Jump to content

Краковский епископский дворец

Координаты : 50 ° 52'09 "N 20 ° 37'39" E  /  50,86917 ° N 20,62750 ° E  / 50,86917; 20.62750
Дворец Краковских епископов
Национальный музей
Дворец краковских епископов в Кельце.
Вид на главный фасад со стороны Соборной церкви.
Карта
Общая информация
Архитектурный стиль Маньерист раннее барокко
Город или город Кельце
Страна Польша
Координаты 50 ° 52'09 "N 20 ° 37'39" E  /  50,86917 ° N 20,62750 ° E  / 50,86917; 20.62750
Строительство началось 1637
Завершенный 1644
Клиент Якуб Задзик
Проектирование и строительство
Архитектор(ы) Томмазо Пончино

Дворец краковских епископов в Кельце ( польский : Pałac Biskupów Krakowskich w Kielce ), [ 1 ] был построен в 17 веке как летняя резиденция краковских епископов в Кельце , Польша . Архитектура дворца представляет собой уникальный микс польских и итальянских традиций и отражает политические амбиции его основателя. [ 2 ] В настоящее время во дворце находится филиал Национального музея с важной галереей польской живописи . [ 1 ]

Резиденция краковских ( краковских) епископов в городе Кельце, [ 3 ] был основан епископом Якубом Задзиком , великим коронным канцлером . [ 4 ] Сооружение, возведенное между 1637 и 1644 годами, было покрыто высокой двойной крышей и завершено башнями по углам. [ 5 ]

Основатель дворца Якуб Задзик ; деталь потолочной фрески с изображением Суда ариан

Его симметричный трехсторонний план, лоджии , башни и внутренняя планировка отсылают к королевским резиденциям 1620-х и 1630-х годов, включая Уяздовский замок и Виллу Регия . Проект дворца приписывают Томмазо Пончино Лугано (ок. 1570–1659). [ 4 ] [ 6 ] автор многочисленных произведений сакральной и светской архитектуры в Кракове, Ловиче , Варшаве , Светлой Горе , а также в районе Святого Креста . [ 5 ]

Первоначально перед дворцом был двор, обнесенный стенами с парадными воротами из города, задний сад, называемый Итальянским , фруктовый сад , все окруженное стеной с амбразурами и двумя бастионами . [ 5 ] Один из бастионов позже был переоборудован в пороховую башню. Весь комплекс, включая Соборную церковь, [ 4 ] курдонёр , дворец, сад и башня располагались рядом с монастырем бернардинцев на холме Карчувка (основан в 1624–1628 гг.). [ 7 ]

Дворец был расширен в 18 веке и превращен в резиденцию во французском стиле между двором и садом . [ 7 ] По обеим сторонам двора были возведены одноэтажные флигели, одно из них соединялось крытым крыльцом с коллегиальной и семинарией Свято-Троицкого храма, финансируемой епископом Константином Фелицианом Санявским. [ 5 ] Сад украсили оранжереи во французском стиле , а большие конюшни , каретные сараи, школу верховой езды, зернохранилище и пивоварню . в дворцовом комплексе возвели [ 5 ]

После национализации епископских имений в 1789 году во дворце размещались различные учреждения – Главное горное управление (1816–1827) и первый в стране технический университет – Горная академия, а позднее – резиденция Кельцкого губернского управления (1867–1914). ). [ 5 ] Во время Второй республики были восстановлены снятые в XIX веке купола на башнях XVII века. [ 5 ] Было реконструировано внутреннее пространство – сняты потолки XVIII века, обнажившиеся балочные перекрытия и фризы . В 1919–1939 и 1945–1970 годах во дворце размещалось Губернское управление. [ 5 ] В 1971 году здание было преобразовано в музей. [ 5 ]

Национальный музей в Кельце

[ редактировать ]

В 1971 году постановлением Губернского отделения Национального совета дворцовый комплекс с прилегающими к нему постройками был передан Свентокшискому музею, после чего 18 сентября 1971 года состоялось торжественное открытие первых двух экспозиций: одной на первом этаже, под названием Девять веков Кельце; и на втором этаже: Галерея исторических интерьеров. В 1975 году в знак признания вклада в развитие культуры министром культуры и искусства объекту было присвоено звание Национального музея. [ 8 ]

Постоянные экспонаты музея включают западноевропейскую живопись 17-18 веков, польскую живопись 17-20 веков, прикладное искусство, археологию, нумизматику , оружейную мастерскую и другие. Особенно интересны работы итальянца Иоганна Баптиста фон Лампи Старшего (Джамбаттиста Лампи, известный как Ян Хшчиэль Лампи на польском языке), Леопольда Готлиба , Ольги Бознаньской , Юзефа Хелмоньского , Александра Геримского , Яцека Мальчевского и Станислава Выспянского среди других. [ 9 ]

Дворцовый комплекс

[ редактировать ]

Внешний вид епископского дворца

[ редактировать ]
Садовый фасад дворца.

Ориентиром для епископских резиденций начала 17 века в Польше были королевские дворцы. Замок Уяздув, построенный для короля Сигизмунда III Вазы в 1624 году, послужил источником вдохновения для дворца в Кельце. [ 10 ] тогда как дворцу Кельце многие магнатские семьи в своих резиденциях подражали (например, дворец Тарло в Подзамче , 1645–1650 гг.) . [ 11 ] и дворец Радзивиллов в Бяла-Подляске ). Этот тип дворца был известен как Поджо-Реале, потому что он сочетал в себе квадратное здание с центральной лоджией и боковыми башнями, как на вилле Поджо-Реале недалеко от Неаполя (1487–1489), согласно концепции Бальдассаре Перуцци и Себастьяно Серлио . [ 12 ] Дворец в Кельце был построен в соответствии с «принципами итальянской симметрии», как писал Шимон Старовольский в своей книге «Польша» 1652 года, изданной в Гданьске . [ 13 ] Крутые крыши, башни и украшения – черты голландского стиля.

Главным акцентом плоского фасада дворца является центральная лоджия, украшенная колоннами из черного мрамора , соответствующими окнам большого зала второго этажа. лоджий Аркады были увенчаны каменными картушами с гербами епископа Заджика ( Кораб ), Речи Посполитой ( Белый Орел и Погоня с гербом Васы ) и краковского капитула (Аарон — Три Короны), а также обелисками . [ 5 ] Боковые стороны прямоугольного сооружения завершались шестиугольными башнями, покрытыми ажурными шлемами и соединенными с главным зданием увенчанными стенами обелисками с воротами, ведущими в меньшие дворы. [ 7 ] Раньше стены украшали также статуи послов Швеции и Московии . [ 7 ] Пространство под карнизами украшено фризом сграффито .

Внутреннее пространство

[ редактировать ]

Характер интерьера дворца основан на его первоначальном назначении. Первый этаж занимали чиновники архиерейского суда, стража и слуга. [ 5 ] Главный вход через аркадную лоджию вел в обширный зал (ныне разделенный), откуда сводчатые коридоры ведут в боковые дворы. Левую сторону дворца занимали подскарби (казначей), казначейство, шкафчики и складские помещения, а правую отводили маршалу и старосте (мэру). [ 5 ] Покои были перекрыты простыми балочными перекрытиями, часть сокровищницы была сводчатой. Своды лоджий и северо-западной ниши были украшены лепным декором.

Интерьер дворца
Портрет Феличе Заккиа Рондинини , дочери кардинала Лаудивио Заккиа и известного коллекционера произведений искусства, является одной из самых ценных картин в коллекции дворца.

Парадная лестница ведет из парадной лоджии на фортепьяно нобиле (первый этаж). Трехстороннее расположение комнат определяется большим залом спереди, столовой сзади и жилыми помещениями по бокам. [ 5 ] Большой зал с юга был окружен часовней , построенной по проекту Себастьяно Сала. [ 14 ] сокровищница и так называемые печные глубины, на другой стороне располагались помещения для духовенства. Верхняя столовая — один из самых впечатляющих интерьеров дворца, ее площадь составляет около 200 м. 2 (240 кв. ярдов) и высотой 6,8 м (7,4 ярда). [ 5 ] Потолок составлен из 21 балки из лиственницы и 1017 досок, покрытых полихромией с изображением 40 аллегорических сцен (континентов, времен года, месяцев), символических ( череп , песочные часы , обезьяна, олень), пейзажных сцен и геометрическо-растительного декора.

Верхние части стен покрыты расписным фризом, а пространство между окнами заполнено портретами краковских епископов 17 века – Якуба Задзика и его преемника Петра Гембицкого , королей Сигизмунда III и Владислава IV и гербами ( то же, что и на фасаде). [ 5 ] Остальные стены были покрыты расписными изображениями краковских епископов – 35 бюстами епископов от Павла Пшеманковского (1266–1292) до Иоанна Альберта Васы (1632–1634), датируемых первой половиной 17 века. Нижний ряд из 16 портретов от Якуба Заджика до Кароля Скурковского (1830–1851) был написан Александром Рычерским. [ 1 ] который в 1861–1863 годах провел реставрацию верхнего фриза. Из столовой можно попасть в самые изысканные апартаменты – «Апартаменты епископа» слева и «Апартаменты сенатора» справа. [ 5 ] Комнаты украшали резные позолоченные рамные потолки, наполненные картинами маслом, созданными в краковской мастерской Томмазо Долабеллы . [ 1 ] итальянский художник, работавший в Польше с 1598 года. [ 5 ] участвовавший в украшении Палаццо Дукале в Венеции . [ 15 ] [ 16 ]

Штумсдорфский договор , центральная картина плафона, видны: епископ Якуб Задзик, король Владислав IV Ваза и гетман Станислав Конецпольский .

Архиерейская квартира состояла из двух прихожих , спальни-кабинета и кабинета. Прилегающую к зоне столовой прихожую когда-то украшал плафон с изображением сцены договора 1634 года, завершающего польско-московскую войну ( Штумсдорфский мирный договор ), а стены ее были покрыты позолоченным кордованом. [ 5 ] Среди элементов оригинальной обстановки наиболее важными являются камин из черного мрамора, увенчанный гербом Кораба, и остатки мраморного пола. Каркасные венецианские потолки, созданные по образцу таковых в Палаццо Дукале, появились в Польше в начале 17 века первоначально в интерьерах королевских резиденций ( Вавельский замок ). [ 5 ] Подобное убранство вскоре стало главной особенностью представительных палат дворянских резиденций, ратуш и даже купеческих домов. [ 5 ] Из десятка потолков, зафиксированных в источниках, сохранились только два – в Гданьске и Кельце. [ 17 ]

Потолок в прихожей, расположенной рядом со спальней-кабинетом, украшен родовыми гербами епископов Задзиков (Кораб, Елита , Доленга , Рола ), центральная картина плафона изображает парламентскую сцену «Суд ариан» 1638 года с портретами король Владислав IV, епископ Задзик, другие сановники и группа инакомыслящих. [ 5 ] Фоновая сцена — обширный пейзаж города с церковью ( Ракув ?) и выездом ариан ( «Польских братьев» ), членов Польской протестантской церкви, проповедовавших равенство и братство всех людей. [ 18 ] В углах видны олицетворения времен года. Так же, как и в соседней комнате, стены были покрыты зелено-золотой тканью, воссозданы мраморный портал и пол.

Террасный итальянский сад .

С самого начала дворец сопровождался небольшим декоративным садом, названным Итальянским , в честь садов замка, созданных внутри стен. [ 19 ] Ось сада была продолжением оси дворца, ведущей от лоджии к колодцу , крытому зеленым куполом, и пороховой башне. Центральная терраса с травами и сезонными цветами была окружена фруктовыми деревьями , образуя придворный фруктовый сад. [ 20 ] Квартира, непосредственно примыкающая к западному фасаду дворца, составляла неотъемлемую часть парадного помещения, ее сопровождал так называемый giardino segretto (тайный сад), место только для владельца. [ 19 ]

В последующие столетия садовая обстановка в стиле маньеризма сохранялась. Симметричные геометрические партеры были обогащены рядами граба с липовыми беседками и посажены карликовые плодовые деревья ( айва , вишня , яблони ). [ 19 ] Имелись также постройки: оранжерея , фиговый домик, две теплицы, ледник и холодильные камеры для выращивания рассадных растений. [ 20 ]

В 1789 году, после захвата архиерейских имений гражданскими властями, часть садовых участков была отдана чиновникам, лестница, ведущая из дворца в сад, была перестроена, а первоначальная планировка сада была уничтожена. [ 19 ] [ 20 ] Геометрический сад 17 века, центральная часть которого окружена яблоневым садом, был восстановлен в 2003 году. [ 20 ]

Другие структуры

[ редактировать ]
Соборная церковь, перестроенная в 1632–1635 гг.

В первоначальный дворцовый комплекс 17–18 веков входят также Соборная церковь, церковь Святой Троицы и семинария. Соборная церковь была основана в 1171 году епископом Гедеоном (Гедко) вместе с коллегиальным капитулом и приходом. [ 21 ] Оригинальная церковь из тесаного камня построена в романском стиле . [ 1 ] [ 21 ] Церковь была расширена в XVI, первой половине 17 века (1632–1635). [ 1 ] а после 1719 г. образовала трехнефную базилику , освященную в 1728 г. Константином Фелицьяном Шанявским. [ 21 ]

Церковь Святой Троицы, построенная в 1640–1644 годах.

Главный алтарь в стиле барокко, выполненный Антонием Фрончкевичем, был украшен картиной Успения , написанной в Риме в 1730 году Шимоном Чеховичем . [ 21 ] Внутри находится множество памятников, в том числе один из важнейших памятников искусства эпохи Возрождения в Польше – могила Эльжбеты Кшицкой Зебжидовской, матери епископа Анджея Зебжидовского . [ 22 ]

Первое упоминание о Свято-Троицкой церкви датируется 1602 годом. [ 23 ] В 1638 году епископ Якуб Заджик основал больничную настоятельскую церковь Святой Троицы. Вскоре после этого была построена каменная церковь и деревянное здание больницы . Строительство было завершено в 1644 году, и на средства кельцкого старосты Станислава Чеховского была возведена часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Новую церковь освятил два года спустя, 6 апреля 1646 года, епископ Петр Гембицкий. [ 23 ] В 1725 году епископ Константин Фелициан Санявский основал нынешний главный алтарь, боковые алтари, скамьи и кафедру . Он также начал строительство ризницы и основал семинарию в 1726 году. [ 23 ]

Дворец Тарло в Подзамче-Пекошовских.

