Jump to content

Анаклас (поэзия)

Анаклаз / ə ˈ n æ k l ə s ɪ s / [ 1 ] [ 2 ] (от греч. ἀνάκλασις «наклон назад, отражение») — особенность поэтического размера, в которой долгий и краткий слоги (или долгий и анцепсный слоги) меняются местами в метрическом узоре.

Древние метрики использовали этот термин главным образом для обозначения греческого галлиамбического ритма | уу – ты | – u – – |, который, по их мнению, произошел от обычного ионного диметра | уу – – | уу – – | перестановкой слогов 4 и 5, создавая метры неравной длины | уу – ты | и | – – ты – |.

Хотя первоначальное значение термина анаклазис относилось к ситуациям, когда замена u – на – u происходила через границу между двумя метрами, в наше время ученые распространили этот термин на любую ситуацию, когда последовательность x – ( anceps + long) отвечает to – x (long + anceps ) в параллельной части стиха или поэмы. [ 3 ] Так, например, Мартин Уэст применяет этот термин к счетчикам эолового типа, в которых иногда | – х – ты | или | ты – ты – | рассматриваются как взаимозаменяемые с | – уу – |. [ 4 ]

Подобное явление наблюдалось и в классической персидской поэзии, например, в размере рубаи (четверостиший), в котором ямб | ты – ты – | и хориамбический | – уу – | ритмы могут использоваться как альтернативы в одном и том же стихотворении. Персидский также демонстрирует вторую форму анаклаза, в которой ионный диметр | уу – – | уу – – | существует рядом | ты – ты – | uu – – |, с перестановкой 2 и 3 слогов. [ 5 ] Метрик Пол Кипарски утверждал, что анаклазис (или «синкопия») является общей чертой греческих, санскритских и персидских размеров, и считает, что это унаследовано от индоевропейской поэзии. [ 6 ]

В английском языке сходную с анаклазисом особенность можно обнаружить в инверсии пятистопного ямба, когда ударные и безударные элементы меняются местами, особенно в начале строки.

В оптике словом «анаклаз» называют преломление света при его переходе из менее плотной среды в более плотную. Луч света, попадающий в лужу с водой под углом, будет изгибаться вниз. [ 2 ]

С анаклазисом связано прилагательное анакластик , но это относительно современное образование, впервые зафиксированное в оптическом смысле в XVIII веке. [ 7 ]

Древние метрические писатели

[ редактировать ]
Танцующая менада. Деталь древнегреческой из Пестума красной фигуры скифоса , сделанной Пифоном, ок. 330–320 гг. до н.э. Британский музей , Лондон

Греческое слово ἀνάκλασις «нагибание назад; отражение» происходит от глагола κλἀω «ломаю или отламываю (например, ветку)». Отсюда происходит сложное слово ἀνακλάω «Я наклоняюсь назад; отражаю», которое, кажется, часто используется для обозначения выгибания шеи назад; другое значение – отражение света или звука. [ 8 ]

В своем метрическом смысле существительное анаклазис фактически используется только одним древним писателем, Марием Викторином , но родственное ему причастие настоящего времени ἀνακλώμενος ( anaklṓmenos ) «согнутый назад, отражающийся» используется несколькими метрическими авторами, а именно самим Викторином, Гефестионом. , Атилий Фортунациан и Хоробоск, главным образом со ссылкой на галлиамбический . метр

Автор книги «О возвышенном » (приписываемой «Лонгину», I век нашей эры) использует совершенное причастие ἀνακεκλασμένος ( anakeklasménos ), «распавшееся» в аналогичном контексте, во фразе ῥυθμὸς ἀνακεκλασμένος λόγων καὶ σεσοβημένος ( rhuthmòs anakeklasménos logōn kaì sesobēménos ) «прерывистый и возбужденный речевой ритм». Он говорит, что это вызвано появлением пиррихов (уу), хореев (-у) и дихореев (-у-у), «которые в конечном итоге перерождаются в танцевальные ритмы». [ 9 ]

Гефестион (2 век нашей эры) обсуждает, как ионный диметр может быть «чистым» или «смешанным». Чистая форма | уу – – | uu – – |, а смешанная форма либо | уу – ты | – ты – – | или | – – ты | ууу – – |, объединяющий метрон из 5 единиц времени с одним из 7 единиц времени. В этом отрывке он утверждает, что галлиамбический размер позже был назван ἀνακλώμενον «согнутым назад». (Однако текст этого отрывка неизвестен, и возможно, что слова «позже он назывался анакломенон » являются более поздним добавлением.) [ 10 ] [ 11 ]

