Витализм
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Альтернативная медицина |
---|
Витализм — это вера, исходящая из предпосылки, что «живые организмы фундаментально отличаются от неживых существ, потому что они содержат некоторый нефизический элемент или управляются другими принципами, чем неодушевленные предметы». [1] [а] Там, где витализм явно апеллирует к жизненному принципу, этот элемент часто называют «жизненной искрой», «энергией», « élan vital » (придуманным виталистом Анри Бергсоном ), «жизненной силой» или « visitalis », что некоторые приравнять к душе . В 18 и 19 веках витализм обсуждался среди биологов , между теми, кто считал, что известная физическая механика в конечном итоге объяснит разницу между жизнью и неживым, и виталистами, которые утверждали, что процессы жизни не могут быть сведены к механистическому механизму. процесс. Биологи-виталисты, такие как Йоханнес Рейнке, предложили проверяемые гипотезы, призванные показать неадекватность механистических объяснений, но их эксперименты не смогли подтвердить витализм. Биологи теперь считают, что витализм в этом смысле был опровергнут эмпирическими данными , и, следовательно, рассматривают его либо как замененную научную теорию, либо как устаревшую научную теорию . [4] или, с середины 20 века, как лженаука . [5] [6]
Витализм имеет долгую историю в медицинской философии: многие традиционные методы лечения утверждали, что болезнь возникает в результате некоторого дисбаланса жизненных сил.
История
[ редактировать ]Древние времена
[ редактировать ]Представление о том, что телесные функции обусловлены виталистическим принципом, существующим во всех живых существах, имеет корни, уходящие, по крайней мере, в Древний Египет . [7] В греческой философии милетская школа предлагала естественные объяснения, выведенные из материализма и механизма . Однако ко времени Лукреция это описание было дополнено (например, непредсказуемым клинаменом Эпикура взяла ), а в стоической физике пневма на себя роль логоса . Гален считал, что легкие извлекают из воздуха пневму , которую кровь разносит по всему телу. [8]
Средневековый
[ редактировать ]В Европе средневековая физика находилась под влиянием идеи пневмы , что помогло сформировать более поздние теории эфира .
Ранний модерн
[ редактировать ]Виталисты включали английского анатома Фрэнсиса Глиссона (1597–1677) и итальянского врача Марчелло Мальпиги (1628–1694). [9] Каспар Фридрих Вольф (1733–1794) считается отцом эпигенеза в эмбриологии , то есть отмечает момент, когда эмбриональное развитие стало описываться с точки зрения пролиферации клеток, а не воплощения заранее сформированной души. Однако такая степень эмпирического наблюдения не сопровождалась механистической философией: в своей «Теории порождений» (1759) он пытался объяснить возникновение организма действиями vis Essentialis (организующей, формирующей силы). Карл Райхенбах (1788–1869) позже разработал теорию одической силы — формы жизненной энергии, пронизывающей живые существа.
В 17 веке современная наука ответила на действие Ньютона . на расстоянии и механизм картезианского дуализма виталистскими теориями: в то время как химические превращения, которым подвергаются неживые вещества, обратимы, так называемая «органическая» материя постоянно изменяется путем химических превращений (например, при приготовлении пищи). [10]
По словам Чарльза Бёрча и Джона Б. Кобба , «требования виталистов снова вышли на первый план» в 18 веке: [9] « Последователи Георга Эрнста Сталя были активны, как и другие, такие как гениальный врач Франсис Ксавье Биша из отеля Dieu». [9] Однако «Биша отошел от типичной для французской виталистической традиции тенденции постепенно освобождаться от метафизики , чтобы сочетаться с гипотезами и теориями, соответствующими научным критериям физики и химии». [11] Джон Хантер признал «живой принцип» помимо механики. [9]
Иоганн Фридрих Блюменбах оказал влияние на установление эпигенеза в науках о жизни в 1781 году, опубликовав « Uber den Bildungstrieb und das Zeugungsgeschäfte» . Блюменбах разрезал пресноводную гидру и установил, что удаленные части регенерируют. Он сделал вывод о наличии «формирующего влечения» ( Bildungstrieb ) в живой материи. Но он указал, что это имя,
Подобно названиям, применяемым ко всякому другому виду жизненной силы, сами по себе ничего не объясняют: они служат лишь для обозначения особой силы, образованной сочетанием механического принципа с тем, что поддается модификации.
