Джованни Эмануэле Уэй
Джованни Эмануэле Уэй | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 8 апреля 1858 г. Палермо, Италия | ( 73 года
Род занятий | Либреттист и драматург |
Джованни Эмануэле Бидера (или Бидери ) [ а ] (4 октября 1784 — 8 апреля 1858) — итальянский писатель.
Он прежде всего известен как либреттист опер Гаэтано Доницетти « Джемма ди Вержи» и «Марино Фальеро» , но он также написал множество других либретто для менее известных композиторов, а также пьес, эссе, книг о Неаполе и трактата об актерском мастерстве. Бидера родился в небольшом сицилийском городке Палаццо Адриано и большую часть своей карьеры провел в Неаполе. В 1850 году он удалился в Палермо, где и умер в возрасте 73 лет. [ 2 ] [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Бидера родился в Палаццо Адриано , ныне коммуне Палермо. Его семья была частью общины Арбереше на Сицилии . [ 4 ] Согласно Dizionario Biografico degli Italiani , его семья имела скромное происхождение. Однако, согласно статье 1986 года о жизни и творчестве Бидеры, написанной его праправнуком Лучано Вильвьей Бидери, Бидери были благородной семьей, для которой позже настали тяжелые времена. Бидера был одним из семи детей баронессы Анны Дара и графа Пьетро Атанасио Бидери. [ б ] В детстве и юности семья владела большим палаццо на площади Беати Паоли в Палермо и еще одним в Палаццо Адриано на главной площади (ныне площадь Умберто I), а также многочисленными домами и землями в городе и его окрестностях. Из-за поддержки его отцом короля Фердинанда IV семья потеряла практически все свои владения, когда король был свергнут в 1806 году.
Джованни Эмануэле не разделял консервативных взглядов своего отца и поддержки бурбонских правителей Сицилии и Неаполя, что вызвало серьезные трения между ними. В 1799 году, в надежде изменить революционные симпатии молодого человека, отец отправил его в семинарию Восточного обряда в Палермо. Однако семинария познакомила его с другими молодыми людьми, которые разделяли его взгляды и укрепляли их. После очередной серьезной ссоры с отцом он сбежал в 18 лет, намереваясь изучать право в университете Неаполя. Не имея возможности зарабатывать там на жизнь и по уши в долгах, он вернулся на Сицилию и работал актером и сценографом в труппе передвижного театра. Он также начал писать пьесы. [ 5 ] [ 1 ]
Во время своих различных странствий с театральной труппой, которые также включали неоднократное пребывание в Неаполе, он познакомился с Джакомой Шульц, сициланской женщиной швейцарского происхождения. Они поженились в 1812 году и за следующие 20 лет у них родилось пятеро детей. Бидера и его молодая семья поселились в Неаполе в конце 1820-х годов, где он опубликовал трактат об актерском мастерстве и нашел благоприятную атмосферу в музыкальном кружке под названием I Trascendentali . Несколько его пьес также были опубликованы в Неаполе, и Феличе Романи посоветовала ему попробовать свои силы в написании либретто. Он предоставил новое либретто для возрождения в 1832 году в Генуе Саверио Меркаданте « оперы Габриэлла ди Вержи » и внес синопсис Сальвадора Каммарано либретто Персиани в « Инес де Кастро» . Бидера и Каммарано впоследствии были вовлечены в годичную битву с неаполитанскими цензорами, прежде чем премьера оперы наконец состоялась в 1835 году. Для Доницетти он предоставил полные либретто для «Джеммы ди Вержи» , премьера которой состоялась в 1834 году, и «Марино Фальеро» , премьера которого состоялась в следующем году. [ 2 ] [ 1 ] [ 5 ]
Успех опер Доницетти привел к тому, что Бидера был назначен домашним либреттистом в Театре Сан-Карло , где между 1835 и 1838 годами он написал либретто для опер Карло Кочча , Джузеппе Лилло и Джузеппе Бальдуччи . После работы в театре Сан-Карло он написал либретто к ряду других опер ныне забытых композиторов, которые шли в Неаполе, Милане и Венеции. Во время своего пребывания в Неаполе он также опубликовал Il colera in Napoli , сборник эпизодов эпидемии холеры 1836 года , и Passeggiata per Napoli e contorni , двухтомное описание города, его окрестностей и обычаев его жителей. [ 6 ] [ 5 ]

Подозреваемый в причастности к восстаниям 1848 года в Неаполе , Бидера по приказу полиции был вынужден покинуть город. Оставив свою семью в Неаполе, он удалился в Палермо в 1850 году. Он открыл там актерскую школу и посвятил себя исследованиям в области философии и лингвистики, время от времени писал статьи для сицилийских журналов L'Armonia и Il Poligrafo . В 1854 году он опубликовал Teatro Edito ed Inedito , сборник из десяти пьес, некоторые из которых были опубликованы ранее. Это был первый случай, когда в его опубликованных трудах его фамилия была указана как «Бидери». [ 5 ] [ 1 ] Книга начиналась автобиографическим стихотворением из четырех строк:
Бидера умер в Палермо в возрасте 73 лет, оставив незаконченным научно-фантастический роман под названием Storia Ideale di 40 secoli (Идеальная история 40 веков). [ 5 ] [ 1 ] Вскоре после его смерти композитор и писатель Марко Марчеллиано Марчелло написал в Gazzetta musica di Milano :
Я больше не увижу его, этого доброго старика с окурком сигары в зубах, бедного, но счастливого; друг молодежи, как я был в Неаполе. Я провел так много часов дня, или, скорее, ночи, слушая мысли о философии и поэзии, которые лились из его уст, горящих, как реки лавы, текущих с его родной горы Этна , и которые я всегда ценил и до сих пор помнить! [ 6 ] [ д ]
В 1870-х годах внук Бидеры Фердинандо переиздал некоторые из наиболее малоизвестных работ Бидеры. Первым был причудливый трактат, написанный в 1853 году, о музыкальной и драматической эвритмии и ее связи с законами физики. Оно приняло форму серии писем, написанных Бидерой «мадемуазель Софии». Второй, под названием «Триада» , содержал эссе о философии Пифагора , первоначально опубликованное в «Il Poligrafo» в 1856 году, а также другие статьи о Платоне и Тимее из Локров , которые появились в «Quaranta secoli» Бидеры, racconti su le Due Sicilie del Pelasgo Matn- Ээр , первоначально опубликованный в 1849 году. [ 5 ]
Потомки
[ редактировать ]У Бидеры и его жены было пятеро детей. Старшим был Пьетро Атанасио, родившийся в 1813 году. Бидера продолжил семейную традицию называть старшего сына в честь деда по отцовской линии, несмотря на то, что он так и не помирился со своим отцом и никогда больше не видел его после того, как тот сбежал в 1802 году. За Пьетро Атанасио следили. Амалия (умерла в возрасте 12 лет), Франческа, Луиджи и Франческо. Пьетро Атанасио первоначально работал налоговым инспектором в правительстве Фердинанда II , но был уволен с этого поста примерно в то время, когда его отец был изгнан из Неаполя. После этого он посвятил себя переизданию работ своего отца, а затем основал и руководил La Pubblicità Universale , коммерческой газетой, издаваемой на пяти языках, совместно с соответствующим рекламным агентством. Его сын Фердинандо Бидери (1851–1930) основал знаменитое издательство, известное сегодня как Gruppo Editoriale Bideri . Франческо (1833–1894) работал в Неаполе художником, скульптором, гравером камеи и дизайнером мебели. Он также играл в мандолину и служил учителем музыки Маргарите Савойской, которая хотела научиться играть на инструменте. Он опубликовал несколько транскрипций оперных арий для мандолины и фортепиано, в том числе пьесы из двух опер Доницетти, либретто для которых написал его отец. [ 1 ] [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]Либретто оперы
[ редактировать ]- «Обрученные» (полусерьезная мелодрама в 2-х действиях) Луиджи Джервази, премьера в Риме, Театро Валле , 19 января 1834 года.
- Джемма ди Вержи (лирическая трагедия в 2-х действиях) Гаэтано Доницетти , премьера в Милане, театр Ла Скала , 26 декабря 1834 года.
- Марино Фальеро (лирическая трагедия в 3-х действиях) Гаэтано Доницетти, премьера в Париже, Итальянский театр , 12 марта 1835 года.
- Марфа (мелодрама в 4-х действиях) Карло Кочча , премьера Неаполя, Театр Сан-Карло , 13 июля 1835 года.
- Марко Висконти (лирическая трагедия в 2-х действиях) Саверио Меркаданте , премьера Неаполя, Театр Сан-Карло, 7 сентября 1835 г.
- Лара (лирическая трагедия в 2-х действиях) Анри де Руольц-Моншаля, премьера в Неаполе, театр Сан-Карло, 22 ноября 1835 г.
- Одда ди Бернавер (серьезная опера в 2-х действиях) Джузеппе Лилло , премьера в Неаполе, театр Сан-Карло, 28 февраля 1837 года.
- Наваринская битва (серьёзная опера в 2-х действиях) Джузеппе Стаффы , премьера в Неаполе, театр Сан-Карло, 25 января 1838 года.
- «Испанские пираты» (мелодрама в 2-х действиях) Эррико Петреллы , премьера в Неаполе, Teatro Nuovo , 13 мая 1838 года.
- Бьянка Туренга (мелодрама в 3-х действиях) Джузеппе Бальдуччи , премьера Неаполя, Театр Сан-Карло, 11 августа 1838 года.
- Копи Фрейнберга (мелодрама в 2-х действиях) Эррико Петреллы, премьера в Неаполе, Театро Нуово, 16 февраля 1839 г.
- Две эпохи, или золотой футляр (полусерьезная мелодрама в 2-х действиях) Филиппо Фаланголы, премьера Неаполя, Театро дель Фондо , весна 1839 г.
- Риккарда (лирическая трагедия в 2-х действиях) Просперо Селли, премьера Неаполя, Театр Сан-Карло, лето 1839 г.
- «Пираты» (героическая мелодрама в 2-х действиях) Аделаиды Орсолы Аппиньани , премьера в Риме, Театр Алиберт , 19 марта 1843 года.
- Адольфо ди Жеваль, или Шотландские альпинисты (романтическое лирическое действие в 3-х действиях) Аурелио Бруно, премьера Неаполя, Театро дель Фондо, 20 июля 1843 г.
- Фениция (лирическая трагедия в 3-х действиях) Франческо Кьяромонте, премьера Неаполя, Театро дель Фондо, 1844 г.
- Костанца д'Арагона (мелодрама в 3-х действиях) Сальваторе Сармьенто, премьера в Неаполе, театр Сан-Карло, 12 декабря 1844 г.
- «Свадьба Мессины» (лирическая трагедия в 4-х действиях) Франческо Кьяромонте, премьера в Венеции, Ла Фениче , 18 марта 1852 года.
- Елена Кастриота, или Сарасена (лирическая трагедия в 3-х действиях) Андреа Бутера, премьера в Палермо, Театр Каролино , 9 февраля 1854 г.
- Эрикарда ди Варгас (опера в 4-х действиях) Марио Микьелли, премьера в Пизе, Regio Teatro Nuovo, 16 апреля 1881 г.
Пьесы
[ редактировать ]- Раздел имущества (драма в 5 действиях), опубликованная в 1820 году.
- I dilettanti comici de' piccoli paesi (комедия в 5 действиях), опубликованная в 1827 году и основанная на его актерском опыте.
- Замок принца (комедия в 4-х действиях), опубликованная в 1827 году.
- Трагикомания (комедия в 4-х действиях), опубликованная в 1827 году.
- Коринна аль Кампидольо (драма в 5 действиях), опубликованная в 1827 году по мадам де Сталь роману «Коринна или Италия».
- Фанатические трубадуры (комедия в 4-х действиях), опубликованная в 1827 году.
- Алессандро ре де Молоссия а Пандосия (трагедия в 5 действиях), опубликованная в 1854 г.
- I sibariti (трагедия в 5 действиях), опубликованная в 1854 г.
- Il giorno di pesto (трагедия в 5 действиях), опубликованная в 1854 году.
- Аларих, первый король вестготов (трагедия в 5 действиях), опубликованная в 1854 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В документах 18 и 19 веков семейная фамилия по-разному записывалась как «Бидери» или «Бидера». Джованни Эмануэле Бидера использовал слово «Бидера» в своих опубликованных работах до 1854 года, когда он и его семья окончательно приняли форму «Бидери». [ 1 ]
- ↑ По словам Лучано Вильвьей Бидери, полное имя отца Бидеры было Атанасио Бидери Масаречио Кастриота Скандерберг Лопес Сансеверино, барон Танаи, граф Сан-Пьери, маркиз Монтесано. [ 1 ]
- ^ Оригинальный итальянский:
Когда-то я жил ради удовольствия, а не боли;
Я был драматическим актером, затем писателем;
Среди древних воспоминаний, которые я сейчас поглощаю
Старость, я думаю, гуляет и курит. - ↑ Оригинальный итальянский: «Я никогда больше не увижу его, этого доброго старика с окурком сигары в зубах, бедного, но счастливого; друга молодых людей, каким я был в то время, когда проводил много часов в день». с ним в Неаполе, или, лучше сказать, в ночи; он свисал с его рта, чтобы послушать его философские и поэтические рассуждения, которые текли с его губ, горящих, как лавовые реки Этны его отца: о которых я знаю. Тем не менее всегда дорожи и помни!"
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бидери, Лучано Вильвьей (1986). «Жизнь и творчество Джованни Эммануэле Бидера» в книге Бруно Де Марко Спата (ред.). Прославленные дети Палаццо Адриано , стр. 105-141. Bideri Editions (на итальянском языке)
- ^ Jump up to: а б Блэк, Джон (2001). «Бидера, Джованни Эмануэле» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 12 июня 2019 г. (для полного доступа требуется подписка).
- ^ Эшбрук, Уильям (1983). Доницетти и его оперы , с. 88. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521276632
- ^ Кассиано, Доменико (2003). Рисорджименто в Калабрии: фигуры и мысли итало-албанских героев . Отметка. п. 390. ИСБН 8888897046 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Саллусти, Систо (1968). «Бидери, Джованни Эмануэле» . Биографический словарь итальянцев , Том 10. Треккани. Онлайн-версия получена 12 июня 2019 г. (на итальянском языке).
- ^ Jump up to: а б Марчелло, Марчеллиано (9 мая 1858 г.). «Журнал» . Gazzetta musica di Milano , XVII год, № 19, стр. 149–150 (на итальянском языке).
- ^ Бидера, Джованни Эмануэле (1854). Изданный и неизданный театр Джио Эммануэле Бидери . Типография Джузеппе Катанео (на итальянском языке)
- ^ Пеше, Анита и Стацио, Мариалуиса (2013). Неаполитанская песня. Между памятью и инновациями , стр. 151–152. CNR , Институт исследований средиземноморских обществ. ISBN 8890950005 (на итальянском языке)