Марий Викторин (4 век нашей эры) также обсуждает объединение метрона с пятью единицами и метрона с семью единицами для формирования галлиамбического ритма. Он добавляет, что музыканты называют это явление анаклазисом , и говорит, что метры называются анакломенами , «потому что они наклоняются назад ( quod Retrorsum Inclinantur ) так же, как наши тела наклоняются назад в определенных танцевальных движениях». [ 12 ] Предположительно, такие танцы были похожи на сопровождающую иллюстрацию, на которой изображена поклонница Диониса . Возможно, однако, что название происходит не от танцевальных движений, а от того, что второй метрон «нагибается назад», чтобы занять часть времени первого. [ 13 ]

Другой метрик IV века Атилий Фортунациан также использует термин анакломенон , хотя поэтический пример, который он приводит, не полностью галлямбический, а в размере, состоящем из двух анакреонтиков без каталексиса . [ 14 ]

Георгий Хоробоскус (9 век нашей эры?), обсуждая галлиамбический размер, предлагает другую возможную этимологию слова ἀνακλώμενον : он говорит, что, возможно, название происходит от слабости ( κλάσις ) и мягкости голоса галлов ( священники-евнухи), певшие гимны в этом размере. [ 15 ]

Идея о том, что анаклазис означает «наклон назад», объясняет использование поэтом Марциалом прилагательного « лежащий на спине» для описания галлиамбического размера, когда он приводит причины отказа писать либо галлиамбическим, либо сотадеанским размером:

что не славнее стихотворения
и я не перечитываю Sōtadēn cinaedus, [ 16 ]
«Потому что я не хвастаюсь стихами, которые лежат на спине,
и я не читаю Синедуса [ 17 ] Был отброшен назад..."

Вторая строка говорит о том, что некоторые дактилические строки гекзаметра, если слова расположить в обратном порядке, превращаются в сотадеаны. [ 18 ]

Греческие и латинские ионные метры

[ редактировать ]

Анакреонтический

[ редактировать ]

Ранний пример анаклазиса в ионном метре можно найти во фрагментах поэта Анакреона (конец VI века до н. э.), который часто смешивал анакреонтические и чисто ионные диметры в одном стихотворении. DS Raven приводит этот пример: [ 19 ]

Много сладостей
время жизни истекает [ 20 ]
glukeroû d᾽oukéti pollòs
биоту хронический селейптай
уу – – | uu – – (чисто ионный)
уу – и | – и – – (с анаклазисом)
«И времени уже не так много
сладкой жизни осталось"

Анакреонтика продолжала оставаться популярным размером и в византийские времена. В этот период наблюдалась тенденция к тому, чтобы акцент в слове следовал за размером. По мнению Мартина Уэста , в случае анакреонтики в византийские времена ударение имело тенденцию падать на 4-ю и особенно на 7-ю позицию строки: uu – u′ – u –’ –. [ 21 ] Это придало бы ему сильно синкопированный ритм, отличный от попеременного ритма ямбической строки.

Не все современные специалисты по метрике согласны с тем, что анакреонтическое происходит от ионического. По мнению метриков Криса Голстона и Томаса Риада , анакреонтический ритм — это более основной ритм, а ионический является производным от него. [ 22 ] Точно так же Мартин Уэст пишет: «Нам мешает незнание того, имеют ли uu – u – u – – и uu – – uu – – отдельное происхождение, а если нет, то какое из них было первичным». [ 23 ]

галлиамбический

[ редактировать ]

Размер, наиболее тесно связанный с термином «анаклазис», — это галлиамб , музыка, которую поют евнухи, поклонники богини Кибелы . Самый известный пример — Катулла » « Аттис (стихотворение 63). Он состоит из двух анакреонтиков, вторая каталектическая и с резолюцией в последнем метроне: [ 24 ]

в открытом море Аттиса быстрый ход морей
уу – ты | – в – – || эй – эй –
«Аттис, переплыв открытое море на быстром корабле...»

В первой половине есть анаклаз, но из -за резолюции во второй половине трудно сказать, есть ли в ней анаклаз или нет.

За исключением двух строк, процитированных Гефестионом, ни одна из которых, похоже, не имеет анаклаза, на древнегреческом языке не сохранилось ни одного стихотворения этого размера.

Третий размер, использующий анаклаз, — это сотадеан жившего в III веке до нашей эры , названный в честь поэта Сотадеса, . Оно встречается как в греческом, так и в латинском языках. Размер метра обычно анализируется с помощью ionicus a maiore (– – uu). [ 21 ] Сохранившиеся образцы имеют несколько форм, но наиболее распространена та, которая имеет ионный ритм в первой половине и хореический ритм во второй: [ 25 ]

трижды укори страшную двуперстую руку (Петроний)
– – уу | – – уу | – в – в | – –
«Трижды я хватал рукой страшный обоюдоострый топор»

Иногда кроме 3-го метрона хорейный ритм встречается и в первом или втором метроне:

всякий раз, когда человеку это нравится, ему можно парировать (Плавт)
– – уу | – в – в | – в – в | – –
«все, что бывает приятно человеку, он думает, что это возможно»

В другом варианте хореический или ионный 6-морный метрон заменяется 7-морным метроном, например – u – – или – – – u.

Как и в анакреонтических стихотворениях, сотадейские строки иногда смешиваются в одном стихотворении со строками чистого ионического размера.

Поскольку неизвестно, был ли первоначальный размер ионическим или анакреонтическим, неясно, следует ли считать сотадеан в основном ионическим с анаклазом во второй половине или в основном хореем с анаклазом в первой половине.

Эоловые метры

[ редактировать ]

Термин анаклазис, первоначально использовавшийся только для ионных метров, был расширен современными метриками из Виламовица (1886). [ 26 ] и далее, чтобы включить другие типы метра, в том числе эолический. Наиболее распространенной и основной формой эолового слова является гликоновая , основная форма которой такова:

хх – иу – и –

Эоловые метры обычно описываются как состоящие из эоловой основы (xx), за которой следует хориамб (- uu -), а затем ямбическое окончание (u - -). Пол Кипарски, однако, утверждает, что вполне вероятно, что восьмисложный гликон произошел от простого ямбического диметра путем анаклаза: [ 27 ]

х – ты – | u – u – (диаметр ямба)
х – – ты | и – и – (гликоновый)

Точно так же Кипарский утверждает, что малую асклепиаду и фалекийский хендекаслог можно рассматривать как развитие триметра ямба:

х – ты – | ты – ты – | u – u – (триметр ямба)
х – – ты | ты – ты – | u – – (правописание фалецкого)
х – – ты | ты – – ты | у – у – (асклепиада минор)

Примером хендикасилла является следующий пример Катулла :

Давай жить, моя Лесби(а) и давай любить(е) [ 28 ]
«Живем, моя Лесбия, и будем любить»

Гликоновый метр также иногда подвергается анаклазу. Например, в примере ниже вторая строка имеет нормальную форму гликона, оканчивающуюся на u – u –, тогда как первая строка имеет более редкую анакластическую форму, оканчивающуюся на – uu –:

для малопродуктивных месторождений
Сицилийский зефир дышит [ 29 ]
Хупер Акарпистон Педин
Сикелиас Зефуру pnoais
уу и – – – уу –
уу и – уу – и –
«над неубранными равнинами
Сицилии с ветерком Зефира».

Телесильский метр (который представляет собой безголовый гликон) также имеет две формы. Например, следующая строка, происходящая из строфы (первой части) хоровой оды, имеет анакластическую форму, а вторая строка, происходящая из соответствующего места антистрофы (ответной части), имеет нормальную форму: [ 30 ]

какая польза, Dead nin или [ 31 ]
ти хрх, таньонта нин х
ты – ты – уу –
они подходят, прежде чем здания скажут- [ 32 ]
Хорейн, вместо Домона Легу-
- - ух - ух -

Классический персидский

[ редактировать ]

Ионный ритм распространен в средневековой персидской поэзии вместе с вариациями, которые, как считалось, возникли из него в результате анаклаза. [ 5 ] Фактически, некоторые из самых ранних стихотворений исламского периода, записанных на современном персидском языке, датируемых 9 веком нашей эры, были написаны в ионическом размере. [ 33 ] Согласно подсчету 20 000 лирических стихотворений, сделанных Л.П. Элвелл-Саттоном , целых две трети лирических стихотворений на классическом персидском языке находятся в ионическом ритме или одной из двух его анакластических форм. [ 34 ]

В большинстве классических персидских стихов в стихотворении используется только один размер, но один вид поэзии, рубаи (четверостишие), сочетает в себе два размера: один чистый ионический (или хориамбический), а другой - с анаклазисом. Рубаи может быть в том или ином размере или в произвольной смеси. Наиболее распространена форма с анаклазисом.

Например, одно из четверостиший Омара Хайяма начинается так:

'они дают biā so qam-e в пользу нехорисов
в-ин йек-дам-е омр -ра ганимат шомарим
– | – (ты) ты – | – уу – | – уу – | (чисто ионный)
– | – уу – | (и) – и – | – уу – | (с анаклассисом)
«О друг, приди, не будем есть печаль завтрашнего дня,
но считайте этот единственный момент жизни благословением».

В этом стихотворении два подчеркнутых слога «сверхдлинные», т. е. обозначают в метрическом рисунке долгий + краткий слог (типичная особенность персидской поэзии).

Деление на метры здесь предложено Фарзаадом на основании мест, где рубаи обычно имеет цезуру . [ 35 ]

персидский анакреонтик

[ редактировать ]

Другой размер с анаклазисом того же типа - это следующий размер Саади (13 век), который очень похож на анакреонтику греческой поэзии:

ман агар назар харам аст * бас-и го нах дарам
че лошадь? нерождённому *что назар не идёт в подарок
| иу – и – и – – || уу – и – и – – |
«Если смотреть запрещено, то я много согрешил.
Что мне делать? Я не могу перестать смотреть».

Как и в предыдущем примере, подчеркнутые слоги «слишком длинные». Они считаются в персидском метре эквивалентными – u.

Однако этот размер встречается довольно редко: он встречается всего в 0,6% лирических стихотворений. [ 34 ]

Второй тип анаклаза

[ редактировать ]

Два наиболее распространенных размера на персидском языке:

монета – – | уу – – | уу – – | уу
в – в – | уу – – | в – в – | Эм-м-м -

По подсчетам Элвелла-Саттона, первый используется почти в 10% лирических стихотворений. Второй почти на 13%. [ 34 ]

Хотя эти два размера никогда не используются вместе в одном стихотворении, было высказано предположение, что один из них является анакластичной формой другого. [ 36 ] Но он отличается от предыдущего типа анаклаза тем, что в этом случае меняются местами не 4-й и 5-й, а 2-й и 3-й слоги.

Примером второго метра является следующее стихотворение Хафеза (14 век):

шекофте шод гол-э хамра во гашт болбол мачта
салат-йе сархоши эй суп-е беда-параст
| в – в – | уу – – | ты – (у) – | – – |
| в – в – | уу – – | в – в – | уу – |
«Расцвела красная роза, и опьянел соловей:
это призыв к удовольствию, о суфии , поклонники вина!»

В санскритской поэзии

[ редактировать ]

Пауль Кипарский, следуя работе Е. В. Арнольда (1905), исследовал некоторые способы воздействия анаклаза (или синкопии) на развитие санскритской поэзии со времен ранних ведических гимнов до классического периода. [ 37 ] Ведические метры ануштубх (4 × 8 слогов), гаятри (3 × 8) и два основных типа триметров, джагати (4 × 12) и его каталектическая форма триштубх (4 × 11), в основном ямбические , обычно с ритмом. х – х – | u – ux (где x = anceps ).

Следующая строфа написана размером джагати (эквивалентом триметра ямба):

увидел ид ване намасюбхир вачасьяте
чару джанешу прабрувана индрийам
вриша чандур бхавати харьято вриша
кшемена дхенам магхава йад инвати [ 38 ]
в – в – | в – в – | в – в –
– уу – | в – в – | в – в –
в – – – | ууу – | в – в –
– – в – | – уу – | в – уу

Как видно, ритм преимущественно ямбический, особенно в последнем метроне каждой строки. В другой метре иногда наблюдаются отклонения от ямба, во всех случаях, кроме одного (ууу –), что связано с анаклазисом.

героическую шлоку Если сравнить с более ранним ануштубхом, можно увидеть, что она изменилась. Замена u – на – u в позициях 2 и 3 стала настолько частой, что первую половину каждого стиха уже невозможно распознать как ямб. Ямбический ритм (у – укс) сохраняется в конце второго и четвертого диметра, но 1-й и 3-й диметры подверглись еще одному анаклазу и почти всегда заканчиваются хореем (у – – х) вместо ямба. Примером может служить вступительная строфа Бхагавадгиты :

дхарма-кшетра куру-кшетра
самавета юйутсавах
мамаках пандаваш чаива
Кто такой Акурвата Санджая?
| – – – – | ты – – – | (хрохейное окончание)
| уу – – | ты – ты – || (окончание ямба)
| – ты – – | ты – – ты | (хрохейное окончание)
| уу – ты | ты – ты || (окончание ямба)
«В месте праведности, на Курукшетре ,
собравшись вместе и желая битвы,
мои сыновья и сыновья Панду,
что они сделали, Санджая?"

В английской поэзии

[ редактировать ]

Аналогичный процесс анаклазису можно увидеть в английской пентаметрной поэзии, где он известен как «инверсия» или замена . Как и при анаклазе, здесь два вида: замена хорея ямбом и наоборот. Оба типа проиллюстрированы во второй строке « Шелли Оды западному ветру» :

О дикий западный ветер, ты дыхание существа Осени,
Ты, от чьего невидимого присутствия листья мертвы
Гонятся, как призраки от убегающего чародея.

Слова «Ты из» (Сильный-Слабый) заменяют ямб хореем, а «листья» (Слабый-Сильный) заменяют хорей ямбом.

Анаклазис также сравнивали с синкопированными ритмами шотландской народной музыки, такими как мелодия » Роберта Бернса « Comin' Thro' the Rye , где ритмы – uu –, u – – u и – u – u используются взаимозаменяемо. . [ 39 ]

Библиография

[ редактировать ]
  1. ^ Оксфордский словарь английского языка.
  2. ^ Jump up to: а б Льюис, Джей-Джей (1908/1913). Карманный офтальмологический словарь , 4-е изд.
  3. ^ Пол Маас (1962), Греческий метр , стр. 25.
  4. ^ Вест, ML (1987): Введение в греческий размер (Оксфорд), стр. 8, 33.
  5. ^ Jump up to: а б Хейс (1979).
  6. ^ Кипарский (2018).
  7. ^ Впервые слово «анакластика» было записано на английском языке в области оптики в 1796 году. Его первое использование приписывается французскому астроному Жан-Жаку д'Ортусу де Майрану : Оксфордский словарь английского языка.
  8. ^ Лидделл, Скотт, Джонс. Греко-английский лексикон повторяю.
  9. ^ [Лонгин], Subl. 41, цитируется по Сапсфорду Т. (2022). Исполнение Кинайдо: немужские мужчины в древних средиземноморских культурах. Издательство Оксфордского университета, стр. 205.
  10. ^ Малрой (1976)
  11. ^ Бык (2004).
  12. ^ Кейл, Латинская грамматика 6.93; см. Малрой (1976).
  13. ^ Дж. Сигер (переводчик) (1830), «Элементы доктрины метров» Германа , с. 98.
  14. ^ Кейл, Grammatici Latini , 6.289.
  15. ^ Малрой (1976), с. 62.
  16. ^ Боевой, 2.86.1–2.
  17. ^ Синедус - пассивный гомосексуалист, а также профессиональный танцор: Сапсфорд (2022), стр. 146–9.
  18. ^ Квинтилиан, 9.5.90; Сапсфорд (2022), с. 111.
  19. ^ Ворон (1965), с. 129.
  20. ^ Анакреон, фр. 44 Д(2).5–8.
  21. ^ Jump up to: а б Уэст (1987), с. 74.
  22. ^ Голстон и Риад (2005), стр. 106–108.
  23. ^ Вест (1982), с. 285.
  24. ^ Ворон (1965), с. 130.
  25. ^ Ворон (1965), с. 131–132.
  26. ^ фон Виламовиц-Мёллендорф (1886) Исилл Эпидаврский , цитируется Кипарским (2018), с. 97.
  27. ^ Кипарский (2018), с. 99.
  28. ^ Катулл 5.1.
  29. ^ Еврипид, Фениссы , 210–211; ср. Уэст (1987), с. 58.
  30. ^ Вест (1987), с. 59.
  31. ^ Софокл, Тр. 929.
  32. ^ Софокл, Тр. 960.
  33. ^ Элвелл-Саттон (1975), стр. 77–8.
  34. ^ Jump up to: а б с Элвелл-Саттон (1976), с. 162.
  35. ^ Фарзаад (1967), с. 60.
  36. ^ Хейс (1979), с. 209. Вместо «анаклазиса» Хейс использует выражение «синкопированный ритм».
  37. ^ Кипарский (2018), стр. 87–94.
  38. ^ Ригведа, 1.55.4.
  39. ^ Вест (1987), с. 8.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67f310c3ebeee5dc093aa36af52fbdc8__1702741200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/c8/67f310c3ebeee5dc093aa36af52fbdc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anaclasis (poetry) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)