Натан Бирнбаум
Натан Бирнбаум | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Натан Бирнбаум 16 мая 1864 г. Вена , Австрийская империя |
Умер | 2 апреля 1937 г. Схевенинген , Нидерланды | ( 72 года
Псевдоним | Матиас Ахер Доктор Н. Бирнер Матиас Пальме Антон Скарт Теодор Шварц Пантарей |
Занятие | Писатель и журналист |
Натан Бирнбаум ( иврит : נתן בירנבוים ; псевдонимы: «Матиас Ахер», «Доктор Н. Бирнер», «Матиас Пальме», «Антон Скарт», «Теодор Шварц» и «Пантархей»; 16 мая 1864 г. - 27 г.) апрель 1937) — австрийский писатель и журналист, еврейский мыслитель и националист . [ 1 ] [ 2 ] В его жизни было три основных этапа, представляющих прогресс в его мышлении: сионистский этап (ок. 1883 – ок. 1900); этап еврейской культурной автономии (ок. 1900 – ок. 1914), который включал продвижение языка идиш ; и религиозный этап (ок. 1914–1937), когда он обратился к ортодоксальному иудаизму и стал ярым антисионистом .
Он женился на Розе Корнгут (1869–1934), и у них было трое сыновей: Соломон (Саломо) (1891–1989), Менахем (1893–1944) и Уриэль (1894–1956).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бирнбаум родился в Вене в восточноевропейской еврейской семье с корнями в австрийской Галиции и Венгрии. [ 3 ] Его отец, Менахем Мендель Бирнбаум, купец, был родом из Ропшица , Галиция (ныне Польша ), и его мать, Мириам Бирнбаум (урожденная Зееленфройнд), родившаяся в Карпатской Руси (ныне Украина ), в семье с прославленным раввинским происхождением, В детстве переехал в Тарнув , Галисия, где они встретились и поженились. [ 4 ]
С 1882 по 1886 год Бирнбаум изучал право , философию и ближневосточные исследования в Венском университете .
сионизм
[ редактировать ]В 1883 году, в возрасте 19 лет, он основал «Кадиму» , первую еврейскую (сионистскую) студенческую ассоциацию в Вене. [ 5 ] за много лет до того, как Теодор Герцль стал ведущим представителем сионистского движения . Еще будучи студентом, он основал и издавал периодическое издание Selbstemanzipation! , [ 6 ] часто написанный по большей части самим Бирнбаумом. В нем он ввел термины «сионистский», «сионистский», «сионизм» (1890 г.) и «политический сионизм» (1892 г.). [ 7 ]
Бирнбаум сыграл заметную роль в Первом сионистском конгрессе (1897), на котором он был избран генеральным секретарем Сионистской организации . Он был связан и был одним из наиболее важных представителей культурной, а не политической стороны сионизма. Однако вскоре после Конгресса он покинул Сионистскую организацию. Он был недоволен негативным отношением к еврейству диаспоры и превращением сионистских идеалов в партийную машину.
Следующим его этапом была защита еврейской культурной автономии или голусского национализма , уделяя особое внимание евреям Восточной Европы. Он выступал за признание евреев как народа среди других народов империи с идишем в качестве их официального языка. Он баллотировался (в Бучаче, восточная Галиция) от имени евреев (и при поддержке местных украинцев) в качестве кандидата в австрийский парламент. Хотя он имел большинство голосов, его избранию помешала коррупция избирательного процесса со стороны местной польской фракции. [ 8 ]
Он был главным организатором конференции по языку идиш , проходившей в Черновцах с 30 августа по 3 сентября 1908 года. Это была первая конференция по языку идиш, когда-либо проводившаяся. На конференции он занял место своего коллеги и соратника идиш-активиста Шолом-Алейхема, который был тяжело болен. [ 9 ]
Примерно с 1912 года Бирнбаум стал все больше интересоваться ортодоксальным иудаизмом и примерно с 1916 года стал полностью соблюдающим ортодоксальным евреем. Он продолжал выступать, в частности, в качестве защитника евреев Восточной Европы и языка идиш. С 1919 по 1922 год он был генеральным секретарем « Агудас Исроэль» , широко распространенной и влиятельной ортодоксальной еврейской организации. Он основал общество «Олим» (на иврите «Восходящие»), общество с конкретной программой действий, посвященной духовному восхождению еврейского народа.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Бирнбаум, осуждающий политический сионизм, 1919 год:
И возможно ли вообще, что мы, считающие иудаизм своим единственным сокровищем, сможем когда-нибудь конкурировать с такими опытными демагогами и громкими саморекламщиками, как они [сионисты]? Конечно, в этом нет необходимости. Мы ведь еще горы, а они — зерно, и все, что нам нужно сделать, это собрать все наши силы во всемирную организацию религиозных евреев, и она произойдет сама собой, без применения каких-либо больших политических хитростей. с нашей стороны, что в наших силах предотвратить то, что необходимо предотвратить, и осуществить то, что мы должны выполнить. Но нет необходимости сначала создавать эту всемирную организацию религиозных евреев. Оно уже существует. Мир знает его имя, это Агудас Исроэль [Союз Израиля]. [ 10 ]
Он продолжал писать и читать лекции. Его самой известной публикацией этого периода жизни была Gottes Volk , «Народ Божий» (1918, на немецком языке), переведенная в 1921 году на идиш, в 1946 году на английский как «Исповедь» (слегка сокращенная), а в 1948 году — на идиш. Иврит как «Ам Хашем». [ сомнительно – обсудить ]
В 1933 году, когда нацисты пришли к власти, Бирнбаум и часть его семьи жили в Берлине. Они вместе бежали в Схевенинген в Нидерландах с помощью бизнесмена и дипломата Анри Б. ван Леувена (1888-1973) — Бирнбаума, его жены, и их сына Менахема, художника, вместе со своей семьей. Там Бирнбаум, ван Леувен и банкир Дэниел Вулф издавали антисионистскую газету Der Ruf («Призыв»). В то время как Менахем и его семья были убиты нацистами в 1944-45 годах, другому сыну, Соломону (профессору палеографии идиша и иврита ) и его семье удалось бежать из Гамбурга в Англию. Их третий сын, Уриэль, художник и поэт, вместе со своей семьей бежал из Вены в Нидерланды в 1939 году. Ван Леувен, также ортодоксальный еврей, стал голландским антисионистским лидером и в Берген-Бельзене . выжил [ 11 ]
Бирнбаум умер в Схевенингене в 1937 году после тяжелой болезни.
Опубликованные работы
[ редактировать ]- «В рабстве у наших собратьев-евреев», 1919, из Натана Бирнбаума, Серия эссе об Агудасе Исроэле , Лондон, 1944, воспроизведено в Майкле Зельцере, редакторе, «Пересмотр сионизма» , Макмиллан, Лондон, 1970.
- Селбстеманзипация ! Периодическое издание. Вена, 1885–1894 гг. (ред., многочисленные статьи). Смотри выше по тексту.
- Еврейская современность ; ( Шульце ) Лейпциг, 1896 г.,
- Избранные сочинения по еврейскому вопросу , 2 тома, 1910.
- Ваши права восточным евреям! ; ( Лёвит ) Вена, 1915 г.,
- Божий народ ; (Лёвит) Вена, 1918 г.,
- На вечность. Еврейские очерки ; ( Мир ) Берлин, 1920 год,
- На службе обещанию , Франкфурт, 1927 год.
- Вознесение (периодическое издание); Берлин и Вена, январь 1930 г. – декабрь. 1932 год.
- Соломон А. Бирнбаум (редактор): Мост , Лондон, 1956.
- «Исповедь» , Нью-Йорк, 1946. Перевод (сокращенный) Gottes Volk .
- От вольнодумца к верующему : Люси Давидович: Золотая традиция , Нью-Йорк, 1967. Перевод книги «От вольнодумца к верующему» , Цюрих, 1919.
- Шлойми Бирнбойм (редактор) Айс Лаасис — Гиклибене Ксувим веселье Нусн Бирнбойм , Лодзь, 1939. (идиш). Избранные очерки.
- Святилище (периодическое издание). Эшвейлер, 1913–1914 гг. Многочисленные статьи.
- An'iberblik iber maan lebn в: Орлеан, Ю.Л. и Хасофер, Н. (ред.): Yubileyum Bukh zum zeksiktn Giburtstug fun Dr. Нусн Бирнбойм . Йешурун, Варшава, 1925 год. Идиш.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бриджер, Дэвид (1962). Новая еврейская энциклопедия . Нью-Йорк, Дом Бермана. ISBN 978-0-87441-120-1 .
- ^ Новая еврейская энциклопедия. «Книга религии: сионизм» . ответы.com.
