Св. Церковь Роха, Белосток
Св. Церковь Роха в Белостоке | |
---|---|
Святая Базилика Рох в Белостоке | |
![]() | |
![]() | |
53 ° 08'04,5 "с.ш. 23 ° 08'40,5" в.д. / 53,134583 ° с.ш. 23,144583 ° в.д. | |
Расположение | 1 Отец Адам Абрамович, Центральный район , Белосток |
Веб-сайт | www |
Архитектура | |
Стиль | Модеризм |
Технические характеристики | |
Высота | 78 м |
Св. Роха Римско-католическая церковь в Белостоке , Польша, была построена между 1927 и 1946 годами в стиле модерн по проекту известного польского архитектора, профессора Оскара Сосновского . [ 1 ] Его официальное название — церковь-памятник восстановленной независимости Польши ( Kościoł-Pomnik Odzyskania Niepodległości ), и она стоит на холме Святого Роха на улице Липовой в Белостоке, на месте, где когда-то стояло римско-католическое кладбище , основанное в 1839 году. Кладбище было осквернено русскими во время Январского восстания .
История
[ редактировать ]
Постулат построить церковь на холме, возвышающемся над центром города, выдвигался верующими уже многие десятилетия. Однако такое выставленное место не могло быть одобрено царскими губернскими властями, которые последовательно отказывались дать согласие на последующие ходатайства по этому поводу. Планы были возобновлены в независимой Польской Республике, когда вновь построенный приход перешел к отцу Адаму Абрамовичу. В сотрудничестве с кружком архитекторов в Варшаве, по инициативе местного проректора , преподобного Адама Абрамовича, в апреле 1926 года был объявлен конкурс на строительство новой церкви на улице Св. Роха в Белостоке. В нем содержался недвусмысленный постулат о символической идее здания, которое должно было иметь размеры памятника как «памятника возрождения независимости Отечества». Конкурс стал важным событием в художественной жизни межвоенной Польской Республики и сыграл важную роль в развитии современной польской архитектурной мысли. Среди 70 сложных работ, разнообразных по форме и стилистике, есть несколько смелых дизайнерских концепций, действующих в авангардной форме и новаторских пространственных решениях. Комиссия в составе Кароля Янковского, Мариана Лалевича и Чеслава Пшибыльского, а также священника Адама Абрамовича и районного архитектора Й. Кумманта на заседании 7 июля 1926 года присудила первую премию команде: Владиславу Шварценбергу-Черному, Яну Каржевскому. и Ежи Войзбун. Кроме того, еще три проекта были удостоены премий, среди которых наиболее радикальные авангардные предложения представили лауреаты четвертой премии: Богдан Лахерт, Юзеф Шанайца и Лех Немоевский. Ни одна из четырех награжденных работ не получила окончательного одобрения Строительного комитета. Концепция Оскара Сосновского, отобранная на втором, закрытом конкурсе, была отправлена на реализацию. Проект Сосновского был частью первоначального замысла так называемой «Каменной ектении»: мистические Марианские крепости, архитектурные эквиваленты призывов Лоретанской ектении. Представление о храме как памятнике-приношении за вновь обретенную независимость сочеталось в проекте Сосновского с гимном в честь Богоматери, Королевы Польской Короны, а призыв ектении стал в то же время явным символом новая реальность. Работы начались в 1927 году, и, несмотря на огромные финансовые трудности, строительство продвигалось быстро, что было настоящим явлением, учитывая крайне тяжелые экономические реалии и сложную социальную реальность Белостока того времени.
Церковь спроектирована в виде восьмигранника с тремя расположенными друг на друге массами. Первая масса составляет основную часть комплекса, две дополнительные расположены по бокам, образуя мансарды . Первоначально церковь была посвящена Марии , символизируемой звездой, поэтому Сосновский использовал в своем проекте звезды, особенно в элементах свода . После его смерти (сентябрь 1939 года, во время немецкой осады Варшавы ) строительство продолжил другой архитектор — Станислав Буковский . Во время советской оккупации восточной Польши во время Второй мировой войны (сентябрь 1939 — июнь 1941) советские власти планировали открыть в недостроенном здании цирк.
Церковь имеет впечатляющую 83-метровую башню, построенную по образцу собора в Каменце-Подольском . На вершине находится 3-метровая фигура Марии , стоящая на короне в стиле Пястов . Своды напоминают традиционные своды домов северо-восточной Польши. Рядом с церковью находится дом приходского священника , также спроектированный Сосновским. Весь комплекс окружен стенами, что соответствует традиции укрепленных церквей, распространенной в восточной Польше.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ А.Долистовский, «Церковь Св. Роха в Белостоке ...» в: Ежеквартальный журнал архитектуры и урбанизма, том 26, 1981 г., части 3–4, стр. 427–269.
Внешние ссылки
[ редактировать ]