Синагога Санта-Мария-ла-Бланка
Святая Мария Белая | |
---|---|
![]() Интерьер Санта-Мария-ла-Бланка. | |
Религия | |
Принадлежность | иудаизм |
Обряд | сефардский |
Статус | Музей |
Расположение | |
Расположение | Толедо , Испания |
Географические координаты | 39 ° 51'25 "с.ш. 4 ° 1'49" з.д. / 39,85694 ° с.ш. 4,03028 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | Синагога |
Стиль | мавританский |
Завершенный | 1180 |
Синагога Святой Марии Белой ( испанский : Синагога Святой Марии Белой , букв. «Синагога Святой Марии Белой») или Синагога Ибн Шошана . [ 1 ] [ 2 ] — музей и бывшая синагога в Толедо, Испания . Построенная в конце двенадцатого или начале тринадцатого века, она, бесспорно, считается синагоги в Европе. старейшим сохранившимся зданием [ нужна ссылка ] В начале 15 века здание было преобразовано в католическую церковь.
Синагога расположена в бывшем еврейском квартале города между монастырем Сан-Хуан-де-лос-Рейес и синагогой Эль-Трансито . Это одна из трех сохранившихся синагог, построенных евреями в мудехарском или мавританском стиле под властью христианского королевства Кастилия . [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Точное происхождение и первоначальные характеристики синагоги установить сложно. Свидетельства указывают на дату строительства где-то в конце двенадцатого или начале тринадцатого века нашей эры. Подтверждением этой датировки является архитектурный стиль сооружения, который близок к стилю памятников Альмохадов двенадцатого века, таких как мечеть Тинмал (1149 г.) и мечеть Кутубия (1147 г.). [ 5 ] [ 3 ]
Согласно общепринятому мнению, она была построена где-то около 1205 года, поскольку в документах того времени упоминается «новая», большая синагога, расположенная в Толедо. [ 5 ] [ 3 ] [ 6 ] Другая теория возникает из деревянной таблички, найденной в этом районе, на которой описывается новое строение, в котором говорится: «Ее руины были подняты в 4940 году» [1180 г. н.э.]. [ 5 ] Если эта надпись действительно относится к синагоге Санта-Мария-ла-Бланка, то синагога на самом деле может представлять собой реконструкцию существующего здания или новое здание, расположенное на том же участке, что и снесенное. [ 5 ] Одна из гипотез, которая была выдвинута для объяснения планировки синагоги, заключается в том, что она могла быть взята из существовавшей ранее мечети, расположенной на том же месте. [ 5 ] [ 7 ] Еще одно бывшее здание синагоги в Сеговии (разрушено после пожара 1899 г.) [ 3 ] имели очень похожую планировку, что позволяет предположить, что когда-то в этом регионе существовало больше синагог этого типа. [ 7 ]
Некоторые историки, такие как Леопольдо Торрес Бальбас , отмечают сходство между штукатурными работами в приделах Санта-Мария-ла-Бланка и монастырем Лас-Уэльгас-де-Бургос , датируемым более поздней датой, около 1275 года. [ 5 ] Однако, по мнению Кэрол Херсель Крински , масштаб и пропорции орнамента, чистый холст, на котором расположен орнамент, а также способ использования света в пространстве - все это больше соответствует мечетям двенадцатого века и таким образом, с более ранней датой строительства. [ 5 ]
Также несколько неясно, кто мог быть покровителем первоначальной синагоги, хотя есть некоторые свидетельства того, что первоначальным покровителем был Иосиф бен Меир бен Шошан или Юсеф Абенксуксен. Джозеф был сыном министра финансов короля Кастилии Альфонсо VIII , и после его смерти в 1205 году в его эпитафии упоминается, что он построил синагогу. [ 5 ] Некоторые теории предполагают, что Джозеф восстановил синагогу после погрома евреев в Толедо. Это может быть причиной неправильной планировки здания и снова указывает на постройку конца двенадцатого века. [ 5 ]
Обращение в церковь
[ редактировать ]
