Талката
Талката в или Телката составляют ветвь оседлой фракции Санхаджи в центральном Магрибе, их оплотом был Титтери средние века. Они сыграли заметную роль в истории мусульманского Магриба и являются прародителями династий Зиридов , правивших центральным Магрибом , Ифрикией и Аль-Андалусом . Племя Телката вымерло во время французского вторжения в Алжир .
Происхождение
[ редактировать ]Талката происходят из оседлой ветви Санхаджи. [ 1 ] [ 2 ] Этноним «санхаджа» относится к группе берберских племен, сыгравших значительную историческую роль в период средневековья. Династические державы, возникающие в Магрибе и Андалусии, свидетельствовали о растущем влиянии нескольких племен санхаджанов, как оседлых в центральном Магрибе, так и кочевых в Сахаре , особенно в эпоху монархии Зиридов . [ 3 ]
Санхаджа делились на две ветви: некочевые племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, проживающие в горах центрального Магриба; и кочевые племена, представленные населяющими Сахару. [ 4 ] Ибн Халдун перечислил около семидесяти ветвей, одной из наиболее значительных из которых была Талката, занимавшая часть центрального Магриба. Меньшие группы располагались на атлантических равнинах Марокко . Однако ни одно из этих племен санхаджанов не обладало никакой политической властью, в отличие от двух других. [ 5 ]
Предки Санхаджа во времена ранней Римской империи составляли племя Маурей в Джебель Титтери (будущая цитадель Зиридов) с городом, известным как Всиназенсе. Название Всиназа, задокументированное в этом регионе в начале III века, является топонимом, происходящим от Всинази. Эти транскрипции относятся к тому же берберскому имени, что и Инаген. [ 3 ]
По мнению берберских специалистов по генеалогии, санхаджа были одной из семи основных ветвей, произошедших от Бурниса, сына Барра. Санхаджа, Масуфа (в древности Масофи) и Ламадия (в древности Ламбдиенсы) были среди общин, которые сформировали оседлую конфедерацию Санхаджа в средние века. Эту значительную племенную конфедерацию с 10 века возглавляла ветвь Талката. [ 3 ]
Средневековые специалисты по генеалогии часто указывали противоречивые линии происхождения. Самая распространенная, хотя и не обязательно самая надежная, прослеживает происхождение Талката до химьяритов . [ 6 ] Ибн Халдун описывает Телкату как потомка Телката, сына Керта, который является сыном Санхаджа. [ 7 ] Основными подразделениями являются Матеннан, Уэннога, Ботуйя, Бану Мазгинна, Бану Усман и Бану Халил. [ 3 ]
Территория и образ жизни
[ редактировать ]Северные племена санхаджанов населяли территории между уарсенисами , титтери и южными бибанами. [ 4 ] Талката составляют основное племя санхаджанов в центральном Магрибе. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] в котором они занимают часть его. [ 11 ]
Это были горцы, проживавшие в Телль-Атласе к югу от Алжира. [ 12 ] в Титулах. [ 13 ] [ 14 ] По словам Бузида Алеи, который провел всестороннее исследование санхаджа, самые ранние группы санхаджа, упомянутые в раннем средневековье, располагались в восточной части центрального Магриба, особенно к западу от Заба . Автор отличает их от кочевых санхаджей Сахары. В рамках этой оседлой группы Талката обосновались к востоку от Тлемсена , в регионах Алжира, Мсилы , Медеи и Беджая . [ 15 ]
По данным Ибн Халдуна, талката занимали один и тот же регион, простиравшийся от Мсилы, Хамзы , Алжира, Милианы до Мулуи, за исключением нескольких анклавов, принадлежавших другим племенам, в том числе фракциям зената . [ 8 ] Талката были в основном горными жителями, оседлыми людьми, селившимися по склонам гор, разбитыми на узкие плодородные долины, где жизнь концентрировалась вокруг небольших поселений. [ 6 ]
