Хельмут Ролофф
Хельмут Ролофф | |
---|---|
![]() Хельмут Ролофф (1940-е) | |
Рожденный | |
Умер | 29 сентября 2001 г. Берлин, Германия | (88 лет)
Национальность | немецкий |
Образование | Гимназия Ландграфа-Людвига, Гиссен. Музыкальный университет , Берлин |
Род занятий | Концертирующий пианист, педагог, записывающийся артист. |
Работодатель(и) | Берлинский университет музыки/ Университет искусств Берлина , факультет 3 |
Организация | Группа сопротивления Шульце-Бойзена/Гарнака (« Красная часовня »), 1941-42 гг. |
Известный | Фортепианный репертуар. Антинацистское сопротивление во время войны |
Почести | Берлинская художественная премия 1950 г. Орден Священного сокровища (Япония) 1990 г. |
Гельмут Ролофф (9 октября 1912 — 29 сентября 2001) — немецкий пианист, записывающийся артист, педагог и борец сопротивления нацистскому режиму. В сентябре 1942 года Ролофф был арестован в Берлине в ходе облавы на группу антинацистского сопротивления , предположительно находившуюся в центре более широкой европейской шпионской сети, известной абвером под криптонимом Красный оркестр ( Rote Kapelle ). Под прикрытием товарищей, которые убедили следователей, что его контакт с группой был непреднамеренным, его избежали казни и отпустили. В послевоенном Западном Берлине Ролофф преподавал в Музыкальной академии ( Hochschule für Musik Berlin ). Проработав директором школы, он вышел на пенсию в 1978 году.
Молодость, свидетель нацистских преследований
[ редактировать ]Ролофф родился в университетском и гарнизонном городке Гиссен в Гессен-Дармштадте , где его отец, Густав Ролофф, был профессором истории (изучал европейскую колониальную политику и континентальный баланс сил). Его мать, Элизабет, была музыкально одарена и познакомила сына с игрой на фортепиано, но сначала он изучал право.
После захвата власти нацистами в январе 1933 года, будучи постоянным гостем в доме лейпцигского юриста Лео Розенберга , Ролофф стал свидетелем последствий недавно разрешенного преследования еврейского народа. Он начал думать о музыке как о карьере, в которой он не будет напрямую скомпрометирован коррупцией закона. Тем временем жизнь Ролоффа и его родителей в Гиссене становилась невозможной. В день первого нацистского бойкота еврейского бизнеса , 1 апреля 1933 года, его отец заметно прогуливался с коллегой-евреем по центру города. Но в университете Ролофф вспоминает «большой ажиотаж, когда овцы охотно вступали в СА [...] Я не думаю, что среди моих друзей и знакомых был хоть один, кто бы не присоединился». В 1936 году семья переехала в более анонимный Берлин. [ 1 ]
В 1935 году Ролофф окончил Высшую школу музыки (HfM, сегодня Берлинский университет искусств еврейские преподаватели, такие как Леонид Крейцер , Эмануэль Фейерманн и Артур Шнабель . , факультет 3), из которой уже были уволены и исключены [ 2 ] Ролофф учился у Рихарда Рёсслера , а позже, в 1938 году, индивидуально у Владимира Горбовского , который познакомил его с семьей Мендельсона . [ 1 ] Ролофф вместе с Хорбовским нашел должность преподавателя в консерватории Клиндворта-Шарвенки и начал давать концерты.
Берлинская квартира семьи находилась в том, что Ролофф описывает как «полностью еврейское здание». Аресты и депортации начались в 1939 году, что спровоцировало самоубийство соседа. Ролофф настаивает: «Если люди говорят, что не знали о таких вещах, это неправда. Люди знали. Многие в Берлине, большом городе, знали, что евреев загоняли на станцию Грюневальд и увозили на восток». [ 1 ]
Сопротивление военного времени
[ редактировать ]Историк музыки Фред К. Приберг отмечает, что в Третьем рейхе две трети музыкантов, многие из них до 1933 года, «посчитали уместным поспешно вступить в НСДАП » (более высокий процент, чем у врачей, [ 3 ] [ 4 ] в противном случае считалось, что это, наряду с юристами, у которых не было выбора, самая нацистская из профессий). [ 5 ] Ролофф был среди исключений, не только отказавшись от членства в партии, но и решив, что он должен что-то сделать против режима. [ 2 ]
Впервые он столкнулся с разговорами об организованном сопротивлении в 1937 году, когда он подружился с недавно освобожденным из-под стражи протестантским пастором по имени Векерлинг из диссидентской Исповедующей церкви ( Bekennende Kirche ). [ нужна ссылка ]
Зимой 1941 года дантист и любитель музыки Гельмут Химпель познакомил Ролоффа с группой сопротивления в Берлине, сосредоточенной вокруг пар Адама и Греты Кукхофф , Харро и Либертас Шульце-Бойзен и Арвида и Милдред Харнак . 17 сентября 1942 года гестапо , державшее под наблюдением его соратников, обыскало семейную квартиру Ролоффа. Под пианино они нашли запертый чемодан, который Химпель после предыдущего ареста Харро Шульца-Бойзена передал ему на хранение несколько дней назад. В нем находился поставленный Советским Союзом (но неработающий) коротковолновый радиопередатчик. [ нужна ссылка ]
Об аресте Ролоффа сообщалось в газете «Нью-Йорк Таймс» (6 октября 1942 г.) как в рамках «большой зачистки в Берлине»: «Большинство арестованных были интеллектуалами, юристами, актерами и художниками, и среди них были известные немецкие музыкант Хельмут Ролофф, которого взяли под стражу всего за несколько часов до того, как он должен был дать большой концерт в заранее распроданном зале». [ 6 ]
Доставленный в штаб-квартиру гестапо на Принц-Альбрехт-штрассе, Ролофф две недели содержался в кандалах в подвальной камере. Во время допросов он настаивал на том, что, по его мнению, в ящике находились яблоки или другие незаконные подарки в виде продуктов питания от пациентов Химпеля. Офицер Ролофф, подозреваемый в том, что он был обычным полицейским, шепнул ему поддержку: «Вы довольно хорошо представили свое дело. Теперь придерживайтесь его». [ 1 ]
Переведенный в тюрьму Шпандау , Ролофф нашел способы согласовать свои показания с Химпелем и со своим соседом по камере, журналистом-коммунистом Джоном Грауденцем . 26 января 1943 года Ролофф был освобожден. Последними словами Химпеля ему были: «Ты станешь великим пианистом». [ 1 ]
В течение следующих месяцев 49 членов группы (19 женщин и 30 мужчин), включая Химпеля, его невесту Марию Тервиль и Грауденц , были казнены через повешение или обезглавливание в тюрьме Плётцензее .
Среди других антинацистских материалов, скопированных на пишущей машинке Марии Тервиль, Ролофф, Химпель, Грауденц и другие, которые были отправлены лицам, занимающим важные посты, переданы иностранным корреспондентам и распространены по Берлину, была епископа фон Галена, проповедь «Актион Т4». осуждающая программу эвтаназии [ 7 ] и полемика под названием «Страх за будущее Германии охватывает людей ». [ 8 ] Ролофф также разбросал эту листовку по почтовым ящикам по всему району Далем . Написанный Харро Шульце-Бойзеном при содействии Джона Зига , он был подписан «AGIS». Ролофф напомнил, что в нем содержалась «очень резкая критика нацистов»: [ 1 ]
Жизнью нации руководит теперь класс смешных, но разрушительных мошенников и хвастунов, отчужденный от народа. Во времена острой нужды в Германии эти люди ведут комфортную жизнь. Однако совесть всех истинных патриотов восстает против всего нынешнего проявления немецкой власти в Европе [...] Во имя Рейха против мирных жителей и заключенных совершаются самые ужасные пытки и зверства. Каждый день войны приносит невообразимую боль и страдания. Каждый день увеличивает счет, который нам в конечном итоге придется оплатить [...] Что может сделать человек, чтобы реализовать свою волю? Каждый должен стремиться, где только может, делать прямо противоположное тому, чего требует от него нынешний режим. [ 9 ]
Получателям было предложено «рассылать это письмо по всему миру как можно чаще! Передавайте его друзьям и коллегам по работе!» и были уверены: "Вы не одни! Начинайте воевать самостоятельно, потом группами. ЗАВТРА ГЕРМАНИЯ БУДЕТ НАША!"
Ролофф и его группа также пытались оказать практическую помощь евреям, все еще живущим в Берлине. Они забрали личные документы и предоставили поддельные документы. [ 10 ] [ 1 ]
«Красный оркестр»
[ редактировать ]
Ролофф никогда не считал себя, ни по симпатиям, ни по принадлежности, коммунистом (его жена Инге описывала его скорее как «пожизненного консерватора»). [ 11 ] Тем не менее, это вызывало подозрения у союзников западного сектора. Они отметили, что он поддерживал контакты в советском секторе Берлина, был гостем польской военной миссии. [ 12 ]
Послевоенная точка зрения на сеть Харнака/Шульца-Бойзена во многом осталась такой же, как ее рисовали следователи. Еще в 1969 году показания и протоколы гестапо и рейхскригсгерихта ( Reichskriegsgericht ) чиновников послужили основой для серии статей об «истории шпионской сети Красного оркестра» в еженедельнике «Шпигель». Под фотографией немецких воинских могил на восточном фронте он спрашивал, были ли "сотни тысяч солдат" "преданы Красным оркестром?" [ 10 ] Восточногерманский режим укрепил представление о группе как о коммунистической ячейке, манипулируя историей группы в соответствии со своими собственными целями, в частности, для укрепления немецко-советской дружбы и узаконивания своей собственной шпионской деятельности как антифашистской. [ 12 ] [ 13 ]
Ролофф редко рассказывал о своем военном опыте до тех пор, пока его сын Стефан, начиная с 1998 года, не дал ему подробного . интервью пытался сообщить британцам, что немцы взломали код их военно-морской связи), [ 8 ] и у них были советские контакты. Они оказались неэффективными в убеждении Сталина в своих докладах в июне 1941 года о подготовке немецкого вторжения. [ 14 ] и доказали их гибель: Абвер перехватил контактные данные Адмана Кукоффа и Шульца-Бойсонов, переданные Москвой по радио агенту в Брюсселе . [ 15 ]
Последующие исследования Стефана Ролоффа подтвердили то, что обнаружили другие. «Красный оркестр» был в значительной степени мифом времен холодной войны, связывающим воедино разрозненные группы сопротивления и диссидентов, не управляемых Советами и не скоординированных между собой. [ 12 ] [ 15 ] Среди лиц, связанных с деятельностью сети Гарнака/Шульца-Бойзена (насчитывалось около сотни, что в два раза больше числа казненных), наблюдался «плюрализм» политических и философских взглядов (« weltanschauliche Pluralität» ). [ 10 ] В тоталитарных условиях сопротивление, как правило, является слишком индивидуальным решением, заключает Стефан Ролофф, чтобы образующиеся группы (в «катакомбах») придерживались какой-либо одной идеологической линии. Сопротивляющийся по своей природе не является последователем. [ 16 ]
В 2009 году немецкий Бундестаг единогласно согласился отменить все обвинения в государственной измене, вынесенные во время войны при национал-социализме, и реабилитировать их жертв. [ 17 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]После окончания войны в 1945 году Ролофф нашел место в восстановленной Берлинской музыкальной академии ( Hochschule für Musik Berlin ) в Шарлоттенбурге. Он был назначен профессором в 1950 году, профессором в 1953 году и директором школы в 1970 году. В 1975 году школа была включена в состав Берлинского университета искусств ( Universität der Künste Berlin ), из которого Ролофф после выхода на пенсию в 1978 году был назначен профессором. почетный сенатор. [ 18 ]
Ролофф всю свою жизнь работал концертирующим пианистом и учителем игры на фортепиано. Он защищал модернистов, которых отрицали в Третьем рейхе. Через шесть месяцев после окончания войны телеканал Berliner Rundfunk транслировал Ролоффа в роли Сергея Прокофьева . [ 19 ] [ 20 ] С лета 1947 года он вел семинары по современной музыке в новом Международном институте музыки в Дармштадте, начиная с выступлений Пауля Хиндемита и Мануэля де Фалья . [ 21 ] Но прежде всего Ролофф культивировал классико-романтический репертуар. [ 2 ] Для Deutsche Gramaphon он записал Бетховена , [ 22 ] [ 23 ] Мендельсон , [ 24 ] [ 25 ] Моцарт , [ 26 ] Вебер и Шуберт . [ 27 ]
В 1990 году Ролофф получил Орден Священного Сокровища , Золотые лучи с шейной лентой, от правительства Японии за вклад в японскую музыку, включая обучение Такахиро Соноды , Тоёаки Мацууры и других японских пианистов. [ 28 ]
Гельмут Ролофф умер в своем доме в Берлине 29 сентября 2001 года. У него остались жена Инге Ролофф, сыновья Стефан Ролофф (художник и режиссер), Ульрих Ролофф (флейтист) и Йоханнес Ролофф (пианист).
Стефан Ролофф написал военную биографию своего отца и Красного оркестра, опубликованную издательством Ullstein Press в 2004 году. Его документальный фильм « Красный оркестр » [ 29 ] был номинирован на лучший иностранный фильм 2005 года Обществом женщин-критиков США. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Интервью по устной истории с Хельмутом Ролоффом - Поиск коллекций - Мемориальный музей Холокоста в США» . Collections.ushmm.org . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с " "Я играл музыкального идиота" " . The Tagesspiegel Online (на немецком языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Нацистские врачи и Нюрнбергский кодекс: права человека в экспериментах над людьми . Издательство Оксфордского университета. 7 мая 1992 г. с. 19. ISBN 9780199772261 .
- ^ Лири, Уоррен Э. (10 ноября 1992 г.). «Выставка исследует причастность ученых к зверствам нацистской эпохи» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Хак, Омар С.; Де Фрейтас, Джулиан; Виани, Ивана; Нидершульте, Брэдли; Бурштайн, Гарольд Дж. (2012). «Почему так много немецких врачей так рано вступили в нацистскую партию?» . Международный журнал права и психиатрии . 35 (5–6): 473–479. дои : 10.1016/j.ijlp.2012.09.022 . ISSN 1873-6386 . ПМИД 23040706 .
- ^ Аксельссон, Джордж (6 октября 1942 г.). «Недавней речи Гитлера предшествовали массовые аресты, как слышит Стокгольм» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ «Убийство непродуктивных людей» Клеменс фон Гален
- ^ Jump up to: а б Верманн, Генрих-Вильгельм (1991). Сопротивление в Шарлоттенбурге . Берлин: Мемориал немецкого сопротивления. стр. 130–34.
- ^ Мемориал немецкого сопротивления (2020). « Забота о будущем Германии проходит через народ» (1942)» (PDF) . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Тухель, Йоханнес (1988). «Идеологические мотивы в организации Гарнака/Шульце-Бойзена: («Красная капелла»)» . Современная церковная история . 1 (2): 267–292, стр. 267 № 1, 281, 284. ISSN 0932-9951 . JSTOR 43750615 .
- ^ «75 лет назад — Казнь ведущих членов «Красной оркестра» » . Deutschlandfunk (на немецком языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Зельтер, Герхард (2016). Призраки холодной войны: организация Гелена и возрождение образа врага гестапо «Красная капелла» (на немецком языке). Издательство Ч. Линкс. п. 268. ИСБН 978-3-86153-921-6 .
- ^ Ролофф, Стефан (2002). Красная часовня: Группа сопротивления в Третьем рейхе и история Гельмута Ролоффа . Берлин: Ульштайн Верлаг. ISBN 9783548366692 .
- ^ Welle (www.dw.com), немецкий. «Почти забыто: «Красная часовня» | DW | 26 апреля 2013 г.» . DW.COM (на немецком языке) . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Нельсон, Энн (7 апреля 2009 г.). Красный оркестр: история берлинского подполья и круга друзей, сопротивлявшихся Гитлеру . Издательская группа Random House. ISBN 978-1-58836-799-0 .
- ^ Ролофф, Стефан (2011). «Катакомбное общество: Красная часовня в период до войны и Второй мировой войны» . download.e-bookshelf.de . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Германия принимает закон, оправдывающий «военных предателей» нацистской эпохи » . www.jurist.org . 9 сентября 2009 года . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ «Профессор Гельмут Ролофф †» . www.udk-berlin.de (на немецком языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Пейс, Ян (2018). Реконструкция послевоенной западногерманской новой музыки во время ранней оккупации союзников (1945–46), Приложения (PDF) . Кандидатская диссертация, Кардиффский университет. п. 25.
- ^ Прокофьев - Гельмут Ролофф (1957) - Различные фортепианные произведения , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
- ^ Международный музыкальный институт Дармштадт. Праздничные курсы новой международной музыки, 12–27 июля. 1947 (PDF) . стр. 9–10.
- ^ Гельмут Ролофф – Бетховен «Героические вариации», соч. 35 , получено 10 апреля 2021 г.
- ^ Хельмут Ролофф играет Шесть вариаций Бетховена на тему "Nel cor più non mi sendo" , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
- ^ Хельмут Ролофф исполняет «Серийные вариации Мендельсона», соч. 54 , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
- ^ Хельмут Ролофф исполняет Рондо-каприччиозо Мендельсона, соч. 14 , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
- ^ Хельмут Ролофф играет Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром KV466 , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 10 апреля 2021 г.
- ^ Исследовательский центр AHRC по истории и анализу записанной музыки. «Результаты поиска Гельмута Ролоффа, фортепиано» . ШАРМ .
- ^ «Некролог: Гельмут Ролофф» . Джапан Таймс . 10 октября 2001 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Красный оркестр (2003), документальный фильм ZDF, сценарий и режиссер Стефан Ролофф. https://www.imdb.com/title/tt0391433/
- ^ «Ролофф, Стефан | Фильмотека DEFA» . электронная коммерция.umass.edu . Проверено 22 марта 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Катер, Майкл Х. (1997) Искаженная муза: Музыканты и их музыка в третьем рейхе . Нью-Йорк и Оксфорд, 1997 г.; Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509620-7 . Страницы 224-5
- Нельсон, Энн (2009). Красный оркестр: история берлинского подполья и круга друзей, сопротивлявшихся Гитлеру . Издательская группа Random House. п. 331. ISBN 978-1-58836-799-0 .
- Фишер-Дефой, Кристина (1996) ПОЛИТИКА ИСКУССТВА. Нацификация художественных и музыкальных колледжей в Берлине. (стр. 298), Университет искусств, Отдел прессы и информации, Берлин (лицензия Elefen-Press-Verlag), ISBN 3-89462-048-X
- Герт Росейка (1996) Красный оркестр, «измена» как антифашистское сопротивление. издательство результатов, Гамбург, ISBN 3-925622-16-0 .
- Стефан Ролофф (2004) Красная капелла. Группа сопротивления в Третьем рейхе и история Гельмута Ролоффа. Ульштайн-Верлаг, Берлин, 2004 г. ISBN 3-548-36669-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Красный оркестр - Красный оркестр (сайт фильма)