Музыка Ирана
Музыка Ирана | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
Конкретные формы | ||||
|
||||
СМИ и производительность | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
Иранский портал |
Музыка Ирана включает в себя музыку , созданную иранскими исполнителями. Помимо традиционных фолк- и классических жанров , он также включает в себя поп-музыку и всемирно известные стили, такие как джаз , рок и хип-хоп .
Иранская музыка оказала влияние на другие культуры в Западной Азии , сформировав большую часть музыкальной терминологии соседних тюркских и арабских культур, и достигла Индии через 16-го века Персидскую империю Великих Моголов , двор которой продвигал новые музыкальные формы, привлекая иранских музыкантов. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Самые ранние записи
[ редактировать ]Музыка в Иране, о чем свидетельствуют «доиранские» археологические записи Элама , древнейшей цивилизации на юго-западе Ирана, возникла тысячи лет назад. Иран является родиной самых ранних сложных инструментов, которые датируются третьим тысячелетием до нашей эры. [ 2 ] несколько труб из серебра , золота и меди было найдено В восточном Иране , которые относятся к цивилизации Окса и датируются периодом между 2200 и 1750 годами до нашей эры. Использование как вертикальных, так и горизонтальных угловых арф было задокументировано на археологических раскопках Мадакту (650 г. до н. э.) и Кул-э Фара (900–600 гг. до н. э.), при этом самая большая коллекция эламских инструментов зарегистрирована в Кул-е Фара . Множественные изображения горизонтальных арф также были созданы в ассирийских дворцах между 865 и 650 годами до нашей эры. [ 2 ]
Классическая античность
[ редактировать ]известно немногое О музыкальной сцене классических иранских империй Мидии , Ахеменидов и Парфян , за исключением нескольких археологических находок и некоторых записей из сочинений греческих историков. Согласно Геродоту , волхвы , представлявшие жреческую касту в древнем Иране , сопровождали свои ритуалы жертвоприношения пением. Афиней Навкратисский « в своих Дипнософистах » упоминает придворного певца, который пел предупреждение царю Мидийской империи о планах Кира Великого , который позже установит династию Ахеменидов . на троне [ 2 ] Афиней указывает также на пленение поющих девушек при дворе последнего ахеменидского царя Дария III (336–330 до н. э.) македонским полководцем Парменионом . Ксенофонта » В « Киропедии также упоминается большое количество поющих женщин при дворе империи Ахеменидов . Во времена империи госан Парфянской ( по-парфянски «менестрель») играл заметную роль в обществе. [ 3 ] Они выступали перед публикой при королевских дворах. [ 4 ] и в общественных театрах. [ 3 ] Согласно . Плутарха «Жизнеописанию Красса» [ 5 ] (32.3), они восхваляли своих национальных героев и высмеивали своих римских соперников. Точно так же сообщает » Страбона «География , что парфянскую молодежь учили песням о «деяниях как богов, так и благороднейших людей». [ 6 ] Парфянские песни позже были включены в иранский национальный эпос « Шахнаме» , написанный персидским поэтом X века Фирдоуси . [ 2 ] Сама Шахнаме была основана на Хвадайнамаге ( Хвадай-Намаг ), более раннем среднеперсидском произведении, которое было важной частью персидского фольклора и теперь утеряно. [ 7 ] 23.7) также упоминается ( Плутарха В «Жизни Красса» , что парфяне использовали барабаны для подготовки к битве. [ 2 ]
Во время правления Сасанидов среднеперсидский термин хуниягар использовался для обозначения менестреля . [ 3 ] История сасанидской музыки лучше документирована, чем более ранние периоды, и особенно очевидна в авестийских текстах. Чтение сасанидского авестийского текста Вендидада было связано с трубой Окса. Сам зороастрийский среднеперсидском рай был известен как «Дом песни» ( гародман на языке ), «где музыка вызывала вечную радость». Музыкальные инструменты не сопровождались формальным зороастрийским богослужением, но использовались на фестивалях. Сасанидские музыкальные сцены особенно изображены на серебряных сосудах и некоторых настенных рельефах. [ 2 ]
Правление сасанидского правителя Хосрова II считается «золотым веком» иранской музыки. Он изображен среди своих музыкантов на большом рельефе на археологическом участке Так-е Бостан , сам держит лук и стрелы и стоит в лодке среди группы арфистов . На рельефе изображены две лодки, изображенные «в двух последовательных моментах на одной панели». [ 2 ] При дворе Хосрова II находился ряд выдающихся музыкантов, в том числе Азад, Бамшад , Барбад , Нагиса , Рамтин и Саркаш . Среди этих подтвержденных имен Барбад упоминается во многих документах и считается чрезвычайно высококвалифицированным специалистом. Он был поэтом-музыкантом, выступавшим на таких мероприятиях, как государственные банкеты и фестивали Навруз и Мехрган . [ 8 ] Возможно, он изобрел лютню и музыкальную традицию, которая впоследствии трансформировалась в формы дастгяха и макама . Ему приписывают организацию музыкальной системы, состоящей из семи «королевских ладов» ( xosrovāni ), 30 производных ладов ( nava ), [ 9 ] и 360 мелодий ( сейчас ). [ 2 ] Эти числа соответствуют количеству дней в неделе, месяце и году в сасанидском календаре . [ 10 ] Теории, на которых основывались эти модальные системы, неизвестны. Однако писатели более поздних периодов оставили список этих ладов и мелодий. Некоторые из них названы в честь эпических персонажей, таких как Кин-е Ирадж («Месть Ираджа»), Кин-е Сиаваш («Месть Сиаваша») и Такст-е Ардашир («Трон Ардашира»), некоторые названы в честь сасанидского королевского двора, например, Баг-э Ширин («Сад Ширин»), Баг-э Шахрияр («Сад повелителя») и Хафт Гандж («Семь сокровищ»), а некоторые названы по природе, например, Роушан Чераг («Яркий свет»). [ 10 ]
Средний возраст
[ редактировать ]Академическая классическая музыка Ирана , помимо сохранения типов мелодии , которые часто приписывают сасанидским музыкантам, основана на теориях звуковой эстетики, изложенных такими иранскими музыкальными теоретиками в первые века после мусульманского завоевания Сасанидов. Империя , в первую очередь Авиценна , Фараби , Котб-эд-Дин Ширази и Сафи-эд-Дин Урмави . [ 1 ]
Двумя выдающимися иранскими музыкантами, жившими под властью третьего арабского халифата, были Ибрагим Маусели и его сын Эшак Маусели . [ 1 ] Зарябу из Багдада , ученику Эшака, приписывают то, что он оказал заметное влияние на Испании классическую андалузскую музыку . [ 11 ]
После возрождения иранских культурных влияний благодаря приходу ряда мусульманских иранских династий музыка снова стала «одним из признаков правления». [ 12 ] Персидский поэт IX века Рудаки , живший во времена правления Саманидов , также был музыкантом и сочинял песни на собственные стихи. При дворе персидской династии Газневидов , правившей Ираном с 977 по 1186 год, персидский поэт X века Фаррохи Систани сочинял песни вместе с певцом Андалибом и исполнителем танбура Буки. Лютнист Мохаммад Барбати и певица Сетти Зарин-камар также развлекали правителей Газневидов при их дворе. [ 12 ]
Современная эпоха
[ редактировать ]В постсредневековую эпоху музыкальные представления продолжали наблюдать и продвигать, особенно через княжеские дворы, суфийские ордена и модернизирующиеся социальные силы. [ 1 ] Во время правления династии Каджаров в XIX веке иранская музыка была обновлена за счет развития классических типов мелодии ( радиф ), которые являются основным репертуаром классической музыки Ирана, а также внедрения современных технологий и принципов, привнесенных с Запада. . [ 1 ] Мирза Абдолла , выдающийся мастер тара и сетара и один из самых уважаемых придворных музыкантов позднего периода Каджара, считается оказавшим большое влияние на преподавание классической иранской музыки в современных консерваториях и университетах Ирана. Радиф , репертуар, который он разработал в 19 веке, является старейшей задокументированной версией системы семи дастгях и считается перестройкой старой системы 12 макамов. [ 13 ]
Али-Наки Вазири , уважаемый исполнитель на многочисленных иранских и западных инструментах, изучавший западную музыкальную теорию и композицию в Европе, был одним из самых выдающихся и влиятельных музыкантов позднего Каджара и раннего Пехлеви периода . В 1924 году он основал частную музыкальную школу , где также создал школьный оркестр из своих учеников, состоявший из комбинации тара и некоторых западных инструментов. Затем Вазири основал ассоциацию под названием «Музыкальный клуб» ( Kolub-e Musiqi ), созданную рядом прогрессивно мыслящих писателей и ученых, где школьный оркестр давал концерты, которыми дирижировал он сам. Он был выдающейся фигурой среди иранских музыкантов 20-го века, и его основной целью было предоставить музыку обычным гражданам на общественной арене. [ 14 ] Тегеранский симфонический оркестр ( Orkestr-e Samfoni-ye Tehrān ) был основан Голамхосейном Минбашяном в 1933 году. [ 15 ] Он был реформирован Парвизом Махмудом в 1946 году и в настоящее время является старейшим и крупнейшим симфоническим оркестром Ирана. [ 16 ] Позже Рухолла Халеки , ученик Вазири, в 1949 году основал Общество национальной музыки ( Anjoman-e Musiqi-ye Melli ). [ 17 ] Многочисленные музыкальные композиции были созданы в рамках классических иранских ладов, и многие из них включали западные музыкальные гармонии . Иранские фольклорные песни и стихи как классических, так и современных иранских поэтов были включены в аранжировки оркестровых произведений, которые будут нести новые влияния. [ 17 ]
До 1950-х годов в музыкальной индустрии Ирана доминировали исполнители классической музыки. [ 18 ] Новые западные влияния были привнесены в популярную музыку Ирана к 1950-м годам, когда электрогитара и другие импортные характеристики сопровождали местные инструменты и формы, а популярная музыка развивалась благодаря вкладу таких артистов, как Вигуен , который был известен как « Султан ». » иранской поп- и джазовой музыки. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Вигуен был одним из первых музыкантов Ирана, выступавших на гитаре. [ 18 ]
После революции 1979 года музыкальная индустрия Ирана находилась под строгим контролем, а поп-музыка была запрещена почти на два десятилетия. [ 21 ] Женщинам было запрещено петь в качестве солисток для мужской аудитории. В 1990-е годы новый режим начал создавать и продвигать поп-музыку в новых стандартизированных рамках, чтобы конкурировать с зарубежными и несанкционированными источниками иранской музыки. [ 22 ] Под президентством реформиста Хатами , в результате ослабления культурных ограничений внутри Ирана, внутри страны появился ряд новых поп-исполнителей. [ 23 ] [ 21 ] С приходом к власти новой администрации министерство Эршада приняло другую политику, главным образом для того, чтобы облегчить контроль за отраслью. Недавно принятая политика включала ослабление ограничений для небольшого числа артистов и ужесточение их для остальных. Однако количество выпусков альбомов увеличилось.
Появление иранского хип-хопа в 2000-х годах также привело к крупным движениям и влияниям на музыку Ирана. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Жанры
[ редактировать ]Классическая музыка
[ редактировать ]Классическая музыка Ирана состоит из типов мелодий, разработанных в классическую и средневековую эпоху страны. [ 1 ] Дастгях , музыкальный стиль иранской классической музыки, несмотря на свою популярность, всегда был прерогативой элиты. Влияние дастга рассматривается как источник аутентичности, из которого другие формы музыкальных жанров черпают вдохновение для мелодии и исполнения.
