Элегическое куплет
Элегическое двустишие — поэтическая форма, используемая греческими лириками для обозначения множества тем, обычно меньшего масштаба, чем эпос . Римские поэты , особенно Катулл , Проперций , Тибулл и Овидий , много лет спустя переняли ту же форму на латыни. Как и в случае с английским героическим двустишием , каждая пара строк обычно имеет смысл сама по себе, являясь при этом частью более крупного произведения.
Каждый куплет состоит из дактилического стиха-гексаметра, за которым следует дактилический пятистопный стих. Ниже приводится графическое представление его сканирования :
– uu | – uu | – uu | – uu | – uu | – x – uu | – uu | – || – uu | – uu | – – is one long syllable, u one short syllable, uu is one long or two short syllables, and x is one long or one short syllable (anceps).
Древние считали, что форма противопоставляет восходящее действие первого стиха нисходящему действию второго. Это мнение резюмировано в строке из « Любви» Овидия I.1.27 Sex mihi surgat opus numeris, in quinque residat — «Пусть моя работа поднимется на шесть шагов, а на пять упадет». Эффект иллюстрируется Сэмюэлем Тейлором Кольриджем следующим образом:
- В гекзаметре высится серебристая колонна фонтана,
- В пентаметре мелодия падает обратно.
перевод Фридриха Шиллера ,
- В гекзаметре поднимается серебряный столб весны,
- В пентаметре оно падает мелодично. [1]
Греческое происхождение
[ редактировать ]Предполагается, что элегическое двустишие является древнейшей греческой формой эподической поэзии (формой, в которой более поздний стих поется в ответ или комментарий к предыдущему). Ученые, которые даже в прошлом не знали, кто его создал, [2] предполагают, что эта форма первоначально использовалась в ионических панихидах , а название «элегия» произошло от греческого ε, λεγε ε, λεγε — «Горе, плачь, горе, плачь!» Следовательно, эта форма первоначально использовалась для похоронных песен, обычно сопровождаемых авлосом , духовым с двойной тростью инструментом . Архилох расширил использование этой формы для рассмотрения других тем, таких как война, путешествия и домотканая философия. Между Архилохом и другими подражателями форма стиха стала обычным поэтическим средством передачи любых сильных эмоций.
В конце VII века до нашей эры Мимнерм из Колофона предложил новаторское использование стихов в эротической поэзии. Он сочинил несколько элегий, прославляющих свою любовь к девушке-флейтистке Нанно , и, хотя сегодня его стихи фрагментарны, они явно оказали влияние на позднее римское развитие этой формы. Проперций , приведя один из примеров, отмечает Плюс в amore valet Мимнерми против Гомера — «Стих Мимнерма сильнее в любви, чем Гомер ».
Эта форма продолжала оставаться популярной на протяжении всего греческого периода и касалась множества различных тем. Тиртей сочинял элегии на военную тему, видимо, для спартанской публики. Теогнид Мегарский выражал себя в куплетах как озлобленный аристократ во времена социальных перемен. Популярные лидеры были авторами элегий – Солон законодатель афинский сочинял их на политические и этические темы, – и даже Платон и Аристотель баловались метром.
Известным примером элегического двустишия является эпитафия, составленная Симонидом Кеосским , которая, по словам Геродота , была написана на камне в память о тех, кто погиб в битве при Фермопилах в 490 году до нашей эры:
- ὦ ᾿᾿n᾿, лакедемоняне заявили, что они не
- Нас убеждают эти слова. (Книга VII, 228)
- ô xeîn᾿, ангел Лакедаймониуа угрожал Тейде
- кеимета тоис кеинон rhhmasi peithómenoi.
- «О странник, скажи спартанцам, что в этом месте
- мы лежим, подчиняясь их командам»
Цицерон переводит его следующим образом ( Tusc. Disp. 1.42.101), также используя элегическое двустишие:
- таким образом, гости Спарты, мы видели их лежащими здесь
- пока мы подчиняемся законам святой страны.
- «Скажи, незнакомец, в Спарте, что ты видел нас здесь лежащими
- пока мы подчиняемся священным законам нашего отечества»
К эллинистическому периоду сделала Александрийская библиотека элегию своей любимой и наиболее развитой формой. Они предпочитали более краткий стиль, связанный с элегией, в отличие от более длинных эпических форм, и сделали его единственным средством для коротких эпиграмм . Основателем этой школы был Филитас Косский . Его затмил только самый почитаемый представитель школы Каллимах ; их ученый характер и сложное искусство оказали сильное влияние на римлян. [3]
Римская элегия
[ редактировать ]Как и многие греческие формы, элегия была адаптирована римлянами для собственной литературы. Фрагменты Энния содержат несколько двустиший, но именно элегисты середины-конца первого века до нашей эры чаще всего ассоциируются с характерной римской формой элегического двустишия. Катулл, первый из них, представляет собой неоценимое связующее звено между александрийской школой и последующими элегиями Тибулла , Проперция и Овидия . Он демонстрирует знакомство с обычным александрийским стилем кратких эпиграмм и богатство мифологических знаний, как в его 66-м стихотворении «Кома Береники» , прямом переводе « Замка Береники » Каллимаха . Известно его 85-е стихотворение:
Я ненавижу это и люблю это. Зачем мне это делать, спросите вы? |
Я ненавижу и люблю. Зачем я это делаю, возможно, спросите вы? |
Чтобы правильно прочитать его, необходимо принять во внимание три исключения :
– u u| – –| – u u|– – | – u u| – x Od'et a|mo. Qua|r'id faci|am, for|tasse re|quiris? – uu | – uu| – || – u u | – u u|– Nescio, | sed fie|ri || senti'et | excruci|or.[4]
Корнелий Галл , важный государственный деятель того периода, также считался древними великим элегистом, но, за исключением нескольких строк, его труд утерян.
Элегия в эпоху Августа
[ редактировать ]Форма достигла своего апогея в сборниках Тибулла и Проперция, а также в нескольких сборниках Овидия ( Amores , Ars Amatoria , Heroides , Tristia и Epistulae ex Pontus ). Мода на элегии в этот период видна в так называемых 3-й и 4-й книгах Тибулла. Многие стихи в этих книгах явно были написаны не Тибуллом, а другими людьми, возможно, входившими в круг покровителя Тибулла Мессаллы . В этом сборнике примечательны стихи Сульпиции , которые считаются единственным сохранившимся произведением классической латинской поэтессы. Некоторые считают, что шесть элегических стихотворений Лигдамуса в сборнике являются анонимным ранним произведением Овидия. [5] хотя другие ученые приписывают их подражателю Овидию, который, возможно, жил в гораздо более поздний период. [6]
Благодаря этим поэтам — и по сравнению с более ранним Катуллом — можно проследить специфические характеристики и закономерности эволюции римской формы стиха:
- Римские авторы часто пишут о собственных любовных похождениях. В отличие от своих греческих оригиналов, эти поэты являются персонажами его собственных рассказов и пишут о любви весьма субъективно.
- Эту форму начали применять к новым темам, выходящим за рамки традиционных стихов о любви, потере и других «сильных эмоциях». Проперций использует его для связи этиологических или «происходящих» мифов, таких как происхождение Рима (IV.1) и храма Аполлона на Палатинском холме (IV.6). Овидия «Героиды» — хотя на первый взгляд это вымышленные любовные письма — описываются самим Овидием как новая литературная форма и могут быть прочитаны как исследования характеров известных героинь мифологии. » Овидия «Фасти — длинная элегическая поэма, посвященная первым шести месяцам римского календаря.
- Римляне переняли александрийскую привычку скрывать в стихотворении имя возлюбленной псевдонимом. Катулла Лесбия печально известна как псевдоним Клодии. Но по мере развития формы эта привычка становится более искусственной; Делия Тибулла и Синтия Проперция, хотя, вероятно, и являются реальными людьми, лишены некоторой специфики, наблюдаемой в Лесбии, в то время как Коринну Овидия часто считают простым литературным приемом.
- Поэты становятся чрезвычайно строгими к пятистопам. Например:
- Наблюдается тенденция к четкому разделению половин пентаметра. Катулл, например, допускает пропуск через цезуру в 18 случаях, что является редким явлением у поздних поэтов (Овидий, например, никогда этого не делает).
- Пентаметр начинает показывать полуправильную «львиную» рифму между двумя половинами стиха, например, тиб. I.1–2, где культи , заканчивающие первую половину пентаметра, рифмуются с соли, закрывающими стих:
- Еще один желтый собрал себе золото
- et teneatculti на этапе üger multa
- «Пусть другой человек накопит себе богатство желтым золотом
- и владеть многими акрами обрабатываемой земли»
- Хотя Катулл показывает эту рифму примерно в каждом пятом куплете, более поздние элегисты используют ее чаще. Например, у Проперция II.34 рифма составляет почти половину пятистопных букв. Также наблюдается рифма между соседними строками и даже в двух половинах гекзаметра, больше, чем можно было бы ожидать только по случайности.
- В отличие от Катулла, у более поздних поэтов наблюдается определенная тенденция к завершению пятистопного слова двусложным словом. У Катулла доля двусложных окончаний составляет 39%, что не отличается от греческой практики; в первой книге Проперция эта цифра возрастает до 61%; но в последних двух книгах очень редки окончания, отличные от двусложного слова. В первой книге Тибулла эта цифра составляет 93%. [7] У Овидия нет исключений из двусложного окончания в его «Аморесах» , и лишь несколько исключений в его более поздних произведениях.
- Гекзаметр следует обычным риторическим тенденциям дактилического гекзаметра этого века. Во всяком случае, элегистов еще больше интересуют словесные эффекты, такие как аллитерация и ассонанс.
- В целом наблюдается тенденция к тому, чтобы сделать элегическое двустишие все более дактилическим. У Катулла доля дактилических стоп (не считая стихотворных окончаний, которые не меняются) составляет около 37%; во 2 и 3 книгах Проперция эта цифра возрастает до 45%; Овидия а в «Ars Amatoria» она достигает 57%. [8]
Пост-августовские писатели
[ редактировать ]Хотя ни один поэт-классик не написал сборников любовных элегий после Овидия, этот стих сохранил свою популярность как средство для популярной эпизодической поэзии . Элегические стихи появляются, например, в Петрония » « Сатириконе , а Марциала » в «Эпиграммах они используются для многих остроумных самостоятельных куплетов и для более длинных пьес. Эта тенденция продолжается и на остальной территории империи; короткие элегии появляются в Апулея рассказе об Амуре и Психее и во второстепенных сочинениях Авзония .
Средневековая элегия
[ редактировать ]После падения империи одним из писателей, сочинивших элегические стихи, был Максимиан . Различные христианские писатели также приняли эту форму; Венантий Фортунат написал некоторые из своих гимнов размером, а позже Алкуин и достопочтенный Беда попробовали себя в стихах. Эта форма также оставалась популярной среди образованных слоев населения для надгробных эпитафий; много таких эпитафий можно найти в европейских соборах.
De tribus puellis является примером латинского fabliau , жанра комедии , в котором использовались элегические куплеты в подражание Овидию. Средневековый теоретик Джон Гарленд писал, что «вся комедия — это элегия, но обратное неверно». В средневековой латыни был развит комедийный жанр, известный как элегическая комедия . Иногда повествовательное, иногда драматическое , оно отклонялось от древней практики, потому что, как пишет Ян Томпсон, «ни одна древняя драма никогда не была бы написана элегическими текстами».
Возрождение и современный период
[ редактировать ]В эпоху Возрождения более опытные писатели, заинтересованные в возрождении римской культуры, попытались вернуть дух писателей Августа. Голландский латинист Иоганнес Секундус , например, включил любовные элегии, вдохновленные Катуллом, в свою «Liber Basiorum» , а английский поэт Джон Мильтон за свою карьеру написал несколько длинных элегий. Эта тенденция продолжалась и среди современных латинских писателей, чье пристальное изучение своих коллег Августа отражает их общие попытки применить культурные и литературные формы древнего мира к современным темам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кольридж, Сэмюэл Тейлор (2001). Собрание сочинений Сэмюэля Тейлора Кольриджа . Издательство Принстонского университета. п. 532. ИСБН 0691004838 .
- ^ Гораций , Эпистулы , II, 3, 77-78.
- ^ А. В. Буллок (1985). «Эллинистическая поэзия». В ЧП Истерлинг ; Бернард М.В. Нокс (ред.). Эллинистический период и Империя . Кембриджская история классической литературы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–81. дои : 10.1017/CHOL9780521210423.019 . ISBN 0-521-35984-8 .
- ^ Китчелл, Кеннет Ф. младший; Смит, Шон (2006). Катулл: Временный читатель Легамуса . п. XXIX ISBN 978-0-86516-634-9 . Проверено 17 апреля 2006 г.
- ^ Рэдфорд, RS (1926). « Овидианское авторство элегий о Лигдамусе ». Труды и труды Американской филологической ассоциации , Vol. 57, стр. 149–180.
- ^ Например, Ли, А.Г. (январь 1958 г.). « Дата Лигдама и его связь с Овидием ». Труды Кембриджского филологического общества , № 5 (185), стр. 15–22).
- ^ Кенни, EJ (2002). «Язык и стиль Овидия». В «Спутнике Брилла к Овидию », гл. 2; п. 31.
- ^ Рэдфорд, RS (1920). « Юные произведения Овидия и спондейский период его метрического искусства ». Труды и труды Американской филологической ассоциации , Vol. 51, стр. 151, 164, 169.