Иранский танец
Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
![]() |
Танцы в Иране или иранские танцы ( персидский : رقص ایرانی) — это танцевальные стили, присущие Ирану . Жанры танцев в Иране различаются в зависимости от местности, культуры и языка местного населения и могут варьироваться от сложных реконструкций изысканных придворных танцев до энергичных народных танцев . [ 1 ] Население Ирана включает в себя множество этнических групп , таких как курды , азербайджанцы , арабы , белуджи , туркмены , евреи , армяне , грузины , а также многочисленные иранские племенные группы , которые можно найти в границах современного Ирана. [ 1 ] С каждой группой, регионом и исторической эпохой связаны определенные танцевальные стили. [ 1 ] Рагс (также пишется как Ракс) — это арабское слово, обозначающее танец, и почти исключительно слово, используемое для обозначения танца на персидском языке , поскольку персидское слово, обозначающее танец, пайкуби, больше не используется. Это также слово на азербайджанском языке, обозначающее танец ( Reqs ). Курдское слово « танец» — «хальперке», а луры из Лорестана используют слово «бахтен» (или «бази») для обозначения танца. [ 2 ]
Предыстория
[ редактировать ]
Жители Иранского нагорья знали танец в формах музыки, игры, драмы или религиозных ритуалов и использовали такие инструменты, как маски, костюмы животных или растений, а также музыкальные инструменты для ритма, по крайней мере, с 6-го тысячелетия до нашей эры. Культурные смешанные формы танца, игры и драмы служили таким ритуалам, как празднование, траур и поклонение . А актеры были мастерами музыки , танца, физических действий и манер выражения. Артефакты с изображениями танцоров, актеров или актеров были найдены во многих археологических доисторических памятниках Ирана, таких как Тепе Сабз, Джафар Абад, Чогха Миш , Талл-е Джари, [ 3 ] Чешме Али , Исмаил Абад, Таль-е Бакун , Тепе Сиалк , Тепе Мусиан, Тепе Яхья , Шахдад , Тепе Гиан , Кул Фарах , Суса , Кок Тепе, Кладбища Луристана и др. [ 4 ]
История
[ редактировать ]

Самый ранний исследованный танец исторического Ирана — это танец поклонения Митре (как в культе Митры), в котором в жертву приносили быка. [ 5 ] Позже этот культ получил широкое распространение в Римской империи . Этот танец должен был способствовать энергичности в жизни. [ 6 ] Древний персидский танец был существенно исследован греческим историком Геродотом « Галикарнасским Книга IX » в его труде («Каллиопа») , в котором он описывает историю азиатских империй и персидских войн до 478 г. до н.э. [ 6 ] Древняя Персия была оккупирована иностранными державами, сначала греками , затем арабами , а затем монголами , что, в свою очередь, привело к политической нестабильности и гражданским войнам. В ходе этих изменений происходило медленное исчезновение традиционных танцевальных традиций. [ 6 ]

Религиозный запрет танцев в Иране возник вместе с распространением ислама, но ему способствовали исторические события. [ 6 ] Религиозный запрет на танцы с годами то усиливался, то ослабевал, но после иранской революции 1979 года танцы больше не были разрешены из-за частого смешения полов. [ 6 ] [ 7 ] Исламская революция 1979 года положила конец успешной эпохе танцев и балетного искусства в Иране. [ 5 ] Иранская национальная балетная труппа была распущена, а ее участники эмигрировали в разные страны. [ 5 ] Согласно принципам «культурной революции» в Иране, танец считался извращенным, большим грехом, аморальным и развращающим. [ 5 ] выросло новое поколение иранских танцоров и артистов балета В результате многие талантливые персидские танцоры переехали на Запад и расселились в основном по Европе и США, а в диаспоре . [ 5 ] С началом революционного восстания в Иране , катализатором которого стала смерть Махсы Амини , танец стал средством протеста и стремления к свободе.
Жанры танца
[ редактировать ]В Иране есть четыре категории танцев: цепные или линейные танцы, сольные импровизационные танцы, военные или боевые танцы и ритуальные или духовные танцы.
- Цепные или линейные танцы часто называют в честь региона или этнической группы, с которой они связаны. [ 1 ]
- Сольный танец обычно включает в себя реконструкции придворного танца Сефевидов и Каджаров . Часто это импровизационные танцы, в которых используются тонкие, изящные движения кистей и рук, например, круговые движения запястьями. [ 1 ]
- Танцы войны или боя имитируют бой или помогают тренировать воина. Можно утверждать, что мужчины из зурхане (букв. «дом силы», традиционная персидская гимназия) и их ритуальные, тренировочные движения известны как тип танца под названием Рагс-э-Па, но их также можно рассматривать как искусство боевое . [ 1 ] [ 8 ]
- Ритуальные или духовные танцы , часто суфийские , известные как сама, а также разновидность зикра (религиозного песнопения). [ 1 ] В Иране и прилегающих регионах существуют различные виды танцев в трансе для лечебных практик. Один ритуал исцеления, включающий транс, музыку и движения, называется леб гуати белуджей Восточного Ирана и проводится, чтобы избавить одержимого человека от одержимого духа, и, по-видимому, находится в состоянии, аналогичном экзорцизму. [ 2 ] На языке белуджей есть термин говати , обозначающий психически больных пациентов (одержимых ветром), выздоровевших посредством музыкального исцеления, музыки как лекарства. [ 9 ] В южных прибрежных регионах Ирана, таких как остров Кешм, существует аналогичная церемония ветра, и считается, что она может возникнуть под влиянием Африки, особенно из Абиссинского или Эфиопского региона, или возникнуть из нее. [ 10 ]
Слово сама , происходящее от арабского корня, означающего «слушать», относится к духовной практике прослушивания музыки и достижения единства с Божественным. [ 2 ] Танцующих мистиков (независимо от их конкретной религиозной принадлежности) называют дервишами .
Современные социальные танцы и городской танец, исполняемые на торжественных мероприятиях, таких как свадьбы и празднование Норуз, фокусируются не столько на коллективных линейных танцах или хороводах, сколько на сольных импровизационных формах, при этом каждый танцор интерпретирует музыку по-своему, но иногда в пределах определенного диапазона танцевальной лексики. смешение других танцевальных стилей или элементов. [ 1 ]
Стили иранских танцев
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |

Это список некоторых древних и современных иранских танцев различных этнических групп Ирана.
- Баба Карам , цепной танец, заимствованный из суфийской истории. [ 11 ] когда слуга при дворе короля влюбляется в одну из девушек гарема и поет эту песню от горя из-за невозможности быть с ней. Традиционно в этой песне участвуют танцоры-мужчины, но в наши дни ее также исполняют и женщины. Баба Карам иногда обращается к современному персидскому хип-хопу. [ 12 ]
- Танец Бандари , цепной танец, часто называют персидским танцем живота . [ 13 ] [ 14 ] Танец Бандари — это групповой танец, в котором часто танцуют несколько человек. [ 13 ] и часто исполняют это на вечеринках, путешествуя по кругу и иногда выходя в центр для соло при поддержке других танцоров, единственные вариации заключаются в движениях рук. [ 14 ] Это персидский танец, который преобладает на юге Ирана, рядом с Персидским заливом , и на него повлияла африканская и арабская музыка и танец. [ 15 ] Это сочетание ритмических движений в различных направлениях согласно такту песни. Отличительной особенностью этого танца является то, как артисты машут руками уникальным образом, напоминающим сотрудничество группы рыбаков в море. [ 14 ] [ 16 ] Слово бандари означает «порт» и является производным от персидского слова «бандар» , что означает «порт» . [ 13 ] [ 17 ]
- Танец бассери — традиционный танец, исполняемый племенем бассери , проживающим в провинции Фарс . Танцоры одеты в традиционную и яркую одежду. [ 18 ]
- Танец Бойнорди : Бойнорд – это деревня в северо-восточной части Ирана, населенная тюркским народом . Мужчины и женщины танцуют отдельно или вместе в танце Бойнорди, щелкая пальцами в методе, известном как пешкан. Танцуя по кругу с бегом и шагами-прыжками, танцоры могут поворачиваться в разные стороны сначала в одну сторону, затем в другую, иногда танцоры смотрят друг на друга. Мужчины и женщины могут танцевать и размахивать маленькими яркими шарфами, называемыми дастмал. [ 19 ]
- Чуб-бази , также известный как чоб-бази, чуб-бази, чуб-бази или рагс-э чуб , представляет собой цепной танец, распространенный по всему Ирану и исполняемый мужчинами с палками. Название переводится на английский как «игра с палками». Существует два типа танцевальных стилей Чуб-бази, первый из которых более боевой по стилю, исполняется только мужчинами (обычно только двумя мужчинами, берущими на себя роли нападающего и защитника) и, похоже, не имеет ритмического рисунка; этот стиль чаще встречается в Юго-Западном Иране. Второй стиль Чуб-бази представляет собой круговой или линейный танец с рисунком, исполняемый представителями обоих полов и являющийся скорее социальным танцем. [ 20 ]
- Классические персидские придворные танцы , сольные танцы, импровизационные, часто использующие тонкие, изящные движения рук и рук с оживленной мимикой, занимают центральное место в концепции этого трудно поддающегося определению кокетства. Персидский классический танец не был организован и систематизирован. Таким образом, каждая танцовщица создает свой собственный стиль и импровизирует в узнаваемых персидских рамках движений. [ 7 ] Костюмы для этих видов танцев выполнены из богатого шелка, парчи и струящихся длинных юбок.
- Танец Хадж Наранджи : особое внимание уделяется движениям верхней части тела, при этом движения рук, колебания туловища и выражение лица являются объектами внимания.
- Джахели — танец, популяризированный в 1960-х и 1970-х годах персидской танцовщицей Джамиле . Это часть иранской субкультуры, берущей свое начало в IX и X веках, в период, когда тюркские и монгольские племена, ищущие пастбищ и грабежей, вторглись в восточный Иран. Для защиты каждого города или деревни были сформированы местные неформальные полицейские отряды, и мужчины из этих групп, называемых джахель (что на фарси означает «невежественные»), вместе с женщинами развивали культуру и танцы, сочетающие в себе уличную смекалку и духовность. [ 21 ] [ 22 ]
- Танец Халиджи : современный танец, исполняемый в значительной степени импровизационно, исполняемый парами или группами женщин для собственного развлечения на особых торжествах, таких как свадьбы. Существует также разновидность музыки Халиджи из региона Персидского залива .
- Танец Керешме : соло, придворный танец Иранского королевского двора XIX века.
- Харман танец
- Хорасани танец
- Танцевальный фон
- Леб Гуати : духовный танец белуджей Восточного Ирана, призванный избавить человека от одержимого духа.
- Лезгинский танец : азербайджанский и кавказский народный танец; поставляется в вариациях стилей в зависимости от региона
- Лури танец
- Матмати
- Мазандарани танец
- Танец Мотреби : профессиональные публичные танцоры катарского периода, иногда также проститутки или развлекательные заведения. В современном Иране это танец, ассоциирующийся с артистами ночных клубов низкого класса.
- Касемабади , также известный как Гасем Абади, представляет собой цепной жанр танца сбора риса народа Гилаки из провинции Гилян в Иране недалеко от Каспийского моря.
- Рагс-э-Па , также известный как Ракс-э-Па или Пай-Бази, — это традиционный танец ног, который можно увидеть в зурхане (традиционном иранском спортзале). Название переводится с английского как «танец ног».
- Рагс-э-Пари : персидский танец фей.
- Рагс-э Парче : персидский танец с вуалью.
- Рагс-и Шарки : танец живота.
- Ру-Ховзи : комический театральный спектакль о семейной жизни, включающий в себя танцы.
- Сама-о-рагс : духовный суфийский танец радости, включающий пение. Танцоры двигаются в ритме музыки, часто продолжая до тех пор, пока не впадут в транс или не потеряют сознание от истощения.
- Танец Чаап : танец белуджей, который в основном исполняется группой людей, образующих круг, танцующих и аплодирующих на юго-востоке Ирана. [ 24 ] Чаап — слово на языке белуджей , означающее «хлопанье в ладоши» . [ 25 ]
- Танец Шамшир : военный танец с использованием меча, также известный как Шамшир-бази; обычно исполняется в провинциях Систан и Белуджистан
- Танец Шатери : классический персидский танец, который часто сравнивают с арабским танцем, но без каких-либо движений бедрами.
- Техранский танец : также известный как Техруни, в Тегеране. танцы в ночном клубе
- Вахишта : суфийский духовный танец.
- Яллы , также известный как Ялы или Халай , азербайджанский цепной народный танец, начинается медленно и заканчивается быстро, почти на скорости бега. Традиционно это был праздник огня, который был источником тепла, света и согревающей пищи. В древние времена танцоры поклонялись огню как богине.
- Танец Заболи : народный цепной танец из провинций Систан и Белуджистан на юго-востоке Ирана.
- Зар : духовный танец из южных прибрежных районов Ирана. Люди верят в существование ветров, которые могут быть как злобными, так и мирными и владеют людьми. Их исцеляют посредством особой церемонии и танца. [ 10 ]
- Танец Заргари : цепной танец народа Заргари, этнической группы, связанной с цыганами, происходящей из Заргара, Иран.
Известные танцоры
[ редактировать ]Современные и исторические танцоры
[ редактировать ]В этот список современных и исторических персидских танцоров и хореографов (в алфавитном порядке, различных танцевальных стилей) входят:
- Джамиле , танцовщица из Лос-Анджелеса.
- Фарзане Каболи , иранская актриса и танцовщица.
- Мохаммад Хордадиан , американский танцор иранского происхождения.
- Shahrokh Moshkin-Ghalam (Paris based, modern dancer)
- Азита Сахебджам , танцовщица и руководитель Национального балета Ванкувера Парс. [ 26 ]
Известные танцевальные ансамбли
[ редактировать ]- Ballet Afsaneh , женская танцевальная труппа, специализирующаяся на персидской культуре Шелкового пути , базирующаяся в районе залива Сан-Франциско. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Грей, Лорел Виктория (2007). «Краткое введение в персидский танец» . Лорел Виктория Грей, Танцевальная культура Центральной Азии, Персии, Тюркства, Аравии и Шелкового пути . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Друг, доктор философии, Робин С. (2002). «Духовность в иранской музыке и танце. Беседы с Мортезой Варзи» . Лучшее от Хабиби, журнал для любителей ближневосточных танцев и искусств . Шарин Эль-Сафи . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Тахери, Садреддин (2012). «Танец, игра, драма; обзор драматических действий в доисламских артефактах Ирана» . Журнал Fine Arts: Исполнительское искусство и музыка . 3 (43). Тегеран: Тегеранский университет , журнал Хонархай-э Зиба: 41-49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кианн, Нима (2002). «История персидского танца» . Иранское камерное общество . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кианн, Нима (2000). «Персидский танец и его забытая история» . Нима Кианн . Персидский балет . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Друг, Робин С. (весна 1996 г.). «Изысканное искусство персидского классического танца» . Снарк Рекордс. Архивировано из оригинала 25 мая 2016 года . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Насепур, Пейман. «Кратко о персидском танце» . Официальный сайт доктора Пеймана Насепура . Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ дубок (2 мая 2003 г.). «Бандари» . все2 . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сабай Могаддам, Мария (20 июля 2009 г.). «ЗОЛОТО» . ИРАНСКАЯ ЭНЦИКЛОПАДИЯ . Проверено 14 июля 2014 г. )
- ^ Хюбнер, Стефан (2016). Паназиатский спорт и возникновение современной Азии, 1913–1974 гг . Сингапур: NUS Press. п. 250. ИСБН 9789814722032 .
- ^ Янг, Ричард А. (2002). Музыка, Популярная культура, Айдентика . Брилл. п. 242. ИСБН 9789004334120 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Иранский Бандари / «Персидский танец живота» » . Ближневосточный танец . 2011 . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Обзор танца живота: танец живота в персидском стиле - Бандари» . Студия танца живота Назима Аллейла в Атланте . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Шей, Энтони (1999). Хореофобия: сольный импровизированный танец в иранском мире . Bibliotheca Iranica: Серия «Исполнительское искусство», том 5 серии «Исполнительское искусство». Том. 5. Мазда. п. 123. ИСБН 1568590830 .
- ^ «Иранский Ракс э-Бандари» . Ближневосточный танец . 2011 . Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ Чезари, Джоселин (2007). Энциклопедия ислама в США Гринвуд Пресс. п. 88. ИСБН 978-0313336256 .
- ^ «История племени бассери» . Марвдаштнама (персидский) . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ «ПЕРСИДСКИЕ (ИРАНСКИЕ) ТАНЕЦ И МУЗЫКА» . Восточные художники . Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ Друг, Робин С. «Уб-Бази, Танцы с палками Ирана» . Институт персидского исполнительского искусства . Энциклопедия Ираника. Архивировано из оригинала 24 августа 2018 года . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ Сигел, Нил (2000). «Танцы Ирана, Робин Френд» . Нил Сигел. Архивировано из оригинала 27 сентября 2010 года . Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Друг, Робин С. (зима 1997 г.). «ДЖАМИЛЕ «Богиня персидского танца» » . Хабиби, (том 16, номер 1) . Снарк Рекордс. Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 года . Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ахмадзаде Ф, Мохандеспур Ф (февраль 2017 г.). «Исследование социальной функции драматических ритуалов Мазандарана с акцентом на три ритуала: тир ма сизешу, бисто шеше айдима и чаке се ма» . Тарих Культура и Санат Арастирмалари Дергиси . 6 (1): 847–848. дои : 10.7596/taksad.v6i1.774 . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Постоянная ритуальная печать в Систане и Белуджистане» (на персидском языке) . Проверено 22 декабря 2023 г.
- ^ Дамс, Мэнсел Лонгворт (1922). Учебник белуджского языка: состоящий из разных рассказов, легенд, стихов и белуджско-английского словаря . п. 32.
- ^ «Национальный балет Ванкувера Парс» . Центр Харборфронт . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ «Искра: Общество искусства и культуры Ballet Afsaneh» . ККЭД . 18 июля 2007 г. Проверено 22 января 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шэй, Энтони (2023). Танец в персидском мире: история, эстетика, исполнение . Издательство Мазда. ISBN 978-1-56859-395-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шелтон, Трейси; Хамас, Зена (23 августа 2020 г.). «Иранские артисты игнорируют правительственные ограничения на пение и танцы женщин» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация.
- Народные танцы Персии, 1970-е (Видео Национального телевидения, Тегеран)
- Краткое описание персидского танца доктора Пеймана Насепура
- Ресурсы Ирана по танцам и балету
- «Изысканное искусство персидского классического танца» Робин К. Френд, доктор философии.
- Иранское камерное общество, персидский танец и его забытая история