Народная музыка
[ редактировать ]Народные, церемониальные и популярные песни Ирана можно считать «народными» в том смысле, что они известны и ценятся большей частью общества (в отличие от художественной музыки, которая по большей части обслуживает более элитные социальные классы). . [ 1 ] Часто подчеркивалось разнообразие народной музыки Ирана в соответствии с культурным разнообразием местных и этнических групп страны.
Иранские народные песни подразделяются на различные темы, в том числе исторические, социальные, религиозные и ностальгические. Есть также народные песни, применимые к определенным случаям, например, свадьбам и сбору урожая, а также колыбельные, детские песни и загадки. [ 28 ]
В Иране есть несколько традиционных специалистов по народной музыке. Профессиональные народные инструменталисты и вокалисты выступают на официальных мероприятиях, таких как свадьбы. Рассказчики ( наккал ; госан ) декламировали эпическую поэзию, такую как поэзия Шахнаме , используя традиционные мелодические формы, перемежаясь устными комментариями, что является практикой, встречающейся также в среднеазиатских и балканских традициях. Бакши . ( бакши ), странствующие менестрели, играющие на дотаре , развлекают публику на общественных собраниях романтическими балладами о воинах и военачальниках Есть также плача певцы ( rowze-xān ), которые читают стихи, посвященные мученической смерти религиозных деятелей. [ 1 ]
Иранские исполнители классической и народной музыки могут импровизировать текст и мелодию в соответствующем музыкальном стиле. [ 29 ] Многие иранские народные песни могут быть адаптированы к мажорным или минорным тональностям, поэтому ряд иранских народных песен были аранжированы для оркестрового сопровождения. [ 17 ]
Многие старые фольклорные песни Ирана были возрождены благодаря проекту, разработанному Институтом интеллектуального развития детей и молодежи , культурно-образовательным институтом, основанным под патронажем бывшей императрицы Ирана Фарах Пехлеви в 1965 году. Они были созданы в коллекция качественных записей, исполненных такими профессиональными вокалистами, как Пари Зангане , Монир Вакили и Мину Джаван, которые оказали большое влияние как на фолк, так и на поп-музыку Ирана. музыкальные произведения. [ 30 ]
Симфоническая музыка
[ редактировать ]музыка Ирана Симфоническая , наблюдаемая в наше время, возникла в периоды позднего Каджара и раннего Пехлеви. Помимо инструментальных композиций, некоторые симфонические произведения Ирана основаны на народных песнях страны, а некоторые — на стихах как классических, так и современных иранских поэтов. [ 17 ]
Symphonische Dichtungen aus Persien («Симфонические стихи из Персии»), сборник персидских симфонических произведений, был исполнен немецким Нюрнбергским симфоническим оркестром под управлением иранского дирижера Али Рахбари в 1980 году. [ 31 ]
Лорис Тжекнаворян , известный иранский армянский сочинил «Ростам и Сохраб» , оперу с персидским либретто , основанную на трагедии Ростама и Сохраба из длинной иранской эпической поэмы «Шахнаме» композитор и дирижер, за более чем два десятилетия . Впервые она была исполнена Тегеранским симфоническим оркестром в тегеранском зале Рудаки в декабре 2003 года. [ 32 ]
В 2005 году Оркестр Персеполиса (Оркестр Мелала) исполнил произведение, которому исполнилось 3000 лет. Записи этого произведения, обнаруженные среди некоторых древних надписей, были расшифрованы археологами и, как полагают, принадлежали шумерам и древним грекам . известный иранский музыкант Пейман Солтани . Оркестром дирижировал [ нужна ссылка ]
Поп-музыка
