Jump to content

Иранский танец

Танцы в Иране или иранские танцы ( персидский : رقص ایرانی) — это танцевальные стили, присущие Ирану . Жанры танцев в Иране различаются в зависимости от местности, культуры и языка местного населения и могут варьироваться от сложных реконструкций изысканных придворных танцев до энергичных народных танцев . [ 1 ] Население Ирана включает в себя множество этнических групп , таких как курды , азербайджанцы , арабы , белуджи , туркмены , евреи , армяне , грузины , а также многочисленные иранские племенные группы , которые можно найти в границах современного Ирана. [ 1 ] С каждой группой, регионом и исторической эпохой связаны определенные танцевальные стили. [ 1 ] Рагс (также пишется как Ракс) — это арабское слово, обозначающее танец, и почти исключительно слово, используемое для обозначения танца на персидском языке , поскольку персидское слово, обозначающее танец, пайкуби, больше не используется. Это также слово на азербайджанском языке, обозначающее танец ( Reqs ). Курдское слово « танец» — «хальперке», а луры из Лорестана используют слово «бахтен» (или «бази») для обозначения танца. [ 2 ]

Предыстория

[ редактировать ]
Танцоры на керамике из Чешме-Али (Шахр-э-Рей), Иран, 5000 г. до н.э. В настоящее время находится в Лувре
Танцоры на куске керамики из Чешме-Али (Шахр-э-Рей) , Иран, 5000 г. до н. э., сейчас находится в Лувре.

Жители Иранского нагорья знали танец в формах музыки, игры, драмы или религиозных ритуалов и использовали такие инструменты, как маски, костюмы животных или растений, а также музыкальные инструменты для ритма, по крайней мере, с 6-го тысячелетия до нашей эры. Культурные смешанные формы танца, игры и драмы служили таким ритуалам, как празднование, траур и поклонение . А актеры были мастерами музыки , танца, физических действий и манер выражения. Артефакты с изображениями танцоров, актеров или актеров были найдены во многих археологических доисторических памятниках Ирана, таких как Тепе Сабз, Джафар Абад, Чогха Миш , Талл-е Джари, [ 3 ] Чешме Али , Исмаил Абад, Таль-е Бакун , Тепе Сиалк , Тепе Мусиан, Тепе Яхья , Шахдад , Тепе Гиан , Кул Фарах , Суса , Кок Тепе, Кладбища Луристана и др. [ 4 ]

Печать с танцующим персом, Ахеменидов период , датированная ок. 400 г. до н.э. В настоящее время хранится в музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе.
Танцоры и музыканты на сасанидской чаше

Самый ранний исследованный танец исторического Ирана — это танец поклонения Митре (как в культе Митры), в котором в жертву приносили быка. [ 5 ] Позже этот культ получил широкое распространение в Римской империи . Этот танец должен был способствовать энергичности в жизни. [ 6 ] Древний персидский танец был существенно исследован греческим историком Геродотом « Галикарнасским Книга IX » в его труде («Каллиопа») , в котором он описывает историю азиатских империй и персидских войн до 478 г. до н.э. [ 6 ] Древняя Персия была оккупирована иностранными державами, сначала греками , затем арабами , а затем монголами , что, в свою очередь, привело к политической нестабильности и гражданским войнам. В ходе этих изменений происходило медленное исчезновение традиционных танцевальных традиций. [ 6 ]

женщины 17 века Персидские танцуют на церемонии в Иране.

Религиозный запрет танцев в Иране возник вместе с распространением ислама, но ему способствовали исторические события. [ 6 ] Религиозный запрет на танцы с годами то усиливался, то ослабевал, но после иранской революции 1979 года танцы больше не были разрешены из-за частого смешения полов. [ 6 ] [ 7 ] Исламская революция 1979 года положила конец успешной эпохе танцев и балетного искусства в Иране. [ 5 ] Иранская национальная балетная труппа была распущена, а ее участники эмигрировали в разные страны. [ 5 ] Согласно принципам «культурной революции» в Иране, танец считался извращенным, большим грехом, аморальным и развращающим. [ 5 ] выросло новое поколение иранских танцоров и артистов балета В результате многие талантливые персидские танцоры переехали на Запад и расселились в основном по Европе и США, а в диаспоре . [ 5 ] С началом революционного восстания в Иране , катализатором которого стала смерть Махсы Амини , танец стал средством протеста и стремления к свободе.

