Jump to content

Талката

Талката в или Телката составляют ветвь оседлой фракции Санхаджи в центральном Магрибе, их оплотом был Титтери средние века. Они сыграли заметную роль в истории мусульманского Магриба и являются прародителями династий Зиридов , правивших центральным Магрибом , Ифрикией и Аль-Андалусом . Племя Телката вымерло во время французского вторжения в Алжир .

Происхождение

[ редактировать ]

Талката происходят из оседлой ветви Санхаджи. [ 1 ] [ 2 ] Этноним «санхаджа» относится к группе берберских племен, сыгравших значительную историческую роль в период средневековья. Династические державы, возникающие в Магрибе и Андалусии, свидетельствовали о растущем влиянии нескольких племен санхаджанов, как оседлых в центральном Магрибе, так и кочевых в Сахаре , особенно в эпоху монархии Зиридов . [ 3 ]

Санхаджа делились на две ветви: некочевые племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, проживающие в горах центрального Магриба; и кочевые племена, представленные населяющими Сахару. [ 4 ] Ибн Халдун перечислил около семидесяти ветвей, одной из наиболее значительных из которых была Талката, занимавшая часть центрального Магриба. Меньшие группы располагались на атлантических равнинах Марокко . Однако ни одно из этих племен санхаджанов не обладало никакой политической властью, в отличие от двух других. [ 5 ]

Предки Санхаджа во времена ранней Римской империи составляли племя Маурей в Джебель Титтери (будущая цитадель Зиридов) с городом, известным как Всиназенсе. Название Всиназа, задокументированное в этом регионе в начале III века, является топонимом, происходящим от Всинази. Эти транскрипции относятся к тому же берберскому имени, что и Инаген. [ 3 ]

По мнению берберских специалистов по генеалогии, санхаджа были одной из семи основных ветвей, произошедших от Бурниса, сына Барра. Санхаджа, Масуфа (в древности Масофи) и Ламадия (в древности Ламбдиенсы) были среди общин, которые сформировали оседлую конфедерацию Санхаджа в средние века. Эту значительную племенную конфедерацию с 10 века возглавляла ветвь Талката. [ 3 ]

Средневековые специалисты по генеалогии часто указывали противоречивые линии происхождения. Самая распространенная, хотя и не обязательно самая надежная, прослеживает происхождение Талката до химьяритов . [ 6 ] Ибн Халдун описывает Телкату как потомка Телката, сына Керта, который является сыном Санхаджа. [ 7 ] Основными подразделениями являются Матеннан, Уэннога, Ботуйя, Бану Мазгинна, Бану Усман и Бану Халил. [ 3 ]

Территория и образ жизни

[ редактировать ]
Карта племени Телката (7 век)

Северные племена санхаджанов населяли территории между уарсенисами , титтери и южными бибанами. [ 4 ] Талката составляют основное племя санхаджанов в центральном Магрибе. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] в котором они занимают часть его. [ 11 ]

Это были горцы, проживавшие в Телль-Атласе к югу от Алжира. [ 12 ] в Титулах. [ 13 ] [ 14 ] По словам Бузида Алеи, который провел всестороннее исследование санхаджа, самые ранние группы санхаджа, упомянутые в раннем средневековье, располагались в восточной части центрального Магриба, особенно к западу от Заба . Автор отличает их от кочевых санхаджей Сахары. В рамках этой оседлой группы Талката обосновались к востоку от Тлемсена , в регионах Алжира, Мсилы , Медеи и Беджая . [ 15 ]

По данным Ибн Халдуна, талката занимали один и тот же регион, простиравшийся от Мсилы, Хамзы , Алжира, Милианы до Мулуи, за исключением нескольких анклавов, принадлежавших другим племенам, в том числе фракциям зената . [ 8 ] Талката были в основном горными жителями, оседлыми людьми, селившимися по склонам гор, разбитыми на узкие плодородные долины, где жизнь концентрировалась вокруг небольших поселений. [ 6 ]

Во время возникновения семьи Зирид территория Талката располагалась в районе Титтери, характеризующемся относительно большой средней высотой, что обеспечивало относительно умеренный климат. Количество осадков, хотя и непредсказуемое, было достаточным для выращивания некоторых процветающих культур, особенно зерновых. Их владения также охватывали несколько городов, в том числе Медею, Милиану и Ачир . [ 6 ]

Они были соседями звава на северо-востоке, которые жили более уединенно. На юге они граничили с Зенатой, своими извечными врагами. Берберы Бибана, отделявшие Титтери от Мсилы, имели с ними более прочные связи. Талката могла достичь Джезаир-бени-Мезганны, небольшого порта, представляющего относительно небольшой интерес для берберов. [ 6 ]

В 10 веке Ибн Хавкаль оценил состояние региона. Вокруг Ачира он увидел обильные природные источники, сады и возделываемые поля. В Милиане, описанной как «древний город», он отметил мельницы вдоль реки, «из которых он широко использует орошение своих полей, а также частично получает выгоду от реки Челиф ». Земля Талката обеспечивала весьма удовлетворительные условия жизни, что делало ее комфортной для первых Зиридов. [ 6 ]

Талката, ветвь конфедерации Санхаджанов, сыграла заметную роль в истории мусульманского Магриба в 10, 11 и 12 веках. [ 6 ] Племя Талката было готово обеспечить превосходство над другими племенами Центрального Магриба , что частично объясняет его численную плотность. Однако в еще большей степени это можно объяснить мастерством лидеров, которые умело организовали и сформировали армию, готовую к выдающимся достижениям. [ 14 ] В 10 веке они господствовали над Центральным Магрибом в союзе с Фатимидами , а позже основали династию Зиридов . [ 12 ]

Во время мусульманского завоевания Магриба кутамы горы и санхаджи (включая талката) населяли Центральный Магриб, включая Орес , Большую Кабилию , а также районы Тахерт и Тлемсен . [ 16 ] Первым известным лидером Талката был Менад ибн Манхус, чей сын Зири является предком династии Зиридов и основателем их столицы Ачира в Джабаль Титтери (в 935 г.). [ 8 ] Расположение этой крепости позволяет им контролировать пути, обслуживающие Высокие равнины, Митиджу и Кабилию . [ 10 ]

Будучи потомственными врагами своих соседей из Зенаты, клиентов Омейядов Кордовы (во главе с Маграуа и Бану Ифрен из региона Тлемсен), Санхаджа Центрального Магриба (первоначально сосредоточенная в Джебель-Титтери) предпочли союз с Фатимидами, обращенными в Исмаилитское шиитское учение в X веке (позже вернувшееся в суннизм), Талката активно участвовали в Война Фатимидов против хариджитов- берберов. [ 3 ]

Бологин ибн Зири , вождь племени Такальта в Южном Алжире, назначен Фатимидами наместником Центрального Магриба из-за роли его отца, Зири ибн Менада , во время хариджитских восстаний Абу Язида и экспедиций против Зенаты в Оране . [ 17 ] Династия Зиридов, правившая в X и XII веках, произошла из алжирской ветви Санхаджи. [ 4 ] Зириды связаны с племенами Хаммадидов и Бадицидов. [ 8 ]

Приверженность Талката службе Фатимидов продолжалась под руководством Бологина, что позволило шиитскому халифату утвердить свое присутствие в Центральном и Западном Магрибе за счет Омейядов Кордовы и их союзников-зенатов при захвате Феса в 995 году. . [ 3 ] В начале 11 века ветвь семьи, Хаммадиды , основала еще один центр власти, основав Калаа в Ходна . регионе [ 10 ] ( Беджая в 1090 г.). [ 18 ] Позже Зави основал Тайфу Гранады в Аль-Андалусе. [ 3 ]

Во время французского завоевания Алжира значительной берберской группы, известной как Талката, больше не существовало. Звава захватили территории, которые когда-то были родиной Кутамы и Талката. [ 19 ]