19 век
[ редактировать ]Йенс Якоб Берцелиус , один из основоположников современной химии в начале XIX века , утверждал, что в живой материи должна существовать регулирующая сила, чтобы поддерживать ее функции. [10] Берцелиус утверждал, что соединения можно различать по тому, требуются ли для их синтеза какие-либо организмы ( органические соединения ) или нет ( неорганические соединения ). [12] Химики-виталисты предсказывали, что органические материалы не могут быть синтезированы из неорганических компонентов, но Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов в 1828 году. [13] Однако современные отчеты не подтверждают распространенное мнение о том, что витализм умер, когда Велер начал производить мочевину. Этот миф Вёлера , как назвал его историк Питер Рамберг, возник из популярной истории химии, опубликованной в 1931 году, которая, «игнорируя все претензии на историческую точность, превратила Вёлера в крестоносца, который предпринимал попытку за попыткой синтезировать натуральный продукт, который опроверг бы витализм и приоткрыть завесу невежества, пока «однажды днем не произошло чудо». [14] [15] [б]
Между 1833 и 1844 годами Йоханнес Петер Мюллер написал книгу по физиологии под названием Handbuch der Physiologie , которая стала ведущим учебником в этой области на протяжении большей части девятнадцатого века. Книга показала приверженность Мюллера витализму; он задался вопросом, чем органическое вещество отличается от неорганического, затем приступил к химическим анализам крови и лимфы. Он подробно описывает кровеносную, лимфатическую, дыхательную, пищеварительную, эндокринную, нервную и сенсорную системы у самых разных животных, но объясняет, что наличие души делает каждый организм неделимым целым. Он утверждал, что поведение световых и звуковых волн показывает, что живые организмы обладают жизненной энергией, которую физические законы никогда не могут полностью объяснить. [16]
Луи Пастер (1822–1895) после своего знаменитого опровержения идеи самозарождения провел несколько экспериментов, которые, по его мнению, поддерживали витализм. По словам Бектеля, Пастер «вписал ферментацию в более общую программу, описывающую особые реакции, которые происходят только в живых организмах. Это непреодолимые жизненно важные явления». Отвергая утверждения Берцелиуса, Либиха , Траубе и других о том, что ферментация является результатом действия химических агентов или катализаторов внутри клеток, Пастер пришел к выводу, что ферментация является «жизненно важным действием». [1]
20 век
[ редактировать ]Ганс Дриш (1867–1941) интерпретировал свои эксперименты как показывающие, что жизнь не управляется физико-химическими законами. [5] Его главный аргумент заключался в том, что если разрезать эмбрион после первого или двух делений, каждая его часть вырастет во взрослую особь. Репутация Дриша как биолога-экспериментатора ухудшилась из-за его виталистических теорий, которые ученые с его времен считали лженаукой. [5] [6] Витализм — это вытесненная научная гипотеза, и этот термин иногда используется как уничижительный эпитет . [17] Эрнст Майр (1904–2005) писал:
Было бы антиисторично высмеивать виталистов. Когда читаешь труды одного из ведущих виталистов, таких как Дриш, приходится согласиться с ним, что многие основные проблемы биологии просто не могут быть решены с помощью такой философии, как философия Декарта, в которой организм рассматривается просто как машина. .. Логика критики виталистов была безупречна. [18]
За последние пятьдесят лет витализм стал настолько позорным убеждением, что ни один из ныне живущих биологов не хотел бы, чтобы его классифицировали как виталиста. Тем не менее, остатки виталистского мышления можно найти в работах Алистера Харди , Сьюэлла Райта и Чарльза Бёрча , которые, похоже, верят в некий нематериальный принцип в организмах. [19]
Среди других виталистов были Йоханнес Рейнке и Оскар Хертвиг . Рейнке использовал слово «неовитализм» для описания своей работы, утверждая, что в конечном итоге она будет проверена посредством экспериментов и что это улучшение по сравнению с другими виталистическими теориями. Работы Рейнке оказали влияние на Карла Юнга . [20]
Джон Скотт Холдейн принял антимеханистический подход к биологии и идеалистическую в начале своей карьеры философию. Холдейн рассматривал свою работу как подтверждение своей веры в то, что телеология является важной концепцией биологии. Его взгляды стали широко известны после выхода в 1913 году его первой книги «Механизм, жизнь и личность» . [21] Холдейн заимствовал аргументы виталистов, чтобы использовать их против механизма; однако он не был виталистом. Холдейн считал организм фундаментом биологии: «мы воспринимаем организм как саморегулирующуюся сущность», «любая попытка проанализировать его на компоненты, которые можно свести к механическому объяснению, нарушает этот центральный опыт». [21] Работы Холдейна оказали влияние на органицизм . Холдейн заявил, что чисто механистическая интерпретация не может объяснить характеристики жизни. Холдейн написал ряд книг, в которых пытался показать несостоятельность как витализма, так и механистического подхода к науке. Холдейн объяснил:
Мы должны найти другую теоретическую основу биологии, основанную на наблюдении, что все рассматриваемые явления имеют тенденцию быть настолько скоординированными, что выражают то, что нормально для взрослого организма.
— [22]
К 1931 году биологи «почти единогласно отказались от витализма как признанного убеждения». [22]
Эмерджентизм
[ редактировать ]Современная наука и техника иногда описывают возникающие процессы , в которых свойства системы не могут быть полностью описаны через свойства ее составляющих. [23] [24] Это может быть связано с тем, что свойства компонентов не до конца понятны или потому, что взаимодействия между отдельными компонентами важны для поведения системы.
Вопрос о том, следует ли объединять эмерджентность с традиционными виталистскими концепциями, является предметом семантических разногласий. [с] По данным Эммече и др. (1997):
С одной стороны, многие ученые и философы считают эмерджентность лишь псевдонаучным статусом. С другой стороны, новые разработки в физике, биологии, психологии и междисциплинарных областях, таких как когнитивная наука, искусственная жизнь и изучение нелинейных динамических систем, в значительной степени сосредоточены на «коллективном поведении» высокого уровня сложных систем. , которую часто называют действительно эмерджентной, и этот термин все чаще используется для характеристики таких систем.
— [27]
Месмеризм
[ редактировать ]Популярной виталистской теорией XVIII века был « животный магнетизм » в теориях Франца Месмера (1734–1815). Однако использование (традиционного) английского термина « животный магнетизм» Месмера для перевода магнетизма животного может ввести в заблуждение по трем причинам:
- Месмер выбрал свой термин, чтобы четко отличить свой вариант магнитной силы от тех, которые в то время назывались минеральным магнетизмом , космическим магнетизмом и планетарным магнетизмом .
- Месмер чувствовал, что эта конкретная сила/власть обитает только в телах людей и животных.
- Месмер выбрал слово « животное » в его корневом значении (от латинского animus = «дыхание») специально для того, чтобы обозначить свою силу как качество, принадлежащее всем существам, имеющим дыхание; а именно, одушевленные существа: люди и животные.
Идеи Месмера стали настолько влиятельными, что король Людовик XVI Франции назначил две комиссии для исследования месмеризма ; одну возглавлял Жозеф-Игнас Гильотен , в другую, возглавляемую Бенджамином Франклином , входили Байи и Лавуазье . Члены комиссии узнали о месмерической теории и видели, как ее пациенты впадали в припадки и трансы . В саду Франклина пациента подводили к каждому из пяти деревьев, одно из которых было «загипнотизировано»; он обнимал каждого по очереди, чтобы получить «жизненную жидкость», но терял сознание у подножия «неправильного». В доме Лавуазье перед «чувствительной» женщиной стояли четыре обычных чашки воды; четвертая вызвала судороги, но она спокойно проглотила завороженное содержимое пятой, полагая, что это обычная вода. Члены комиссии пришли к выводу, что «жидкость без воображения бессильна, тогда как воображение без жидкости может производить эффекты жидкости». [28]
Медицинская философия
[ редактировать ]Витализм имеет долгую историю в медицинской философии: многие традиционные методы лечения утверждали, что болезнь возникает в результате некоторого дисбаланса жизненных сил. Одним из примеров подобного понятия в Африке является у йоруба концепция асе . В европейской традиции, основанной Гиппократом , эти жизненные силы ассоциировались с четырьмя темпераментами и эмоциями . Многие азиатские традиции постулируют дисбаланс или блокировку ци или праны . Среди нетерриториальных традиций, таких как религии и искусство, формы витализма продолжают существовать как философские позиции или мемориальные догмы. [ нужна ссылка ]
Дополнительная и альтернативная медицина включает энергетическую терапию , [29] связаны с витализмом, особенно с биополевой терапией, такой как терапевтическое прикосновение , Рейки , внешняя ци , исцеление чакр и SHEN-терапия. [30] В этих методах лечения « тонким энергетическим » полем пациента манипулирует практикующий врач. Считается, что тонкая энергия существует за пределами электромагнитной энергии, производимой сердцем и мозгом. Беверли Рубик описывает биополе как «сложное, динамичное, чрезвычайно слабое ЭМ поле внутри и вокруг человеческого тела…». [30]
Основатель гомеопатии Самуэль Ганеман продвигал нематериальный, виталистический взгляд на болезни: «...они представляют собой исключительно духоподобные (динамические) расстройства духоподобной силы (жизненного принципа), оживляющей человеческое тело». Представление о болезни как о динамическом нарушении нематериальной и динамической жизненной силы преподается во многих гомеопатических колледжах и представляет собой фундаментальный принцип для многих современных практикующих гомеопатов. [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]Витализм иногда критиковали за то, что он ставит вопрос , придумывая имя. Мольер знаменито пародировал это заблуждение в «Воображаемом недуге» , где шарлатан «отвечает» на вопрос: «Почему опиум вызывает сон?» с «Из-за его усыпляющего действия (т. е. снотворного )». [31] Томас Генри Хаксли сравнил витализм с утверждением, что вода такая, какая она есть, из-за ее «водности». [32] Его внук Джулиан Хаксли в 1926 году сравнил «жизненную силу» или élan vital с объяснением работы железнодорожного локомотива его élan locomotif («локомотивной силой»).
Другая критика заключается в том, что виталисты не смогли исключить механистические объяснения. , это довольно очевидно Если оглянуться назад на органическую химию и биологию развития , но критика ведется по крайней мере сто лет назад. В 1912 году Жак Леб опубликовал «Механистическую концепцию жизни» , в которой описал эксперименты по тому, как морской еж мог иметь булавку для своего отца, как Бертран Рассел выразился ( «Религия и наука »). Он предложил такой вызов:
- «...мы должны либо добиться успеха в создании живой материи искусственно, либо найти причины, почему это невозможно». (стр. 5–6)
Леб более подробно обратился к витализму:
- «Поэтому неоправданно продолжать утверждать, что помимо ускорения окисления начало индивидуальной жизни определяется входом в яйцо метафизического «жизненного начала» и что смерть определяется помимо прекращения окисления — путем выхода этого «принципа» из тела. В случае испарения воды мы удовлетворяемся объяснением, данным кинетической теорией газов, и не требуем повторения известной шутки Гексли. следует также принять во внимание исчезновение «водности». (стр. 14–15)
Бектель заявляет, что витализм «часто рассматривается как нефальсифицируемая и, следовательно, пагубная метафизическая доктрина». [1] Для многих ученых «виталистские» теории были неудовлетворительным «удержанием позиций» на пути к механистическому пониманию. В 1967 году Фрэнсис Крик , один из первооткрывателей структуры ДНК , заявил: «И поэтому тем из вас, кто может быть виталистом, я бы сделал это пророчество: во что все верили вчера, и вы верите сегодня, только чудаки завтра поверят . " [33]
Хотя многие виталистические теории на самом деле были фальсифицированы, особенно месмеризм, псевдонаучное сохранение непроверенных и непроверяемых теорий продолжается и по сей день. Алан Сокал опубликовал анализ широкого признания среди профессиональных медсестер «научных теорий» духовного исцеления. (Лженаука и постмодернизм: антагонисты или попутчики?). [34] Использование техники, называемой терапевтическим прикосновением, было особенно рассмотрено Сокалом, который пришел к выводу, что «почти все псевдонаучные системы, которые будут рассмотрены в этом эссе, философски основаны на витализме» и добавил, что «Основная наука отвергает витализм, по крайней мере, с 1930-х годов, поскольку множество веских причин, которые со временем только становятся сильнее». [34]
Джозеф К. Китинг-младший. [35] обсуждает прошлую и нынешнюю роль витализма в хиропрактике и называет витализм «формой биотеологии ». Далее он поясняет, что:
