шишак
Шишак , также пишется Шишак или Сусак ( иврит : שִׁישַׁק , латинизированный : Шишак , тиверийский : [ʃiʃaq] , древнегреческий : Σουσακίμ , латинизированный : Сусаким ), был, согласно еврейской Библии , египетским фараоном , который разграбил Иерусалим в 10 в. XIX век до нашей эры. Его обычно отождествляют с фараоном Шошенком I. [ 1 ]
Он поддержал Иеровоама против иудейского царя и Ровоама провел успешную кампанию через эту страну с большой армией. Сусак не разрушил Иерусалим, но захватил сокровища Храма Соломона и царского дома. В записях его кампании, найденных на Бубаститском портале в Карнаке и на рельефе в Эль-Хибе , перечислено несколько завоеванных городов, но не упоминается Иерусалим. Это упущение породило различные теории: некоторые ученые ставят под сомнение историческую точность библейского повествования, а другие предлагают возможные объяснения упущения. Шишак также появлялся в популярной культуре, особенно в фильме « В поисках утраченного ковчега» .
Библейское повествование
[ редактировать ]Кампания Сусака против Иудейского царства и его разграбление Иерусалима описаны в еврейской Библии , в 3 Царств 14:25 и 2 Паралипоменон 12:1–12 . Согласно этим рассказам, Сусак предоставил убежище Иеровоаму в последние годы правления Соломона , а после смерти Соломона Иеровоам стал царем северных колен, которые отделились от Иуды и стали Царством Израиля . Пятый год правления Ровоама , обычно датируемый ок. 926 г. до н.э., [ 2 ] Сусак пронесся по Иудее с мощной армией из 60 000 всадников и 1200 колесниц в поддержку Иеровоама. Согласно 2 Паралипоменон 12:3 , его поддержали любимы (ливийцы), суккиимы и кушиты (« эфиопляне » в Септуагинте ).
Сусак забрал сокровища храма Соломона и царского дома, а также золотые щиты, которые сделал Соломон; [ 3 ] Ровоам заменил их бронзовыми .
Согласно Второй Паралипоменон ,
Когда Сусак, царь Египта, напал на Иерусалим, он унес сокровища храма Господня и сокровища царского дворца. Он взял все, включая золотые щиты, Соломон . которые сделал
Флавий Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» добавляет к этому отряд в 400 000 пехотинцев. По словам Иосифа Флавия, его армия не встретила сопротивления на протяжении всей кампании, взяв наиболее укрепленные города Ровоама «без боя». Наконец, он завоевал Иерусалим без сопротивления, потому что «Ровоам боялся». Сусак не разрушил Иерусалим, но заставил иудейского царя Ровоама лишить Храм и его сокровищницу золота и движимых сокровищ. [ 4 ]
Сисак также был родственником Иеровоама. Жена Иеровоама не названа в масоретском тексте , но согласно Септуагинте , она была египетской принцессой по имени Ано:
- И дал Сусаким Иеровоаму Ано, старшую сестру Фекемины , жену свою, ему в жены; она была великой среди дочерей короля... [ 5 ]
Имя Шишака
[ редактировать ]Написание и произношение имени Шишака не одинаково во всей еврейской Библии. Оно встречается три раза как Шишак (שִׁישַׁק), три раза как Шишак (שִׁישָׁק) и один раз как Шушак (שׁוּשַׁק).
Идентифицирован как фараон Шошенк I.
[ редактировать ]В самые первые годы после расшифровки египетских иероглифов по хронологическим, историческим и лингвистическим признакам почти все египтологи отождествляли Шишака с Шошонком I из 22-й династии, вторгшимся в Ханаан после битвы при Горьких озерах . [ 1 ] В распространенном варианте имени Шошенка отсутствуют буквы «n», в результате чего получается произношение типа «Шошек». [ 6 ] С тех пор эту позицию придерживается большинство ученых, и она остается позицией большинства сегодня.
