Jump to content

Дом-хижина

(Перенаправлено из хижины Нипа )

колониальной эпохи, Бахай кубо принадлежащий Аполинарио Мабини в Санта-Месе, Манила.
Бахай кубо со стенами из соломы

Бахай кубо , хижина или пайаг (на висайских языках ) — это тип дома на сваях, произрастающий на Филиппинах . [1] [2] Он часто служит символом филиппинской культуры . [3] Дом предназначен исключительно для низменного населения объединенных завоеванных Испанией территорий. Его дизайн сильно повлиял на испанской колониальной эпохи архитектуру бахай-на-бато .

Этимология

[ редактировать ]
Бахай кубо , как и большинство австронезийских домов, имеет полы, приподнятые на столбах.

Филиппинский языка термин báhay kúbo примерно означает «загородный дом» с тагальского . Термин báhay («дом») происходит от протомалайско-полинезийского *balay, обозначающего «общественное здание» или «общественный дом»; [4] в то время как термин кубо («хижина» или «[однокомнатная] деревенская хижина») происходит от прото-малайско-полинезийского *kubu, «полевая хижина [на рисовых полях]». [5]

Термин « хижина нипа », появившийся на Филиппинах в американскую колониальную эпоху , относится к хижину версии бахай кубо, представляющей собой . Хотя листья нипа служили соломенным материалом ( павидом ), часто используемым для крыш, не все бахай кубо представляют собой хижины или использовали материалы нипа.

Классический период (доиспанская эпоха)

[ редактировать ]

Различия между стилями каждого племени и культуры могли быть более заметными в доиспанский период. Различные архитектурные проекты присутствуют среди каждой этнолингвистической группы на территории нынешних Филиппин и по всей Юго-Восточной Азии и Тихоокеанскому региону как часть всей австронезийской архитектуры.

Они были разработаны, чтобы выдерживать климат и окружающую среду Филиппин. [6] Эти конструкции были временными, сделанными из растительных материалов, таких как бамбук. [7] Доступность материалов облегчила восстановление в случае повреждения ураганом или землетрясением. [7]

Дом предков Вега , особняк испанской колониальной эпохи, дом «1-го перехода - стиль бахай на бато » с обнесенным стеной силонгом (пространство под фальшполом)

Испаноязычная эпоха

[ редактировать ]

Наступление испанской колониальной эпохи привело к появлению идеи создания более постоянных сообществ вокруг церковных и правительственных центров.

Христианизированные народы, такие как тагалоги, висайцы, илоканос, капампанганы, биколано, кагаяноны, метисы, криолло, китайцы и японцы, были отправлены жить в низменности. Это создало сообщество, большая часть населения которого имеет австронезийское происхождение, каждое из которых имеет свои собственные традиции австронезийской архитектуры, восходящие еще до латиноамериканского периода. Вместе они разработали стиль строительства, который вскоре стал синонимом архитектуры равнинной культуры, известной как бахай кубо.

Внешний вид варьируется от простых хижин , позже известных американцам как хижины нипа, до особняков типа бахай на бато . Архитектурный дизайн и обстановка варьировались от стандартных филиппинских, китайских, американских, европейских до эклектичных.

Новое сообщество также сделало желательным строительство с использованием более тяжелых и долговечных материалов. Некоторые из этих материалов включали кирпичи, раствор, плитку и камень. [7]

Считая европейские стили строительства непрактичными в местных условиях, испанские и филиппинские строители быстро адаптировали характеристики бахай кубо и объединили их с испанским архитектурным стилем.

Каменный дом

[ редактировать ]
Храм Ризал в Каламбе является примером бахай на бато.

Бахай на бато или Casa Filipino — это тороган и бахай кубо с заметным испанским и китайским влиянием. Его дизайн развивался на протяжении веков, но сохранил свои архитектурные корни хижины нипа. Его наиболее распространенный внешний вид похож на хижину нипа на сваях, которая в качестве фундамента стоит на каменных блоках или кирпичах в испанском стиле, а не на деревянных или бамбуковых сваях.

Бахай на бато соответствовал устройствам хижины нипа, таким как открытая вентиляция и надземные квартиры. Он был популярен среди элиты и среднего класса и сочетал характеристики хижины нипа со стилем, культурой и технологиями испанской архитектуры . [6] [8] Различия между двумя домами заключались в их основополагающих материалах. Бахай на бато был построен из кирпича и камня, а не из традиционных бамбуковых материалов. Это смесь местных филиппинских, испанских и китайских влияний.

