Средний платонизм
Средний платонизм — современное название этапа развития платонической философии , продолжавшегося примерно с 90 г. до н.э. — когда Антиох Аскалонский отверг скептицизм новой Академии — до развития неоплатонизма при Плотине в III веке. Средний платонизм впитал в себя многие доктрины конкурирующих перипатетических и стоических школ. Выдающийся философ этого периода Плутарх (ок. 45–120) защищал свободу воли и бессмертие души . Он стремился показать, что Бог, создавая мир, превратил материю, как вместилище зла , в божественную душу мира, где она продолжала действовать как источник всякого зла. Бог — трансцендентное существо, действующее через божественных посредников, которыми являются боги и демоны популярной религии. Нумений Апамейский (ок. 160 г.) объединил платонизм с неопифагореизмом и другими восточными философиями, что стало прообразом развития неоплатонизма.
История
[ редактировать ]Антиох Аскалонский (ок. 125–68 до н. э.), был учеником Филона Ларисского и учителем Цицерона . Благодаря его влиянию платонизм совершил переход от академического скептицизма к эклектизму . [1] В то время как Филон все еще придерживался учения о том, что не существует ничего абсолютно определенного, Антиох вернулся к ярко выраженному догматизму . Среди других возражений против академического скептицизма было соображение, что без твердых убеждений невозможно никакое рациональное содержание жизни. [1] Он указывал, что утверждение, что ничего нельзя утверждать, или доказательство того, что ничего нельзя доказать, является противоречием; что мы не можем говорить о ложных идеях и в то же время отрицать различие между ложным и истинным. [2] Он изложил академическую, перипатетическую и стоическую системы таким образом, чтобы показать, что эти три школы отклоняются друг от друга лишь в незначительных пунктах. [2] Сам он главным образом интересовался этикой, в которой пытался найти средний путь между Зеноном , Аристотелем и Платоном . Например, он говорил, что для счастья достаточно добродетели , но для высшей степени счастья необходимы также телесные и внешние блага. [2]
Этой эклектической тенденции способствовало отсутствие догматических сочинений Платона. [3] Среднему платонизму способствовала необходимость рассмотрения основных теорий постплатонических школ философии, таких как аристотелевская логика и стоическая психология и этика (теория благ и эмоций). [4] С одной стороны, средние платоники, как и поздние перипатетики, занимались научной деятельностью, такой как изложение доктрин Платона и объяснение его диалогов; с другой стороны, они пытались систематически развивать платоновские теории. Поскольку оно было подвержено в этом влиянию неопифагореизма , оно имело немалое значение в подготовке почвы для неоплатонизма . [4]
Важнейшим из средних платоников был Плутарх (45–120), получивший также известность как историк. Хотя он был платоником, он был открыт влиянию перипатетиков и даже, в некоторых деталях, стоиков, несмотря на его полемику против их принципов; он абсолютно отверг только эпикурейство . [5] В отличие от стоического материализма и эпикурейского «атеизма» он лелеял чистую идею Бога, более соответствующую Платону. [5] Тем не менее он принял второй принцип, чтобы объяснить устройство физического мира. [5] Этого начала он искал не в какой-то неопределенной материи, а в злой мировой душе , которая с самого начала была связана с материей, но в творении, наполненном разумом и устроенном им. [5] Таким образом, оно превратилось в божественную душу мира, но продолжало действовать как источник всего зла. [5] Он возвысил Бога над конечным миром, но верил, что Бог приходит к нам на помощь прямыми откровениями ; это позволило Плутарху оправдать народную веру в пророчества . [6] Боги народной религии — это просто разные имена одного и того же божественного Существа и сил, которые им служат. [6] Демоны были для него агентами влияния Бога на мир. [5] Плутарх защищал свободу воли и бессмертие души . [5] Платонически-перипатетическая этика была поддержана Плутархом против противоположных теорий стоиков и эпикурейцев. [5]
Среди более поздних средних платоников были Теон Смирнский , написавший математическое введение к Платону, и Гай (II век), который был учителем платонической философии. [6] Его ученик Альбин написал отчет о его лекциях, предисловие к которому у нас имеется. [6] Примерно в это же время Алкиной написал дошедший до нас трактат о платонизме, в котором постулировал три начала: первого Бога, идеи , которые рассматриваются как мысли об этом «первом Боге», и материю. [7] Апулей (ок. 125), популярный писатель, изложил эклектический платонизм в своих книгах «О Боге Сократа» и «О Платоне и его учении» , написанных на латыни . [7] Максим Тирский (ок. 180 г.), как и Плутарх, пытался преодолеть пропасть между трансцендентным Богом и материей, принимая в качестве посредников многочисленных демонов. [7] Аттик (ок. 175) выступал против захлестнувшего школу эклектизма и оспаривал теории Аристотеля как отклонения от Платона. Он был бескомпромиссным сторонником Платона и считал теорию бессмертия основой всей своей системы. Тем не менее в этой теологии он ближе приблизился к стоической идее имманентности. [7]
Нумений Апамейский (ок. 160) сочетал в себе неопифагореизм и платонизм. [7] Он продемонстрировал далеко идущий синкретизм. Подобно Плутарху, он предполагал, что злая душа соединена с материей. [8] Отсюда происходит смертная часть человеческой души, которую он назвал второй иррациональной душой. [8] По своей вине душа должна была сойти из своей бестелесной жизни в тело, а после выхода из тела, если ей не нужно подвергаться дальнейшему воплощению, она становится неразличимо соединенной с Богом. [8] Дар Божий — это мудрость, которая есть высшее благо, и этот дар дается только тем, кто посвятил себя высшему благу, исключая все другие мысли. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Целлер 1931 , с. 273.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Целлер 1931 , с. 274.
- ^ Целлер 1931 , с. 305.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Целлер 1931 , с. 306.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, стр. 307.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, стр. 308.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, стр. 309.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Целлер 1931 , с. 310.
Библиография
[ редактировать ]- Целлер, Эдуард (1931), Очерки истории греческой философии (13-е изд.) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бриттен, Чарльз. 2001. Филон Ларисы: Последний из академических скептиков. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
- Бонацци, Мауро. 2012. Антиох и платонизм. В «Философии Антиоха». Под редакцией Дэвида Н. Седли, 307–333. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Катана, Лев. 2013. «Происхождение разделения между средним платонизмом и неоплатонизмом». Апейрон: Журнал древней философии и науки 46.2: 166–200.
- Центроне, Бруно. 2000. «Платонизм и пифагореизм в Ранней Империи». В Кембриджской истории греческой и римской политической мысли. Под редакцией Кристофера Роу и Малкольма Шофилда, 559–584. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
- Кьярадонна, Риккардо. 2009. «Гален и средний платонизм». В Галене и мире знаний. Под редакцией Кристофера Дж. Гилла , Тима Уитмарша и Джона Уилкинса, 243–260. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
- Диллон, Джон. 1996. Средние платоники: с 80 г. до н.э. по 220 г. н. э.. Ред. Лондон: Дакворт.
- Джонс, Роджер М. 1980. Платонизм Плутарха и избранные статьи. 2-е изд. Нью-Йорк: Гарленд.
- Каллигас, Пол. 2004. «Платонизм в Афинах в течение первых двух веков нашей эры: обзор». Ризай 2:37–56.
- Мансфельд, Яап. 1988. «Совместимые альтернативы: среднеплатонистская теология и рецепция ксенофана». В познании Бога в греко-римском мире. Под редакцией Роберта ван ден Брука, Тьитце Баарда и Яапа Мансфельда , 92–117. Лейден, Нидерланды: Brill.
- Опсомер, Ян. 1998. В поисках истины: академические тенденции в среднем платонизме. Брюссель: Королевская академия наук, литературы и изящных искусств.
- Замбон, Марко. 2006. «Средний платонизм». В «Спутнике древней философии». Под редакцией Мэри Луизы Гилл и Пьера Пеллегрена, 561–576. Оксфорд: Блэквелл.