Jump to content

Доклад о реституции африканского культурного наследия

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений
Автор Фелвин Сарр и Бенедикт Савой
Язык Оригинал на французском языке, официальный перевод на английский
Предмет Реституция африканского искусства из французских государственных коллекций
Издатель Филипп Рей/ Сей , Париж
Дата публикации
21 ноября 2018 г.
Тип носителя онлайн-документ с открытым доступом и коммерчески доступная книга на французском языке
Страницы 89 в английской версии в формате pdf, плюс приложения.
ISBN 284876726X
ОКЛК 1077598452
Веб-сайт http://restitutionreport2018.com

Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений (по-французски: Rapport sur la restitution du patrimoineculturall africain. Vers une nouvelle éthique Relationsnelle ) — это доклад, написанный сенегальским академиком и писателем Фелвином Сарром и французским историком искусства Бенедикт Савой , впервые опубликованный в Интернете в ноябре 2018 года в Оригинальная версия на французском языке и авторизованный перевод на английский язык. [1]

французских коллекций государственных африканских Цель доклада, подготовленного по заказу президента Франции Эммануэля Макрона, заключалась в том, чтобы оценить историю и нынешнее состояние произведений искусства, полученных в результате незаконных или иным образом оспариваемых приобретений, а также претензий и плана последующих шагов по борьбе с ними. возможные реституции . В частности, в отчете также представлены рекомендации по подготовке реституций, такие как международное культурное сотрудничество, исследование происхождения , правовые рамки, и заканчивается списком задействованных культурных ценностей, а также способов их представления в ближайшем будущем в Африке. музеи.

Составление этого доклада стало первым случаем, когда президент Франции объявил о реституции африканских артефактов, и с тех пор это вызвало многочисленные дебаты и планы по деколонизации музеев в ряде стран.

В 2020 году их отчет и общественный резонанс принесли Бенедикт Савой и Фельвин Сарр третье место в ежегодном рейтинге «самых влиятельных людей в международном мире искусства», составляемом ArtReview ; журналом [2] и журнал Time включил их в число «100 самых влиятельных людей 2021 года». [3]

Королевская статуя из исторического королевства Дагомея , изображающая короля Беханзина с чертами акулы.

Доклад последовал за выступлением Эммануэля Макрона 28 президента Франции ноября 2017 года в Уагадугу , Буркина-Фасо, в котором он обратился к политике Франции в странах Африки к югу от Сахары . [4] Президент Франции поручил двум ученым оценить историю и состав государственных коллекций во Франции, а также претензии, причины и последующие шаги по возможной реституции . Его мотивация коренной переориентации культурной политики Франции в отношении Африки выражалась в следующих словах: «Я принадлежу к поколению французов, для которых преступления европейской колонизации не могут быть оспорены и являются частью нашей истории». [4]

Впервые президент Франции и его правительство признали моральное право на реституцию культурного наследия , предметы которого согласно французскому законодательству считаются неотъемлемой собственностью французского государства. [5] Предшественники Макрона никогда не поддерживали возвращение африканских артефактов и других культурных ценностей во Францию; например, Жак Ширак поддерживал коллекции африканского искусства и назван в официальном названии Музея на набережной Бранли — Жак Ширак . [примечание 1] Таким образом, заявление Макрона было расценено как историческое, независимо от того, сколько произведений искусства в конечном итоге будет возвращено в африканские страны. [6]

Отчет был представлен публике 23 ноября 2018 года и с тех пор вызвал многочисленные реакции во французской и международной дискуссии о его требованиях о реституции африканского искусства из музеев Европы и Америки . [7] [8] Несмотря на заявление Макрона о своевременной реституции, юридические требования к такой реституции создают значительные препятствия: во Франции все государственные активы, включая содержимое государственных коллекций, таких как музеи, библиотеки или другие культурные учреждения, рассматриваются как неотчуждаемое имущество . [9]

