Юсуф ибн Ташфин
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на арабском языке . (Август 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Юсуф бин Ташфин Юсуф ибн Ташфин | |||||
---|---|---|---|---|---|
Амир Аль-Муслимин | |||||
![]() Золотой динар, выпущенный при Юсуфе ибн Ташфине. | |||||
Амир Альморавидов | |||||
Царствование | 1061–1106 | ||||
Предшественник | Абу Бакр ибн Умар | ||||
Преемник | Али ибн Юсуф | ||||
Умер | 1106 Марракеш | ||||
Супруг | Зайнаб ан-Нафзавия | ||||
Проблема | Абу Бакр ибн Юсуф [ 1 ] Тамим ибн Юсуф [ 2 ] Али ибн Юсуф Сура бинт Юсуф [ 3 ] Тамима бинт Юсуф | ||||
| |||||
Династия | Альморавид | ||||
Отец | Ташфин ибн Ибрагим Талагагин | ||||
Мать | Фатима бинт Сыр [ 4 ] | ||||
Религия | ислам |
Юсуф ибн Ташфин , также Ташафин , Тешуфин , ( араб . Юсуф ибн Ташфин Наср ад-Дин ибн Талакакин аль-Санхаджи , латинизированный : Юсуф ибн Ташфин Насер ад-Дин ибн Талакакин ас-Синхаджи ; правил ок. 1061–1106) был лидером санхаджи в империи Альморавидов . Он стал соучредителем города Марракеш и возглавил мусульманские силы в битве при Саграджасе.
Юсуф ибн Ташфин приехал в Аль-Андалус из Магриба, чтобы помочь мусульманам в борьбе против Альфонсо VI Леона , в конечном итоге добившись победы в Саграхасе и продвигая исламскую правовую систему в регионе. В 1061 году он принял титул Амир аль-Муслимин «Вождь мусульман». [ 5 ] признание сюзеренитета халифа Аббасидов как Амира аль-Муминина, «лидера верующих». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Прийти к власти
[ редактировать ]Юсуф ибн Ташфин был бербером из Бану Тургут, ветви Ламтуна , племени туарегов , принадлежавшего к группе Санхаджа . [ 12 ] Санхаджа были связаны средневековыми мусульманскими специалистами по генеалогии с Химьяритским королевством через полумифических и мифических доисламских царей, и по какой-то причине некоторые современные источники (например, ибн Араби ) добавляют нисба к имени Юсуфа аль-Химьяри, чтобы указать на это. легендарная принадлежность. Например, его фамилия задокументирована как Аль-Санхаджи аль-Химьяри в произведении Исмаила ибн аль-Ахмара XIV века . Современные ученые отвергают эту берберско-йеменскую связь как фантастическую. [ 13 ] [ 14 ]
Абу Бакр ибн Умар , лидер Ламтуны и один из первых учеников Абдаллы ибн Ясина , служивший духовным связующим звеном для последователей школы Малики , был назначен главным командующим после смерти своего брата Яхьи ибн Умара аль-Ламтуни. . Его брат руководил военными силами ибн Ясина, но был убит в битве при Табфарилле против Годалы в 1056 году. Ибн Ясин тоже погиб в битве против Баргаваты три года спустя.
Абу Бакр был способным полководцем, он взял плодородный Су и его столицу Агмат через год после смерти своего брата и продолжал подавлять многочисленные восстания в Сахаре , в одном из таких случаев доверив своему благочестивому двоюродному брату Юсуфу управление Су и, таким образом, все его северные провинции. Похоже, что на время он передал ему эту власть, но даже дошел до того, что отдал Юсуфу свою жену, Зайнаб ан-Нафзавийю, предположительно самую богатую женщину Агмата. [ 15 ] Такое доверие и благосклонность со стороны опытного ветерана и опытного политика отражали общее уважение, которым пользовался Юсуф, не говоря уже о власти, которую он приобрел как военный деятель в свое отсутствие. Напуганный вновь обретенной властью Юсуфа, Абу Бакр счел любые попытки вернуть свой пост политически невозможными и вернулся на окраины Сахары, чтобы уладить беспорядки на южной границе.
Расширение в Магрибе
[ редактировать ]
Юсуф был эффективным полководцем и стратегом, который собрал грозную армию, состоящую из суданских контингентов, христианских наемников и сахарских племен Гудала, Ламтуна и Масуфа. [ 16 ] что позволило ему расширить империю, перейдя через Атласские горы на равнины Марокко, достигнув Средиземного моря и захватив Фес в 1075 году, Танжер и Уджду в 1079 году, Тлемсен в 1080 году и Сеуту в 1083 году, а также Алжир , Тенес и Оран в 1082-83 гг. Его считают соучредителем знаменитого марокканского города Марракеш (по-берберски Муракуш , на английском языке переводится как «Марокко» ). Место было выбрано и работы начались Абу Бакром в 1070 году. Работы завершил Юсуф, который затем сделал его столицей своей империи вместо прежней столицы Агмат .
Завоевание Аль-Андалуса
[ редактировать ]Национальная привлекательность
[ редактировать ]В 1091 году последний суверенный король Аль-Андалуса, аль-Мутамид , увидел, что Аббадидами унаследованная таифа Севильи , контролируемая с 1069 года, оказалась под угрозой захвата все более сильным королем Леона Альфонсо VI . Период Тайфа последовал за упадком Омейядов халифата . Ранее эмир предпринял серию агрессивных нападений на соседние королевства, чтобы накопить больше территории для себя, но его военные устремления и возможности бледнели по сравнению с теми, что имел леонезский король, который во имя христианского мира в 1085 году захватил Толедо и взимал парии , или дань, с мусульманских князей в таких местах, как Гранада , и аль-Мутамид Севильский не был исключением. Дань эмиров поддержала экономику христианского королевства и нанесла вред мусульманской экономике. Таковы обстоятельства, которые привели к завоеванию Альморавидов, и знаменитая цитата, в которой он дал отпор своему сыну Рашиду, который посоветовал ему не обращаться к Юсуфу ибн Ташфину, где аль-Мутамид сказал:
У меня нет желания, чтобы мои потомки заклеймили меня как человека, который сделал Аль-Андалус добычей неверных. Я не хочу, чтобы мое имя ругали на каждой мусульманской кафедре. А я, со своей стороны, предпочел бы быть погонщиком верблюдов в Африке, чем свинопасом в Кастилии. [ 17 ]
Битва при Аз-Заллаке
[ редактировать ]К тому времени, когда Абу Бакр умер в 1087 году после стычки в Сахаре в результате попадания ядовитой стрелы, Юсуф переправился в Аль-Андалус и также одержал победу в битве при аз-Заллаке , также известной как битва при Саграджесе. на западе. Он прибыл в Аль-Андалус с отрядом в 15 000 человек, вооруженных дротиками и кинжалами , большинство его солдат несли два меча, щиты, кирасы из лучшей кожи и шкур животных и сопровождались барабанщиками для психологического эффекта. Юсуфа кавалерия Сообщается, что включала 6000 ударных солдат из Сенегала на белых арабских лошадях . верблюды Также использовались . 23 октября 1086 года силы Альморавидов в сопровождении 10 000 андалузских бойцов из местных мусульманских провинций решительно остановили Реконкисту , значительно превосходя по численности и разгромив самую большую христианскую армию, когда-либо собранную к тому моменту. Однако смерть наследника Юсуфа побудила его скорейшим возвращением в Африку .
Интеграция Тайфаса
[ редактировать ]Когда Юсуф вернулся в Аль-Андалус в 1090 году, он увидел в вялом поведении королей таифа , как в духовном, так и в военном отношении, нарушение исламских законов и принципов, и покинул Африку с явной целью узурпировать власть всех мусульманских княжеств. под эгидой аббасидского халифа Багдада , : с которым он вел переписку, и под лозунгом
Распространение праведности, исправление несправедливости и отмена незаконных налогов. [ 18 ]
Эмиры таких городов, как Севилья , Бадахос , Альмерия и Гранада, привыкли к экстравагантным образам жизни Запада. Помимо уплаты дани христианам и предоставления андалузским евреям беспрецедентных свобод и власти, они взимали с населения обременительные налоги для поддержания такого образа жизни. После серии фетв и тщательного размышления Юсуф счел, что внедрение ортодоксии давно назрело. В том же году он сослал эмиров Абдаллу и его брата Тамима из Гранады и Малаги соответственно в Агмат , а годом позже та же участь постигла аль-Мутамида Севильского.
Когда все было сказано и сделано, Юсуф объединил все мусульманские владения Пиренейского полуострова , за исключением Сарагосы , в Королевство Марокко и разместил свой королевский двор в Марракеше . Он принял титул Амира аль-муслимина ( Князя мусульман ), считая себя смиренно служащим халифу Багдада, но фактически считался халифом западной исламской империи . Военная мощь Альморавидов была на пике.
Военная структура
[ редактировать ]Конфедерация Санхаджа , состоявшая из иерархии Ламтуна , Мусаффа и Джудалла берберов , представляла высшее военное командование. Среди них были андалузские христиане и африканцы-еретики, взявшие на себя обязанности дивана аль-гунда , личного телохранителя Юсуфа, включая 2000 черных всадников , в чьи задачи также входила регистрация солдат и обеспечение их финансовой компенсации. Оккупационные силы Альморавидов состояли в основном из всадников общей численностью не менее 20 000 человек. В крупные города Аль-Андалуса, Севилью (7000), Гранаду (1000), Кордову (1000), 5000 на границе с Кастилией и 4000 в западном Аль-Андалусе, сменяя волны всадников вместе с оставленными там гарнизонами. после битвы при Саграджасе , что затруднило ответ Тайфы эмирам . Пешие солдаты использовали луки и стрелы , сабли , пики и дротики , каждый из которых был защищен кирасой из марокканской кожи и щитами с железными шипами.
Сообщается, что во время осады города-форта Аледо в Мурсии , ранее захваченного испанцем Гарсией Хименесом , хозяева Альморавида и Андалузии использовали катапульты в дополнение к своему обычному барабанному бою. Юсуф также основал военно-морские базы в Кадисе , Альмерии и соседних портах на Средиземном море . Ибн Маймун, губернатор Альмерии, имел в своем распоряжении флот. Другим таким примером является флот Бану Гания, дислоцированный у Балеарских островов , который доминировал в делах западного Средиземноморья на протяжении большей части XII века. [ 19 ]
Осада Валенсии
[ редактировать ]Хотя Альморавиды не получили много территорий от христиан , вместо того, чтобы просто компенсировать Реконкисту , Юсуфу удалось захватить Валенсию . Город, разделенный между мусульманами и христианами, находящийся под слабым правлением мелкого эмира, платившего дань христианам, в том числе знаменитому Эль Сиду , Валенсия оказалась препятствием для армии Альморавидов, несмотря на их неприкосновенную репутацию. Абу Бакр ибн Ибрагим ибн Ташфин и племянник Юсуфа Абу Абдулла Мухаммад не смогли победить Эль Сида. Затем Юсуф послал Абуль-Хасана Али аль-Хаджа , но и тот не добился успеха.
В 1097 году, во время своего четвертого путешествия в Аль-Андалус , Юсуф стремился лично выкопать землю и сразиться с армиями Альфонсо VI , направляясь к почти заброшенному, но исторически важному Толедо . Столь согласованные усилия были призваны привлечь христианские силы, в том числе осаждавшие Валенсию, в центр Иберии. 15 августа 1097 года Альморавиды нанесли еще один удар по силам Альфонсо - битву при Консуэгре сын Эль Сида Диего , в которой был убит .
Мухаммад ибн Аиша , сын Юсуфа, которого он назначил губернатором Мурсии , сумел сдержать силы Сида в Альсире ; все еще не захватив город, но удовлетворенный результатами своих кампаний, Юсуф уехал к своему двору в Марракеш , только чтобы вернуться через два года в новой попытке захватить провинции восточного Аль-Андалуса . После смерти Эль Сида в том же 1099 году его жена Химена начала править до тех пор, пока в конце 1100 года не началась еще одна кампания Альморавидов, которую возглавил доверенный лейтенант Юсуфа Маздали ибн Тиланкан . После семимесячной осады Альфонсо и Химена, отчаявшись в возможности отразить нападение Альморавидов, в гневе подожгли великую мечеть и покинули город.
Юсуф наконец завоевал Валенсию , добившись господства над восточным Аль-Андалусом . Он упоминается в старейшем испанском эпосе «Поэма дель Сид» , также известном как «Эль Кантар дель Мио Сид» .
Описание и характер
[ редактировать ]Его описали как:
Мудрый и проницательный человек, не слишком торопливый в своих решениях и не слишком медлительный в их осуществлении.
Юсуф очень хорошо приспособился к пересеченной местности Сахары и не интересовался пышностью андалузских дворов. [ 20 ] Он плохо говорил по-арабски . [ 21 ]
По мнению средневековых арабских писателей, Юсуф был среднего телосложения и роста. Далее он описывается как имеющий:
у него был чистый коричневый цвет лица и редкая борода. Голос у него был мягкий, речь элегантная. Глаза у него были черные, нос крючковатый, мясистые части ушей были покрыты жиром. Его волосы были вьющимися, а брови сходились над носом. [ 22 ]
Наследие
[ редактировать ]Он был женат на Зайнаб ан-Нафзавийе , которой, как сообщается, доверял в политических вопросах. [ 23 ]
Его сын и преемник Али ибн Юсуф считался таким же набожным мусульманином, как и его отец. Али ибн Юсуф в 1135 году проявил хорошее управление, посещая Университет Аль-Карауин и приказав расширить мечеть с 18 до 21 придела, расширив ее площадь до более чем 3000 квадратных метров. Некоторые источники предполагают, что для выполнения этой работы Али ибн Юсуф нанял двух андалузских архитекторов, которые также построили центральный придел Великой мечети Тлемсена в в Алжире 1136 году.
Кордова примерно в 1119 году послужила стартовой площадкой для андалузского восстания. Христиане на северной границе набрали силу вскоре после смерти Юсуфа бин Ташфина, и Альмохады , начиная примерно с 1120 года, должны были поглотить южную границу. В конечном итоге это привело к распаду с трудом завоеванных территорий Юсуфа ко времени Ибрагима ибн Ташфина (1146 г.) и Исхака ибн Али (1146–1147 гг.), последнего представителя династии Альморавидов.
В популярной культуре
[ редактировать ]- В фильме 1961 года «Эль Сид » Юсуф ибн Ташфин изображается под именем «Бен Юсуф» Гербертом Ломом .
- Юсуф появляется в Age of Empires II: The Conquerors как один из главных антагонистов кампании «Эль Сид». Однако его описывают как «никогда не показывающего свое лицо», всегда закрывающего его тканью.
- Юсуф ибн Ташфин появляется как главный герой романа Насима Хиджази на урду «Юсуф бин Ташфин».
- Юсуф ибн Ташфин появляется в роли героя в драматическом сериале «Пукаар», представленном пакистанской телекомпанией Пакистана в 1995 году. В этом сериале главными героями были Юсуф бин Ташфин (играет Асал Дин Хан), Зайнаб (жена Юсуфа), Али ( сын Юсафа), Альфонсо VI (играет Аюб Хоса), Мутамид бин Аби Аббад (играет Хисам Кази (Поздний)) и принцесса Леона (играет Лейла Васти).
- Юсуф появляется в El Cid: The Legend как главный антагонист. В фильме он жестокий, неумолимый и злой человек. В отличие от его предполагаемой репутации благородного человека.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ бен Халед Эн-Насири Эс-Слауи, Ахмед (1925). Марокканские архивы китаб аль-истикса ли-ахбар дуал аль-магриб аль-акса (История Марокко) (на французском языке). Полет. XXXI. Управление по делам коренных народов и разведывательной службы (социологический отдел). п. 197.
- ^ бен Халед Эн-Насири Эс-Слауи, Ахмед (1925). Марокканские архивы китаб аль-истикса ли-ахбар дуал аль-магриб аль-акса (История Марокко) (на французском языке). Полет. XXXI. Управление по делам коренных народов и разведывательной службы (социологический отдел). п. 198.
- ^ «Средневековые женщины | Марокканские исследования, ледник Осире» (на французском языке) . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ аль-Фази, Али ибн Абдаллах ибн Аби Зар; аль-Гарнати, Салих ибн Абд аль-Халим (1860). Руд эль-Картас: История правителей Магриба (Испания и Марокко) и анналы города Фес (на французском языке). Показ имперский. п. 190.
его матерью была Лемтуна... Фатма бент Сир, сын Йхья бен Уаггаг бен Уартактин
- ^ Фиерро, Марибель (2021). Абд аль-Мумин: Махдизм и Халифат на исламском Западе . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-86154-192-8 .
Затем они оказали повиновение халифу в Багдаде как принцу верующего ( амир аль-муминин ), выдумав себе меньший титул принца мусульман (амир аль-муслимин).
- ^ Фриман-Гренвилл, Гревилл Стюарт Паркер; Манро-Хей, Стюарт К. (2002). Исторический атлас ислама . Континуум. ISBN 978-0-8264-1417-5 .
- ^ Фриман-Гренвилл, Гревилл Стюарт Паркер; Манро-Хей, Стюарт Кристофер (26 января 2006 г.). Ислам: иллюстрированная история . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-8264-1837-1 .
- ^ Энциклопедия религии . Справочник Macmillan США. 2005. ISBN 978-0-02-865981-7 .
- ^ Халверсон, Джеффри Р.; Гринберг, Натаниэль (5 октября 2017 г.). Исламисты Магриба . Рутледж. ISBN 978-1-351-60510-6 .
- ^ Флад, Финбарр Бэрри; Неджипоглу, Гулру (16 июня 2017 г.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-119-06857-0 .
- ^ Искусство орнаментальной геометрии: персидский сборник похожих и дополнительных взаимосвязанных фигур. Том, посвященный Алпаю Оздуралу . БРИЛЛ. 28 августа 2017 г. ISBN 978-90-04-31520-4 .
- ^ Ферхат, Халима . «Юсуф б. Тасуфин» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Th . Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама . Том XI (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . п. 356. ИСБН 9004081143 .
- ^ Де Фелипе, Хелена (2014). Боуэн Савант, Сара; Де Фелипе, Хелена (ред.). Генеалогия и знания в мусульманских обществах . Издательство Эдинбургского университета. стр. 55–65. ISBN 978-0-7486-4498-8 .
- ^ Робин, К. (2000). «Химьяр/химьяриты» . В лагерях, Габриэль (ред.). Берберская энциклопедия . Том. 23 | Хиемпсал – Икозий. Экс-ан-Прованс: Эдисуд. ISBN 2744902071 .
- ^ «Юсуф ибн Ташуфин | биография - правитель Альморавидов | Британская энциклопедия» . britannica.com . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Халима Ферхат, «Юсуф б. Тасуфин», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 30 августа 2020 г. < http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_SIM_8042 >
- ^ Стихи Мутамида, короля Севильи - Дульси Лоуренс Смит - Электронная книга Adobe Reader PDF - Электронные книги eBookMall. Архивировано 1 октября 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ «Средневековая Испания: Севилья» . Архивировано из оригинала 15 августа 2003 г. Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Сурдел, Д.; Вила, Дж. Б. (1988). Правительство и администрация Ближнего Востока в исламские времена: Часть 2 . Том 2. Брилл. ISBN 9789004085503 . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Шоу, Флорида (1997). Тропическая зависимость: очерк древней истории Западного Судана с учетом современного заселения Северной Нигерии . Черный классический пресс. ISBN 9780933121928 . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Людвиг В. Адамец (2016). Исторический словарь ислама . Роуман и Литтлфилд. п. 485. ИСБН 978-1-4422-7724-3 .
- ^ Норрис, ХТ (1982). Берберы в арабской литературе . Лонгман. п. 131. ИСБН 0582783038 . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5 .
Источники
[ редактировать ]- Ричард Флетчер, мавританская Испания , (Калифорнийский университет Press, 1992)
- Ибн Идхари , Аль-баян аль-мугриб, Часть III, аннотированный испанский перевод А. Уичи Миранды, Валенсия, 1963.
- Н. Левцион и Дж. Ф. Хопкинс, Корпус ранних арабских источников по истории Западной Африки , Cambridge University Press, 1981, ISBN 0-521-22422-5 (перепечатка: Маркус Винер, Принстон, 2000 г., ISBN 1-55876-241-8 ). Содержит английские переводы выдержек из средневековых произведений, посвященных Альморавидам ; выбранные варианты охватывают некоторую (но не всю) информацию, приведенную выше.
- Э. А. Фриман , История и завоевания сарацинов , (Оксфорд, 1856 г.)
- Кодера, Упадок и исчезновение Альморавидов в Испании (1889 г.)
- Х. Р. Идрис , Правительство и администрация Ближнего Востока в исламские времена (Brill Academic Publishers, 1997).