Jump to content

Душа человека при социализме

«Душа человека при социализме». Первая публикация в Fortnightly Review , февраль 1891 г., стр. 292

« Душа человека при социализме » — это эссе Оскара Уайльда , написанное в 1891 году , в котором он излагает либертарианское социалистическое мировоззрение и критикует благотворительность . [1] Написание «Души человека» последовало за обращением Уайльда в анархистскую философию, после чтения им работ Петра Кропоткина . [2]

В «Душе человека» Уайльд утверждает, что при капитализме «большинство людей портят себе жизнь из-за нездорового и преувеличенного альтруизма — более того, вынуждены так ее портить»: вместо того, чтобы реализовать свои истинные таланты, они растрачивают свои силы. время решать социальные проблемы, вызванные капитализмом, не отнимая при этом их общего дела. Таким образом, заботливые люди «серьезно и очень сентиментально берутся за задачу устранения зла, которое они видят в бедности, но их средства не излечивают болезнь: они лишь продлевают ее», потому что, как выразился Уайльд, «правильная цель состоит в том, чтобы попытаться перестроить общество на такой основе, чтобы бедность была невозможна».

Уайльд не считал доброту или альтруизм сами по себе проблемой; что его беспокоило, так это неправильное применение, которое оставляет без внимания корни проблемы: «альтруистические добродетели действительно препятствовали достижению этой цели. Точно так же, как худшими рабовладельцами были те, кто был добр к своим рабам, и поэтому не позволил ужасу системы осознаться теми, кто пострадал от нее, и понять теми, кто ее созерцал, поэтому при нынешнем положении вещей в Англии люди, которые причиняют больше всего вреда, - это люди, которые пытаются принести больше всего добра». сохраняя при этом систему. [3]

Таким образом, с отменой частной собственности мы получим настоящий, красивый, здоровый индивидуализм. Никто не станет тратить свою жизнь на накопление вещей и символов для вещей. Один будет жить. Жить – это самая редкая вещь на свете. Большинство людей существует, вот и все.

Оскар Уайльд , «Душа человека при социализме», 1891 г.

Глубочайшую озабоченность Уайльда вызывала душа человека; когда он анализировал бедность, ее причины и последствия в «Душе человека при социализме», его беспокоило не просто материальное благополучие бедных, но и то, как общество не позволяет им достичь определенной формы самопонимания и просветление. Он принял Иисуса из Назарета как символ высшего индивидуалиста. [4] Уайльд защищал социализм , который, как он утверждал, «будет иметь ценность просто потому, что он приведет к индивидуализму » и «заменив конкуренцию сотрудничеством, вернет общество в надлежащее состояние полностью здорового организма и обеспечит материальное благополучие для людей». каждого члена общества». [5]

Джульетта Жак отметила, что в эссе не содержится никаких предложений относительно политических действий по установлению социализма: скорее, в нем обсуждается возможная жизнь художников в гипотетическом социалистическом обществе, в котором частная собственность была отменена. [6] Уайльд исследовал политические условия, необходимые для полного саморазвития и преданности искусству, утверждая: «Искусство — это индивидуализм, а индивидуализм — это тревожная и разрушающая сила. В этом заключается его огромная ценность. обычаев, тирании привычек и низведения человека до уровня машины». [5] Он заметил, что в современном викторианском капиталистическом обществе небольшое меньшинство людей, таких как лорд Байрон , Перси Биши Шелли , Роберт Браунинг , Шарль Бодлер и Виктор Гюго, «могло реализовать свою личность более или менее полностью», потому что они имели доступ к частной жизни. богатства и поэтому не имели необходимости заниматься наемным трудом. [6] Он утверждал, что отмена частной собственности приведет к созданию общества, в котором люди будут сосредоточены на личностном росте, а не на накоплении богатства. [3]

Книжное издание 1895 года под усеченным названием «Душа человека» , «частное издание» в 50 экземплярах в Chiswick Press, 30 мая 1895 года, через пять дней после осуждения Уайльда за грубую непристойность.

Он подчеркивал различие «индивидуального» социализма от «авторитарного» (центрированного правительством) социализма, защищая более либертарианский подход: «Что необходим, так это индивидуализм. Если социализм авторитарный; если существуют правительства, вооруженные экономической властью , поскольку они сейчас у нас политическая власть; если, одним словом, у нас будет промышленная тирания, то последнее состояние человека будет хуже первого».

В социалистическом обществе люди получат возможность реализовать свои таланты; «каждый член общества будет участвовать в общем процветании и счастье общества». Уайльд добавил, что «с другой стороны, социализм сам по себе будет иметь ценность просто потому, что он приведет к индивидуализму », поскольку людям больше не придется бояться бедности или голода. Этот индивидуализм, в свою очередь, защитит от правительств, использующих свою власть над своими гражданами. Однако Уайльд защищал некапиталистический индивидуализм: «конечно, можно сказать, что индивидуализм, порожденный в условиях частной собственности, не всегда и даже, как правило, не является прекрасным или чудесным типом» критика, которая «совершенно верна». ." [3] Таким образом, социализм, в воображении Уайльда, освободил бы людей от ручного труда и позволил бы им посвятить свое время творческим занятиям, развивая тем самым свою душу. В заключение он заявил: «Новый индивидуализм — это новый эллинизм ». [3] Жак утверждал, что критика капитализма Уайльдом в первую очередь сосредоточена на подавлении творчества, а не на обострении неравенства, и что как таковая она является частью направления социалистической мысли, которое можно распространить на социалиста-утописта Шарля Фурье и далее на Ситуационисты . [6]

Уайльд продемонстрировал сильную либертарианскую направленность, как это показано в его стихотворении «Сонет к свободе», а также после прочтения работ анархиста-коммуниста Петра Кропоткина (которого он описал как «человека с душой того прекрасного белого Христа, который, кажется, выходит из Россия" [7] ) он объявил себя анархистом . [8] Кропоткин, в свою очередь, был поклонником творчества Уайльда: в переписке с Робби Россом он писал о «глубочайшем интересе и симпатии» к анархистскому движению к Уайльду и заявлял, что «Душа человека при социализме» включает слова, «достойные того, чтобы их выгравировали». ". [9]

Для историка-анархиста Джорджа Вудкока «цель Уайльда в книге «Душа человека при социализме» — найти общество, наиболее благоприятное для художника... ибо искусство Уайльда — это высшая цель, содержащая в себе просвещение и возрождение, ради которого все остальное в обществе должен быть подчинен... Уайльд представляет анархиста как эстета ». [10] Вудкок назвал это эссе «самым амбициозным вкладом в литературный анархизм 1890-х годов» и обнаружил, что на него главным образом повлияли мысли Уильяма Годвина . [10]

Политический философ Славой Жижек разделяет уайльдовские настроения и интеллектуальное презрение к благотворительности, отмечая, что проблема бедности никогда не будет решена, просто поддерживая бедных людей в живых, цитируя соответствующие отрывки из эссе Уайльда в своих лекциях. [11] и книга. [12]

  • Оскар Уайльд, Полное собрание сочинений Оскара Уайльда , 5-е изд. (Лондон: Коллинз, 2003), ISBN   978-0-00-714436-5 , страницы 1174–1197. (Пятое издание представляет собой текущую исправленную версию «Столетнего издания» [четвертого издания] Полного собрания сочинений Коллинза ; впервые в 1999 году Столетнее издание исправило положение довольно длинного абзаца, который был неуместен; абзац неуместен в большинстве современных изданий, выпущенных до 2000 года).
  • Оскар Уайльд, Полное собрание сочинений Оскара Уайльда. Том IV: Критика: историческая критика, намерения, душа человека , Жозефина М. Гай, изд. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2007 г.), ISBN   978-0-19-811961-6 , страницы 231-268. издании ОУП (Однако в вариорум- неуместный абзац сохранен в исходном положении).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Самым амбициозным вкладом в литературный анархизм 1890-х годов, несомненно, была книга Оскара Уайльда « Душа человека при социализме» . Уайльд, как мы видели, по крайней мере один раз в 1890-е годы объявлял себя анархистом и очень восхищался Кропоткиным , которого он встретился позже, в «De Profundis» , он описал жизнь Кропоткина как «одну из самых совершенных жизней, с которыми я когда-либо сталкивался в своем собственном опыте» и говорил о нем как о «человеке с душой того прекрасного белого Христа, который, кажется, приближается». из России». Но в «Душе человека при социализме» , вышедшей в 1890 году, влияние Годвина кажется доминирующим». Джордж Вудкок : Анархизм: история либертарианских идей и движений. 1962. (стр. 447)
  2. ^ «В Англии ирландский поэт и драматург Оскар Уайльд объявил себя анархистом и под вдохновением Кропоткина написал эссе «Душа человека при социализме»» — « Анархизм как движение, 1870–1940 », Британская энциклопедия , 2007 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Душа человека при социализме — Оскар Уайльд» . libcom . 8 сентября 2005 г.
  4. ^ Киберд (2000:330)
  5. ^ Jump up to: а б Уайльд, О. Полное собрание сочинений Оскара Уайльда , Коллинз.
  6. ^ Jump up to: а б с Жак, Джульетта (3 апреля 2021 г.). «Оскар Уайльд был не просто сатириком. Он был социалистом» . Якобинец . Проверено 3 апреля 2021 г.
  7. ^ О. Уайльд (1997) Де Профундис. В: О. Уайльд. Собрание сочинений Оскара Уайльда Уэра, Хартфордшир: Wordsworth Editions Limited, стр.1092.
  8. ^ Де Профундис , Голландия/Харт-Дэвис, (2000:754)
  9. ^ Фэллон, Донал (18 февраля 2021 г.). «Радикальная политика Оскара Уайльда» . Трибуна . Проверено 19 февраля 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б Анархизм Джорджа Вудкока : история либертарианских идей и движений. 1962:447)
  11. ^ Славой Жижек - Сначала как трагедия, затем как фарс на YouTube (27-я минута)
  12. Жизнь в последние времена , Славой Жижек, (2010:117)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84a7382b7ab38c6eede395f62b88ac5c__1703943120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/5c/84a7382b7ab38c6eede395f62b88ac5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Soul of Man Under Socialism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)