Жанры танца

[ редактировать ]

В Иране есть четыре категории танцев: цепные или линейные танцы, сольные импровизационные танцы, военные или боевые танцы и ритуальные или духовные танцы.

  • Цепные или линейные танцы часто называют в честь региона или этнической группы, с которой они связаны. [ 1 ]
  • Сольный танец обычно включает в себя реконструкции придворного танца Сефевидов и Каджаров . Часто это импровизационные танцы, в которых используются тонкие, изящные движения кистей и рук, например, круговые движения запястьями. [ 1 ]
  • Танцы войны или боя имитируют бой или помогают тренировать воина. Можно утверждать, что мужчины из зурхане (букв. «дом силы», традиционная персидская гимназия) и их ритуальные, тренировочные движения известны как тип танца под названием Рагс-э-Па, но их также можно рассматривать как искусство боевое . [ 1 ] [ 8 ]
  • Ритуальные или духовные танцы , часто суфийские , известные как сама, а также разновидность зикра (религиозного песнопения). [ 1 ] В Иране и прилегающих регионах существуют различные виды танцев в трансе для лечебных практик. Один ритуал исцеления, включающий транс, музыку и движения, называется леб гуати белуджей Восточного Ирана и проводится, чтобы избавить одержимого человека от одержимого духа, и, по-видимому, находится в состоянии, аналогичном экзорцизму. [ 2 ] На языке белуджей есть термин говати , обозначающий психически больных пациентов (одержимых ветром), выздоровевших посредством музыкального исцеления, музыки как лекарства. [ 9 ] В южных прибрежных регионах Ирана, таких как остров Кешм, существует аналогичная церемония ветра, и считается, что она может возникнуть под влиянием Африки, особенно из Абиссинского или Эфиопского региона, или возникнуть из нее. [ 10 ]

Слово сама , происходящее от арабского корня, означающего «слушать», относится к духовной практике прослушивания музыки и достижения единства с Божественным. [ 2 ] Танцующих мистиков (независимо от их конкретной религиозной принадлежности) называют дервишами .

Современные социальные танцы и городской танец, исполняемые на торжественных мероприятиях, таких как свадьбы и празднование Норуз, фокусируются не столько на коллективных линейных танцах или хороводах, сколько на сольных импровизационных формах, при этом каждый танцор интерпретирует музыку по-своему, но иногда в пределах определенного диапазона танцевальной лексики. смешение других танцевальных стилей или элементов. [ 1 ]

Стили иранских танцев

[ редактировать ]
бассери танец

Это список некоторых древних и современных иранских танцев различных этнических групп Ирана.

  • Баба Карам , цепной танец, заимствованный из суфийской истории. [ 11 ] когда слуга при дворе короля влюбляется в одну из девушек гарема и поет эту песню от горя из-за невозможности быть с ней. Традиционно в этой песне участвуют танцоры-мужчины, но в наши дни ее также исполняют и женщины. Баба Карам иногда обращается к современному персидскому хип-хопу. [ 12 ]
  • Танец Бандари , цепной танец, часто называют персидским танцем живота . [ 13 ] [ 14 ] Танец Бандари — это групповой танец, в котором часто танцуют несколько человек. [ 13 ] и часто исполняют это на вечеринках, путешествуя по кругу и иногда выходя в центр для соло при поддержке других танцоров, единственные вариации заключаются в движениях рук. [ 14 ] Это персидский танец, который преобладает на юге Ирана, рядом с Персидским заливом , и на него повлияла африканская и арабская музыка и танец. [ 15 ] Это сочетание ритмических движений в различных направлениях согласно такту песни. Отличительной особенностью этого танца является то, как артисты машут руками уникальным образом, напоминающим сотрудничество группы рыбаков в море. [ 14 ] [ 16 ] Слово бандари означает «порт» и является производным от персидского слова «бандар» , что означает «порт» . [ 13 ] [ 17 ]
  • Танец бассери — традиционный танец, исполняемый племенем бассери , проживающим в провинции Фарс . Танцоры одеты в традиционную и яркую одежду. [ 18 ]
  • Танец Бойнорди : Бойнорд – это деревня в северо-восточной части Ирана, населенная тюркским народом . Мужчины и женщины танцуют отдельно или вместе в танце Бойнорди, щелкая пальцами в методе, известном как пешкан. Танцуя по кругу с бегом и шагами-прыжками, танцоры могут поворачиваться в разные стороны сначала в одну сторону, затем в другую, иногда танцоры смотрят друг на друга. Мужчины и женщины могут танцевать и размахивать маленькими яркими шарфами, называемыми дастмал. [ 19 ]
  • Чуб-бази , также известный как чоб-бази, чуб-бази, чуб-бази или рагс-э чуб , представляет собой цепной танец, распространенный по всему Ирану и исполняемый мужчинами с палками. Название переводится на английский как «игра с палками». Существует два типа танцевальных стилей Чуб-бази, первый из которых более боевой по стилю, исполняется только мужчинами (обычно только двумя мужчинами, берущими на себя роли нападающего и защитника) и, похоже, не имеет ритмического рисунка; этот стиль чаще встречается в Юго-Западном Иране. Второй стиль Чуб-бази представляет собой круговой или линейный танец с рисунком, исполняемый представителями обоих полов и являющийся скорее социальным танцем. [ 20 ]
  • Классические персидские придворные танцы , сольные танцы, импровизационные, часто использующие тонкие, изящные движения рук и рук с оживленной мимикой, занимают центральное место в концепции этого трудно поддающегося определению кокетства. Персидский классический танец не был организован и систематизирован. Таким образом, каждая танцовщица создает свой собственный стиль и импровизирует в узнаваемых персидских рамках движений. [ 7 ] Костюмы для этих видов танцев выполнены из богатого шелка, парчи и струящихся длинных юбок.
  • Танец Хадж Наранджи : особое внимание уделяется движениям верхней части тела, при этом движения рук, колебания туловища и выражение лица являются объектами внимания.
  • Джахели — танец, популяризированный в 1960-х и 1970-х годах персидской танцовщицей Джамиле . Это часть иранской субкультуры, берущей свое начало в IX и X веках, в период, когда тюркские и монгольские племена, ищущие пастбищ и грабежей, вторглись в восточный Иран. Для защиты каждого города или деревни были сформированы местные неформальные полицейские отряды, и мужчины из этих групп, называемых джахель (что на фарси означает «невежественные»), вместе с женщинами развивали культуру и танцы, сочетающие в себе уличную смекалку и духовность. [ 21 ] [ 22 ]
  • Танец Халиджи : современный танец, исполняемый в значительной степени импровизационно, исполняемый парами или группами женщин для собственного развлечения на особых торжествах, таких как свадьбы. Существует также разновидность музыки Халиджи из региона Персидского залива .
  • Танец Керешме : соло, придворный танец Иранского королевского двора XIX века.
  • Харман танец
  • Хорасани танец
  • Танцевальный фон
  • Леб Гуати : духовный танец белуджей Восточного Ирана, призванный избавить человека от одержимого духа.
  • Лезгинский танец : азербайджанский и кавказский народный танец; поставляется в вариациях стилей в зависимости от региона
  • Лури танец
  • Матмати
  • Мазандарани танец
    • Лак Сема [ 23 ]
    • Дасмал Сема [ 23 ]
    • Жирная Сема [ 23 ]
    • Небесная лампа [ 23 ]
    • Затем Бакордан [ 23 ]
    • Теш Сема
    • Чакка Сема
    • Саз Сема
    • Сема Хэл
  • Танец Мотреби : профессиональные публичные танцоры катарского периода, иногда также проститутки или развлекательные заведения. В современном Иране это танец, ассоциирующийся с артистами ночных клубов низкого класса.
  • Касемабади , также известный как Гасем Абади, представляет собой цепной жанр танца сбора риса народа Гилаки из провинции Гилян в Иране недалеко от Каспийского моря.
  • Рагс-э-Па , также известный как Ракс-э-Па или Пай-Бази, — это традиционный танец ног, который можно увидеть в зурхане (традиционном иранском спортзале). Название переводится с английского как «танец ног».
  • Рагс-э-Пари : персидский танец фей.
  • Рагс-э Парче : персидский танец с вуалью.
  • Рагс-и Шарки : танец живота.
  • Ру-Ховзи : комический театральный спектакль о семейной жизни, включающий в себя танцы.
  • Сама-о-рагс : духовный суфийский танец радости, включающий пение. Танцоры двигаются в ритме музыки, часто продолжая до тех пор, пока не впадут в транс или не потеряют сознание от истощения.
  • Танец Чаап : танец белуджей, который в основном исполняется группой людей, образующих круг, танцующих и аплодирующих на юго-востоке Ирана. [ 24 ] Чаап — слово на языке белуджей , означающее «хлопанье в ладоши» . [ 25 ]
  • Танец Шамшир : военный танец с использованием меча, также известный как Шамшир-бази; обычно исполняется в провинциях Систан и Белуджистан
  • Танец Шатери : классический персидский танец, который часто сравнивают с арабским танцем, но без каких-либо движений бедрами.
  • Техранский танец : также известный как Техруни, в Тегеране. танцы в ночном клубе
  • Вахишта : суфийский духовный танец.
  • Яллы , также известный как Ялы или Халай , азербайджанский цепной народный танец, начинается медленно и заканчивается быстро, почти на скорости бега. Традиционно это был праздник огня, который был источником тепла, света и согревающей пищи. В древние времена танцоры поклонялись огню как богине.
  • Танец Заболи : народный цепной танец из провинций Систан и Белуджистан на юго-востоке Ирана.
  • Зар : духовный танец из южных прибрежных районов Ирана. Люди верят в существование ветров, которые могут быть как злобными, так и мирными и владеют людьми. Их исцеляют посредством особой церемонии и танца. [ 10 ]
  • Танец Заргари : цепной танец народа Заргари, этнической группы, связанной с цыганами, происходящей из Заргара, Иран.

Известные танцоры

[ редактировать ]

Современные и исторические танцоры

[ редактировать ]

В этот список современных и исторических персидских танцоров и хореографов (в алфавитном порядке, различных танцевальных стилей) входят:

Известные танцевальные ансамбли

[ редактировать ]
  • Ballet Afsaneh , женская танцевальная труппа, специализирующаяся на персидской культуре Шелкового пути , базирующаяся в районе залива Сан-Франциско. [ 27 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Грей, Лорел Виктория (2007). «Краткое введение в персидский танец» . Лорел Виктория Грей, Танцевальная культура Центральной Азии, Персии, Тюркства, Аравии и Шелкового пути . Проверено 14 июля 2014 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Друг, доктор философии, Робин С. (2002). «Духовность в иранской музыке и танце. Беседы с Мортезой Варзи» . Лучшее от Хабиби, журнал для любителей ближневосточных танцев и искусств . Шарин Эль-Сафи . Проверено 14 июля 2014 г.
  3. ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 28 июля 2023 г.
  4. ^ Тахери, Садреддин (2012). «Танец, игра, драма; обзор драматических действий в доисламских артефактах Ирана» . Журнал Fine Arts: Исполнительское искусство и музыка . 3 (43). Тегеран: Тегеранский университет , журнал Хонархай-э Зиба: 41-49.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Кианн, Нима (2002). «История персидского танца» . Иранское камерное общество . Проверено 26 июля 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Кианн, Нима (2000). «Персидский танец и его забытая история» . Нима Кианн . Персидский балет . Проверено 14 июля 2014 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Друг, Робин С. (весна 1996 г.). «Изысканное искусство персидского классического танца» . Снарк Рекордс. Архивировано из оригинала 25 мая 2016 года . Проверено 14 июля 2014 г.
  8. ^ Насепур, Пейман. «Кратко о персидском танце» . Официальный сайт доктора Пеймана Насепура . Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 14 июля 2014 г.
  9. ^ дубок (2 мая 2003 г.). «Бандари» . все2 . Проверено 14 июля 2014 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Сабай Могаддам, Мария (20 июля 2009 г.). «ЗОЛОТО» . ИРАНСКАЯ ЭНЦИКЛОПАДИЯ . Проверено 14 июля 2014 г. )
  11. ^ Хюбнер, Стефан (2016). Паназиатский спорт и возникновение современной Азии, 1913–1974 гг . Сингапур: NUS Press. п. 250. ИСБН  9789814722032 .
  12. ^ Янг, Ричард А. (2002). Музыка, Популярная культура, Айдентика . Брилл. п. 242. ИСБН  9789004334120 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с «Иранский Бандари / «Персидский танец живота» » . Ближневосточный танец . 2011 . Проверено 27 марта 2019 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Обзор танца живота: танец живота в персидском стиле - Бандари» . Студия танца живота Назима Аллейла в Атланте . Проверено 27 марта 2019 г.
  15. ^ Шей, Энтони (1999). Хореофобия: сольный импровизированный танец в иранском мире . Bibliotheca Iranica: Серия «Исполнительское искусство», том 5 серии «Исполнительское искусство». Том. 5. Мазда. п. 123. ИСБН  1568590830 .
  16. ^ «Иранский Ракс э-Бандари» . Ближневосточный танец . 2011 . Проверено 25 августа 2014 г.
  17. ^ Чезари, Джоселин (2007). Энциклопедия ислама в США Гринвуд Пресс. п. 88. ИСБН  978-0313336256 .
  18. ^ «История племени бассери» . Марвдаштнама (персидский) . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2015 г.
  19. ^ «ПЕРСИДСКИЕ (ИРАНСКИЕ) ТАНЕЦ И МУЗЫКА» . Восточные художники . Проверено 25 августа 2014 г.
  20. ^ Друг, Робин С. «Уб-Бази, Танцы с палками Ирана» . Институт персидского исполнительского искусства . Энциклопедия Ираника. Архивировано из оригинала 24 августа 2018 года . Проверено 6 марта 2015 г.
  21. ^ Сигел, Нил (2000). «Танцы Ирана, Робин Френд» . Нил Сигел. Архивировано из оригинала 27 сентября 2010 года . Проверено 17 октября 2014 г.
  22. ^ Друг, Робин С. (зима 1997 г.). «ДЖАМИЛЕ «Богиня персидского танца» » . Хабиби, (том 16, номер 1) . Снарк Рекордс. Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 года . Проверено 17 октября 2014 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Ахмадзаде Ф, Мохандеспур Ф (февраль 2017 г.). «Исследование социальной функции драматических ритуалов Мазандарана с акцентом на три ритуала: тир ма сизешу, бисто шеше айдима и чаке се ма» . Тарих Культура и Санат Арастирмалари Дергиси . 6 (1): 847–848. дои : 10.7596/taksad.v6i1.774 . Проверено 4 декабря 2020 г.
  24. ^ «Постоянная ритуальная печать в Систане и Белуджистане» (на персидском языке) . Проверено 22 декабря 2023 г.
  25. ^ Дамс, Мэнсел Лонгворт (1922). Учебник белуджского языка: состоящий из разных рассказов, легенд, стихов и белуджско-английского словаря . п. 32.
  26. ^ «Национальный балет Ванкувера Парс» . Центр Харборфронт . Проверено 5 декабря 2017 г.
  27. ^ «Искра: Общество искусства и культуры Ballet Afsaneh» . ККЭД . 18 июля 2007 г. Проверено 22 января 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шэй, Энтони (2023). Танец в персидском мире: история, эстетика, исполнение . Издательство Мазда. ISBN  978-1-56859-395-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 637daed33f7771f641681cc53f1c0035__1722293820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/35/637daed33f7771f641681cc53f1c0035.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iranian dance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)