Тибетская книга жизни и смерти
![]() Обложка юбилейного 10-го издания, 2002 г. | |
Автор | Согьял Ринпоче |
---|---|
Язык | Английский |
Предметы | Духовность Тибетский буддизм |
Издатель | Райдер |
Дата публикации | 1992 |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 0-7126-5437-2 |
«Тибетская книга жизни и смерти» , написанная Согьялом Ринпоче в 1992 году, представляет собой изложение учения тибетского буддизма, основанное на Тибетской Книге Мертвых или Бардо Тодол . Автор писал: «Я написал « Тибетскую книгу жизни и смерти» как квинтэссенцию сердечного совета всех моих учителей, чтобы она стала новой тибетской Книгой Мертвых и Тибетской Книгой Жизни ». [ 1 ] В книге исследуются: послание непостоянства; эволюция, карма и возрождение ; природа ума и как тренировать ум посредством медитации ; как следовать духовному пути в наши дни; практика сострадания ; как заботиться об умирающих и проявлять к ним любовь, а также духовные практики в момент смерти.
В предисловии к книге Далай-лама XIV говорит:
В этой своевременной книге Согьял Ринпоче сосредотачивается на том, как понять истинный смысл жизни, как принять смерть и как помочь умирающим и мертвым ... Смерть и умирание представляют собой точку встречи между тибетским буддистом и современной наукой. традиции. Я считаю, что оба могут внести большой вклад друг другу на уровне понимания и практической пользы. Согьял Ринпоче имеет особенно хорошие возможности для организации этой встречи; поскольку он родился и вырос в тибетской традиции, он получил наставления от некоторых из наших величайших лам. Получив современное образование, живя и работая на Западе, он хорошо познакомился с западным образом мышления.
Концепция и написание
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]По словам Дэниела Гоулмана , Ринпоче уже планировал написать книгу о жизни и смерти еще в конце 1970-х годов. [ 2 ] В 1983 году он встретил Элизабет Кюблер-Росс , Кеннета Ринга и других деятелей, занимающихся уходом за больными и исследованиями околосмертных состояний, и они вдохновили его развивать свою работу по раскрытию тибетских учений о смерти и помощи умирающим. Ринпоче продолжал преподавать по всему миру. Затем, в 1989 году в Непале, Ринпоче встретил Эндрю Харви и пригласил его помочь в проекте. [ 3 ]
Процесс написания
[ редактировать ]Сотни часов учений Согьяла Ринпоче были собраны и записаны на аудиокассетах. [ 3 ] В 1991 году Эндрю Харви и Патрик Гаффни переехали в небольшой дом в Калифорнии, выбранный для творческого процесса, недалеко от резиденции Согьяла Ринпоче. Они начали составлять первые главы книги на основе устных учений Ринпоче, регулярно посещая Ринпоче, который исправлял их и предлагал новые идеи. Больше было сделано в Лондоне, но самый напряженный период начался в Париже, в конце 1991 года. [ 3 ]
Позже, когда Ринпоче проводил ретриты в Германии и Австралии, он отправлял Гаффни и Харви длинные факсы, полные исправлений, изменений и новых абзацев. Он апробировал ключевые главы, например, о Природе ума, практике медитации, сострадании, Гуру-йоге и Дзогчене , преподавая их напрямую, снова и снова, по всему миру на ретритах и курсах. Некоторые части исправлялись и переписывались двадцать пять раз. [ 3 ]
Окончательные изменения были внесены в июле 1992 года, во время трехмесячного ретрита, который Ринпоче проводил в своем европейском ретритном центре Лераб Линг во Франции. О процессе Патрик Гаффни сказал:
«Наверное, книга никогда не была написана таким необычным способом. Если она была трудной, то потому, что она представляла так много проблем. Одной из величайших было то, как найти голос Ринпоче, тот интимный, теплый, ясный и юмористический голос, который Ринпоче настолько красноречив в живом общении, что он является мастером великой устной традиции Тибета, уходящей корнями в многовековую историю, отличительной чертой которой является способность передавать напрямую, от сердца к сердцу, от ума к уму, посредством слов. Были и другие важные вопросы. которая могла быть понята людьми с разной степенью духовного опыта. Опять же, одной из самых больших забот Ринпоче было обеспечение подлинности учения, и он включил в книгу ответы на вопросы об учениях о смерти, представленных Его Святейшеству Далай-ламе. , Дилго Кьенце Ринпоче и другие великие мастера». [ 3 ]
История публикаций
[ редактировать ]«Тибетская книга жизни и смерти» была впервые выпущена в США в сентябре 1992 года, где получила высокую оценку и несколько недель возглавляла списки бестселлеров. [ 4 ]
Впоследствии он был выпущен в Великобритании, Австралии и Индии и сначала переведен на немецкий и французский языки. На сегодняшний день напечатано более трех миллионов экземпляров. [ нужна ссылка ] на 34 языках и в 80 странах. [ примечание 1 ]
Успех книги способствовал расширению деятельности Ригпа — сети буддийских центров и групп, созданной Согьялом Ринпоче в 1970-х годах. [ 5 ]
Это также побудило Ригпа ввести программу обучения и подготовки в области духовной помощи, учитывающую потребности лиц, осуществляющих уход. [ 6 ] Крупная конференция, состоявшаяся в Гермеринге , недалеко от Мюнхена, в 1996 году и в которой приняли участие несколько ведущих специалистов по уходу за умирающими, оказала значительное влияние на зарождающееся хосписное движение в Германии. [ 5 ]
Переработанное издание было выпущено в 2002 году в честь 10-летия книги. В 2012 году было опубликовано новое, переработанное издание. В 2020 году вышло юбилейное издание, посвященное 25-летию. [ 7 ]
Содержание и темы
[ редактировать ]В книге, разделенной на два основных раздела, рассматриваются:
Жизнь (Часть первая)
[ редактировать ]- послание непостоянства (1. В Зеркале Смерти, 2. Непостоянство, 3. Отражение и Изменение);
- разум и его истинная природа (4. Природа ума);
- как трансформировать разум с помощью практики медитации (5. «Приведение ума домой»);
- карма (причина и следствие) и реинкарнация (6. Эволюция, Карма и Возрождение);
- видение жизни и смерти, объясненное в соответствии с так называемыми бардо (7. Бардо и другие реальности);
- что самое важное в этой жизни, а также как работать с нашим умом и его восприятиями/проекциями, а также с нашим эго (8. Эта жизнь: естественное бардо);
- как следовать духовному пути и преданности (9. Духовный путь);
- природа ума согласно учению Дзогчен (10. Сокровенная сущность)
Умирание (части вторая-третья)
[ редактировать ]- как помочь умирающему, как практически, так и эмоционально (11. Сердечный совет по оказанию помощи умирающим)
- практика сострадания (12. Сострадание: Драгоценность, исполняющая желания);
- как помочь умирающему духовно (13. Духовная помощь умирающим, 14. Практики умирающих)
- процесс умирания (15. Процесс умирания)
- глубокие переживания, которые могут произойти в момент смерти (16. Земля, 17. Внутреннее Сияние)
- что происходит в промежуточном состоянии после смерти (18. Бардо Становления)
- как помочь тому, кто уже умер, и процесс утраты (19. Помощь после смерти)
- околосмертные исследования и научные доказательства (20. Околосмертный опыт: лестница в небеса)
Заключение
[ редактировать ]- резюме и межконфессиональные сравнения (21. Универсальный процесс)
- посвящение и молитва (22. Слуги мира)
Критика и прием
[ редактировать ]Дональд С. Лопес-младший охарактеризовал многочисленные ссылки и цитаты выдающихся деятелей классической и европейской истории в книге как «космополитический эклектизм». [ 8 ] заявив, что Согьял Ринпоче помещает тибетскую мудрость «в глобальную и историческую духовную линию мыслителей, которую никогда не цитировал ни один другой тибетский автор». [ 8 ] Ученый-религиовед Хьюстон Смит сказал: «Я не встречал более всеобъемлющей, практичной и мудрой книги о взаимодействии жизни и смерти. Эта перспектива откровенно и глубоко тибетская, но она изложена настолько ясно, что читатель без труда усматривает на каждой странице ее универсальное значение». [ 9 ]
Книга также получила похвалу от ряда знаменитостей и общественных деятелей, которые назвали ее влиятельной в своей жизни. Комик Джон Клиз сказал, что эта книга была одной из самых полезных, которые он когда-либо читал. [ 10 ] Музыкант Том Йорк сказал: «Это самая необыкновенная вещь, которую я когда-либо читал» и «От начала до конца это казалось здравым смыслом. Думаю, в этом и заключается мудрость». [ 11 ] Говорят, что испанский футболист Карлес «Тарзан» Пуйоль проявил большой интерес к тибетской культуре и буддизму после прочтения «Тибетской книги жизни и смерти», которая помогла ему справиться со смертью члена семьи. [ 12 ]
Влияние
[ редактировать ]Здравоохранение
[ редактировать ]С момента публикации «Тибетской книги жизни и смерти» ее взяли на вооружение учреждения, центры и группы различного рода: образовательные, медицинские и духовные. [ 13 ]
Согьял Ринпоче сказал во введении к исправленному изданию:
«Медсестры, врачи и те, кто профессионально занимается уходом за умирающими, рассказали мне, как они интегрировали эти методы в свою повседневную работу, и я слышал много рассказов о том, как обычные люди использовали эти методы и обнаруживали, что они изменили смерть близкого человека. друг или родственник. Что меня особенно трогает, так это то, что эту книгу читали люди с разными духовными убеждениями, и они говорили, что она укрепила и углубила их веру в их собственную традицию. Кажется, они признают универсальность ее послания. и поймите, что его цель – не убедить или обратить, а просто предложить мудрость древнего буддийского учения, чтобы принести максимально возможную пользу». [ 13 ]
и другие учредили международную программу образования и обучения под названием «Духовная забота» В 1993 году Кристин Лонгакер в ответ на просьбы медицинских работников о практических способах привнести сострадание и мудрость учений « Тибетской книги жизни и смерти» в свою жизнь. работа и жизнь. За последние 17 лет они работали с больницами, хосписами и университетами, обучили более 30 000 медицинских работников и волонтеров по всему миру во всех областях здравоохранения и социальных услуг, а также оказали поддержку многим людям, столкнувшимся с серьезными заболеваниями, смертью или тяжелой утратой, и их семьи. [ 14 ]
Адаптации
[ редактировать ]- Режиссер Стэн Лай в своем проекте совместно с отделом Дхармы Национального института искусств Тайваня разработал 7-часовую драму, отправной точкой и центральной темой которой стала история, рассказанная Ринпоче в книге о «Пятом пациенте». женщина, которая рассказывает историю своей жизни перед лицом неминуемой смерти. [ 15 ]
- Сын австралийского композитора Найджела Уэстлейка был убит незадолго до того, как ему исполнился 21 год. Исполненный горя, он сказал: «Когда мы потеряли Илая, я начал думать о том, где он находится и что мы можем сделать, чтобы помочь ему ... Я нашел великое утешение в буддийском учении «Тибетской книги жизни и смерти ». Когда он снова смог начать сочинять, он начал писать реквием своему сыну. Текст третьей части, «Гимн сострадания», содержит отрывки из «Тибетской книги жизни и смерти » . [ 16 ]
Похожие публикации
[ редактировать ]- Пятая глава « Тибетской книги жизни и смерти» , в которой подробно описывается медитация, была опубликована Харпер Коллинз отдельно под названием «Медитация» . ISBN 0-06-251114-9
- Выдержки из «Тибетской книги жизни и смерти» были также опубликованы под названием «Взгляд после взгляда: ежедневные размышления о жизни и смерти» . ISBN 0-06-251126-2
Примечания
[ редактировать ]- ^ Переводы: английский, французский, немецкий, китайский (материковый Китай и Тайвань), голландский, испанский, итальянский, португальский и бразильский португальский, японский, корейский, иврит, финский, турецкий, греческий, тайский, норвежский, шведский, датский, хорватский, Словенский, сербский, венгерский, эстонский, русский, литовский, чешский, болгарский, польский, хинди, вьетнамский, индонезийский (бахаса), тайский, румынский, латышский.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ринпоче, Согьял (2002). Тибетская книга жизни и смерти . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. стр. 13 . ISBN 0-06-250834-2 .
- ^ «Дэниел Гоулман @ Гарнизонный институт медитации и науки» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Патрик Гаффни (лето 1994 г.). «В поисках голоса» . Посмотреть журнал .
- ^ «Бестселлеры». Рецензия на книгу «Нью-Йорк Таймс» . 3 января 1993 г.
- ^ Jump up to: а б «История Ригпа 1992-1996 гг.» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2011 года.
- ^ «О нас – Программа духовной помощи» . www.spcare.org . Архивировано из оригинала 30 июля 2007 года.
- ^ Тибетская книга жизни и смерти: духовная классика и международный бестселлер: издание, посвященное 25-летию . 25 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Лопес-младший, Дональд С. (1998). Узники Шангри-Ла: тибетский буддизм и Запад . Издательство Чикагского университета. п. 79.
- ^ «Харпер Коллинз | Критическая похвала» .
- ^ «Тибетская книга жизни и смерти» . Случайные домашние книги . Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ «Вид со сцены» . Шамбала Солнце . Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ «Полуфинальный герой Испании, увлеченный буддизмом, встретил Далай-ламу в 2007 году» . Фаюл . Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Ринпоче, Согьял (2002). Тибетская книга жизни и смерти . ХарперКоллинз. п. xii.
- ^ «Дом – Программа духовной помощи» . www.spcare.org .
- ^ «Более широкий холст - Тайбэй Таймс» . www.taipeitimes.com . 18 мая 2000 г.
- ^ «Реквием композитора Найджела Уэстлейка по убитому сыну» . Австралиец .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Информация о Тибетской книге жизни и смерти на сайте Ригпа.