Иван Вурник
Иван Вурник | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 8 апреля 1971 г. | ( 86 лет
Альма-матер | Венский технологический университет |
Занятие | Архитектор |
Здания | Кооперативный Бизнес Банк |
Иван Вурник (1 июня 1884 – 8 апреля 1971) был словенским архитектором , который помог основать Люблянскую архитектурную школу . Его ранний стиль 1920-х годов связан с поисками словенского «национального стиля», вдохновленного словенским народным искусством и архитектурным стилем Венского сецессиона (разновидность модерна ). Приняв функционалистский подход в 1930-е годы, Вурник стал соперником более консервативного . подхода Плечника Кооперативный бизнес-банк , спроектированный Вурником и его женой Хеленой Коттлер Вурник , спроектировавшей декоративный фасад в цветах словенского триколора , был назван самым красивым зданием Любляны. [1] [2] Вурник также нарисовал ряд городских планов , в том числе планы Бледа (1930 г.), Краня (1933–1937 гг.) и Любляны (1935 г.). [3]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в семье ремесленника в верхнекарниолском городе Радовлица , Австро-Венгерская империя , нынешняя Словения . Его отец был довольно богатым каменщиком, и Ивана отправили учиться сначала в Крань , а затем в Любляну .
Вурник с отличием окончил в 1912 году Венский технологический университет . Он поступил в 1907 году и учился под руководством архитектора Карла Майредера . В Вене на него повлиял австрийский стиль модерн , особенно работы словенского архитектора Макса Фабиани , с которым он поддерживал дружбу на всю жизнь. Вурник получил стипендию и отправился в Италию изучать итальянскую архитектуру. В 1913 году он женился на венской художнице Елене Вурник, урожденной Котлер.
Во время Первой мировой войны он был австрийским солдатом на фронте Изонцо и в Тироле . В 1917 и 1918 годах он работал над проектированием австрийских военных кладбищ в Алексинаце , Лесковаце и Нише в Сербии. С 1919 жил в Любляне. [4]
Работа
[ редактировать ]В октябре 1912 года Вурник поступил на службу к Людвигу Бауману . он отремонтировал интерьер приходской церкви в Бледе В том же году , а в 1913–15 — епископской часовни в Триесте .
Поиски словенского «национального стиля» начались у Вурника после Первой мировой войны , когда он вместе с женой вернулся на родину. Этот стиль лучше всего иллюстрирует здание Кооперативного делового банка 1921 года. Здание, считающееся самым красивым зданием Любляны, было спроектировано Вурником, а декоративный фасад с использованием «национальных цветов» словенского триколора был на самом деле создан Хеленой Вурник. [1]
В конце 1920-х годов он обратился к чисто функционалистской архитектуре и спроектировал штаб-квартиру словенского движения «Сокол» , известную как Сокол-холл или Табор-холл из-за его расположения в квартале Табор в Любляне, а также две очень похожие структуры, одну в Гольнике и еще один, разрушенный во время Второй мировой войны, в Кране . Он отверг поиск «национального стиля».
В 1919 году Вурнику удалось создать кафедру архитектуры в составе технического факультета Люблянского университета . великий словенский архитектор Йоже Плечник По его приглашению одним из его основателей стал .
Тем не менее, между ними возникли сопернические отношения. Вурник считал, что именно влияние Плечника в консервативных кругах местной словенской политики помешало ему реализовать свои более функционалистские проекты. Другая причина антагонизма между двумя архитекторами могла быть также связана с их разной политической идеологией, поскольку Плечник был консервативным и пылким католиком , а Вурник (хотя и религиозный) принадлежал к словенской прогрессивной и национально - либеральной традиции.
После 1925 года он посвятил свое время в основном преподаванию. Он продолжал рисовать архитектурные и урбанистические проекты до самой смерти, но почти все так и осталось на бумаге. Среди очень немногих реализованных проектов этого второго периода, пожалуй, самыми известными являются летний бассейн в Радовлице и единственный отель Радовлицы, Грайский двор . Менее известная, но все же важная работа этого периода — это комплекс семейных домов промышленных рабочих в Мариборе , которые полностью иллюстрируют новое видение Вурником простого, аскетического и чисто утилитарного стиля.
В 1965 году Вурник отремонтировал словенскую национальную католическую святыню в Брезье , тем самым ненадолго вернувшись к «национальному стилю», от которого он отказался ранее в своей карьере.
Награды
[ редактировать ]- В 1961 году Вурник был удостоен премии Пехтля в Вене. [4]
- В 1966 году Вурник был удостоен премии Прешерена в Любляне.
В СМИ
[ редактировать ]В 2013 году словенское национальное телевидение показало фильм режиссера Альмы Лапайне об истории жизни пары Вурник.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Самый красивый дом в Любляне (по-словенски: «Дом Вурникова на Миклошичева: самый красивый дом в Любляне» ), Дело , 8 апреля 2011 г.
- ^ Дуэт архитектуры и живописи: Иван Вурник и Хелена Коттлер Вурник (документально-художественный фильм ТВ Словении), MMC RTV Словения , 8 февраля 2013 г.
- ^ Гайшек, Миран; Горопевшек, Бранко (2006). «Пространственное и городское развитие города Целе после 1945 года» [Пространственное и городское развитие города Целе после 1945 года]. И Почивавшек, Мария (ред.). Целе ( Из истории на словенском языке). Том. 5. Музей современной истории Целе. п. 122. ISSN 1408-6611 .
- ^ Jump up to: а б Вурник Иван и « Кто есть кто в Верхней Крайне » (по-словенски: «Гореньци» — биографический словарь знаменитых Горенцев и Горенцев )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миран Камбич , Архитектура Ивана Вурника (Любляна: Arché, 1994)
- Янез Кожель (редактор), Иван Вурник: 1884–1971. Slovenski arhitekt = Словенский архитектор , двуязычное словенско-английское специальное издание Архитекторского бюллетеня Любляны (Любляна, 1995).
- Бреда Михелич , Любляна в стиле модерн (Любляна: Zavod za turizem, 2005).