[ редактировать ]После появления радио форма популярной музыки . , во времена правления династии Каджаров, в Иране сформировалась и начала развиваться [ 33 ] Позже появление новых западных влияний, таких как использование гитары и других западных инструментов, стало поворотным моментом в популярной музыке Ирана к 1950-м годам. [ 18 ] Иранская поп-музыка обычно исполняется вокалистами в сопровождении сложных ансамблей, часто использующих комбинацию как местных иранских, так и европейских инструментов. [ 1 ]
Поп-музыка Ирана в основном пропагандируется через средства массовой информации, но после революции 1979 года она несколько десятилетий находилась под запретом. Публичные выступления также были запрещены, но с 1990 года их время от времени разрешали. Поп-музыка общин иранской диаспоры также имела большое значение. [ 1 ] [ 21 ]
Джаз и блюз
[ редактировать ]Джазовая музыка была введена в популярную музыку Ирана с появлением таких артистов, как Вигуен , который был известен как иранский « Султан джаза ». Первая песня Вигена, Moonlight , выпущенная в 1954 году, мгновенно стала хитом на радио и считается очень влиятельной. [ 20 ] [ 19 ] [ 18 ]
Коренные иранские элементы, такие как классические музыкальные формы и поэзия, также были включены в иранский джаз. [ 34 ] Рана Фархан , иранская певица джаза и блюза, живущая в Нью-Йорке, [ 35 ] сочетает в себе классическую персидскую поэзию с современным джазом и блюзом. [ 36 ] Ее самое известное произведение « Пьяные любовью » основано на стихотворении выдающегося персидского поэта XIII века Руми . [ 35 ] Популярность приобрели также исполнители джаза и блюза, работающие в послереволюционном Иране. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Рок-музыка
[ редактировать ]Рок-музыка была введена в популярную музыку Ирана к 1960-м годам вместе с появлением других западноевропейских и американских музыкальных жанров. [ 1 ] Вскоре он стал популярен среди молодого поколения, особенно в ночных клубах Тегерана. [ 40 ] В послереволюционном Иране многие исполнители рок-музыки не подвергаются официальным санкциям и вынуждены полагаться на Интернет и андеграундную сцену. [ 41 ]
В 2008 году пауэр-метал- группа Angband подписала контракт с немецким лейблом Pure Steel Records. [ 42 ] как первая иранская метал-группа, выпустившая международный релиз на европейском лейбле. У них было сотрудничество с известным продюсером Ахимом Кёлером. [ 43 ] [ 44 ]
Хип-хоп
[ редактировать ]Иранский хип-хоп зародился в 2000-х годах в столице страны Тегеране . [ 45 ] Все началось с того, что андеграундные артисты записывали микстейпы под влиянием американской хип-хоп культуры, а позже были объединены с элементами местных иранских музыкальных форм. [ 46 ] [ 47 ]
Часовня
[ редактировать ]Иранская а капелла (музыка без инструмента) в 2011 году нового типа была впервые представлена Damour Vocal Band. [ нужна ссылка ] под руководством Фараза Хосрави Данеша . этот жанр музыки исполнялся хором , Раньше но с 2011 года он стал таким, что человеческая гортань заменила музыкальные инструменты . После этого начали действовать различные группы, в том числе Тегеранский вокальный ансамбль, и этот стиль музыки творчески и по-новому влился в иранскую музыку а капелла. [ нужна ссылка ]
Международное признание иранской музыки
[ редактировать ]Ниже приводится ряд известных иранских музыкальных произведений, получивших международные награды.
2013
[ редактировать ]- Мохаммад Мотамеди : Radio France -2013. лауреат премии [ нужна ссылка ]
2008
[ редактировать ]- Лорис Тьекнаворян : Почетный крест Австрии за науку и искусство первой степени (2008).
2007
[ редактировать ]- Азиатское общество наградило Шахрама Назери престижной премией за прижизненное культурное наследие вместе с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в ноябре 2007 года.
- Медаль Моцарта, Мохаммад Реза Шаджарян . [ 48 ]
- Почетного легиона Шахрама Назери .
- Премия «Грэмми» (номинация), Endless Vision и Хоссейн Ализаде .
2006
[ редактировать ]- Премия «Грэмми» (номинация), альбом «Фариад», «Мастера персидской музыки» .
- Премия «Грэмми», Али Ширазиния, Шахрам Тайеби и Deep Dish .
- Премия «Грэмми» за лучшее оркестровое исполнение (номинация), «Персидская трилогия» Бехзада Ранджбарана .
- «Лучшая ближневосточная песня» и «Лучший ближневосточный альбом», JPF Awards 2006: Энди Мададиан .
- «Премия за лучший международный армянский альбом 2006 года», Армянская музыкальная премия 2006 года: «Город ангелов» Энди Мададяна .
- 3 загара. JFK Awards 2006 за лучшую восточную рок-песню "A Drop Of Alcohol".
2005
[ редактировать ]- Премия «Золотая львица» за лучшее классическое вокальное мастерство, Всемирная академия искусств, литературы и медиа: Акбар Голпа
- Премия «Золотая львица» в области классической аранжировки и поп-музыки, Всемирная академия искусств, литературы и медиа: Хасан Саттар
- Премия «Золотая львица» лучшему инструменталисту Всемирной академии искусств, литературы и СМИ: Мухаммад Хейдари
- Премия «Золотая львица» в области классической поп-музыки Всемирной академии искусств, литературы и медиа: Махасти
- Премия «Золотая львица» за классическое исполнение Всемирной академии искусств, литературы и медиа: Хушманд Агили
- Премия «Золотая львица» за классическое исполнение Всемирной академии искусств, литературы и медиа: Шакила .
- Музыкальная премия ЮНЕСКО (премия Пикассо), номинант: Мохаммад Реза Дарвиши .
- «Лучший неподписанный британский хип-хоп исполнитель» Риддла:
2003
[ редактировать ]- Гран-при диско в жанре World Music , ансамбль Дастан и Париса .
- Премия BBC в области мировой музыки, Кайхан Калхор .
2001
[ редактировать ]- Лучший альбом современной мировой музыки NAV: Axiom of Choice (группа) .
- Лучший ансамбль рекомбинантной мировой музыки 2001 года по версии LA Weekly Music Awards. (номинация): Аксиома выбора группы.
2000
[ редактировать ]- Премия Орвилла Х. Гибсона, Лили Афшар .
1999
[ редактировать ]- Медаль Пикассо, Мохаммад Реза Шаджарян .
- Премия Пиканеса, самая престижная музыкальная награда Таиланда за выдающееся оркестровое исполнение: Шахрдад Рохани .
1977
[ редактировать ]- Престижная золотая медаль Международного конкурса дирижеров в Безансоне, Али Рахбари .
- Серебряная медаль Женевского международного конкурса дирижеров Али Рахбари.
Другие
[ редактировать ]- Премия Рудольфа Ниссима, Бехзад Ранджбаран .
- Гран-при конкурса гитаристов на музыкальном фестивале в Аспене — Лили Афшар .
- Главный приз конкурса Guitar Foundation of America — Лили Афшар.
- Лорис Тьекнаворян , Орден и медаль Омаюн за композицию «Сын и Люмьер Персеполис 2500»
См. также
[ редактировать ]- Список иранских музыкантов
- Список иранских певцов
- Список иранских композиторов
- Фестиваль искусств Шираза
- Религиозная музыка в Иране
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к "ИРАН СПИ. МУЗЫКА" . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. 30 марта 2012. с. 474–480.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лоэргрен, Бо (2016). «ИСТОРИЯ МУЗЫКИ» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.).
- ^ Jump up to: а б с «ГОСАН» . Энциклопедия Ираника . Том. Си. 17 февраля 2012. С. 167–170.
- ^ «ДАСТАН-САРИ» . Энциклопедия Ираника . Том VII. 18 ноября 2011. с. 102–103.
- ^ «Плутарх • Жизнь Красса» . penelope.uchicago.edu . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Страбон (1983). География . Том. 7. Лондон: Издательство Гарвардского университета . п. 179. ИСБН 9780674992665 .
- ^ Бойл, Джон Эндрю. «Фирдоуси» . Британская энциклопедия . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ «БАРБАД» . Энциклопедия Ираника . Том. III. 15 декабря 1988 г. с. 757–758.
- ^ "ЧАКАВАК " Иранская энциклопедия . Том. IV. 15 декабря 1990. С. 649–650.
(Перс. нава , ар. лахн , нахма и т. д.)
- ^ Jump up to: а б Фархат, Хормоз (2004). Концепция Дастга в персидской музыке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-54206-5 .
- ^ Глассе, Сирил; Смит, Хьюстон (2003). «Зирияб». Новая энциклопедия ислама . Роуман Альтамира. п. 492. ИСБН 9780759101906 .
- ^ Jump up to: а б «ИСТОРИЯ МУЗЫКИ II. ок. 650–1370 гг. н.э.» . Энциклопедия Ираника . 20 февраля 2009 г.
- ^ «АБДАЛЛАХ, МЕРЗА» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.). 21 января 2014 г.
- ^ «ВАЗИРИ, Али-Наки» . Иранская энциклопедия (онлайн-изд.). 20 июля 2003 г.
- ^ Бителл, Кэролайн; Хилл, Джунипер (2014). Оксфордский справочник по возрождению музыки . Издательство Оксфордского университета. п. 278. ИСБН 9780199765034 .
- ^ «Великолепное выступление в TSO» . Финансовая трибуна . 29 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «ХАЛЕКИ, РУХ-АЛЛАХ» . Энциклопедия Ираника . Том XV. 19 апреля 2012. с. 377–380.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Саба, Садек (26 ноября 2003 г.). «Некролог: Виген Дердериан» . Хранитель . Лондон.
- ^ Jump up to: а б с Саба, Садек (27 октября 2003 г.). «Легенда иранской поп-музыки умерла в возрасте 74 лет» . Новости Би-би-си .
- ^ Jump up to: а б с Армбруст, Уолтер (2000). Массовое посредничество: новые подходы к массовой культуре на Ближнем Востоке и за его пределами . Издательство Калифорнийского университета. п. 70. ИСБН 9780520219267 .
- ^ Jump up to: а б с «Рок-роллы снова наступают в Иране, поскольку сторонники жесткой линии поддерживают возрождение поп-музыки» . Уолл Стрит Джорнал . 2 июня 2000 г. Проверено 9 апреля 2010 г.
- ^ « Еженедельный журнал «Ираншехр». 18. Кетаб Корп. 2016: 10.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Перевернись, Хомейни! Иран культивирует местную рок-сцену в определенных пределах» . Вашингтон Пост . 23 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 г.
- ^ «Андерграундная танцевальная сцена хип-хопа Ирана» . Наблюдатели ФРАНЦИЯ 24 . 29 августа 2013. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ « Скорпион в Апарате » BBC Персидский (на персидском языке). 17 сентября 2015 г.
- ^ «В Иране правят бунтовщики рэпа» . СФГейт . 16 апреля 2008 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Анудж Чопра в Тегеране (28 января 2008 г.). «Иранские «нелегальные» рэперы хотят культурной революции» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 г.
- ^ «НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ» . Энциклопедия Ираника . Том. X. 31 января 2012. С. 66–71.
- ^ БАДИХА-САРИ . Том. III. 22 августа 2011. С. 379–380.
- ^ «КАНУН-Э ПАРВАРЕШ-Е ФЕКРИ-Э КУДАКАН ВА НОВЯВАНАН vi. Музыка и звуковое производство» . Энциклопедия Ираника . Том. XV. 20 апреля 2012. с. 512–515.
- ^ Симфонические стихи Персии . OCLC 8632375 – через WorldCat.
- ^ «Опять одни, естественно: женщины поют в Иране» . Хранитель . 29 августа 2014 г.
- ^ «Поп-музыка в Иране» . Иранское камерное общество . 2003.
- ^ « Первый иранизированный джазовый концерт в стиле фьюжн после революции в Иране». Музыкема (на персидском языке). 8 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Куриэль, Джонатан (24 сентября 2013 г.). «Рана Фархан поет «персидский блюз» » . KQED Искусство . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Смит, Эмили Исфахани (30 августа 2011 г.). «Персидская поэзия становится блюзовой» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ «Иранские блюз- и джаз-бэнды находят поклонников в Тегеране» . Рейтер . 13 ноября 2014 г.
- ^ «Паллетт выпускает «Бесконечный финал» » . Финансовая трибуна . 1 марта 2017 г.
- ^ «Иранцы любят своих клезмеров» . Международное общественное радио . 26 февраля 2016 г.
- ^ " Эскорпио на Апарате" [" Эскорпио на Апарате"]. BBC Персидский (на персидском языке). 27 февраля 2013 г.
- ^ «Рок-звезды Ирана и их андеграундная сцена» . Хранитель . 4 июня 2014 г.
- ^ «Иранская метал-группа ANGBAND подписывает контракт с немецкой лейблом PURE STEEL RECORDS» . Болтун . Архивировано из оригинала 12 июня 2008 года . Проверено 8 июня 2008 г.
- ^ «ANGBAND: дата выхода нового альбома и опубликован трек-лист» . Болтун . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «ANGBAND — Стриминг трёх новых песен» . БВ&БК . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ «Андерграундная танцевальная сцена хип-хопа Ирана» . Франция 24 . 29 августа 2013. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Кто за стеной? Иранский рэп?» . Хамшахри (на персидском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ "Газета Etemad Melli, 28.06.85 - Иранский рэп - не голос протеста" . Магиран.com . Проверено 17 июня 2015 г.
- ↑ Маэстро Шаджарян награжден медалью Моцарта (2007).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Азадефар Мохаммад Реза Азадефар , MR. 2011. Ритмическая структура в иранской музыке , Тегеран: Университет искусств, ISBN 964621892X .
- Во время, Жан и Мирабдолбаги, Зия, «Искусство персидской музыки», Mage Pub; 1-е издание (книга и компакт-диск) 1 июня 1991 г., ISBN 978-0-934211-22-2
- Нелли Карон и Дариуш Сафвате, «Иран: Музыкальные традиции» (Париж, 1966).
- Нушин, Лаудан. «Искусство орнамента». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 355–362. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
- Неттл, Бруно (1989). Музыкальная мысль черноногих: сравнительные перспективы . Огайо: Издательство Кентского государственного университета. ISBN 0-87338-370-2 .
- Шелтон, Трейси; Хамас, Зена (23 августа 2020 г.). «Иранские артисты игнорируют правительственные ограничения на пение и танцы женщин» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация.
- Юсефзаде, Амене. «Региональные музыкальные традиции Ирана в двадцатом веке: исторический обзор». Иранские исследования, том 38, номер 3, сентябрь 2005 г. Metapress.com [ постоянная мертвая ссылка ] .
- DVD ТОМБАК / Маджид Халадж – Совместное производство: Салон музыки и Школа Томбака | Язык: французский, английский, испанский | 172 минуты | Буклет 80 страниц (фр./англ.)| ЭДВ 937 CV. Компакт-диск Infinite Breath / Маджид Халадж, NAFAS / Bâ Music Records.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иранская музыка в Curlie
- Иранская/персидская музыка — parstimes.com
- «Мировые маршруты, Саймон Бротон в Иране, иранская классическая музыка - Кайхан Калхор» . Радио Би-би-си 3 . 1 декабря 2001 г.
- «Мировые маршруты, Саймон Бротон в Иране, от Хоросана до Курдистана» . Радио Би-би-си 3 . 29 декабря 2001 г.