Доик Эдомитянин
Доег ( иврит : דֹּאֵג Доэг ) был идумеянином , главным пастухом Саула, царя Израиля . [ 1 ] Он упоминается в еврейской библейской книге Первого Царства , главах 21 и 22 , где он изображен как антагонист Давида, ответственный за смерть большого количества священников .
Библейский рассказ
[ редактировать ]Расставшись с Ионафаном , Давид бежал от ревнивого гнева Саула и скрылся в Номве . Он отправился к Ахимелеху , первосвященнику , утверждая, что выполняет тайную царскую миссию. Ахимелех накормил Давида и его людей хлебами предложения и дал Давиду меч Голиафа . Сделав это, Давид поставил под угрозу жизнь Ахимелеха, так как Доик присутствовал («задержан перед Господом») и был свидетелем служения Ахимелеха Давиду ( 1 Царств 21 ).
Позже Саул спросил о местонахождении Давида, что побудило Доика ответить:
- И отвечал Доик Идумеянин, который был поставлен над слугами Саула, и сказал: я видел сына Иессея , идущего в Нов, к Ахимелеху, сыну Ахитува . ( 1 Сам 22:9 )
Поэтому Саул вызвал Ахимелеха и всю его компанию, спросив его, почему он решил составить против него заговор, защищая Давида. Ахимелех, возможно, пытаясь спастись, заявил, что он не участвовал в споре между Саулом и Давидом. Саул холодно отверг его требование и приказал казнить Ахимелеха и священников. Его чиновники отказались поднять руку на священников, и Саул обратился к Доику, который и осуществил казни. После этого Саул напал на город Номв, город священников, и семьи священников – мужчины, женщины и дети – были преданы мечу. Только Авиафар спасся и бежал, чтобы присоединиться к Давиду.
Смерть Ахимелеха, как правнука Илия , рассматривается как выполнение части проклятия Дома Илия, заключающегося в том, что ни один из его потомков мужского пола не доживет до старости ( 1 Царств 2:31–33 ). [ 2 ]
Позже Дэвид выразил раскаяние в своем участии в инциденте:
- И сказал Давид Авиафару: я знал в тот день, когда там был Доик Идумеянин, что он обязательно скажет Саулу: я причинил смерть всем людям из дома отца твоего. ( 1 Сам 22:22 )
В заголовке над 52-м псалмом указано, что Давид написал его после того, как Доик Идумеянин предал Ахимелеха Саулу.
В раввинской литературе
[ редактировать ]Доэг является предметом многих раввинских легенд, истоки которых частично можно найти в 52-м псалме .
Хотя он умер в раннем возрасте тридцати четырех лет, [ 3 ] раввины считают его величайшим ученым своего времени, и к нему якобы применяли сильное описание, потому что он заставлял каждого, с кем спорил, «краснеть». [ 4 ] Он мог задать 300 различных вопросов, касающихся одного-единственного ритуального случая. [ 5 ] Но ему недоставало внутреннего благочестия, так что Бог «беспокоился» о его кончине и «оплакивал» его. [ 6 ] Однако его самыми неудачными качествами были злоба, зависть и клеветнический язык. Он восхвалял Давида перед Саулом [ 7 ] только для того, чтобы возбудить его ревность, приписывая Давиду качества, которых не хватало Саулу. [ 8 ] Он затаил обиду на Давида, чье мнение преобладало над его собственным при выборе места для храма в Иерусалиме. [ 9 ] и ему почти удалось доказать своими аргументами, что Давид, как потомок Руфи Моавитянки , не мог, согласно Закону, принадлежать к обществу Израиля, когда пророк Самуил выступил в пользу Давида. [ 10 ] Он также объявил брак Давида и Мелхолы недействительным и убедил Саула выдать ее замуж за другого.
Доик не только пренебрег святостью брака, но и собственными руками убил священников Номва после того, как Авенир и Амаса , помощники Саула, отказались это сделать. [ 11 ] «...Несмотря на все свои беззаконные дела, он использовал закон в своей службе и черпал из него оправдание своего поведения. Авимелех, первосвященник в Номе, признался, что он консультировался с Уримом и Туммимом для Давида. Это послужило Доику основание для обвинения в государственной измене, и он заявил как неизменную Галаху, что с Уримом и Туммимом можно консультироваться только по поводу царя. Напрасно Авенир, Амаса и все остальные члены Синедриона. продемонстрировал, что с Уримом и Туммимом можно обращаться к любому, чье предприятие касается общего благосостояния. Доег не уступил, и, поскольку не нашлось никого, кто мог бы исполнить приговор, он сам выступил в роли палача. Когда им руководил мотив мести, он одинаково дорожил жизнью и честью своего ближнего. Ему удалось убедить Саула, что брак Давида с царской дочерью Мелхолой утратил силу с того момента, как Давид был объявлен мятежником. Таким образом, по его словам, Дэвид был все равно что мертв, поскольку мятежник был объявлен вне закона. Следовательно, его жена больше не была связана с ним. Наказание Доика соответствовало его проступкам. Тот, кто нечестиво воспользовался своим знанием закона, совершенно забыл закон, и даже ученики его восстали против него и изгнали его из дома учения. В конце концов он умер прокаженным». [ 12 ] Как это часто бывает с теми, кто стремится к чему-то, на что не имеет права, он потерял то, чем обладал. [ 13 ] Бог послал к Доику трех «ангелов разрушения»; первый заставил его забыть свое учение, второй сжег его душу, а третий развеял пепел. [ 14 ] По некоторым сведениям, его убили собственные ученики, когда обнаружили, что он забыл свои знания; [ 15 ] другие утверждают, что он был убит Давидом, когда тот (Доик) сообщил ему о смерти Саула и Ионафана. [ 16 ] «...Сын Доика был оруженосцем Саула, который был убит Давидом за то, что осмелился убить царя, хотя тот жаждал смерти». [ 17 ]
Согласно другому мидрашу, Доик пытался сохранить жизнь Агагу , царю амаликитян - эдомитян, интерпретируя Лев. 22:28 в запрет на уничтожение как старых, так и молодых на войне. [ 18 ] Доик принадлежит к числу тех, кто лишился своей доли в будущем мире из-за своего нечестия. [ 19 ] Доик является примером злых последствий клеветы , потому что, оклеветав священников Номва, он лишился своей жизни и стал причиной смерти Саула, Ахимелеха и Авенира. [ 20 ]
Позже, в качестве божественного возмездия за роль Давида в гибели священников в Номве, [ 21 ] после смерти его преемника и потомка Иорама все потомки мужского пола этой линии были убиты рукой Гофолии . Лишь один, Иоас (Иоас), избежал смерти, что соответствует одному священнику Авиафару , пережившему резню Доика в Нобе. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ 1 Царств 21:7
- ^ Статья в Еврейской энциклопедии об Ахимелехе.
- ^ Сан. 69б
- ^ Мидраш Техилим lii. 4; ред. Бубер, с. 284.
- ^ Хаг. 15б.
- ^ Сан. 106б.
- ^ 1 Царств 16:18.
- ^ Сан. 93б; сравните Мидраш Шмуэль 19, конец.
- ^ Зеб. 54б
- ^ Да. 76б, 77а; Мидраш Шмуэль XXII.
- ^ Бытие Раба 32; Мидраш Теилим 52. 4.
- ^ «Сказания о евреях стр.104-105» .
- ^ Генерал Р. 20.
- ^ Сан. 106б; по-другому, Йер. Сан. 10. 29а.
- ^ Ялх. , Сэм. 131
- ^ 2 Царств 1:2 ; Песик. , изд. Бубер, III. 28б; Гинзберг, «Агада в Кирхенветерне», т. 38.
- ^ «Сказания о евреях с.107» .
- ^ Мидраш Теилим 52.4.
- ^ Сан. х. 1; сравнить ib. 109б.
- ^ Да. Перах 1.16а; Мидраш Техилим 120.9 [изд. Бубер, с. 504].
- ↑ Сравните 1 Царств 22:17–21.
- ^ Сан. 95б. Цитируется в Еврейской энциклопедии : Иоас .
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Моррис Джастроу -младший, Чарльз А. Мендельсон, Луи Гинзберг и Джордж А. Бартон (1901–1906). «Доег» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )