Jump to content

Джованни Эмануэле Уэй

Джованни Эмануэле Уэй
Рожденный ( 1784-10-04 ) 4 октября 1784 г.
Умер 8 апреля 1858 г. ) ( 1858-04-08 ) ( 73 года
Палермо, Италия
Род занятий Либреттист и драматург

Джованни Эмануэле Бидера (или Бидери ) [ а ] (4 октября 1784 — 8 апреля 1858) — итальянский писатель.

Он прежде всего известен как либреттист опер Гаэтано Доницетти « Джемма ди Вержи» и «Марино Фальеро» , но он также написал множество других либретто для менее известных композиторов, а также пьес, эссе, книг о Неаполе и трактата об актерском мастерстве. Бидера родился в небольшом сицилийском городке Палаццо Адриано и большую часть своей карьеры провел в Неаполе. В 1850 году он удалился в Палермо, где и умер в возрасте 73 лет. [ 2 ] [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]

Бидера родился в Палаццо Адриано , ныне коммуне Палермо. Его семья была частью общины Арбереше на Сицилии . [ 4 ] Согласно Dizionario Biografico degli Italiani , его семья имела скромное происхождение. Однако, согласно статье 1986 года о жизни и творчестве Бидеры, написанной его праправнуком Лучано Вильвьей Бидери, Бидери были благородной семьей, для которой позже настали тяжелые времена. Бидера был одним из семи детей баронессы Анны Дара и графа Пьетро Атанасио Бидери. [ б ] В детстве и юности семья владела большим палаццо на площади Беати Паоли в Палермо и еще одним в Палаццо Адриано на главной площади (ныне площадь Умберто I), а также многочисленными домами и землями в городе и его окрестностях. Из-за поддержки его отцом короля Фердинанда IV семья потеряла практически все свои владения, когда король был свергнут в 1806 году.

Джованни Эмануэле не разделял консервативных взглядов своего отца и поддержки бурбонских правителей Сицилии и Неаполя, что вызвало серьезные трения между ними. В 1799 году, в надежде изменить революционные симпатии молодого человека, отец отправил его в семинарию Восточного обряда в Палермо. Однако семинария познакомила его с другими молодыми людьми, которые разделяли его взгляды и укрепляли их. После очередной серьезной ссоры с отцом он сбежал в 18 лет, намереваясь изучать право в университете Неаполя. Не имея возможности зарабатывать там на жизнь и по уши в долгах, он вернулся на Сицилию и работал актером и сценографом в труппе передвижного театра. Он также начал писать пьесы. [ 5 ] [ 1 ]

Во время своих различных странствий с театральной труппой, которые также включали неоднократное пребывание в Неаполе, он познакомился с Джакомой Шульц, сициланской женщиной швейцарского происхождения. Они поженились в 1812 году и за следующие 20 лет у них родилось пятеро детей. Бидера и его молодая семья поселились в Неаполе в конце 1820-х годов, где он опубликовал трактат об актерском мастерстве и нашел благоприятную атмосферу в музыкальном кружке под названием I Trascendentali . Несколько его пьес также были опубликованы в Неаполе, и Феличе Романи посоветовала ему попробовать свои силы в написании либретто. Он предоставил новое либретто для возрождения в 1832 году в Генуе Саверио Меркаданте « оперы Габриэлла ди Вержи » и внес синопсис Сальвадора Каммарано либретто Персиани в « Инес де Кастро» . Бидера и Каммарано впоследствии были вовлечены в годичную битву с неаполитанскими цензорами, прежде чем премьера оперы наконец состоялась в 1835 году. Для Доницетти он предоставил полные либретто для «Джеммы ди Вержи» , премьера которой состоялась в 1834 году, и «Марино Фальеро» , премьера которого состоялась в следующем году. [ 2 ] [ 1 ] [ 5 ]

Успех опер Доницетти привел к тому, что Бидера был назначен домашним либреттистом в Театре Сан-Карло , где между 1835 и 1838 годами он написал либретто для опер Карло Кочча , Джузеппе Лилло и Джузеппе Бальдуччи . После работы в театре Сан-Карло он написал либретто к ряду других опер ныне забытых композиторов, которые шли в Неаполе, Милане и Венеции. Во время своего пребывания в Неаполе он также опубликовал Il colera in Napoli , сборник эпизодов эпидемии холеры 1836 года , и Passeggiata per Napoli e contorni , двухтомное описание города, его окрестностей и обычаев его жителей. [ 6 ] [ 5 ]

Виа Толедо в Палермо, где Бидера провел последние годы своей жизни в квартире под номером 76.

Подозреваемый в причастности к восстаниям 1848 года в Неаполе , Бидера по приказу полиции был вынужден покинуть город. Оставив свою семью в Неаполе, он удалился в Палермо в 1850 году. Он открыл там актерскую школу и посвятил себя исследованиям в области философии и лингвистики, время от времени писал статьи для сицилийских журналов L'Armonia и Il Poligrafo . В 1854 году он опубликовал Teatro Edito ed Inedito , сборник из десяти пьес, некоторые из которых были опубликованы ранее. Это был первый случай, когда в его опубликованных трудах его фамилия была указана как «Бидери». [ 5 ] [ 1 ] Книга начиналась автобиографическим стихотворением из четырех строк:

Я прожил время, которое приносило больше удовольствия, чем боли;
Я был драматическим актером, а затем писателем;
Среди древних воспоминаний я теперь участвую в
Старость, думаю, гуляю и курю. [ 7 ] [ с ]

Бидера умер в Палермо в возрасте 73 лет, оставив незаконченным научно-фантастический роман под названием Storia Ideale di 40 secoli (Идеальная история 40 веков). [ 5 ] [ 1 ] Вскоре после его смерти композитор и писатель Марко Марчеллиано Марчелло написал в Gazzetta musica di Milano :

Я больше не увижу его, этого доброго старика с окурком сигары в зубах, бедного, но счастливого; друг молодежи, как я был в Неаполе. Я провел так много часов дня, или, скорее, ночи, слушая мысли о философии и поэзии, которые лились из его уст, горящих, как реки лавы, текущих с его родной горы Этна , и которые я всегда ценил и до сих пор помнить! [ 6 ] [ д ]

В 1870-х годах внук Бидеры Фердинандо переиздал некоторые из наиболее малоизвестных работ Бидеры. Первым был причудливый трактат, написанный в 1853 году, о музыкальной и драматической эвритмии и ее связи с законами физики. Оно приняло форму серии писем, написанных Бидерой «мадемуазель Софии». Второй, под названием «Триада» , содержал эссе о философии Пифагора , первоначально опубликованное в «Il Poligrafo» в 1856 году, а также другие статьи о Платоне и Тимее из Локров , которые появились в «Quaranta secoli» Бидеры, racconti su le Due Sicilie del Pelasgo Matn- Ээр , первоначально опубликованный в 1849 году. [ 5 ]

У Бидеры и его жены было пятеро детей. Старшим был Пьетро Атанасио, родившийся в 1813 году. Бидера продолжил семейную традицию называть старшего сына в честь деда по отцовской линии, несмотря на то, что он так и не помирился со своим отцом и никогда больше не видел его после того, как тот сбежал в 1802 году. За Пьетро Атанасио следили. Амалия (умерла в возрасте 12 лет), Франческа, Луиджи и Франческо. Пьетро Атанасио первоначально работал налоговым инспектором в правительстве Фердинанда II , но был уволен с этого поста примерно в то время, когда его отец был изгнан из Неаполя. После этого он посвятил себя переизданию работ своего отца, а затем основал и руководил La Pubblicità Universale , коммерческой газетой, издаваемой на пяти языках, совместно с соответствующим рекламным агентством. Его сын Фердинандо Бидери (1851–1930) основал знаменитое издательство, известное сегодня как Gruppo Editoriale Bideri [ it ] . Франческо (1833–1894) работал в Неаполе художником, скульптором, гравером камеи и дизайнером мебели. Он также играл в мандолину и служил учителем музыки Маргарите Савойской, которая хотела научиться играть на инструменте. Он опубликовал несколько транскрипций оперных арий для мандолины и фортепиано, в том числе пьесы из двух опер Доницетти, либретто для которых написал его отец. [ 1 ] [ 8 ]

