Душа человека при социализме
« Душа человека при социализме » — это эссе Оскара Уайльда , написанное в 1891 году , в котором он излагает либертарианское социалистическое мировоззрение и критикует благотворительность . [1] Написание «Души человека» последовало за обращением Уайльда в анархистскую философию, после чтения им работ Петра Кропоткина . [2]
В «Душе человека» Уайльд утверждает, что при капитализме «большинство людей портят себе жизнь из-за нездорового и преувеличенного альтруизма — более того, вынуждены так ее портить»: вместо того, чтобы реализовать свои истинные таланты, они растрачивают свои силы. время решать социальные проблемы, вызванные капитализмом, не отнимая при этом их общего дела. Таким образом, заботливые люди «серьезно и очень сентиментально берутся за задачу устранения зла, которое они видят в бедности, но их средства не излечивают болезнь: они лишь продлевают ее», потому что, как выразился Уайльд, «правильная цель состоит в том, чтобы попытаться перестроить общество на такой основе, чтобы бедность была невозможна».
Обзор
[ редактировать ]Уайльд не считал доброту или альтруизм сами по себе проблемой; что его беспокоило, так это неправильное применение, которое оставляет без внимания корни проблемы: «альтруистические добродетели действительно препятствовали достижению этой цели. Точно так же, как худшими рабовладельцами были те, кто был добр к своим рабам, и поэтому не позволил ужасу системы осознаться теми, кто пострадал от нее, и понять теми, кто ее созерцал, поэтому при нынешнем положении вещей в Англии люди, которые причиняют больше всего вреда, - это люди, которые пытаются принести больше всего добра». сохраняя при этом систему. [3]
Таким образом, с отменой частной собственности мы получим настоящий, красивый, здоровый индивидуализм. Никто не станет тратить свою жизнь на накопление вещей и символов для вещей. Один будет жить. Жить – это самая редкая вещь на свете. Большинство людей существует, вот и все.
Оскар Уайльд , «Душа человека при социализме», 1891 г.
Глубочайшую озабоченность Уайльда вызывала душа человека; когда он анализировал бедность, ее причины и последствия в «Душе человека при социализме», его беспокоило не просто материальное благополучие бедных, но и то, как общество не позволяет им достичь определенной формы самопонимания и просветление. Он принял Иисуса из Назарета как символ высшего индивидуалиста. [4] Уайльд защищал социализм , который, как он утверждал, «будет иметь ценность просто потому, что он приведет к индивидуализму » и «заменив конкуренцию сотрудничеством, вернет общество в надлежащее состояние полностью здорового организма и обеспечит материальное благополучие для людей». каждого члена общества». [5]
Джульетта Жак отметила, что в эссе не содержится никаких предложений относительно политических действий по установлению социализма: скорее, в нем обсуждается возможная жизнь художников в гипотетическом социалистическом обществе, в котором частная собственность была отменена. [6] Уайльд исследовал политические условия, необходимые для полного саморазвития и преданности искусству, утверждая: «Искусство — это индивидуализм, а индивидуализм — это тревожная и разрушающая сила. В этом заключается его огромная ценность. обычаев, тирании привычек и низведения человека до уровня машины». [5] Он заметил, что в современном викторианском капиталистическом обществе небольшое меньшинство людей, таких как лорд Байрон , Перси Биши Шелли , Роберт Браунинг , Шарль Бодлер и Виктор Гюго, «могло реализовать свою личность более или менее полностью», потому что они имели доступ к частной жизни. богатства и поэтому не имели необходимости заниматься наемным трудом. [6] Он утверждал, что отмена частной собственности приведет к созданию общества, в котором люди будут сосредоточены на личностном росте, а не на накоплении богатства. [3]
Он подчеркивал различие «индивидуального» социализма от «авторитарного» (центрированного правительством) социализма, защищая более либертарианский подход: «Что необходим, так это индивидуализм. Если социализм авторитарный; если существуют правительства, вооруженные экономической властью , поскольку они сейчас у нас политическая власть; если, одним словом, у нас будет промышленная тирания, то последнее состояние человека будет хуже первого».