В 19 веке богатые филиппинцы строили дома с прочным каменным фундаментом или кирпичными нижними стенами и нависающими стенами. Деревянный верхний этаж/этажи с балюстрадами. Вентаниллы были и раздвижные окна капиз созданы с учетом филиппинского влияния на дизайн. Черепичная крыша, которая часто заменяла крышу Нипа, возникла под влиянием китайцев. [9]

Бахай-на-Бато имел прямоугольный план, отражавший испано-американский архитектурный стиль Антильских островов, интегрированный с традиционным филиппинским стилем. [8] Сегодня эти дома чаще называют родовыми домами .

Характеристики

[ редактировать ]
Casa Redonda, один из пяти домов нипа, построенных национальным героем Филиппин Хосе Ризалом во время его ссылки в Дапитане.

Хижина обычно строилась из местных строительных материалов, встречающихся в природе, таких как дерево, бамбук и когонная трава. Подобно современному фэн-шуй , учитываются народные и суеверные причины использования материалов. [10]

Бахай кубо возвышался над землей или водой на сваях для защиты от вредителей, хищников и наводнений и обычно состоял из одной комнаты, где вся семья обедала, спала и занималась другими домашними делами; таким образом, доступ в хижину осуществлялся по лестнице. Крыша была сделана из копченых пальмовых листьев для гидроизоляции и состояла из длинных крутых карнизов, чтобы вода могла легче стекать вниз. Окна в хижине были большими, чтобы обеспечить доступ прохладного воздуха. Подобные условия в низинных районах Филиппин привели к тому, что характеристики бахай кубо стали «типичными». [11]

Исторический дом Кан-исок в Сикихоре

Традиционная форма крыши бахай кубо высокая и круто скатная, с вершиной, называемой «ангкуб», и длинными карнизами, спускающимися с нее. [2] Высокая крыша создает пространство над жилой зоной, через которое может подниматься теплый воздух, придавая бахай кубо естественный охлаждающий эффект даже в засушливый сезон. Крутой уклон позволяет воде быстро стекать вниз в разгар сезона дождей, а длинный карниз дает людям ограниченное пространство для передвижения по внешней стороне дома во время дождя. [2] Крутой скат крыш часто используется для объяснения того, почему многие бахай кубо пережили пеплопад извержения горы Пинатубо , когда более «современные» дома рухнули под тяжестью пепла. [2]

Возведенные на сваях из твердой древесины, служащих основными опорами дома, бахай кубо имеют зону силонг ​​(тагальское слово также означает «тень») под жилым пространством по ряду причин, наиболее важными из которых являются создание буферная зона для подъема воды во время наводнений и для предотвращения проникновения вредителей, таких как крысы, в жилую зону. [2] Эту часть дома часто используют для хранения, а иногда и для выращивания сельскохозяйственных животных. [11] и, таким образом, может быть огорожен, а может и не быть огорожен.

Силид (жилая площадь)

[ редактировать ]

Основная жилая зона спроектирована так, чтобы впускать как можно больше свежего воздуха и естественного света. меньшего размера Бахай кубо часто имеет полы из бамбуковых реек, которые позволяют прохладному воздуху проникать в жилое пространство из расположенного ниже силонга (в этом случае силонг ​​обычно не используется для предметов, которые производят сильные запахи). Бахай кубо может быть построен без атипа ( потолок), чтобы горячий воздух мог подниматься прямо в большую зону под крышей и выходить через стратегически расположенные вентиляционные отверстия.

Типичная стена из амакана (тканого спила бамбука).

Стены всегда сделаны из легкого материала, такого как дерево, бамбуковые прутья или бамбуковые циновки, которые на кебуанском языке называются « амакан », «савали» или «калакат». Таким образом, они имеют тенденцию естественным образом пропускать через себя некоторую прохладу в жаркие времена и сохранять тепло в холодное и влажное время года.

Кубическая форма, характерная для бахай кубо, возникает из-за того, что проще всего заранее построить стены, а затем прикрепить их к деревянным сваям, которые служат углами дома. Поэтому конструкция бахай кубо обычно является модульной: сначала устанавливаются деревянные сваи, затем строится каркас пола, затем каркас стен и, наконец, крыша. [ нужна ссылка ]

Современная хижина Нипа с бамбуковыми стенами

Бахай кубо обычно строят с большими окнами, чтобы впускать больше воздуха и естественного света. Самыми традиционными являются большие тентовые окна, которые удерживаются открытыми деревянным стержнем. [2] Также распространены раздвижные окна, изготовленные либо из простого дерева, либо с деревянными рамами из ракушек Capiz , которые позволяют небольшому количеству света проникать в жилую зону даже при закрытых окнах. В последние десятилетия недорогие жалюзи стали обычным явлением.

В более крупных примерах большие верхние окна могут быть дополнены меньшими окнами, называемыми ventanillas (по-испански «маленькое окошко») внизу, которые можно открывать для вентиляции, чтобы впустить дополнительный воздух в особенно жаркие дни. [2]

В некоторых бахай кубо , особенно построенных для длительного проживания, есть баталан («мокрая зона» или «пантау»), отличный от других частей дома, обычно несколько выступающий из одной из стен. Иногда на том же уровне, что и жилая зона, а иногда и на уровне земли, баталан может содержать любую комбинацию зоны для приготовления пищи и мытья посуды, зоны для купания и, в некоторых случаях, туалета.

Баталан , используемый для приготовления и мытья посуды, был известен как бангера на филиппинском испанском языке (также бангерахан или пинганан ). Он назван в честь глиняных кувшинов для воды банга , которые ставятся на выступающую конструкцию из расположенных на расстоянии друг от друга бамбуковых или деревянных реек. [12]

Зернохранилище, пристроенное к дому, где хранится собранный рис.

Строительные материалы

[ редактировать ]

Стены гостиной выполнены из легких материалов. Столбы, стены и полы обычно изготавливаются из дерева или бамбука и других легких материалов. Соломенная крыша часто делается из нипы , анахау или какого-либо другого местного растения. Таким образом, при необходимости хижины нипа будет легче перемещать.

Культурное значение

[ редактировать ]

Хижина нипа является символом филиппинской культуры, поскольку она представляет филиппинскую ценность баянихана , которая относится к духу общинного единства или усилиям по достижению цели. [3] [13]

Члены сообщества, практикующие «баянихан», вместе работают над переездом дома на новое место.

Искусство

[ редактировать ]

Известная народная песня Бахай Кубо, которую часто поют в школах, в которой упоминается небольшой дом, окруженный овощами, звучит следующим образом:

Дом избушка, хоть немного,
растительность там разнообразна:
репа и баклажаны , сигариллы и арахис ,
фасоль , фасоль , фасоль ,

Кундол , патола , сидя и тыква ,
А еще есть редиска , горчица ,
лук , помидоры , чеснок и имбирь .
Вокруг растут кунжутные деревья . [14]

Песня представляет собой обобщение того, как выглядела хижина нипа в доколониальную эпоху: дом, окруженный местными растениями. При этом не принимаются во внимание ранние и разнообразные варианты местных королевских дворов, особенно тех, которые возникли в регионе Минданао, где наблюдается сильное исламское архитектурное влияние.

Наследие

[ редактировать ]
Уильям Ле Барон Дженни

Американский архитектор и инженер Уильям Ле Барон Дженни посетил Филиппины на три месяца в 1850 году. [15] [16] Он заметил, что во время шторма конструкции бахай кубо очень «легкие и гибкие»; кажется, что они только танцуют и раскачиваются сквозь бури. Это вдохновило его на подражание гибкости бахай кубо в 1879 году, когда он построил первое более легкое здание. В 1884 году он построил в Чикаго здание Home Insurance Building , первый небоскреб с металлическим каркасом в Соединенных Штатах. Из-за этого он стал известен как «Отец современных американских небоскребов», а здание Home Insurance стало предшественником всех современных небоскребов в мире.

Бахай кубо также вдохновил таких архитекторов, как Франсиско Маньоса и Леандро Локсин , включив элементы бахай на бато в свои собственные проекты, особенно замеченные в Культурном центре Филиппин , Национальном центре искусств , Кокосовом дворце и на станциях легкорельсового транспорта . [17]

Похожая архитектура

[ редактировать ]

Австронезийская архитектура является примером австронезийской архитектуры. Другие примеры местной австронезийской архитектуры на Филиппинах также включают такие сооружения, как Фаю и Катюфонг из Бонтока; бале и абонг Ифугао; добавление Калинга; основатель Канканай; джин-джин Иватана; Бейли Могучего; персонажи Аты; болт Клаты; бай Яйцо-Руки; тюк Багобо Тагабава; бонг-гумне Блана; лицо Мансаки; гуну-бонг Т'боли; ловиг, мала-а-валай, ланггал , ламин и тороган Маранао; бай-синуг Таусуга; лума Якана; и другие.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ли, Джонатан HX, Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора , Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2011. 369. ISBN   0313350663
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Карунчо, Эрик С. (15 мая 2012 г.). «Зеленый дизайн: устойчивая жизнь через филиппинскую архитектуру» . Филиппинский ежедневный опросник . Макати , Филиппины : Philippine Daily Inquirer, Inc. Проверено 16 октября 2013 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Круз, Рашель (23 августа 2013 г.). «БАЯНИХАН: Художественная инсталляция в Daniel Spectrum» . Филиппинский репортер . Торонто, Онтарио, Канада. Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 16 октября 2013 г.
  4. ^ Бласт, Роберт; Трассель, Стивен (2013). «Австронезийский сравнительный словарь: работа в стадии разработки» . Океаническая лингвистика . 52 (2). *балай. дои : 10.1353/ол.2013.0016 . S2CID   146739541 .
  5. ^ Бласт, Роберт; Трассел, Стивен (2013). «Австронезийский сравнительный словарь: работа в стадии разработки» . Океаническая лингвистика . 52 (2). *кубу. дои : 10.1353/ол.2013.0016 . S2CID   146739541 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ким, Ён Хун (2013). «Исследование народной архитектуры в бахай-на-бато, испанском колониальном стиле на Филиппинах» . Журнал КИАЭ . 13 : 135–144 – через Корейский институт науки и технологий.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стотт, Филип. «Республика Филиппины» . Оксфордское искусство онлайн . Проверено 25 мая 2017 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ким, Ён Хун (2013). «Исследование пространственной композиции под влиянием климатических условий в Бахай-на-Бато 19 века вокруг города Себу на Филиппинах» . Журнал KIEAE : 29–37. doi : 10.5370/KIEE.2012.62.1.029 – через Корейский институт науки и технологий.
  9. ^ «5000 лет плитки» . Обзоры выбора в Интернете . 51 (06): 51–2984-51-2984. 21 января 2014 г. doi : 10.5860/choice.51-2984 . ISSN   0009-4978 .
  10. ^ Кастронуево, Райан Б.; Лим, Роксана Мэй К.; Медиарито, Брайан Кристиан; Вильяреал, Коммель; Сапанта, Кармело младший (2020). «Понимание филиппинских верований фэн-шуй и их значение для филиппинского строительства» (PDF) . Международный журнал исследований в области гражданского строительства и строительства . 8 (1): 20–24 – через Research Publish.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алохадо, Дженнибет Монтехо. «От хижины Нипа до каменного дома» . Филиппинские острова . Алохадо Паблишинг Интернэшнл. Архивировано из оригинала 8 августа 2012 года . Проверено 16 октября 2013 г.
  12. ^ «бангера» . Культура Филиппин . Проверено 16 марта 2020 г.
  13. ^ Верт, Бренда Г., Представление о правах человека в театре двадцать первого века: глобальные перспективы . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан, 2013. 207. ISBN   1137027096
  14. ^ «Бахай Кубо (Филиппинская детская песня)» . Мир мамы Лизы . Проверено 23 июля 2015 г.
  15. ^ «Чикагский архитектурный центр» . www.architecture.org . Проверено 8 марта 2021 г.
  16. ^ «Уильям Ле Барон Дженни | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 8 марта 2021 г.
  17. ^ Маурисио-Арриола, Тесса (20 февраля 2019 г.). «ОБНОВЛЕНИЕ: Национальный артист Маньоса, 88 лет» . Манила Таймс . Архивировано из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 9 января 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb6bb7d6fcc61f105ee828e75a3329fd__1713930720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/fd/cb6bb7d6fcc61f105ee828e75a3329fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bahay kubo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)