Отон Жупанчич
Отон Жупанчич | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Виница , герцогство Крайна , Австро-Венгрия (ныне в Словении ) | 23 января 1878 г.
Умер | 11 июня 1949 г. Любляна , СР Словения , СФР Югославия | (71 год)
Занятие |
|
Жанр | пьесы, эпическая поэзия , лирическая поэзия |
Литературное движение | Символизм , Модернизм |
Отон Жупанчич (23 января 1878 - 11 июня 1949, псевдоним Гойко) . [ 1 ] ) — словенский поэт, переводчик и драматург. Он считается, наряду с Иваном Цанкаром , Драготиным Кетте и Йосипом Мурном , как новичок модернизма в словенской литературе . В период после Первой мировой войны Жупанчича часто считали величайшим словенским поэтом после Прешерена . [ 2 ] но за последние сорок лет его влияние пошло на убыль, и его поэзия потеряла большую часть своей первоначальной привлекательности. [ 3 ] [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился Отон Зупанчич в деревне Виница в словенском регионе Белая Крайна недалеко от границы с Хорватией . [ 5 ] Его отец Франц Зупанчич был богатым деревенским торговцем, мать Ана Малич была хорватского происхождения. [ 6 ] Он учился в средней школе в Ново-Место и Любляне . В столице Карниолы он сначала часто посещал круг католических интеллектуалов вокруг общественного деятеля, писателя и политика Янеза Евангелиста Крека , но позже обратился к свободомыслящему кругу молодых словенских художников-модернистов, среди которых были Иван Цанкар, Драготин Кетте и Йосип Мурн. [ 7 ] В 1896 году он отправился изучать историю и географию в Венский университет . Он оставался в Вене до 1900 года, но так и не закончил учебу. [ 8 ] В австрийской столице он познакомился с современными течениями в европейском искусстве, особенно с венским сецессионом и конца века литературой . Он также встретился с русинскими студентами из восточной Галиции , которые познакомили его с украинской народной поэзией , которая оказала важное влияние на будущее поэтическое развитие Жупанчича. [ 9 ]
В 1900 году он вернулся в Любляну, где преподавал в качестве заместителя учителя в Люблянской классической гимназии . Он начал публиковать свои стихи в либеральном литературном журнале «Люблянский звон» , где у него возник конфликт с одним из его редакторов и самым влиятельным словенским писателем того времени Антоном Ашкерцем . В 1905 году он отправился в Париж и поселился в Германии , где работал частным репетитором до 1910 года. [ 10 ] [ 11 ] В 1910 году он вернулся в Любляну и работал режиссером в Люблянском драматическом театре. [ 5 ] В 1912 году национально-либеральный мэр Любляны Иван Тавчар нанял его на должность директора Городского архива - должность, которую ранее занимал бывший оппонент Жупанчича Антон Ашкерц. [ 12 ] В следующем, 1913 году, он женился на Ане Кесслер , дочери светской львицы Марии Кесслер и сестре поэтессы Веры Альбрехт , которая была замужем за писателем Франом Альбрехтом . В 1920 году он вернулся к своей прежней работе в качестве режиссера, а затем руководителя Драматического театра.
Во время раздела итальянских фашистов и нацистской Германии и аннексии Словении во время Второй мировой войны Жупанчич симпатизировал Фронту освобождения словенского народа и писал стихи под разными псевдонимами для подпольных коммунистических журналов. После окончания войны в 1945 году ему было присвоено несколько почетных должностей и наград. [ 13 ] В тот период его прозвали «народным поэтом». [ 14 ] Он умер в Любляне 11 июня 1949 года и был со всеми почестями похоронен на кладбище Жале 14 июня в одной могиле со своими друзьями детства Иваном Цанкаром, Драготиным Кетте и Йосипом Мурном. [ 15 ]
Его старший сын Марко Жупанчич был известным архитектором, а младший сын Андрей О. Жупанчич был патологом , антропологом и писателем.
Работа
[ редактировать ]Свой первый сборник стихов Жупанчич опубликовал в 1899 году под названием «Чаша опойности» («Кубок опьянения»). Сборник, опубликованный в то же время и тем же издателем, что и скандальная книга Цанкара «Эротика» (Эротика), представлял собой сборник стихов более ранних периодов жизни Жупанчича, когда он находился под сильным влиянием декадентского движения . [ 16 ] Эти две книги положили начало модернизму в словенской литературе и вызвали споры. Цанкара Все выпуски «Эротики» были куплены люблянским епископом Антоном Бонавентурой Егличем Жупанчича и уничтожены, а «Чаша опойности» была осуждена самым известным словенским консервативным мыслителем того времени, -неотомистом философом Алешем Ушеничником . [ 17 ]
В более поздних стихах Жупанчича было мало влияния декадентизма, но они оставались близкими виталистическому и пантеистическому видению мира и природы. Он постепенно перешел от чисто субъективных вопросов к социальным, национальным и политическим проблемам. он опубликовал весьма влиятельное стихотворение Pesem mladine Уже в 1900 году по случаю столетия со дня рождения Прешерена («Песня о молодости»), написанное как боевая песня его поколения. В его шедевре «Дума» 1908 года образы идиллической сельской жизни и природной красоты смешаны с неявными образами социальных волнений, эмиграции, обнищания и экономического упадка современного аграрного общества. Стихи «Ковашка» («Песня кузнеца», 1910) и «Жеблярска» («Песня гвоздильника», 1912) представляют собой мощное лирическое прославление жизненной и нравственной силы угнетенных рабочих физического труда.
Сборник стихов, которым наиболее известен Жупанчич, — это сборник детских стихов «Цикибан» , изданный в 1915 году.
Жупанчич был также плодовитым и талантливым переводчиком. Он наиболее известен своими переводами большинства пьес Шекспира на словенский язык , но он также переводил других важных авторов, в том числе Данте , Кальдерона де ла Барка , Мольера , Гете , Бальзака , Стендаля , Чарльза Диккенса , Льва Толстого , Анатоля Франса. , Вольтер , Джордж Бернард Шоу , Кнут Гамсун , Г. К. Честертон и Ростан .
Жупанчич также написал две пьесы: «Ночь за верне душу», 1904 г. и «Вероника Десенишка » , 1924 г., которые были поставлены в то время, когда он возглавлял Драматический театр в Любляне.
В 1940 году Жупанчич участвовал в производстве документального фильма «О, Врба» , в котором был представлен Дом Прешерена словенский народный поэт Франс Прешерен , где родился , и его родная деревня Врба . [ 18 ] Фильм был снят Марио Фёрстером и опубликован после войны в 1945 году. [ 19 ] Дом подарил Фран Салешки Финжгар , который руководил его обустройством в музей, а Жупанчич прочитал стихотворение Прешерена « О Врба ». Это редкая сохранившаяся запись его голоса. [ 19 ]
Споры
[ редактировать ]
Уже при жизни Жупанчича часто обвиняли в чрезмерном прагматизме и политическом оппортунизме. [ 20 ] В 1920-е годы он был стойким сторонником культурной политики югославской монархии , направленной на создание единой югославской нации. После 1929 года он поддерживал централистскую диктатуру короля Югославии Александра . » статью В 1932 году он опубликовал в журнале «Люблянский звон под названием « Луис Адамик и словенская идентичность», в которой утверждал, что словенцам не следует слишком беспокоиться о своем языке, поскольку они могут сохранить свою идентичность, даже если потеряют язык. Статья, опубликованная в период, когда югославские власти поддерживали официальное использование сербохорватского языка в провинции Драва и когда даже название «Словения» было официально запрещено, вызвала огромную полемику и раскол в журнале «Люблянский звон» . [ 21 ] Литературный критик Йосип Видмар отверг взгляды Жупанчича в своей известной полемической книге «Культурная проблема словенской идентичности» .
Хотя Жупанчич оставался монархистом и югославским националистом до вторжения в Югославию в апреле 1941 года, он приветствовал новый коммунистический режим после 1945 года. [ 22 ] После 2000 года несколько интерпретаций его стихотворения «Злато яболко» («Золотое яблоко»), написанного в сентябре 1943 года, использовались в полемике о политической позиции Жупанчича во время войны и после нее, именно в том случае, если он знал об убийстве около 12 000 членов. Словенского ополчения , антикоммунистического ополчения, сотрудничавшего с немецкой армией летом 1945 года. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Большую часть своей жизни Жупанчич считался великим писателем. Он пользовался статусом национального поэта, уступающего только Франсу Прешерену . В 1931 году французский лингвист Люсьен Тесьер опубликовал книгу о Жупанчиче ( Oton Joupantchhitch: poète slovene. L'homme et l'oeuvre ), которая сыграла важную роль в популяризации поэзии Жупанчича во Франции. При жизни его произведения переводились только на французский и сербско-хорватский языки . переводы на немецкий, английский, венгерский ( Шандор Веореш ), македонский , румынский , болгарский , чешский и словацкий языки С тех пор были опубликованы . Словенский композитор Бреда Шчек положил на музыку произведения Жупанчича. [ 27 ]
Жупанчич оказал относительно небольшое влияние на молодое поколение словенских авторов. Тем не менее, многие из его стихов и высказываний стали крылатыми фразами или общепринятыми культурными отсылками. Сегодня он по-прежнему очень популярен как автор детской литературы. Его сборник детских стихов под названием «Чикибан» (также известный как «Мегурчки «Пузыри») был опубликован более чем в 30 изданиях с момента его первого издания в 1915 году.
Его именем названы многочисленные улицы, общественные здания и учреждения в Словении, Сербии (в основном в автономном крае Воеводина), а также в населенных словенцами районах Италии и Австрии.
Библиография
[ редактировать ]
Сборники стихов :
- Кубок опьянения (1899)
- План Чез (Над равниной, 1904 г.)
- Монологи (1908)
- На заре Витуса (1920)
- Вечнозеленое растение под снегом (1945)
Детская литература :
- Пасхальные яйца, 1900 год.
- Беззаботные странствия (1913)
- Сто загадок (1915)
- Чичибан и другие (Ciciban and More, 1915)
Играет :
- Ночь для верных душ (1904)
- Вероника Десенишка ( Вероника Десеницкого , 1924)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Погачник, Йоже. 1978. Параметры и параллели . Любляна: Партизанская книга, стр. 115.
- ^ Фран Эрьявец, Словения и словенцы (Любляна: Словенская стража, 1940)
- ↑ Боштян М. Турк, «На смертном одре: забытый Отон Жупанчич», в «Дело » (4 сентября 2004 г.), 35
- ^ Каетан Кович , «Диалог с Жупанчичем» и современность , том. 46, ну. 6/7 (1998), 491–498
- ^ Jump up to: а б Станко Янеж (1971). Живан Милисавац (ред.). литературный лексикон Югославский ( на сербско-хорватском языке). Нови-Сад ( САП Воеводина , СР Сербия ): Matica srpska . стр. 597–598.
- ^ Янко Кос , словенская литература (Любляна: Cankarjeva Založba, 1982), 413
- ^ Янко Косс, там же.
- ^ Янко Кос, Обзор словенской литературы (Любляна: DZS, 1983), 267.
- ^ Янко Кос, указ. соч., 269.
- ^ Янко Косс, там же.
- ^ Янко Глазер , «Спремна беседа» и Отон Жупанчич, Избранные стихотворения (Любляна: Mladinska knjiga , 1963), 113
- ^ Янко Кос, указ. соч., 267.
- ^ Янко Кос, Словенская литература , указ. соч., 414
- ^ Женя Лейлер и др., Словенская культура XX века. века (Любляна: Младинская книга – Дело, 2002), 114.
- ^ «Жупанчич, Отон, академик (1878–1949)» . Словенская биография . Словенская академия наук и искусств . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Янко Кос, Обзор словенской литературы , op.cit. 270
- ^ Литература в контексте. Отон Жупанчич: прием дома. Архивировано 16 декабря 2006 г., в Wayback Machine.
- ^ Маринко Роман; Рау Селич, Марта (2007). «Обогащение киноизображения и звука во времени – восстановление фильма О, Врба» [Обогащение киноизображения и звука во времени – восстановление фильма О, Врба] (PDF) . Условия в архивных хранилищах; (Не)известен в архивах и коллекциях; Межархивное сотрудничество: сборник статей [Положение с архивными фондами; (Не)известен в архивных фондах и коллекциях; Межархивное сотрудничество: Сборник статей] (на словенском и английском языках). стр. 208–211. КОБИСС 899445 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Фильмы из оккупированной Любляны» . ММС РТВ Словения . РТВ Словении. 9 мая 2008 г.
- ^ Янко Кос, «Переоценка Отона Жупанчича» и Nova Revija , н. 198 (1998), 105–119
- ^ Фран Альбрехт , Кризис Люблянского колокола (Любляна: Критика, 1932)
- ^ Янко Кос, «Отон Жупанчич» и словенская культура XX. века , указ. соч.
- ^ Драго Янчар , «Темная сторона месяца» и Конец тысячелетия, Отчет века (Любляна: Mladinska knjiga, 1999)
- ↑ Речь премьер-министра Словении Янеза Янши по случаю годовщины окончания Второй мировой войны (май 2005 г.). Архивировано 19 марта 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Божо Репе: Манипуляции с поэтом-партизаном. Молодёжь 19.08.2016.
- ^ Янко Кос, «Отон Жупанчич» и словенская культура XX. век, цит.
- ^ «Шчек, Бреда (1893–1968) — словенская биография» . www.slovenska-biografija.si . Проверено 17 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Янез Мушич, Отон Жупанчич: жизнь и творчество (Любляна: Младика, 2007).
- Боштян М. Турк, Рецепция бергсонизма в Словении (Любляна: факультет искусств Люблянского университета, 1995)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Франция Берник , Млади Жупанчич между традицией и современностью (Любляна: Državna založba Slovenije, 1978)
- Андрей Капудер , Бергсон и Жупанчич (Любляна: Люблянский университет, 1983)
- Йоже Погачник , Иван Цанкар и Отон Жупанчич (Мюнхен: Selbstverlag der Südosteuropa-Gesellschaft, 1991)
- Матевж Кос, Жупанчич и Ницше (Любляна: Славянское общество Словении, 2000)
- Дмитрий Рупель , Отон Жупанчич (Любляна: Делавская энотность, 1978)
- Йосип Видмар , Отон Жупанчич (Любляна: Партизанская книга, 1978)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1878 рождений
- 1949 смертей
- Люди из муниципалитета Чрномель
- Выпускники Венского университета
- Словенские поэты
- Словенские поэты-мужчины
- Словенские драматурги и драматурги
- Словенские переводчики
- Немецко-словенские переводчики
- Англо-словенские переводчики
- Испанско-словенские переводчики
- Французско-словенские переводчики
- Норвежско-словенские переводчики
- Члены Словенской академии наук и искусств
- Словенский народ хорватского происхождения
- Президенты Ассоциации словенских писателей
- Похороны в Жале