В социалистическом обществе люди получат возможность реализовать свои таланты; «каждый член общества будет участвовать в общем процветании и счастье общества». Уайльд добавил, что «с другой стороны, социализм сам по себе будет иметь ценность просто потому, что он приведет к индивидуализму », поскольку людям больше не придется бояться бедности или голода. Этот индивидуализм, в свою очередь, защитит от правительств, использующих свою власть над своими гражданами. Однако Уайльд защищал некапиталистический индивидуализм: «конечно, можно сказать, что индивидуализм, порожденный в условиях частной собственности, не всегда и даже, как правило, не является прекрасным или чудесным типом» критика, которая «совершенно верна». ." [3] Таким образом, социализм, в воображении Уайльда, освободил бы людей от ручного труда и позволил бы им посвятить свое время творческим занятиям, развивая тем самым свою душу. В заключение он заявил: «Новый индивидуализм — это новый эллинизм ». [3] Жак утверждал, что критика капитализма Уайльдом в первую очередь сосредоточена на подавлении творчества, а не на обострении неравенства, и что как таковая она является частью направления социалистической мысли, которое можно распространить на социалиста-утописта Шарля Фурье и далее на Ситуационисты . [6]
Уайльд продемонстрировал сильную либертарианскую направленность, как это показано в его стихотворении «Сонет к свободе», а также после прочтения работ анархиста-коммуниста Петра Кропоткина (которого он описал как «человека с душой того прекрасного белого Христа, который, кажется, выходит из Россия" [7] ) он объявил себя анархистом . [8] Кропоткин, в свою очередь, был поклонником творчества Уайльда: в переписке с Робби Россом он писал о «глубочайшем интересе и симпатии» к анархистскому движению к Уайльду и заявлял, что «Душа человека при социализме» включает слова, «достойные того, чтобы их выгравировали». ". [9]
Для историка-анархиста Джорджа Вудкока «цель Уайльда в книге «Душа человека при социализме» — найти общество, наиболее благоприятное для художника... ибо искусство Уайльда — это высшая цель, содержащая в себе просвещение и возрождение, ради которого все остальное в обществе должен быть подчинен... Уайльд представляет анархиста как эстета ». [10] Вудкок назвал это эссе «самым амбициозным вкладом в литературный анархизм 1890-х годов» и обнаружил, что на него главным образом повлияли мысли Уильяма Годвина . [10]
Политический философ Славой Жижек разделяет уайльдовские настроения и интеллектуальное презрение к благотворительности, отмечая, что проблема бедности никогда не будет решена, просто поддерживая бедных людей в живых, цитируя соответствующие отрывки из эссе Уайльда в своих лекциях. [11] и книга. [12]
Издания
[ редактировать ]- Оскар Уайльд, Полное собрание сочинений Оскара Уайльда , 5-е изд. (Лондон: Коллинз, 2003), ISBN 978-0-00-714436-5 , страницы 1174–1197. (Пятое издание представляет собой текущую исправленную версию «Столетнего издания» [четвертого издания] Полного собрания сочинений Коллинза ; впервые в 1999 году Столетнее издание исправило положение довольно длинного абзаца, который был неуместен; абзац неуместен в большинстве современных изданий, выпущенных до 2000 года).
- Оскар Уайльд, Полное собрание сочинений Оскара Уайльда. Том IV: Критика: историческая критика, намерения, душа человека , Жозефина М. Гай, изд. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2007 г.), ISBN 978-0-19-811961-6 , страницы 231-268. издании ОУП (Однако в вариорум- неуместный абзац сохранен в исходном положении).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Самым амбициозным вкладом в литературный анархизм 1890-х годов, несомненно, была книга Оскара Уайльда « Душа человека при социализме» . Уайльд, как мы видели, по крайней мере один раз в 1890-е годы объявлял себя анархистом и очень восхищался Кропоткиным , которого он встретился позже, в «De Profundis» , он описал жизнь Кропоткина как «одну из самых совершенных жизней, с которыми я когда-либо сталкивался в своем собственном опыте» и говорил о нем как о «человеке с душой того прекрасного белого Христа, который, кажется, приближается». из России». Но в «Душе человека при социализме» , вышедшей в 1890 году, влияние Годвина кажется доминирующим». Джордж Вудкок : Анархизм: история либертарианских идей и движений. 1962. (стр. 447)
- ^ «В Англии ирландский поэт и драматург Оскар Уайльд объявил себя анархистом и под вдохновением Кропоткина написал эссе «Душа человека при социализме»» — « Анархизм как движение, 1870–1940 », Британская энциклопедия , 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Душа человека при социализме — Оскар Уайльд» . libcom . 8 сентября 2005 г.
- ^ Киберд (2000:330)
- ^ Jump up to: а б Уайльд, О. Полное собрание сочинений Оскара Уайльда , Коллинз.
- ^ Jump up to: а б с Жак, Джульетта (3 апреля 2021 г.). «Оскар Уайльд был не просто сатириком. Он был социалистом» . Якобинец . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ О. Уайльд (1997) Де Профундис. В: О. Уайльд. Собрание сочинений Оскара Уайльда Уэра, Хартфордшир: Wordsworth Editions Limited, стр.1092.
- ^ Де Профундис , Голландия/Харт-Дэвис, (2000:754)
- ^ Фэллон, Донал (18 февраля 2021 г.). «Радикальная политика Оскара Уайльда» . Трибуна . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Анархизм Джорджа Вудкока : история либертарианских идей и движений. 1962:447)
- ^ Славой Жижек - Сначала как трагедия, затем как фарс на YouTube (27-я минута)
- ↑ Жизнь в последние времена , Славой Жижек, (2010:117)
- «Тюремные сочинения» , Оскар Уайльд , Bloomsbury Academic, 2011, doi : 10.5040/9781474211499.ch-006 , ISBN 978-0-8264-9851-9 , получено 8 ноября 2020 г.
- Уильямс, Кристиан (зима 2011 г.). «Душа человека при… анархизме?» . Новая политика . XIII-2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с душой человека при социализме, на Викискладе?
- Полный текст книги «Душа человека при социализме» в Wikisource.
- Полный текст с Libcom.org в HTML.
- Полный текст основан на издании Артура Л. Хамфриса (1909 г.), доступном в форматах HTML, EPUB, Kindle и TXT] из Project Gutenberg.
- Полный текст основан на авторитетном издании Ричарда Эллмана (1969 г.) (с одним абзацем перемещено согласно Полному собранию сочинений Оскара Уайльда , изд. HarperCollins, 1999 г.), доступен в форматах HTML, PDF и EPUB на сайте Edwardviesel.eu.
- Аудиокнига «Душа человека» , общедоступная, на LibriVox
- Анархистский обзор контекста и значения книги « Душа человека при социализме».