Пелагий Кордовский
Пелагий Кордовский | |
---|---|
![]() Мученик святого Пелагия Кордовского, выгравированный Яном Луйкеном на Зеркале мучеников. | |
Мученик | |
Рожденный | в. 912 Кресенте , Королевство Галисия |
Умер | 926 Кордова |
Почитается в | Римско-католическая церковь , Восточная православная церковь |
Главный храм | Овьедо |
Праздник | 26 июня |
Покровительство | брошенные люди, жертвы пыток, Кастро Урдиалес, Испания |
Пелагий Кордовский (ок. 912–926) (по-испански Сан-Пелайо Мартир ) был христианским мальчиком, мученически умершим в Кордове на юге Испании около 926 года нашей эры.
Повествование
[ редактировать ]Есть три рассказа о Пелагии. Самая ранняя книга «Мученичество/Страсти святого Пелагия» была написана неким Рагуилом, священником из Кордовы. [ 1 ] Второй — это рассказ, пересказанный в стихах Хроцвитой из Гандерсхайма ; и третья — мосарабская литургия примерно 967 года, когда его тело было обнаружено и доставлено в Толедо (его мощи позже были перенесены в собор Овьедо ). [ 2 ]
Пелагиус был оставлен своим дядей в возрасте десяти лет в качестве заложника у халифа Абд-ар-Рахмана III Аль -Андалуса в обмен на родственника-священнослужителя, ранее захваченного маврами , епископа Гермойгия. Обмен так и не состоялся, и Пелагиус оставался в плену три года. По свидетельствам других заключенных, его мужество и вера были таковы, что халиф произвел на него впечатление, когда ему исполнилось 13 лет. Халиф предложил ему свободу, если Пелагиус примет ислам . Мальчик, оставаясь благочестивым христианином, отказался от предложения халифа.
Оригинальная история повествует о том, как красота мальчика подвергла его гомосексуальному желанию халифа. [ 3 ] Акцент на его красоте раннехристианскими хорами предполагает осознание со стороны самих христиан опасности подобных притяжений. [ 4 ] и побудил современных наблюдателей заметить: «Эта литургия... так же пристально фокусируется на красоте Пелагия, как и халиф». [ 5 ]

Его красота была такова, что халиф влюбился в него, когда ему исполнилось 13 лет. Мальчик, оставаясь благочестивым христианином, отказался от ухаживаний халифа, ударив монарха и оскорбив его. В ярости Абд-ар-Рахман подверг мальчика пыткам в течение шести часов, а затем расчленил его. [ 6 ] По другим сведениям, в него стреляли из катапульты над городскими стенами, при этом халиф ожидал, что его тело разобьется о камни реки. Когда Пелагий вышел из этого сурового приговора невредимым, его обезглавили. Различные источники подтверждают его отказ выполнить пожелания халифа. [ 7 ]
Позже Пелагий был провозглашен христианским мучеником и канонизирован как «Святой Пелагий». Его наблюдение отмечается 26 июня. [ 8 ] Считается, что культ святого Пелагия на протяжении веков давал духовную энергию Реконкисте ( христианскому завоеванию Испании) и рассматривается некоторыми современными учеными как часть модели изображения исламской морали как низшей по сравнению с другими моральными кодексами. [ 9 ] [ 10 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Джеффри А. Боуман говорит, что «Мученичество святого Пелагия» не только демонстрирует монастырскую атаку на мусульманскую мораль, но и изображает героя, который отказывается ассимилироваться. В то время, когда христианское меньшинство пыталось сохранить свою идентичность и традиции, его члены все больше соблазнялись более доминирующей культурой. Кордова была богатым и изысканным городом со множеством прекрасных домов, библиотек и бань. [ 11 ] «Как писал Рагуэль, христиане в Аль-Андалусе все чаще обращались в ислам. Христианские лидеры жаловались, что молодые христиане больше заинтересованы в изучении арабского языка, чем латыни». [ 1 ]
Лиза Уэстон находит аналогичную тему в стихотворении Хроцвиты. «Созданное внутри культового сообщества и служащее его потребностям, [] агиографическое повествование представляет собой переговоры о законных и незаконных желаниях и последующее формирование границ между «нами» (сообществом святого) и «ними» (преследователями и другими неверующие) на текстовом теле святого». [ 12 ] Поэт сожалеет о растворении одного в другом. [ 2 ] Пелагиус отвергает прикосновение Абд-ар-Рахмана, говоря: «Неправильно, что человек, очищенный крещением Христовым, подвергает свою целомудренную шею варварским объятиям, а поклонник Христа, помазанный священным миром, не должен принимать поцелуй». такого развратного раба демонов».
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Боуман, Джеффри А. (2001). «Рагуил, Мученичество святого Пелагия» . В Томасе Ф. Хэде (ред.). Средневековая агиография: Антология . Психология Пресс. ISBN 9780415937535 .
- ^ Перейти обратно: а б Фиерро, Марибель . «Заложники и опасности культурных контактов», KOHEPOCU, Европейский исследовательский совет, 2014 г.
- ^ Луис, Кромптон (2006). Гомосексуализм и цивилизация (Издание First Harvard University Press в мягкой обложке). Кембридж, Массачусетс. ISBN 9780674022331 . OCLC 727025329 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гюрланда, Пол (1998). «Изобретение содомии в христианском богословии» . Найдите статьи.
- ^ «Ганимед/Сын Гетрона: средневековое монашество и драма однополого желания» В.А. Кольве в Speculum, Vol. 73, № 4 (октябрь 1998 г.), стр. 1014–67.
- ^ Марк Д. Джордан, Изобретение содомии в христианском богословии, Чикаго, 1997; стр. 10–28.
- ^ Сара Салих: Версии девственности в Европе позднего средневековья: Вудбридж: DS Brewer: 2002.
- ^ «Мартиролог Священного ордена братьев-проповедников» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2006 г.
- ^ Уолтер Эндрюс и Мехмет Калпаклы, Эпоха возлюбленных, Duke University Press, 2005; п. 2.
- ^ Грег Хатчеон «Содомитский мавр: странность в повествовании о Реконкисте» в Глене Бургере и Стивене Крюгере (ред.) Квиринг Средневековья : Миннеаполис: University of Minnesota Press: 2001.
- ^ Хилленбранд, Роберт. «Украшение мира: Средневековая Кордова как культурный центр», «Наследие мусульманской Испании » , (Сальма Хадра Джайюси, изд.), Лейден, стр. 119
- ^ Уэстон, Лиза. «Сарацин и мученик: принятие иностранца в «Пелагии» Хротвита», Встреча с иностранцем в средние века (Альбрехт Классен, редактор) Psychology Press, 2002, ISBN 9780415930024 , с. 1
Библиография: историческая справка
[ редактировать ]- Джессика Куп: Мученики Кордовы: конфликт между сообществом и семьей в эпоху массового обращения: Линкольн: University of Nebraska Press: 1995: ISBN 0-8032-1471-5 .
- Кеннет Вольф : Христианские мученики в мусульманской Испании : Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 1988: ISBN 0-521-34416-6 .
- Марк Д. Джордан, «Изобретение содомии в христианской теологии», Чикаго, 1997; стр. 10–28