В результате погромов 1391 года и антиеврейских проповедей Висенте Феррера синагога была разграблена, а затем присвоена католической церковью. [ 8 ] Официально он был освящен как церковь в начале 15 века, хотя источники указывают точный год по-разному: некоторые называют 1401 год, [ 9 ] 1405, [ 10 ] [ 5 ] 1410, [ 11 ] или 1411. [ 5 ] [ 8 ] Церковь была передана ордену Калатравы . [ 11 ] Его нынешнее название, Санта-Мария-ла-Бланка («Святая Мария Белая»), датируется этим временем и происходит от изображения Марии , хранившегося внутри. [ 9 ] Между 1550 и 1556 годами к задней части здания были добавлены три небольшие апсиды , служившие часовнями, которые видны до сих пор. Они выполнены в стиле Ренессанса и приписываются Алонсо де Коваррубиасу . [ 11 ] [ 9 ]
Позже здание использовалось как военная казарма , склад и танцевальный зал. [ 10 ] В конечном итоге здание было объявлено национальным мемориалом и восстановлено в 1856 году. В 1929 году правительство вернуло Санта-Марию-ла-Бланку под опеку архиепархии через местный приход. [ нужна ссылка ] Сегодня это музей и туристическая достопримечательность. [ 10 ] [ 11 ]
Архитектура
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Синагога представляет собой сооружение в стиле мудехар , созданное мавританскими архитекторами для неисламских целей. Но его также можно считать одним из лучших примеров архитектуры Альмохадов из-за его строительных элементов и стиля. Простые белые внутренние стены, а также использование кирпича и колонн вместо колонн являются характерными чертами архитектуры Альмохадов. [ 12 ] Есть нюансы и в ее архитектурной классификации: хотя она была построена как синагога, гипостильный зал и отсутствие женской галереи приближают ее по своему характеру к мечети . Хотя сегодня здесь нет женской галереи, архитектор начала двадцатого века предположил, что когда-то она там была. [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Синагога Санта-Мария-ла-Бланка была совершенно необычной как по плану, так и по высоте. План этажа представляет собой неправильный четырехугольник, разделенный на пять нефов, причем проход центрального нефа немного больше остальных четырех. Пространство имеет длину от 26 до 28 метров и ширину от 19 до 23 метров. Интерьер представляет собой серию аркад, поддерживаемых сетью из двадцати четырех восьмиугольных опор и восьми задействованных опор . Эти восьмиугольные опоры выравнивают центральный проход синагоги и поддерживают большую аркаду подковообразных арок наверху. Арки опираются на замысловатые капители с тонко вырезанными сосновыми шишками и другими растительными изображениями. Эти капители выполнены в стиле мудехар и заимствованы из классических, коринфских предшественников, а также византийских концепций. [ 14 ]
Здание окружено внутренним двором. Этот двор служил местом сбора людей до и после молебнов, а также располагал различными общественными учреждениями. Резиденция раввина, ритуальная баня, учебный зал и другие объекты, в которые община, возможно, вложила средства, были построены в этом дворе, чтобы дать еврейской общине центральное место для заботы о своих духовных потребностях. [ 15 ]
- Другие архитектурные детали
-
Потолок и верхние стены арок
-
Мотив гребешка в одной из апсид эпохи Возрождения.
-
Напольная мозаика
Просьба о возвращении в иудаизм
[ редактировать ]В 2013 году еврейская община Толедо обратилась к римско-католическому Толедо архиепископу Браулио Родригесу Пласа с просьбой передать им право собственности и опеку над зданием. [ 16 ] Архиепископ дважды встречался с Исааком Керубом, президентом Федерации еврейских общин Испании, который сказал, что сегодня в Толедо нет еврейской общины, но что федерация не стремится вернуть Санта-Мария-ла-Бланка в качестве места поклонения, а является «символическим местом поклонения». жест". [ 17 ] Обжалования в судебном порядке нет, поскольку современная еврейская община не является прямым потомком первоначальных владельцев. [ 18 ] Здание, третий по посещаемости исторический памятник Толедо, в настоящее время является музеем и не используется для каких-либо религиозных церемоний. С 2013 года архиепархия потратила почти 800 000 евро (685 000 фунтов стерлингов) на сохранение здания. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Архитектура синагоги
- Мудехарская архитектура
- Другие хорошо сохранившиеся синагоги, существовавшие до изгнания, в Хихаре , Кордове , Барселоне и Томаре.
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Куман-Аппель, Катрин (2004). Еврейское книжное искусство между исламом и христианством: украшение еврейских Библий в средневековой Испании . Брилл. ISBN 978-90-04-13789-9 .
- ^ Хурихейн, Колум, изд. (2012). «Еврейская архитектура» . Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-539536-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Манн, Вивиан Б. (2019). «Синагоги Испании и Португалии в средние века». В Fine, Стивен (ред.). Еврейская религиозная архитектура: от библейского Израиля к современному иудаизму . Брилл. стр. 151–168. дои : 10.1163/9789004370098_010 . ISBN 978-90-04-37009-8 . S2CID 210627440 .
- ^ Муньос-Гарридо, Даниэль (2017). «Распространенность исламского искусства среди евреев христианской Иберии: две кастильские синагоги четырнадцатого века в андалузской одежде» . В Гарипуре, Мохаммед (ред.). Синагоги в исламском мире: архитектура, дизайн и идентичность . Издательство Эдинбургского университета. п. 127. ИСБН 9781474468435 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кринский, Кэрол Херсель (1996) [1985]. Синагоги Европы: архитектура, история, значение . Дуврские публикации. стр. 331–335. ISBN 978-0-486-29078-2 .
- ^ Розен, Аарон; Таббаа, Ясир (2016). Мери, Йозеф (ред.). Справочник Рутледжа по мусульманско-еврейским отношениям . Рутледж. п. 462. ИСБН 978-1-317-38321-5 .
- ^ Jump up to: а б Манн, Вивиан Б. (2017). «Украшение синагог в сефардской диаспоре: роль традиции» . В Гарипуре, Мохаммед (ред.). Синагоги в исламском мире: архитектура, дизайн и идентичность . Издательство Эдинбургского университета. стр. 212–214. ISBN 9781474468435 .
- ^ Jump up to: а б Саймон, Шерри (2019). Сайты перевода: практическое руководство . Рутледж. п. 49.
- ^ Jump up to: а б с Франко, Анжела. «Синагога Санта-Мария-ла-Бланка» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Стром, Йель (1992). Изгнание евреев: пятьсот лет исхода . Книги СП. п. 166. ИСБН 978-1-56171-081-2 .
- ^ Jump up to: а б с д «Кантара – Синагога Святой Марии Белой » www.qantara-med.org . Получено 1 марта 2022 г.
- ^ Доддс, Джеррилин; Манн, Вивиан и Глик, Томас, ред. Конвивенсия: евреи, мусульмане и христиане в средневековой Испании (Нью-Йорк: Г. Бразиллер совместно с Еврейским музеем, 1992)
- ^ Чекелиус, Д. «Древние синагоги Испании» Arquitectura 12, вып. 150 (октябрь 1931 г.)
- ^ Маркман, Сидни Дэвид, Остатки евреев в Испании: странствия по затерянному миру (Меса, Аризона; Scribe Publishers, 2003)
- ^ Меир, Бен-Дов (2009). Золотой век: синагоги Испании в истории и архитектуре (1-е изд.). Иерусалим: Урим. ISBN 978-9655240184 . OCLC 294885916 .
- ^ «Испанские евреи просят католиков вернуть древнюю синагогу» . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс, Сэм. «Призыв вернуть бывшую синагогу Толедо еврейской общине», The Guardian , 8 марта 2017 г.
- ^ Коломе, Хорди Перес (19 февраля 2017 г.). «Синагога раздора» . СТРАНА (на испанском языке) . Проверено 31 декабря 2017 г.
39 ° 51'25 "с.ш. 4 ° 1'49" з.д. / 39,85694 ° с.ш. 4,03028 ° з.д.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Здания и сооружения построены в 1180 году.
- Архитектура Альмохадов
- Евреи и иудаизм в Толедо, Испания
- Бывшие синагоги в Испании
- Здания и сооружения в Толедо, Испания
- Церкви, преобразованные из синагог
- Синагоги XII века
- Архитектура мудехар в Кастилии-Ла-Манче
- Музеи Толедо, Испания
- Религиозные музеи Испании.
- Сефардские синагоги
- Сефардская еврейская культура в Европе