Эмилия Пардо Базан
Эмилия Пардо Базан Графиня Пардо Базан | |
---|---|
![]() Портрет Хоакина Ваамонде Корниде (1896) | |
Рожденный | Эмилия Пардо Базан и де ла Руа-Фигероа 16 сентября 1851 г. Ла-Корунья , Испания |
Умер | 12 мая 1921 г. Мадрид , Испания | (69 лет)
Занятие | Писатель, автор рассказов, журналист, критик |
Национальность | испанский |
Период | 19 век |
Жанр | Роман |
Литературное движение | Реализм и Натурализм |
Супруг | Хосе Антонио де Кирога и Перес де Деса |
Дети | 3 |
![]() Герб графини Пардо Базан |
Эмилия Пардо Базан и де ла Руа-Фигероа (16 сентября 1851 — 12 мая 1921), графиня Пардо Базан, была испанской писательницей, журналистом, литературным критиком, поэтом, драматургом, переводчиком, редактором и профессором. Она представила множество феминистских идей, а также натурализм и описание реальности, что сделало ее одной из величайших и известных писательниц своей эпохи. Ее идеи о правах женщин на образование также сделали ее видным феминистским деятелем.
Жизнь
[ редактировать ]Детство и образование
[ редактировать ]Эмилия Пардо Базан [ 1 ] родился в богатой дворянской семье в Ла-Корунье , Галисия , Испания. Она была единственным ребенком Хосе Пардо Базана-и-Москера и Амалии де ла Руа Фигероа-и-Сомоса. [ 2 ] Основная резиденция семьи находилась на Руа Табернас, но им также принадлежали еще два дома: один недалеко от Санхенхо , а другой, известный как Пасо-де-Мейрас , расположен на окраине города Садате. Ее отец, веря в интеллектуальное равенство мужчин и женщин, [ 3 ] дал ей лучшее образование, вдохновив ее на всю жизнь любить литературу. [ 4 ] Первые стихи она написала в девять лет. [ 5 ] Эмилия имела доступ к широкому спектру материалов для чтения в библиотеке своего отца, позже заявив, что среди ее любимых были Дон Кихот де ла Манча» , Библия « и « Илиада» . Среди других ранних чтений - «Завоевание Мексики» Антонио де Солиса. [ 6 ] и «Параллельные жизни Плутарха » .
Она была очарована книгами о Французской революции . Ее семья проводила зиму в Мадриде, где Эмилия посещала французскую школу, спонсируемую королевской семьей. [ 4 ] и где она познакомилась с творчеством Лафонтена и Жана Расина . Ее частые визиты во Францию окажутся особенно полезными в ее дальнейшей жизни, поскольку помогут ей связаться с литературным миром Европы и познакомиться с такими важными авторами, как Виктор Гюго . Когда ей было двенадцать, ее семья решила прекратить зимние поездки в Мадрид и остановилась в Ла-Корунье, где она училась у частных репетиторов. Она отказалась следовать правилам, которые ограничивали женщин изучением музыки и домоводства. Она получила формальное образование по всем предметам с упором на гуманитарные науки и языки. Она свободно говорила на французском, английском и немецком языках. Ей не разрешили поступить в колледж. Женщинам было запрещено изучать науку и философию, но она познакомилась с этими предметами, читая и общаясь с друзьями своего отца. [ 3 ]
Брак и литературная карьера
[ редактировать ]В возрасте шестнадцати лет Эмилия вышла замуж за дона Хосе Антонио де Кирога-и-Переса де Деса, деревенского джентльмена, которому самому было всего восемнадцать, но он все еще был студентом юридического факультета. В следующем, 1868 году, разразилась Славная революция , приведшая к свержению королевы Изабеллы II и пробудившая в Эмилии интерес к политике. Считается, что она принимала активное участие в подпольной кампании против Амадео I в Испании , а затем и против республики .
В 1876 году она выиграла литературную премию, предложенную муниципалитетом Овьедо , за эссе под названием «Estudio crítico de las obras del papre Feijoo» ( «Критический очерк о произведениях отца Фейхоо» ), предметом которого был монах -бенедиктинец . Эмилия Пардо Базан всегда восхищалась Фейжу, галисийским интеллектуалом восемнадцатого века, возможно, из-за его авантюрного феминизма . В том же году она также опубликовала свой первый сборник стихов под названием «Хайме» в честь своего новорожденного сына. За этим последовала серия статей в La Ciencia cristiana , высокоортодоксальном римско-католическом журнале под редакцией Хуана Орти-и-Лара. [ 7 ]
Ее первый роман «Паскуаль Лопес: автобиография де un estudiante de medicina» ( Pascual López: Autobiography of a Medical Student ), вышедший в 1879 году, был написан в реалистическом, романтическом стиле. Ее воодушевил успех, и два года спустя она опубликовала «Un viaje de novios» ( «Медовый месяц» ), в которой можно наблюдать зарождающийся интерес к французскому натурализму, вызвав в то время нечто вроде сенсации. Этому способствовало появление «Трибуны» (1883), на которую в большей степени повлияли идеи Эмиля Золя и которую многие считают первым испанским романом-натуралистом. Ее ответ на возмущение критиков был опубликован в 1884 году под названием La cuestión palpitante ( «Критический вопрос »). [ 7 ] Ее муж не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы выдержать последовавший социальный скандал, вызванный женщиной, осмелившейся высказать свое мнение по таким вопросам, и два года спустя пара начала мирное расставание: Эмилия жила со своими детьми, а ее муж поселился в замке . Санта-Крус- ин-Ла-Корунья, который он приобрел на аукционе. И только после их расставания ее отношения с писателем Гальдосом переросли в полноценный интимный роман, который оказался долговечным. [ 8 ]
В 1885 году была опубликована книга « Эль Сисне де Виламорта» ( «Лебедь из Виламорты» ), в которой натуралистические сцены более многочисленны и выражены, чем в любой из ее предыдущих работ, хотя автора обвиняли в уклонении от логического применения ее теорий. вставив романтический и неуместный финал. Вероятно, лучшее из произведений Эмилии Пардо Базан воплощено в книге Los pazos de Ulloa ( «Дом Уллоа »), опубликованной в 1886 году. [ 9 ] в котором рассказывается о впадении в упадок аристократической семьи, примечательной как героями Нуча и Хулианом, так и такими персонажами, как политические браво, Барбакана и Трампета. И все же, пожалуй, его самое непреходящее достоинство заключается в изображении деревенской жизни, поэтической реализации галицких пейзажей, изображенных в тщательно продуманном, красочном стиле. Продолжение под знаменательным названием La madre naturaleza ( «Мать-природа» ), опубликованное в 1887 году, ознаменовало дальнейшее продвижение на пути натурализма, и с этого момента Пардо Базан был повсеместно признан одним из главных представителей нового натуралистического движения в Испании. роль, подтвержденная публикацией романов «Insolación» ( «Солнечный удар» ) и «Morriña» ( «Тоска по дому ») в 1889 году. В этом году ее репутация писательницы достигла своего апогея. самая высокая точка. [ 7 ]
В последние годы писательской деятельности Эмилия Пардо Базан написала множество эссе и читала лекции в известных учреждениях. Она также начала вмешиваться в политическую журналистику, а также бороться за право женщин на социальную и интеллектуальную эмансипацию. Таким образом, примерно в 1890 году ее творчество развилось в сторону большего символизма и спиритуализма.
В 1905 году она опубликовала пьесу под названием «Вердад» ( «Правда» ), более известную своей смелостью, чем драматизмом. [ 7 ] Ее последний роман, Dulce Dueño (« Милый мастер »), был опубликован в 1911 году, но она продолжала писать рассказы, такие как «El revolver» (« Револьвер »), опубликовав более 600 рассказов за свою карьеру. [ 10 ]
Поддержка прав женщин
[ редактировать ]Пардо Базан была знаменосцем прав женщин и посвятила их защите как свое литературное творчество, так и свою жизнь. Во всех своих работах она воплощала свои идеи о модернизации испанского общества, о необходимости женского образования и о доступе женщин ко всем правам и возможностям, которыми уже пользовались мужчины.
В 1882 году она участвовала в конференции, организованной Свободным учебным заведением, и открыто критиковала образование, полученное испанскими женщинами, в котором неустанно пропагандировались такие ценности, как пассивность, послушание и подчинение своим мужьям.
Несмотря на явный сексизм в интеллектуальных кругах своего времени, Эмилия Пардо Базан стала первой женщиной, заведовавшей литературным отделом Атенео Мадрида в 1906 году, и первой, занявшей кафедру неолатинской литературы в Центральном университете. Мадридский университет (прежнее название Мадридского университета Комплутенсе ). Она унаследовала титул графини после смерти отца в 1908 году и в 1910 году была назначена членом Совета народного просвещения. В 1921 году она была назначена в Сенат , но официально так и не заняла свое место. К ее большому разочарованию, ей неоднократно отказывали в месте в Испанской королевской академии исключительно на основании ее пола. [ 11 ] Она умерла в Мадриде в 1921 году.
Расовый детерминизм
[ редактировать ]По словам Брайана Дж. Дендла , ее натурализм частично основан на теориях расового наследия и атавизма конца XIX века. [ 12 ] Она хорошо разбиралась в расовых теориях, примененных в криминологии Чезаре Ломброзо . [ 13 ] Обладая католической идеологической матрицей, близкой к Pidal y Mon , она, тем не менее, придерживалась расистских взглядов. [ 14 ] Она придерживалась антисемитских идей, вплоть до унижения евреев-сефардов и ашкенази. [ 15 ] Она пыталась оправдать антисемитизм в 1899 году в контексте дела Дрейфуса на страницах La Ilustración Artística : «Дело Дрейфуса — это не что иное, как эпизод светской борьбы, которая залила средневековье кровью на улицах Валенсии и Толедо [ ...] Крестовый поход против Дрейфуса можно объяснить, и, поскольку его можно объяснить, он может быть частично оправдан». [ 16 ]
Кулинарный писатель
[ редактировать ]Увлекаясь гастрономией , в 1905 году Пардо Базан представила пролог «Практическая кухня» («Практическая кухня») своего друга Мануэля Пурга-и-Парга , также известного как Пикадилло . [ 17 ] Позже она написала свои собственные кулинарные произведения, такие как La cocina española antigua (1913). [ 17 ] Ее считают одним из кулинарных писателей и гастрономов, которые присоединились к инициативе по продвижению идеи современной испанской национальной кухни в начале 20 века, которую испанцы признали своей собственной. [ 18 ]
Переводы на английский язык
[ редактировать ]- Дом Уллоа , перевод Пола О'Прея, Penguin Books, 1990.
- Мать-природа , перевод Уолтера Боренштейна, Bucknell University Press, 2010 г.
- Народная трибуна , перевод Уолтера Боренштейна, Bucknell University Press, 1999 г.
- Белая лошадь и другие истории , перевод Роберта М. Федорчека, Bucknell University Press, 1993 г.
- Порванное кружево и другие истории , перевод Марии Кристины Урруэлы, Американская ассоциация современного языка, 1997 г.
- Дубль шестой: шесть испанских писательниц , отредактированный и переведенный Кэтрин Филлипс-Майлз и Саймоном Дифхолтсом, Dedalus Books, 2022: содержит подборку рассказов Эмилии Пардо Базан в английском переводе, не включенных в предыдущие антологии.
Дань
[ редактировать ]Статуя, посвященная Пардо Базану, была открыта в Мадриде 24 июня 1926 года. [ 19 ] Она также появилась на почтовых отправлениях Испании , в частности на марке номиналом 15 песет, выпущенной в 1972 году. [ 20 ]
16 сентября 2017 года Google отпраздновала свое 166-летие дудлом Google . [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Ее полное имя было Эмилия Антония Сокорро Хосефа Амалия Висента Эуфемия Пардо Базан и де ла Руа Фигероа, II Папская графиня Пардо-Басан и I графиня Башни Села. См. Хосе-Доминго Валес Виа, «Донья Эмилия Пардо-Басан и ее эфемерный дворянский титул». Бригантино Ежегодник , 2005, № 28, стр. 265-276. ISSN 1130-7625
- ^ «Сегодня в письме: 16 сентября — день рождения Эмилии Пардо Базан — надежный рассказчик» . thereliablenarrator.com . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Альберди, Инес (2013). Жизнь Эмилии Пардо Базан . Редакторы ЭИЛА. ISBN 978-84-940316-8-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Гонсалес Мехия, Марта (2007). Пролог к «Буколике» . Тряпичный язык. пп. XI. ISBN 978-84-89618-33-6 .
- ^ Фернандес Кубас, Кристина (2001). Эмилия Пардо Базан . Издания Омега. п. 15. ISBN 84-282-1240-6 .
- ^ Антонио де Солис; Томас Таунсенд (1738 г.). История завоевания Мексики испанцами . История завоевания Мексики.Английский.1738г. Лондон.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фицморис-Келли, 1911 год .
- ^ Кармен Браво-Вильясанте. «Неопубликованные аспекты Эмилии Пардо Базан (Epistolario con Galdós)» (PDF) .
- ^ «Рецензия на книгу Эмилии Пардо Базан «Сын порабощенной» в переводе Этель Харриет Хирн; перевод Los Pazos de Ulloa , но без «Apuntes Autobiográficos» (92 страницы в оригинальном испанском языке)» . Атенеум (4174): 514. 26 октября 1907 г.
- ^ «Дом-музей Эмилии Пардо Базан» . Архивировано из оригинала 14 января 2019 года . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Фернандес Кубас, Кристина (2001). Эмилия Пардо Базан . Издания Омега. п. 51. ИСБН 84-282-1240-6 .
- ^ Дендл 1970 , с. 17.
- ^ Дендл 1970 , стр. 18–19.
- ^ Дендл 1970 , с. 17–31; Альварес Чиллинг, 2002 , стр. 107-1. 227–228; Рерманн 2007 , с. 219–220.
