Габриэль Геврекян
Габриэль Геврекян (или Геврекян) (21 ноября 1892 (?) Стамбул — 29 октября 1970 Антиб ) — армянский архитектор, проектировавший здания, интерьеры и сады, преподававший архитектуру. Он работал в Европе , Иране и США .
Биография
[ редактировать ]Геврекян родился, по некоторым сведениям, в 1900 году. [ 1 ] (Имберт 1993, Тернер 1996), другими в 1892 году родителям-армянам. [ 2 ] Он родился в Константинополе (ныне Стамбул) , а затем переехал с семьей в Тегеран , где и вырос. В 1910 году он переехал в Вену , где жил со своим дядей, архитектором Алексом Галустяном. Он изучал архитектуру в Kunstgewerbeschule у Оскара Стрнада и Йозефа Хоффмана с 1915 года и получил диплом в 1919 году. Затем он работал со Стрнадом и Хоффманном, пока не переехал в Париж в 1922 году. [ 2 ] В Париже он работал с Ле Корбюзье , Андре Люрса , Зигфридом Гидионом и Анри Соважем . Он работал с Робертом Малле-Стивенсом с 1922 по 1926 год, работая над дизайном улицы Малле-Стивенс, а также реализовывая свои собственные проекты. Геврекян работал независимым архитектором в Париже с 1926 года. [ 2 ]

Он активно участвовал в первых этапах Международного конгресса современной архитектуры (CIAM), который он возглавлял с 1928 по 1932 год, и эта должность была назначена ему Ле Корбюзье (Turner 1996). Он стал соучредителем журнала L'architecture d'aujourd'hui . Йозеф Франк пригласил его спроектировать два дома для Werkbundsiedlung в Вене в 1932 году. [ 2 ]


В 1933 году он вернулся в Иран по приглашению правительства. Он проектировал правительственные и общественные здания, в том числе Ках Дадгостари Тегеран , жилые дома и виллы, о которых мало что известно. Он вернулся в Европу в 1937 году и три года работал в Лондоне, но из-за начала Второй мировой войны ни один из его проектов не был реализован. В 1940 году он вернулся в Париж, где работал над развитием сборных домов, а также преподавал в Саарбрюккене . Затем он прекратил работу в 1940-44 годах, отказываясь работать на нацистов и правительство Виши во Франции. [ 2 ]
После войны он работал с Жоржем-Анри Пингюссоном над восстановлением Саарбрюккена , а также преподавал там архитектуру. В 1948 году переехал в США, чтобы преподавать в Политехническом институте Алабамы . В следующем году он стал профессором Университета Иллинойса и преподавал там до выхода на пенсию в 1969 году. Геврекян стал гражданином США в 1955 году. [ 1 ] [ 2 ]
После выхода на пенсию Габриэль Геврекян вместе с женой вернулся во Францию. Он умер 29 октября 1970 года в Антибе. [ 2 ]
Дизайны
[ редактировать ]Роберт Маллет-Стивенс создал более ранние работы, такие как «Красные розы» , которые были провозглашены « современным садом» и «жарденом авангарда» . Он также спроектировал сад для Выставки декоративного искусства 1925 года . Через Малле-Стивенса Геврекян получил приглашение представить современную визуализацию Персидского райского сада . (Уэсли, 1981, стр. 17)
Сад Воды и Света
[ редактировать ]Сад воды и света на Международной выставке декоративного искусства 1925 года представлял собой равносторонний треугольник, разбитый на треугольные элементы. В центре располагались четырехъярусные отражающие бассейны, украшенные Робером Делоне. [ 3 ] который находился под вращающейся сферой с внутренней подсветкой. Они были окружены многоярусными насаждениями и окружены двумя низкими стенами из маленьких треугольников из стекла белого и розового цвета. Сфера и отражающие поверхности означали, что свет отражался во всех направлениях в саду. Ночью сфера с внутренней подсветкой излучала свет наружу, оживляя композицию. (Имберт, 1993, стр. 128, Адамс, 1993, стр. 32, Доддс, 2002, стр. 185)
Первоначально в прессе его называли персидским садом, но со временем его стали называть кубистским садом (Адамс 1993, стр. 30). Для этой же экспозиции Геврекян спроектировал павильон для Сони Делоне и Жака Хайма . [ 4 ]
Кубистический сад на вилле Ноай
[ редактировать ]Его последующий сад для Шарля и Мари-Лоры де Ноай на вилле Ноай представлял собой навязанное пространство, треугольная форма которого, по мнению клиентов и Малле-Стивенса, соответствовала новому стилю дизайна Геврекяна. Ноай консультировался как с Мисом ван дер Роэ, так и с Ле Корбюзье, прежде чем нанять Малле-Стивенса. Он хотел искусственности в своем пейзаже. Из виллы открывался великолепный вид на Лазурный берег, и Ноай хотел резко контрастировать с этим закрытым архитектурным ансамблем, который обрамлял природу и одновременно разграничивал владения. (Имберт, 1997, стр. 130–132)
Игнорирование потребностей растений в саду Ноай и разные темпы роста вскоре нарушили баланс проекта и побудили Шарля де Ноая, известного садовника-любителя, полностью пересадить проект вскоре после его создания. Однако в плане физического занятия это был прогресс по сравнению с парижским садом. [ нужна ссылка ]
Вилла Дом
[ редактировать ]Для Жака Хейма Геврекян спроектировал виллу Хейм, построенную в 1927-1930 годах. Он также спроектировал интерьер и мебель, а также сад, состоящий из ряда прямоугольных террас. Вилла Хейм представлена в журналах L'Illustration и L'Architecte . [ 5 ] К этому времени Геврекян уже хорошо сотрудничал с ЦИАМ и перешел на более функциональный стиль. [ 6 ] С тех пор дом был значительно изменен и разделен на две квартиры. [ 5 ]
Чтения его произведений
[ редактировать ]Было ли это замыслом художника в отношении последующих садов, определить трудно. Как отмечает Имберт, «из-за нехватки письменных свидетельств намерения дизайнеров садов остаются в значительной степени недокументированными; однако совершенно очевидно, что они оценили последствия кубистического движения для своей области. (Имберт 1997, стр. 169). работа как слишком буквальный перевод кубистической живописи или прямая ссылка на нее одновременно несправедлива и невнимательна (и обычно основана на критике Уэсли или подобных Хотя его основным художественным средством была живопись, Геврекян на дизайн оказал большее влияние, чем кубистская живопись, и имел большее понимание современных средств массовой информации и техник, чем ему часто приписывают. [ нужна ссылка ]
Джордж Доддс дает такое прочтение Райского сада; «Райский сад — это идеализированные и изолированные анклавы, в которых водный элемент, представляющий четыре райские реки, делит пространство на четыре равные части». (Доддс, 2002, стр. 192). Учитывая очень ограниченное пространство, с которым приходилось работать Геврекяну, и необходимость того, чтобы люди могли пройти мимо, Доддс считает, что четыре бассейна с отражениями представляют собой элемент, в котором для удобства сад разделен пополам. «Ранние месопотамские поселенцы представляли небо в виде треугольника и изображали его в виде горы. Луна, приносившая облегчение от безжалостного солнца, изображалась в виде дерева на вершине небесной горы. Как деревья обозначают оазис, так и луна является животворящим, поэтому сок лунного дерева должен быть водой – эликсиром жизни». (Dodds 2002, стр. 192-193) Геврекян использует металлическую сферу одновременно как символ луны и дерева - технику, которую он использует в более поздних проектах. Дерево питает «воду» в бассейнах внизу и растениях за ними. [ нужна ссылка ]
Доддс также считает эту форму «прямой» аксонометрической, а не «поверхностной и сжатой» перспективой, которую Уэсли черпает непосредственно у Пикассо. (Dodds 2002, стр. 191) Геврекян использует аксонометрический метод, популярный архитектурный тип, при котором все измерения остаются верными в идеализированной форме. Далее он развивает эту идею вместе с Робером и Соней Делоне, чье искусство одновременности он использует и с которыми позже работает, чтобы сформировать пуристское движение. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]- 1923: Галерея Au Sacre du Printemps , Париж. [ 2 ]
- 1925: две работы на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства :
- Бутик одновременно для Сони Делоне [ 2 ] [ 4 ]
- Сад воды и света , временный сад, Эспланада Инвалидов, Париж. Робер Делоне внес свой вклад. [ 3 ]
- 1926: Кубистический сад для виллы Ноай в Йере. [ 7 ]
- 1927: Вилла Хейм, авеню Мадрид 17, Париж. [ 5 ] [ 8 ]
- 1930–1932: Два дома на Werkbundsiedlung , Woinovichgasse 10–12, Вена. [ 2 ]
- 1933-1937: общественные и частные здания в Тегеране, некоторые из которых построены после того, как Геврекян покинул Иран:
Библиография
[ редактировать ]Адамс, WH, 1993. Основания для перемен, Bullfinch Press, Бостон.
