Лирическая поэзия
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
|
||||||
Жанры прозы | ||||||
|
||||||
Жанры поэзии | ||||||
|
||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
Литературный портал | ||||||
Современная лирическая поэзия — это формальный тип поэзии , выражающий личные эмоции или чувства, обычно произносимый от первого лица. [ 1 ] Термин, обозначающий как современную лирическую поэзию, так и современную песенную лирику, происходит от формы древнегреческой литературы , греческой лирики , которая определялась ее музыкальным сопровождением, обычно на струнном инструменте, известном как кифара , семиструнная лира (отсюда « лирика»). Это не эквивалентно текстам песен, хотя тексты песен часто имеют лирический характер, а также не эквивалентно древнегреческой лирической поэзии, которая в основном ограничивалась текстами песен или распевными стихами. [ а ] [ 2 ]
Этот термин обязан своей важностью в теории литературы разделению, разработанному Аристотелем, на три широкие категории поэзии: лирическую, драматическую и эпическую . Лирическая поэзия – одна из древнейших форм литературы.
Метры
[ редактировать ]Большая часть лирической поэзии зависит от регулярного размера, основанного либо на количестве слогов, либо на ударении (два коротких слога обычно заменяются одним длинным слогом), что требуется для текстов песен , чтобы сопоставлять тексты со взаимозаменяемыми мелодиями, которые следуют стандартному образцу ритма. . Хотя большая часть современной лирической поэзии больше не является песенной, ритмические формы сохранились и без музыки.
Наиболее распространены следующие счетчики:
- Ямб – два слога , за кратким или безударным слогом следует долгий или ударный слог.
- Трохей – два слога, за долгим или ударным слогом следует краткий или безударный слог. В английском языке этот размер почти полностью встречается в лирической поэзии. [ 3 ]
- Пиррихий – два безударных слога.
- Анапестический – три слога, первые два короткие или безударные, а последний долгий или ударный.
- Дактилия – три слога, первый длинный или ударный, а два других короткие или безударные.
- Спондейный – двухсложный, с двумя последовательными долгими или ударными слогами.
Некоторые формы имеют комбинацию размеров, часто в качестве припева используется другой размер .
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Греция
[ редактировать ]Для греков древних лирическая поэзия имела точное техническое значение: стих сопровождался лирой , кифарой или барбитосом . Поскольку такие произведения обычно исполнялись, их также называли мелической поэзией. Лирического или мелического поэта отличали от автора пьес (хотя афинская драматургия включала в себя хоральные оды в лирической форме), автора хореических и ямбических стихов (которые декламировались), автора элегий (в сопровождении флейты, а не флейты). лира) и эпический писатель. [ 5 ] Ученые эллинистической Александрии создали канон девяти поэтов-лириков, которые считаются особенно достойными критического изучения. Среди этих архаичных и классических музыкантов-поэтов были Сафо , Алкей , Анакреон и Пиндар . Архаичная лирика характеризовалась строфической композицией и живым музыкальным исполнением. Некоторые поэты, например Пиндар, расширили метрические формы в одах до триады, включая строфу , антистрофу (метрически тождественную строфе) и эпод (форма которой не соответствует форме строфы). [ 6 ]
Рим
[ редактировать ]Среди крупнейших сохранившихся римских поэтов классического периода только Катулл ( Кармина 11 , 17 , 30 , 34 , 51 , 61 ) и Гораций ( Оды ) писали лирические стихи, [ нужна ссылка ] который вместо этого читался или декламировался. [ нужна ссылка ] Остались формы, лирические размеры греков, адаптированные к латыни. Катулл находился под влиянием как архаических, так и эллинистических греческих стихов и принадлежал к группе римских поэтов, называемых Неотерои («Новые поэты»), которые отвергли эпическую поэзию, следуя примеру Каллимаха . Вместо этого они сочиняли краткие, тщательно отточенные стихотворения в различных тематических и метрических жанрах. Римские любовные элегии Тибулла , Проперция и Овидия ( «Аморес» , «Героидес» ) с их личными фразировками и чувствами, возможно, являются тематическим предком многих средневековых, ренессансных, романтических и современных лирических поэзий, но эти произведения были составлены в виде элегических куплетов. и поэтому не были лирикой в древнем смысле. [ 7 ]
Китай
[ редактировать ]В « Китая период Воюющих царств , Песни Чу» собранные Цюй Юанем и Сун Юем, определили новую форму поэзии, пришедшую из экзотической долины Янцзы , вдали от Вэй и Хуанхэ, родины традиционных четырехзначных стихов, собранных в Китае. Книга песен . Различные формы нового Чу Ци обеспечивали больший ритм и большую свободу выражения. [ 8 ]
Средневековый стих
[ редактировать ]X века возникшая в персидском языке , Газель, представляет собой поэтическую форму, состоящую из куплетов , имеющих общую рифму и припев . Формально он представляет собой короткую лирику размером в один метр с единой рифмой. Тема – любовь. Известные авторы включают Хафиза , Амира Хусро , Аухади из Мараге , Алишера Навои , Обейда э Закани , Хагани Ширвани , Анвари , Фарида ад-Дина Аттара , Омара Хайяма и Рудаки . Газель и была введена в европейскую поэзию в начале 19 века немцами Шлегелем , фон Хаммер-Пургшталем Гете , называвшими Хафиза своим «близнецом». [ 9 ]
Лирика в европейской литературе средневековья или эпохи Возрождения означает стихотворение, написанное так, чтобы его можно было положить на музыку - независимо от того, было ли это на самом деле. Конкретная структура, функция или тема стихотворения могут различаться. [ 10 ] Лирическая поэзия Европы этого периода создавалась пионерами куртуазной поэзии и куртуазной любви во многом безотносительно к классическому прошлому. [ 11 ] Трубадоры . , странствующие композиторы и исполнители песен, начали процветать к концу 11 века, и в последующие столетия им часто подражали Труверы были поэтами-композиторами, которые были примерно современниками трубадуров и находились под их влиянием, но сочиняли свои произведения на северных диалектах Франции . Первым известным трувером был Кретьен де Труа ( годы 1160–80-е ). Доминирующей формой немецкой лирики того периода был миннесанг — «любовная лирика, основанная по существу на вымышленных отношениях между рыцарем и его знатной дамой». [ 12 ] Первоначально подражая текстам французских трубадуров и труверов, миннесанг вскоре установил самобытную традицию. [ 12 ] Был также большой объем средневековой галисийско-португальской лирики . [ 13 ]
Среди еврейских певцов-поэтов средневековья были Иегуда Халеви , Соломон ибн Габироль и Авраам ибн Эзра .
В Италии Петрарка разработал форму сонета , впервые предложенную Джакомо да Лентини и Данте » «Новую жизнь . В 1327 году, по словам поэта, вид женщины по имени Лаура в церкви Сент-Клер д'Авиньон пробудил в нем непреходящую страсть, прославленную в Rime Sparse («Разрозненные рифмы»). Позже поэты эпохи Возрождения, скопировавшие стиль Петрарки, назвали этот сборник из 366 стихотворений Il Canzoniere («Песенник»). Лаура во многом является одновременно кульминацией средневековой куртуазной любовной поэзии и началом любовной лирики Возрождения.
Бхаджан – или киртан это индуистская религиозная песня . Бхаджаны часто представляют собой простые песни на лирическом языке, выражающие эмоции любви к Божественному . Известные авторы включают Кабира , Сурдаса и Тулсидаса .
Китайская поэзия Саньцюй XII века — китайский поэтический жанр, популярный со времен династии Цзинь до начала эпохи Мин . начала XIV века, Драматурги такие как Ма Чжиюань и Гуань Ханьцин, были известными писателями Саньцюя. Вопреки обычной традиции использования классического китайского языка , эта поэзия была написана на народном языке. [ 14 ]
16 век
[ редактировать ]В Британии 16-го века Томас Кэмпион писал песни для лютни , а сэр Филип Сидней , Эдмунд Спенсер и Уильям Шекспир популяризировали сонет .
Во Франции «Плеяда» группа , в которую входили Пьер де Ронсар , Жоахим дю Белле и Жан-Антуан де Баиф , стремилась порвать с более ранними традициями французской поэзии, особенно с Маро и великими риториками , и начала подражать классическим греческим и римским формам, таким как как ода . Любимыми поэтами школы были Пиндар , Анакреон , Алкей , Гораций и Овидий . Они также создали Петраршана циклы сонетов .
Испанская религиозная поэзия адаптировала тексты для религиозных целей. Яркими примерами были Тереза Авильская , Иоанн Креста , Сор Хуана Инес де ла Крус , Гарсиласо де ла Вега , Франсиско де Медрано и Лопе де Вега . более известен своим эпосом «Ос Лусиадас» , Хотя Луиш де Камоэнс он также считается величайшим португальским лириком того периода.
В Японии нага-ута («длинная песня») была популярной в ту эпоху лирической поэмой. В нем чередовались пяти- и семисложные строки и заканчивался дополнительной семисложной строкой.
17 век
[ редактировать ]Лирическая поэзия была доминирующей формой английской поэзии 17 века от Джона Донна до Эндрю Марвелла . [ 15 ] Стихи этого периода были короткими. Редко повествовательные, они склонны к интенсивной экспрессии. [ 15 ] Другие известные поэты той эпохи включают Бена Джонсона , Роберта Херрика , Джорджа Герберта , Афру Бен , Томаса Кэрью , Джона Саклинга , Ричарда Лавлейса , Джона Мильтона , Ричарда Крэшоу и Генри Воана . Немецкий лирический поэт того периода — Мартин Опиц ; в Японии это была эпоха известного хайку писателя Мацуо Басё .
18 век
[ редактировать ]В 18 веке лирическая поэзия в Англии и Франции пришла в упадок. Атмосфера литературных дискуссий в английских кофейнях и французских салонах была неблагоприятна для лирики. [ 16 ] Исключения включают тексты Роберта Бернса , Уильяма Каупера , Томаса Грея и Оливера Голдсмита . Немецкие лирические поэты того периода включают Иоганна Вольфганга фон Гете , Новалиса , Фридриха Шиллера и Иоганна Генриха Восса . Кобаяси Исса был японским лириком того периода. В « Энциклопедии » Дидро Луи Шевалье де Жокур описал лирическую поэзию того времени как «тип поэзии, полностью посвященной чувствам; это ее суть, ее основной объект». [ 17 ]
19 век
[ редактировать ]В Европе лирика стала основной поэтической формой XIX века и стала рассматриваться как синоним поэзии. [ 18 ] Романтическая лирика состояла из рассказов от первого лица о мыслях и чувствах определенного момента; чувства были крайними, но личными. [ 19 ]
Традиционный сонет был возрожден в Великобритании: Уильям Вордсворт написал больше сонетов, чем любой другой британский поэт. [ 18 ] Другие важные авторы-романтические лирики того периода включают Сэмюэля Тейлора Кольриджа , Джона Китса , Перси Биши Шелли и лорда Байрона . Позже в этом веке викторианская лирика была более лингвистически застенчивой и оборонительной, чем романтические формы. [ 20 ] К таким викторианским лирикам относятся Альфред Лорд Теннисон и Кристина Россетти .
Лирическая поэзия была популярна среди немецкой читающей публики в период с 1830 по 1890 год, о чем свидетельствует количество поэтических антологий, опубликованных в этот период. [ 21 ] По мнению Георга Лукача , стихи Йозефа фон Эйхендорфа олицетворяют немецкое романтическое возрождение традиции народной песни, начатое Гете , Гердером и Арнимом , а также Брентано « Des Knaben Wunderhorn» . [ 22 ]
Франция также стала свидетелем возрождения лирического голоса в 19 веке. [ 23 ] Лирика стала доминирующим способом французской поэзии в этот период. [ 23 ] : 15 Для Вальтера Беньямина Шарль Бодлер был последним примером лирической поэзии, «имевшей успех в массовом масштабе» в Европе. [ 24 ]
В России . Александр Пушкин олицетворял подъем лирической поэзии в XVIII и начале XIX веков [ 25 ] Шведские «фосфористы» находились под влиянием романтического движения, и их главный поэт Пер Даниэль Амадей Аттербом написал множество лирических стихотворений. [ 26 ] Итальянские лирические поэты того периода включают Уго Фосколо , Джакомо Леопарди , Джованни Пасколи и Габриэле Д'Аннунцио . Среди испанских лирических поэтов Густаво Адольф Бекер , Розалия де Кастро и Хосе де Эспронседа. Среди японских лирических поэтов Танеда Сантока , Масаока Сики и Исикава Такубоку.
