Яджи я
Али Яджи Дан Цамия | |
---|---|
Король Кано | |
Царствование | 1349 - 1385 |
Предшественник | Усман Замнагава |
Преемник | Королевство упразднено |
Султан Кано | |
Царствование | 1349–1385 |
Предшественник | Султанат основан |
Преемник | Культура |
Дом | Династия Багауда |
Отец | Цамия |
Религия | Суннитский ислам |
Али Дан Цамия ( ), известный как Яджи I или Али Яджи Дан Цамия ( был королем , а затем первым султаном Кано ) , штата на территории современной Северной Нигерии . Яджи I правил с 1349 по 1385 год нашей эры. Видная фигура в истории штата, Яджи использовал религиозную революцию, чтобы окончательно укрепить контроль своей семьи над Кано и его подземными королевствами после столетий раздоров. Он также отвечал за поглощение Рано Кано.
С момента прибытия первого короля Кано, Багауды , в 999 году между вновь созданной аристократией и коренными язычниками Кано возникла напряженность. Все последующие короли Кано враждовали с языческим населением, но не смогли овладеть им. В 1350 году Яджи с помощью ученых Сонинке Вангара из Мали отказался от анимистского культа хауса Цумбубуры и провозгласил Кано султанатом.
Он жестоко подавил последующее восстание анимистического культа в битве при Сантоло , ведя при этом первый исламский джихад в Суданской Африке. Он завоевал Кварарафа и многочисленные королевства хауса вокруг Кано, заложив семена каноанского господства в Билад-ас-Судане . Он умер в 1385 году, заложив семена будущей Каноанской империи .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Али Яджи родился у несчастного девятого короля Кано Цамии и его супруги Маганарку. За свой плохой характер в детстве он получил прозвище «Яджи», которое сегодня известно как смесь специй хауса.
Король Кано
[ редактировать ]Он стал 11-м королем Кано в 1343 году, сменив своего дядю Усмана Замнагаву , который сверг и убил своего отца. Яджи сразу же предпринял многочисленные завоевания в Замна Габе, Рано и Буну, правил Буну в течение двух лет, прежде чем отправиться в Кур, где решил остаться. В «Хрониках» упоминается, что Яджи изгнал короля Рано из Замна Габа, предположительно сигнализируя о сюзеренитете Кано над государством хауса Рано.
Утверждение ислама в Кано
[ редактировать ]Хотя в Кано присутствовали элементы исламской религии, именно во время правления Яджи ислам стал доминирующей религией в королевстве. Согласно «Хроникам Кано», около сорока ученых Сонинке Вангара из Мали во главе с Абдулрахманом Зайте полностью обратили короля в исламскую веру, после чего Яджи провозгласил себя султаном. В хрониках перечислены имена некоторых других ученых, таких как Якубу, Мандавали, Фамори, Билкасирн, Канаджи, Дукере, Шеше, Кебе, Муртуку, Лиман Джибджин Яллабу, отец Саркина Павы, Гурдумлиус, Аута, Лауал, Лиман Мадата.
Яджи сделал Зайте Алкали ( Кади ), Лауала Муэдзина и Гурдамуса своим Лиманом ( Имамом ). Ауте также было предъявлено обвинение в обеспечении забоя всех животных По словам Дабихи, . Затем Яджи приказал своим подданным во всех городах Кано соблюдать пять ежедневных намазов , которые они были обязаны совершать. Он также построил мечеть с видом на Каабу под Священным деревом Кано.
Однако Саркин Газарзава был против этих новых практик и осквернял свою мечеть после каждой молитвы. Из-за этого человек по имени Данбуги был поставлен во главе ополчения для охраны мечети. Однако язычники не смягчились и попытались выманить Данбуги и его людей, и им удалось переманить некоторых из них. Шеше и Фамори решили, что единственный способ остановить осквернение — это молитва, и собрали для этой цели мусульман. Согласно « Хроникам Кано» , вскоре после этого лидер язычников был ослеплен, а вскоре после этого и все его прислужники, участвовавшие в осквернении мечети. Говорят, что тогда Яджи насмехался над лидером язычников: «Будь Сарки среди слепых». [ 1 ]
Битва при Сантоло и дальнейшие завоевания
[ редактировать ]«Яджи, покоритель скалистых высот, рассеиватель воинств, господин города»
Яджи, воодушевленный испытаниями с мятежными язычниками, решил и дальше распространять религию. По этой причине он нацелился на завоевание Сантоло, оплота язычников в Кано, поскольку он верил, что любой другой город последует за ним, если он сможет добиться успеха. Его советники из Вангары посоветовали ему помолиться у рва Сантоло, прежде чем начать войну. Яджи и его армия разбили лагерь в месте под названием Дуджи в Сантоло, после чего они продолжили марш вокруг Сантоло, молясь до рассвета, когда началась битва. Яджи одержал решающую победу над язычниками в битве при Сантоло , что позволило ему провести дальнейшее успешное завоевание к югу от Кано. Кульминацией этого стало столкновение с Кварарафа , жители которого, как сообщается, в страхе покинули свою землю и укрылись на холме в Тагаре. Султан пытался переждать их, чтобы начать битву, но вместо этого они послали ему сотню рабов, чтобы умилостивить его. Есть противоречивые сведения относительно того, умер ли он в Кварарафе или после того, как вернулся в Кано. Он правил Кано тридцать семь лет, после чего ему наследовал его брат, Мухаммад Бугая .