Блау, Э., Трой, Н. и Коттингтон, Д., Архитектура и кубизм, 1997 г., MIT Press, Кембридж, Массачусетс, стр. 8–15.
Имберт, D 1993, Модернистский сад во Франции, издательство Йельского университета, Лондон.
Имберт, Д. 1997 «Неестественные действия: предложения по новой французской архитектуре», в книге «Архитектура и кубизм», Блау, Э., Трой, Н. и Коттингтон, Д., MIT Press, Кембридж, Массачусетс, стр. 167–182.
Тернер, Дж. 1996, Художественный словарь Гроува, Гроув, Оксфорд, Великобритания https://web.archive.org/web/20110606151630/http://www.groveart.com/shared/views/article.html?section=art. 062609
Уэсли, Р. 1981, «Габриэль Геврекян и кубистский сад», Рассенья, том 8, октябрь 1981 г., страницы 17–24.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мина Марефат (2002). «Габриэль Геврекян» . статья в Энциклопедии Ираника
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Моника Чолакова (2007). «Габриэль Геврекян» . статья в Architekturzentrum Wien
- ^ Jump up to: а б Трейб, Марк (1994). Современная ландшафтная архитектура: критический обзор . МТИ Пресс. п. 95. ИСБН 978-0-262-70051-1 .
- ^ Jump up to: а б Робер Делоне – Соня Делоне: Центр Помпиду посещает Гамбург . Гамбургская художественная галерея. 1999. с. 33. ISBN 3-7701-5216-6 .
- ^ Jump up to: а б с «Официальный отчет об оценке виллы Хейм за 1992 год» .
- ^ Доддс , с. 198, цитирует слова Геврекяна: «Украшение, связанное с украшением полезных предметов, антиэтично по отношению к произведению искусства. По моему мнению, желание украсить все виды утилитарных предметов является низшей идеей... Современная архитектура отмечена путем новой организации плана, которая является логичной и необходимой в ответ на изменяющиеся условия жизни».
- ^ «Вилла Ноай» . Архивировано из оригинала 6 марта 2009 г. Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Лионне, Жан-Пьер; Демулен, Кристина (1997). «Отель Хайм» . Современные виллы . Альтернативы. ISBN 978-2-86227-120-0 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2009 г. Проверено 21 ноября 2008 г.
Источники
[ редактировать ]- Доддс, Джордж (2002). «10. Свобода из сада» . Традиции и инновации во французском садовом искусстве . Издательство Пенсильванского университета. стр. 184–202. ISBN 0-8122-3634-3 .
- Архитекторы-модернисты из США.
- Иранские архитекторы 20-го века
- Американские архитекторы 20-го века
- Члены Международного конгресса современной архитектуры
- Академический состав Венского университета прикладных искусств
- Преподаватели Обернского университета
- Факультет Университета Иллинойса Урбана-Шампейн
- Рождение в 19 веке
- 1970 смертей
- Армяне из Османской империи
- Эмигранты из Османской империи в Иран
- Иранский народ армянского происхождения
- Иранские эмигранты в США
- Иранские эмигранты в Австрии
- Иранские эмигранты во Франции