Jump to content

Ханна Бергер

Ханна Бергер
Ханна Бергер, Немецкий архив танца, Кёльн
Рожденный
Йоханна Элизабет Хохляйтнер-Кёлльхен

( 1910-08-23 ) 23 августа 1910 г.
Вена , Австро-Венгерская империя
Умер 15 января 1962 г. (15 января 1962 г.) (51 год)
Восточный Берлин , Восточная Германия
Национальность австрийский
Известный Танец, хореография и кинорежиссура
Движение Современный танец

Ханна Бергер (урожденная Йоханна Элизабет Хохляйтнер-Кёльхен; 23 августа 1910 - 15 января 1962) была австрийской танцовщицей, хореографом, педагогом, режиссером, театральным режиссером, писателем и всю жизнь была антинацисткой и коммунисткой. Ее описывали как участницу движения свободного танца . [ 1 ]

Йоханна Элизабет , урожденная Хохляйтнер-Кельхен, была внебрачным ребенком Марии Хохляйтнер. Ее отец был описан как выходец из буржуазного социального класса. [ 2 ] и позже она назовет его богатым Эдуардом Вольфрамом. Мужем Хохляйтнер был железнодорожный рабочий Вильгельм Кёлльхен. [ 3 ] В детстве ее крестили католичкой. [ 3 ] Первые годы своего детства она провела частично с дедушкой, частично с матерью в рабочем районе Мейдлинг в Вене. [ 3 ] В восемь лет она была официально усыновлена ​​Кёлльхеном и жила с родителями. [ 3 ] Когда ей было шесть лет, она заболела туберкулезом , который поразил ее глаз. [ 2 ] В детстве она жила в крайней бедности, которая окрасила все ее существование, в результате чего у нее развилось человеческое состояние, которое она описала как «сверхчувствительность и стремление к искусству» («Überempfindsamkeit und Sehnsucht nach Kunst»). [ 2 ]

С 14 лет она начала брать уроки игры на фортепиано. В 16 лет она вышла замуж за машиниста Леопольда Бергера, но брак продлился недолго, и почти год спустя пара рассталась. [ 3 ] Она решила сохранить свою фамилию по браку, но официально не развелась до 1943 года. [ 3 ] Она больше никогда не выходила замуж. С 1927 по 1928 год она была членом Коммунистической партии Австрии . [ 3 ] С 1929 по 1934 год она изучала гимнастику современного танца в Берлине вместе с Джонни Ахеммом, Верой Скоронель , Гертрудой Винеке и Мэри Вигман в Дрездене . [ 4 ] Чтобы заработать на жизнь и позволить себе гонорары, она давала уроки танцев под именем Ханна Вольфрам и работала массажисткой. [ 2 ]

В 1929 году она познакомилась со скульптором Фрицем Кремером , убежденным коммунистом. [ 5 ] Они стали партнерами в отношениях, которые продлились до 1950 года, когда Кремер решил переехать в новую Восточную Германию . [ 3 ] [ 6 ] Они расстались по ряду причин. Кремеру не нравилась «американизация» Вены, и он уделял больше внимания стигматизации коммунистов. Другой, более важной причиной стал скандал вокруг мемориала жертвам фашизма на Центральном кладбище Вены . [ 7 ] [ 8 ] Мемориал представлял собой обнаженную бронзовую фигуру бойца сопротивления, что вызвало споры среди членов церкви. Теодор Инницер , архиепископ Вены, хотел, чтобы скульптору был предоставлен фиговый отпуск, но Кремер не принял этого. [ 9 ] Еще одной причиной расставания пары стали многочисленные романы Кремера. [ 9 ]

Художественная карьера

[ редактировать ]

Ее первые выступления в качестве профессиональной современной танцовщицы привели ее в турне с Мэри Вигман в 1935 году. [ 4 ] [ 10 ] Она танцевала, среди прочего, в цикле «Женские танцы» (Frauentänze) («Провидец», «Танец ведьм»). [ 11 ] В 1936 году она была участницей труппы Труди Шуп и танцевала в его хореографиях «Zur Annoncengabe» и «Fridolin unterwegs!» во время длительного турне по Соединенным Штатам, а также в Лондоне и Цюрихе. [ 3 ] Свои знания современного танца она завершила в течение нескольких месяцев в Немецкой мастер-студии танца (Deutschen Meisterstätten für Tanz) в Берлине, где посещала занятия по театральной режиссуре, балету, характеру и национальному танцу. [ 3 ]

К 1936 году она была заклятой антинацисткой, и это подтвердилось, когда она под псевдонимом «Артистка сцены» написала статьи под названием «Танец на стадионе» («Tanz im Stadion») и «О немецком танце и его реальном содержании». («Über den deutschen Tanz und seine realen Inhalte») для швейцарского театрального журнала Der Bühnenkünstler , где она подвергла критике нацистскую культурную политику. [ 12 ] Среди прочего там говорится:

«Правда всегда неприятна национал-социализму, выражается ли она в произведении искусства или в дискуссиях в давке». [ 13 ]

11 октября 1937 года она дебютировала на вечере в качестве хореографа и танцовщицы в рамках одиннадцатичастного соло в берлинском Бах-Зале. [ 11 ] Она исполнила комплекс танцев на определенные темы: «Три романтических этюда: лето, позднее лето, лето в Париже», «Повседневная история: девушка, любовница, брошенная мать, скорбящая женщина». [ 11 ] В решающий момент своего соло она станцевала один из своих самых известных танцев, «Соло Кригер», на Ульриха Кесслера . музыку [ 3 ] [ 14 ] Танец был запрещен нацистами и был показан только по настоянию австрийского посла, который был покровителем мероприятия. [ 2 ] 18 октября 1937 года сольный танец был рецензирован Дитрихом Дибелиусом в газете Frankfurter Zeitung (номер 531) в статье под названием: «Критика дебютного вечера Ханны Бергер по случаю исполнения сольного танца Кригер, ор. 13», где он заявил: [ 15 ]

«Танцовщица была одета в серое полевое пальто, солдатскую фуражку и сапоги. Шумная музыка, которую сочинил для этого танца ее спутник Ульрих Кесслер, состояла из маршевого барабанного мотива, которому солдат подчинялся топотными шагами, и то и дело яркого, протяжного звука. металлический звон, заставивший его на мгновение опустить голову и прижаться подбородком к воротнику мундира, как будто навстречу угрозе приближающегося снаряда, сразу же после этого снова старый вызывающий ритм; внезапная пауза - но он падает только тогда, всегда под чарами маршевого ритма, он отвечает врагу широким размахом. Война представлена ​​здесь в образе стойкого, молчаливого героизма». [ 16 ]

Сольный танец Бергер не был хорошо принят нацистами, и она была вынуждена бежать из нацистской Германии в Вену. [ 14 ] Ее венский дебют состоялся в декабре 1937 года в большом зале «Урании » . [ 17 ] Она нашла поддержку и защиту в лице члена городского совета Виктора Матейки , который признал природу ее танца воинственной и политически выразительной и предложил ей безопасное место для танцев в Volksheim Ottakring [ de ] . [ 2 ] 5 февраля 1938 года Бергер во второй раз исполнил «Кригер» на Фольксхайм Оттакринге в Вене. [ 2 ] Рецензия на танец была сделана редактором в беседе с Бергером в газете Workers-Weekly (Arbeiter-Woche), в которой говорилось, что у всех присутствующих, должно быть, возникло отвращение к войне. [ 2 ] Танцевальный критик и писатель Андреа Аморт заявила, что:

«зрители смогли осознать ужас войны, а не ее непременную необходимость и преображение, как предлагала национал-социалистическая Германия». Целью Ханны Бергер в этом танце было изобразить убийственную реальность военных конфликтов. Таким образом, это можно рассматривать как призыв к солдатам вырваться из-под иностранного господства и действовать под свою ответственность». [ 18 ]

В 1938 году, незадолго до аннексии Австрии Германией 13 марта 1938 года, она последовала за Фрицем Кремером в Рим. Преподавала в Королевской академии драматического искусства в Риме . Через шесть месяцев она сдала экзамен на академическую должность и получила звание профессора. [ 2 ] Под эгидой Королевской академии она ставила хореографию и танцевала во Флоренции и Мессине. [ 3 ] и, в конечном итоге, по всей Италии. [ 2 ]

С началом Второй мировой войны ситуация изменила ее планы. В Берлине она продолжала танцевать, давать уроки гимнастики и игры на фортепиано, а также заниматься актерским мастерством и модельным бизнесом, чтобы заработать деньги. [ 2 ] Пожертвовав собой, она время от времени устраивала танцевальные вечера, привлекавшие внимание гестапо. [ 2 ] В 1940 году она станцевала цикл «Итальянское путешествие» («Italienische Reise») в Академии драматического искусства в Риме. Год спустя она танцевала в Театре на Курфюрстендамм [ де ] с Марианной Фогельсанг . [ 2 ] В период с 1941 по 1942 год она поставила «Неизвестного из Сены» («Die Unbekannte aus der Seine») в восьми картинах. [ 2 ] 30 мая 1943 года она провела собственный танцевальный вечер в Театре на Курфюрстендамме. Несколько концертов в октябре 1942 года она танцевала в Театре Шиллера под руководством Генриха Георга . [ 2 ] Она также танцевала с актерами Уиллом Квадфлигом и Эрнстом Лигалом . Чтобы успокоить и уклониться от Имперской палаты культуры и гестапо, она назвала свою работу «историческими танцами». [ 2 ]

нацистское сопротивление

[ редактировать ]

С 1937 года и Бергер, и Кремер участвовали в антинацистском коммунистическом сопротивлении в Берлине в группе, которая позже стала известна как Красный оркестр («Rote Kapelle»). Бергер иногда использовала для встреч свою квартиру, расположенную по адресу Дюссельдорферштрассе, 48. [ 2 ] в их число войдут скульптор-коммунист Курт Шумахер и актер Вильгельм Шюрманн-Хорстер. [ 19 ] [ 2 ] скульптор Рутильд Хане , танцовщица Ода Шоттмюллер [ 20 ] и купец Вольфганг Тисс [ де ] . Студия Кремера также использовалась как место встреч, где обменивались материалами сопротивления. [ 20 ] Через Ганса Коппи , друга Шюрманна-Хорстера, Бергер был связан с Харро Шульце-Бойзеном . Группа твердо верила в превосходство коммунизма над капитализмом и фашизмом. [ 2 ] Однако танцы Бергер были прерваны, когда она была арестована 24 октября 1942 года в Познани «по подозрению в подготовке государственной измены» и провела несколько месяцев в тюрьме в Берлине с ноября 1942 года по август 1943 года. [ 2 ]

В ее доме в результате обыска гестапо было обнаружено 88 коммунистических книг и книг запрещенных авторов, например, » Карла Маркса « Капитал . [ 21 ] Также была найдена рукопись Бергер под названием «О немецком танце и его реальном содержании» (Über den deutschen Tanz und seine realen Inhalte), в которой она критиковала культурное присвоение танца нацистами в Германии вместе с сопутствующими ему правилами и предлагала предложения по как это следует изменить. [ 2 ] В обвинительном заключении ее обвинили в том, что она «содействовала подрывным коммунистическим собраниям у себя дома». [ 2 ]

