Крючки
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() ![]() Эгейский , Средиземноморский регионы | |
Языки | |
В Иране: тюркский , лури , персидский. В Турции (как Тахтаджи): турецкий. | |
Религия | |
Шиитский ислам , алевизм |
Агачери — туркменское племя, населявшее некоторые части Анатолии до 14 века. Они были в союзе с Кара Коюнлу в 14–15 веках, но после падения первого перешли на сторону Ак Коюнлу. Часть племени осталась в Анатолии, а другая мигрировала в Иран , где к ним дополнительно присоединились Луры . Племя известно под своим историческим названием в Иране, хотя считается, что оно связано с Тахтаджи в Турции .
Этимология
[ редактировать ]Название племени засвидетельствовано многочисленными средневековыми источниками. [ 1 ] XII–XIII веков Ильханидский историк Рашид ад-Дин Хамадани отмечал, что название племени не упоминалось в более ранних работах, и относился к группе огузов , поселившейся в лесных районах Ближнего Востока , что и заслужило свое название. [ 2 ] этот термин означает «люди леса» В переводе с тюркского языка . Современные члены племени в Иране , в первую очередь не владеющие тюркским языком, считают, что название происходит от терминов ага (джентльмен) и джари (смелый), которые являются лексическими заимствованиями, пришедшими в персидский язык из тюркского языка. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Некоторые источники относят происхождение племени к племени акацири , населявшему Россию в V веке. Однако средневековые историки, в том числе Изз ад-Дин ибн Шаддад , Абу аль-Фарадж, Рашид ад-Дин Хамадани, Азиз ибн Ардашир-и Астарабади, Бадр ад-Дин аль-Айни и аль-Макризи племени , упоминали туркменское происхождение . Историк Фарук Шумер предполагает, что Агачери могут быть связаны с туркменами, которые ранее инициировали восстание Бабая , поскольку они населяли тот же регион вокруг Малатьи . [ 2 ] Известно, что в 1246 году соплеменники воевали против Байдзю Нояна ( годы правления 1241–47, 1251–55 ), командующего Монгольской империей на Ближнем Востоке. Группа этого племени была доминирующей группой возле Халхала в Иране , где они соседствовали с дайламитами и, как полагают, были завезены в этот регион после захвата Аламута Хулагу -ханом ( годы правления 1256–1265 ), монгольским полководцем, который был основатель Ильханства после раздела Монгольской империи . [ 1 ]
Отношения с паршивой и белой овцой
[ редактировать ]Во второй половине XIV века племя заключило союз с Кара Коюнлу . Его главой в то время был Хасан, сын татарской Хатун, сестры Кара-Махаммеда ( годы правления 1380–1389 ), правительницы Кара-Коюнлу. В следующем столетии это племя мигрировало в Иран вместе с племенем Кара Коюнлу. Члены племени Хусейн, Сулан и Али-бек были вождями, верными правителю Кара-Коюнлу Искандару ( годы правления 1421–29, 1431–36 ). Али-бек был в рядах войск Кара-Коюнлу в стычке с племенем Ак-Коюнлу в 1450 году. Он был схвачен, но позже освобожден Ак-Коюнлу. [ 3 ]
После падения Кара-Коюнлу Али-бек и различные другие лорды Агачери поступили на службу правителю Ак-Коюнлу Узун Хасану ( годы правления 1453–1478 ). Члены племени Агачери продолжали служить различным лордам Ак Коюнлу, таким как Хаджи Хасан и Дюндар-и Ахадж Эри, которые служили Джахан Шаху Мирзе, и сыну Узун Хасана Зейнель Мирзе соответственно. [ 3 ]
Крючки в Иране
[ редактировать ]Агачери не упоминается в хрониках Сефевидов . Когда Тебриз временно перешел под контроль Османской империи в первой половине XVIII века , тахрир дефтер засвидетельствовал наличие близлежащей деревни, носившей название племени Агачери. [ 3 ]
Большая часть племени была вынуждена перейти к оседлому образу жизни в Бехбахане в ок. 1820 г., чтобы защитить город от жестоких племен Бахтиари и Боир Ахмади. Кочевые части Агачери в конечном итоге были поглощены последними и стали известны как Акаи. [ 4 ] В середине 19 века агачери фигурировали в записях как богатое племя с 1000 палатками в провинции Фарс, включающее подплемена чагатай и каштил. К следующему столетию стало известно, что это племя населяло Кохгилуе и включало подплемена Афшар , Бегдили и Тилеку. [ 3 ]
Историк Пьер Оберлинг описывает агачери Кохгилуе как племя смешанного происхождения, населяющее Хузестан . Владимир Минорский отнес их к Кохгилуе Лурсу , но отметил, что в его состав вошли тюркские племена Афшар, Чагатай, Бегдили и Карабахи. Другие источники начала 20-го века, Фасаи и Деморньи, называли их «слиянием тюркских, таджикских и лурских элементов». Оберлинг связывает некоторые составляющие племена с афшарами Хузестана, которых шах Аббас Великий ( годы правления 1587–1629 ) рассеял по региону после восстания 1596–1597 годов. Оберлинг далее предполагает связь между агачери Кохгилуйе и племенем Кашкай Кашкули Бозорг на западе Фарса, поскольку оба включают подплемена Бегдили и Джама Бозорг. [ 4 ]
Деморньи оценил, что в 1913 году население Агачери вокруг Бехбахана составляло 2000 семей. Оберлинг отметил, что в 1950-х годах их число превышало 1000. В его состав входили следующие подплемена: Джама Бозорги, Тилеку, Чагатай, Бегдили, Афшар, Лор Забан, Шери, Акбаги, Башири, Дайлами, Каштил и Давуди. Часть племени сохранила свой тюркский язык, но большая часть разговаривала на персидском и лури . Многие из соплеменников переехали в Абадан , Бандар-э-Махшахр и Агаджари , где они работают в Национальной иранской нефтяной компании . [ 4 ]
Агачери в Турции
[ редактировать ]Остатки племени в Анатолии, не отошедшие в Иран, по экономическим причинам распались на более мелкие племена и расселились по полуострову. Эти племена отождествляются с современными Тахтаджи . Эта группа населяет различные регионы Турции, такие как Чукурова , Мерсин , Анталия , Испарта , Бурдур , Конья , Мугла , Денизли и Айдын . Параллельно с этимологическим объяснением Агачери , Тахтаджи известны своей работой по дереву. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Оберлинг 1984 , с. 605.
- ^ Перейти обратно: а б Зюмер 1988 , с. 460.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Зюмер 1988 , стр. 460–461.
- ^ Перейти обратно: а б с Оберлинг 1984 , стр. 605–606.
Библиография
[ редактировать ]- Оберлинг, Пьер (1984). «Адач Эри» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/6: Афганистан – Ариман . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 605–606. ISBN 978-0-71009-095-9 .
- Шумер, Фарук (1988). «Деревья» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 1 (Аб-ы Хаят - Эль-ахкамю'ш-шер'ийе) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 460–461. ISBN 978-975-954-801-8 .