20 век
[ редактировать ]В первые годы 20-го века рифмованная лирика, обычно выражающая чувства поэта, была доминирующей поэтической формой в Соединенных Штатах. [ 27 ] Европа и британские колонии . Английские грузинские поэты и их современники, такие как А. Э. Хаусман , Уолтер де ла Мар и Эдмунд Бланден , использовали лирическую форму. Бенгальский поэт Рабиндранат Тагор получил высокую оценку от Уильяма Батлера Йейтса за его лирическую поэзию; Йейтс сравнил его с поэтами-трубадурами, когда они встретились в 1912 году. [ 28 ]
Однако актуальность и приемлемость лирики в современную эпоху были поставлены под сомнение поэтами -модернистами, такими как Эзра Паунд , Т.С. Элиот , Х.Д. и Уильям Карлос Уильямс , которые отвергли английскую лирическую форму 19-го века, чувствуя, что она слишком полагался на мелодичный язык, а не на сложность мысли. [ 29 ] : 49
После Второй мировой войны американская новая критика вернулась к лирике, пропагандируя поэзию, в которой традиционно использовались рифма, размер и строфы и которая была скромно личной в лирической традиции. [ 30 ]
Лирическая поэзия, посвященная отношениям, сексу и семейной жизни, составила новый мейнстрим американской поэзии в середине 20-го века, вслед за такими движениями, как конфессиональные поэты 1950-х и 1960-х годов, в число которых входили Сильвия Плат и Энн Секстон . [ 29 ] : 155 движение «Черная гора» с Робертом Крили , «Органический стих», представленный Дениз Левертовой , «Проективный стих» или композиция «открытого поля», представленный Чарльзом Олсоном , а также «Языковая поэзия» , направленная на крайний минимализм, наряду с многочисленными другими экспериментальными стихотворными движениями на протяжении оставшейся части периода. 20-го века, вплоть до сегодняшнего дня, когда вопросы о том, что представляет собой поэзию, лирическую или иную, все еще обсуждаются, но теперь в контексте гипертекста и мультимедиа, используемых через Интернет.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Китара — среднеголосый («тенор» / «баритон») инструмент профессионального уровня из семейства лир .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скотт, Клайв (1990). Vers Libre: Возникновение свободного стиха во Франции, 1886–1914 гг . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ISBN 9780198151593 .
- ^ Миллер, Эндрю (1996). Греческая лирика: антология в переводе . Индианаполис, Индиана: Hackett Publishing. стр. XII и далее . ISBN 978-087220291-7 . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Адамс, Стивен (1997). Поэтические конструкции: введение в размеры, формы стихов и фигуры речи . Бродвью Пресс. п. 55. ИСБН 1-55111-129-2 .
- ^ Государственные коллекции древностей (инв. 2416)
- ^ Боура, Сесил (1961). Греческая лирическая поэзия: от Алкмана до Симонида . Оксфорд, Англия : Издательство Оксфордского университета. п. 3.
- ^ Халпорн, Дж.; и др. (1994). Метры греческой и латинской поэзии . Издательство Хакетт. п. 16. ISBN 0-87220-243-7 .
- ^ Бинг, П.; и др. (1991). Игры Венеры: антология греческих и римских эротических стихов от Сафо до Овидия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б
袁行霈 [Юань Синпэй]; и др. (1992). Чжунго Вэньсюэ Ши «История китайской литературы». [ История китайской литературы ] (на китайском языке. Том 1. Пекин, Китай: Higher Education Press [Gāoděng Jiàoyù Chūbǎn She), стр. 632. ISBN. 978-704016479-4 Архивировано из оригинала 4 октября 2013 г. Проверено 14 июля 2013 г. - через Гуансиский педагогический университет (www.gxnu.edu.cn).
« Исторические записи: биография Цюй Юань Цзя Шэнформа » написаны в стиле глубокого горя и гнева. КИТАЙСКИЙ: «Стиль «Исторических записей: биография Цюй Юаня и Цзя Шэна» характеризуется глубокой скорбью и негодованием».
- ^ Тим, Дж.; и др. (2010). О поэзии и песне: подходы к девятнадцатому веку лживы . Рочестер, штат Нью-Йорк : Издательство Рочестерского университета. п. 221.
- ^ Шоу, Мэри (2003). Кембриджское введение во французскую поэзию . Кембридж, Великобритания : Издательство Кембриджского университета. стр. 39–40. ISBN 0-521-00485-3 .
- ^ Кей, С; и др. (2006). Краткая история французской литературы . Оксфорд, Англия : Издательство Оксфордского университета. стр. 15–16. ISBN 0-19-815931-5 .
- ^ Перейти обратно: а б С., Джонсон; и др. (2000). Средневековая немецкая литература: спутник . Рутледж. стр. 224–225. ISBN 0-415-92896-6 .
- ^ Тавани, Джузеппе (2002). Трубадуры и Жогрэ: Введение в галицко-португальскую средневековую поэзию (на португальском языке). Лиссабон, ПТ: Путь.
- ^ «Создание лирической литературы... положило начало поэтическому творчеству ученых династии Юань». [ 8 ]
- ^ Перейти обратно: а б Корнс, Томас (1993). Кембриджский компаньон английской поэзии, Донн Марвеллу . Кембридж, Англия : Издательство Кембриджского университета. п. xi. ISBN 0-521-42309-0 .
- ^
Уилсон, Альберт, сэр (1957). Линдси, Дж. О. (ред.). Новая Кембриджская современная история . Кембридж, Англия : Издательство Кембриджского университета. п. 73. ИСБН 0-521-04545-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Лирическая поэзия» . Энциклопедия Дидро и Даламбера — Совместный проект перевода . Энциклопедия Дидро и Даламбера. Переведено Совместным проектом перевода. Библиотека Мичиганского университета. 20 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 г. Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей, Кристофер Джон (2004). Энциклопедия эпохи романтизма, 1760–1850 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 700. ИСБН 1-57958-422-5 .
- ^ Бигрейв, Стивен (1996). Романтические сочинения . Рутледж. п. ix. ISBN 0-415-13577-Х .
- ^ Слинн, Э. Уорвик (26 октября 2000 г.). Бристоу, Джозеф (ред.). Кембриджский спутник викторианской поэзии . Издательство Кембриджского университета. п. 56. ИСБН 0-521-64680-4 .
- ^ Сагарра, Возраст; Экран, Питер (1997). Спутник немецкой литературы: с 1500 года до наших дней . Издательство Блэквелл. п. 149. ИСБН 0-631-21595-6 .
- ^ Лукач, Дьёрдь (1993). Немецкие реалисты XIX века . Кембридж, Массачусетс : MIT Press. п. 56. ИСБН 0-262-62143-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Прендергаст, Кристофер (1990). Французская поэзия девятнадцатого века: введение в внимательное чтение . Кембридж, Англия : Издательство Кембриджского университета. п. 3. ISBN 0-521-34774-2 .
- ^ Макс, Пенский (1993). Меланхолическая диалектика: Вальтер Беньямин и игра траура . Бостон, Массачусетс : Издательство Массачусетского университета . п. 155. ИСБН 1-55849-296-8 .
- ^ Якобсон, Роман (1981). Избранные сочинения . Вальтер де Грюйтер. п. 282. ИСБН 90-279-7686-4 .
- ^ Ричардсон, В.; и др. (2005). Литература мира: вводное исследование» . Издательство Кессинджер. п. 348. ИСБН 1-4179-9433-9 .
- ^ Макгоуэн, Кристофер (2004). Американская поэзия двадцатого века . Издательство Блэквелл. п. 9. ISBN 0-631-22025-9 .
- ^ Фостер, Роберт (1998). УБ Йейтс: Жизнь . Оксфорд, Англия : Издательство Оксфордского университета. п. 496. ИСБН 0-19-288085-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Бич, Кристофер (2003). Кембриджское введение в американскую поэзию двадцатого века . Кембридж, Англия : Издательство Кембриджского университета. п. 49. ИСБН 0-521-89149-3 .
- ^ Фредман, Стивен (2005). Краткий спутник американской поэзии двадцатого века . Издательство Блэквелл. п. 63. ИСБН 1-4051-2002-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). стр. 180–181.
- Вильгельм, Джеймс Дж., изд. (1990). Лирика Средневековья: Антология . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Паб Garland. ISBN 0-8240-7049-6 – через Google Книги.