Авторы и их миссия

[ редактировать ]
Статуя из Нигерии в Музее набережной Бранли , Париж, Франция

Сенегальский социолог, музыкант и экономист Фелвин Сарр стал известен благодаря своему эссе «Афротопия» , [10] где он предлагает постколониальные теории для настоящего и будущего понимания африканских стран. Он утверждает, что дальнейшее развитие африканских демократий не должно осуществляться путем воспроизведения западных моделей; вместо этого Африка должна заново изобрести себя посредством синтеза традиционных и современных форм социальной организации . [11] Его лекции и академические исследования сосредоточены на постколониальной теории , экономической политике, развитии, экономике, эконометрике, эпистемологии и истории религиозных идей. [12] Ранее он был профессором экономики в Университете Гастона Бергера (Сенегал), а в 2020 году поступил в Университет Дьюка в США. [13]

Французский историк искусства Бенедикта Савой преподает историю искусства в Берлинском техническом университете в Германии, а также является профессором Коллеж де Франс в Париже. Савой опубликовал несколько работ на такие темы, как мировое искусство на западных рынках, [14] о музеях в международном контексте или о незаконном приобретении культурного наследия. [15] После публикации отчета она также стала известна как сторонница реституции африканского культурного наследия в немецких коллекциях и активно участвует в исследованиях и общественных дискуссиях по этому вопросу. [16] [17]

В своем официальном письме о назначении Макрон поручил двум авторам принять участие в дискуссиях и семинарах с различными заинтересованными сторонами в Африке, а также во Франции, включая исследования колониальной истории африканского культурного наследия. [18] : 115  Кроме того, Макрон запросил конкретные предложения и график предлагаемых действий по возвращению культурных ценностей. В своем прямом заявлении: «Диалог и участие должны сопровождать все этапы этой работы», [19] : 104  Макрон не только обозначил конкретный подход, но и открыл дверь для общественных дебатов о своей новой культурной политике и итоговом докладе. С тех пор эти общественные дебаты усилились как в Африке, так и в Африке. [20] Европа и США [21] [8]

Содержание отчета

[ редактировать ]
Женская статуя с чашей, Бамилеке, Камерун, в Музее на набережной Бранли.

В этом отчете авторы обсуждают причины и предлагают меры по реституции африканских культурных ценностей из французских государственных коллекций в свои страны или общины происхождения. В соответствии с поручением Макрона, объем доклада конкретно касается бывших французских колоний к югу от Сахары , чье культурное наследие в значительной степени было перевезено во Францию ​​во время и после колониальных времен. [примечание 2]

Вступительная глава, озаглавленная «Длительные потери», описывает историю африканского культурного наследия в контексте европейской колонизации . [18] : 7–26  Центральной темой является насильственное присвоение культурных ценностей как преступление против общин происхождения. Кроме того, важность сбора, изучения и демонстрации африканского наследия европейскими музеями и учеными сначала в качестве диковинок , а затем в качестве этнологических объектов представлена ​​как центральный аспект «истории насилия» и доминирования. [18] : 20 

Ссылаясь на намерения, аналогичные тем, которые выражены в их собственном докладе, Сарр и Савой вспоминают, что в 1978 году Амаду-Махтар М'Боу , который тогда был директором ЮНЕСКО , выступал за изменение баланса глобального культурного наследия между северным и южное полушарие. Они цитируют речь М'Боу «Призыв к возвращению незаменимого культурного наследия тем, кто его создал»:

Народы, ставшие жертвами этого грабежа, иногда на протяжении сотен лет, были не только лишены незаменимых шедевров, но и лишены памяти, которая, несомненно, помогла бы им лучше познать себя и, несомненно, помогла бы понять их другим. лучше. [...] Они, конечно, знают, что искусство предназначено для мира, и осознают тот факт, что это произведение искусства, рассказывающее историю их прошлого и показывающее, кем они являются на самом деле, говорит не только с ними одними. Они счастливы, что мужчины и женщины в других местах могут изучать работы своих предков и восхищаться ими. Они также осознают, что некоторые произведения искусства слишком долго играли слишком интимную роль в истории страны, в которую они были вывезены, чтобы можно было отрицать символы, связывающие их с этой страной, и чтобы можно было оторвать укоренившиеся корни. . [...] Эти мужчины и женщины, которые были лишены своего культурного наследия, поэтому просят вернуть, по крайней мере, те художественные сокровища, которые лучше всего представляют их культуру, которые, по их мнению, являются наиболее важными и отсутствие которых причиняет им величайшие страдания. Это законное требование.

- Амаду-Махтар М'Боу, бывший директор ЮНЕСКО, Париж, 1978 г. [22]

Более того, в докладе рассматривается пропаганда общественного мнения с начала 2010-х годов как одна из основных мотиваций изменения взглядов в Европе. [18] : 23  По их оценке, около 90% всего культурного наследия стран Африки к югу от Сахары находится в западных коллекциях. [18] : 11  авторы понимают свой доклад прежде всего как призыв к своевременной реституции артефактов и установлению новых отношений Европы с Африкой на основе взаимного признания. [18] : 29 

После этой краткой, но подробной истории африканского колониального искусства в западных коллекциях и более ранних требований о реституции, в трех следующих главах, озаглавленных «Восстановление», «Реституция и коллекции» и «Сопровождение возвращений», обсуждаются центральные аспекты задач, связанных с такие реституции. Здесь авторы предлагают оба критерия реституции, а также конкретный график, которому должны следовать французские и африканские власти. [18] : 62–70  Наконец, в приложениях к отчету описаны методы и шаги, предпринятые авторами, подкрепленные соответствующими документами, диаграммами и цифрами о коллекциях во Франции, а также информацией о музеях Африки. [18] : 91–136  Благодаря обширному фонду, насчитывающему около 70 000 предметов из Африки, и подробным архивам происхождения предметов, Музей на набережной Бранли в Париже занимает особое место в списке отчета. Он заканчивается фотографиями и подробной информацией о тридцати выдающихся объектах этого музея, которые считаются приоритетными для будущей реституции. [18] : 154–202 

В докладе также определяются следующие важные меры по комплексной переориентации культурных связей: только посредством уважительного международного сотрудничества, при наличии доступа к исследованиям, архивам и документации для людей в Африке или африканской диаспоре можно преодолеть широкий разрыв между Африкой и Западом в отношении сохранение, изучение и более широкое признание африканской культуры должны быть сужены. Эти меры включают совместные исследования и обучение участвующих музеев, обмен временными выставками – в том числе между африканскими странами – а также материальную поддержку соответствующих сетей или инфраструктуры для музеев в Африке и работающих в них экспертов. [примечание 3] Чтобы знания об африканском культурном наследии дошли до молодого поколения, авторы также рекомендуют эффективные образовательные инициативы. [18] : 88 

Историческое окно, открывшееся в Уагадугу 28 ноября 2017 года, [...] открывает новую эру в культурных отношениях между Францией и Африкой, а также, в более широком и общем плане, между Европой и Африкой. Признавая законность требований африканских стран о возвращении значительной части их культурного наследия и памяти, и в то же время стремясь к лучшему пониманию этого момента колониальной истории, процесс реституции допускает возможность написание новой страницы общей и мирной истории, где каждый герой может внести свой вклад в общую историю.

- Фелвин Сарр и Бенедикт Савой, Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений: Заключение, с. 87

Исторический и геополитический контекст

[ редактировать ]

Хотя в докладе Сарра/Савойи и сопровождающих его дебатах говорится о реституции культурного наследия из Африки, заявление Макрона во время его первого визита в Африку в качестве президента Франции находится в более широком контексте истории, настоящего и будущего политических отношений Франции с Африкой. . [5] Ввиду растущей политической эмансипации некоторых африканских стран от Франции, а также влияния Китая в Африке, французская внешняя политика заинтересована в сохранении и развитии своих привилегированных отношений со странами Западной Африки и более широким франкоязычным миром . [5] Наконец, дискуссии и этическое оправдание реституций являются примерами меняющегося взгляда на европейский колониализм в Африке. [17] Из-за колониального прошлого каждой страны и нынешней общественной оценки этого прошлого, эта историческая переоценка пошла разными путями во Франции, Великобритании, Бельгии или Германии. [17]

Реакция и первые реституции после отчета

[ редактировать ]
Королевские статуи Дагомеи в музее на набережной Бранли перед их возвращением Бенину в конце 2021 года.

С момента публикации отчета его анализ и рекомендации вызвали многочисленные критические, положительные или отрицательные комментарии как во Франции, так и в других европейских странах. [23] [8] Музеи и правительственные источники в Германии и Нидерландах выпустили новые рекомендации по будущим реституциям, исследованиям происхождения и международному сотрудничеству. [24] Последующие реституции были произведены Намибии из Германии. [25] и в Индонезию из Нидерландов. [26] В апреле 2021 года Этнологический музей в Берлине и Абердинский университет в Шотландии объявили о возвращении бенинских бронз к 2022 году. [27]

Вопреки некоторым общественным реакциям историков искусства и журналистов, которые высказывали мнение о почти пустых музеях, доклад не рекомендует радикального возвращения всего африканского культурного наследия из Франции. [28] [примечание 4] Скорее, Сарр и Савой предлагают заключить двусторонние дипломатические договоренности с правительствами африканских стран о реституции значительных частей на основе предложений африканских экспертов. [18] : 70–81  Однако в качестве общей рекомендации авторы выступают за постоянную реституцию незаконно приобретенных культурных ценностей. Они категорически отвергают временное возвращение таких предметов, упомянутых Макроном и одобренных некоторыми кураторами музеев, такими как Стефан Мартен, бывший директор музея на набережной Бранли. [29] На конференции в июне 2019 года, на которой присутствовало около 200 ученых и представителей министерств культуры Европы и Африки, министр культуры Франции пообещал, что «Франция рассмотрит все запросы, представленные африканскими странами», но попросил их «не сосредотачиваться на единственный вопрос о реституции». [30]

24 декабря 2020 года французское правительство приняло новый закон, который разрешает безвозвратную реституцию нескольких культурных ценностей из французских коллекций Сенегалу и Республике Бенин . [31] Уже в ноябре 2019 года премьер-министр Франции подарил Музею черных цивилизаций в Дакаре, Сенегал, историческую как саблю , которая , утверждается, принадлежала Омару Саиду Таллю , выдающемуся западноафриканскому духовному лидеру XIX века, сражавшемуся с французскими колонизаторами в 1850-е годы. [32] [33] [примечание 5] Этот символический предмет, а также 26 африканских статуй, которые были разграблены французскими войсками во время разграбления королевских дворцов Абомея в 1892 году и подарены французским генералом Альфредом Доддсом предшественнику Музея на набережной Бранли в Париже, составляют первые постоянные реституции в соответствии с новым законом. [34] Правительство Бенина уже требовало этой реституции в 2016 году, но ранее правительство Франции отказало ей. [35]

В мае 2021 года к группе из трех антропоморфных статуй, изображающих исторических королей Глеле , Гезо и Беханзина Дагомеи были добавлены новые вывески , объясняющие их будущую реституцию. , [примечание 6] Перед возвращением 26 предметов в Бенин в музее прошла неделя лекций, дискуссий и исторических документальных фильмов, посвященных истории Дагомеи. [36] Кроме того, кредит в размере 20 миллионов евро от Французского агентства развития был выделен на строительство нового музея и на восстановление четырех исторических королевских дворцов в Абомее , объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года. [37] [38]

открыл выставку современного искусства Бенина, а также 26 возвращенных произведений искусства 19 февраля 2022 года президент Бенина во Дворце де ла Марина в Котону . [39] На церемонии открытия присутствовали художники, традиционные вожди и политики, а на следующий день более 1000 посетителей пришли посмотреть на деревянные скульптуры, празднуя свое возвращение на родину. [40]

Цифровизация и открытый доступ

[ редактировать ]

Среди других рекомендаций в докладе содержится призыв к оцифровке всей информации о коллекциях африканских культурных объектов и исследованиях, а также к обеспечению доступа к этой информации во всем мире посредством свободного доступа через Интернет. [18] : 86  В заявлении по этому предложению более 100 международных экспертов по оцифровке и исследованию объектов культуры указали на свои конкретные оговорки. В частности, они предостерегали от односторонних действий западных коллекций и потребовали, чтобы африканские страны участвовали в таких решениях. Кроме того, африканские учреждения должны получить авторские права на такие данные, поскольку цифровая информация считается столь же важной, как и реституция материальных культурных ценностей. [41]

Веб-страница о фондах французских коллекций

[ редактировать ]

веб-страницу « Le Monde en musée опубликовал В сентябре 2021 года Национальный институт истории искусства (INHA) » . Он обеспечивает доступ к аннотированной карте объектов из Африки и Океании в более чем 240 французских публичных коллекциях. Он был задуман как общедоступный исследовательский инструмент и связующее звено между музеями и исследовательскими учреждениями, независимо от их местоположения в мире. Для каждой коллекции дано официальное название с описанием ее фондов, а также сведения об их происхождении. [42]

Отчет 2023 года « Общее наследие: универсальность, реституция и распространение произведений искусства»

[ редактировать ]

27 апреля 2023 года министерства иностранных дел и культуры Франции опубликовали доклад Жана-Люка Мартинеса , посла по международному сотрудничеству в области наследия, почетного президента и генерального директора Лувра, под названием « Общее наследие: универсальность, реституция и распространение». произведений искусства . В этом отчете представлены обоснование и методы рассмотрения и обработки запросов на реституцию. В качестве основных рекомендаций он предлагает будущий закон с девятью критериями в качестве правовой основы будущих реституций, создание двусторонних комиссий, состоящих из экспертов и исследователей из Франции и стран происхождения, а также общую политику реституции с Германией, Бельгией и Нидерландами. Наконец, специальная категория «общего наследия» предусмотрена для «определенных символических произведений, которые не отвечают всем критериям» и поэтому должны оставаться во французских коллекциях, хотя и в новом статусе долевой собственности. Этот отчет был заказан в качестве руководства для консультаций с парламентариями с целью подготовки рамочного законопроекта для представления французскому парламенту. [43] Однако, согласно статье, опубликованной библиотекой Кембриджского университета, лишь небольшая часть произведений искусства во французских коллекциях соответствует условиям реституции. [44]

Реакция африканских стран

[ редактировать ]

Поскольку комментаторы из африканских стран, таких как Бенин, Эфиопия, Мали, Нигерия или Намибия, на протяжении нескольких десятилетий обращались с просьбой о реституции во Францию, Великобританию, Германию и другие страны, [18] : 23–26  доклад Сарра и Савоя вызвал положительные отзывы и породил большие ожидания: Кваме Опоку, ганский журналист по вопросам культуры и бывший сотрудник отделения ООН в Вене, [45] В 2019 году сообщалось, что Международный совет африканских музеев (AFRICOM) «официально обратился к поддержке» реституций, как это предлагается в отчете Сарра/Савойя. [20] Некоторые африканские кураторы также критически отреагировали на односторонние инициативы Запада относительно реституций. Флауэр Манасе, куратор Национального музея Танзании , сказал, что, прежде всего, африканские эксперты должны участвовать в качестве равноправных партнеров, делиться своими собственными историями и привлекать общины происхождения. [46]

Другие африканские обозреватели культуры, такие как танзанийский журналист Чарльз Каюка, указывали на этноцентрический западный характер музейных выставок, что объясняет, почему они, как правило, не вызывают большого интереса у местных посетителей в Африке. [47] Еще один аргумент, который он ставит под сомнение важность традиционного культурного наследия для современных глобализированных африканских обществ:

Пришло время восстановить нашу украденную личность. (...) А вот маски и фетиши, которые сейчас хранятся в европейских музеях, — отдавать их не было бы смысла, потому что эти предметы не имеют никакой ценности для африканцев. Они пусты, мертвы, лишены души — они утратили свой первоначальный смысл, потому что вырваны из контекста и, таким образом, стали бессмысленными объектами. Потому что это были не предметы искусства, а религиозные, ритуальные и магические предметы. Вот почему они были так важны для африканского общества того времени.

Чарльз Каюка, Танзания

Однако в своем отчете Сарр и Савой учли такие различия, призвав к международному сотрудничеству и участию общественности. [18] : 85–86  Что касается последствий для национальной культурной политики в африканских государствах, Фельвин Сарр сказал в интервью немецкой газете: [48]

«Мы хотим посоветовать африканским участникам (по вопросам реституции) вести дискуссию в своих странах. В Музее черных цивилизаций в Дакаре уже есть место. Инфраструктура в разных странах различается, но музеи как учреждения схожи».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ширак был одним из активных сторонников Музея на набережной Бранли — Жака Ширака.
  2. ^ Отчет не охватывает страны Северной Африки, культура которых была отмечена коренным населением, таким как берберские этнические группы, и арабо-исламским влиянием.
  3. После отчета Франция обязалась профинансировать кредит для музея для будущей реституции предметов из Королевского двора Абомея в Бенине. Стэпли-Браун, Виктория (18 июля 2019 г.). «Бенин получил кредит в 20 миллионов евро на строительство нового музея, демонстрирующего восстановленное наследие» . theartnewspaper.com . Проверено 30 августа 2021 г.
  4. ^ В базе данных Международной программы инвентаризации для обнаружения кенийских культурных объектов в 30 учреждениях по всему миру в ноябре 2020 года было зарегистрировано более 32 000 объектов. Это может служить показателем большого количества объектов даже из такой страны, как Кения, которая еще не был представлен в музеях в таком же масштабе, как и некоторые страны Западной Африки. Источник: «Изучите базу данных» . Международная программа инвентаризации . Проверено 23 апреля 2021 г.
  5. Как отметил французский историк Фрэнсис Симонис, сабля Хаджа Омара Талля на самом деле является не африканским предметом, а европейским оружием, изготовленным для французской армии в 19 веке и позже перевезенным обратно во Францию ​​из Сегу в современном государстве. Мали.
  6. На вывеске рядом с группой из трех статуй из королевских дворцов в Абомее, представленной в мае 2021 года, в переводе с французского оригинала написано: «Президент Республики Эммануэль Макрон обнародовал 24 декабря 2020 года текст закона принято Национальным собранием 17 декабря 2020 года о возвращении Республике Бенин работ, выполненных полковником, а затем генералом Доддсом в Абомее в 1892 году. Это решение последовало за официальным запросом Бенина в июле 2016 года. Несмотря на принцип неотчуждаемости французских публичных коллекций, эти произведения перестают быть частью коллекции Музея на набережной Бранли-Жака Ширака и переходят в собственность Республики Бенин. Возврат работ в Бенин в настоящее время осуществляется в полном сотрудничестве с властями Республики Бенин».
  1. ^ Сарр, Фелвин ; Савойя, Бенедикт (21 ноября 2018 г.). «Отчет о реституции африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений» [Реституция африканского культурного наследия. К новой этике отношений] (PDF) (Отчет) (на французском и английском языках). Париж. стр. 89 плюс приложения (английская версия в формате pdf). OCLC   1077598452 . Архивировано из оригинала (pdf) 28 марта 2019 г.
  2. ^ АртРевью. «Сила 100» . artreview.com . Проверено 21 сентября 2021 г.
  3. ^ Аджайе, Дэвид (15 сентября 2021 г.). «Фельвин Сарр и Бенедикт Савой: TIME100 2021» . Время . Проверено 19 октября 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Выступление Эммануэля Макрона в Университете Уагадугу» . elysee.fr . 28 ноября 2017 года . Проверено 26 июля 2019 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Эллис, Адриан (5 апреля 2019 г.). «Музеи в меняющемся мировом порядке: реституция Африки достигает переломного момента» . theartnewspaper.com . Проверено 27 июля 2019 г.
  6. ^ Опоку, Кваме (10 декабря 2017 г.). «Макрон обещает вернуть африканские артефакты во французские музеи: новая эра в афро-европейских отношениях или мираж?» . Современная Гана .
