Зайнаб ан-Нафзавия
Зайнаб ан-Нафзавия Зайнаб ан-Нафзавия | |
---|---|
Умер | в. 1072 |
Супруг | Лукут аль-Маграви (м. ??; умер в 1058 г.) [ 1 ] Абу-Бакр Ибн-Умар (м. 1068; див. 1071) Юсуф ибн Ташфин (м. 1071) |
Проблема | Али ибн Юсуф Тамима бинт Юсуф |
Отец | Ибрагим ан-Нафзави |
Религия | Суннитский ислам |
Зайнаб ан-Нафзавия ( арабский : Зайнаб ан-Нафзавийя , в Тамазите : Зинб Танефзавт) (ум. 1072), [ 2 ] была берберской влиятельной женщиной в первые дни существования берберской империи Альморавидов , которая получила контроль над Марокко , западным Алжиром , современной Мавританией и Аль-Андалусом . [ 3 ]
Она была замужем за Юсуфом ибн Ташфином (годы правления 1061–1107) и, как сообщается, его фактическим соправителем. Она была одной из жен берберских королей, получивших титул малика (королева), который не был свойственен женам мусульманских монархов, и называлась аль-каима би мулькихи (буквально: та, кто отвечает за ее мужа мулк '), имея в виду ее участие в государственных делах во время правления супруга. [ 4 ] Хотя хутба никогда не издавалась на ее имя, она была признана разделяющей власть своего супруга. [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2023 г. ) |
Самое раннее упоминание о ней содержится в анонимном тексте XII века «Китаб аль-Истибсар» , где говорится: «В ее время не было никого более красивого, умного или остроумного… она была замужем за Юсуфом , который построил для нее Марракеш ». [ 5 ] В этой работе ее отцом назван Ибрагим ан-Нафзави, купец родом из Кайруана . [ 6 ]
По словам Ибн Халдуна , она впервые стала наложницей Юсуфа ибн Али, вождя берберских племен Вурика и Айлана около Агмата в Марокко . она вышла замуж за Лукута аль-Маграви, эмира Агмата Затем . В 1058 году Лукут был убит в Тадле. [ 7 ] в битве против вторгшихся Альморавидов , и его богатство унаследовала Зайнаб, его вдова.
Наиболее подробная информация содержится в (к сожалению, неполном) тексте начала XIV века «Аль-баян аль-мугриб» . Говорят, что ей неоднократно предлагали выйти замуж от вождей племен со всего Марокко , но она всегда отказывалась, говоря, что не выйдет замуж ни за кого, кто не желает стать правителем всей страны. Говорят, что она обладала сверхъестественными способностями и разговаривала с джиннами .
Она вышла замуж за Альморавидов эмира Абу- Бакра ибн-Умара в сентябре 1068 года и предложила предоставить в его распоряжение свое огромное богатство. Говорят, что она завязала глаза Абу Бакру, а затем повела его в секретную пещеру. Когда она сняла повязку с глаз, он увидел вокруг себя огромное сокровище из золота и серебра, жемчуга и рубинов. «Все это твое», — сказала она, прежде чем вывести его — снова с завязанными глазами.
Абу Бакр начал строительство Марракеша в мае 1070 года. Работа не продвинулась далеко, когда прибыл посланник с просьбой о помощи в подавлении восстания против Альморавидов глубоко в пустыне Сахара . Абу Бакр знал, что его жена не приспособлена к суровой жизни в пустыне, поэтому, как это было принято среди племен Санхаджа перед длительными военными кампаниями, Абу Бакр развелся с Зайнаб перед своим отъездом, посоветовав ей выйти замуж за Юсуфа , если ей понадобится защита. Юсуф ибн Ташфин остался заместителем Абу-Бакра ибн-Умара на северных территориях Альморавидов. Абу Бакр отбыл в Сахару в январе 1071 года, и после того, как законный период Идды , составлявший трехмесячную разлуку, закончился, Зайнаб должным образом вышла замуж за Юсуфа в мае того же года. [ 8 ] В нем говорится, что Юсуф был обязан завоеванием Магриба ( Марокко, Алжир и Испания) ее советам и что она была настолько искусна в ведении переговоров, что ее прозвали «Волшебницей».
В 1072 году Абу Бакр заявил о своем намерении вернуться из Сахары и занять свою прежнюю должность. Юсуф, по понятным причинам, не хотел уступать, но не знал, как сохранить свою позицию, не спровоцировав междоусобную войну с Абу Бакром. Говорят, что Зайнаб, зная о любви Абу Бакра к жизни в пустыне и о его собственном нежелании вызвать неоправданное кровопролитие, посоветовал Юсуфу противостоять Абу Бакру в твердой, но вежливой манере и успокоить его роскошными подарками. Юсуф так и сделал, и встреча прошла без происшествий. Абу Бакр вернулся в Сахару, но, продолжая отдавать дань уважения своему бывшему лидеру, Юсуф сохранял имя Абу-Бакра на монетах Альморавидов до своей смерти несколько лет спустя.
