Jump to content

Хельмут Ролофф

Хельмут Ролофф
Хельмут Ролофф (1940-е)
Рожденный ( 1912-10-09 ) 9 октября 1912 г.
Умер 29 сентября 2001 г. (29 сентября 2001 г.) (88 лет)
Берлин, Германия
Национальность немецкий
Образование Гимназия Ландграфа-Людвига, Гиссен. Музыкальный университет , Берлин
Род занятий Концертирующий пианист, педагог, записывающийся артист.
Работодатель(и) Берлинский университет музыки/ Университет искусств Берлина , факультет 3
Организация Группа сопротивления Шульце-Бойзена/Гарнака (« Красная часовня »), 1941-42 гг.
Известный Фортепианный репертуар. Антинацистское сопротивление во время войны
Почести Берлинская художественная премия 1950 г. Орден Священного сокровища (Япония) 1990 г.

Гельмут Ролофф (9 октября 1912 — 29 сентября 2001) — немецкий пианист, записывающийся артист, педагог и борец сопротивления нацистскому режиму. В сентябре 1942 года Ролофф был арестован в Берлине в ходе облавы на группу антинацистского сопротивления , предположительно находившуюся в центре более широкой европейской шпионской сети, известной абвером под криптонимом Красный оркестр ( Rote Kapelle ). Под прикрытием товарищей, которые убедили следователей, что его контакт с группой был непреднамеренным, его избежали казни и отпустили. В послевоенном Западном Берлине Ролофф преподавал в Музыкальной академии ( Hochschule für Musik Berlin ). Проработав директором школы, он вышел на пенсию в 1978 году.

Молодость, свидетель нацистских преследований

[ редактировать ]

Ролофф родился в университетском и гарнизонном городке Гиссен в Гессен-Дармштадте , где его отец, Густав Ролофф, был профессором истории (изучал европейскую колониальную политику и континентальный баланс сил). Его мать, Элизабет, была музыкально одарена и познакомила сына с игрой на фортепиано, но сначала он изучал право.

После захвата власти нацистами в январе 1933 года, будучи постоянным гостем в доме лейпцигского юриста Лео Розенберга , Ролофф стал свидетелем последствий недавно разрешенного преследования еврейского народа. Он начал думать о музыке как о карьере, в которой он не будет напрямую скомпрометирован коррупцией закона. Тем временем жизнь Ролоффа и его родителей в Гиссене становилась невозможной. В день первого нацистского бойкота еврейского бизнеса , 1 апреля 1933 года, его отец заметно прогуливался с коллегой-евреем по центру города. Но в университете Ролофф вспоминает «большой ажиотаж, когда овцы охотно вступали в СА [...] Я не думаю, что среди моих друзей и знакомых был хоть один, кто бы не присоединился». В 1936 году семья переехала в более анонимный Берлин. [ 1 ]

В 1935 году Ролофф окончил Высшую школу музыки (HfM, сегодня Берлинский университет искусств еврейские преподаватели, такие как Леонид Крейцер , Эмануэль Фейерманн и Артур Шнабель . , факультет 3), из которой уже были уволены и исключены [ 2 ] Ролофф учился у Рихарда Рёсслера , а позже, в 1938 году, индивидуально у Владимира Горбовского , который познакомил его с семьей Мендельсона . [ 1 ] Ролофф вместе с Хорбовским нашел должность преподавателя в консерватории Клиндворта-Шарвенки и начал давать концерты.

Берлинская квартира семьи находилась в том, что Ролофф описывает как «полностью еврейское здание». Аресты и депортации начались в 1939 году, что спровоцировало самоубийство соседа. Ролофф настаивает: «Если люди говорят, что не знали о таких вещах, это неправда. Люди знали. Многие в Берлине, большом городе, знали, что евреев загоняли на станцию ​​Грюневальд и увозили на восток». [ 1 ]

Сопротивление военного времени

[ редактировать ]