Личная жизнь
[ редактировать ]У Яджи был сын Канаджеджи от Аунаки. Канаджеджи стал 13-м правителем Кано. У Яджи были одни и те же отец и мать, что и у Сарки Мухаммада Бугаи, что было необычно для каноанских правителей той эпохи из-за чрезмерного многоженства.
Наследие
[ редактировать ]Яджи I считается одним из величайших правителей и воинов в истории Кано. Его помнят как первого султана Кано и как организатора первого исламского джихада в регионе. Действия Яджи сыграли решающую роль, поскольку они расчистили путь к возможному превосходству Кано среди штатов хауса и в Суданской Африке.
Биография в Хрониках Кано
[ редактировать ]Ниже представлена полная биография Яджи I из , сделанного Палмером английского перевода « Хроник Кано» в 1908 году . [ 2 ]
11-м Сарки был Яджи по имени Али. Его матерью была Маганарку. Его звали Яджи, потому что в детстве у него был плохой характер, и это имя закрепилось за ним.
Он выгнал Серикина Рано из Замны Габы, пошел в Рано и царствовал у Буну 2 года. Затем он переехал в Кур вместе с Аджава, Воджавой и Ауравой. Он остался там.
Во времена Яджи Вонгарава пришли из Меле и принесли с собой мусульманскую религию. Имя их лидера было Абдурахаман Зайте. Другими были Якубу, Мандавали, Фамори, Билкасим, Канаджи, Букере, Шеше, Кебе, Муртуку, Лиман Джибджин Яллабу, отец Серикина Павы, Гурдумус, Аута, Лауал, Лиман Мадатаи и другие — всего около 40 человек. Когда они пришли, они приказали Сарки соблюдать время молитвы. Он подчинился и сделал Гурдамуса своим священником, а Лауала - своим муэдзином. Снаружи перерезали глотки всему съеденному мясу. Мандавали был жрецом всех Вонгаравы и вождей Кано. Масла были их щелочью.
Сарки приказали каждому городу страны Кано соблюдать время молитвы. Так они все и сделали. Под священным деревом была построена мечеть, обращенная на восток, и в ней в пять назначенных часов совершались молитвы.
Саркин Газарзава был противником молитвы, и когда мусульмане после молитвы расходились по домам, он приходил со своими людьми, осквернял всю мечеть и покрывал ее грязью. Данбуги было приказано патрулировать мечеть с хорошо вооруженными людьми с вечера до утра. Он постоянно аплодировал. Несмотря на все это, язычники пытались привлечь на свою сторону его и его людей. Некоторые из его людей последовали за язычниками и ушли, но он и остальные отказались. Осквернение продолжалось до тех пор, пока Шеше не сказал Фамори: «От этого нет другого лекарства, кроме молитвы». Народ согласился. Они собрались во вторник в мечети в вечерний час молитвы и молились против язычников до восхода солнца. Они ушли только тогда, когда солнце уже поднялось. Аллах милостиво принял обращенные к нему молитвы. В тот день был ослеплен глава язычников, а потом и все язычники, присутствовавшие при осквернении, — они и все женщины их. После этого они все испугались.
Яджи выгнал вождя язычников из его кабинета и сказал ему: «Будь Сарки среди слепых». Говорят, что во времена Яджи Саркин Дебби, Саркин Даб и Саркин Гано привозили лошадей в Кано, но эта история не заслуживает доверия.
Яджи сказал Вонгараве: «Я хочу, чтобы вы помолились, чтобы я смог покорить людей Сантоло , потому что, если я завою Сантоло, каждый город в стране последует за мной, поскольку Сантоло — ключ юга».
Они сказали: «Мы будем молиться за вас, но мы не будем молиться, кроме как у рва самого Сантоло».
Итак, сарки двинулись вперед вместе с вонгаравой и направились к Сантоло. С ним было 111 человек. 50 из них были перед Вонгаравой и 60 перед ним самим. Руководителями среди его людей были Джарумаи Гобарра Дагга Самма, Джакафада Кулли, Рагумар Гива, Макама Бутаче, Майдаваки Коамна, Берди Шегги, Сарки Заура Гамати, Дан Бурам Гантуруру, Дан Макоо Дагазо, Галадима Тунту и Саркин Сурди Магури. Другими были Гауджи, Гароджи, Танкарау, Каргаги, Карфаша, Кутунку Торо, Кампачи, Горонгива Галадима, Заки, Бамболи и другие — всего
Теперь, когда он пришел в Сантоло, Сарки расположились лагерем недалеко от Дуджи. Дуджи — это имя мужчины. Глубокой ночью Вонгарава вместе с Яджи отправились в Сантоло, обошли город и молились до рассвета. Когда рассвело, они вернулись в свой лагерь. Когда взошло солнце, они вернулись в Сантоло, жаждущие битвы. Жители Сантоло вышли из города и встретили их на открытом месте. Бои продолжались с утра до ночи. Ни одна из сторон не одержала верх. Канава удалились в Дуджи; жители Сантулу вернулись в свои дома. У Саркина Кано было очень больно на душе. Фамори сказал: «Не горюй! если Аллах пожелает, мы победим их».
Сарки остался доволен его речью. Коса, раб Сарки, сказал: «Мой господин, я расскажу тебе тайны врага; В городе восемь человек, и никто не сможет пройти через ров, если не убьет их».
Фамори спросил: «Ты знаешь их имена?»
Он сказал: «Я их знаю».
Тогда Фамори спросил: «Как их зовут?»
И Коса ответил: «Имя величайшего — Хамбари, а после него Гвошин Бауна, Кафивута, Гургурра Карифи, Гандар Гива, Хамбуркин Тока, Зан Каддакере и Гумбар Вакке».
Гводжи сказал: «Если я увижу Хамбари, я убью его, если того пожелает Аллах».
На рассвете сарки с черными взглядами вернулись в атаку на Сантоло. Он взял копье в руку. Гводжи был перед ним, Зайте — по правую руку, Фамори — по левую, а позади него — Шеше. За ними шли остальные Вонгарава и Канава. Когда они приблизились к Сантоло, все язычники вышли на битву. Гводжи увидел Хамбари и, подпоясав чресла, бросился в бой. Язычники бросились на Гводжи, но он устоял перед ними, а когда они уступили дорогу, бросился на Хамбари с копьем. Хамбари схватил его за горло и стащил с лошади; но тщетно, потому что Гводжи вытащил нож и пронзил его, и так он умер. Тогда Гводжи сел на лошадь и вошел в Сантоло, а все канавы последовали за ним и штурмовали город. Сарки приказали убить всех жителей, кроме женщин и маленьких детей. Гводжи вместе с Косой и Гурагу вошел в жилище своего бога и нашел колокол, два рога, боевой топор и ножные кандалы. Гводжи взял колокольчик и два рога. Коса взял боевой топор, а Гурагу — кандалы. Яджи пробыл в городе семь дней, разрушил место жертвоприношения и, разобрав его стену и дерево, вернулся в Кано. Он сказал Гводжи: «Выбирай, что хочешь».
Гводжи сказал: «Я хочу только стать Мадавакином Кано».
Сарки сказал: «Я передаю тебе эту должность».
Гасаторо, изгнанный с поста Мадаваки, построил дом в Гаво и по этой причине был известен как Мадавакин Гаво, чтобы различать их.
В следующем году Сарки пошли на войну с Варджи и оставались там некоторое время. В это время ему были подвластны все языческие племена, от Бийри до Панды. Только Кворарафа . отказались следовать за ним, поэтому он отправился в их страну Когда он пришел в их город, они испугались драться и все бежали на холм в Тагаре. Сарки также стояли там лагерем семь месяцев. Ко одному спустился со скалы. Наконец язычники заплатили ему сотню рабов. Из-за этого была написана песня, восхваляющая Яджи, которая гласит: «Яджи, покоритель скалистых высот, рассеиватель воинств, владыка города». Говорят, что он умер здесь, в Кворарафе . Возможно, он умер в Кано .
Он правил 37 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хискетт, М. (1957). «Хроника Кано». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (1/2): 79–81. ISSN 0035-869X . JSTOR 25201990 .
- ^ Палмер, Герберт Ричмонд , изд. (1908), «Хроники Кано» , Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии , вып. 38, стр. 58–98 – через Интернет-архив ; в Google Книгах .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .