Богдан Пневский

Богдан Виктор Казимеж Пневский (26 августа 1897 — 5 сентября 1965 в Варшаве) — польский архитектор- модернист , профессор Варшавского технологического университета и Академии изящных искусств в Варшаве . Он больше всего известен как проектировщик государственных зданий в довоенной и послевоенной Польше , хотя условия работы архитектора в эти эпохи существенно различались. Пневский, популярный среди польской политической элиты в межвоенный период (он был проектировщиком дворца Брюля , который был офисом Министерства иностранных дел , возглавляемого Юзефом Беком ), оставался видным в коммунистической Польше . Удивительно, но «придворный архитектор Бека» (nadworny Architekt Becka), как его прозвали враги после 1945 года из-за роли в проектировании дворца ненавистного министра, свои самые известные здания построил уже после войны – в Народной Республике Польша . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Богдан Пневский родился четвертым ребенком в семье банковского служащего Виктора Пневского (1849–1918) и его второй жены Елены Кешковских (1876–1965). В 1906–1914 годах посещал среднюю школу (Szkoła Realna им. Станиславы Стащицы), где вступил в отряд скаутов. Его образование продолжилось на строительном факультете Механического и технического училища имени Иполита Вавельберга и Станислава Ротванда. [2] В 1915 году ему не удалось поступить на архитектурный факультет Варшавского технологического университета, но два года спустя он был принят по второму заявлению. [3]
Его учеба была приостановлена из-за Первой мировой войны , в которой Пневский участвовал сначала в качестве разведчика, а затем в качестве солдата Польской военной организации . В ноябре 1918 года помог мирно разоружить немецких солдат, оставшихся в Польше после окончания войны. Но война Богдана Пневского не закончилась в 1918 году, потому что, как и многие молодые поляки его возраста, он решил защитить свою страну от только что родившейся Российской Советской Федеративной Социалистической Республики . Он присоединился к легионам маршала Юзефа Пилсудского , и этот шаг вскоре оказался полезным в его карьере из-за положения бывших солдат во Второй республике . [4] Во время польско-советской войны , в 1920 году, он был ранен, что с гордостью подчеркивал в последующие годы. Во время лечения ноги он встретил свою будущую жену Эльжбету Домбровскую (1900-1980) и был награжден Польским крестом за отвагу за храбрость на поле боя. Он окончил архитектурный факультет Варшавского технологического университета «с отличием в начале 1923 года, представив в качестве диссертации архитектурный проект Фондовой биржи под руководством профессора Чеслава Пшибыльского». [5]
Архитектура
[ редактировать ]Межвоенная Польша
[ редактировать ]Первой работой Пневского стал проект польского павильона на Международной выставке декоративного искусства и современной промышленности, построенный в сотрудничестве со Станиславом Брукальским и Лехом Немоевским в 1923 году. [6] Его первыми городскими проектами считалась перепланировка Радома , но они не были реализованы. Первые произведения Пневского были построены в 1928 году, и, как пишет Петр Киборт: «Все эти проекты имеют авангардные архитектурные особенности, хотя Пневский использовал эти новые формы прежде всего из-за их эстетических ценностей, чтобы добиться эффекта современности, а не для нарочитого социальная программа или связанная с ними технология, которая мотивировала левых авангардистов этого периода». [7] Его первыми работами были поселок Солнца на улице Мадалиньского 83-95 в Мокотувском районе, поселок Стшеха Уженднича на улицах Коховского и Неголевского в Жолибожском районе, а также выставочный павильон Дома моды Богуслава Герсе на Национальной выставке в Познани в 1929 году.


Пневский, однако, получил широкое признание в Польше не за свои авангардные проекты поселений, а за проекты государственных зданий. В 1928 году он выиграл конкурс на проект здания Польской миссии в Софии , в котором до сих пор находится посольство Польши в Болгарии . В 1930-х годах он выиграл конкурс на проектирование Храма Божественного Провидения , который так и не был построен из-за высоких прогнозируемых затрат и разногласий по поводу того, должно ли такое здание (церковь, подаренная государством Католической церкви ) финансироваться правительством. . В 1938 году был успешно завершен один из самых известных проектов Пневского: перепланировка дворца Брюля – офиса Министерства иностранных дел. Этому проекту Пневский обязан своим уничижительным, в коммунистические времена, прозвищем: «Придворный архитектор Бека» (надворный архитектор Бека). Интерьеры здания, перепроектированные архитектором в стиле модерн , показались руководителям послевоенной Польши слишком дорогими.
Перед Второй мировой войной Пневский построил собственную виллу на проспекте На Скарпе, где сегодня находится Музей Земли Польской академии наук, «расположенный в предполагаемых помещениях масонской ложи, спроектированных Шимоном Богумилом Цугом». [8] Значимой особенностью здания является библиотека с керамическими плитами с фольклорными мотивами на потолке. Вилла оставалась домом Пневского после войны и местом работы архитектора до его смерти. Архитектор также спроектировал в 1930-х годах гостевой дом Яна Кепура в Крынице и дом Мушинского на улице Клоновой.
Послевоенная Польша
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Пневский продолжал преподавать в Варшавском технологическом университете и Академии художеств в Варшаве , но не мог делать это открыто, поэтому места его занятий держались в секрете. Он выполнил различные архитектурные проекты, но большинство из них так и осталось на бумаге. После войны из-за политических изменений в университетах Пневский был исключен из Академии художеств и пару лет не преподавал в Технологическом университете. [9] Тем не менее, он по-прежнему оставался влиятельным архитектором и популярным среди нового коммунистического режима. Поскольку все проекты финансировались государством, архитектор мог выжить, только сотрудничая с правительством. В противном случае была бы необходима смена профессии. Пневский работал с коммунистическим режимом, но старался оставаться индивидуально свободным.

В 1948 году Пневский спроектировал здание Национального банка Польши (Narodowy Bank Polski). Он также принял участие в восстановлении польского парламента (Сейма), и этот проект стал его самым престижным. Он также построил здания Польского радио, поселок Соса Краковская в Охотском районе, Дом Хлопы и Государственный архив на улице Ханкевича. Одним из самых сложных его проектов была реконструкция и реконструкция Большого театра – Национальной оперы (Teatr Wielki – Opera Narodowa) после трагических причин Варшавского восстания . Это здание стало символом проектов архитектора, построенных в Польской Народной Республике, поскольку оно строилось в течение многих лет и проект пересматривался десятки раз, что приводило архитектора в ярость.
Пневский продолжил преподавание в Варшавском политехническом университете, а после 1956 года — в Варшавской Академии изящных искусств. Студенты называли его «принцем архитектуры» . Богдан Пневский умер 5 сентября 1965 года в Варшаве – городе, которому он посвятил всю свою жизнь и творчество.

Ссылки
[ редактировать ]- ^ М. Чапельский, Богдан Пневский - варшавский архитектор ХХ века , Варшава, Издательство Варшавского университета, 2008, стр. 101-102.
- ^ П. Киборт, http://cultural.pl/en/artist/bohdan-pniewski , 2015 (по состоянию на 17 января 2015 г.).
- ^ М. Чапельский, указ. соч ., с. 16.
- ^ Там же , с. 18
- ^ П. Киборт, http://cultural.pl/en/artist/bohdan-pniewski , 2015 (по состоянию на 17 января 2015 г.).
- ^ П. Киборт, http://cultural.pl/en/artist/bohdan-pniewski , 2015 (по состоянию на 17 января 2015 г.).
- ^ П. Киборт, http://cultural.pl/en/artist/bohdan-pniewski , 2015 (по состоянию на 17 января 2015 г.).
- ^ П. Киборт, http://cultural.pl/en/artist/bohdan-pniewski , 2015 (по состоянию на 17 января 2015 г.).
- ^ М. Чапельский, op.cit., стр. 182-185.