Мансурия, Тунис
Эль-Мансурия
Мансурия | |
---|---|
Координаты: 35 ° 39'29 "N 10 ° 06'50" E / 35,65806 ° N 10,11389 ° E | |
Страна | Африка |
Основан | Исмаил аль-Мансур |
Эль-Мансурия [ а ] или Мансурия ( араб . المنصورية ), также известная как Сабра или Сабра аль-Мансурийя , [ 2 ] [ 3 ] недалеко от Кайруана , Тунис , был столицей Фатимидского халифата во время правления исмаилитских имамов аль-Мансура би-Насра Аллаха (годы правления 946–953) и аль-Муизза ли-Дина Аллаха (годы правления 953–975). .
Эль-Мансурия, построенный между 946 и 972 годами, представлял собой обнесенный стеной город с изысканными дворцами, окруженными садами, искусственными бассейнами и водными каналами. Некоторое время он был центром могущественного государства, охватывающего большую часть Северной Африки и Сицилии . Он продолжал служить столицей провинции Зиридов до 1057 года, когда он был разрушен вторгшимися племенами Бану Хилал . Все полезные предметы или реликвии были разобраны в последующие столетия. Сегодня остались лишь слабые следы.
Фон
[ редактировать ]
Фатимидский халифат возник в результате движения исмаилитов-шиитов, основанного в Сирии Абдаллахом аль-Акбаром . [ 4 ] Он утверждал, что происходит от Исмаила , седьмого шиитского имама , от исламского пророка Мухаммеда дочери Фатимы . Династия Фатимидов названа в честь Фатимы. [ 5 ] В 899 году Абдулла аль-Махди Биллах лидером движения стал . Он бежал от своих врагов в Сиджилмасу в Марокко, где занимался прозелитизмом под видом торговца. [ 4 ] Эль-Махди поддержал благородный человек по имени Абу Абдулла аль-Шии , который организовал берберское восстание, свергнувшее тунисскую династию Аглабидов, а затем предложил эль-Махди занять пост имама и халифа. Новая столица была основана в Махдии . Халифат Фатимидов разросся, включив в себя Сицилию и простираясь по всей Северной Африке от Атлантического океана до Ливии . [ 6 ]
Третьим фатимидским халифом в Ифрикии был аль-Мансур би-Наср Аллах , лидер исмаилитов-шиитов. Он был назначен имамом 12 апреля 946 года в Эль-Махдии, за пять недель до того, как его отец умер в сильной боли. [ 7 ] Он взял имя эль-Мансур , «победитель». [ 1 ] В то время Эль-Махдия находился в осаде хариджийского повстанца Абу Язида . Эль-Мансур начал кампанию против Абу Язида и к августу 946 года одержал верх в битве за контроль над Кайруаном . [ 7 ] После своей победы он решил основать свою новую столицу на месте своего лагеря во время битвы, к югу от Кайруана. [ 8 ] Он изложил план сразу после битвы, в 946 году, хотя потребовался еще год борьбы, прежде чем Абу Язид был окончательно побежден. [ 9 ]
Строительство
[ редактировать ]Эль-Мансурия находился менее чем в 2 км (1,2 мили) к югу от существующего города Кайруан. [ 10 ] Он заменил Эль-Махдию в качестве столицы империи. Эль-Мансур переехал в новый город в 948 году. [ 11 ] Хариджитские повстанцы разрушили аглабидский город Раккада , а строительные материалы были изъяты из этой старой резиденции. [ 6 ] Новый город занимал площадь около 100 гектаров (250 акров). [ 12 ]
Город имел круглую форму, как и первоначальный Багдад , и выбор планировки, возможно, был задуман как вызов суннитскому мусульманскому халифату Аббасидов, базирующемуся в Багдаде. [ 5 ] Стены были двенадцать локтей. [ б ] широкий, из жженого кирпича, сращенного на известковом растворе. Пространство между стенами и внутренними постройками было равно ширине шоссе. [ 14 ]
В городе была соборная мечеть. [ 14 ] Дворец халифа находился недалеко от центра города, где находились и другие дворцы, используемые для церемониальных, дипломатических и административных целей. [ 15 ] Главный дворец назывался Сабра («стойкость»). Территория дворца занимала площадь 44 гектара (110 акров). [ 14 ] Историк Ибн Хаммад описал дворцовые постройки как высокие и великолепные сооружения, окруженные садами и водами. Они продемонстрировали богатство и власть халифа. [ 16 ] Названия дают некоторое представление о характере дворцов: Камфорный зал аудиенций, Палата Диадемы, Благоухающий зал аудиенций и Серебряная палата. [ 17 ]
Эль-Мансурия был завершен при аль-Муизз ли-Дин Аллахе , который обеспечил водоснабжение строительством акведука. Этот акведук длиной 36 километров (22 мили) был основан на аналогичном сооружении, построенном Аглабидами. Эль-Муизз построил новый канал на акведуке и добавил удлинение длиной 9 километров (5,6 миль) для подачи воды в Эль-Мансурию. [ 18 ] Эль-Муизз также построил большой зал. Его массивные колонны диаметром более 1 метра (3 фута 3 дюйма) были привезены из Суса , находящегося в дне пути. [ 19 ] Строительство города не было завершено до 972 года, за год до переезда эль-Муизза в Египет. [ 6 ]