- ^ Беренбаум, Майкл ; Скольник, Фред , ред. (2007). «Бирнбаум, Натан». Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 714–716. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ Олсон, Джесс (2013). Натан Бирнбаум и еврейская современность: архитектор сионизма, идишизма и православия . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 17–21.
- ^ Баттегай, Любрич, Каспар, Наоми (2018). Еврейская Швейцария: 50 предметов рассказывают свои истории (на немецком и английском языках). Базель: Кристоф Мериан. п. 134. ИСБН 9783856168476 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ "Самоэмансипация !" 1885–1894, с некоторыми перерывами, переименован в 1894 г. в «Juedische Volkszeitung».
- ^ Алекс Бейн, Ежегодник Герцля, том. II, с. 6, Нью-Йорк, 1959 год.
- ^ Фишман, Джошуа А. (1987). Идеология, общество и язык: Одиссея Натана Бирнбаума . Анн-Арбор, Мичиган: Karoma Publishers Inc., стр. 30–31.
- ^ Первая конференция по языку идиш. Луис Фридхандлер, Две дороги к идишизму (Натан Бирнбаум и Шолом-Алейхем)
- ^ Бирнбаум, Натан (1919). «В рабстве у наших собратьев-евреев». В Зельцере, Майкл (ред.). Переосмысленный сионизм: отказ от еврейской нормальности . Макмиллан (опубликовано в 1970 г.). п. 9. ЛЦН 71-91031 .
- ^ Евреи поддерживают академический бойкот Израиля
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Михаэль Кюнтопф-Генц, Натан Бирнбаум. биография ; Дисс. Тюбинген, 1990. (На немецком языке).
- Анжелика М. Хаузенбихль, Натан Бирнбаум. Его усилия в еврейском театре и культуре ; Дипломированный арбитр. Вена, 2001 г. (на немецком языке).
- это., неужели только политики? ; в: Дэвид. Еврейский культурный журнал 54, Вена (09/2002). (На немецком языке.)
- Джошуа А. Фишман , Идеология, общество и язык. «Одиссея Натана Бирнбаума» ; Анн-Арбор (Karoma Publ.), 1987. (На английском языке).
- Соломон Бирнбаум, Натан Бирнбаум ; в: Лео Юнг (ред.), Люди Духа , Нью-Йорк (Kymson Publ.), 1964. (На английском языке).
- С.А. Бирнбаум, Натан Бирнбаум и национальная автономия ; в: Йозеф Френкель (редактор), Евреи Австрии , Лондон, 1967, 1970. (На английском + немецком языке).
- Джесс Олсон : Нация, народность и религия в жизни и мыслях Натана Бирнбаума , доктора философии. Диссертация, Стэнфордский университет, США, 2006 г.
- Джесс Олсон: Натан Бирнбаум и Тувия Горовиц в: Jewish History 17, (стр. 1–29), 2003.
- Беренбаум, Майкл ; Скольник, Фред , ред. (2007). «Бирнбаум, Натан». Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 714–716. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- Шейнс, Джошуа : Бирнбаум, Натан в: Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO , Vol. I (стр. 186–187), Нью-Хейвен, 2008 г.
- Каплан А.Е. и Ландау М. (ред.): Vom Sinn des Judentums , Франкфурт/М. 1925.
- Орлеан Ю.Л. и Хасофер Н. (ред.): Новый год, Канун Нового года, Dr. Нусн Бирнбойм . Йешурун, Варшава, 1925 год. Идиш.
- Вистрих, Р.С .: Метаморфоза Натана Бирнбаума в: Евреи Вены в эпоху Франца Иосифа (1990).
- Вистрич, Р.: Странная одиссея Натана Бирнбаума в: Лаборатория разрушения мира. Немцы и евреи в Центральной Европе , Линкольн, Небраска/Иерусалим, 2007.
- Натан Бирнбаум, «В рабстве у наших собратьев-евреев», 1919 г., из Натана Бирнбаума, «Серия эссе об Агудас Исроэль», Лондон, 1944 г., воспроизведено в Майкле Зельцере, редакторе, «Переосмысленный сионизм», Макмиллан, Лондон, 1970 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Личные документы Натана Бирнбаума хранятся в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме. Обозначение группы записей – А188.
- Первая конференция по языку идиш «Черновиц»
- Первая конференция по языку идиш , Натан Бирнбаум
- The Call , оцифрованная газета, издаваемая Бирнбаумом в Институте Лео Бека, Нью-Йорк (на немецком языке)