Ханна Бергер
Ханна Бергер | |
---|---|
![]() Ханна Бергер, Немецкий архив танца, Кёльн | |
Рожденный | Йоханна Элизабет Хохляйтнер-Кёлльхен 23 августа 1910 г. Вена , Австро-Венгерская империя |
Умер | 15 января 1962 г. Восточный Берлин , Восточная Германия | (51 год)
Национальность | австрийский |
Известный | Танец, хореография и кинорежиссура |
Движение | Современный танец |
Ханна Бергер (урожденная Йоханна Элизабет Хохляйтнер-Кёльхен; 23 августа 1910 - 15 января 1962) была австрийской танцовщицей, хореографом, педагогом, режиссером, театральным режиссером, писателем и всю жизнь была антинацисткой и коммунисткой. Ее описывали как участницу движения свободного танца . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Йоханна Элизабет , урожденная Хохляйтнер-Кельхен, была внебрачным ребенком Марии Хохляйтнер. Ее отец был описан как выходец из буржуазного социального класса. [ 2 ] и позже она назовет его богатым Эдуардом Вольфрамом. Мужем Хохляйтнер был железнодорожный рабочий Вильгельм Кёлльхен. [ 3 ] В детстве ее крестили католичкой. [ 3 ] Первые годы своего детства она провела частично с дедушкой, частично с матерью в рабочем районе Мейдлинг в Вене. [ 3 ] В восемь лет она была официально усыновлена Кёлльхеном и жила с родителями. [ 3 ] Когда ей было шесть лет, она заболела туберкулезом , который поразил ее глаз. [ 2 ] В детстве она жила в крайней бедности, которая окрасила все ее существование, в результате чего у нее развилось человеческое состояние, которое она описала как «сверхчувствительность и стремление к искусству» («Überempfindsamkeit und Sehnsucht nach Kunst»). [ 2 ]
С 14 лет она начала брать уроки игры на фортепиано. В 16 лет она вышла замуж за машиниста Леопольда Бергера, но брак продлился недолго, и почти год спустя пара рассталась. [ 3 ] Она решила сохранить свою фамилию по браку, но официально не развелась до 1943 года. [ 3 ] Она больше никогда не выходила замуж. С 1927 по 1928 год она была членом Коммунистической партии Австрии . [ 3 ] С 1929 по 1934 год она изучала гимнастику современного танца в Берлине вместе с Джонни Ахеммом, Верой Скоронель , Гертрудой Винеке и Мэри Вигман в Дрездене . [ 4 ] Чтобы заработать на жизнь и позволить себе гонорары, она давала уроки танцев под именем Ханна Вольфрам и работала массажисткой. [ 2 ]
В 1929 году она познакомилась со скульптором Фрицем Кремером , убежденным коммунистом. [ 5 ] Они стали партнерами в отношениях, которые продлились до 1950 года, когда Кремер решил переехать в новую Восточную Германию . [ 3 ] [ 6 ] Они расстались по ряду причин. Кремеру не нравилась «американизация» Вены, и он уделял больше внимания стигматизации коммунистов. Другой, более важной причиной стал скандал вокруг мемориала жертвам фашизма на Центральном кладбище Вены . [ 7 ] [ 8 ] Мемориал представлял собой обнаженную бронзовую фигуру бойца сопротивления, что вызвало споры среди членов церкви. Теодор Инницер , архиепископ Вены, хотел, чтобы скульптору был предоставлен фиговый отпуск, но Кремер не принял этого. [ 9 ] Еще одной причиной расставания пары стали многочисленные романы Кремера. [ 9 ]
Художественная карьера
[ редактировать ]Ее первые выступления в качестве профессиональной современной танцовщицы привели ее в турне с Мэри Вигман в 1935 году. [ 4 ] [ 10 ] Она танцевала, среди прочего, в цикле «Женские танцы» (Frauentänze) («Провидец», «Танец ведьм»). [ 11 ] В 1936 году она была участницей труппы Труди Шуп и танцевала в его хореографиях «Zur Annoncengabe» и «Fridolin unterwegs!» во время длительного турне по Соединенным Штатам, а также в Лондоне и Цюрихе. [ 3 ] Свои знания современного танца она завершила в течение нескольких месяцев в Немецкой мастер-студии танца (Deutschen Meisterstätten für Tanz) в Берлине, где посещала занятия по театральной режиссуре, балету, характеру и национальному танцу. [ 3 ]
К 1936 году она была заклятой антинацисткой, и это подтвердилось, когда она под псевдонимом «Артистка сцены» написала статьи под названием «Танец на стадионе» («Tanz im Stadion») и «О немецком танце и его реальном содержании». («Über den deutschen Tanz und seine realen Inhalte») для швейцарского театрального журнала Der Bühnenkünstler , где она подвергла критике нацистскую культурную политику. [ 12 ] Среди прочего там говорится:
- «Правда всегда неприятна национал-социализму, выражается ли она в произведении искусства или в дискуссиях в давке». [ 13 ]
11 октября 1937 года она дебютировала на вечере в качестве хореографа и танцовщицы в рамках одиннадцатичастного соло в берлинском Бах-Зале. [ 11 ] Она исполнила комплекс танцев на определенные темы: «Три романтических этюда: лето, позднее лето, лето в Париже», «Повседневная история: девушка, любовница, брошенная мать, скорбящая женщина». [ 11 ] В решающий момент своего соло она станцевала один из своих самых известных танцев, «Соло Кригер», на Ульриха [ 3 ] [ 14 ] Танец был запрещен нацистами и был показан только по настоянию австрийского посла, который был покровителем мероприятия. [ 2 ] 18 октября 1937 года сольный танец был рецензирован Дитрихом Дибелиусом в газете Frankfurter Zeitung (номер 531) в статье под названием: «Критика дебютного вечера Ханны Бергер по случаю исполнения сольного танца Кригер, ор. 13», где он заявил: [ 15 ]
- «Танцовщица была одета в серое полевое пальто, солдатскую фуражку и сапоги. Шумная музыка, которую сочинил для этого танца ее спутник Ульрих Кесслер, состояла из маршевого барабанного мотива, которому солдат подчинялся топотными шагами, и то и дело яркого, протяжного звука. металлический звон, заставивший его на мгновение опустить голову и прижаться подбородком к воротнику мундира, как будто навстречу угрозе приближающегося снаряда, сразу же после этого снова старый вызывающий ритм; внезапная пауза - но он падает только тогда, всегда под чарами маршевого ритма, он отвечает врагу широким размахом. Война представлена здесь в образе стойкого, молчаливого героизма». [ 16 ]
Сольный танец Бергер не был хорошо принят нацистами, и она была вынуждена бежать из нацистской Германии в Вену. [ 14 ] Ее венский дебют состоялся в декабре 1937 года в большом зале «Урании » . [ 17 ] Она нашла поддержку и защиту в лице члена городского совета Виктора Матейки , который признал природу ее танца воинственной и политически выразительной и предложил ей безопасное место для танцев в Volksheim Ottakring . [ 2 ] 5 февраля 1938 года Бергер во второй раз исполнил «Кригер» на Фольксхайм Оттакринге в Вене. [ 2 ] Рецензия на танец была сделана редактором в беседе с Бергером в газете Workers-Weekly (Arbeiter-Woche), в которой говорилось, что у всех присутствующих, должно быть, возникло отвращение к войне. [ 2 ] Танцевальный критик и писатель Андреа Аморт заявила, что:
- «зрители смогли осознать ужас войны, а не ее непременную необходимость и преображение, как предлагала национал-социалистическая Германия». Целью Ханны Бергер в этом танце было изобразить убийственную реальность военных конфликтов. Таким образом, это можно рассматривать как призыв к солдатам вырваться из-под иностранного господства и действовать под свою ответственность». [ 18 ]
В 1938 году, незадолго до аннексии Австрии Германией 13 марта 1938 года, она последовала за Фрицем Кремером в Рим. Преподавала в Королевской академии драматического искусства в Риме . Через шесть месяцев она сдала экзамен на академическую должность и получила звание профессора. [ 2 ] Под эгидой Королевской академии она ставила хореографию и танцевала во Флоренции и Мессине. [ 3 ] и, в конечном итоге, по всей Италии. [ 2 ]
С началом Второй мировой войны ситуация изменила ее планы. В Берлине она продолжала танцевать, давать уроки гимнастики и игры на фортепиано, а также заниматься актерским мастерством и модельным бизнесом, чтобы заработать деньги. [ 2 ] Пожертвовав собой, она время от времени устраивала танцевальные вечера, привлекавшие внимание гестапо. [ 2 ] В 1940 году она станцевала цикл «Итальянское путешествие» («Italienische Reise») в Академии драматического искусства в Риме. Год спустя она танцевала в Театре на Курфюрстендамм с Марианной Фогельсанг . [ 2 ] В период с 1941 по 1942 год она поставила «Неизвестного из Сены» («Die Unbekannte aus der Seine») в восьми картинах. [ 2 ] 30 мая 1943 года она провела собственный танцевальный вечер в Театре на Курфюрстендамме. Несколько концертов в октябре 1942 года она танцевала в Театре Шиллера под руководством Генриха Георга . [ 2 ] Она также танцевала с актерами Уиллом Квадфлигом и Эрнстом Лигалом . Чтобы успокоить и уклониться от Имперской палаты культуры и гестапо, она назвала свою работу «историческими танцами». [ 2 ]
нацистское сопротивление
[ редактировать ]С 1937 года и Бергер, и Кремер участвовали в антинацистском коммунистическом сопротивлении в Берлине в группе, которая позже стала известна как Красный оркестр («Rote Kapelle»). Бергер иногда использовала для встреч свою квартиру, расположенную по адресу Дюссельдорферштрассе, 48. [ 2 ] в их число войдут скульптор-коммунист Курт Шумахер и актер Вильгельм Шюрманн-Хорстер. [ 19 ] [ 2 ] скульптор Рутильд Хане , танцовщица Ода Шоттмюллер [ 20 ] и купец Вольфганг Тисс . Студия Кремера также использовалась как место встреч, где обменивались материалами сопротивления. [ 20 ] Через Ганса Коппи , друга Шюрманна-Хорстера, Бергер был связан с Харро Шульце-Бойзеном . Группа твердо верила в превосходство коммунизма над капитализмом и фашизмом. [ 2 ] Однако танцы Бергер были прерваны, когда она была арестована 24 октября 1942 года в Познани «по подозрению в подготовке государственной измены» и провела несколько месяцев в тюрьме в Берлине с ноября 1942 года по август 1943 года. [ 2 ]
В ее доме в результате обыска гестапо было обнаружено 88 коммунистических книг и книг запрещенных авторов, например, » Карла Маркса « Капитал . [ 21 ] Также была найдена рукопись Бергер под названием «О немецком танце и его реальном содержании» (Über den deutschen Tanz und seine realen Inhalte), в которой она критиковала культурное присвоение танца нацистами в Германии вместе с сопутствующими ему правилами и предлагала предложения по как это следует изменить. [ 2 ] В обвинительном заключении ее обвинили в том, что она «содействовала подрывным коммунистическим собраниям у себя дома». [ 2 ]
Суд над ней проходил в Берлинском народном суде (Volksgerichtshof). Бергер сумела пережить суд благодаря умелой защите, представив себя политически совершенно неопытной. [ 2 ] Многие люди ходатайствовали, чтобы дать показания от ее имени в качестве свидетелей, в том числе ее мать Кремер, ученики, друзья и известные личности, в том числе танцовщица Марианна Фогельсанг, которые все сосредоточились на том, чтобы представить ее как настоящую художницу, преданную своему искусству. Это привело к отсутствию доказательств какой-либо коммунистической деятельности, и Бергер не была приговорена к смертной казни, как несколько ее друзей из сопротивления. [ а ] [ 2 ] Вместо этого 23 августа 1943 года с нее сняли основное обвинение и приговорили к двум годам каторжных работ. [ 21 ] Ей удалось сбежать во время перевода в концентрационный лагерь Равенсбрюк, когда Берлин подвергся бомбардировке. Несмотря на травмы, она смогла вернуться в Вену. [ 21 ] к 15 сентября 1943 г.
После войны и прославления
[ редактировать ]После войны она работала танцевальным критиком, автором сценариев для танцев и фильмов. 16 мая 1945 года Бергер вновь основала антиавторитарный Венский детский театр, в котором Кристина Остермайер , Клаус Лёвич и Герхард Зенфт, и эту должность она занимала до 1950 года. были известны [ 17 ] 15 сентября она открыла театр спектаклем «Отважный портной». [ 2 ] 15 июня 1945 года Бергер впервые танцевал в Большом концертном зале Вены с танцем «Песня солидарности» (Solidaritätslied). Его написали Брехт и Эйслер для фильма Куле Вампе . Музыку исполнял хор Свободной австрийской молодежи. В октябре ее назначили на должность преподавателя танцев в Венском университете музыки и исполнительских искусств . В ноябре 1945 года она приняла активное участие в первых послевоенных выборах в Австрии. [ 2 ] и стал широко известной личностью. [ 17 ]
В 1946 году Бергер обнаружил, что Фриц Кремер все еще находится в заключении в Югославии , и ему удалось получить помощь от Коммунистической партии Австрии, чтобы освободить его. Кремер прибыл в Вену осенью 1946 года. [ 2 ] В 1950 году Кремер переехал в ГДР и возглавил мастер-класс в Академии художеств. [ 22 ] что фактически положило конец их отношениям.
Годы между 1945 и 1952 годами стали для нее наиболее творческими и продуктивными, когда она стала признанной знаменитостью, открыто продемонстрировав свои политические убеждения. [ 17 ] В этот период она танцевала сольные выступления в ряде городов Европы — в Берлине, Цюрихе, Вене, Париже и Риме, а также в разных местах стран Чехословакии , Польши и Венгрии . [ 2 ] В 1949 году Германская Демократическая Республика была основана . Бергера привлекла новая страна, и он подумывал о переезде туда. [ 17 ] Это произошло из-за все более враждебного климата, который сложился в Австрии по отношению к коммунистам и тем, кто работал в советских учреждениях, и они подвергались стигматизации. [ 2 ] За это время она станцевала «Неизвестный из Сены» (Unbekannte aus der Seine), а также «Мадонну» и «Боевой клич» (Kampfruf) «Неизвестный» (Unbekannte). [ 2 ] В 1952 году из-за реакционного климата ее уволили из Университета музыки и исполнительских искусств. В следующие два года из-за черного списка Бергер не смог найти работу в Австрии ни на одном производстве, поддерживаемом США. [ 2 ] Она смогла работать в других странах, преподавая на Сицилии и Сардинии, а затем в Вене и Берлине до конца 1950-х годов. [ 2 ]
В 1956 году Бергер занял должность постановщика оперы Яначека « Хитрая маленькая лисичка », поставленной Вальтером Фельзенштейном в ГДР. Ее попытки получить твердую должность директора под руководством Фельзенштейна закончились неудачей. [ 17 ] До своей окончательной смерти она колесила между Веной , Парижем, Италией, ГДР и другими социалистическими странами, не имея постоянного дома или места жительства. [ 17 ] Ее коммунистические убеждения оставались препятствием для ее большей карьеры. [ 17 ]
венский композитор Пауль Конт После Фрица Кремера ее спутником жизни стал [ 17 ] Вместе с ним примерно в 1954 году она основала Венскую группу камерного танца. [ 23 ] Он также написал музыку к трем танцевальным пьесам, в том числе к «Танцевальной рекламе» Шупа в 1956 году, а также к «Печальному охотнику» и «Пасторалям любви» в 1958 году, которые были поставлены и показаны на австрийском телевидении .
Изучая кинодизайн в Венской музыкальной академии с 1955 по 1957 год, она надеялась на новую карьеру режиссера. От имени города Вены она смогла учиться у Марселя Марсо в Париже. Будучи одной из первых его учениц, она получила диплом преподавателя. Она также исполнила произведения Греты Визенталь . [ 2 ]
Смерть
[ редактировать ]В последние годы своей карьеры Ханна Бергер обратилась к выразительному танцу с новыми возможностями свободы и развития. Ее не интересовали художественные разделения, и она всегда использовала те средства и методы, которые казались ей правильными. [ 3 ] Ее последние важные выступления в качестве танцовщицы состоялись в Восточном Берлине в ансамбле Berliner Ensemble в 1956 году и в Вене (два выступления в Эрбар-холле в рамках Международного женского дня в 1961 году). [ 16 ]
Ханна Бергер умерла 15 января 1962 года в восточно-берлинской больнице Шарите во время операции по поводу второй опухоли головного мозга. [ 16 ] Она похоронена в почетной могиле на кладбище Мейдлинг в Вене . [ 16 ]
Прием
[ редактировать ]Ханна Бергер канула в Лету, но с момента ее повторного открытия в Вене в 1995 году с новой интерпретацией сольной хореографии Бергера L'Inconnue de la Seine Op. 27 на фортепианную пьесу Клода Дебюсси «Reflets dans l'eau aus der Images» (Том 1) Оттилии Миттерхубер в исполнении Эстер Коллер. [ 24 ] Она считается одним из величайших имен в произвольном танце, наряду с Гретой Визенталь и Розалией Хладек . [ 25 ] Ханна Бергер объединяет в своих работах аспекты многих стилей и форм искусства. Ее сольные танцы сосредоточены на ощущении ситуации, которую она выражает с очевидным минимумом техники. Они не ставятся постоянно, некоторые моменты определены, другие должны свободно импровизировать танцор или танцор. Политически преданная артистка, она также часто включает политические элементы в свои соло. [ 25 ]
В рамках постановки «Танцы преступников» Эстер Линли в 1995 году это соло было центральной партией в Linzer Posthof . В 2000 году Миттерхубер реконструировал соло Бергера «Мимоза» (Каселла), которую снова танцевала Эстер Коллер. Выставочную программу «Танец в изгнании» курировала Андреа Аморт в Венском академическом театре во время фестиваля tanz2000.at и ImPulsTanz. [ 26 ] [ 27 ] Программа «Ханна Бергер: Ретуши» курировалась в 2006 году Андреа Аморт в Festspielhaus St. Pölten в Санкт-Пельтене . Фрагментарные произведения Бергера были поставлены как новые творения Николасом Адлером, Манфредом Айхингером , Берндом Р. Бинертом , Роуз Бреусс и Вилли Дорнер Программа была показана на фестивалях в Вашингтоне. , Брауншвейг и Вена Эстер Коллер танцевала «L'Inconnue de la Seine» на открытии в 2011 году выставки достижений женщин-преподавателей в Университете музыки и исполнительских искусств в Вене .
В 2010 году Андреа Аморт , историк и профессор Венской консерватории , опубликовала «Ханна Бергер, Следы тонцерина в Сопротивлении». [ 10 ] после обширных исследований, которые привели к обнаружению нескольких ранее неизвестных архивных документов. [ 21 ] Эстер Коллер станцевала «Неизвестную Сену» в 2011 году на открытии выставки в Венском университете музыки и исполнительских искусств. В 2019 году в рамках выставки Alles tanzt. Kosmos Wiener Tanzmoderne в Венском театральном музее Ева-Мария Шаллер представляет длинную версию «Неизвестного Сены». [ 28 ]
Библиография
[ редактировать ]- Андреа Аморт , Мими Вундерер-Гош (ред.): Австрия танцует. История и современность. Бёлау Верлаг, Вена/Кёльн/Веймар, 2001 г., ISBN 3-205-99226-1 .
- Андреа Аморт: Произвольный танец в межвоенной Вене. В: Дебора Холмс, Лиза Сильверман (Hrsg.): Межвоенная Вена. Культура между традицией и современностью. Камден Хаус, Нью-Йорк, 2009 г., ISBN 978-1-57113-420-2 , стр. 117–142.
- Андреа Аморт: Ханна Бергер. Следы танцора в сопротивлении. Кристиан Брандштеттер Верлаг, Вена, 2010 г., ISBN 978-3-85033-188-3
- Аморт, Андреа, изд. Все танцует Космос Венский современный танец (на немецком языке) (1-е изд.). Берлин: Хатье Канц. стр. 204–227. ISBN 9783775745673 .
- Фишер, Ева-Элизабет (23 июня 2006 г.). «Неизвестное из социализма» (на немецком языке). Юго-западный немецкий медиахолдинг. Южногерманская газета.
- Гизела Нотц : Боевая жизнь танцовщицы Йоханны (Ханны) Бергер (1910–1962). В: Ежегодник исследований по истории рабочего движения . Выпуск III/2012.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Подробное описание суда и заступничество ее сторонников, спасшее ей жизнь, см.: Гизела Нотц, Боевая жизнь танцовщицы Йоханны (Ханны) Бергер (1910-1962), стр. 149-154.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дебора Холмс; Лиза Сильверман (2009). Межвоенная Вена: культура между традициями и современностью . Камден Хаус. стр. 133–4. ISBN 978-1-57113-420-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Нотц, Гизела (сентябрь 2012 г.). «Боевая жизнь танцовщицы Йоханны (Ханны) Бергер (1910-1962)». Ежегодник исследований по истории рабочего движения (PDF) (на немецком языке). Бонн: Фонд Фридриха Эберта, стр. 142–159.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Аморт, Андреа. " "Правда всегда неприятна нацизму" " . Немецкий танцевальный архив (на немецком языке). Кёльн: Друзья танцевального искусства в Немецком танцевальном архиве Cologne eV . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Вернон, Беттина; Уоррен, Чарльз (1999). Гертруда Боденвизер и вклад Вены в экспрессивный танец . Психология Пресс. п. 150. ИСБН 978-90-5755-035-5 . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Андресен, Гертье (1 ноября 2005 г.). Ода Шоттмюллер: танцор, скульптор и противник нацистов Ода Шоттмюллер (1905–1943) (на немецком языке). Издательство Люк. п. 144. ИСБН 978-3-936872-58-3 .
- ^ Холмс, Дебора; Сильверман, Лиза (2009). Межвоенная Вена: культура между традицией и современностью . Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус. п. 133. ИСБН 9781571137432 .
- ^ Борейска, Ежи В.; Цимер, Клаус; Хулас, Магдалена; исторический (Варшовье), Немецкий институт (2006). Тоталитарные и авторитарные режимы в Европе: наследие и уроки двадцатого века . Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 574. ISBN. 978-1-57181-641-2 .
- ^ Бергер, Стефан; Эриксонас, Линас; Микок, Эндрю (2008). Рассказ о нации: представления в истории, средствах массовой информации и искусстве . Нью-Йорк: Berghahn Books. п. 211. ИСБН 978-1-84545-424-1 .
- ^ Jump up to: а б Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. стр. 142–143. ISBN 978-3-85033-188-3 .
- ^ Jump up to: а б «Ханна Бергер — Танцовщица как коммунистка» . ОРФ (на немецком языке). Вена. 1 апреля 2019 года . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. п. 154. ИСБН 978-3-85033-188-3 .
- ^ Аморт, Андреа; Домбровски, Лилиан (февраль 2020 г.). «Исследование и демонстрация танцев и изгнания в Австрии - попытка хронологии» . Танцуй сейчас (на немецком языке). 37 . Вена: Танцы сегодня: 51–53 . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. п. 175. ИСБН 978-3-85033-188-3 .
- ^ Jump up to: а б Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке) (1-е изд.). Вена: Кристиан Брандштеттер Верлаг. п. 160. ИСБН 978-3-85033-188-3 .
- ^ Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке) (1-е изд.). Вена: Кристиан Брандштеттер Верлаг. п. 142. ИСБН 978-3-85033-188-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Энзельбергер, Женя (2011). «Андреа Аморт: Ханна Бергер. Следы танцовщицы в сопротивлении». rezens.tfm, репозиторий медиа-исследований (на немецком языке). Институт исследований театра, кино и медиа Венского университета. дои : 10.25969/mediarep/15692 . ISSN 2072-2869 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Бергер Ханна» . биография (на немецком языке). Вена: Институт науки и искусства Федерального министерства науки и исследований. Архивировано из оригинала 23 октября 2022 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. п. 34. ISBN 978-3-85033-188-3 .
- ^ Андресен, Гертье (1 ноября 2005 г.). Ода Шоттмюллер: танцор, скульптор и противник нацистов Ода Шоттмюллер (1905–1943) (на немецком языке). Издательство Люк. п. 13. ISBN 978-3-936872-58-3 .
- ^ Jump up to: а б «Берлинская школа скульптуры» . Наоми Хенниг . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ханна Бергер: По следам танцовщицы Сопротивления Андреа Аморт» . Национальный фонд (на немецком языке). Вена: Национальный фонд Австрийской Республики для жертв национал-социализма . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ «Кремер, Фриц» . Федеральный фонд переработки (на немецком языке). Федеральный фонд борьбы с диктатурой СЕПГ. Октябрь 2009 года . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Беттина Вернон; Чарльз Уоррен (1999). Гертруда Боденвизер и вклад Вены в экспрессивный танец . Психология Пресс. п. 150. ИСБН 978-90-5755-035-5 .
- ^ Аморт, Андреа (2010). Ханна Бергер: Следы танцовщицы в сопротивлении (на немецком языке). Вена: Брандштеттер. п. 138. ИСБН 978-3-85033-188-3 .
- ^ Jump up to: а б Холмс, Дебора; Сильверман, Лиза (2009). Межвоенная Вена: культура между традициями и современностью . Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус. п. 133. ИСБН 978-1-57113-420-2 .
- ^ «Танец в изгнании: танец центральноевропейских экспрессионистов» . www.impulstanz.com. 2000 . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ «Танец в изгнании: исследовательский проект и судебная экспертиза» . Мук (на немецком языке). Вена: Частный университет музыки и искусства города Вены GmbH. 26 ноября 2004 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ «Неизвестный из Сены – хореографический подход к Ханне Бергер (2018)» . Ева-Мария Шаллер (на немецком языке) . Проверено 25 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ханна Бергер немецкая биография
- Танец в изгнании: исследовательский проект Частный университет музыки и искусства города Вены
- Ханна Бергер в Немецком танцевальном архиве в Кельне
- Прикосновения - в поисках потерянного времени в Wayback Machine (архивировано 8 июля 2007 г.)
- Портрет танцовщицы Ханны Бергер, Фриц Кремер
- 1910 рождений
- 1962 смертей
- Австрийские антифашисты
- Австрийские хореографы
- Австрийские женщины-хореографы
- Австрийские театральные критики
- Австрийские женщины-критики
- Женщины-театральные критики
- Танцевальные критики
- Австрийские танцовщицы
- австрийские театральные режиссеры
- Австрийские женщины-режиссеры
- Австрийские женщины-писательницы
- Танцоры из Вены
- Театральные люди из Вены