Суд над ней проходил в Берлинском народном суде (Volksgerichtshof). Бергер сумела пережить суд благодаря умелой защите, представив себя политически совершенно неопытной. [ 2 ] Многие люди ходатайствовали, чтобы дать показания от ее имени в качестве свидетелей, в том числе ее мать Кремер, ученики, друзья и известные личности, в том числе танцовщица Марианна Фогельсанг, которые все сосредоточились на том, чтобы представить ее как настоящую художницу, преданную своему искусству. Это привело к отсутствию доказательств какой-либо коммунистической деятельности, и Бергер не была приговорена к смертной казни, как несколько ее друзей из сопротивления. [ а ] [ 2 ] Вместо этого 23 августа 1943 года с нее сняли основное обвинение и приговорили к двум годам каторжных работ. [ 21 ] Ей удалось сбежать во время перевода в концентрационный лагерь Равенсбрюк, когда Берлин подвергся бомбардировке. Несмотря на травмы, она смогла вернуться в Вену. [ 21 ] к 15 сентября 1943 г.

После войны и прославления

[ редактировать ]

После войны она работала танцевальным критиком, автором сценариев для танцев и фильмов. 16 мая 1945 года Бергер вновь основала антиавторитарный Венский детский театр, в котором Кристина Остермайер , Клаус Лёвич и Герхард Зенфт, и эту должность она занимала до 1950 года. были известны [ 17 ] 15 сентября она открыла театр спектаклем «Отважный портной». [ 2 ] 15 июня 1945 года Бергер впервые танцевал в Большом концертном зале Вены с танцем «Песня солидарности» (Solidaritätslied). Его написали Брехт и Эйслер для фильма Куле Вампе . Музыку исполнял хор Свободной австрийской молодежи. В октябре ее назначили на должность преподавателя танцев в Венском университете музыки и исполнительских искусств . В ноябре 1945 года она приняла активное участие в первых послевоенных выборах в Австрии. [ 2 ] и стал широко известной личностью. [ 17 ]

В 1946 году Бергер обнаружил, что Фриц Кремер все еще находится в заключении в Югославии , и ему удалось получить помощь от Коммунистической партии Австрии, чтобы освободить его. Кремер прибыл в Вену осенью 1946 года. [ 2 ] В 1950 году Кремер переехал в ГДР и возглавил мастер-класс в Академии художеств. [ 22 ] что фактически положило конец их отношениям.

Годы между 1945 и 1952 годами стали для нее наиболее творческими и продуктивными, когда она стала признанной знаменитостью, открыто продемонстрировав свои политические убеждения. [ 17 ] В этот период она танцевала сольные выступления в ряде городов Европы — в Берлине, Цюрихе, Вене, Париже и Риме, а также в разных местах стран Чехословакии , Польши и Венгрии . [ 2 ] В 1949 году Германская Демократическая Республика была основана . Бергера привлекла новая страна, и он подумывал о переезде туда. [ 17 ] Это произошло из-за все более враждебного климата, который сложился в Австрии по отношению к коммунистам и тем, кто работал в советских учреждениях, и они подвергались стигматизации. [ 2 ] За это время она станцевала «Неизвестный из Сены» (Unbekannte aus der Seine), а также «Мадонну» и «Боевой клич» (Kampfruf) «Неизвестный» (Unbekannte). [ 2 ] В 1952 году из-за реакционного климата ее уволили из Университета музыки и исполнительских искусств. В следующие два года из-за черного списка Бергер не смог найти работу в Австрии ни на одном производстве, поддерживаемом США. [ 2 ] Она смогла работать в других странах, преподавая на Сицилии и Сардинии, а затем в Вене и Берлине до конца 1950-х годов. [ 2 ]

В 1956 году Бергер занял должность постановщика оперы Яначека « Хитрая маленькая лисичка », поставленной Вальтером Фельзенштейном в ГДР. Ее попытки получить твердую должность директора под руководством Фельзенштейна закончились неудачей. [ 17 ] До своей окончательной смерти она колесила между Веной , Парижем, Италией, ГДР и другими социалистическими странами, не имея постоянного дома или места жительства. [ 17 ] Ее коммунистические убеждения оставались препятствием для ее большей карьеры. [ 17 ]

венский композитор Пауль Конт [ де ] . После Фрица Кремера ее спутником жизни стал [ 17 ] Вместе с ним примерно в 1954 году она основала Венскую группу камерного танца. [ 23 ] Он также написал музыку к трем танцевальным пьесам, в том числе к «Танцевальной рекламе» Шупа в 1956 году, а также к «Печальному охотнику» и «Пасторалям любви» в 1958 году, которые были поставлены и показаны на австрийском телевидении .

