Дегенерация (Нордау)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Автор | Макс Нордау |
---|---|
Оригинальное название | вырождение |
Язык | немецкий |
Жанр | Социальная критика |
Дата публикации | 1892 |
Место публикации | Венгрия |
Конец века |
---|
Вырождение ( Entartung , 1892–1893) — двухтомный труд социальной критики Макса Нордау . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
В этой работе он атакует то, что он считал дегенеративным искусством , и комментирует последствия ряда социальных явлений того периода, таких как быстрая урбанизация и ее предполагаемое воздействие на человеческое тело. Нордау считал, что дегенерацию следует диагностировать как психическое заболевание, поскольку те, кто был девиантным, были больны и нуждались в лечении. [ 3 ] Эти комментарии проистекают из его опыта работы в качестве квалифицированного врача, которого преподавал парижский невролог Жан-Мартен Шарко . [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Нордау начинает свою работу с «медицинской» и социальной интерпретации того, что вызвало это вырождение общества. Нордау делит свое исследование на пять книг. В первой книге Нордау определяет феномен конца века в Европе. Он считает, что это явление впервые было признано, хотя и не возникло, во Франции, описывая это явление как «презрение к традиционным взглядам на обычаи и мораль». Он видит в этом своего рода упадок, усталость от мира и сознательное неприятие моральных границ, управляющих миром. Он использует примеры из французских периодических изданий и книг на французском языке, чтобы показать, как это повлияло на все элементы общества. Нордау также обвиняет общество в том, что оно становится все более склонным подражать тому, что оно видит в искусстве. В модном обществе Парижа и Лондона он видит, что «[каждая] отдельная фигура явно стремится какой-то особенностью в очертаниях, постановке, покрое или цвете сильно напугать внимание и властно удержать его. нервное возбуждение, приятное или неприятное».
Нордау описывает культурный феномен конца века на первых страницах, но быстро переходит к точке зрения врача и определяет то, что он считает болезнью:
В настроении конца века, в тенденциях современного искусства и поэзии, в жизни и поведении людей, пишущих мистические, символические и «декадентские» произведения, и в позиции их почитателей во вкусах и эстетических инстинктах модных людей. обществе, слияние двух четко определенных состояний болезни, с которыми он [врач] хорошо знаком, а именно. дегенерация и истерия , малые стадии которых обозначаются как неврастения .
В книге рассматриваются многочисленные тематические исследования различных художников, писателей и мыслителей ( Оскар Уайльд , Генрик Ибсен , Рихард Вагнер и Фридрих Ницше , и это лишь некоторые из них), но ее основная предпосылка остается в том, что общество и люди сами по себе деградируют, и это вырождение оба отражены в искусстве и находятся под его влиянием. Ханна Арендт в своей книге «Истоки тоталитаризма » описывает французское общество конца XIX века как охватывающее необычные или экзотические типы или личности, такие как преступники, цыгане и турки, а также некоторые другие, которые ранее не считались социально приемлемыми, поэтому позиция Нордау не является приемлемой. изолировано как социальная критика .
Нордау выделяет дегенеративный компонент в современной широко распространенной практике спиритизма во Франции. Он утверждает, что чрезмерная модернизация приводит к возвращению иррационального, включая возобновление интереса к магии . Таким образом, Нордау представляет собой переворот социологических теорий разочарования и рационализации . [ 4 ]
Во времена написания Нордау физические, физиогномические или механические факторы все еще считались причинами психических отклонений и нарушений. [ нужна ссылка ] Среди систем, которые Нордау критикует как дегенеративные и спиритуалистические, есть -Мартена Шарко систематизация гипноза Жана , которая была важным предшественником фрейдистского и юнгианского психоанализа . [ 5 ] Таким образом, он не может предвидеть отказ Фрейда от физиогномики и соответствующий акцент на психологических символах.
Политика
[ редактировать ]Нордау не придумал выражение или идею Entartung , использование которой в немецкоязычных странах в 19 веке неуклонно росло. Книга отражает взгляды на вырождающееся общество, которых придерживались многие люди в Европе того времени, особенно во всей Австро-Венгерской империи . К началу 20-го века идея о том, что общество вырождается и что это вырождение происходит под влиянием искусства, вызвала негативную реакцию, о чем свидетельствует осуждение австрийского художника Эгона Шиле за «распространение порнографии среди несовершеннолетних».
Легитимность этому придала отрасль медицины, называемая психофизиогномикой . Дегенерация была принята как серьезный медицинский термин. Лишь после Зигмунда Фрейда и наступления новой эры психоанализа эта идея стала серьезно оспариваться. Фрейд довольно сухо заметил в своей работе 1905 года « Три эссе по теории сексуальности »: «Вполне можно задаться вопросом, имеет ли приписывание «вырождения» какую-либо ценность или добавляет ли что-нибудь к нашим знаниям». Хотя работа Нордау определенно отражает реакционное направление европейской мысли. [ нужна ссылка ] Он также осуждает рост антисемитизма в конце 19-го века как продукт вырождения.
Европа тогда переживала беспрецедентный технологический прогресс и социальные потрясения. Быстрая индустриализация и сопровождающая ее урбанизация разрушили многие традиционные структуры общества.
Взгляды Нордау во многом больше напоминали взгляды мыслителя 18-го века: вера в разум , прогресс и более традиционные, классические правила, регулирующие искусство и литературу. Иррационализм — чьи работы о нигилизме, «Последнем человеке» и основах христианской морали оставили следы в культуре , и аморальность таких философов, как Фридрих Ницше явно оказавшей влияние на Нордау, — и вопиющий антисемитизм Рихарда Вагнера рассматривались как доказательство Нордау считал, что обществу грозит опасность вернуться в эпоху, предшествовавшую Просвещению .
Редакции и переводы
[ редактировать ]«Дегенерация» была переведена на английский Говардом Фертигом на основе второго немецкого издания текста. [ 6 ] Перевод Фертига был оцифрован и несколько раз переиздан.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нордау, Макс Симон (1896). вырождение . Добро пожаловать в библиотеку. Берлин: К. Дункер.
- ^ Нордау, Макс Саймон (9 февраля 2016 г.). Дегенерация .
- ^ Jump up to: а б с Петерс, Олаф (весна 2016 г.). «Страх и пропаганда: национал-социализм и концепция «дегенеративного искусства» ». Социальные исследования . 83 (1): 39–66. дои : 10.1353/sor.2016.0015 .
- ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 182–5. ISBN 978-0-226-40336-6 .
- ^ Джозефсон-Шторм (2017), с. 184.
- ^ Нордау, Макс (1968). Дегенерация . Перевод Фертига, Ховарда. ISBN 0865274940 .
- «Макс Нордау и его «вырождение»», Введение в Макса Нордау, «Вырождение», xi – xxxiv, Нью-Йорк: Говард Фертиг, 1968.