Проблема
[ редактировать ]Известно, что у Зайнаб от Юсуфа были как минимум следующие дети:
- Али ибн Юсуф [ 9 ] [ 10 ]
- Тамима бинт Юсуф [ 10 ]
- Абу Абдаллах Мухаммад ибн Айса [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Ее пример и тот факт, что она способствовала созданию династии и ее обычаям, оказали большое влияние на положение женщин в Альморавидском Марокко. Согласно ее традициям и примеру, женщины в Марокко имели высокий статус во время правления династии Альморавидов; принцессам разрешалось участвовать в государственных делах; образование женщин было приемлемым и нормальным: известные женщины, такие как Хафса Бинт аль-Хадж аль-Рукуния, проводили курсы для женщин дворца; как минимум две женщины, как известно, были врачами, [ 11 ] и, наконец, принцесса Фанну, как известно, участвовала в защите столицы во время падения династии в 1147 году. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Глава: Альморавидское государство Ламтуна | Зов веры » . www.al-eman.com . Проверено 19 января 2022 г.
и они вторглись в 450 году, затем они вторглись в Тадлу,... ее цари были убиты вместе с ними... ибн Юсуф аль-Маграви, владелец Агмата.
- ^ Ледник, Ива (2012). «Зейнаб ан-Нафзавия (ум. 1072)» В Акьемпонге — Эммануэль Кваку; Гейтс, Генри Луи (ред.). Словарь африканской биографии Том. 6. Издательство Оксфордского университета . п. 232. ИСБН 9780195382075 .
- ^ Леббади, Хасна; Хилали, Хиам Эль (2020). «ан-Нафзауйя, Зайнаб» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.467 . ISBN 9780190277734 . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5 .
- ^ ссылка. Корпус ниже. Последнее утверждение, вероятно, является преувеличением.
- ^ А также Аль-Баян аль-Мугриб . В « Рауд аль-Киртас» указано имя ее отца как Ишак аль-Хувари, но это заведомо неточно относительно Альморавидов.
- ^ пер. с арабского А. Грауля и Г.С. Колина, «Просвещение Ахмеда бен Халеда» (1925). Китаб Элистикса ли-Ахбари дуал Эльмагриб Элакса ["Книга тщательного исследования событий династий Дальнего Магриба"], т. XXXI: История Марокко (на французском языке). Библиотека востоковедов Пауля Гютнера . п. 129.
когда Лаккут увидел, что ситуация несостоятельна, он покинул город и ночью бежал, ..., в Тадлу . …В 1058 году… Абдаллах ибн Ясин отправился в Тадлу, которую он завоевал… он победил Лаккута Маграви и убил его.
- ^ Рауд аль-Киртас указывает дату на 10 лет раньше, что не подтверждается независимыми источниками, такими как аль-Бакри.
- ^ Робинсон, Марша Р. (2006). Пересечение пролива из Марокко в Соединенные Штаты: транснациональный гендер атлантического мира до 1830 года . Университет штата Огайо. п. 74.
У Зейнеб и Юсефа ибн Ташфина был сын Али ибн Юсеф ибн Ташфин, который описывается как обладающий прекрасным характером. Он правил до 1142–3 н. э./537 г. хиджры. Его сменил Ташфин ибн Али ибн Юсеф ибн Ташфин. Легитимность по-прежнему проходила через нее, хотя ее имя больше не было связано с его именем, по крайней мере, в этом отчете. Была еще одна берберская семья, назвавшаяся в честь матери... Али ибн (Зейнеб и) Юсеф ибн Ташфин.
- ^ Перейти обратно: а б с LA PEZA SU HISTORIA IN VESTIGADA CON EL CARBONERO ALCALDE- 1859 (на испанском языке). Мануэль Родригес Гарридо. 17.01.2022. стр. 45–46.
Юсуф ибн Тасуфин... женился на Зайнаб ан-Нафзавии, от которой у него было трое детей: Али ибн Юсуф , Абу Абдулла Мухаммад ибн Айса и Тамима бинт Юсуф ибн Ташфин.
- ^ Элисон Бейкер, Голоса сопротивления: устные истории марокканских женщин
- ^ Ледник, Осир (2012). Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Гейтс, Генри Луи (ред.). Словарь африканской биографии . Том. 6. Издательство Оксфордского университета . п. 340. ИСБН 9780195382075 .
Ссылки
[ редактировать ]- Ибн Идхари , Аль-баян аль-мугриб, Часть III, аннотированный испанский перевод А. Уичи Миранды, Валенсия, 1963.
- Н. Левцион и Дж. Ф. Хопкинс, Корпус ранних арабских источников по истории Западной Африки , Cambridge University Press, 1981, ISBN 0-521-22422-5 (перепечатка: Маркус Винер, Принстон, 2000 г., ISBN 1-55876-241-8 ). Содержит английские переводы выдержек из средневековых произведений, посвященных Альморавидам ; выбранные варианты охватывают некоторую (но не всю) информацию, приведенную выше.