Распад лжи
« Распад лжи. Наблюдение » — эссе Оскара Уайльда , включенное в его сборник эссе под названием «Намерения» , опубликованный в 1891 году. Это значительно переработанная версия статьи, впервые появившейся в январском номере журнала «Девятнадцатый век» 1889 года .
Уайльд представляет эссе в виде сократического диалога между Вивиан и Сирилом, двумя персонажами, названными в честь его собственных сыновей. [1] Их разговор, хотя и игривый и причудливый, пропагандирует взгляд Уайльда на превосходство эстетизма над реализмом . [2] [3] Вивиан рассказывает Сирилу о написанной им статье под названием «Распад лжи: протест». По мнению Вивиан, упадок лжи «как искусства, науки и социального удовольствия» является причиной упадка современной литературы, которая чрезмерно озабочена представлением фактов и социальной реальности. Он пишет: «Если что-то нельзя сделать, чтобы остановить или хотя бы изменить наше чудовищное поклонение фактам, Искусство станет бесплодным, а красота уйдет с лица земли». Более того, Вивиан отстаивает идею о том, что Жизнь гораздо больше имитирует Искусство, чем наоборот. Природа, утверждает он, является не меньшей имитацией Искусства, чем Жизни. Вивиан также утверждает, что Искусство никогда не является представителем времени или места: скорее, «высшее искусство отвергает бремя человеческого духа [...] Она развивается исключительно по своим собственным линиям. Она не является символом какой-либо эпохи». Таким образом, Вивиан защищает эстетизм и концепцию « искусства ради искусства ». По указанию Сирила Вивиан кратко резюмирует доктрины «новой эстетики» в следующих терминах:
- Искусство никогда не выражает ничего, кроме самого себя.
- Все плохое искусство происходит от возвращения к Жизни и Природе и возведения их в идеалы.
- Жизнь имитирует Искусство гораздо больше, чем Искусство имитирует Жизнь. Отсюда следует, что внешняя Природа также подражает Искусству.
- Ложь, рассказ о прекрасных неправдивых вещах — вот истинная цель Искусства.
Эссе заканчивается тем, что два персонажа выходят на улицу, как Сирил просил Вивиан сделать в начале эссе. Вивиан, наконец, подчиняется, говоря, что «главным назначением» сумеречной природы может быть «иллюстрация цитат поэтов».
Как отмечает Мишель Мендельсон, «в эпоху, когда социология находилась еще в зачаточном состоянии, психология еще не была дисциплиной, а до теории перформативности было еще далеко, эссе Уайльда затронуло глубокую истину о поведении человека в социальных ситуациях». Законы этикета, управляющие приличным обществом, были, по сути, маской. Такт был всего лишь тщательно продуманным искусством управления впечатлением». [1]
См. также
[ редактировать ]- « Об упадке искусства лжи », Марк Твен, 1880 год.
Ссылки
[ редактировать ]- Уайльд, Оскар. Распад лжи в намерениях (1891)
- Эллманн, Ричард, редактор, Художник как критик (Random House, 1969)
- Эллманн, Ричард. Оскар Уайльд (Random House, 1987)
- ^ Jump up to: а б Мендельсон, Мишель (16 октября 2017 г.). «Как жизнь Оскара Уайльда подражает его искусству» . Академические идеи издательства Оксфордского университета для мыслящего мира .
- ^ Галь, Мишель (2014). «Эстетизм». Энциклопедия эстетики . Майкл Келли, Издательство Оксфордского университета (2-е изд.). Оксфорд. стр. 48–56. ISBN 978-0-19-974711-5 . OCLC 890143187 .
Ясно продвигаясь в «Распаде лжи» к теории произведения искусства как отдельной онтологической сферы, Уайльд изложил четыре учения «новой эстетики»: (1) искусство «имеет самостоятельную жизнь, точно так же, как мысль имеет и развивается чисто по-своему»; (2) что «все плохое Искусство происходит от возвращения к Жизни и Природе и возведения их в идеалы»; (3) что «Жизнь имитирует Искусство гораздо больше, чем Искусство имитирует жизнь»; и что «Ложь, рассказ о прекрасных неправдивых вещах являются истинной целью искусства».
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гутер, Эран (2010). Эстетика АЗ . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 5–6. ISBN 978-0-7486-3006-6 . OCLC 703219679 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Распад лжи» в онлайн-литературе
Аудиокнига «Распад лжи», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox