Пассивный интеллект
Пассивный интеллект ( лат . intellectus possibilis ; также переводится как потенциальный интеллект или материальный интеллект ) — термин, используемый в философии наряду с понятием активного интеллекта , чтобы дать объяснение работе интеллекта ( нус ), в соответствии с с теорией гиломорфизма , наиболее известной из которой является Аристотель .
Концепция Аристотеля
[ редактировать ]Аристотель дает свое наиболее существенное описание пассивного интеллекта ( nous pathetikos ) в De Anima (« О душе »), Книга III, глава 4. В Аристотеля философии разума пассивный интеллект «является тем, чем он является, становясь всеми вещами». [1] Под этим Аристотель имеет в виду, что пассивный интеллект потенциально может стать чем угодно, приняв понятную форму этой вещи . Затем активный интеллект ( nous poietikos ) должен осветить пассивный интеллект, чтобы превратить потенциальное знание в знание в действительности, точно так же, как свет превращает потенциальные цвета в действительные цвета. Анализ этого различия очень краток, что привело к спорам о том, что оно означает.
Интерпретации
[ редактировать ]Греческая мысль
В то время как греческие комментаторы, такие как Александр Афродисийский и Фемистий, вообще ничего не говорили об активном интеллекте (дебаты по этому поводу только разгорелись на христианском Западе тринадцатого века в контексте дебатов о том, кто Авиценна или Аверроэс) дал объяснение работе интеллекта – . интеллект, который лучше всего соответствует христианской доктрине), они предоставили множество комментариев о природе пассивного интеллекта. Например, для Александра Афродисийского (который придумал для этой способности термин «материальный интеллект» — имя, позднее использованное Аверроэсом ) пассивный интеллект был отдельным интеллектом от активного. [2] [3]
Аверроэс и Фома Аквинский
Более поздние философы, в том числе Аверроэс и Св. Фома Аквинский , предложили взаимоисключающие интерпретации аристотелевского различия между активным и пассивным интеллектом. Другими используемыми терминами являются «материальный интеллект» и «потенциальный интеллект», причем суть в том, что активный интеллект воздействует на пассивный интеллект для производства знаний (приобретенный интеллект) точно так же, как действительность воздействует на потенциальность или форма на материю. [ нужна ссылка ]
Аверроэс считал, что пассивный интеллект, аналогичный бесформенной материи, представляет собой единую субстанцию, общую для всех разумов, и что различия между отдельными разумами коренятся в их фантазмах как продукте различий в истории их чувственных восприятий. [ нужна ссылка ] Против этой позиции выступает Фома Аквинский в «Спорных вопросах о душе» ( Quaestiones disputatae de Anima ) , утверждая, что, хотя пассивный интеллект конкретно один, численно его много, так как каждый отдельный человек имеет свой собственный пассивный интеллект. [ нужна ссылка ]
Пассивный интеллект в исламской философии
[ редактировать ]Пассивный интеллект идентичен Аклю би аль-Кува в исламской философии . Акль би-аль-кувва, определяемый как разум, может абстрагировать формы сущностей, с которыми он в конечном итоге отождествляется. [4] Для Фараби потенциальный интеллект становится актуальным, получая форму материи. Другими словами, Акль аль-Хаюлани пытается отделить формы сущего от их материи. Форма становится идентичной Aql. [5] Фараби также признавал потенциальный интеллект частью души. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аристотель, Де Анима , Кн. III, гл. 5 (430 а 10-25).
- ^ Николя С., Андрие Б., Круазе Ж.-К., Санитиозо РБ и Бурман Дж. Т. (2013). Больной? Или медленно? О происхождении интеллекта как психологического объекта. Разведка, 41 (5), 699–711. doi:10.1016/j.intell.2013.08.006 (Это статья в открытом доступе , предоставленная Elsevier в свободном доступе .)
- ^ Кауфман, Алан С. (2009). Тестирование IQ 101 . Нью-Йорк: Издательство Springer. п. 112 . ISBN 978-0-8261-0629-2 . Саттлер, Джером М. (2008). Оценка детей: когнитивные основы . Ла-Меса, Калифорния: Джером М. Саттлер, издатель. внутренняя часть задней обложки. ISBN 978-0-9702671-4-6 .
- ^ ( Крейг 1998 , стр. 556)
- ^ ( Чейз 2008 , стр. 28)
Источники
[ редактировать ]- Чейз, Майкл (2008). «Фома Аквинский и альФараби». В Ньютоне, Ллойд А. (ред.). Средневековые комментарии к категориям Аристотеля . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-16752-0 .
- Крейг, Эдвард (1998). Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780415169172 . GGKEY:63C446DRRDG.
- Commentarium magnum в книге Aristotelis De anima libros , изд. Кроуфорд, Кембридж (Массачусетс) 1953: латинский перевод длинного комментария Аверроэса к De Anima.
- Аверроэс (тр. Ален де Либера), «Разум и мысль» , Париж, 1998: французский перевод длинного комментария Аверроэса к третьей книге De Anima.