- «Витализм — это отвергнутая традиция в биологии, которая предполагает, что жизнь поддерживается и объясняется неизмеримой разумной силой или энергией. Предполагаемые эффекты витализма — это проявления самой жизни, которые, в свою очередь, являются основой для вывода концепции в первом Это замкнутое рассуждение предлагает псевдообъяснение и может обмануть нас, заставив поверить в то, что мы объяснили какой-то аспект биологии, тогда как на самом деле мы лишь обозначили свое невежество как «объяснение неизвестного (жизни) с помощью непознаваемого (Врожденного)», — предполагает мануальный терапевт. Джозеф Донахью, «абсурдно». [36]
Китинг считает витализм несовместимым с научным мышлением:
- «Хиропрактики не уникальны в признании тенденции и способности к самовосстановлению и саморегуляции человеческой физиологии. Но мы, безусловно, выделяемся, как больной палец, среди профессий, которые претендуют на научное обоснование благодаря нашей неослабевающей приверженности витализму. Мы проповедуем риторику врожденного типа «Одна причина – одно лекарство», и нам следует ожидать насмешек со стороны более широкого научного сообщества, занимающегося здравоохранением. в то же время следует отвергнуть целеустремленность, сознательность и жесткость Врожденного Палмерса». [36]
Китинг также упоминает точку зрения Скиннера:
- «Витализм многолик и возник во многих областях научных исследований. Психолог Б. Ф. Скиннер , например, указывал на иррациональность приписывания поведения психическим состояниям и чертам. Такие «ментальные промежуточные станции», утверждал он, представляют собой излишество теоретических багаж, который не может дать причинно-следственных объяснений, заменяя непостижимую психологию «разума». [36]
По словам Уильямса, «[сегодня] витализм является одной из идей, которые составляют основу многих псевдонаучных систем здравоохранения, которые утверждают, что болезни вызываются нарушением или дисбалансом жизненной силы организма». [37] «Виталисты заявляют, что они научные, но на самом деле они отвергают научный метод с его основными постулатами причины и следствия и доказуемости. Они часто считают субъективный опыт более ценным, чем объективная материальная реальность». [37]
Виктор Стенгер [38] утверждает, что термин «биоэнергетика» «применяется в биохимии для обозначения легко измеримых обменов энергией внутри организмов, а также между организмами и окружающей средой, которые происходят в результате нормальных физических и химических процессов. Однако новые виталисты не придерживаются этого мнения. Они имеют в виду, что биоэнергетическое поле представляет собой целостную жизненную силу, выходящую за рамки редукционистской физики и химии». [39]
Такое поле иногда называют электромагнитным, хотя некоторые его сторонники также сбивчиво ссылаются на квантовую физику. [30] Джоан Стефанатос утверждает, что «принципы энергетической медицины берут начало в квантовой физике». [40] Закрывается [39] предлагает несколько объяснений того, почему эта линия рассуждений может быть неуместной. Он объясняет, что энергия существует в дискретных пакетах, называемых квантами. Энергетические поля состоят из их составных частей и поэтому существуют только тогда, когда присутствуют кванты. Поэтому энергетические поля не целостны, а представляют собой систему дискретных частей, которые должны подчиняться законам физики. Это также означает, что энергетические поля не мгновенны. Эти факты квантовой физики накладывают ограничения на бесконечное непрерывное поле, которое некоторые теоретики используют для описания так называемых «энергетических полей человека». [41] Стенджер продолжает, объясняя, что эффекты электромагнитных сил были измерены физиками с точностью до одной миллиардной, и пока нет никаких доказательств того, что живые организмы излучают уникальное поле. [39]