- ^ Рерманн 2007 , стр. 219–220.
- ^ Пардо Базан 1899 , с. 426 «Дело Дрейфуса [является] не чем иным, как эпизодом светской борьбы, которая окровавляла улицы Валенсии и Толедо в средние века» [...] «Крестовый поход против Дрейфуса объяснен, и когда он объяснен, он остается наполовину оправданным »; ср. Геренья 2003 , с. 360
- ^ Перейти обратно: а б Фернандес Сантандер, Карлос (2005). «Рецепты доньи Эмилии» . The Tribune: Кадернос-да-Каса-музей Эмилии Пардо Базан . 3 .
- ^ Агиррегойтия-Мартинес, Эноа; Фернандес-Поятос, Мª Долорес (2017). «Зарождение современной гастрономии в Испании (1900-1936)» . Цифровой журнал «Культура и история» . 6 (2): 019. doi : 10.3989/chdj.2017.019 . hdl : 10045/71778 . ISSN 2253-797X .
- ^ Монтеро Падилья, Хосе (14 июня 2006 г.). «Эмилия Пардо Базан в своей статуе» . Уголок . Мадрид: Виртуальный центр Сервантеса . ISSN 1885-5008 .
- ^ «ИСПАНИЯ – ОКОЛО 1972 ГОДА: На марке, напечатанной в Испании, изображена Эмилия Пардо Базан» . Алами . 27 мая 2022 г.
- ^ «166 лет со дня рождения Эмилии Пардо Базан» . Google. 16 сентября 2017 г.
- Библиография
- Альварес Чильида, Гонсало (2002). Антисемитизм в Испании: образ еврея, 1812-2002 гг . Мадрид: исторические издания Marcial Pons. ISBN 84-95379-44-9 .
- Дендл, Брайан Дж. (1970). «Расовые теории Эмилии Пардо Базан». Испаноязычный обзор . 38 (1). Издательство Пенсильванского университета : 17–31. дои : 10.2307/472020 . ISSN 0018-2176 . JSTOR 472020 .
- Геренья, Жан-Луи (2003). « Даже если бы он был невиновен...» «Дело» Дрейфуса и антисемитизм в испанском кризисе конца века». В Жоан и Тус, Пере (ред.). Оливковое дерево и меч: Исследования антисемитизма в Испании (16-20 вв.) . Румынская иудаика. Том 6. Тюбинген: Max Niemeyer Verlag GmbH. стр. 341–362. дои : 10.1515/9783110922158.341 . ISBN 3-484-57006-7 . ISSN 1435-098X .
- Пардо Базан, Эмилия (3 июля 1899 г.). «Из Европы» . Художественная иллюстрация . XVIII (914). Барселона: 426. ISSN 1889-853X .
- Рерманн, Норберт (2007). «Синдром Золушки: мавры и евреи в испанской литературе XIX и XX веков». В Альваресе Чильида, Гонсало ; Искьердо Бенито, Рикардо (ред.). Антисемитизм в Испании . Куэнка: Издания Университета Кастильи-Ла-Манчи . стр. 207–236. ISBN 978-84-8427-471-1 .
- БУРДИЕЛЬ, Изабель (2019). Эмилия Пардо Базан . Барселона, Телец.
- свободном доступе : Фицморис-Келли, Джеймс (1911). « Пардо Базан, Эмилия ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 801. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Пардо Базан, Эмилия. Полное собрание сочинений: (рассказы). XI, Разрозненные сказки, I (1865–1910) . Под редакцией Хосе Мануэля Гонсалеса Эррана. Мадрид: Фонд Хосе Антонио де Кастро, 2011.
- Виргилло, Кармело и др. Подходы к изучению латиноамериканской литературы . Нью-Йорк: МакГроу Хилл, 2004.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Эмилии Пардо Базан в Project Gutenberg
- Работы Эмилии Пардо Базан или о ней в Интернет-архиве
- Работы Эмилии Пардо Базан в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Биография и список работ (испанский язык)
- Сайт, посвященный Эмилии Пардо Базан, в Виртуальной библиотеке Сервантеса (испанский язык)
- Оцифрованные работы Эмилии Пардо Базан в Biblioteca Digital Hispánica Национальной библиотеки Испании.
- 1851 рождений
- 1921 смертей
- Люди из Ла-Коруньи
- Испанские женщины-писатели
- Писатели из Галисии (Испания)
- Владельцы испанских салонов
- Испанские писательницы-феминистки
- Женщины-писатели из Галисии (Испания)
- Испанские женщины-писатели
- Испанские женщины-журналисты
- Испанские эссеисты
- Испанские женщины-эссеисты
- Антисемитизм в Испании
- Испанские суфражистки
- Испанские гурманы