Историк музыки Фред К. Приберг отмечает, что в Третьем рейхе две трети музыкантов, многие из них до 1933 года, «посчитали уместным поспешно вступить в НСДАП » (более высокий процент, чем у врачей, [ 3 ] [ 4 ] в противном случае считалось, что это, наряду с юристами, у которых не было выбора, самая нацистская из профессий). [ 5 ] Ролофф был среди исключений, не только отказавшись от членства в партии, но и решив, что он должен что-то сделать против режима. [ 2 ]

Впервые он столкнулся с разговорами об организованном сопротивлении в 1937 году, когда он подружился с недавно освобожденным из-под стражи протестантским пастором по имени Векерлинг из диссидентской Исповедующей церкви ( Bekennende Kirche ). [ нужна ссылка ]

Зимой 1941 года дантист и любитель музыки Гельмут Химпель познакомил Ролоффа с группой сопротивления в Берлине, сосредоточенной вокруг пар Адама и Греты Кукхофф , Харро и Либертас Шульце-Бойзен и Арвида и Милдред Харнак . 17 сентября 1942 года гестапо , державшее под наблюдением его соратников, обыскало семейную квартиру Ролоффа. Под пианино они нашли запертый чемодан, который Химпель после предыдущего ареста Харро Шульца-Бойзена передал ему на хранение несколько дней назад. В нем находился поставленный Советским Союзом (но неработающий) коротковолновый радиопередатчик. [ нужна ссылка ]

Об аресте Ролоффа сообщалось в газете «Нью-Йорк Таймс» (6 октября 1942 г.) как в рамках «большой зачистки в Берлине»: «Большинство арестованных были интеллектуалами, юристами, актерами и художниками, и среди них были известные немецкие музыкант Хельмут Ролофф, которого взяли под стражу всего за несколько часов до того, как он должен был дать большой концерт в заранее распроданном зале». [ 6 ]

Доставленный в штаб-квартиру гестапо на Принц-Альбрехт-штрассе, Ролофф две недели содержался в кандалах в подвальной камере. Во время допросов он настаивал на том, что, по его мнению, в ящике находились яблоки или другие незаконные подарки в виде продуктов питания от пациентов Химпеля. Офицер Ролофф, подозреваемый в том, что он был обычным полицейским, шепнул ему поддержку: «Вы довольно хорошо представили свое дело. Теперь придерживайтесь его». [ 1 ]

Переведенный в тюрьму Шпандау , Ролофф нашел способы согласовать свои показания с Химпелем и со своим соседом по камере, журналистом-коммунистом Джоном Грауденцем . 26 января 1943 года Ролофф был освобожден. Последними словами Химпеля ему были: «Ты станешь великим пианистом». [ 1 ]

В течение следующих месяцев 49 членов группы (19 женщин и 30 мужчин), включая Химпеля, его невесту Марию Тервиль и Грауденц , были казнены через повешение или обезглавливание в тюрьме Плётцензее .

Среди других антинацистских материалов, скопированных на пишущей машинке Марии Тервиль, Ролофф, Химпель, Грауденц и другие, которые были отправлены лицам, занимающим важные посты, переданы иностранным корреспондентам и распространены по Берлину, была епископа фон Галена, проповедь «Актион Т4». осуждающая программу эвтаназии [ 7 ] и полемика под названием «Страх за будущее Германии охватывает людей ». [ 8 ] Ролофф также разбросал эту листовку по почтовым ящикам по всему району Далем . Написанный Харро Шульце-Бойзеном при содействии Джона Зига , он был подписан «AGIS». Ролофф напомнил, что в нем содержалась «очень резкая критика нацистов»: [ 1 ]

Жизнью нации руководит теперь класс смешных, но разрушительных мошенников и хвастунов, отчужденный от народа. Во времена острой нужды в Германии эти люди ведут комфортную жизнь. Однако совесть всех истинных патриотов восстает против всего нынешнего проявления немецкой власти в Европе [...] Во имя Рейха против мирных жителей и заключенных совершаются самые ужасные пытки и зверства. Каждый день войны приносит невообразимую боль и страдания. Каждый день увеличивает счет, который нам в конечном итоге придется оплатить [...] Что может сделать человек, чтобы реализовать свою волю? Каждый должен стремиться, где только может, делать прямо противоположное тому, чего требует от него нынешний режим. [ 9 ]

Получателям было предложено «рассылать это письмо по всему миру как можно чаще! Передавайте его друзьям и коллегам по работе!» и были уверены: "Вы не одни! Начинайте воевать самостоятельно, потом группами. ЗАВТРА ГЕРМАНИЯ БУДЕТ НАША!"

Ролофф и его группа также пытались оказать практическую помощь евреям, все еще живущим в Берлине. Они забрали личные документы и предоставили поддельные документы. [ 10 ] [ 1 ]

«Красный оркестр»

[ редактировать ]
Горжусь Schulze-Boys; ГДР (1964)

Ролофф никогда не считал себя, ни по симпатиям, ни по принадлежности, коммунистом (его жена Инге описывала его скорее как «пожизненного консерватора»). [ 11 ] Тем не менее, это вызывало подозрения у союзников западного сектора. Они отметили, что он поддерживал контакты в советском секторе Берлина, был гостем польской военной миссии. [ 12 ]

Послевоенная точка зрения на сеть Харнака/Шульца-Бойзена во многом осталась такой же, как ее рисовали следователи. Еще в 1969 году показания и протоколы гестапо и рейхскригсгерихта ( Reichskriegsgericht ) чиновников послужили основой для серии статей об «истории шпионской сети Красного оркестра» в еженедельнике «Шпигель». Под фотографией немецких воинских могил на восточном фронте он спрашивал, были ли "сотни тысяч солдат" "преданы Красным оркестром?" [ 10 ] Восточногерманский режим укрепил представление о группе как о коммунистической ячейке, манипулируя историей группы в соответствии со своими собственными целями, в частности, для укрепления немецко-советской дружбы и узаконивания своей собственной шпионской деятельности как антифашистской. [ 12 ] [ 13 ]

Ролофф редко рассказывал о своем военном опыте до тех пор, пока его сын Стефан, начиная с 1998 года, не дал ему подробного . интервью пытался сообщить британцам, что немцы взломали код их военно-морской связи), [ 8 ] и у них были советские контакты. Они оказались неэффективными в убеждении Сталина в своих докладах в июне 1941 года о подготовке немецкого вторжения. [ 14 ] и доказали их гибель: Абвер перехватил контактные данные Адмана Кукоффа и Шульца-Бойсонов, переданные Москвой по радио агенту в Брюсселе . [ 15 ]

Последующие исследования Стефана Ролоффа подтвердили то, что обнаружили другие. «Красный оркестр» был в значительной степени мифом времен холодной войны, связывающим воедино разрозненные группы сопротивления и диссидентов, не управляемых Советами и не скоординированных между собой. [ 12 ] [ 15 ] Среди лиц, связанных с деятельностью сети Гарнака/Шульца-Бойзена (насчитывалось около сотни, что в два раза больше числа казненных), наблюдался «плюрализм» политических и философских взглядов (« weltanschauliche Pluralität» ). [ 10 ] В тоталитарных условиях сопротивление, как правило, является слишком индивидуальным решением, заключает Стефан Ролофф, чтобы образующиеся группы (в «катакомбах») придерживались какой-либо одной идеологической линии. Сопротивляющийся по своей природе не является последователем. [ 16 ]

В 2009 году немецкий Бундестаг единогласно согласился отменить все обвинения в государственной измене, вынесенные во время войны при национал-социализме, и реабилитировать их жертв. [ 17 ]

Послевоенная карьера

[ редактировать ]

После окончания войны в 1945 году Ролофф нашел место в восстановленной Берлинской музыкальной академии ( Hochschule für Musik Berlin ) в Шарлоттенбурге. Он был назначен профессором в 1950 году, профессором в 1953 году и директором школы в 1970 году. В 1975 году школа была включена в состав Берлинского университета искусств ( Universität der Künste Berlin ), из которого Ролофф после выхода на пенсию в 1978 году был назначен профессором. почетный сенатор. [ 18 ]

Ролофф всю свою жизнь работал концертирующим пианистом и учителем игры на фортепиано. Он защищал модернистов, которых отрицали в Третьем рейхе. Через шесть месяцев после окончания войны телеканал Berliner Rundfunk транслировал Ролоффа в роли Сергея Прокофьева . [ 19 ] [ 20 ] С лета 1947 года он вел семинары по современной музыке в новом Международном институте музыки в Дармштадте, начиная с выступлений Пауля Хиндемита и Мануэля де Фалья . [ 21 ] Но прежде всего Ролофф культивировал классико-романтический репертуар. [ 2 ] Для Deutsche Gramaphon он записал Бетховена , [ 22 ] [ 23 ] Мендельсон , [ 24 ] [ 25 ] Моцарт , [ 26 ] Вебер и Шуберт . [ 27 ]

В 1990 году Ролофф получил Орден Священного Сокровища , Золотые лучи с шейной лентой, от правительства Японии за вклад в японскую музыку, включая обучение Такахиро Соноды , Тоёаки Мацууры и других японских пианистов. [ 28 ]

Гельмут Ролофф умер в своем доме в Берлине 29 сентября 2001 года. У него остались жена Инге Ролофф, сыновья Стефан Ролофф (художник и режиссер), Ульрих Ролофф (флейтист) и Йоханнес Ролофф (пианист).

Стефан Ролофф написал военную биографию своего отца и Красного оркестра, опубликованную издательством Ullstein Press в 2004 году. Его документальный фильм « Красный оркестр » [ 29 ] был номинирован на лучший иностранный фильм 2005 года Обществом женщин-критиков США. [ 30 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Интервью по устной истории с Хельмутом Ролоффом - Поиск коллекций - Мемориальный музей Холокоста в США» . Collections.ushmm.org . Проверено 24 марта 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с " "Я играл музыкального идиота" " . The Tagesspiegel Online (на немецком языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  3. ^ Нацистские врачи и Нюрнбергский кодекс: права человека в экспериментах над людьми . Издательство Оксфордского университета. 7 мая 1992 г. с. 19. ISBN  9780199772261 .
  4. ^ Лири, Уоррен Э. (10 ноября 1992 г.). «Выставка исследует причастность ученых к зверствам нацистской эпохи» . Нью-Йорк Таймс .
  5. ^ Хак, Омар С.; Де Фрейтас, Джулиан; Виани, Ивана; Нидершульте, Брэдли; Бурштайн, Гарольд Дж. (2012). «Почему так много немецких врачей так рано вступили в нацистскую партию?» . Международный журнал права и психиатрии . 35 (5–6): 473–479. дои : 10.1016/j.ijlp.2012.09.022 . ISSN   1873-6386 . ПМИД   23040706 .
  6. ^ Аксельссон, Джордж (6 октября 1942 г.). «Недавней речи Гитлера предшествовали массовые аресты, как слышит Стокгольм» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 апреля 2021 г.
  7. ^ «Убийство непродуктивных людей» Клеменс фон Гален
  8. ^ Jump up to: а б Верманн, Генрих-Вильгельм (1991). Сопротивление в Шарлоттенбурге . Берлин: Мемориал немецкого сопротивления. стр. 130–34.
  9. ^ Мемориал немецкого сопротивления (2020). « Забота о будущем Германии проходит через народ» (1942)» (PDF) . Проверено 12 апреля 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Тухель, Йоханнес (1988). «Идеологические мотивы в организации Гарнака/Шульце-Бойзена: («Красная капелла»)» . Современная церковная история . 1 (2): 267–292, стр. 267 № 1, 281, 284. ISSN   0932-9951 . JSTOR   43750615 .
  11. ^ «75 лет назад — Казнь ведущих членов «Красной оркестра» » . Deutschlandfunk (на немецком языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Зельтер, Герхард (2016). Призраки холодной войны: организация Гелена и возрождение образа врага гестапо «Красная капелла» (на немецком языке). Издательство Ч. Линкс. п. 268. ИСБН  978-3-86153-921-6 .
  13. ^ Ролофф, Стефан (2002). Красная часовня: Группа сопротивления в Третьем рейхе и история Гельмута Ролоффа . Берлин: Ульштайн Верлаг. ISBN  9783548366692 .
  14. ^ Welle (www.dw.com), немецкий. «Почти забыто: «Красная часовня» | DW | 26 апреля 2013 г.» . DW.COM (на немецком языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б Нельсон, Энн (7 апреля 2009 г.). Красный оркестр: история берлинского подполья и круга друзей, сопротивлявшихся Гитлеру . Издательская группа Random House. ISBN  978-1-58836-799-0 .
  16. ^ Ролофф, Стефан (2011). «Катакомбное общество: Красная часовня в период до войны и Второй мировой войны» . download.e-bookshelf.de . Проверено 25 марта 2021 г.
  17. ^ «Германия принимает закон, оправдывающий «военных предателей» нацистской эпохи » . www.jurist.org . 9 сентября 2009 года . Проверено 26 марта 2021 г.
  18. ^ «Профессор Гельмут Ролофф †» . www.udk-berlin.de (на немецком языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  19. ^ Пейс, Ян (2018). Реконструкция послевоенной западногерманской новой музыки во время ранней оккупации союзников (1945–46), Приложения (PDF) . Кандидатская диссертация, Кардиффский университет. п. 25.
  20. ^ Прокофьев - Гельмут Ролофф (1957) - Различные фортепианные произведения , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
  21. ^ Международный музыкальный институт Дармштадт. Праздничные курсы новой международной музыки, 12–27 июля. 1947 (PDF) . стр. 9–10.
  22. ^ Гельмут Ролофф – Бетховен «Героические вариации», соч. 35 , получено 10 апреля 2021 г.
  23. ^ Хельмут Ролофф играет Шесть вариаций Бетховена на тему "Nel cor più non mi sendo" , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
  24. ^ Хельмут Ролофф исполняет «Серийные вариации Мендельсона», соч. 54 , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
  25. ^ Хельмут Ролофф исполняет Рондо-каприччиозо Мендельсона, соч. 14 , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
  26. ^ Хельмут Ролофф играет Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром KV466 , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
  27. ^ Исследовательский центр AHRC по истории и анализу записанной музыки. «Результаты поиска Гельмута Ролоффа, фортепиано» . ШАРМ .
  28. ^ «Некролог: Гельмут Ролофф» . Джапан Таймс . 10 октября 2001 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
  29. ^ Красный оркестр (2003), документальный фильм ZDF, сценарий и режиссер Стефан Ролофф. https://www.imdb.com/title/tt0391433/
  30. ^ «Ролофф, Стефан | Фильмотека DEFA» . электронная коммерция.umass.edu . Проверено 22 марта 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Катер, Майкл Х. (1997) Искаженная муза: Музыканты и их музыка в третьем рейхе . Нью-Йорк и Оксфорд, 1997 г.; Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-509620-7 . Страницы 224-5
  • Нельсон, Энн (2009). Красный оркестр: история берлинского подполья и круга друзей, сопротивлявшихся Гитлеру . Издательская группа Random House. п. 331. ISBN   978-1-58836-799-0 .
  • Фишер-Дефой, Кристина (1996) ПОЛИТИКА ИСКУССТВА. Нацификация художественных и музыкальных колледжей в Берлине. (стр. 298), Университет искусств, Отдел прессы и информации, Берлин (лицензия Elefen-Press-Verlag), ISBN   3-89462-048-X
  • Герт Росейка (1996) Красный оркестр, «измена» как антифашистское сопротивление. издательство результатов, Гамбург, ISBN   3-925622-16-0 .
  • Стефан Ролофф (2004) Красная капелла. Группа сопротивления в Третьем рейхе и история Гельмута Ролоффа. Ульштайн-Верлаг, Берлин, 2004 г. ISBN   3-548-36669-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65699809aae374893f215bde2e86eb8a__1712101200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/8a/65699809aae374893f215bde2e86eb8a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Helmut Roloff - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)