Изучая кинодизайн в Венской музыкальной академии с 1955 по 1957 год, она надеялась на новую карьеру режиссера. От имени города Вены она смогла учиться у Марселя Марсо в Париже. Будучи одной из первых его учениц, она получила диплом преподавателя. Она также исполнила произведения Греты Визенталь . [ 2 ]

В последние годы своей карьеры Ханна Бергер обратилась к выразительному танцу с новыми возможностями свободы и развития. Ее не интересовали художественные разделения, и она всегда использовала те средства и методы, которые казались ей правильными. [ 3 ] Ее последние важные выступления в качестве танцовщицы состоялись в Восточном Берлине в ансамбле Berliner Ensemble в 1956 году и в Вене (два выступления в Эрбар-холле в рамках Международного женского дня в 1961 году). [ 16 ]

Ханна Бергер умерла 15 января 1962 года в восточно-берлинской больнице Шарите во время операции по поводу второй опухоли головного мозга. [ 16 ] Она похоронена в почетной могиле на кладбище Мейдлинг в Вене . [ 16 ]

Ханна Бергер канула в Лету, но с момента ее повторного открытия в Вене в 1995 году с новой интерпретацией сольной хореографии Бергера L'Inconnue de la Seine Op. 27 на фортепианную пьесу Клода Дебюсси «Reflets dans l'eau aus der Images» (Том 1) Оттилии Миттерхубер в исполнении Эстер Коллер. [ 24 ] Она считается одним из величайших имен в произвольном танце, наряду с Гретой Визенталь и Розалией Хладек [ де ] . [ 25 ] Ханна Бергер объединяет в своих работах аспекты многих стилей и форм искусства. Ее сольные танцы сосредоточены на ощущении ситуации, которую она выражает с очевидным минимумом техники. Они не ставятся постоянно, некоторые моменты определены, другие должны свободно импровизировать танцор или танцор. Политически преданная артистка, она также часто включает политические элементы в свои соло. [ 25 ]

В рамках постановки «Танцы преступников» Эстер Линли в 1995 году это соло было центральной партией в Linzer Posthof [ de ] . В 2000 году Миттерхубер реконструировал соло Бергера «Мимоза» (Каселла), которую снова танцевала Эстер Коллер. Выставочную программу «Танец в изгнании» курировала Андреа Аморт в Венском академическом театре во время фестиваля tanz2000.at и ImPulsTanz. [ 26 ] [ 27 ] Программа «Ханна Бергер: Ретуши» курировалась в 2006 году Андреа Аморт в Festspielhaus St. Pölten в Санкт-Пельтене . Фрагментарные произведения Бергера были поставлены как новые творения Николасом Адлером, Манфредом Айхингером [ де ] , Берндом Р. Бинертом [ де ] , Роуз Бреусс и Вилли Дорнер Программа была показана на фестивалях в Вашингтоне. , Брауншвейг и Вена Эстер Коллер танцевала «L'Inconnue de la Seine» на открытии в 2011 году выставки достижений женщин-преподавателей в Университете музыки и исполнительских искусств в Вене .

