Доклад о реституции африканского культурного наследия
Автор | Фелвин Сарр и Бенедикт Савой |
---|---|
Язык | Оригинал на французском языке, официальный перевод на английский |
Предмет | Реституция африканского искусства из французских государственных коллекций |
Издатель | Филипп Рей/ Сей , Париж |
Дата публикации | 21 ноября 2018 г. |
Тип носителя | онлайн-документ с открытым доступом и коммерчески доступная книга на французском языке |
Страницы | 89 в английской версии в формате pdf, плюс приложения. |
ISBN | 284876726X |
ОКЛК | 1077598452 |
Веб-сайт | http://restitutionreport2018.com |
Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений (по-французски: Rapport sur la restitution du patrimoineculturall africain. Vers une nouvelle éthique Relationsnelle ) — это доклад, написанный сенегальским академиком и писателем Фелвином Сарром и французским историком искусства Бенедикт Савой , впервые опубликованный в Интернете в ноябре 2018 года в Оригинальная версия на французском языке и авторизованный перевод на английский язык. [1]
французских коллекций государственных африканских Цель доклада, подготовленного по заказу президента Франции Эммануэля Макрона, заключалась в том, чтобы оценить историю и нынешнее состояние произведений искусства, полученных в результате незаконных или иным образом оспариваемых приобретений, а также претензий и плана последующих шагов по борьбе с ними. возможные реституции . В частности, в отчете также представлены рекомендации по подготовке реституций, такие как международное культурное сотрудничество, исследование происхождения , правовые рамки, и заканчивается списком задействованных культурных ценностей, а также способов их представления в ближайшем будущем в Африке. музеи.
Составление этого доклада стало первым случаем, когда президент Франции объявил о реституции африканских артефактов, и с тех пор это вызвало многочисленные дебаты и планы по деколонизации музеев в ряде стран.
В 2020 году их отчет и общественный резонанс принесли Бенедикт Савой и Фельвин Сарр третье место в ежегодном рейтинге «самых влиятельных людей в международном мире искусства», составляемом ArtReview ; журналом [2] и журнал Time включил их в число «100 самых влиятельных людей 2021 года». [3]

Фон
[ редактировать ]Доклад последовал за выступлением Эммануэля Макрона 28 президента Франции ноября 2017 года в Уагадугу , Буркина-Фасо, в котором он обратился к политике Франции в странах Африки к югу от Сахары . [4] Президент Франции поручил двум ученым оценить историю и состав государственных коллекций во Франции, а также претензии, причины и последующие шаги по возможной реституции . Его мотивация коренной переориентации культурной политики Франции в отношении Африки выражалась в следующих словах: «Я принадлежу к поколению французов, для которых преступления европейской колонизации не могут быть оспорены и являются частью нашей истории». [4]
Впервые президент Франции и его правительство признали моральное право на реституцию культурного наследия , предметы которого согласно французскому законодательству считаются неотъемлемой собственностью французского государства. [5] Предшественники Макрона никогда не поддерживали возвращение африканских артефактов и других культурных ценностей во Францию; например, Жак Ширак поддерживал коллекции африканского искусства и назван в официальном названии Музея на набережной Бранли — Жак Ширак . [примечание 1] Таким образом, заявление Макрона было расценено как историческое, независимо от того, сколько произведений искусства в конечном итоге будет возвращено в африканские страны. [6]
Отчет был представлен публике 23 ноября 2018 года и с тех пор вызвал многочисленные реакции во французской и международной дискуссии о его требованиях о реституции африканского искусства из музеев Европы и Америки . [7] [8] Несмотря на заявление Макрона о своевременной реституции, юридические требования к такой реституции создают значительные препятствия: во Франции все государственные активы, включая содержимое государственных коллекций, таких как музеи, библиотеки или другие культурные учреждения, рассматриваются как неотчуждаемое имущество . [9]
Авторы и их миссия
[ редактировать ]
Сенегальский социолог, музыкант и экономист Фелвин Сарр стал известен благодаря своему эссе «Афротопия» , [10] где он предлагает постколониальные теории для настоящего и будущего понимания африканских стран. Он утверждает, что дальнейшее развитие африканских демократий не должно осуществляться путем воспроизведения западных моделей; вместо этого Африка должна заново изобрести себя посредством синтеза традиционных и современных форм социальной организации . [11] Его лекции и академические исследования сосредоточены на постколониальной теории , экономической политике, развитии, экономике, эконометрике, эпистемологии и истории религиозных идей. [12] Ранее он был профессором экономики в Университете Гастона Бергера (Сенегал), а в 2020 году поступил в Университет Дьюка в США. [13]
Французский историк искусства Бенедикта Савой преподает историю искусства в Берлинском техническом университете в Германии, а также является профессором Коллеж де Франс в Париже. Савой опубликовал несколько работ на такие темы, как мировое искусство на западных рынках, [14] о музеях в международном контексте или о незаконном приобретении культурного наследия. [15] После публикации отчета она также стала известна как сторонница реституции африканского культурного наследия в немецких коллекциях и активно участвует в исследованиях и общественных дискуссиях по этому вопросу. [16] [17]
В своем официальном письме о назначении Макрон поручил двум авторам принять участие в дискуссиях и семинарах с различными заинтересованными сторонами в Африке, а также во Франции, включая исследования колониальной истории африканского культурного наследия. [18] : 115 Кроме того, Макрон запросил конкретные предложения и график предлагаемых действий по возвращению культурных ценностей. В своем прямом заявлении: «Диалог и участие должны сопровождать все этапы этой работы», [19] : 104 Макрон не только обозначил конкретный подход, но и открыл дверь для общественных дебатов о своей новой культурной политике и итоговом докладе. С тех пор эти общественные дебаты усилились как в Африке, так и в Африке. [20] Европа и США [21] [8]
Содержание отчета
[ редактировать ]
В этом отчете авторы обсуждают причины и предлагают меры по реституции африканских культурных ценностей из французских государственных коллекций в свои страны или общины происхождения. В соответствии с поручением Макрона, объем доклада конкретно касается бывших французских колоний к югу от Сахары , чье культурное наследие в значительной степени было перевезено во Францию во время и после колониальных времен. [примечание 2]
Вступительная глава, озаглавленная «Длительные потери», описывает историю африканского культурного наследия в контексте европейской колонизации . [18] : 7–26 Центральной темой является насильственное присвоение культурных ценностей как преступление против общин происхождения. Кроме того, важность сбора, изучения и демонстрации африканского наследия европейскими музеями и учеными сначала в качестве диковинок , а затем в качестве этнологических объектов представлена как центральный аспект «истории насилия» и доминирования. [18] : 20
Ссылаясь на намерения, аналогичные тем, которые выражены в их собственном докладе, Сарр и Савой вспоминают, что в 1978 году Амаду-Махтар М'Боу , который тогда был директором ЮНЕСКО , выступал за изменение баланса глобального культурного наследия между северным и южное полушарие. Они цитируют речь М'Боу «Призыв к возвращению незаменимого культурного наследия тем, кто его создал»:
Народы, ставшие жертвами этого грабежа, иногда на протяжении сотен лет, были не только лишены незаменимых шедевров, но и лишены памяти, которая, несомненно, помогла бы им лучше познать себя и, несомненно, помогла бы понять их другим. лучше. [...] Они, конечно, знают, что искусство предназначено для мира, и осознают тот факт, что это произведение искусства, рассказывающее историю их прошлого и показывающее, кем они являются на самом деле, говорит не только с ними одними. Они счастливы, что мужчины и женщины в других местах могут изучать работы своих предков и восхищаться ими. Они также осознают, что некоторые произведения искусства слишком долго играли слишком интимную роль в истории страны, в которую они были вывезены, чтобы можно было отрицать символы, связывающие их с этой страной, и чтобы можно было оторвать укоренившиеся корни. . [...] Эти мужчины и женщины, которые были лишены своего культурного наследия, поэтому просят вернуть, по крайней мере, те художественные сокровища, которые лучше всего представляют их культуру, которые, по их мнению, являются наиболее важными и отсутствие которых причиняет им величайшие страдания. Это законное требование.
- Амаду-Махтар М'Боу, бывший директор ЮНЕСКО, Париж, 1978 г. [22]
Более того, в докладе рассматривается пропаганда общественного мнения с начала 2010-х годов как одна из основных мотиваций изменения взглядов в Европе. [18] : 23 По их оценке, около 90% всего культурного наследия стран Африки к югу от Сахары находится в западных коллекциях. [18] : 11 авторы понимают свой доклад прежде всего как призыв к своевременной реституции артефактов и установлению новых отношений Европы с Африкой на основе взаимного признания. [18] : 29
После этой краткой, но подробной истории африканского колониального искусства в западных коллекциях и более ранних требований о реституции, в трех следующих главах, озаглавленных «Восстановление», «Реституция и коллекции» и «Сопровождение возвращений», обсуждаются центральные аспекты задач, связанных с такие реституции. Здесь авторы предлагают оба критерия реституции, а также конкретный график, которому должны следовать французские и африканские власти. [18] : 62–70 Наконец, в приложениях к отчету описаны методы и шаги, предпринятые авторами, подкрепленные соответствующими документами, диаграммами и цифрами о коллекциях во Франции, а также информацией о музеях Африки. [18] : 91–136 Благодаря обширному фонду, насчитывающему около 70 000 предметов из Африки, и подробным архивам происхождения предметов, Музей на набережной Бранли в Париже занимает особое место в списке отчета. Он заканчивается фотографиями и подробной информацией о тридцати выдающихся объектах этого музея, которые считаются приоритетными для будущей реституции. [18] : 154–202
В докладе также определяются следующие важные меры по комплексной переориентации культурных связей: только посредством уважительного международного сотрудничества, при наличии доступа к исследованиям, архивам и документации для людей в Африке или африканской диаспоре можно преодолеть широкий разрыв между Африкой и Западом в отношении сохранение, изучение и более широкое признание африканской культуры должны быть сужены. Эти меры включают совместные исследования и обучение участвующих музеев, обмен временными выставками – в том числе между африканскими странами – а также материальную поддержку соответствующих сетей или инфраструктуры для музеев в Африке и работающих в них экспертов. [примечание 3] Чтобы знания об африканском культурном наследии дошли до молодого поколения, авторы также рекомендуют эффективные образовательные инициативы. [18] : 88
Историческое окно, открывшееся в Уагадугу 28 ноября 2017 года, [...] открывает новую эру в культурных отношениях между Францией и Африкой, а также, в более широком и общем плане, между Европой и Африкой. Признавая законность требований африканских стран о возвращении значительной части их культурного наследия и памяти, и в то же время стремясь к лучшему пониманию этого момента колониальной истории, процесс реституции допускает возможность написание новой страницы общей и мирной истории, где каждый герой может внести свой вклад в общую историю.
- Фелвин Сарр и Бенедикт Савой, Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений: Заключение, с. 87
Исторический и геополитический контекст
[ редактировать ]Хотя в докладе Сарра/Савойи и сопровождающих его дебатах говорится о реституции культурного наследия из Африки, заявление Макрона во время его первого визита в Африку в качестве президента Франции находится в более широком контексте истории, настоящего и будущего политических отношений Франции с Африкой. . [5] Ввиду растущей политической эмансипации некоторых африканских стран от Франции, а также влияния Китая в Африке, французская внешняя политика заинтересована в сохранении и развитии своих привилегированных отношений со странами Западной Африки и более широким франкоязычным миром . [5] Наконец, дискуссии и этическое оправдание реституций являются примерами меняющегося взгляда на европейский колониализм в Африке. [17] Из-за колониального прошлого каждой страны и нынешней общественной оценки этого прошлого, эта историческая переоценка пошла разными путями во Франции, Великобритании, Бельгии или Германии. [17]
Реакция и первые реституции после отчета
[ редактировать ]
С момента публикации отчета его анализ и рекомендации вызвали многочисленные критические, положительные или отрицательные комментарии как во Франции, так и в других европейских странах. [23] [8] Музеи и правительственные источники в Германии и Нидерландах выпустили новые рекомендации по будущим реституциям, исследованиям происхождения и международному сотрудничеству. [24] Последующие реституции были произведены Намибии из Германии. [25] и в Индонезию из Нидерландов. [26] В апреле 2021 года Этнологический музей в Берлине и Абердинский университет в Шотландии объявили о возвращении бенинских бронз к 2022 году. [27]
Вопреки некоторым общественным реакциям историков искусства и журналистов, которые высказывали мнение о почти пустых музеях, доклад не рекомендует радикального возвращения всего африканского культурного наследия из Франции. [28] [примечание 4] Скорее, Сарр и Савой предлагают заключить двусторонние дипломатические договоренности с правительствами африканских стран о реституции значительных частей на основе предложений африканских экспертов. [18] : 70–81 Однако в качестве общей рекомендации авторы выступают за постоянную реституцию незаконно приобретенных культурных ценностей. Они категорически отвергают временное возвращение таких предметов, упомянутых Макроном и одобренных некоторыми кураторами музеев, такими как Стефан Мартен, бывший директор музея на набережной Бранли. [29] На конференции в июне 2019 года, на которой присутствовало около 200 ученых и представителей министерств культуры Европы и Африки, министр культуры Франции пообещал, что «Франция рассмотрит все запросы, представленные африканскими странами», но попросил их «не сосредотачиваться на единственный вопрос о реституции». [30]
24 декабря 2020 года французское правительство приняло новый закон, который разрешает безвозвратную реституцию нескольких культурных ценностей из французских коллекций Сенегалу и Республике Бенин . [31] Уже в ноябре 2019 года премьер-министр Франции подарил Музею черных цивилизаций в Дакаре, Сенегал, историческую как саблю , которая , утверждается, принадлежала Омару Саиду Таллю , выдающемуся западноафриканскому духовному лидеру XIX века, сражавшемуся с французскими колонизаторами в 1850-е годы. [32] [33] [примечание 5] Этот символический предмет, а также 26 африканских статуй, которые были разграблены французскими войсками во время разграбления королевских дворцов Абомея в 1892 году и подарены французским генералом Альфредом Доддсом предшественнику Музея на набережной Бранли в Париже, составляют первые постоянные реституции в соответствии с новым законом. [34] Правительство Бенина уже требовало этой реституции в 2016 году, но ранее правительство Франции отказало ей. [35]
В мае 2021 года к группе из трех антропоморфных статуй, изображающих исторических королей Глеле , Гезо и Беханзина Дагомеи были добавлены новые вывески , объясняющие их будущую реституцию. , [примечание 6] Перед возвращением 26 предметов в Бенин в музее прошла неделя лекций, дискуссий и исторических документальных фильмов, посвященных истории Дагомеи. [36] Кроме того, кредит в размере 20 миллионов евро от Французского агентства развития был выделен на строительство нового музея и на восстановление четырех исторических королевских дворцов в Абомее , объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года. [37] [38]
открыл выставку современного искусства Бенина, а также 26 возвращенных произведений искусства 19 февраля 2022 года президент Бенина во Дворце де ла Марина в Котону . [39] На церемонии открытия присутствовали художники, традиционные вожди и политики, а на следующий день более 1000 посетителей пришли посмотреть на деревянные скульптуры, празднуя свое возвращение на родину. [40]
Цифровизация и открытый доступ
[ редактировать ]Среди других рекомендаций в докладе содержится призыв к оцифровке всей информации о коллекциях африканских культурных объектов и исследованиях, а также к обеспечению доступа к этой информации во всем мире посредством свободного доступа через Интернет. [18] : 86 В заявлении по этому предложению более 100 международных экспертов по оцифровке и исследованию объектов культуры указали на свои конкретные оговорки. В частности, они предостерегали от односторонних действий западных коллекций и потребовали, чтобы африканские страны участвовали в таких решениях. Кроме того, африканские учреждения должны получить авторские права на такие данные, поскольку цифровая информация считается столь же важной, как и реституция материальных культурных ценностей. [41]
Веб-страница о фондах французских коллекций
[ редактировать ]веб-страницу « Le Monde en musée опубликовал В сентябре 2021 года Национальный институт истории искусства (INHA) » . Он обеспечивает доступ к аннотированной карте объектов из Африки и Океании в более чем 240 французских публичных коллекциях. Он был задуман как общедоступный исследовательский инструмент и связующее звено между музеями и исследовательскими учреждениями, независимо от их местоположения в мире. Для каждой коллекции дано официальное название с описанием ее фондов, а также сведения об их происхождении. [42]
Отчет 2023 года « Общее наследие: универсальность, реституция и распространение произведений искусства»
[ редактировать ]27 апреля 2023 года министерства иностранных дел и культуры Франции опубликовали доклад Жана-Люка Мартинеса , посла по международному сотрудничеству в области наследия, почетного президента и генерального директора Лувра, под названием « Общее наследие: универсальность, реституция и распространение». произведений искусства . В этом отчете представлены обоснование и методы рассмотрения и обработки запросов на реституцию. В качестве основных рекомендаций он предлагает будущий закон с девятью критериями в качестве правовой основы будущих реституций, создание двусторонних комиссий, состоящих из экспертов и исследователей из Франции и стран происхождения, а также общую политику реституции с Германией, Бельгией и Нидерландами. Наконец, специальная категория «общего наследия» предусмотрена для «определенных символических произведений, которые не отвечают всем критериям» и поэтому должны оставаться во французских коллекциях, хотя и в новом статусе долевой собственности. Этот отчет был заказан в качестве руководства для консультаций с парламентариями с целью подготовки рамочного законопроекта для представления французскому парламенту. [43] Однако, согласно статье, опубликованной библиотекой Кембриджского университета, лишь небольшая часть произведений искусства во французских коллекциях соответствует условиям реституции. [44]
Реакция африканских стран
[ редактировать ]Поскольку комментаторы из африканских стран, таких как Бенин, Эфиопия, Мали, Нигерия или Намибия, на протяжении нескольких десятилетий обращались с просьбой о реституции во Францию, Великобританию, Германию и другие страны, [18] : 23–26 доклад Сарра и Савоя вызвал положительные отзывы и породил большие ожидания: Кваме Опоку, ганский журналист по вопросам культуры и бывший сотрудник отделения ООН в Вене, [45] В 2019 году сообщалось, что Международный совет африканских музеев (AFRICOM) «официально обратился к поддержке» реституций, как это предлагается в отчете Сарра/Савойя. [20] Некоторые африканские кураторы также критически отреагировали на односторонние инициативы Запада относительно реституций. Флауэр Манасе, куратор Национального музея Танзании , сказал, что, прежде всего, африканские эксперты должны участвовать в качестве равноправных партнеров, делиться своими собственными историями и привлекать общины происхождения. [46]
Другие африканские обозреватели культуры, такие как танзанийский журналист Чарльз Каюка, указывали на этноцентрический западный характер музейных выставок, что объясняет, почему они, как правило, не вызывают большого интереса у местных посетителей в Африке. [47] Еще один аргумент, который он ставит под сомнение важность традиционного культурного наследия для современных глобализированных африканских обществ:
Пришло время восстановить нашу украденную личность. (...) А вот маски и фетиши, которые сейчас хранятся в европейских музеях, — отдавать их не было бы смысла, потому что эти предметы не имеют никакой ценности для африканцев. Они пусты, мертвы, лишены души — они утратили свой первоначальный смысл, потому что вырваны из контекста и, таким образом, стали бессмысленными объектами. Потому что это были не предметы искусства, а религиозные, ритуальные и магические предметы. Вот почему они были так важны для африканского общества того времени.