  1. ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (1 мая 2011 г.). Берберское движение за идентичность и вызов североафриканским государствам . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-74505-6 .
  2. ^ Илахиане, Сайн (17 июля 2006 г.). Исторический словарь берберов (Имазиген) . Пугало Пресс. п. 149. ИСБН  978-0-8108-6490-0 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час М'Чарек, Ахмед. «Энциклопедия Бербера» . Усинази/ Санхаджа (Энцикл. берб.) .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Степанова, Анастасия Владимировна (2021-11-30). "Источники по истории берберского племенного объединения санхаджа в Средние века: проблема достоверности" . Ориенталистика . 4 (4): 949–965. doi : 10.31696/2618-7043-2021-4-4-949-965 . ISSN  2687-0738 .
  5. ^ де ла Веронн, Ч (01 октября 2010 г.), «Ṣanhād̲j̲a» , Энциклопедия ислама , Брилл , получено 18 января 2024 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Голвин, Люсьен (1983). «Булуггин, сын Зыри, берберский принц» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 35 (1): 93–113. дои : 10.3406/реммм.1983.1983 .
  7. ^ Ассари, Надир (2007). Алжир: от истоков до турецкого регентства (на французском языке). Альфа. ISBN  978-9961-780-15-2 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Амара, Аллауа (2005). «Малоизвестный текст о двух еретических группах из средневекового Магриба» . Арабика . 52 (3): 348–372. дои : 10.1163/1570058054191851 . ISSN   0570-5398 . JSTOR   4057739 .
  9. ^ Ибаньес, Кармело Фернандес (01 января 2019 г.). «АЛЬ-КИТАБ Хуан Зозая Сталь-Хансен» . Аль-Китаб Хуан Зозайя Стабель-Хансен : 419.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Воге, Элиза (2014), Туати, Хуари (редактор), «Глава IV - Социальная история (с 7 по 15 века)» , Всеобщая история Алжира , Зайтун , получено 18 января 2024 г.
  11. ^ Сингх, Нагендра Кр; Хан, Абдул Мабуд (2001). Энциклопедия мусульман мира: племена, касты и общины Глобальное видение. ISBN  978-81-87746-10-2 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Баадж, Амар С. (11 августа 2015 г.). Саладин, Альмохады и Бану Гания: борьба за Северную Африку (12 и 13 века) . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-29857-6 .
  13. ^ Мейнье, Гилберт (2010). Алжир, сердце классического Магриба: от исламско-арабского открытия до ухода (698–1518 гг.) (на французском языке). Открытие. ISBN  978-2-7071-5231-2 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Голвин, Л. (1966). «Дворец Зири в Ачире (десятый век нашей эры)» . Арс Ориенталис . 6 :47–76. ISSN   0571-1371 . JSTOR   4629221 .
  15. ^ Господин Ахмед; Чарек. «ОТ ТАСИТЕ ДО ИБН ХАЛДУНА. В ПОИСКАХ ДВУХ БЕРБЕРСКИХ ПЛЕМЕН» . Масофи (Масуфа) и всинази (Бану синаг/Санхаджа : 246. {{cite journal}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Африка, Комитет Inter Saw по редакционной статье «Его ген» (1990). Всеобщая история Африки III: Африка с 7 по 11 век (на французском языке). ЮНЕСКО. п. 255.
  17. ^ Мейнье, Гилберт (2010). Алжир, сердце классического Магриба: от исламско-арабского открытия до ухода, 698-1518 гг . Париж: Открытие. п. 358. ИСБН  978-2-7071-5231-2 .
  18. ^ Алжир: история, общество и культура . п. 20.
  19. ^ Конерманн, Стефан (12 сентября 2016 г.). История и общество в период мамлюков (1250–1517): исследования Института перспективных исследований Аннемари Шиммель II . Издательство Боннского университета. п. 107. ИСБН  978-3-8470-0620-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee9d3fad6ae844dffc54f3a5a0c60f2e__1713457140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/2e/ee9d3fad6ae844dffc54f3a5a0c60f2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Talkata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)