Работает

[ редактировать ]

Либретто оперы

[ редактировать ]
  • «Обрученные» (полусерьезная мелодрама в 2-х действиях) Луиджи Джервази, премьера в Риме, Театро Валле , 19 января 1834 года.
  • Джемма ди Вержи (лирическая трагедия в 2-х действиях) Гаэтано Доницетти , премьера в Милане, театр Ла Скала , 26 декабря 1834 года.
  • Марино Фальеро (лирическая трагедия в 3-х действиях) Гаэтано Доницетти, премьера в Париже, Итальянский театр , 12 марта 1835 года.
  • Марфа (мелодрама в 4-х действиях) Карло Кочча , премьера Неаполя, Театр Сан-Карло , 13 июля 1835 года.
  • Марко Висконти (лирическая трагедия в 2-х действиях) Саверио Меркаданте , премьера Неаполя, Театр Сан-Карло, 7 сентября 1835 г.
  • Лара (лирическая трагедия в 2-х действиях) Анри де Руольц-Моншаля, премьера в Неаполе, театр Сан-Карло, 22 ноября 1835 г.
  • Одда ди Бернавер (серьезная опера в 2-х действиях) Джузеппе Лилло , премьера в Неаполе, театр Сан-Карло, 28 февраля 1837 года.
  • Наваринская битва (серьёзная опера в 2-х действиях) Джузеппе Стаффы , премьера в Неаполе, театр Сан-Карло, 25 января 1838 года.
  • «Испанские пираты» (мелодрама в 2-х действиях) Эррико Петреллы , премьера в Неаполе, Teatro Nuovo , 13 мая 1838 года.
  • Бьянка Туренга (мелодрама в 3-х действиях) Джузеппе Бальдуччи , премьера Неаполя, Театр Сан-Карло, 11 августа 1838 года.
  • Копи Фрейнберга (мелодрама в 2-х действиях) Эррико Петреллы, премьера в Неаполе, Театро Нуово, 16 февраля 1839 г.
  • Две эпохи, или золотой футляр (полусерьезная мелодрама в 2-х действиях) Филиппо Фаланголы, премьера Неаполя, Театро дель Фондо , весна 1839 г.
  • Риккарда (лирическая трагедия в 2-х действиях) Просперо Селли, премьера Неаполя, Театр Сан-Карло, лето 1839 г.
  • «Пираты» (героическая мелодрама в 2-х действиях) Аделаиды Орсолы Аппиньани , премьера в Риме, Театр Алиберт , 19 марта 1843 года.
  • Адольфо ди Жеваль, или Шотландские альпинисты (романтическое лирическое действие в 3-х действиях) Аурелио Бруно, премьера Неаполя, Театро дель Фондо, 20 июля 1843 г.
  • Фениция (лирическая трагедия в 3-х действиях) Франческо Кьяромонте, премьера Неаполя, Театро дель Фондо, 1844 г.
  • Костанца д'Арагона (мелодрама в 3-х действиях) Сальваторе Сармьенто, премьера в Неаполе, театр Сан-Карло, 12 декабря 1844 г.
  • «Свадьба Мессины» (лирическая трагедия в 4-х действиях) Франческо Кьяромонте, премьера в Венеции, Ла Фениче , 18 марта 1852 года.
  • Елена Кастриота, или Сарасена (лирическая трагедия в 3-х действиях) Андреа Бутера, премьера в Палермо, Театр Каролино , 9 февраля 1854 г.
  • Эрикарда ди Варгас (опера в 4-х действиях) Марио Микьелли, премьера в Пизе, Regio Teatro Nuovo, 16 апреля 1881 г.
  • Раздел имущества (драма в 5 действиях), опубликованная в 1820 году.
  • I dilettanti comici de' piccoli paesi (комедия в 5 действиях), опубликованная в 1827 году и основанная на его актерском опыте.
  • Замок принца (комедия в 4-х действиях), опубликованная в 1827 году.
  • Трагикомания (комедия в 4-х действиях), опубликованная в 1827 году.
  • Коринна аль Кампидольо (драма в 5 действиях), опубликованная в 1827 году по мадам де Сталь роману «Коринна или Италия».
  • Фанатические трубадуры (комедия в 4-х действиях), опубликованная в 1827 году.
  • Алессандро ре де Молоссия а Пандосия (трагедия в 5 действиях), опубликованная в 1854 г.
  • I sibariti (трагедия в 5 действиях), опубликованная в 1854 г.
  • Il giorno di pesto (трагедия в 5 действиях), опубликованная в 1854 году.
  • Аларих, первый король вестготов (трагедия в 5 действиях), опубликованная в 1854 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. В документах 18 и 19 веков семейная фамилия по-разному записывалась как «Бидери» или «Бидера». Джованни Эмануэле Бидера использовал слово «Бидера» в своих опубликованных работах до 1854 года, когда он и его семья окончательно приняли форму «Бидери». [ 1 ]
  2. По словам Лучано Вильвьей Бидери, полное имя отца Бидеры было Атанасио Бидери Масаречио Кастриота Скандерберг Лопес Сансеверино, барон Танаи, граф Сан-Пьери, маркиз Монтесано. [ 1 ]
  3. ^ Оригинальный итальянский:

    Когда-то я жил ради удовольствия, а не боли;
    Я был драматическим актером, затем писателем;
    Среди древних воспоминаний, которые я сейчас поглощаю
    Старость, я думаю, гуляет и курит.

  4. Оригинальный итальянский: «Я никогда больше не увижу его, этого доброго старика с окурком сигары в зубах, бедного, но счастливого; друга молодых людей, каким я был в то время, когда проводил много часов в день». с ним в Неаполе, или, лучше сказать, в ночи; он свисал с его рта, чтобы послушать его философские и поэтические рассуждения, которые текли с его губ, горящих, как лавовые реки Этны его отца: о которых я знаю. Тем не менее всегда дорожи и помни!"
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бидери, Лучано Вильвьей (1986). «Жизнь и творчество Джованни Эммануэле Бидера» в книге Бруно Де Марко Спата (ред.). Прославленные дети Палаццо Адриано , стр. 105-141. Bideri Editions (на итальянском языке)
  2. ^ Jump up to: а б Блэк, Джон (2001). «Бидера, Джованни Эмануэле» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 12 июня 2019 г. (для полного доступа требуется подписка).
  3. ^ Эшбрук, Уильям (1983). Доницетти и его оперы , с. 88. Издательство Кембриджского университета. ISBN   0521276632
  4. ^ Кассиано, Доменико (2003). Рисорджименто в Калабрии: фигуры и мысли итало-албанских героев . Отметка. п. 390. ИСБН  8888897046 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Саллусти, Систо (1968). «Бидери, Джованни Эмануэле» . Биографический словарь итальянцев , Том 10. Треккани. Онлайн-версия получена 12 июня 2019 г. (на итальянском языке).
  6. ^ Jump up to: а б Марчелло, Марчеллиано (9 мая 1858 г.). «Журнал» . Gazzetta musica di Milano , XVII год, № 19, стр. 149–150 (на итальянском языке).
  7. ^ Бидера, Джованни Эмануэле (1854). Изданный и неизданный театр Джио Эммануэле Бидери . Типография Джузеппе Катанео (на итальянском языке)
  8. ^ Пеше, Анита и Стацио, Мариалуиса (2013). Неаполитанская песня. Между памятью и инновациями , стр. 151–152. CNR , Институт исследований средиземноморских обществ. ISBN   8890950005 (на итальянском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d28216582e2a9629dd96a194664136b__1724829840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/6b/3d28216582e2a9629dd96a194664136b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giovanni Emanuele Bidera - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)