  7. ^ «Представление отчета Савойи/Сарра о реституции африканского наследия» . elysee.fr (на французском языке). 23 ноября 2018 года . Проверено 20 июля 2019 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Хант, Тристрам; Хартмут Доргерло; Николас Томас (27 ноября 2018 г.). «Отчет о реституции: ответ директоров музеев» . www.theartnewspaper.com . Проверено 5 августа 2021 г.
  9. ^ «Отчет Сарра-Савойи и возвращение колониальных артефактов» . Центр художественного права . 31 января 2019 года . Проверено 20 июля 2019 г.
  10. ^ Букари-Ябара, Амзат (2016). «Фельвин Сарр. Афротопия» . Каирн . Получено 26 июля.
  11. ^ «Афротопия, или Будущее открыто» . Академия Шлосса Солитьюда . 30 апреля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
  12. ^ «Результаты для «Фелвина Сарра» . worldcat.org . Проверено 9 августа 2021 г.
  13. ^ Форум для ученых и общественности в Университете Дьюка. «Фелвин Сарр» . fsp.duke.edu . Проверено 9 августа 2021 г.
  14. ^ Бенедикт Савой; Шарлотта Гишар; Кристин Ховальд (2018). Приобретение культур: истории мирового искусства на западных рынках . Берлин. ISBN  978-3-11-054508-1 . OCLC   1039210631 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Андреа Мейер; Бенедикт Савой (2014). Музей открыт: к транснациональной истории музеев 1750-1940 гг . Берлин. ISBN  978-3-11-029882-6 . OCLC   874163864 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Технический университет Берлина (7 октября 2020 г.). «Возврат знаний» . www.tu.berlin . Проверено 4 августа 2021 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Шоу, Энни (21 октября 2020 г.). «Движение Black Lives Matter ускоряет усилия по репатриации, - говорит ведущий французский историк искусства» . www.theartnewspaper.com . Проверено 4 августа 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Сарр и Савой, 2018 г.
  19. ^ «Диалог и участие должны сопровождать все этапы этой работы». Сарр и Савой, 2018, стр.104.
  20. ^ Jump up to: а б Опоку, Кваме (21 мая 2019 г.). «Координация позиций африканских стран по вопросам реституции» . Современная Гана . Проверено 31 июля 2019 г.
  21. ^ Шер, Робин (11 июня 2019 г.). «Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть: американские музеи принимают меры, учитывая репатриацию африканского искусства» . АРТньюс . Проверено 26 июля 2019 г.
  22. Речь, состоявшаяся в Париже 7 июня 1978 г., доступна на сайте ЮНЕСКО . См. Амаду-Махтар М'Боу, «За возвращение незаменимого культурного наследия тем, кто его создал», Museum , vol. 31, нет. 1, 1979, с. 58.
  23. ^ Рикнер, Дидье (27 июля 2019 г.). «Эммануэль Макрон положил конец неотчуждаемости государственных коллекций» . La Tribune de l’Art (на французском языке) . Проверено 27 июля 2019 г.
  24. ^ Хикли, Кэтрин (14 марта 2019 г.). «Министры культуры 16 немецких земель согласились вернуть на родину артефакты, разграбленные в колониальную эпоху» . theartnewspaper.com . Проверено 21 июля 2019 г.
  25. ^ Косслер, Рейнхарт. «Библия Хендрика Витбои» . africasacountry.com . Проверено 12 августа 2021 г.
  26. ^ Хикли, Кэтрин (8 октября 2020 г.). «Нидерланды: музеи противостоят колониальному прошлому страны» . ЮНЕСКО . Проверено 12 августа 2021 г.
  27. ^ «Бенинские бронзы: Германия вернет награбленные артефакты Нигерии» . Новости Би-би-си . 30 апреля 2021 г. Проверено 12 августа 2021 г.
  28. ^ Браун, Кейт (24 января 2019 г.). « Идея состоит в том, чтобы не опустошать музеи»: авторы отчета Франции о реституции блокбастера говорят, что их работа была искажена» . Новости Артнета . Проверено 6 августа 2021 г.
  29. ^ Комитет по культуре, образованию и коммуникации (19 февраля 2020 г.). «Комитет по культуре, образованию и коммуникации: отчет за неделю от 17 февраля 2020 года» . www.senat.fr (на французском языке) . Проверено 5 августа 2021 г.
  30. ^ Носе, Винсент (5 июля 2019 г.). «Франция отказывается от доклада, рекомендующего автоматическую реституцию разграбленных африканских артефактов» . theartnewspaper.com . Проверено 27 июля 2019 г.
  31. ^ «ЗАКОН № 2020-1673 от 24 декабря 2020 г. о реституции культурных ценностей Республике Бенин и Республике Сенегал (1)» . 24 декабря 2020 г. . Проверено 20 апреля 2021 г.
  32. ^ Хикли, Кэтрин (16 июля 2020 г.). «Франция делает первый юридический шаг к реституции Бенину и Сенегалу, поскольку кабинет министров рассматривает новый закон» . www.theartnewspaper.com . Проверено 17 июля 2020 г.
  33. ^ Симонис, Фрэнсис (24 ноября 2019 г.). «Первое произведение, которое «возвращено» в Африку, — это европейский объект» . Le Monde.fr (на французском языке) . Проверено 17 июля 2020 г.
  34. ^ Музей на набережной Бранли – Жак Ширак. «Реституция 26 произведений Республике Бенин» . quaibranly.fr . Проверено 7 августа 2021 г.
  35. ^ Виджиннину, Фиакр (27 февраля 2020 г.). «Бенин все еще ждет реституции своего наследия, обещанной Францией» . JeuneAfrique.com (на французском языке) . Проверено 21 сентября 2021 г.
  36. ^ Музей на набережной Бранли - Жак Ширак (октябрь 2021 г.). «Бенин, реституция 26 произведений из королевских сокровищ Абомея» . www.quaibranly.fr/ (на французском языке) . Проверено 23 ноября 2021 г.
  37. ^ Киунгую, Кайли (23 июля 2019 г.). «Королевские статуи из исторического королевства Дагомея в Бенине будут возвращены Франции» . Это Африка . Проверено 7 августа 2021 г.
  38. ^ Саттон, Бенджамин (19 июля 2019 г.). «Бенин получил кредит в 22,5 миллиона долларов на строительство музея для возвращенных сокровищ» . Артистичный . Проверено 7 августа 2021 г.
  39. ^ «ОТКРЫТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕНИН В КОТОНОУ 20 ФЕВРАЛЯ 2022 ГОДА» . Коммуник'Арт . 7 января 2022 г. Проверено 23 февраля 2022 г.
  40. ^ Сёртиз, Джошуа (22 февраля 2022 г.). « Они наполняют меня эмоциями… Бенин празднует возвращение награбленного сокровища» . Хранитель . Проверено 23 февраля 2022 г.
  41. ^ Уоллес, Андреа; Матильда Павис (25 марта 2019 г.). «Ответ на отчет Сарра-Савойя за 2018 год: Заявление о правах интеллектуальной собственности и открытом доступе, касающихся оцифровки и реституции африканского культурного наследия и связанных с ним материалов». Журнал интеллектуальной собственности, информационных технологий и права электронной коммерции . 10 (2). Рочестер, Нью-Йорк. ССНР   3378200 .
  42. ^ Боск-Тиссе, Клэр; Салаберри-Дюу, Эмили (28 сентября 2021 г.). «Мир в музее. Картографирование коллекций предметов из Африки и Океании во Франции» . monde-en-musee.inha.fr (на французском языке). Париж: Национальный институт истории искусств (INHA) . Проверено 17 октября 2021 г.
  43. ^ «Презентация доклада «Общее наследие: универсальность, реституция и распространение произведений искусства Жана-Люка Мартинеса» . www.cultural.gouv.fr . Проверено 7 декабря 2023 г.
  44. ^ Фабри-Тегеранчи, Ирен (27 ноября 2023 г.). «Франция и реституция культурных ценностей» . Языки через границы/Библиотека Кембриджского университета . Проверено 7 декабря 2023 г.
  45. ^ «Назначен омбудсмен ООН в Вене» . www.un.org . 9 апреля 2003 года . Проверено 9 августа 2021 г.
  46. ^ Манасе, Цветок (май 2020 г.). «От видения к практике реституции» . www.goethe.de . Проверено 5 августа 2021 г.
  47. ^ Блох, Вернер (26 февраля 2019 г.). «Танзания и колониальная эпоха – африканский взгляд» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке) . Проверено 27 июля 2019 г.
  48. ^ Савой, Бенедикт; Фелвин Сарр (18 января 2019 г.). «Европа слепа на один глаз» . www.tagesspiegel.de (на немецком языке) . Проверено 27 июля 2019 г.

Цитируемые работы и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d241397009ea9a7948795ed2ff791b49__1722355620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/49/d241397009ea9a7948795ed2ff791b49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Report on the restitution of African cultural heritage - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)