Сразу после завершения сооружение оказало большое влияние на современную архитектуру. Основателем одного из самых значительных подражаний в Подзамче-Пекошовских был Ян Александр Тарло, сандомирский воевода . Дворец был построен между 1645 и 1650 годами, и его строительство обошлось в сумму, эквивалентную стоимости 30 деревень. [ 24 ] До 1842 года поместье принадлежало семье Тарло и в последующие годы несколько раз меняло владельцев. [ 24 ] После пожара середины 19 века дворец превратился в руины. Легенда гласит, что во время банкета, устроенного епископом Якубом Задиком в его недавно построенном дворце в Кельце, хозяин отклонил приглашение Яна Александра Тарло, сказав: «Я не остаюсь в хижинах», а обиженный Тарло сказал: «Приглашаю Ваше Превосходительство. в Пекошов на два года, в тот же дворец, что и здесь у Вашего Превосходительства». [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Нил Уилсон; Том Паркинсон; Ричард Уоткинс (2005). «Малопольская возвышенность, Кельце» ( Google Книги ) . Польша . Одинокая планета. п. 171. ИСБН  1-74059-522-Х . Проверено 26 декабря 2010 г.
  2. ^ Федорович 1982 , стр. 165.
  3. ^ Нил Бедфорд (2008). «Малопольская возвышенность, Кельце» ( Google Книги ) . Польша . Одинокая планета. п. 218. ИСБН  978-1-74104-479-9 . Проверено 28 декабря 2010 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Бартломей Качоровский (1998). Памятники польской архитектуры . WSiP. стр. 108. ISBN  83-02-07130-7 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Бывший дворец краковских епископов в Кельце» (на польском языке). Национальный музей в Кельце mnki.pl. 2007. стр. 1. Архивировано из оригинала 4 марта 2010 года . Проверено 18 ноября 2012 г.
  6. ^ Карпович 2002 , стр. 52.
  7. ^ Jump up to: а б с д «Бывший дворец краковских епископов в Кельце» . www.mnki.pl (на польском языке) . Проверено 17 октября 2010 г.
  8. ^ «История МНК» . История музея со ссылками на отделы и экспонаты (на польском языке). Muzeum Narodowe w Kielcach . Проверено 18 ноября 2012 г.
  9. ^ "Рисование" . Домашняя страница . Национальный музей в Кельце . Проверено 18 ноября 2012 г.
  10. ^ «Бывший дворец краковских епископов в Кельце» . www.mnki.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
  11. ^ Роман Мировский. «Подзамче-Пекошовске-Дворец» . www.babajaga.info.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 6 января 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
  12. ^ «21-22». Ежеквартальный журнал по архитектуре и городскому планированию . ПВН. 1976. стр. 310, 321.
  13. ^ Витольд Крассовски (1995). «Том 4». История строительства и архитектуры в Польше (на польском языке). Профсоюзный издательский институт. стр. 434. ISBN  83-213-3290-0 .
  14. ^ Карпович 2002 , стр. 40.
  15. ^ Адриан Уилсон (1968). Венецианские расписные потолки эпохи Возрождения . Издательство Калифорнийского университета. п. 111.
  16. ^ Хью Хонор (1997). Путеводитель-компаньон по Венеции . Сопутствующие гиды. п. 51. ИСБН  1-900639-24-6 .
  17. ^ Федорович 1982 , стр. 176.
  18. ^ Мэриан Хиллар (1994). «ОТ ПОЛЬСКИХ СОЦИНИАНЦЕВ К АМЕРИКАНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ» . www.socinian.org (на польском языке). Журнал радикальной реформации. Свидетельство библейского унитаризма, Vol. 4, № 3. С. 22–57. Архивировано из оригинала 15 мая 2011 г. Проверено 22 октября 2010 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д А. Квасник-Гливиньска; М. Пененжек-Самек; М. Рупневская. «Итальянский сад» . www.mnki.pl (на польском языке) . Проверено 17 октября 2010 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д Польское агентство печати (25 сентября 2010 г.). «Кельце: Реконструкция пороховой башни и итальянского сада при дворце» . www.mnki.pl (на польском языке) . Проверено 22 ноября 2010 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д «Соборный приход – Успения Пресвятой Богородицы» . diecezja.kielce.pl (на польском языке) . Проверено 18 октября 2010 г.
  22. ^ Брайан Нокс (1971). Архитектура Польши . Прегер. п. 26.
  23. ^ Jump up to: а б с «Церковь Святой Троицы» . www.kielce.pl . Проверено 17 октября 2010 г.
  24. ^ Jump up to: а б «Подзамче-Пекошовские» . zamki.net.pl (на польском языке) . Проверено 17 октября 2010 г.
  25. ^ «Подзамче-Пекошовские – подобие кельцкого дворца» . www.powiat.kielce.pl (на польском языке) . Проверено 22 октября 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
  1. Федорович, Дж. К.; Богучка, Мария; Самсонович, Генрик (1982), Дворянская республика: исследования польской истории до 1864 года , Архив CUP, ISBN  0-521-24093-Х {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  2. Карпович, Мариуш (2002), Томаш Пончино (ок. 1590–1659): архитектор Кельцкого дворца (Томмазо Пончино (ок. 1590–1659): архитектор Кельцкого дворца) (на польском языке), Национальный музей в Кельце, ISBN  83-909744-7-9 .
[ редактировать ]

50 ° 52'09 "N 20 ° 37'39" E  /  50,86917 ° N 20,62750 ° E  / 50,86917; 20.62750

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5d31d7083f433e9b32d038f83e47df8__1714572900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/f8/b5d31d7083f433e9b32d038f83e47df8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kraków Bishops Palace - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)