Старый

Вече [а] было популярным собранием в средние века . Вече как упоминается во времена Киевской Руси, а позже оно стало мощным институтом в русских городах, таких Новгород и Псков . [1] где вече приобрело большое значение и во многом было похоже на норвежское или швейцарское Landsgemeinde . [2]
Этимология
[ редактировать ]Слово вече является транслитерацией русского слова «вече» ( мн. веча, веча ), которое, в свою очередь, унаследовано от праславянского *vě̑ťe ( букв. « совет, совет » или « разговор » ), который также представлен в слово советский , оба в конечном счете происходят от праславянской глагольной основы * větiti ' говорить, говорить ' ). [1] Существует связь с «-пороком» в слове «совет» и несколько более отдаленная связь с санскритом वेद , veda , такими германскими словами, как «мудрый» (английский), weten ( по-голландски «знать»), «ведьма» (славянский: věšt-ica ) и многие другие, которые, однако, происходят от другого индоевропейского корня. Аналогичным образом, существует дезинформация, утверждающая, что семантическое происхождение , которое дает значение рассматриваемого слова, параллельно со значением собрания .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Прокопий Кесарийский упоминал о собраниях славян в народных собраниях в VI веке: [3]
Но когда доклад разошелся по всему народу, практически все анты собрались, чтобы обсудить ситуацию, и потребовали обнародовать этот вопрос (...). Ибо эти народы, склавены и анты, не управляются одним человеком, но они издревле жили при демократии, и, следовательно, все, что касается их благополучия, будь то хорошее или плохое, относится к народу. [4]
зародилось вече Считается, что в племенных собраниях Восточной Европы , то есть до образования государства Киевская Русь . [5] [6] Поляне Первой в Киеве, согласно « летописи », как говорят, посовещались между собой ( с'думавше поляне ), прежде чем решили окончательно выплатить дань хазарам . [3] Слова дума и думати используются в более поздних случаях для обозначения деятельности вече . [3] В «Первой летописи» указывается и на признание народа отдельным политическим агентом в договоре 944 года с Византийской империей : «И великий князь наш Игорь и бояре его, и весь народ Русский». послал нас [3]
Самые ранние упоминания о вече в летописях относятся к примерам в Белгороде в 997 г. [3] Новгород в 1016 г., Киев в 1068 г. и Псков в 1123 г. Собрания обсуждали вопросы войны и мира, принимали законы, призывали и изгоняли правителей. В Киеве вече было созвано перед Софийским собором . в городах в XI веке не так много Упоминаний о вече , но в XII веке их значительно больше, причем такие упоминания в основном касаются Новгорода и Пскова. [3] [7] Средневековые летописи, такие как Первая летопись и Новгородская Первая летопись, особенно для Новгорода, являются основным источником о вече . [3] Важными источниками являются и следующее поколение русских летописей, в том числе Суздальская летопись . [3]
Новгородская Республика
[ редактировать ]
Новгородское Иваном вече было высшим законодательным и судебным органом власти в городе до 1478 года, после того как Новгород был формально присоединен III . [8] Каждый из концей (месточков) Новгорода также имел свое вече для избрания волостных чиновников. [7] Вече посадника города избирало князя, и архиепископа. [7]
Историки спорят о том, состояло ли новгородское вече из полностью свободных мужчин или же в нем доминировала небольшая группа дворян, известных как бояре . [7] Традиционная наука утверждает, что серия реформ 1410 года превратила вече в нечто похожее на публичное собрание ( Concio ) Венецианской республики ; она стала нижней палатой парламента. Была также создана верхняя палата, известная как Совет лордов ( совет господ ), который курировал вече . [7] с титульным членством для всех бывших городских магистратов ( посадников и тысяцких ). Некоторые источники указывают, что членство на вече могло стать постоянным, а депутаты парламента теперь назывались «вечниками» . Некоторые недавние ученые ставят эту интерпретацию под сомнение.
Новгородское вече предположительно мог быть созван любым, кто звонил в вечевой колокол , хотя более вероятно, что обычная процедура была более сложной. Все население города, включая бояр, купцов и простых горожан, собиралось тогда перед собором Святой Софии или у Ярославова двора на Торговой стороне . [7]
Из всех других городов Новгородской земли летопись упоминает только вече в Торжке ; однако, возможно, они существовали и во всех других городах. [9] [10]
Псковская Республика
[ редактировать ]Псковское имело законодательные полномочия вече ; он мог назначать военачальников и заслушивать отчеты послов. Он также утвердил такие расходы, как гранты князьям и выплаты строителям стен, башен и мостов. [11] Вече важные собиралось во дворе Троицкого собора , где хранились архивы веча и частные бумаги и государственные документы. В состав вечевого . собрания входили посадники , «средние» и простые люди [12] Историки расходятся во мнениях относительно того, в какой степени на вече доминировала элита: одни говорят, что реальная власть находилась в руках бояр, а другие считают вече демократическим институтом. [13] Конфликты были обычным явлением, и противостояние веча и посадников в 1483–1484 годах привело к казни одного посадника и конфискации имущества трех других посадников , бежавших в Москву. [14]
Вече действовало до 1510 года , когда город был формально присоединен Василием III .
Польша
[ редактировать ]
Вече вец , известные в Польше как , были созваны еще до начала польской государственности в Царстве Польском . [15] Вопросы сначала обсуждались старейшинами и лидерами, а затем представлялись всем свободным людям для более широкого обсуждения. [15] [16]
Одним из основных видов век был созыв для выбора нового правителя. [15] Существуют легенды об избрании в 9 веке легендарного основателя Пястов династии Пяста Уилрайта и аналогичном избрании его сына Семовита , но источники того времени происходят из более поздних веков, и их достоверность оспаривается учеными. [17] [18] Избирательные привилегии обычно были ограничены элитой, [15] которая в более поздние времена приняла форму самых могущественных дворян ( магнатов , князей ) или чиновников и находилась под сильным влиянием местных традиций и силы правителя. [19] К XII или XIII веку институт вице также ограничил свое участие высокопоставленными дворянами и чиновниками. [16] Общенациональные собрания вецких чиновников в 1306 и 1310 годах можно рассматривать как предшественников польского парламента ( Генерального сейма ). [16]
См. также
[ редактировать ]- Земский собор , российский парламент раннего Нового времени.
- Дума , тип русской сборки.
- Landsgemeinde — швейцарское собрание.
- Вещь в Скандинавии, Сейм в Польше, Сейм в Литве, Сейм в Латвии
- Рада , более поздний вид народного собрания, затем парламент Украины.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский : ве́че , латинизированный : вече , IPA: [ˈvʲet͡ɕe] ; Английский : итак , МПА: [vjɛt͡s] ; Украинский : ві́че , латинизированный : виче , IPA: [ˈʋ⁽ʲ⁾it͡ʃe] ; Белорусский : ве́ча , латинизированный : viéča , IPA: [ˈwhite͡ʂa] ; Церковнославянский : вѣще , латинизированный: одежда.
- ^ См . Славянскую этимологию слова и соответствующие ссылки в следующих статьях Этимологического словаря Макса Фасмера :
- и возможная дальнейшая индоевропейская этимология этого корня в статье
- все они представлены онлайн в этимологических базах данных «Вавилонская башня» проекта .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «вече (средневековое русское собрание) — Интернет-энциклопедия Британника» . Britannica.com . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Университет Копенгагена. Полис Центр (2000). Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств: исследование . Королевский Датское общество наук. стр. 268–. ISBN 978-87-7876-177-4 . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Фельдбрюгге, Фердинанд Дж. М. (2 октября 2017 г.). История российского права: от древнейших времен до Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 года . БРИЛЛ. стр. 415–418. ISBN 978-90-04-35214-8 .
- ^ Все рабы Прокопия , В Номине Ясса
- ^ "Вечер " Hist.msu.ru. Проверено 15 января 2022 г.
- ^ вече. 2010). Британская энциклопедия. Полный справочный комплект Британской энциклопедии. Чикаго: Британская энциклопедия.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лангер, Лоуренс Н. (15 сентября 2021 г.). Исторический словарь средневековой России . Роуман и Литтлфилд. п. 234. ИСБН 978-1-5381-1942-6 .
- ^ Фельдбрюгге, FJM (1 января 2009 г.). «Глава 5. Народные собрания в раннесредневековой России: вече в истории права». Право в средневековой России . Брилл Ниджхофф. стр. 147–165. дои : 10.1163/ej.9789004169852.i-336.47 . ISBN 978-90-04-18085-7 .
- ^ Kostomarov, Nikolay (2013). Russkaya Respublika Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки) (на русском языке). Pubmix.com. п. 213. ИСБН 9785424117350 .
- ^ Stepnyak-Kravchinsky, Sergey (2013). Россия под властью царей (на русском языке). Pubmix.com. п. 18. ISBN 9785424119651 .
- ^ Kafengauz, Berngardt (1969). Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики (in Russian). Nauka. pp. 98–105.
- ^ Kafengauz, Berngardt (1969). Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики (in Russian). Nauka. p. 111.
- ^ Kafengauz, Berngardt (1969). Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики (in Russian). Nauka. pp. 85–90, 110.
- ^ Kafengauz, Berngardt (1969). Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики (in Russian). Nauka. p. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Юлиуш Бардах , Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История польского государства и права (Варшава: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1987, стр. 20, 26-27).
- ^ Перейти обратно: а б с Юлиуш Бардах , Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История польского государства и права (Варшава: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1987, стр.63-64).
- ^ Норман Дэвис (23 августа 2001 г.). Сердце Европы: прошлое в настоящем Польши . Издательство Оксфордского университета. п. 249. ИСБН 978-0-19-280126-5 . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Януш Рошко (1980). Колыбель Земовита . Искры. стр. 170. ISBN. 978-83-207-0090-9 . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Юлиуш Бардах , Богуслав Леснодорский и Михал Петшак, История польского государства и права (Варшава: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1987, стр.62-63)