В 2010 году Андреа Аморт , историк и профессор Венской консерватории , опубликовала «Ханна Бергер, Следы тонцерина в Сопротивлении». [ 10 ] после обширных исследований, которые привели к обнаружению нескольких ранее неизвестных архивных документов. [ 21 ] Эстер Коллер станцевала «Неизвестную Сену» в 2011 году на открытии выставки в Венском университете музыки и исполнительских искусств. В 2019 году в рамках выставки Alles tanzt. Kosmos Wiener Tanzmoderne в Венском театральном музее Ева-Мария Шаллер представляет длинную версию «Неизвестного Сены». [ 28 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Андреа Аморт , Мими Вундерер-Гош (ред.): Австрия танцует. История и современность. Бёлау Верлаг, Вена/Кёльн/Веймар, 2001 г., ISBN   3-205-99226-1 .
  • Андреа Аморт: Произвольный танец в межвоенной Вене. В: Дебора Холмс, Лиза Сильверман (Hrsg.): Межвоенная Вена. Культура между традицией и современностью. Камден Хаус, Нью-Йорк, 2009 г., ISBN   978-1-57113-420-2 , стр. 117–142.
  • Андреа Аморт: Ханна Бергер. Следы танцора в сопротивлении. Кристиан Брандштеттер Верлаг, Вена, 2010 г., ISBN   978-3-85033-188-3
  • Аморт, Андреа, изд. Все танцует Космос Венский современный танец (на немецком языке) (1-е изд.). Берлин: Хатье Канц. стр. 204–227. ISBN  9783775745673 .
  • Фишер, Ева-Элизабет (23 июня 2006 г.). «Неизвестное из социализма» (на немецком языке). Юго-западный немецкий медиахолдинг. Южногерманская газета.
  • Гизела Нотц : Боевая жизнь танцовщицы Йоханны (Ханны) Бергер (1910–1962). В: Ежегодник исследований по истории рабочего движения . Выпуск III/2012.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Подробное описание суда и заступничество ее сторонников, спасшее ей жизнь, см.: Гизела Нотц, Боевая жизнь танцовщицы Йоханны (Ханны) Бергер (1910-1962), стр. 149-154.
  1. ^ Дебора Холмс; Лиза Сильверман (2009). Межвоенная Вена: культура между традициями и современностью . Камден Хаус. стр. 133–4. ISBN  978-1-57113-420-2 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Нотц, Гизела (сентябрь 2012 г.). «Боевая жизнь танцовщицы Йоханны (Ханны) Бергер (1910-1962)». Ежегодник исследований по истории рабочего движения (PDF) (на немецком языке). Бонн: Фонд Фридриха Эберта, стр. 142–159.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Аморт, Андреа. " "Правда всегда неприятна нацизму" " . Немецкий танцевальный архив (на немецком языке). Кёльн: Друзья танцевального искусства в Немецком танцевальном архиве Cologne eV . Проверено 20 октября 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б Вернон, Беттина; Уоррен, Чарльз (1999). Гертруда Боденвизер и вклад Вены в экспрессивный танец . Психология Пресс. п. 150. ИСБН  978-90-5755-035-5 . Проверено 3 сентября 2021 г.
  5. ^ Андресен, Гертье (1 ноября 2005 г.). Ода Шоттмюллер: танцор, скульптор и противник нацистов Ода Шоттмюллер (1905–1943) (на немецком языке). Издательство Люк. п. 144. ИСБН  978-3-936872-58-3 .
  6. ^ Холмс, Дебора; Сильверман, Лиза (2009). Межвоенная Вена: культура между традицией и современностью . Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус. п. 133. ИСБН  9781571137432 .
  7. ^ Борейска, Ежи В.; Цимер, Клаус; Хулас, Магдалена; исторический (Варшовье), Немецкий институт (2006). Тоталитарные и авторитарные режимы в Европе: наследие и уроки двадцатого века . Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 574. ISBN.  978-1-57181-641-2 .
  8. ^ Бергер, Стефан; Эриксонас, Линас; Микок, Эндрю (2008). Рассказ о нации: представления в истории, средствах массовой информации и искусстве . Нью-Йорк: Berghahn Books. п. 211. ИСБН  978-1-84545-424-1 .
  9. ^ Jump up to: а б Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. стр. 142–143. ISBN  978-3-85033-188-3 .
  10. ^ Jump up to: а б «Ханна Бергер — Танцовщица как коммунистка» . ОРФ (на немецком языке). Вена. 1 апреля 2019 года . Проверено 21 октября 2022 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. п. 154. ИСБН  978-3-85033-188-3 .
  12. ^ Аморт, Андреа; Домбровски, Лилиан (февраль 2020 г.). «Исследование и демонстрация танцев и изгнания в Австрии - попытка хронологии» . Танцуй сейчас (на немецком языке). 37 . Вена: Танцы сегодня: 51–53 . Проверено 21 октября 2022 г.
  13. ^ Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. п. 175. ИСБН  978-3-85033-188-3 .
  14. ^ Jump up to: а б Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке) (1-е изд.). Вена: Кристиан Брандштеттер Верлаг. п. 160. ИСБН  978-3-85033-188-3 .
  15. ^ Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке) (1-е изд.). Вена: Кристиан Брандштеттер Верлаг. п. 142. ИСБН  978-3-85033-188-3 .
  16. ^ Jump up to: а б с д Энзельбергер, Женя (2011). «Андреа Аморт: Ханна Бергер. Следы танцовщицы в сопротивлении». rezens.tfm, репозиторий медиа-исследований (на немецком языке). Институт исследований театра, кино и медиа Венского университета. дои : 10.25969/mediarep/15692 . ISSN   2072-2869 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Бергер Ханна» . биография (на немецком языке). Вена: Институт науки и искусства Федерального министерства науки и исследований. Архивировано из оригинала 23 октября 2022 года . Проверено 23 октября 2022 г.
  18. ^ Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. п. 34. ISBN  978-3-85033-188-3 .
  19. ^ Андресен, Гертье (1 ноября 2005 г.). Ода Шоттмюллер: танцор, скульптор и противник нацистов Ода Шоттмюллер (1905–1943) (на немецком языке). Издательство Люк. п. 13. ISBN  978-3-936872-58-3 .
  20. ^ Jump up to: а б «Берлинская школа скульптуры» . Наоми Хенниг . Проверено 25 октября 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д «Ханна Бергер: По следам танцовщицы Сопротивления Андреа Аморт» . Национальный фонд (на немецком языке). Вена: Национальный фонд Австрийской Республики для жертв национал-социализма . Проверено 25 октября 2022 г.
  22. ^ «Кремер, Фриц» . Федеральный фонд переработки (на немецком языке). Федеральный фонд борьбы с диктатурой СЕПГ. Октябрь 2009 года . Проверено 20 октября 2022 г.
  23. ^ Беттина Вернон; Чарльз Уоррен (1999). Гертруда Боденвизер и вклад Вены в экспрессивный танец . Психология Пресс. п. 150. ИСБН  978-90-5755-035-5 .
  24. ^ Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. п. 138. ИСБН  978-3-85033-188-3 .
  25. ^ Jump up to: а б Холмс, Дебора; Сильверман, Лиза (2009). Межвоенная Вена: культура между традициями и современностью . Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус. п. 133. ИСБН  978-1-57113-420-2 .
  26. ^ «Танец в изгнании: танец центральноевропейских экспрессионистов» . www.impulstanz.com. 2000 . Проверено 25 января 2016 г.
  27. ^ «Танец в изгнании: исследовательский проект и судебная экспертиза» . Мук (на немецком языке). Вена: Частный университет музыки и искусства города Вены GmbH. 26 ноября 2004 года . Проверено 25 октября 2022 г.
  28. ^ «Неизвестный из Сены – хореографический подход к Ханне Бергер (2018)» . Ева-Мария Шаллер (на немецком языке) . Проверено 25 октября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbc6f5c135f9f79e6a50d8dcf5f5dc66__1719721620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/66/fbc6f5c135f9f79e6a50d8dcf5f5dc66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hanna Berger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)