Jump to content

Отон Жупанчич

Отон Жупанчич
Рожденный ( 1878-01-23 ) 23 января 1878 г.
Виница , герцогство Крайна , Австро-Венгрия (ныне в Словении )
Умер 11 июня 1949 г. ( 1949-06-11 ) (71 год)
Любляна , СР Словения , СФР Югославия
Занятие
  • Поэт
  • переводчик
  • драматург
Жанр пьесы, эпическая поэзия , лирическая поэзия
Литературное движение Символизм , Модернизм

Отон Жупанчич (23 января 1878 - 11 июня 1949, псевдоним Гойко) . [ 1 ] ) — словенский поэт, переводчик и драматург. Он считается, наряду с Иваном Цанкаром , Драготиным Кетте и Йосипом Мурном , как новичок модернизма в словенской литературе . В период после Первой мировой войны Жупанчича часто считали величайшим словенским поэтом после Прешерена . [ 2 ] но за последние сорок лет его влияние пошло на убыль, и его поэзия потеряла большую часть своей первоначальной привлекательности. [ 3 ] [ 4 ]

Биография

[ редактировать ]

Он родился Отон Зупанчич в деревне Виница в словенском регионе Белая Крайна недалеко от границы с Хорватией . [ 5 ] Его отец Франц Зупанчич был богатым деревенским торговцем, мать Ана Малич была хорватского происхождения. [ 6 ] Он учился в средней школе в Ново-Место и Любляне . В столице Карниолы он сначала часто посещал круг католических интеллектуалов вокруг общественного деятеля, писателя и политика Янеза Евангелиста Крека , но позже обратился к свободомыслящему кругу молодых словенских художников-модернистов, среди которых были Иван Цанкар, Драготин Кетте и Йосип Мурн. [ 7 ] В 1896 году он отправился изучать историю и географию в Венский университет . Он оставался в Вене до 1900 года, но так и не закончил учебу. [ 8 ] В австрийской столице он познакомился с современными течениями в европейском искусстве, особенно с венским сецессионом и конца века литературой . Он также встретился с русинскими студентами из восточной Галиции , которые познакомили его с украинской народной поэзией , которая оказала важное влияние на будущее поэтическое развитие Жупанчича. [ 9 ]

В 1900 году он вернулся в Любляну, где преподавал в качестве заместителя учителя в Люблянской классической гимназии . Он начал публиковать свои стихи в либеральном литературном журнале «Люблянский звон» , где у него возник конфликт с одним из его редакторов и самым влиятельным словенским писателем того времени Антоном Ашкерцем . В 1905 году он отправился в Париж и поселился в Германии , где работал частным репетитором до 1910 года. [ 10 ] [ 11 ] В 1910 году он вернулся в Любляну и работал режиссером в Люблянском драматическом театре. [ 5 ] В 1912 году национально-либеральный мэр Любляны Иван Тавчар нанял его на должность директора Городского архива - должность, которую ранее занимал бывший оппонент Жупанчича Антон Ашкерц. [ 12 ] В следующем, 1913 году, он женился на Ане Кесслер , дочери светской львицы Марии Кесслер и сестре поэтессы Веры Альбрехт , которая была замужем за писателем Франом Альбрехтом . В 1920 году он вернулся к своей прежней работе в качестве режиссера, а затем руководителя Драматического театра.

Во время раздела итальянских фашистов и нацистской Германии и аннексии Словении во время Второй мировой войны Жупанчич симпатизировал Фронту освобождения словенского народа и писал стихи под разными псевдонимами для подпольных коммунистических журналов. После окончания войны в 1945 году ему было присвоено несколько почетных должностей и наград. [ 13 ] В тот период его прозвали «народным поэтом». [ 14 ] Он умер в Любляне 11 июня 1949 года и был со всеми почестями похоронен на кладбище Жале 14 июня в одной могиле со своими друзьями детства Иваном Цанкаром, Драготиным Кетте и Йосипом Мурном. [ 15 ]

Его старший сын Марко Жупанчич был известным архитектором, а младший сын Андрей О. Жупанчич был патологом , антропологом и писателем.

Свой первый сборник стихов Жупанчич опубликовал в 1899 году под названием «Чаша опойности» («Кубок опьянения»). Сборник, опубликованный в то же время и тем же издателем, что и скандальная книга Цанкара «Эротика» (Эротика), представлял собой сборник стихов более ранних периодов жизни Жупанчича, когда он находился под сильным влиянием декадентского движения . [ 16 ] Эти две книги положили начало модернизму в словенской литературе и вызвали споры. Цанкара Все выпуски «Эротики» были куплены люблянским епископом Антоном Бонавентурой Егличем Жупанчича и уничтожены, а «Чаша опойности» была осуждена самым известным словенским консервативным мыслителем того времени, -неотомистом философом Алешем Ушеничником . [ 17 ]

В более поздних стихах Жупанчича было мало влияния декадентизма, но они оставались близкими виталистическому и пантеистическому видению мира и природы. Он постепенно перешел от чисто субъективных вопросов к социальным, национальным и политическим проблемам. он опубликовал весьма влиятельное стихотворение Pesem mladine Уже в 1900 году по случаю столетия со дня рождения Прешерена («Песня о молодости»), написанное как боевая песня его поколения. В его шедевре «Дума» 1908 года образы идиллической сельской жизни и природной красоты смешаны с неявными образами социальных волнений, эмиграции, обнищания и экономического упадка современного аграрного общества. Стихи «Ковашка» («Песня кузнеца», 1910) и «Жеблярска» («Песня гвоздильника», 1912) представляют собой мощное лирическое прославление жизненной и нравственной силы угнетенных рабочих физического труда.

Сборник стихов, которым наиболее известен Жупанчич, — это сборник детских стихов «Цикибан» , изданный в 1915 году.

Жупанчич был также плодовитым и талантливым переводчиком. Он наиболее известен своими переводами большинства пьес Шекспира на словенский язык , но он также переводил других важных авторов, в том числе Данте , Кальдерона де ла Барка , Мольера , Гете , Бальзака , Стендаля , Чарльза Диккенса , Льва Толстого , Анатоля Франса. , Вольтер , Джордж Бернард Шоу , Кнут Гамсун , Г. К. Честертон и Ростан .

Жупанчич также написал две пьесы: «Ночь за верне душу», 1904 г. и «Вероника Десенишка » , 1924 г., которые были поставлены в то время, когда он возглавлял Драматический театр в Любляне.

В 1940 году Жупанчич участвовал в производстве документального фильма «О, Врба» , в котором был представлен Дом Прешерена словенский народный поэт Франс Прешерен , где родился , и его родная деревня Врба . [ 18 ] Фильм был снят Марио Фёрстером [ sl ] и опубликован после войны в 1945 году. [ 19 ] Дом подарил Фран Салешки Финжгар , который руководил его обустройством в музей, а Жупанчич прочитал стихотворение Прешерена « О Врба ». Это редкая сохранившаяся запись его голоса. [ 19 ]

Жупанчич в 1930-е годы

Уже при жизни Жупанчича часто обвиняли в чрезмерном прагматизме и политическом оппортунизме. [ 20 ] В 1920-е годы он был стойким сторонником культурной политики югославской монархии , направленной на создание единой югославской нации. После 1929 года он поддерживал централистскую диктатуру короля Югославии Александра . » статью В 1932 году он опубликовал в журнале «Люблянский звон под названием « Луис Адамик и словенская идентичность», в которой утверждал, что словенцам не следует слишком беспокоиться о своем языке, поскольку они могут сохранить свою идентичность, даже если потеряют язык. Статья, опубликованная в период, когда югославские власти поддерживали официальное использование сербохорватского языка в провинции Драва и когда даже название «Словения» было официально запрещено, вызвала огромную полемику и раскол в журнале «Люблянский звон» . [ 21 ] Литературный критик Йосип Видмар отверг взгляды Жупанчича в своей известной полемической книге «Культурная проблема словенской идентичности» .

Хотя Жупанчич оставался монархистом и югославским националистом до вторжения в Югославию в апреле 1941 года, он приветствовал новый коммунистический режим после 1945 года. [ 22 ] После 2000 года несколько интерпретаций его стихотворения «Злато яболко» («Золотое яблоко»), написанного в сентябре 1943 года, использовались в полемике о политической позиции Жупанчича во время войны и после нее, именно в том случае, если он знал об убийстве около 12 000 членов. Словенского ополчения , антикоммунистического ополчения, сотрудничавшего с немецкой армией летом 1945 года. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Влияние и наследие

[ редактировать ]

Большую часть своей жизни Жупанчич считался великим писателем. Он пользовался статусом национального поэта, уступающего только Франсу Прешерену . В 1931 году французский лингвист Люсьен Тесьер опубликовал книгу о Жупанчиче ( Oton Joupantchhitch: poète slovene. L'homme et l'oeuvre ), которая сыграла важную роль в популяризации поэзии Жупанчича во Франции. При жизни его произведения переводились только на французский и сербско-хорватский языки . переводы на немецкий, английский, венгерский ( Шандор Веореш ), македонский , румынский , болгарский , чешский и словацкий языки С тех пор были опубликованы . Словенский композитор Бреда Шчек положил на музыку произведения Жупанчича. [ 27 ]

Жупанчич оказал относительно небольшое влияние на молодое поколение словенских авторов. Тем не менее, многие из его стихов и высказываний стали крылатыми фразами или общепринятыми культурными отсылками. Сегодня он по-прежнему очень популярен как автор детской литературы. Его сборник детских стихов под названием «Чикибан» (также известный как «Мегурчки «Пузыри») был опубликован более чем в 30 изданиях с момента его первого издания в 1915 году.

Его именем названы многочисленные улицы, общественные здания и учреждения в Словении, Сербии (в основном в автономном крае Воеводина), а также в населенных словенцами районах Италии и Австрии.

Библиография

[ редактировать ]

Сборники стихов :

Кубок опьянения (1899)
План Чез (Над равниной, 1904 г.)
Монологи (1908)
На заре Витуса (1920)
Вечнозеленое растение под снегом (1945)

Детская литература :

Пасхальные яйца, 1900 год.
Беззаботные странствия (1913)
Сто загадок (1915)
Чичибан и другие (Ciciban and More, 1915)

Играет :

Ночь для верных душ (1904)
Вероника Десенишка ( Вероника Десеницкого , 1924)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Погачник, Йоже. 1978. Параметры и параллели . Любляна: Партизанская книга, стр. 115.
  2. ^ Фран Эрьявец, Словения и словенцы (Любляна: Словенская стража, 1940)
  3. Боштян М. Турк, «На смертном одре: забытый Отон Жупанчич», в «Дело » (4 сентября 2004 г.), 35
  4. ^ Каетан Кович , «Диалог с Жупанчичем» и современность , том. 46, ну. 6/7 (1998), 491–498
  5. ^ Jump up to: а б Станко Янеж (1971). Живан Милисавац (ред.). литературный лексикон Югославский ( на сербско-хорватском языке). Нови-Сад ( САП Воеводина , СР Сербия ): Matica srpska . стр. 597–598.
  6. ^ Янко Кос , словенская литература (Любляна: Cankarjeva Založba, 1982), 413
  7. ^ Янко Косс, там же.
  8. ^ Янко Кос, Обзор словенской литературы (Любляна: DZS, 1983), 267.
  9. ^ Янко Кос, указ. соч., 269.
  10. ^ Янко Косс, там же.
  11. ^ Янко Глазер , «Спремна беседа» и Отон Жупанчич, Избранные стихотворения (Любляна: Mladinska knjiga , 1963), 113
  12. ^ Янко Кос, указ. соч., 267.
  13. ^ Янко Кос, Словенская литература , указ. соч., 414
  14. ^ Женя Лейлер и др., Словенская культура XX века. века (Любляна: Младинская книга – Дело, 2002), 114.
  15. ^ «Жупанчич, Отон, академик (1878–1949)» . Словенская биография . Словенская академия наук и искусств . Проверено 7 июля 2015 г.
  16. ^ Янко Кос, Обзор словенской литературы , op.cit. 270
  17. ^ Литература в контексте. Отон Жупанчич: прием дома. Архивировано 16 декабря 2006 г., в Wayback Machine.
  18. ^ Маринко Роман; Рау Селич, Марта (2007). «Обогащение киноизображения и звука во времени – восстановление фильма О, Врба» [Обогащение киноизображения и звука во времени – восстановление фильма О, Врба] (PDF) . Условия в архивных хранилищах; (Не)известен в архивах и коллекциях; Межархивное сотрудничество: сборник статей [Положение с архивными фондами; (Не)известен в архивных фондах и коллекциях; Межархивное сотрудничество: Сборник статей] (на словенском и английском языках). стр. 208–211. КОБИСС   899445 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2014 г.
  19. ^ Jump up to: а б «Фильмы из оккупированной Любляны» . ММС РТВ Словения . РТВ Словении. 9 мая 2008 г.
  20. ^ Янко Кос, «Переоценка Отона Жупанчича» и Nova Revija , н. 198 (1998), 105–119
  21. ^ Фран Альбрехт , Кризис Люблянского колокола (Любляна: Критика, 1932)
  22. ^ Янко Кос, «Отон Жупанчич» и словенская культура XX. века , указ. соч.
  23. ^ Драго Янчар , «Темная сторона месяца» и Конец тысячелетия, Отчет века (Любляна: Mladinska knjiga, 1999)
  24. Речь премьер-министра Словении Янеза Янши по случаю годовщины окончания Второй мировой войны (май 2005 г.). Архивировано 19 марта 2009 г., в Wayback Machine.
  25. ^ Божо Репе: Манипуляции с поэтом-партизаном. Молодёжь 19.08.2016.
  26. ^ Янко Кос, «Отон Жупанчич» и словенская культура XX. век, цит.
  27. ^ «Шчек, Бреда (1893–1968) — словенская биография» . www.slovenska-biografija.si . Проверено 17 апреля 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Янез Мушич, Отон Жупанчич: жизнь и творчество (Любляна: Младика, 2007).
  • Боштян М. Турк, Рецепция бергсонизма в Словении (Любляна: факультет искусств Люблянского университета, 1995)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Франция Берник , Млади Жупанчич между традицией и современностью (Любляна: Državna založba Slovenije, 1978)
  • Андрей Капудер , Бергсон и Жупанчич (Любляна: Люблянский университет, 1983)
  • Йоже Погачник , Иван Цанкар и Отон Жупанчич (Мюнхен: Selbstverlag der Südosteuropa-Gesellschaft, 1991)
  • Матевж Кос, Жупанчич и Ницше (Любляна: Славянское общество Словении, 2000)
  • Дмитрий Рупель , Отон Жупанчич (Любляна: Делавская энотность, 1978)
  • Йосип Видмар , Отон Жупанчич (Любляна: Партизанская книга, 1978)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ebbd6fde4ba8537f02bf9988ef7a614__1714857360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/14/9ebbd6fde4ba8537f02bf9988ef7a614.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oton Župančič - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)