Записи кампании
[ редактировать ]Шошенк I оставил после себя «явные записи о походе в Ханаан (сцены; длинный список ханаанских топонимов от Негева до Галилеи ; стелы), включая стелу, [найденную] в Мегиддо », что подтверждает традиционную интерпретацию. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Бубаститский портал , рельеф, обнаруженный в Карнаке , в Верхнем Египте , и подобные рельефы на стенах небольшого храма Амона в Эль-Хибе , изображают фараона Шошенка I, держащего в руке связанную группу пленников. Названия захваченных городов расположены преимущественно на территории Израильского царства (включая Мегиддо ), причем некоторые из них указаны в Негебе и, возможно, в Филистии . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Некоторые из них включают несколько городов, которые, согласно Хроникам, укрепил Ровоам. [ 11 ] Однако в надписи не упоминается ни сам Иерусалим, ни Ровоам , ни Иеровоам . Были предложены различные объяснения этого упущения Иерусалима: его название могло быть стерто, список мог быть скопирован из списка завоеваний древнего фараона или выкупа города Ровоамом (как описано во Второй книге Паралипоменон). [ 12 ] ) спасло бы его от включения в список.
Критические вопросы
[ редактировать ]Это было заявлено [ ВОЗ? ] что количество египетских солдат, указанное в Хрониках, можно «безопасно игнорировать как невозможное» по египтологическим соображениям; Точно так же количество колесниц, упомянутое во 2 Паралипоменон, вероятно, преувеличено в десять раз: провести 60 000 лошадей через Синай и Негев было бы логистически невозможно, и никаких свидетельств существования египетской кавалерии не существует до 27-й династии . [ 13 ] Некоторые авторы, такие как Исраэль Финкельштейн , считают сокровища, захваченные Шишаком, маловероятными, утверждая, что материальная культура Иерусалима и его окрестностей 10-го века была слишком примитивной, чтобы позволить найти какие-либо сокровища, которые интересовали бы египетского фараона. Финкельштейн заключает, что повествование о грабежах «вероятно, следует рассматривать как богословскую конструкцию, а не как историческую отсылку». [ 2 ] : 175 Кристал В.Л. Пирс, напротив, указал, что на рельефе из Карнака записано, что Шешонк I вручил дань за свою левантийскую кампанию Амон-Ра , и что фараон использовал эту дань для финансирования строительства нескольких монументальных сооружений по всему Египту. [ 10 ]
Маргинальные теории
[ редактировать ]Другие идентификации Шишака были выдвинуты хронологическими ревизионистами, утверждающими, что рассказ Шошенка не очень точно соответствует библейскому рассказу, но они считаются маргинальными теориями . В своей книге «Века в хаосе » Иммануил Великовский отождествил его с Тутмосом III из 18-й династии. [ 14 ] Совсем недавно Дэвида Рола отождествила « Новая хронология» его с Рамсесом II из 19-й династии. [ 15 ] и Питер Джеймс отождествил его с Рамсесом III из 20-й династии. [ 16 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Шишак упоминается в Стивена Спилберга приключенческом фильме «В поисках утраченного ковчега» как фараон, захвативший Ковчег Завета из Храма Соломона во время своих набегов на Иерусалим и спрятавший его в Колодце Душ в Танисе .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Трой Лейланд Сагрильо. 2015. « Шошенк I и библейский Шишак: филологическая защита их традиционного уравнения ». В Соломоне и Шишаке: Современные перспективы археологии, эпиграфики, истории и хронологии; материалы третьего коллоквиума BICANE, состоявшегося в Сидней-Сассекском колледже, Кембридж, 26–27 марта 2011 г. , под редакцией Питера Дж. Джеймса, Питера Г. ван дер Вин и Роберта М. Портера. Британские археологические отчеты (международная серия) 2732. Оксфорд: Archaeopress. 61–81.
- ^ Jump up to: а б с Финкельштейн, Израиль (2006 г.). «Последний Лабаю: царь Саул и расширение первого территориального образования Северного Израиля» . В Амите, Яйра; Бен Цви, Эхуд; Финкельштейн, Израиль; и др. (ред.). Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте: дань уважения Надаву Нааману . Айзенбрауны. стр. 171 и далее. ISBN 9781575061283 .
- ^ 3 Царств 14:25 ; 2 Паралипоменон 12:1–12 на английском и иврите
- ^ Иудейские древности — Книга VIII , Глава X.
- ^ 3 Царств 12:24д , Новый английский перевод Септуагинты
- ^ фон Бекерат, Юрген (1984) Справочник египетских королевских имен, Мюнхен: Deutscher Kunstverlag , страницы 257–258, 260–262, 264
- ^ Jump up to: а б К. К. Китчен, О достоверности Ветхого Завета , William Eerdmans & Co, 2003. стр. 10, 32–34, 607. На странице 607 книги Китчена изображен сохранившийся фрагмент стелы Мегиддо Шошенка I, на которой изображен картуш этого царя.
- ^ Jump up to: а б «Иерусалимский археологический парк – хронология» . Archpark.org.il . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Первые угнетатели: Шишак Египетский» - BiblicalStudies.org стр. 1
- ^ Jump up to: а б Пирс, Кристал В.Л. (2022). «Египет и Левант в третьем промежуточном периоде (железо IB – IIIA)» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. п. 662. ИСБН 978-1-000-77324-8 .
- ^ 2 Паралипоменон 11: 5–12.
- ^ 2 Паралипоменон 12, 7–10.
- ^ Сагрильо, Трой Лейланд (2012). Армия Шишака: 2 Паралипоменон 12:2–3 с египтологической точки зрения . Древний Ближний Восток в XII–X вв. до н. э.: Культура и история; Учеб. международной конференции, состоявшейся в Хайфском университете 2–5 мая 2010 г. «Древний Ближний Восток и Ветхий Завет: публикации по культуре и истории Древнего Ближнего Востока и Ветхого Завета». Том 392. Мюнстер: Угарит-Верлаг. стр. 425–450.
- ^ Великовский, Иммануил (1977) [1953]. Века в хаосе Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN -0-283-35257-4 .
- ^ Рол, Дэвид (1995). Испытание временем . Лондон: Век. ISBN 978-0-7126-5913-0 .
- ^ Джеймс, Питер (2017). «Левантийские военные записи Рамсеса III: изменение взглядов, прошлое, настоящее и будущее» . Антигуо Ориенте . 15 : 57–147.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рол, Дэвид М. (1995). Фараоны и короли: библейский квест . Нью-Йорк: Crown Publishers, Inc.
- Кеннет Китчен , « Египетские интервенции в Леванте во II железном веке ». В Девере, Уильям Г. (ред.). Симбиоз, символизм и сила прошлого: Ханаан, древний Израиль и их соседи от позднего бронзового века до римской Палестины. Эйзенбраунс, Сеймур Гитин, 2003: стр. 113–132.
- Игаль Левин ; « Шешонк I и Негев Хасерим », Маарав 17 (2010), стр. 189-215.
- Игаль Левин, « Левантинское завоевание Шешонка и библейская история ». В: Джонатан С. Грир, Джон В. Хилбер и Джон Х. Уолтон (ред.), «За кулисами Ветхого Завета: культурный, социальный и исторический контекст», Гранд-Рапидс: Baker Academic, 2018.
- Трой Лейланд Сагрильо. 2015. « Шошенк I и библейский Шишак: филологическая защита их традиционного уравнения ». В Соломоне и Шишаке: Современные перспективы археологии, эпиграфики, истории и хронологии; материалы третьего коллоквиума BICANE, состоявшегося в Сидней-Сассекском колледже, Кембридж, 26–27 марта 2011 г., под редакцией Питера Дж. Джеймса, Питера Г. ван дер Вин и Роберта М. Портера. Британские археологические отчеты (международная серия) 2732. Оксфорд: Archaeopress. 61–81.
- Мучики Ёсиюки (1999). Египетские имена собственные и заимствованные слова в северо-западном семитском языке . Атланта: Общество библейской литературы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Поход фараона Шошенка I в Палестину , с картины Кевина А. Уилсона.
- Палестинская кампания Шешонка I
- Разграбление Иерусалима на Templemount.org