Городское планирование
Городское планирование также известное как городское планирование , городское планирование , региональное планирование или сельское планирование в конкретных контекстах, представляет собой технический и политический процесс, который сосредоточен на развитии и проектировании землепользования , и искусственной среды, включая воздух, воду и инфраструктура , проходящая в городские районы и из них , такая как транспорт , связь и распределительные сети , и их доступность . [1] Традиционно городское планирование придерживалось нисходящего подхода при генеральном планировании физической планировки населенных пунктов . [2] Главной заботой было общественное благосостояние , [1] [2] которые включали соображения эффективности, санитарии , защиты и использования окружающей среды, [1] а также влияние генеральных планов на социальную и экономическую деятельность. [3] Со временем городское планирование стало уделять внимание социальным и экологическим результатам , которые фокусируются на планировании как инструменте улучшения здоровья и благополучия людей, поддержания стандартов устойчивости. Точно так же в начале 21 века работы Джейн Джейкобс о правовых и политических перспективах, призванные подчеркнуть интересы жителей, предприятий и сообществ, эффективно повлияли на градостроителей, заставив их более широко учитывать опыт и потребности жителей при планировании.
Городское планирование отвечает на вопросы о том, как люди будут жить, работать и отдыхать в данном районе, и, таким образом, направляет упорядоченное развитие городских, пригородных и сельских районов . [4] Хотя градостроители в основном занимаются планированием поселений и сообществ, они также несут ответственность за планирование эффективной транспортировки товаров, ресурсов, людей и отходов; распределение предметов первой необходимости, таких как вода и электричество; чувство инклюзивности и возможностей для людей всех мастей, культур и потребностей; экономический рост или развитие бизнеса; улучшение здоровья и сохранение территорий, имеющих природное экологическое значение, что активно способствует сокращению CO 2 выбросов [5] а также защита объектов наследия и искусственной среды. Поскольку большинство групп городского планирования состоят из высокообразованных людей, работающих на городские власти, [6] недавние дебаты сосредоточены на том, как вовлечь больше членов сообщества в процессы городского планирования.
Городское планирование является междисциплинарной областью, которая включает в себя гражданское строительство , архитектуру , географию человека , политику , социальные науки и науки о дизайне . Практики городского планирования занимаются исследованиями и анализом, стратегическим мышлением, инженерной архитектурой, городским дизайном, консультациями с общественностью , политическими рекомендациями, реализацией и управлением. [2] Он тесно связан с областью городского дизайна , и некоторые градостроители разрабатывают проекты улиц, парков, зданий и других городских территорий. [7] Городские планировщики работают с родственными областями гражданского строительства, ландшафтной архитектуры , архитектуры и государственного управления для достижения стратегических, политических целей и целей устойчивого развития. Ранние градостроители часто были представителями этих родственных областей, хотя сегодня городское планирование является отдельной, независимой профессиональной дисциплиной. Дисциплина городского планирования — это более широкая категория, которая включает в себя различные подобласти, такие как планирование землепользования , зонирование , экономическое развитие , экологическое планирование и транспортное планирование . [8] Создание планов требует глубокого понимания уголовных кодексов и зональных кодексов планирования.
Еще одним важным аспектом городского планирования является то, что спектр проектов городского планирования включает крупномасштабное генеральное планирование пустующих территорий или проекты «создания новых территорий», а также мелкомасштабные вмешательства и реконструкцию существующих структур, зданий и общественных пространств. Пьер Шарль Л'Энфант в Вашингтоне, округ Колумбия, Дэниел Бёрнем в Чикаго, Лусио Коста в Бразилиа и Жорж-Эжен Осман в Париже планировали города с нуля, а Роберт Мозес и Ле Корбюзье ремонтировали и преобразовывали города и районы в соответствии со своими идеями городского планирования. . [9]
История
[ редактировать ]Существуют свидетельства городского планирования и спроектированных сообществ, относящихся к месопотамской , долине Инда , минойской и египетской цивилизациям в третьем тысячелетии до нашей эры . Археологи, изучающие руины городов в этих районах, находят мощеные улицы, расположенные под прямым углом в виде сетки. [11] Идея спланированной городской территории развивалась по мере ее принятия различными цивилизациями. Начиная с VIII века до нашей эры, греческие города-государства в основном использовали ортогональные (или сетчатые) планы. [12] Гипподам Милетский (498–408 до н.э.), древнегреческий архитектор и градостроитель, считается «отцом европейского городского планирования» и тезкой «Гипподамиева плана» (сетчатого плана) городской планировки. [13]
Древние римляне также использовали ортогональные планы своих городов. Городское планирование в римском мире было разработано для военной обороны и общественного удобства. Распространение Римской империи впоследствии распространило идеи городского планирования. По мере того как Римская империя пришла в упадок, эти идеи постепенно исчезли. Однако многие города Европы все еще сохраняли запланированный римский центр города. Города в Европе с IX по XIV века часто росли органично, а иногда и хаотично. Но в последующие столетия, с наступлением эпохи Возрождения, многие новые города были расширены за счет новых запланированных пристроек. [14] Начиная с 15 века, о городском дизайне и людях, которые в нем участвовали, записано гораздо больше. В этот период начинают появляться теоретические трактаты по архитектуре и городскому планированию, в которых рассматриваются теоретические вопросы планирования основных направлений, обеспечения соответствия планов потребностям данного населения и т. д., а также описываются и изображаются проекты городов. В период Просвещения несколько европейских правителей амбициозно пытались перепроектировать столицы. Во времена Второй Французской империи барон Жорж-Эжен Осман под руководством III Наполеона преобразовал город Париж в более современную столицу с длинными, прямыми и широкими бульварами. [15]
Планирование и архитектура претерпели смену парадигмы на рубеже 20-го века. Промышленно развитые города XIX века росли огромными темпами. Пороки городской жизни для работающей бедноты становились все более очевидными и вызывали обеспокоенность общественности. Стиль государственного управления экономикой, модный на протяжении большей части викторианской эпохи , начал уступать место новому либерализму , который выступал за вмешательство со стороны бедных и обездоленных. Примерно в 1900 году теоретики начали разрабатывать модели городского планирования, чтобы смягчить последствия индустриальной эпохи , обеспечивая граждан, особенно фабричных рабочих, более здоровой окружающей средой. Таким образом, в следующем столетии во всем мире будет доминировать центральный плановый подход к городскому планированию, который не приведет к повышению общего качества городской среды.
В начале 20 века градостроительство стали признавать как отдельную профессию. Ассоциация городского и сельского планирования была основана в 1899 году, а первый в Великобритании академический курс по городскому планированию был предложен Ливерпульским университетом в 1909 году. [16] идеи модернизма В 1920-х годах в городском планировании начали проявляться и единообразия, которые продержались до 1970-х годов. В 1933 году Ле Корбюзье представил Лучезарный город, город, вырастающий в форме башен, как решение проблемы загрязнения и перенаселенности. Но многие планировщики начали верить, что идеи модернизма в городском планировании привели к повышению уровня преступности и социальным проблемам. [3] [17]
Во второй половине 20-го века градостроители постепенно переключили свое внимание на индивидуализм и разнообразие в городских центрах. [18]
Практики 21 века
[ редактировать ]Градостроители, изучающие последствия увеличения заторов в городских районах, начали учитывать внешние эффекты, негативные последствия, вызванные спросом со стороны более крупных систем автомагистралей в западных странах, таких как Соединенные Штаты. В 2018 году Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам предсказал, что к 2050 году городские территории будут занимать примерно на 2,5 миллиарда человек больше, согласно демографическим элементам глобальной миграции. Новые теории планирования приняли нетрадиционные концепции, такие как «голубые зоны» и «инновационные районы», для включения географических зон в город, которые позволяют развивать новый бизнес и расставлять приоритеты в инфраструктуре, которая поможет улучшить качество жизни граждан за счет увеличения их потенциальной продолжительности жизни. .
Практика планирования включила в себя изменения в политике, чтобы помочь справиться с антропоцентричным глобальным изменением климата . Лондон начал взимать плату за пробки с автомобилей, пытающихся подъехать к и без того многолюдным местам города. [19] В настоящее время города подчеркивают важность общественного транспорта и езды на велосипеде, принимая такую политику.
Теории
[ редактировать ]Теория планирования — это совокупность научных концепций, определений, поведенческих связей и предположений, которые определяют совокупность знаний о городском планировании. Существует восемь процедурных теорий планирования, которые остаются основными теориями процедуры планирования сегодня: рационально-комплексный подход, инкрементный подход, трансактивный подход, коммуникативный подход, пропагандистский подход, подход справедливости, радикальный подход и гуманистический подход. или феноменологический подход. [20] Некоторые другие теории концептуального планирования включают теорию Эбенезера Ховарда «Три магнита», которую он предвидел для будущего британских поселений, а также его «Города -сады» , «Концентрическую модельную зону», также называемую социологом Эрнестом Берджесом «моделью Бёрджесса », суперблок Рэдберна, который поощряет пешеходное движение. , модель сектора и модель множественных ядер и другие. [21]
Совместное городское планирование
[ редактировать ]Совместное планирование — это подход к городскому планированию, который вовлекает в процесс планирования все сообщество. Совместное планирование в Соединенных Штатах возникло в 1960-х и 1970-х годах. [22]
Технические аспекты
[ редактировать ]Технические аспекты городского планирования включают применение научных, технических процессов, соображений и особенностей, которые участвуют в планировании землепользования , городского дизайна , природных ресурсов , транспорта и инфраструктуры . Городское планирование включает в себя такие методы, как прогнозирование роста населения , зонирование , географическое картографирование и анализ, анализ парковых территорий, обследование водоснабжения , определение схем транспорта, определение потребностей в продовольствии, распределение медицинских и социальных услуг, а также анализ воздействия землепользования.
Чтобы предсказать, как города будут развиваться, и оценить последствия их мер, планировщики используют различные модели. Эти модели можно использовать для обозначения взаимосвязей и закономерностей в демографических, географических и экономических данных. Они могут заниматься краткосрочными проблемами, такими как то, как люди передвигаются по городам, или долгосрочными проблемами, такими как землепользование и рост. [23] Одной из таких моделей является Географическая информационная система (ГИС), которая используется для создания модели существующего планирования, а затем для прогнозирования будущего воздействия на общество, экономику и окружающую среду.
Строительные нормы и правила и другие нормативные акты соответствуют городскому планированию, определяя, как строятся и используются города на индивидуальном уровне. [24] Методики правоприменения включают правительственное зонирование , разрешения на строительство и строительные нормы и правила . [1] а также частные сервитуты и ограничительные соглашения . [25]
Благодаря недавним достижениям в области информационных и коммуникационных технологий и Интернета вещей все большее число городов внедряет такие технологии, как краудсорсинговое распознавание мобильных телефонов и машинное обучение, для сбора данных и извлечения полезной информации, которая помогает принимать обоснованные решения по городскому планированию. [26]
Градостроители
[ редактировать ]Градостроитель — это профессионал, который работает в области городского планирования с целью оптимизации эффективности землепользования и инфраструктуры сообщества. Они формулируют планы развития и управления городскими и пригородными территориями. Обычно они анализируют совместимость землепользования, а также экономические, экологические и социальные тенденции. При разработке любого плана сообщества (будь то коммерческий, жилой, сельскохозяйственный, природный или рекреационный) градостроители должны учитывать широкий спектр вопросов, включая устойчивость , существующее и потенциальное загрязнение , транспорт, включая потенциальные заторы , преступность , стоимость земли, экономическое развитие, социальное равенство, кодексы зонирования и другое законодательство.
Важность градостроителя возрастает в 21 веке, поскольку современное общество начинает сталкиваться с проблемами ускоренного роста населения, изменения климата и неустойчивого развития. [27] [28] Градостроителя можно считать « зеленым воротничком ». [29]
Некоторые исследователи предполагают, что градостроители во всем мире работают в разных « культурах планирования », адаптированных к своим городам и культурам. [30] Тем не менее, специалисты определили навыки, способности и наборы базовых знаний, которые являются общими для градостроителей за пределами региональных и национальных границ. [31] [32] [33]
Критика и дебаты
[ редактировать ]Школа неоклассической экономики утверждает, что планирование не является необходимым или даже вредным, поскольку рыночная эффективность позволяет эффективно использовать землю. [34] Плюралистическое . направление политического мышления аналогичным образом утверждает, что правительство не должно вмешиваться в политическую конкуренцию между различными группами интересов, которые решают, как используется земля [34] Традиционное оправдание городского планирования заключалось в том, что планировщик делает с городом то же, что инженер или архитектор делает с домом, то есть делает его более приспособленным к потребностям и предпочтениям его жителей. [34]
Широко принятая модель планирования, направленная на достижение консенсуса и направленная на учет различных предпочтений внутри сообщества, подвергалась критике за то, что она основана на властных структурах сообщества, а не бросает им вызов. [35] Вместо этого агонизм был предложен в качестве основы для принятия решений по городскому планированию. [35]
Еще одна дискуссия в области городского планирования касается того, кто включен и исключен из процесса принятия решений по городскому планированию. В большинстве процессов городского планирования используется нисходящий подход, который не позволяет охватить жителей тех мест, где работают градостроители и городские власти. «Лестница участия граждан» Шерри Арнштейн часто используется многими градостроителями и властями городов для определения степени инклюзивности или эксклюзивности своего городского планирования. [36] Одним из основных источников взаимодействия между городскими властями и жителями являются заседания городского совета, которые открыты для жителей и приветствуют комментарии общественности. Кроме того, в США существуют некоторые федеральные требования к участию граждан в финансируемых государством инфраструктурных проектах. [6]
Совместное городское планирование подвергалось критике за то, что оно способствовало жилищному кризису в некоторых частях мира. [37]
См. также
[ редактировать ]- Загрязнение воздуха
- Зона архитектурно-ландшафтного благоустройства
- Поведенческий урбанизм
- Подходит для велосипедистов
- Голубое пространство
- Планирование тиража
- Эффект бордюрного среза
- Велосипедная инфраструктура
- Исследования развития
- Ограничения на внутренние поездки
- Эпидемиология
- рисков Снижение
- Указатель статей по городскому планированию
- Переработка земель
- Список планируемых городов
- Список журналов планирования
- Список градостроителей
- Список городских планов
- Список городских теоретиков
- Живая улица
- Зона с низким уровнем выбросов
- НИМБИ
- Новый урбанизм
- Шумовое загрязнение
- Проницаемость
- Культуры планирования
- Региональное планирование
- Безопасность дорожного движения
- Сельское развитие
- Умный город
- Страуд
- Универсальный дизайн
- Городской дизайн
- Плотность города
- Городская экономика
- Градостроительное образование
- Городская зеленая зона
- Городская история
- Городская информатика
- Городское планирование в коммунистических странах
- Городские исследования
- Городская теория
- Городская жизнеспособность
- ЙИМБИ
- Проходимость
- Ходячий аудит
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Что такое городское планирование» . Школа городского планирования Университета Макгилла . Архивировано из оригинала 8 января 2008 года.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор, Найджел (1998). Теория городского планирования с 1945 года . Лос-Анджелес: Сейдж . стр. 3–4 . ISBN 978-0-7619-6093-5 .
- ^ Jump up to: а б Мидгли, Джеймс (1999). Социальное развитие: перспективы развития в сфере социального обеспечения . Мудрец . п. 50. ISBN 978-0-8039-7773-0 .
- ^ Пещеры, RW (2004). Энциклопедия города . Рутледж. п. 704. ИСБН 978-0415862875 .
- ^ Побинер, Джо (18 февраля 2020 г.). «3 тенденции городского планирования, которые изменят то, как наши города будут выглядеть в будущем» . Проектирование + Строительство . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Леви, Джон М. (2017). Современное городское планирование . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-138-66638-2 . OCLC 992793499 .
- ^ Ван Аш, К.; Бёнен, Р.; Дуйневельд, М.; и де Йонг, Х. (2013). «Коэволюция планирования и дизайна: риски и преимущества перспектив дизайна в системах планирования». Теория планирования , 12 (2), 177–198.
- ^ «Что такое планирование?» . Американская ассоциация планирования. Архивировано из оригинала 10 марта 2015 года.
- ^ Курсы Planetizen (8 ноября 2019 г.). «Что такое городское планирование?» . Ютуб . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года.
- ^ Хасс-Клау, Кармен (2014). «Автомобильизация и планирование пешеходных дорожек во время Третьего рейха». Пешеход и город . Рутледж.
- ^ Давре, Роберт (1978). «Города-загадки: Затерянная империя долины Инда». Последние загадки мира . (второе издание). Сидней: Ридерз Дайджест. стр. 121–129. ISBN 0-909486-61-1 .
- ^ Колб, Фрэнк (1984). Город в древности . Мюнхен: Verlag CH Beck, стр. 51–141: Моррис, AEJ (1972). История городской формы. Предыстория Возрождения . Лондон, стр. 22–23.
- ^ Глейзер, Эдвард (2011). Триумф города: как наше лучшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее . Нью-Йорк: Penguin Press, стр. 19, ISBN 978-1-59420-277-3.
- ^ Бурефейн, Вим (2010). Основание, планирование и строительство новых городов в 13-14 веках в Европе. Архитектурно-историческое исследование городской формы и ее создания . доктор философии диссертация Университета Амстердама. ISBN 978-90-9025157-8 .
- ^ Джордан, Дэвид (1992). «Барон Осман и современный Париж». Американский учёный . 61 (1): 99.
- ^ Файнштейн, Сьюзен С. Городское планирование в Британской энциклопедии
- ^ Моррис, Элеонора Смит; и др. (1997). Британское градостроительство и городской дизайн: принципы и политика . Харлоу , Эссекс, Англия: Лонгман . стр. 147–149. ISBN 978-0-582-23496-3 .
- ^ Рутли, Ник (20 января 2018 г.). «Эволюция городского планирования» . Визуальный капиталист . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ «Плата за въезд (официальная)» . Транспорт для Лондона . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Уитмор, Эндрю (2 февраля 2015 г.). «Как планировщики используют теорию планирования» . Планетизен . Проверено 24 апреля 2015 г. цитируя Уиттемор, Эндрю Х. (2014). «Практики теоретизируют, слишком подтверждая теорию планирования в обзоре теорий практиков». Журнал планирования образования и исследований . 35 (1): 76–85. дои : 10.1177/0739456X14563144 . S2CID 144888493 .
- ^ Мохд Назим Сайфи (4 марта 2017 г.). «Понятие и модели теорий градостроительства» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Лейн, Маркус Б. (ноябрь 2005 г.). «Участие общественности в планировании: интеллектуальная история» . Австралийский географ . 36 (3): 283–299. дои : 10.1080/00049180500325694 . ISSN 0004-9182 . S2CID 18008094 .
- ^ Лэндис, Джон Д. (2012). «Моделирование городских систем». У Вебера, Рэйчел; Крейн, Рэндалл (ред.). Оксфордский справочник по городскому планированию . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 323–350. ISBN 978-0-19-537499-5 .
- ^ Кодексы, правила и стандарты являются частью матрицы отношений, которые влияют на практику городского планирования и дизайна. Эти формы регулирования обеспечивают важную и неизбежную основу для развития, от разделения подразделений до контроля ливневых стоков. Тема регулирования ведет к источнику того, как сообщества проектируются и строятся (определяя, как они могут и не могут быть построены), и как кодексы, правила и стандарты продолжают формировать физическое пространство, в котором мы живем и работаем. Бен-Джозеф, Эран (2012). «Кодексы и стандарты в городском планировании и дизайне». У Вебера, Рэйчел; Крейн, Рэндалл (ред.). Оксфордский справочник по городскому планированию . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 352–370. ISBN 978-0-19-537499-5 .
- ^ Смит, Аннеке; Валианте, Марсия (2015). "Введение". В Смите, Аннеке; Валианте, Марсия (ред.). Общественный интерес, частная собственность: закон и политика планирования в Канаде . Ванкувер, Британская Колумбия: Издательство Университета Британской Колумбии . стр. 1–36, стр. 10. ISBN. 978-0-7748-2931-1 .
- ^ Луис Б. Элвас; Мигель Нуньес; Жоау К. Феррейра; Бруно Франциско; Хосе А. Афонсо (2024). «Геопривязка анализа городской ночной жизни и шума на основе данных мобильного телефона» . Прикладные науки . 14 (1): 362. дои : 10.3390/app14010362 . hdl : 1822/89302 .
- ^ Хейдари, Хади; Араби, Маздак; Варзиньяк, Трэвис; Шарвелл, Сибил (2021). «Влияние моделей городского развития на нехватку муниципальной воды» . Границы в воде . 3 : 694817. Бибкод : 2021FrW.....394817H . дои : 10.3389/frwa.2021.694817 . ISSN 2624-9375 .
- ^ Хейдари, Хади; Араби, Маздак; Варзиньяк, Трэвис; Као, Ши-Чье (июнь 2021 г.). «Изменения в гидроклиматологии мегарегионов США в ответ на изменение климата» . Коммуникации по экологическим исследованиям . 3 (6): 065002. Бибкод : 2021ERCom...3f5002H . дои : 10.1088/2515-7620/ac0617 . ISSN 2515-7620 .
- ^ Каменец, Аня (14 января 2009 г.). «Десять лучших зеленых рабочих мест на следующее десятилетие» . Компания Фаст . Архивировано из оригинала 26 августа 2012 года . Проверено 14 января 2009 г.
- ^ Фридман, Джон (2012). «Разновидности опыта планирования: на пути к глобализированной культуре планирования?». У Вебера, Рэйчел; Крейн, Рэндалл (ред.). Оксфордский справочник по городскому планированию . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 87–98. ISBN 978-0-19-537499-5 .
- ^ «Американские институты сертификации сертифицированных планировщиков» . Американская ассоциация планирования . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ «Профессиональные стандарты» . Королевский институт градостроителей . Королевский институт градостроительства . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ «Об ИЗОКАРПе» . Международное общество городских и региональных планировщиков . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Клостерман, Ричард Э. (1985). «Аргументы за и против планирования» . Обзор городского планирования . 56 (1): 5–20. doi : 10.3828/tpr.56.1.e8286q3082111km4 . ISSN 0041-0020 . JSTOR 40112168 .
- ^ Jump up to: а б Маколифф, Кэмерон; Роджерс, Даллас (март 2019 г.). «Политика ценностей в городском развитии: оценка конфликта в агонистическом плюрализме» . Теория планирования . 18 (3): 300–318. дои : 10.1177/1473095219831381 . ISSN 1473-0952 . S2CID 150714892 .
- ^ Арнштейн, Шерри (14 мая 2020 г.), « Лестница гражданского участия» , The City Reader , Абингдон, Оксон: Рутледж, стр. 290–302, doi : 10.4324/9780429261732-36 , ISBN 978-0-429-26173-2 , S2CID 159193173 , получено 11 мая 2022 г.
- ^ Эйнштейн, Кэтрин Левин; Глик, Дэвид М.; Палмер, Максвелл (2020). «Защитники соседей: политика участия и жилищный кризис в Америке» . Политология ежеквартально . 135 (2): 281–312. дои : 10.1002/polq.13035 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пеннингтон, Марк (2008). «Городское планирование» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE ; Институт Катона . стр. 517–18. дои : 10.4135/9781412965811.n316 . ISBN 978-1-4129-6580-4 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 . S2CID 243497795 .
- Нокс, Польша (2020) Лучше по дизайну?: Архитектура, городское планирование и хороший город. Блэксбург: Издательство Virginia Tech Publishing. DOI: https://doi.org/10.21061/better-by-design
- Пол Уотерхаус ; Раймонд Анвин (1912), Старые города и новые потребности; также План расширения города , Манчестер: Манчестерский университет Виктории , OCLC 225676578 , Викиданные Q18606907
Внешние ссылки
[ редактировать ]Библиотечные справочники по городскому планированию
[ редактировать ]- Библиотеки. «Ресурсы городского планирования» . Руководства по исследованиям . США: Университет штата Аризона .
- Библиотека. «Городское планирование» . Руководства по исследованиям . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2015 г.
- Библиотека архитектуры и изящных искусств Эйвери . «Городское планирование» . Руководства по исследованиям . Нью-Йорк: Колумбийский университет. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 21 марта 2015 г.
- Библиотека. «Городская и региональная политика» . Руководства по исследованиям . США: Технологический институт Джорджии .
- Высшая школа дизайна Гарвардского университета . «Городское планирование и проектирование» . Руководства по исследованиям . Массачусетс: Гарвардская библиотека.
- Библиотеки Хантер-колледжа. «Городское дело и планирование» . Тематические руководства . Нью-Йорк: Хантер-колледж CUNY . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 21 марта 2015 г.
- Университетская библиотека. «Городское планирование» . LibGuides . Университет Иллинойса в Урбане-Шампейне .
- Библиотеки Массачусетского технологического института. «Городские исследования и планирование» . Руководства по исследованиям . Массачусетский технологический институт .
- «Городское и региональное планирование» . Руководства по исследованиям . США: Мичиганский университет.
- Библиотека. «Городские исследования и планирование» . Руководства по исследованиям . Орегон, США: Портлендский государственный университет . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 21 марта 2015 г.