Виталистическое мышление было обнаружено в наивных биологических теориях детей: «Недавние экспериментальные результаты показывают, что большинство дошкольников склонны выбирать виталистические объяснения как наиболее правдоподобные. Витализм вместе с другими формами промежуточной причинности представляет собой уникальные причинные механизмы для наивной биологии как основная область мышления». [42]
См. также
[ редактировать ]- Эгрегор
- Энергия (эзотерика)
- Эфирное тело
- Жорж Кангилем
- Анри Бергсон
- Холизм в науке
- Гомеопатия
- гилозоизм
- Неснижаемая сложность
- философия жизни
- Дуализм разума и тела
- Морфический резонанс
- Одическая сила
- Orenda
- Оргон
- Ортогенез
- Ци
- Рационитализм
- Королевская комиссия по животному магнетизму
- Целительная сила природы
- Витальный материализм
- Жизненная сила
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стефан Ледюк и Д'Арси Томпсон ( «О росте и форме ») опубликовали серию работ, которые, по мнению Эвелин Фокс Келлер, поставили перед собой задачу искоренить оставшиеся остатки витализма, по существу показывая, что принципов физики и химии достаточно, сами по себе, чтобы объяснить рост и развитие биологической формы. [2] С другой стороны, Майкл Руз отмечает, что уклонение Д'Арси Томпсона от естественного отбора имело «запах духовных сил». [3]
- ↑ В 1845 году Адольфу Кольбе удалось получить уксусную кислоту из неорганических соединений, а в 1850-х годах Марселлин Бертло повторил этот подвиг для многочисленных органических соединений. Оглядываясь назад, можно сказать, что работа Велера стала началом конца виталистской гипотезы Берцелиуса, но только в ретроспективе, как показал Рамберг.
- ^ См.; [25] Короче говоря, некоторые философы рассматривают эмерджентизм как нечто среднее между традиционным духовным витализмом и механистическим редукционизмом; другие утверждают, что структурно эмерджентизм эквивалентен витализму. См. также. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бектель, Уильям; Уильямсон, Роберт С. (1998). «Витализм» . В Э. Крейге (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Эвелин Фокс Келлер, Осмысление жизни, объясняющее биологическое развитие с помощью моделей, метафор и машин . Издательство Гарвардского университета, 2002.
- ^ Русе, Майкл (2013). «17. От органицизма к механизму и на полпути назад?» . В Хеннинге, Брайан Г.; Скарф, Адам (ред.). За пределами механизма: возвращение жизни в биологию . Лексингтонские книги. п. 419. ИСБН 9780739174371 .
- ^ Уильямс, Элизабет Энн (2003). Культурная история медицинского витализма в эпоху Просвещения Монпелье . Эшгейт. п. 4. ISBN 978-0-7546-0881-3 .
- ^ Jump up to: а б с «Биология развития 8e Online: выборочная история индукции» . Архивировано из оригинала 31 октября 2006 года.
- ^ Jump up to: а б Дайд, Шон (2013). «Глава 5: Жизнь и разум в Британии девятнадцатого века» . В Нормандине, Себастьян; Вулф, Т. Чарльз (ред.). Витализм и научный образ в науке о жизни после эпохи Просвещения, 1800–2010 гг . Спрингер. п. 104. ИСБН 978-94-007-2445-7 .
В медицине и биологии витализм рассматривался как философски заряженный термин, псевдонаучный лоск, искажающий научную практику…
- ^ Джидену, Полин (1996) Африканская философия, 2-е изд. Издательство Университета Индианы, ISBN 0-253-21096-8 , стр.16.
- ^ Берч и Кобб 1985 , с. 75
- ^ Jump up to: а б с д Берч и Кобб 1985 , стр. 76–78.
- ^ Jump up to: а б Эде, Эндрю. (2007) Взлет и упадок коллоидной науки в Северной Америке, 1900–1935: Забытое измерение , с. 23
- ^ История и философия наук о жизни , с. 238
- ^ Уилкинсон, Ян (10 июня 2002 г.). «История клинической химии» . EJIFCC . 13 (4): 114–118. ISSN 1650-3414 . ПМК 6208063 .
- ^ Кинне-Сафран, Э.; Кинне, РКХ (7 августа 1999 г.). «Витализм и синтез мочевины » Американский журнал нефрологии . 19 (2): 290–294. дои : 10.1159/000013463 . ПМИД 10213830 . S2CID 71727190 – через www.cargo.com.
- ^ Рамберг, Питер Дж. (2000). «Смерть витализма и рождение органической химии: синтез мочевины Велера и дисциплинарная идентичность органической химии». Амбикс . 47 (3): 170–195. дои : 10.1179/amb.2000.47.3.170 . ПМИД 11640223 . S2CID 44613876 .
- ^ Шуммер, Иоахим (декабрь 2003 г.). «Понятие природы в химии» (PDF) . Исследования по истории и философии науки . Часть А. 34 (4): 705–736. Бибкод : 2003ШПСА..34..705С . дои : 10.1016/S0039-3681(03)00050-5 .
- ^ Отис, Лаура (октябрь 2004 г.). «Иоганнес Петер Мюллер (1801-1858)» (PDF) . Виртуальная лаборатория: очерки и ресурсы по экспериментированию жизни (Институт Макса Планка) .
- ^ Галацер-Леви, Р.М. (7 августа 1976 г.). «Психическая энергия: историческая перспектива» . Энн. Психоанальный . 4 : 41–61 – через PEP Web.
- ^ Майр, Эрнст (2002). «БОТАНИКА ОНЛАЙН: Эрнст МАЙР: Лекция Вальтера Арндта: Автономия биологии» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2006 г. Проверено 24 сентября 2006 г.
- ^ Эрнст Майр На пути к новой философии биологии: наблюдения эволюциониста 1988, с. 13. ISBN 978-0674896666 .
- ^ Нолл, Ричард. «Концепция Юнга die Dominanten (Доминантов) (1997)» – через www.academia.edu.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Боулер, Питер Дж. Примирение науки и религии: дебаты в Британии начала двадцатого века, 2001, стр. 168–169. ISBN 978-0226068589 .
- ^ Jump up to: а б Майр, Эрнст (2010). «Упадок витализма» . В Бедау, Марк А .; Клеланд, Кэрол Э. (ред.). Природа жизни: классические и современные перспективы философии и науки . Издательство Кембриджского университета . стр. 93–95. ISBN 9781139488655 .
Однако, учитывая, насколько доминировал витализм в биологии и как долго он преобладал, удивительно, насколько быстро и полностью он рухнул. Последняя поддержка витализма как жизнеспособной концепции в биологии исчезла около 1930 года». (с. 94) Со стр. 95: «Витализм еще дольше сохранялся в трудах философов, чем в трудах физиков. Но, насколько мне известно, среди философов биологии, начавших публиковаться после 1965 года, нет виталистов. Я также не знаю ни одного уважаемого из ныне живущих биологов, который до сих пор поддерживает прямой витализм. Немногочисленных биологов конца двадцатого века с виталистскими взглядами (А. Харди, С. Райт, А. Портманн) уже нет в живых.
- ^ Шульц, С.Г. (1998). «Век (эпителиальной) транспортной физиологии: от витализма к молекулярному клонированию» . Американский журнал физиологии . 274 (1 Часть 1): C13–23. дои : 10.1152/ajpcell.1998.274.1.C13 . ПМИД 9458708 .
- ^ Гилберт, Сан-Франциско; Саркар, С. (2000). «Принимая сложность: органицизм XXI века» . Динамика развития . 219 (1): 1–9. doi : 10.1002/1097-0177(2000)9999:9999<::AID-DVDY1036>3.0.CO;2-A . ПМИД 10974666 .
- ^ О'Коннор, Тимоти (2021). «Эмерджентная недвижимость» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Эммече, К. (16 июля 2001 г.). «Есть ли у робота Umwelt? Размышления о качественной биосемиотике Якоба фон Икскюля» (PDF) . Семиотика . 2001 (134): 653–693. дои : 10.1515/semi.2001.048 .
- ^ Эммече, К. (1997) Объяснение возникновения: к онтологии уровней. Журнал общей философии науки доступен в Интернете. Архивировано 6 октября 2006 г. на Wayback Machine.
- ^ Бест, М.; Нойхаузер, Д.; Славин, Л. (2003). «Оценка месмеризма», Париж, 1784 год: споры по поводу слепых плацебо-контролируемых испытаний не прекратились» . Качество и безопасность в здравоохранении . 12 (3): 232–3. дои : 10.1136/qhc.12.3.232 . ПМЦ 1743715 . ПМИД 12792017 .
- ^ «Дополнительная и альтернативная медицина - Руководство по созданию коллекции Национальной медицинской библиотеки США» . Проверено 31 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Рубик, Беверли. «Биоэнергетические лекарства» . Фонд Американской ассоциации студентов-медиков . Архивировано из оригинала 14 февраля 2006 г. Проверено 8 ноября 2006 г.
- ^ Один ученый врач спросил меня / причина и причина / Опиум вызывает сон. / A quoi я отвечаю, / Потому что есть в нем / сонная добродетель, / Чья природа / чувство ассупире. Воображаемый Le Malade (французский Wikisource)
- ^ Физическая основа жизни , Pall Mall Gazette , 1869 г.
- ^ Крик, Фрэнсис (1967) О молекулах и людях ; Книги Прометея, серия «Великие умы», 2004 г., обзор здесь . Замечание Крика цитируется и обсуждается в: Hein H (2004) Молекулярная биология против органицизма: постоянный спор между механизмом и витализмом. Synthese 20:238–253, где замечание Крика описывается как «вызывающий призрачный отвлекающий маневр».
- ^ Jump up to: а б Псевдонаука и постмодернизм: антагонисты или попутчики? (pdf)
- ^ «Джозеф К. Китинг-младший, доктор философии: Биографический очерк» . Архивировано из оригинала 25 мая 2006 года.
- ^ Jump up to: а б с Китинг, Джозеф К. (2002), «Значения врожденного», Журнал Канадской ассоциации хиропрактиков , 46 (1): 4–10, PMC 2505097
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Уильям Ф., изд. (2013). «Витализм» . Энциклопедия лженауки: от похищений инопланетянами до зональной терапии (переработанное издание). п. 367. ИСБН 9781135955229 .
ВИТАЛИЗМ – концепция, согласно которой функции организма обусловлены «жизненным принципом» или «жизненной силой», которая отличается от физических сил, объяснимых законами химии и физики. Многие альтернативные подходы к современной медицине основаны на витализме. ... Точная природа жизненной силы обсуждалась ранними философами, но витализм в той или иной форме оставался предпочтительным мышлением в большинстве наук и медицины до 1828 года. В том же году немецкий ученый Фридрих Велер (1800–1882) синтезировал органическое вещество. соединение из неорганического вещества - процесс, который виталисты считали невозможным. ... Виталисты претендуют на звание научных, но на самом деле они отвергают научный метод с его основными постулатами причины и следствия и доказуемости. Они часто считают субъективный опыт более ценным, чем объективная материальная реальность. Сегодня витализм — одна из идей, составляющих основу многих псевдонаучных систем здравоохранения, утверждающих, что болезни вызываются нарушением или дисбалансом жизненной силы организма.
- ^ «Сайт Виктора Дж. Стенгера» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с Стенгер, Виктор Дж. (весна – лето 1999 г.). «Физика альтернативной медицины: биоэнергетические поля» . Научный обзор альтернативной медицины . 3 (1). Архивировано из оригинала 18 декабря 2006 г. Проверено 3 декабря 2006 г.
- ^ Стефанатос, Дж. 1997, Введение в биоэнергетическую медицину , Шоен, А.М. и С.Г. Винн, Дополнительная и альтернативная ветеринарная медицина: принципы и практика , Ежегодник Мосби, Чикаго.
- ^ Байли, Фрэнсис К. 2005, Унитарное здравоохранение: наука Марты Роджерс об унитарных людях , Медицинский колледж Университета Уэльса, просмотрено 30 ноября 2006 г., «Домашняя страница Роджерса» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 г. Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ Инагаки, К.; Хатано, Г. (2004). « Виталистическая причинность в наивной биологии маленьких детей». ". Тенденции Cogn Sci . 8 (8): 356–62. дои : 10.1016/j.tics.2004.06.004 . ПМИД 15335462 . S2CID 29256474 .
Источники
[ редактировать ]- Берч, Чарльз; Кобб, Джон Б. (1985). Освобождение жизни: от клетки к сообществу . Архив Кубка. ISBN 9780521315142 .
- История и философия наук о жизни . Том. 29. 2007.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Витализм в программе «В наше время » на BBC
- Витализм в словаре скептика
- О жизненной силе и витализме в испанском контексте см. «Воплощенная жизнь Николаса Фернандеса-Медина : обещание жизненной силы в испанской современности» (McGill-Queen's UP, 2018).