Если они
Испахсалар ( персидский : اسپهسالار ) или сипахсалар ( سپهسالار ; букв. « командир армии » ), на арабском языке переводится как исфахсалар ( إسفهسلار ) или ишбахсалар ( إصبهسلار ), — титул, использовавшийся в большей части исламского мира в X–XV веках. для обозначения высших военачальников, но также и как общее звание генерала .
Исламский Восток и Персия
[ редактировать ]Название происходит от среднеперсидского спах -салар ( 𐬯𐬞𐬁𐬵⸱𐬯𐬁𐬮𐬁𐬭 ), [ 1 ] уже засвидетельствовано в пазендских текстах IX века. Это был эквивалент старого сасанидского титула спахбед (новоперсидский испахбад ), который в исламскую эпоху вышел из общего употребления и стал царственным титулом среди некоторых местных династий в Табаристане и Хорасане . [ 2 ] Титулы испахсалар и сипахсалар приобрели известность в исламском мире в конце 10 века, с приходом к власти иранских династий во время так называемого « иранского интермеццо ». В значении « главнокомандующий » этот титул использовался параллельно с обычными арабскими титулами хаджиб аль-худжаб ( завуалированное покрывало ), хаджиб аль-кабир ( большое покрывало ) или сахиб аль-джайш ( командующий армией). ). [ 2 ]
Среди буидов он был вручен в знак примирения, а также в знак особой чести двум мятежным турецким генералам: Себуктигину аль-Муиззи в 971 году и, после его смерти, Алптакину в 974/5 году. С растущей нестабильностью государств Буидов к концу века использование испахсалара ухудшилось, и оно стало означать просто «командир» или просто «офицер». [ 2 ] В более поздней династии Саффаридов при Халафе ибн Ахмаде ( годы правления 963–1002 ) этот титул применялся к главнокомандующему армией, в то время как хаджиб аль-худжаб был отдельной должностью, возможно, командующей рабскими войсками ( мамалик или Гилман ). [ 2 ] Среди тюркских династий арабские и персидские титулы дополнялись турецким титулом субаши . Газневиды салара использовали сипахсалар и его арабские эквиваленты в первоначальном значении слова «главнокомандующий», но также и для командиров конкретных контингентов своей армии, наряду с использованием «простого» ) (и по-арабски хаджиб для менее возвышенных генералы. [ 2 ] Империя Сельджуков и Султанат Рум использовали несколько вариантов названия, такие как испахсалар-и бузург ( اسپهسالار بزرگ ) или амир -и испахсалар ( امیر اسپهسالار ), а также множество других арабских, персидских и турецких титулов. как в техническом смысле для главнокомандующего армией, а также губернаторов и командующих армиями важных регионов, так и в более общем смысле «генерального офицера». [ 3 ] Этот титул также использовался хорезмшахами , первоначально вассалами Сельджуков, которые использовали уникальный вариант, кир исфахсалар ( قیر اسفهسالار ), для командиров приграничных регионов. [ 4 ]
Монгольские завоевания уменьшили использование этого титула, выдвинув вместо этого на первый план турецкий и монгольский титул, но он продолжал широко использоваться в изолированных и консервативных регионах Гилян и Дайлам на берегу Каспийского моря. [ 4 ] В собственно Персии он был возрожден Сефевидами при шахе Аббасе I ( годы правления 1587–1629 ), заменив использовавшийся до тех пор арабский титул амир аль-умара . обычно занимали беглербеги Азербайджана , Эту должность, по-видимому , а Рустам Хан самым известным человеком ее занимал . Должность была вновь упразднена в 1664/77 году, после чего главнокомандующий ( сардар ) назначался только в военное время. [ 4 ] Титул вновь появился в форме Сипахсалар Иазам ( Спехсалар А'зам ) при поздней династии Каджаров и стал почетным званием военного министра Мирзы Мухаммад-хана Каджара в 1858 году, военного министра-реформатора (и вскоре после того, как главный Министр ) Мечеть была построена Мирзой Хусейном Ханом Казвини , который также построил одноименную мечеть Сепахсалар в Тегеране , в 1871 году, и главным министром Мохаммадом Вали Ханом Тонекабони в [ 4 ] [ 5 ]
Использование на Кавказе и в Машрике.
[ редактировать ]Буид, и особенно влияние сельджуков, привели к распространению Испахсалара , наряду с другими персидскими титулами, на запад до Машрика и даже христианских стран Кавказа : в армянском языке он стал спасаларом , а в грузинском Амирспасалари — одним из четырех великие государственные министры Грузинского царства . [ 4 ] Этот титул также широко использовался среди тюркских атабегов династий Сирии и Ирака , а затем и Айюбидов , как для региональных военачальников, так и, что уникально, как один из личных титулов самих атабегов . [ 6 ]
В Фатимидском Египте Исфахсалар ) был главнокомандующим армией и совместно с главнокомандующим ( Сахиб аль-Баб , صاحب الباب или Вазир аль-Сагир , арабский : وزير الصغير отвечал за военную организацию. [ 4 ] Титул сохранился среди мамлюков Египта , где и Исфахсалар , и нисба « аль-Исфахсалари » ( الإسفهسلاري ) широко использовались в титулатуре старших командиров в 13 веке, но, похоже, он ухудшился и вышел из употребления. после этого. Еще в 1475 году он упоминался как главнокомандующий мамлюков, но к этому времени термин исбахсалар также обычно применялся к гвардии мамлюкского султана. [ 7 ] Среди османов сипахсалар ) продолжал использоваться , ( سپاهسالار но в общем смысле, обычными терминами для главнокомандующего были сердар ( سردار ) и сераскер ( سرعسكر ). [ 7 ]
Исламская Южная Азия
[ редактировать ]От Газневидов титул также перешел к династии Гуридов , правителям Афганистана , Пакистана и северной Индии . При Гуридах Исфахсалар означал главнокомандующего, но в 13 веке он обозначал офицера, командующего сотней кавалеристов, а при Туглукидах он отказался обозначать командира десяти человек. [ 7 ] Помимо этого технического значения, этот термин продолжал использоваться в мусульманских штатах Индии в XIV–XV веках как общий термин для «генерального офицера», например, при династии Лоди , или как «главнокомандующий». например, в Бенгальском султанате или султанатах Декана . При Моголах этот титул иногда давался Ханханану ( « Хану ханов»), главнокомандующему Великих Моголов, особенно когда он возглавлял армию вместо императора Великих Моголов. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Курси-и хазрат Зартошт", Нирангс .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Босворт и Дигби 1978 , с. 208.
- ^ Босворт и Дигби 1978 , стр. 208–209.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Босворт и Дигби 1978 , с. 209.
- ^ Катузян 2006 , стр. 26–27, 35, 203.
- ^ Босворт и Дигби 1978 , стр. 209–210.
- ^ Перейти обратно: а б с д Босворт и Дигби 1978 , с. 210.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, К.Э. и Дигби, С. (1978). «Испахсалар, Сипахсалар» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 208–210. OCLC 758278456 .
- Катузян, Хома (2006). Государство и общество в Иране: затмение Каджаров и появление Пехлеви . ИБТаурис. ISBN 1845112725 .