— Чарльз Каюка, Танзания
Однако в своем отчете Сарр и Савой учли такие различия, призвав к международному сотрудничеству и участию общественности. [18] : 85–86 Что касается последствий для национальной культурной политики в африканских государствах, Фельвин Сарр сказал в интервью немецкой газете: [48]
«Мы хотим посоветовать африканским участникам (по вопросам реституции) вести дискуссию в своих странах. В Музее черных цивилизаций в Дакаре уже есть место. Инфраструктура в разных странах различается, но музеи как учреждения схожи».
См. также
[ редактировать ]- Африканское искусство в западных коллекциях
- Выход из престола
- Деколонизация музеев
- Международная программа инвентаризации (проект культурного наследия Кении в западных коллекциях)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ширак был одним из активных сторонников Музея на набережной Бранли — Жака Ширака.
- ^ Отчет не охватывает страны Северной Африки, культура которых была отмечена коренным населением, таким как берберские этнические группы, и арабо-исламским влиянием.
- ↑ После отчета Франция обязалась профинансировать кредит для музея для будущей реституции предметов из Королевского двора Абомея в Бенине. Стэпли-Браун, Виктория (18 июля 2019 г.). «Бенин получил кредит в 20 миллионов евро на строительство нового музея, демонстрирующего восстановленное наследие» . theartnewspaper.com . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ В базе данных Международной программы инвентаризации для обнаружения кенийских культурных объектов в 30 учреждениях по всему миру в ноябре 2020 года было зарегистрировано более 32 000 объектов. Это может служить показателем большого количества объектов даже из такой страны, как Кения, которая еще не был представлен в музеях в таком же масштабе, как и некоторые страны Западной Африки. Источник: «Изучите базу данных» . Международная программа инвентаризации . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ↑ Как отметил французский историк Фрэнсис Симонис, сабля Хаджа Омара Талля на самом деле является не африканским предметом, а европейским оружием, изготовленным для французской армии в 19 веке и позже перевезенным обратно во Францию из Сегу в современном государстве. Мали.
- ↑ На вывеске рядом с группой из трех статуй из королевских дворцов в Абомее, представленной в мае 2021 года, в переводе с французского оригинала написано: «Президент Республики Эммануэль Макрон обнародовал 24 декабря 2020 года текст закона принято Национальным собранием 17 декабря 2020 года о возвращении Республике Бенин работ, выполненных полковником, а затем генералом Доддсом в Абомее в 1892 году. Это решение последовало за официальным запросом Бенина в июле 2016 года. Несмотря на принцип неотчуждаемости французских публичных коллекций, эти произведения перестают быть частью коллекции Музея на набережной Бранли-Жака Ширака и переходят в собственность Республики Бенин. Возврат работ в Бенин в настоящее время осуществляется в полном сотрудничестве с властями Республики Бенин».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сарр, Фелвин ; Савойя, Бенедикт (21 ноября 2018 г.). «Отчет о реституции африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений» [Реституция африканского культурного наследия. К новой этике отношений] (PDF) (Отчет) (на французском и английском языках). Париж. стр. 89 плюс приложения (английская версия в формате pdf). OCLC 1077598452 . Архивировано из оригинала (pdf) 28 марта 2019 г.
- ^ АртРевью. «Сила 100» . artreview.com . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Аджайе, Дэвид (15 сентября 2021 г.). «Фельвин Сарр и Бенедикт Савой: TIME100 2021» . Время . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Выступление Эммануэля Макрона в Университете Уагадугу» . elysee.fr . 28 ноября 2017 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Эллис, Адриан (5 апреля 2019 г.). «Музеи в меняющемся мировом порядке: реституция Африки достигает переломного момента» . theartnewspaper.com . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Опоку, Кваме (10 декабря 2017 г.). «Макрон обещает вернуть африканские артефакты во французские музеи: новая эра в афро-европейских отношениях или мираж?» . Современная Гана .
- ^ «Представление отчета Савойи/Сарра о реституции африканского наследия» . elysee.fr (на французском языке). 23 ноября 2018 года . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хант, Тристрам; Хартмут Доргерло; Николас Томас (27 ноября 2018 г.). «Отчет о реституции: ответ директоров музеев» . www.theartnewspaper.com . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ «Отчет Сарра-Савойи и возвращение колониальных артефактов» . Центр художественного права . 31 января 2019 года . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Букари-Ябара, Амзат (2016). «Фельвин Сарр. Афротопия» . Каирн . Получено 26 июля.
- ^ «Афротопия, или Будущее открыто» . Академия Шлосса Солитьюда . 30 апреля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «Результаты для «Фелвина Сарра» . worldcat.org . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Форум для ученых и общественности в Университете Дьюка. «Фелвин Сарр» . fsp.duke.edu . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Бенедикт Савой; Шарлотта Гишар; Кристин Ховальд (2018). Приобретение культур: истории мирового искусства на западных рынках . Берлин. ISBN 978-3-11-054508-1 . OCLC 1039210631 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Андреа Мейер; Бенедикт Савой (2014). Музей открыт: к транснациональной истории музеев 1750-1940 гг . Берлин. ISBN 978-3-11-029882-6 . OCLC 874163864 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Технический университет Берлина (7 октября 2020 г.). «Возврат знаний» . www.tu.berlin . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Шоу, Энни (21 октября 2020 г.). «Движение Black Lives Matter ускоряет усилия по репатриации, - говорит ведущий французский историк искусства» . www.theartnewspaper.com . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Сарр и Савой, 2018 г.
- ^ «Диалог и участие должны сопровождать все этапы этой работы». Сарр и Савой, 2018, стр.104.
- ^ Jump up to: а б Опоку, Кваме (21 мая 2019 г.). «Координация позиций африканских стран по вопросам реституции» . Современная Гана . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Шер, Робин (11 июня 2019 г.). «Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть: американские музеи принимают меры, учитывая репатриацию африканского искусства» . АРТньюс . Проверено 26 июля 2019 г.
- ↑ Речь, состоявшаяся в Париже 7 июня 1978 г., доступна на сайте ЮНЕСКО . См. Амаду-Махтар М'Боу, «За возвращение незаменимого культурного наследия тем, кто его создал», Museum , vol. 31, нет. 1, 1979, с. 58.
- ^ Рикнер, Дидье (27 июля 2019 г.). «Эммануэль Макрон положил конец неотчуждаемости государственных коллекций» . La Tribune de l’Art (на французском языке) . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Хикли, Кэтрин (14 марта 2019 г.). «Министры культуры 16 немецких земель согласились вернуть на родину артефакты, разграбленные в колониальную эпоху» . theartnewspaper.com . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Косслер, Рейнхарт. «Библия Хендрика Витбои» . africasacountry.com . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Хикли, Кэтрин (8 октября 2020 г.). «Нидерланды: музеи противостоят колониальному прошлому страны» . ЮНЕСКО . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ «Бенинские бронзы: Германия вернет награбленные артефакты Нигерии» . Новости Би-би-си . 30 апреля 2021 г. Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Браун, Кейт (24 января 2019 г.). « Идея состоит в том, чтобы не опустошать музеи»: авторы отчета Франции о реституции блокбастера говорят, что их работа была искажена» . Новости Артнета . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Комитет по культуре, образованию и коммуникации (19 февраля 2020 г.). «Комитет по культуре, образованию и коммуникации: отчет за неделю от 17 февраля 2020 года» . www.senat.fr (на французском языке) . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Носе, Винсент (5 июля 2019 г.). «Франция отказывается от доклада, рекомендующего автоматическую реституцию разграбленных африканских артефактов» . theartnewspaper.com . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ «ЗАКОН № 2020-1673 от 24 декабря 2020 г. о реституции культурных ценностей Республике Бенин и Республике Сенегал (1)» . 24 декабря 2020 г. . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Хикли, Кэтрин (16 июля 2020 г.). «Франция делает первый юридический шаг к реституции Бенину и Сенегалу, поскольку кабинет министров рассматривает новый закон» . www.theartnewspaper.com . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Симонис, Фрэнсис (24 ноября 2019 г.). «Первое произведение, которое «возвращено» в Африку, — это европейский объект» . Le Monde.fr (на французском языке) . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Музей на набережной Бранли – Жак Ширак. «Реституция 26 произведений Республике Бенин» . quaibranly.fr . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ Виджиннину, Фиакр (27 февраля 2020 г.). «Бенин все еще ждет реституции своего наследия, обещанной Францией» . JeuneAfrique.com (на французском языке) . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Музей на набережной Бранли - Жак Ширак (октябрь 2021 г.). «Бенин, реституция 26 произведений из королевских сокровищ Абомея» . www.quaibranly.fr/ (на французском языке) . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Киунгую, Кайли (23 июля 2019 г.). «Королевские статуи из исторического королевства Дагомея в Бенине будут возвращены Франции» . Это Африка . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ Саттон, Бенджамин (19 июля 2019 г.). «Бенин получил кредит в 22,5 миллиона долларов на строительство музея для возвращенных сокровищ» . Артистичный . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «ОТКРЫТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕНИН В КОТОНОУ 20 ФЕВРАЛЯ 2022 ГОДА» . Коммуник'Арт . 7 января 2022 г. Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Сёртиз, Джошуа (22 февраля 2022 г.). « Они наполняют меня эмоциями… Бенин празднует возвращение награбленного сокровища» . Хранитель . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Уоллес, Андреа; Матильда Павис (25 марта 2019 г.). «Ответ на отчет Сарра-Савойя за 2018 год: Заявление о правах интеллектуальной собственности и открытом доступе, касающихся оцифровки и реституции африканского культурного наследия и связанных с ним материалов». Журнал интеллектуальной собственности, информационных технологий и права электронной коммерции . 10 (2). Рочестер, Нью-Йорк. ССНР 3378200 .
- ^ Боск-Тиссе, Клэр; Салаберри-Дюу, Эмили (28 сентября 2021 г.). «Мир в музее. Картографирование коллекций предметов из Африки и Океании во Франции» . monde-en-musee.inha.fr (на французском языке). Париж: Национальный институт истории искусств (INHA) . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «Презентация доклада «Общее наследие: универсальность, реституция и распространение произведений искусства Жана-Люка Мартинеса» . www.cultural.gouv.fr . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Фабри-Тегеранчи, Ирен (27 ноября 2023 г.). «Франция и реституция культурных ценностей» . Языки через границы/Библиотека Кембриджского университета . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ «Назначен омбудсмен ООН в Вене» . www.un.org . 9 апреля 2003 года . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Манасе, Цветок (май 2020 г.). «От видения к практике реституции» . www.goethe.de . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Блох, Вернер (26 февраля 2019 г.). «Танзания и колониальная эпоха – африканский взгляд» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке) . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Савой, Бенедикт; Фелвин Сарр (18 января 2019 г.). «Европа слепа на один глаз» . www.tagesspiegel.de (на немецком языке) . Проверено 27 июля 2019 г.
Цитируемые работы и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сарр, Фелвин ; Бенедикт Савой (21 ноября 2018 г.). «Отчет о реституции африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений» [Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений] (pdf) (Отчет) (на французском и английском языках). Перевод Дрю С. Берка. Париж. стр. 254, включая приложения.
- Марк, Питер (1999). «Есть ли такая вещь, как африканское искусство?». Отчет Художественного музея Принстонского университета . 58 (1/2). Художественный музей Принстонского университета: 7–15. дои : 10.2307/3774788 . ISSN 0032-843X . JSTOR 3774788 .
- Прайс, Салли ; Дэн Хикс (6 января 2020 г.). «Имеет ли доклад Сарр-Савой какой-либо эффект с момента его первой публикации?» . Аполлон . Проверено 30 августа 2021 г.
- Найери, Фара (23 ноября 2019 г.). «Франция поклялась вернуть награбленные сокровища. Но мало кто возвращается» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 августа 2021 г.
- Сильверман, Раймонд; Абунгу, Джордж; Пробст, Питер (2021). Национальные музеи Африки. Идентичность, история и политика . Милтон: Рутледж. п. 284. ИСБН 978-1-000-42864-3 . OCLC 1259323561 .