Анаклас (поэзия)
Анаклаз / ə ˈ n æ k l ə s ɪ s / [ 1 ] [ 2 ] (от греч. ἀνάκλασις «наклон назад, отражение») — особенность поэтического размера, в которой долгий и краткий слоги (или долгий и анцепсный слоги) меняются местами в метрическом узоре.
Древние метрики использовали этот термин главным образом для обозначения греческого галлиамбического ритма | уу – ты | – u – – |, который, по их мнению, произошел от обычного ионного диметра | уу – – | уу – – | перестановкой слогов 4 и 5, создавая метры неравной длины | уу – ты | и | – – ты – |.
Хотя первоначальное значение термина анаклазис относилось к ситуациям, когда замена u – на – u происходила через границу между двумя метрами, в наше время ученые распространили этот термин на любую ситуацию, когда последовательность x – ( anceps + long) отвечает to – x (long + anceps ) в параллельной части стиха или поэмы. [ 3 ] Так, например, Мартин Уэст применяет этот термин к счетчикам эолового типа, в которых иногда | – х – ты | или | ты – ты – | рассматриваются как взаимозаменяемые с | – уу – |. [ 4 ]
Подобное явление наблюдалось и в классической персидской поэзии, например, в размере рубаи (четверостиший), в котором ямб | ты – ты – | и хориамбический | – уу – | ритмы могут использоваться как альтернативы в одном и том же стихотворении. Персидский также демонстрирует вторую форму анаклаза, в которой ионный диметр | уу – – | уу – – | существует рядом | ты – ты – | uu – – |, с перестановкой 2 и 3 слогов. [ 5 ] Метрик Пол Кипарски утверждал, что анаклазис (или «синкопия») является общей чертой греческих, санскритских и персидских размеров, и считает, что это унаследовано от индоевропейской поэзии. [ 6 ]
В английском языке сходную с анаклазисом особенность можно обнаружить в инверсии пятистопного ямба, когда ударные и безударные элементы меняются местами, особенно в начале строки.
В оптике словом «анаклаз» называют преломление света при его переходе из менее плотной среды в более плотную. Луч света, попадающий в лужу с водой под углом, будет изгибаться вниз. [ 2 ]
С анаклазисом связано прилагательное анакластик , но это относительно современное образование, впервые зафиксированное в оптическом смысле в XVIII веке. [ 7 ]
Древние метрические писатели
[ редактировать ]
Греческое слово ἀνάκλασις «нагибание назад; отражение» происходит от глагола κλἀω «ломаю или отламываю (например, ветку)». Отсюда происходит сложное слово ἀνακλάω «Я наклоняюсь назад; отражаю», которое, кажется, часто используется для обозначения выгибания шеи назад; другое значение – отражение света или звука. [ 8 ]
В своем метрическом смысле существительное анаклазис фактически используется только одним древним писателем, Марием Викторином , но родственное ему причастие настоящего времени ἀνακλώμενος ( anaklṓmenos ) «согнутый назад, отражающийся» используется несколькими метрическими авторами, а именно самим Викторином, Гефестионом. , Атилий Фортунациан и Хоробоск, главным образом со ссылкой на галлиамбический . метр
Автор книги «О возвышенном » (приписываемой «Лонгину», I век нашей эры) использует совершенное причастие ἀνακεκλασμένος ( anakeklasménos ), «распавшееся» в аналогичном контексте, во фразе ῥυθμὸς ἀνακεκλασμένος λόγων καὶ σεσοβημένος ( rhuthmòs anakeklasménos logōn kaì sesobēménos ) «прерывистый и возбужденный речевой ритм». Он говорит, что это вызвано появлением пиррихов (уу), хореев (-у) и дихореев (-у-у), «которые в конечном итоге перерождаются в танцевальные ритмы». [ 9 ]
Гефестион (2 век нашей эры) обсуждает, как ионный диметр может быть «чистым» или «смешанным». Чистая форма | уу – – | uu – – |, а смешанная форма либо | уу – ты | – ты – – | или | – – ты | ууу – – |, объединяющий метрон из 5 единиц времени с одним из 7 единиц времени. В этом отрывке он утверждает, что галлиамбический размер позже был назван ἀνακλώμενον «согнутым назад». (Однако текст этого отрывка неизвестен, и возможно, что слова «позже он назывался анакломенон » являются более поздним добавлением.) [ 10 ] [ 11 ]
Марий Викторин (4 век нашей эры) также обсуждает объединение метрона с пятью единицами и метрона с семью единицами для формирования галлиамбического ритма. Он добавляет, что музыканты называют это явление анаклазисом , и говорит, что метры называются анакломенами , «потому что они наклоняются назад ( quod Retrorsum Inclinantur ) так же, как наши тела наклоняются назад в определенных танцевальных движениях». [ 12 ] Предположительно, такие танцы были похожи на сопровождающую иллюстрацию, на которой изображена поклонница Диониса . Возможно, однако, что название происходит не от танцевальных движений, а от того, что второй метрон «нагибается назад», чтобы занять часть времени первого. [ 13 ]
Другой метрик IV века Атилий Фортунациан также использует термин анакломенон , хотя поэтический пример, который он приводит, не полностью галлямбический, а в размере, состоящем из двух анакреонтиков без каталексиса . [ 14 ]
Георгий Хоробоскус (9 век нашей эры?), обсуждая галлиамбический размер, предлагает другую возможную этимологию слова ἀνακλώμενον : он говорит, что, возможно, название происходит от слабости ( κλάσις ) и мягкости голоса галлов ( священники-евнухи), певшие гимны в этом размере. [ 15 ]
Идея о том, что анаклазис означает «наклон назад», объясняет использование поэтом Марциалом прилагательного « лежащий на спине» для описания галлиамбического размера, когда он приводит причины отказа писать либо галлиамбическим, либо сотадеанским размером:
- что не славнее стихотворения
- и я не перечитываю Sōtadēn cinaedus, [ 16 ]
- «Потому что я не хвастаюсь стихами, которые лежат на спине,
- и я не читаю Синедуса [ 17 ] Был отброшен назад..."
Вторая строка говорит о том, что некоторые дактилические строки гекзаметра, если слова расположить в обратном порядке, превращаются в сотадеаны. [ 18 ]
Греческие и латинские ионные метры
[ редактировать ]Анакреонтический
[ редактировать ]Ранний пример анаклазиса в ионном метре можно найти во фрагментах поэта Анакреона (конец VI века до н. э.), который часто смешивал анакреонтические и чисто ионные диметры в одном стихотворении. DS Raven приводит этот пример: [ 19 ]
- Много сладостей
- время жизни истекает [ 20 ]
- glukeroû d᾽oukéti pollòs
- биоту хронический селейптай
- уу – – | uu – – (чисто ионный)
- уу – и | – и – – (с анаклазисом)
- «И времени уже не так много
- сладкой жизни осталось"
Анакреонтика продолжала оставаться популярным размером и в византийские времена. В этот период наблюдалась тенденция к тому, чтобы акцент в слове следовал за размером. По мнению Мартина Уэста , в случае анакреонтики в византийские времена ударение имело тенденцию падать на 4-ю и особенно на 7-ю позицию строки: uu – u′ – u –’ –. [ 21 ] Это придало бы ему сильно синкопированный ритм, отличный от попеременного ритма ямбической строки.
Не все современные специалисты по метрике согласны с тем, что анакреонтическое происходит от ионического. По мнению метриков Криса Голстона и Томаса Риада , анакреонтический ритм — это более основной ритм, а ионический является производным от него. [ 22 ] Точно так же Мартин Уэст пишет: «Нам мешает незнание того, имеют ли uu – u – u – – и uu – – uu – – отдельное происхождение, а если нет, то какое из них было первичным». [ 23 ]
галлиамбический
[ редактировать ]Размер, наиболее тесно связанный с термином «анаклазис», — это галлиамб , музыка, которую поют евнухи, поклонники богини Кибелы . Самый известный пример — Катулла » « Аттис (стихотворение 63). Он состоит из двух анакреонтиков, вторая каталектическая и с резолюцией в последнем метроне: [ 24 ]
- в открытом море Аттиса быстрый ход морей
- уу – ты | – в – – || эй – эй –
- «Аттис, переплыв открытое море на быстром корабле...»
В первой половине есть анаклаз, но из -за резолюции во второй половине трудно сказать, есть ли в ней анаклаз или нет.
За исключением двух строк, процитированных Гефестионом, ни одна из которых, похоже, не имеет анаклаза, на древнегреческом языке не сохранилось ни одного стихотворения этого размера.
Сотадин
[ редактировать ]Третий размер, использующий анаклаз, — это сотадеан жившего в III веке до нашей эры , названный в честь поэта Сотадеса, . Оно встречается как в греческом, так и в латинском языках. Размер метра обычно анализируется с помощью ionicus a maiore (– – uu). [ 21 ] Сохранившиеся образцы имеют несколько форм, но наиболее распространена та, которая имеет ионный ритм в первой половине и хореический ритм во второй: [ 25 ]
- трижды укори страшную двуперстую руку (Петроний)
- – – уу | – – уу | – в – в | – –
- «Трижды я хватал рукой страшный обоюдоострый топор»
Иногда кроме 3-го метрона хорейный ритм встречается и в первом или втором метроне:
- всякий раз, когда человеку это нравится, ему можно парировать (Плавт)
- – – уу | – в – в | – в – в | – –
- «все, что бывает приятно человеку, он думает, что это возможно»
В другом варианте хореический или ионный 6-морный метрон заменяется 7-морным метроном, например – u – – или – – – u.
Как и в анакреонтических стихотворениях, сотадейские строки иногда смешиваются в одном стихотворении со строками чистого ионического размера.
Поскольку неизвестно, был ли первоначальный размер ионическим или анакреонтическим, неясно, следует ли считать сотадеан в основном ионическим с анаклазом во второй половине или в основном хореем с анаклазом в первой половине.
Эоловые метры
[ редактировать ]Термин анаклазис, первоначально использовавшийся только для ионных метров, был расширен современными метриками из Виламовица (1886). [ 26 ] и далее, чтобы включить другие типы метра, в том числе эолический. Наиболее распространенной и основной формой эолового слова является гликоновая , основная форма которой такова:
- хх – иу – и –
Эоловые метры обычно описываются как состоящие из эоловой основы (xx), за которой следует хориамб (- uu -), а затем ямбическое окончание (u - -). Пол Кипарски, однако, утверждает, что вполне вероятно, что восьмисложный гликон произошел от простого ямбического диметра путем анаклаза: [ 27 ]
- х – ты – | u – u – (диаметр ямба)
- х – – ты | и – и – (гликоновый)
Точно так же Кипарский утверждает, что малую асклепиаду и фалекийский хендекаслог можно рассматривать как развитие триметра ямба:
- х – ты – | ты – ты – | u – u – (триметр ямба)
- х – – ты | ты – ты – | u – – (правописание фалецкого)
- х – – ты | ты – – ты | у – у – (асклепиада минор)
Примером хендикасилла является следующий пример Катулла :
- Давай жить, моя Лесби(а) и давай любить(е) [ 28 ]
- «Живем, моя Лесбия, и будем любить»
Гликоновый метр также иногда подвергается анаклазу. Например, в примере ниже вторая строка имеет нормальную форму гликона, оканчивающуюся на u – u –, тогда как первая строка имеет более редкую анакластическую форму, оканчивающуюся на – uu –:
- для малопродуктивных месторождений
- Сицилийский зефир дышит [ 29 ]
- Хупер Акарпистон Педин
- Сикелиас Зефуру pnoais
- уу и – – – уу –
- уу и – уу – и –
- «над неубранными равнинами
- Сицилии с ветерком Зефира».
Телесильский метр (который представляет собой безголовый гликон) также имеет две формы. Например, следующая строка, происходящая из строфы (первой части) хоровой оды, имеет анакластическую форму, а вторая строка, происходящая из соответствующего места антистрофы (ответной части), имеет нормальную форму: [ 30 ]
- какая польза, Dead nin или [ 31 ]
- ти хрх, таньонта нин х
- ты – ты – уу –
- они подходят, прежде чем здания скажут- [ 32 ]
- Хорейн, вместо Домона Легу-
- - - ух - ух -
Классический персидский
[ редактировать ]Ионный ритм распространен в средневековой персидской поэзии вместе с вариациями, которые, как считалось, возникли из него в результате анаклаза. [ 5 ] Фактически, некоторые из самых ранних стихотворений исламского периода, записанных на современном персидском языке, датируемых 9 веком нашей эры, были написаны в ионическом размере. [ 33 ] Согласно подсчету 20 000 лирических стихотворений, сделанных Л.П. Элвелл-Саттоном , целых две трети лирических стихотворений на классическом персидском языке находятся в ионическом ритме или одной из двух его анакластических форм. [ 34 ]
Ruba'i
[ редактировать ]В большинстве классических персидских стихов в стихотворении используется только один размер, но один вид поэзии, рубаи (четверостишие), сочетает в себе два размера: один чистый ионический (или хориамбический), а другой - с анаклазисом. Рубаи может быть в том или ином размере или в произвольной смеси. Наиболее распространена форма с анаклазисом.
Например, одно из четверостиший Омара Хайяма начинается так:
- 'они дают biā so qam-e в пользу нехорисов
- в-ин йек-дам-е омр -ра ганимат шомарим
- – | – (ты) ты – | – уу – | – уу – | (чисто ионный)
- – | – уу – | (и) – и – | – уу – | (с анаклассисом)
- «О друг, приди, не будем есть печаль завтрашнего дня,
- но считайте этот единственный момент жизни благословением».
В этом стихотворении два подчеркнутых слога «сверхдлинные», т. е. обозначают в метрическом рисунке долгий + краткий слог (типичная особенность персидской поэзии).
Деление на метры здесь предложено Фарзаадом на основании мест, где рубаи обычно имеет цезуру . [ 35 ]
персидский анакреонтик
[ редактировать ]Другой размер с анаклазисом того же типа - это следующий размер Саади (13 век), который очень похож на анакреонтику греческой поэзии:
- ман агар назар харам аст * бас-и го нах дарам
- че лошадь? нерождённому *что назар не идёт в подарок
- | иу – и – и – – || уу – и – и – – |
- «Если смотреть запрещено, то я много согрешил.
- Что мне делать? Я не могу перестать смотреть».
Как и в предыдущем примере, подчеркнутые слоги «слишком длинные». Они считаются в персидском метре эквивалентными – u.
Однако этот размер встречается довольно редко: он встречается всего в 0,6% лирических стихотворений. [ 34 ]
Второй тип анаклаза
[ редактировать ]Два наиболее распространенных размера на персидском языке:
- монета – – | уу – – | уу – – | уу –
- в – в – | уу – – | в – в – | Эм-м-м -
По подсчетам Элвелла-Саттона, первый используется почти в 10% лирических стихотворений. Второй почти на 13%. [ 34 ]
Хотя эти два размера никогда не используются вместе в одном стихотворении, было высказано предположение, что один из них является анакластичной формой другого. [ 36 ] Но он отличается от предыдущего типа анаклаза тем, что в этом случае меняются местами не 4-й и 5-й, а 2-й и 3-й слоги.
Примером второго метра является следующее стихотворение Хафеза (14 век):
- шекофте шод гол-э хамра во гашт болбол мачта
- салат-йе сархоши эй суп-е беда-параст
- | в – в – | уу – – | ты – (у) – | – – |
- | в – в – | уу – – | в – в – | уу – |
- «Расцвела красная роза, и опьянел соловей:
- это призыв к удовольствию, о суфии , поклонники вина!»
В санскритской поэзии
[ редактировать ]Пауль Кипарский, следуя работе Е. В. Арнольда (1905), исследовал некоторые способы воздействия анаклаза (или синкопии) на развитие санскритской поэзии со времен ранних ведических гимнов до классического периода. [ 37 ] Ведические метры ануштубх (4 × 8 слогов), гаятри (3 × 8) и два основных типа триметров, джагати (4 × 12) и его каталектическая форма триштубх (4 × 11), в основном ямбические , обычно с ритмом. х – х – | u – ux (где x = anceps ).
Следующая строфа написана размером джагати (эквивалентом триметра ямба):
- увидел ид ване намасюбхир вачасьяте
- чару джанешу прабрувана индрийам
- вриша чандур бхавати харьято вриша
- кшемена дхенам магхава йад инвати [ 38 ]
- в – в – | в – в – | в – в –
- – уу – | в – в – | в – в –
- в – – – | ууу – | в – в –
- – – в – | – уу – | в – уу
Как видно, ритм преимущественно ямбический, особенно в последнем метроне каждой строки. В другой метре иногда наблюдаются отклонения от ямба, во всех случаях, кроме одного (ууу –), что связано с анаклазисом.
героическую шлоку Если сравнить с более ранним ануштубхом, можно увидеть, что она изменилась. Замена u – на – u в позициях 2 и 3 стала настолько частой, что первую половину каждого стиха уже невозможно распознать как ямб. Ямбический ритм (у – укс) сохраняется в конце второго и четвертого диметра, но 1-й и 3-й диметры подверглись еще одному анаклазу и почти всегда заканчиваются хореем (у – – х) вместо ямба. Примером может служить вступительная строфа Бхагавадгиты :
- дхарма-кшетра куру-кшетра
- самавета юйутсавах
- мамаках пандаваш чаива
- Кто такой Акурвата Санджая?
- | – – – – | ты – – – | (хрохейное окончание)
- | уу – – | ты – ты – || (окончание ямба)
- | – ты – – | ты – – ты | (хрохейное окончание)
- | уу – ты | ты – ты || (окончание ямба)
- «В месте праведности, на Курукшетре ,
- собравшись вместе и желая битвы,
- мои сыновья и сыновья Панду,
- что они сделали, Санджая?"
В английской поэзии
[ редактировать ]Аналогичный процесс анаклазису можно увидеть в английской пентаметрной поэзии, где он известен как «инверсия» или замена . Как и при анаклазе, здесь два вида: замена хорея ямбом и наоборот. Оба типа проиллюстрированы во второй строке « Шелли Оды западному ветру» :
- О дикий западный ветер, ты дыхание существа Осени,
- Ты, от чьего невидимого присутствия листья мертвы
- Гонятся, как призраки от убегающего чародея.
Слова «Ты из» (Сильный-Слабый) заменяют ямб хореем, а «листья» (Слабый-Сильный) заменяют хорей ямбом.
Анаклазис также сравнивали с синкопированными ритмами шотландской народной музыки, такими как мелодия » Роберта Бернса « Comin' Thro' the Rye , где ритмы – uu –, u – – u и – u – u используются взаимозаменяемо. . [ 39 ]
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, Э.В. (1905). Ведический метр в его историческом развитии , Кембридж.
- Элвелл-Саттон, LP (1975). «Основы персидской просодии и метрики» . Иран , том 13. (Доступно в JSTOR.)
- Элвелл-Саттон, LP (1976). Персидские метры . Издательство Кембриджского университета.
- Фарзаад, Масуд (1942). Метр Робааи. Тегеран
- Фарзаад, М. (1967). Персидские поэтические метры: синтетическое исследование. Лейден: Брилл
- Голстон К. и Риад Т. (2005). «Фонология греческого лирического метра» . Журнал лингвистики , 41 (1), 77–115.
- Хейс, Брюс (1979). «Ритмическая структура персидского стиха». Эдебият 4, 193–242.
- Кипарский, П. (2018). «Индоевропейское происхождение греческого гекзаметра» . В Хакштейн О. и Гункель Д. (2018). Язык и метр (стр. 77–128). Брилл.
- Малрой, Д. (1976). «Гефестион и Катулл 63» . Феникс , 30 (1), 61–72.
- Наута, Р. (2004). «Снова Гефестион и Катулл 63» . Мнемозина , 57(5), 651–656.
- Рэйвен, Д.С. (1965). Латинский метр: Введение . (Фабер).
- Сапсфорд, Том (2022). Исполнение Кинайдо: немужские мужчины в древних средиземноморских культурах (Оксфорд).
- Уэст, МЛ (1982). «Три темы в греческом метре» . The Classical Quarterly , 32 (2), 281–297.
- Уэст, МЛ (1987). Введение в греческий метр (Оксфорд).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь английского языка.
- ^ Jump up to: а б Льюис, Джей-Джей (1908/1913). Карманный офтальмологический словарь , 4-е изд.
- ^ Пол Маас (1962), Греческий метр , стр. 25.
- ^ Вест, ML (1987): Введение в греческий размер (Оксфорд), стр. 8, 33.
- ^ Jump up to: а б Хейс (1979).
- ^ Кипарский (2018).
- ^ Впервые слово «анакластика» было записано на английском языке в области оптики в 1796 году. Его первое использование приписывается французскому астроному Жан-Жаку д'Ортусу де Майрану : Оксфордский словарь английского языка.
- ^ Лидделл, Скотт, Джонс. Греко-английский лексикон повторяю.
- ^ [Лонгин], Subl. 41, цитируется по Сапсфорду Т. (2022). Исполнение Кинайдо: немужские мужчины в древних средиземноморских культурах. Издательство Оксфордского университета, стр. 205.
- ^ Малрой (1976)
- ^ Бык (2004).
- ^ Кейл, Латинская грамматика 6.93; см. Малрой (1976).
- ^ Дж. Сигер (переводчик) (1830), «Элементы доктрины метров» Германа , с. 98.
- ^ Кейл, Grammatici Latini , 6.289.
- ^ Малрой (1976), с. 62.
- ^ Боевой, 2.86.1–2.
- ^ Синедус - пассивный гомосексуалист, а также профессиональный танцор: Сапсфорд (2022), стр. 146–9.
- ^ Квинтилиан, 9.5.90; Сапсфорд (2022), с. 111.
- ^ Ворон (1965), с. 129.
- ^ Анакреон, фр. 44 Д(2).5–8.
- ^ Jump up to: а б Уэст (1987), с. 74.
- ^ Голстон и Риад (2005), стр. 106–108.
- ^ Вест (1982), с. 285.
- ^ Ворон (1965), с. 130.
- ^ Ворон (1965), с. 131–132.
- ^ фон Виламовиц-Мёллендорф (1886) Исилл Эпидаврский , цитируется Кипарским (2018), с. 97.
- ^ Кипарский (2018), с. 99.
- ^ Катулл 5.1.
- ^ Еврипид, Фениссы , 210–211; ср. Уэст (1987), с. 58.
- ^ Вест (1987), с. 59.
- ^ Софокл, Тр. 929.
- ^ Софокл, Тр. 960.
- ^ Элвелл-Саттон (1975), стр. 77–8.
- ^ Jump up to: а б с Элвелл-Саттон (1976), с. 162.
- ^ Фарзаад (1967), с. 60.
- ^ Хейс (1979), с. 209. Вместо «анаклазиса» Хейс использует выражение «синкопированный ритм».
- ^ Кипарский (2018), стр. 87–94.
- ^ Ригведа, 1.55.4.
- ^ Вест (1987), с. 8.