Занятие
[ редактировать ]
Город был прежде всего королевской резиденцией. В нем были дворцы, сады, зверинец со львами, казармы и королевские конюшни. Эль-Мансур перевез в город 14 000 семей Кутама и основал базар или рынок. Однако, по словам Ибн Мухаззаба, «эль-Муизз приказал купцам Кайруана приходить по утрам в свои магазины и мастерские в Эль-Мансурии, а вечером возвращаться домой к своим семьям». [ 18 ] пошлина в размере 26 000 серебряных дирхамов . Ежедневно с товаров, ввозимых в город через четыре ворот, взималась [ 20 ]
В период своего расцвета Эль-Мансурия была столицей государства, которое охватывало большую часть Северной Африки от Марокко до Ливии, а также Сицилию, хотя ему приходилось защищаться от нападений со стороны Византийской империи и короля Оттона I Германии , оба активных на юге Италии. [ 21 ] дань от императора за оккупацию Калабрии , а также подарки в виде золотых и серебряных сосудов, украшенных драгоценностями, шелками, парчой и другими ценностями. В 957 году посольство Византии привезло оттуда [ 22 ] В Италии Эль-Муизз планировал вторжение в Египет, завоевание которого сделало бы Фатимидов соперниками у власти Аббасидов в Багдаде. [ 23 ] [ 5 ]
Фатимидский генерал Джаухар завоевал Египет в 969 году. Он построил новый город-дворец в Египте, недалеко от Фустата , который он также назвал Эль-Мансурия. Когда в 973 году прибыл имам, название было изменено на Эль-Кахра ( Каир ). Новый город имел в плане прямоугольную, а не круглую форму. [ 24 ] В обоих городах были мечети, названные эль-Азхар в честь дочери пророка Мухаммеда, Фатимы эль-Азхар, и в обоих городах были ворота, названные Баб эль-Футух и Баб Зувайла. [ 6 ] В обоих городах было по два дворца халифа и его наследника, расположенные друг напротив друга. [ 24 ]
После переезда халифов Фатимидов в Египет Эль-Мансурия оставался столицей Зиридов , ставших местными правителями, в течение следующих восьмидесяти пяти лет. [ 1 ] Правитель Зиридов эль-Мансур бин Булуггин построил для себя дворец в Эль-Мансурии. [ 8 ] Есть запись о роскошной женитьбе в 1022–1023 годах его внука, молодого Зирида эль-Муизза бин Бадиса . За городом были построены павильоны, выставлено большое количество тканей и промышленных товаров, а музыка звучала на большом количестве инструментов. [ 25 ] Эль-Муизз бин Бадис, правивший Ифрикией при Фатимидах с 1015 по 1062 год, перестроил городскую стену Кайруана и построил две стены по обе стороны дороги из Кайруана в Эль-Мансурию. [ 8 ] Он приказал перенести в Эль-Мансурию ремесла и торговлю из Кайруана. [ 10 ]
Разрушение
[ редактировать ]Город подвергался нападениям арабских кочевников из племени Бану Хилал . В 1057 году Зириды оставили его ради Эль-Махдии, и он больше никогда не был оккупирован. [ 8 ] Его строительные материалы позже использовались жителями Кайруана. [ 26 ] По состоянию на 2009 год город представлял собой пустырь, пересеченный множеством рвов и окруженный домами бедняков. Все, что можно было повторно использовать для строительства или других целей, было разобрано за столетия с тех пор, как оно было заброшено. Камни, кирпичи, стекло и металл были удалены. Мало что сохранилось, кроме фрагментов непригодной лепнины. [ 8 ]
Археология
[ редактировать ]Аэрофотосъемка этого места подтвердила, что здесь существовало очень большое искусственное ограждение примерно круглой формы, внутри которого сохранились остатки нескольких круглых и прямоугольных бассейнов. [ 17 ] Бассейны можно отождествить с искусственными бассейнами, описанными придворным поэтом Али ибн Мухаммадом эль-Ияди, которые окружали дворец. [ 27 ] Фундаменты были обнаружены в ходе археологических раскопок. [ 26 ] Следы колонн большого зала все еще видны. [ 19 ] Некоторые части канала все еще можно увидеть. [ 18 ]
Небольшие раскопки провел Жорж Марсе в 1920-х годах. Слиман Мостафа Збисс провел более тщательные раскопки в 1950-х годах во дворце в юго-восточном секторе города. [ 28 ] Дальнейшие раскопки франко-тунисской группы проводились вокруг юго-восточного дворца в конце 1970-х годов и завершились в 1982 году. [ 28 ] Результаты этих более ранних раскопок были опубликованы мало, и не было сделано никаких записей о стратиграфическом местоположении найденных фрагментов лепнины. [ 28 ]
В период с 2003 по 2008 год был предпринят более тщательный проект, в ходе которого было приложено больше усилий для размещения фрагментов лепнины. Есть свидетельства нескольких этапов освоения различных стилей украшения, включая узоры из цветов и листьев, геометрические узоры, фигуры животных и людей, а также эпиграфику. Некоторые украшения напоминают доисламские тунисские работы, а другие характерны для других исламских памятников. [ 29 ] Свидетельств культурного обмена с Египтом меньше, чем можно было ожидать, в то время как останки демонстрируют удивительное количество контактов с Аль-Андалусом , несмотря на постоянные военные действия между Фатимидами и Омейядами на Пиренейском полуострове. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Имя Мансурия означает «победоносный» в честь его основателя Абу Тахира Исмаила, принявшего царственное имя аль-Мансур би-Наср Аллах , «победитель». [ 1 ]
- ^ Локоть: около 18 дюймов (460 мм). [ 13 ] Стены шириной двенадцать локтей имели ширину около 18 футов (5,5 м).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Трейси 2000 , с. 234.
- ^ Талби, М. (1995). «Сабра или аль-Мансурийя» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 688–689. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. п. 67. ИСБН 978-0-521-33767-0 .
- ^ Jump up to: а б Йоманс 2006 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Искусство периода Фатимидов .
- ^ Jump up to: а б с д Йоманс 2006 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Купфершмидт 1987 , с. 435.
- ^ Jump up to: а б с д и Барруканд и Рамма 2009 , с. 349.
- ^ Купфершмидт 1987 , с. 436.
- ^ Jump up to: а б Джаюси и др. 2008 , с. 128.
- ^ Хальм 1996 , стр. 331.
- ^ Джайюси и др. 2008 , с. 129.
- ^ Деза и Деза 2012 , с. 533.
- ^ Jump up to: а б с Рагглс 2011 , с. 120.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , с. 71.
- ^ Трейси 2000 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б Запись 1985 года , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 1996 , с. 345.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1996 , с. 344.
- ^ Хальм 1996 , с. 361.
- ^ Хальм 1996 , с. 407.
- ^ Запись 1985 г. , с. 31.
- ^ Хальм 1996 , с. 408.
- ^ Jump up to: а б Сафран 2000 , с. 68.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Листы 1998 , с. 75.
- ^ Грабарь 1985 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б с Барруканд и Рамма 2009 , с. 350.
- ^ Барруканд и Рамма 2009 , с. 351.
- ^ Барруканд и Рамма 2009 , с. 352.
Источники
[ редактировать ]- Барруканд, Марианна; Рамма, Мурад (2009). «Сабра эль-Мансурия и ее соседи в первой половине одиннадцатого века: исследования лепного декора» . Мукарнас . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17589-1 .
- Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-1733-3 .
- Дафтари, Фархад (1998). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-0904-8 .
- Деза, Мишель Мари; Деза, Елена (2012). Энциклопедия расстояний . Спрингер. ISBN 978-3-6423-0958-8 .
- Грабарь, Олег (1 июня 1985 г.). Мукарнас, Том 3: Ежегодник исламского искусства и архитектуры . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-07611-2 .
- Хальм, Хайнц (1996). Империя Махди: Возвышение Фатимидов . Справочник востоковедения. Том. 26. Перевод Майкла Боннера. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 9004100563 .
- Джаюси, Сальма Хадра; Холод, Рената; Петруччиоли, Аттилио; Раймонд, Андре (2008). Город в исламском мире . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17168-8 .
- Купфершмидт, Ури М. (1987). Высший мусульманский совет: ислам под британским мандатом в Палестине . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-07929-8 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламское искусство и визуальная культура: Антология источников . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4051-5401-7 .
- Сафран, Янина М. (2000). Второй халифат Омейядов: формулировка легитимности халифа в Эль-Андалусе . Гарвардский CMES. ISBN 978-0-932885-24-1 .
- «Искусство периода Фатимидов (909–1171)» . Metmuseum.org . Проверено 11 марта 2013 г.
- Трейси, Джеймс Д. (2000). Городские стены: городская крепость в глобальной перспективе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65221-6 .
- Йоманс, Ричард (2006). Искусство и архитектура исламского Каира . Гранат и Итака Пресс. ISBN 978-1-85964-154-5 .