 года « О духовном в искусстве »).
Внутри группы художественные подходы и цели различались от художника к художнику; однако художников разделяло общее желание выразить духовные истины через свое искусство. Они верили в продвижение современного искусства; связь между изобразительным искусством и музыкой; духовные и символические ассоциации цвета; и спонтанный, интуитивный подход к живописи. Члены интересовались европейским средневековым искусством и примитивизмом , а также современной нефигуративной художественной сценой во Франции . В результате встреч с идеями кубизма , фовизма и лучизма они двинулись к абстракции. [ нужна ссылка ]
Der Blaue Reiter организовал выставки в 1911 и 1912 годах, которые гастролировали по Германии. Они также опубликовали альманах, посвященный современному, первобытному и народному искусству , а также детским рисункам. В 1913 году они выставлялись в первом немецком Хербстсалоне. [ нужна ссылка ]
Группа была расформирована с началом Первой мировой войны в 1914 году. Франц Марк и Август Макке погибли в бою. Василий Кандинский вернулся в Россию, а Марианна фон Веревкин и Алексей фон Явленский бежали в Швейцарию. Внутри группы также существовали разногласия. В результате «Синий всадник» просуществовал недолго: с 1911 по 1914 год. [ нужна ссылка ]
В 1923 году Кандинский , Файнингер , Клее и Алексей фон Явленский сформировали группу Die Blaue Vier ( «Синяя четверка» ) по настоянию художницы и арт-дилера Галки Шейер . С 1924 года Шейер организовывал выставки «Синей четверки» в США.
Обширная коллекция картин Der Blaue Reiter выставлена в Städtische Galerie в Lenbachhaus в Мюнхене. [ нужна ссылка ]
Альманах
[ редактировать ]
Задуманный в июне 1911 года, Альманах Der Blaue Reiter ( «Альманах Синего Всадника» ) был опубликован в начале 1912 года Пайпер тиражом, разошедшимся тиражом около 1100 экземпляров; 11 мая Франц Марк получил первый отпечаток. Том редактировали Кандинский и Марк; его расходы взял на себя промышленник и коллекционер произведений искусства Бернхард Келер, родственник Маке. Он содержал репродукции более 140 произведений искусства и 14 крупных статей. Планировался выпуск второго тома, но этому помешало начало Первой мировой войны. Вместо этого в 1914 году было напечатано второе издание оригинала, опять же Пайпер. [2]
В состав Альманаха вошли :
- Эссе Марка «Духовные сокровища», иллюстрированное детскими рисунками, немецкими гравюрами на дереве, китайской картиной и « Пабло Пикассо . Женщиной с мандолиной за фортепиано» [3]
- статья французского критика Роже Алларда о кубизме
- Статья Арнольда Шенберга «Отношения с текстом» и факсимиле его песни «Herzgewächse».
- Факсимиле настроек песни Альбана Берга и Антона Веберна
- Томаса де Гартмана «Анархия в музыке». Эссе
- статья Леонида Сабанеева об Александре Скрябине
- статья Эрвина фон Буссе о Робере Делоне , иллюстрированная репродукцией его «Окна в город».
- статья Владимира Бурлюка о современном русском искусстве
- Эссе Маке «Маски».
- Эссе Кандинского «К вопросу о форме».
- Кандинский «Сценическая композиция».
- Кандинский «Жёлтый звук» .
Искусство, воспроизведенное в Альманахе, ознаменовало резкий поворот от евроцентристской и традиционной ориентации. В выборке преобладали предметы примитивного, народного и детского искусства: произведения из южной части Тихого океана и Африки, японские рисунки, средневековые немецкие гравюры и скульптуры на дереве, египетские куклы, русское народное искусство и баварское религиозное искусство, написанное на стекле. Пять работ Ван Гога , Сезанна и Гогена превосходили по численности семь работ Анри Руссо и тринадцать работ детей-художников. [4]
Выставки
[ редактировать ]
Первая выставка
[ редактировать ]18 декабря 1911 года Первая выставка редакции «Синего всадника» ( Erste Ausstellung der Redaktion Der Blaue Reiter Генриха Таннхаузера в Мюнхене открылась в галерее модерна ) , продлившаяся до первых дней 1912 года. На выставке было представлено 43 произведения 14 художников. показаны: картины Анри Руссо , Альберта Блоха , Давида Бурлюка , Владимира Бурлюка , Генриха Кампендонка , Робера Делоне , Элизабет Эпштейн , Ойгена фон Калера , Василия Кандинского , Августа Маке , Франца Марка , Габриэлы Мюнтер , Жана Блоэ Нистле и Арнольда Шенберга , а также иллюстрированный каталог под редакцией. [5]
С января 1912 года по июль 1914 года выставка гастролировала по Европе, проходя в Кельне, Берлине, Бремене, Хагене, Франкфурте, Гамбурге, Будапеште, Осло, Хельсинки, Тронхейме и Гетеборге. [6]
Вторая выставка
[ редактировать ]С 12 февраля по 2 апреля 1912 года Вторая выставка редакции Der Blaue Reiter ( Вторая выставка редакции Der Blaue Reiter ) демонстрировала черно-белые работы в Новой художественной галерее Ганса Гольца (Neue Kunst). Ганс Гольц) в Мюнхене. [7]
Другие шоу
[ редактировать ]Художники Der Blaue Reiter также участвовали в других выставках:
- 1912 г. Специальной ассоциации западногерманских друзей искусства и художников в Кельне. Выставка
- Первый немецкий осенний салон (организованный Гервартом Вальденом и его галереей Der Sturm ), состоявшийся в 1913 году в Берлине.
Члены
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Везин, 1992, с. 124
- ^ Катарина Эрлинг: Альманах Der Blaue Reiter , в: Хопфенгарт (2000, стр. 188-239).
- ^ Питер Николлс, Модернизм: Литературный путеводитель , Беркли, Калифорния, Калифорнийский университет Press, 1995; п. 141.
- ^ Джордж Херд Гамильтон, Живопись и скульптура в Европе, 1880–1940 , Нью-Хейвен, Коннектикут, издательство Йельского университета, 1993; стр. 215-16.
- ^ Каталог, воспроизведенный в Hoberg & Friedel (1999), стр. 364–365.
- ^ Ортруда Вестхайдер и др.: Экскурсия по первой выставке «Синего всадника» , в: Кристина Хопфенгарт (2000), стр. 49-82.
- ^ Каталог?
Ссылки
[ редактировать ]- Джон Э. Боулт, Роуз-Кэрол Ваштон Лонг. Жизнь Василия Кандинского в русском искусстве: исследование Василия Кандинского «О духовном в искусстве» . Паб л. Ньютонвилл, Массачусетс, США. 1980. ISBN 0-89250-131-6 ISBN 0-89250-132-4
- Василий Кандинский, М.Т. Сэдлер (переводчик) О духовном в искусстве . Дувр Пабл. (Мягкая обложка). 80 стр. ISBN 0-486-23411-8 . или: Lightning Source Inc. Publ. (Мягкая обложка). ISBN 1-4191-1377-1
- Ширер Уэст (1996). Путеводитель Снегиря по искусству . Великобритания: Издательство Блумсбери. ISBN 0-8212-2137-Х .
- Хоберг, Аннегрет и Фридель, Хельмут (ред.): Синий всадник и новый образ, 1909–1912 гг. , Престель, Мюнхен, Лондон и Нью-Йорк, 1999 г. ISBN 3-7913-2065-3
- Хопфенгарт, Кристина: Синий всадник , DuMont, Кельн, 2000 г. ISBN 3-7701-5310-3
- Везин, Аннет; Везин, Люк (1992). Кандинский и Синий всадник . Местность. ISBN 978-2-87939-043-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Der Blue Reiter, на Викискладе?
- Коллекция: «Экспрессионизм – Синий всадник» из Художественного музея Мичиганского университета.