Во время возникновения семьи Зирид территория Талката располагалась в районе Титтери, характеризующемся относительно большой средней высотой, что обеспечивало относительно умеренный климат. Количество осадков, хотя и непредсказуемое, было достаточным для выращивания некоторых процветающих культур, особенно зерновых. Их владения также охватывали несколько городов, в том числе Медею, Милиану и Ачир . [ 6 ]
Они были соседями звава на северо-востоке, которые жили более уединенно. На юге они граничили с Зенатой, своими извечными врагами. Берберы Бибана, отделявшие Титтери от Мсилы, имели с ними более прочные связи. Талката могла достичь Джезаир-бени-Мезганны, небольшого порта, представляющего относительно небольшой интерес для берберов. [ 6 ]
В 10 веке Ибн Хавкаль оценил состояние региона. Вокруг Ачира он увидел обильные природные источники, сады и возделываемые поля. В Милиане, описанной как «древний город», он отметил мельницы вдоль реки, «из которых он широко использует орошение своих полей, а также частично получает выгоду от реки Челиф ». Земля Талката обеспечивала весьма удовлетворительные условия жизни, что делало ее комфортной для первых Зиридов. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Талката, ветвь конфедерации Санхаджанов, сыграла заметную роль в истории мусульманского Магриба в 10, 11 и 12 веках. [ 6 ] Племя Талката было готово обеспечить превосходство над другими племенами Центрального Магриба , что частично объясняет его численную плотность. Однако в еще большей степени это можно объяснить мастерством лидеров, которые умело организовали и сформировали армию, готовую к выдающимся достижениям. [ 14 ] В 10 веке они господствовали над Центральным Магрибом в союзе с Фатимидами , а позже основали династию Зиридов . [ 12 ]
Во время мусульманского завоевания Магриба кутамы горы и санхаджи (включая талката) населяли Центральный Магриб, включая Орес , Большую Кабилию , а также районы Тахерт и Тлемсен . [ 16 ] Первым известным лидером Талката был Менад ибн Манхус, чей сын Зири является предком династии Зиридов и основателем их столицы Ачира в Джабаль Титтери (в 935 г.). [ 8 ] Расположение этой крепости позволяет им контролировать пути, обслуживающие Высокие равнины, Митиджу и Кабилию . [ 10 ]
Будучи потомственными врагами своих соседей из Зенаты, клиентов Омейядов Кордовы (во главе с Маграуа и Бану Ифрен из региона Тлемсен), Санхаджа Центрального Магриба (первоначально сосредоточенная в Джебель-Титтери) предпочли союз с Фатимидами, обращенными в Исмаилитское шиитское учение в X веке (позже вернувшееся в суннизм), Талката активно участвовали в Война Фатимидов против хариджитов- берберов. [ 3 ]
Бологин ибн Зири , вождь племени Такальта в Южном Алжире, назначен Фатимидами наместником Центрального Магриба из-за роли его отца, Зири ибн Менада , во время хариджитских восстаний Абу Язида и экспедиций против Зенаты в Оране . [ 17 ] Династия Зиридов, правившая в X и XII веках, произошла из алжирской ветви Санхаджи. [ 4 ] Зириды связаны с племенами Хаммадидов и Бадицидов. [ 8 ]
Приверженность Талката службе Фатимидов продолжалась под руководством Бологина, что позволило шиитскому халифату утвердить свое присутствие в Центральном и Западном Магрибе за счет Омейядов Кордовы и их союзников-зенатов при захвате Феса в 995 году. . [ 3 ] В начале 11 века ветвь семьи, Хаммадиды , основала еще один центр власти, основав Калаа в Ходна . регионе [ 10 ] ( Беджая в 1090 г.). [ 18 ] Позже Зави основал Тайфу Гранады в Аль-Андалусе. [ 3 ]
Во время французского завоевания Алжира значительной берберской группы, известной как Талката, больше не существовало. Звава захватили территории, которые когда-то были родиной Кутамы и Талката. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (1 мая 2011 г.). Берберское движение за идентичность и вызов североафриканским государствам . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-74505-6 .
- ^ Илахиане, Сайн (17 июля 2006 г.). Исторический словарь берберов (Имазиген) . Пугало Пресс. п. 149. ИСБН 978-0-8108-6490-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час М'Чарек, Ахмед. «Энциклопедия Бербера» . Усинази/ Санхаджа (Энцикл. берб.) .
- ^ Перейти обратно: а б с Степанова, Анастасия Владимировна (2021-11-30). "Источники по истории берберского племенного объединения санхаджа в Средние века: проблема достоверности" . Ориенталистика . 4 (4): 949–965. doi : 10.31696/2618-7043-2021-4-4-949-965 . ISSN 2687-0738 .
- ^ де ла Веронн, Ч (01 октября 2010 г.), «Ṣanhād̲j̲a» , Энциклопедия ислама , Брилл , получено 18 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Голвин, Люсьен (1983). «Булуггин, сын Зыри, берберский принц» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 35 (1): 93–113. дои : 10.3406/реммм.1983.1983 .
- ^ Ассари, Надир (2007). Алжир: от истоков до турецкого регентства (на французском языке). Альфа. ISBN 978-9961-780-15-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Амара, Аллауа (2005). «Малоизвестный текст о двух еретических группах из средневекового Магриба» . Арабика . 52 (3): 348–372. дои : 10.1163/1570058054191851 . ISSN 0570-5398 . JSTOR 4057739 .
- ^ Ибаньес, Кармело Фернандес (01 января 2019 г.). «АЛЬ-КИТАБ Хуан Зозая Сталь-Хансен» . Аль-Китаб Хуан Зозайя Стабель-Хансен : 419.
- ^ Перейти обратно: а б с Воге, Элиза (2014), Туати, Хуари (редактор), «Глава IV - Социальная история (с 7 по 15 века)» , Всеобщая история Алжира , Зайтун , получено 18 января 2024 г.
- ^ Сингх, Нагендра Кр; Хан, Абдул Мабуд (2001). Энциклопедия мусульман мира: племена, касты и общины Глобальное видение. ISBN 978-81-87746-10-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Баадж, Амар С. (11 августа 2015 г.). Саладин, Альмохады и Бану Гания: борьба за Северную Африку (12 и 13 века) . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-29857-6 .
- ^ Мейнье, Гилберт (2010). Алжир, сердце классического Магриба: от исламско-арабского открытия до ухода (698–1518 гг.) (на французском языке). Открытие. ISBN 978-2-7071-5231-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Голвин, Л. (1966). «Дворец Зири в Ачире (десятый век нашей эры)» . Арс Ориенталис . 6 :47–76. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629221 .
- ^ Господин Ахмед; Чарек. «ОТ ТАСИТЕ ДО ИБН ХАЛДУНА. В ПОИСКАХ ДВУХ БЕРБЕРСКИХ ПЛЕМЕН» . Масофи (Масуфа) и всинази (Бану синаг/Санхаджа : 246.
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Африка, Комитет Inter Saw по редакционной статье «Его ген» (1990). Всеобщая история Африки III: Африка с 7 по 11 век (на французском языке). ЮНЕСКО. п. 255.
- ^ Мейнье, Гилберт (2010). Алжир, сердце классического Магриба: от исламско-арабского открытия до ухода, 698-1518 гг . Париж: Открытие. п. 358. ИСБН 978-2-7071-5231-2 .
- ^ Алжир: история, общество и культура . п. 20.
- ^ Конерманн, Стефан (12 сентября 2016 г.). История и общество в период мамлюков (1250–1517): исследования Института перспективных исследований Аннемари Шиммель II . Издательство Боннского университета. п. 107. ИСБН 978-3-8470-0620-6 .