Яхья ибн Умар аль-Ламтуни
Абу Закария Яхья ибн Умар ибн Талагагин ибн Тургут ибн Вартасин , обычно обозначаемый суффиксом аль-Ламтуни аль-Санхаджи (ум. близ Азугги , 1056 г.; арабский язык : يحيى إبن عمر), был вождем Ламтуны , племени в конфедерации Санхаджа . Яхья ибн Умар был вторым эмиром Альморавидов в середине 11 века, движение, которое его предшественник Яхья ибн Ибрагим создал в сотрудничестве с религиозным лидером Абдаллой ибн Ясином . Яхья возглавлял армии Альморавидов в их первых кампаниях, включая захват Сиджилмассы и Авдагоста в 1054/55 году, но сам был убит в битве против диссидентской берберской фракции в Адраре . Яхью сменил на посту эмира Альморавидов его брат Абу Бакр ибн Умар .
Фон
[ редактировать ]В 11 веке санхаджа разделились на несколько племен — ламтуна , массуфа, бану варит и гудала (или иудала). После обращения в ислам в 9 веке племена пустыни Санхаджа объединились и с рвением новообращенных неофитов начали серию кампаний ( джихада ) против « суданцев » (черных языческих народов Африки южнее Сахары ). [ 1 ] Союз Санхаджа создал огромную империю в пустыне Сахара . После распада союза Санхаджа большая часть их старых владений - особенно цитадели, караванные стоянки и оазисы на прибыльных транссахарских торговых путях - были потеряны в пользу Империи Гана на юге и Зената Маграва правителей Сиджилмассы на севере. .
В хрониках родословная Яхьи восходит к вождю Ламтуны Тургуту ибн Вартасину (по полному отчеству - Яхья ибн Умар ибн Ибрагим (псевдоним Талагагин) ибн Тургут ибн Вартасин аль-Ламтуни). [ 2 ] Как и многие ведущие вожди Ламтуны, Яхья ибн Умар стремился воссоздать старый союз Санхаджи и вернуть свои утраченные владения.
Вероятно, такая возможность появилась в конце 1040-х годов, после смерти Яхьи ибн Ибрагима , вождя соседнего племени Годала и верховного вождя конфедерации Санхаджа. В пустынной Санхадже действовали правила наследования по материнской линии , а мать Яхьи ибн Умара была принцессой Годалы . Хотя Яхья ибн Умар был лишь одним из нескольких кандидатов, ему удалось быть избранным новым высшим главой санхаджи , и этот выбор вызвал негодование Годалы, которая надеялась на одного из своих.
Преемственность Ибн Умара была поддержана Абдаллахом ибн Ясином , маликитским юристом и пламенным пуританским проповедником, который гостил в Гудале, и, возможно, из-за этого Ибн Ясин был изгнан из Гудалы. [ 3 ] Вероятно, почувствовав полезную организующую силу благочестивого рвения Ибн Ясина, Яхья ибн Умар пригласил его остаться среди Ламтуна. Яхья тесно привязался к Ибн Ясину, и между двумя мужчинами установились продуктивные отношения.
Ссылаясь на истории ранней жизни Мухаммеда, Ибн Ясин проповедовал, что завоевание является необходимым дополнением к исламизации, что недостаточно просто придерживаться закона Бога, но необходимо также уничтожить сопротивление ему. А трайбализм, заявил Ибн Ясин, противоречит закону Бога. Поэтому религиозным долгом мусульман является отбросить свои племенные разногласия и установить новое государственное устройство в соответствии со Священным Законом . Для Яхьи ибн Умара и вождей Ламтуны идеология Ибн Ясина совпадала с их давним желанием воссоздать свою старую сахарскую империю, придав их мирским амбициям легитимность исламской власти и религиозного императива.
Альморавидский эмир
[ редактировать ]Ибн Ясин и Яхья сотрудничали в руководстве этим новым движением, которое вскоре будет называться «Альморавиды » . Абдаллах ибн Ясин был религиозным имамом и идеологическим лидером движения, Яхья ибн Умар — главным военачальником и, таким образом, первым эмиром Альморавидов. Летописец Кади Айяд утверждает, что Яхья ибн Умар был первым, кто использовал титул амир аль-муслимин («Принц мусульман»), который впоследствии будет использоваться правителями Альморавидов. [ 4 ]
Подстрекаемые религиозным рвением, в начале 1050-х годов Ламтуна начали серию кампаний против соседних племен, чтобы убедить их – при необходимости силой – присоединиться к новому союзу Санхаджа. Под руководством Яхьи армии Ламтуны успешно привлекли к новому «делу» другие племена пустыни Санхаджа — Массуфа, Бану Варит и даже настороженную Гудалу. Объединившись, Альморавиды приступили к захвату старых транссахарских маршрутов и станций. Но их соперники не собирались так легко уступать контроль. Правители Зената Маграва Сиджилмассы использовали свои связи и клиентов в пустыне , чтобы сорвать усилия Альморавидов по объединению Санхаджи. После различных затруднений с армиями клиентов Яхья вскоре решил, что лучшая стратегия — нанести удар по нарушителю спокойствия, стоящему за нарушителями спокойствия. В 1054 (или 1055) году Яхья повел свои армии санхаджи в пустыне против Сиджилмассы, победил лорда Маграва и захватил город. Падение богатого и могущественного Сиджилмассы под натиском импровизированной армии деревенских пуритан пустыни было неожиданным и шокировало многих современников.
Когда Сиджилмасса, очевидно, находился под контролем, Яхья повернул свою армию на юг и направился против империи Гана . Альморавиды на южном захватили важнейшую цитадель Авдагхост конце транссахарского маршрута. Но вскоре пришло известие, что Зената вернула Сиджилмассу и изгнала гарнизон Альморавидов. Яхья решил форсированным маршем обратно на север, чтобы вернуть город, но Годала внезапно решил объявить о своем уходе и отделился от коалиции Альморавидов. Это поставило Яхью перед тревожной перспективой появления вражеских сил в его тылу, если он будет продвигаться на север. Приняв судьбоносное решение, Альморавиды решили разделить свои силы — Яхья возглавит поход на земли Гудалы (прибрежная Мавритания ) и силой втянет их обратно в союз, поручив при этом своему брату Абу Бакру отвести удерживающий отряд на север. и держать Зенату Сиджилмассы под контролем.
Битва при Табфарилле
[ редактировать ]Яхья направился до пограничной крепости Альморавидов Азугги на плато Адрар в центральной Мавритании. Чувствуя, что у него недостаточно сил, чтобы в одиночку справиться с Годалой, Яхья призвал на помощь своего нового союзника, короля Такрура (Такрур, чернокожее африканское королевство на реке Сенегал , вступил в союз с Альморавидами во время нападения на Гану). . [ 5 ] Крупные силы Такрури под командованием Лаби прибыли, чтобы присоединиться к Яхье в Адраре, но Гудала нанесли удар первыми. Прежде чем силам Такрури удалось добраться до него, армия Годалы напала на Азугги, захватив меньшие силы Яхьи в ловушку и вызвав решающую битву. Годала уничтожила армию Альморавидов в битве при Табфарилле в марте – апреле 1056 года. Яхья ибн Умар был убит на поле боя.
Последствия
[ редактировать ]Краткая карьера Яхьи как первого эмира Альморавидов преждевременно закончилась. После его смерти Абдаллах ибн Ясин немедленно назначил брата Яхьи, Абу Бакра ибн Умара , своим преемником на посту нового эмира Альморавидов. Под руководством Абу Бакра Альморавиды вновь завоевали Сиджилмассу и продолжили впечатляющую карьеру, завоевав большую часть остальной части Марокко в 1070-х годах и в конечном итоге вернувшись, чтобы покончить с тем, что осталось от Ганы в 1080-х годах.
Летописцы сообщают, что у Яхьи ибн Умара было три сына – Мухаммед, Али и Иса. Их точная судьба неизвестна, но, похоже, их дядя Абу Бакр ибн Умар не забыл их. Около 1057 года, вскоре после возвращения города, Абу Бакр назначил своего племянника Али ибн Яхью альморавидским губернатором Сиджилмассы, и этот пост он, судя по всему, занимал до 1069 года. [ 6 ] После своей смерти в 1087 году Абу Бакр разделил свои владения (охватывающие южную половину империи Альморавидов) не только между своими сыновьями, но и между сыновьями Яхьи. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Левицкий (1988: стр.160-61; 1992: стр.308-09)
- ^ См. Н. Левцион и Дж. Ф. Хопкинса, 2000, редакторы, Корпус ранних арабских источников по истории Западной Африки, Университет Ганы, стр. 409.
- ^ Мессье (2010: стр.10)
- ^ См. перевод аль-Кади Ияда (гл. 26 Левциона и Хопкинса, 2000, стр. 102).
- ^ Левцион, 1973: стр.44.
- ^ Ибн Идхари утверждает, что Абу Бакр назначил своего собственного сына Ибрагима ибн Аби Бакра губернатором Сиджилмассы. Но Ибн аль-Асир утверждает, что это был племянник, который, как показывают нумизматические данные, был Али ибн Яхья, третий сын первого полководца Альморавидов, Яхьи ибн Умара. Вряд ли Абу Бакр проигнорировал бы сыновей своего покойного старшего брата. Таким образом, они, вероятно, оба придерживались этого последовательно - сначала Али ибн Яхья из ок. с 1057 по 1069 год, затем Ибрагим ибн Аби Бакр с 1069 по ок. 1075 г. (подтверждено чеканкой). См. Мессье (2001, стр.64-65).
- ^ Левцион, 1973: стр.46.
Источники
[ редактировать ]- Левцион, Н. (1973) Древняя Гана и Мали . Лондон: Метуэн.
- Левцион, Н. и Дж. Ф. Хопкинс, редакторы, (1981) Корпус ранних арабских источников по истории Западной Африки , Кембридж, Великобритания», Cambridge University Press. Издание 2000 г.
- Левицки, Т. (1988) «Роль Сахары и сахарцев в отношениях между севером и югом», в М. Эльфаси, редакторе журнала « Всеобщая история Африки, Африка с седьмого по одиннадцатый век », ЮНЕСКО. изд. 1992 г., гл.11, с. 276-313.
- Мессье, Р.А. (2010) Альморавиды и значения джихада. Санта-Барбара, Калифорния: Прегер.