Лорис Чекнаворян
![]() |
Лорис Чекнаворян | |
---|---|
![]() Чекнаворян в 2014 году | |
Рожденный | Лорис Чгнаворян 13 октября 1937 г. |
Национальность | Иранско-Армянский |
Альма-матер | Мичиганский университет |
Род занятий | Композитор и дирижер |
Годы активности | 1960 – настоящее время |
Известный | Главный дирижер Армянского филармонического оркестра |
Дети | 3 (включая Эммануэля ) |
Лорис Айкаси Тжекнаворян ( армянский : Լորիս Ճգնավորյան ; персидский : لوریس چکناواریان ; родился 13 октября 1937 года) — иранский армянский композитор и дирижер. Он выступал на международном уровне как дирижер, выступая в качестве главного дирижера Армянского филармонического оркестра с 1989 по 1998 год, а затем с 1999 по 2000 год. Как композитор Тжекнаворян написал 6 опер , 5 симфоний , хоровые произведения, камерную музыку , балетную музыку, фортепианные и вокальные произведения, концерты для фортепиано, скрипки, гитары, виолончели и пипы , а также музыка к документальным фильмам. и художественные фильмы . Среди его наиболее известных произведений — опера «Ростам и Сохраб» , основанная на истории Ростама и Сохраба из Фирдоуси » «Шахнаме , и балет «Симорг» . [ 1 ]
После учебы в Венской музыкальной академии , у Карла Орфа в Зальцбургском Моцартеуме и Мичиганском университете преподавал в Тегеранской консерватории. Находясь в Великобритании с 1975 по 1985 год, он часто дирижировал различными лондонскими оркестрами и выступал на международном уровне с оркестрами в Иране, Израиле, Японии, Советском Союзе и США. Его ранние композиции напоминают творчество Арама Хачатуряна , а его творчество в целом находится под сильным влиянием армянской народной и духовной музыки. [ 1 ]
Он сделал около 100 записей на RCA, Philips, EMI, ASV и других.
Ранние годы (1937–1969)
[ редактировать ]Тжекнаворян родился в Боруджерде , Иран , в 1937 году в семье иммигрантов -армян . Ранняя жизнь Тжекнаворяна была кратко описана в лондонском журнале Gramophone в 1976 году:
«Его отец был выходцем из Восточной Армении , а мать бежала из Западной Армении 1915 года во время геноцида армян … Под влиянием трех культур: армянской, иранской и западной, он получил космополитическое воспитание. Его дедушка, врач, любил играть на скрипке. В детстве Лорис любил слушать профессиональных струнных музыкантов (российских, армянских или польских иммигрантов) в местных кафе. Хотя они сами не были музыкальными, его родители хотели, чтобы все трое детей (один мальчик и две девочки) слушали музыку. Восьмилетнему Лорису подарили скрипку. Несмотря на отсутствие учителя, мальчик вскоре начал серьезно заниматься; в 16 лет он сочинил несколько пьес для фортепиано. сформировал четырехчастный хор, организовал и дирижировал собственным оркестром в Тегеране. Год спустя он был готов поступить в Венскую музыкальную академию по классу скрипки и композиции. Там он написал скрипичный концерт, получивший высшую оценку. поддержка от своего учителя Ганса-Иоахима Древо, который был солистом на премьере произведения. Тжекнаворян окончил школу с отличием» («Граммофон», ноябрь 1976 г.).
Вскоре после его окончания австрийское музыкальное издательство Доблингер опубликовало в Вене четыре его фортепианных произведения, а также «Фантастический балет» для трех фортепиано, челесты и ударных.
После этого плодотворного периода обучения Тжекнаворян вернулся в Иран в 1961 году, где преподавал теорию музыки в Тегеранской консерватории. В то же время он был назначен директором Тегеранского музыкального архива и отвечал за сбор и исследование традиционной и современной иранской народной музыки и инструментов. Он с большим успехом организовал первую выставку Архивов и начал работу над оперой, основанной на эпической поэме Ростама и Сохраба .
Тьекнаворян вернулся в Австрию в 1963 году, чтобы продолжить обучение в Зальцбурге в Моцартеуме . Там он познакомился с известным композитором Карлом Орфом , который стал наставником и горячим сторонником молодого музыканта. Услышав, как Тьекнаворян играет отрывки из своей оперы «Ростам и Сохраб» , Орф предложил ему полную годовую стипендию, чтобы он остался в Зальцбурге для завершения первого проекта оперы. Кроме того, Орф поручил Тжекнаворяну сочинить фортепианную музыку на основе армянской музыки для « Шульверка» — системы обучения музыке Орфа. Тжекнаворян сочинил более 130 коротких пьес для начинающих и продвинутых студентов. Они собраны в два тома под названием «Калейдоскоп для фортепиано» , отдельные части которых были также опубликованы Шоттом под названием «Bilder Aus Армения» («Картинки из Армении»).
Тжекнаворян переехал в США в 1965 году, где начал изучать дирижирование в Мичиганском университете . С 1966 по 1967 год он был назначен постоянным композитором в колледже Конкордия в Мурхеде, штат Миннесота, а с 1966 по 1970 год возглавлял инструментальный и оперный факультеты Университета Мурхед в Миннесоте.
Вернувшись в Иран (1970–1975).
[ редактировать ]В 1970 году Министерство культуры Ирана предложило Тжекнаворяну должности постоянного композитора и главного дирижера в оперном театре Рудаки в Тегеране. Там он дирижировал рядом крупных опер, в том числе собственными «Парди» и «Париза» .
Обширное изучение Тжекнаворяном технических аспектов традиционных иранских инструментов завершилось созданием танцевальной драмы «Симорг» — первой полифонической композиции, полностью написанной для иранских инструментов и основанной на темах зороастрийского мифа и персидской мистической поэзии. После аншлаговых представлений балета в Тегеране сюита из Симорга была записана и выпущена на пластинке в Лондоне компанией Unicorn в 1975 году и вызвала большое признание критиков. Рассказывая о своем уникальном композиционном стиле, Граммофон назвал это произведение «необычайно красивым».
В Тегеране таланты Тжекнаворяна нашли огромный спрос, и вскоре он стал ведущим композитором музыки для фильмов в Иране, написав около 30 музыкальных произведений для документальных, короткометражных и популярных художественных фильмов, многие из которых являются классикой дореволюционного иранского кино . Среди них был удостоенный наград фильм «Бита » с легендой иранского певца и актера Гугушем в главной роли , вышедший в 1972 году. В том же году Тьекнаворян получил Орден Хомаюна и медаль за «Персеполис», свою музыку к зрелищному шоу Son et Lumiere в древней персидской столице. Аудитория состояла из высокопоставленных лиц и глав государств со всего мира, собравшихся в Иране на празднование 2500-летия Персидской империи. Шоу стало кульминацией беспрецедентного события, после чего Филиппс опубликовал партитуру.
Назад на Запад (1975–1987)
[ редактировать ]В 1975 году Тжекнаворян переехал в Лондон, где подписал эксклюзивный дирижерский контракт со звукозаписывающей компанией RCA. Его первым релизом стала получившая огромное признание запись Симфонии № 6 («Патетическая») Чайковского с LSO, которую Gramophone назвал «смелой и захватывающей», а RCA - как «поразительное исполнение, наполненное возбуждающей страстью и благородством».
Внезапное влияние Тьекнаворяна на международную музыкальную сцену в Лондоне произвело фурор: RCA разместило в журнале Gramophone двухстраничную рекламу, провозглашающую его «величайшим дирижером своего поколения». Посещая громкие выступления на таких площадках, как Королевский фестивальный зал , Тьекнаворян последовал за этим ранним успехом серией столь же получивших признание записей с Лондонским симфоническим оркестром , Королевским филармоническим оркестром и Лондонским филармоническим оркестром , в том числе с оркестром. ломающие интерпретации Сибелиуса , Стравинского , Шостаковича , Дворжака и Бородина . Тжекнаворян также быстро зарекомендовал себя как лучший в мире интерпретатор симфонической музыки Арама Хачатуряна . Его запись полной партитуры балета «Гаяне» , первая и единственная в своем роде, была оценена лондонскими критиками как «первоклассная» и «самая выдающаяся из записей RCA, сделанных Лорисом Тжекнаворяном» («Граммофон», апрель 1977 г. и июнь 1983 г.).
В 1978 году Тжекнаворян организовал «Музыку Армении», которую в «Граммофоне» описал как «первый армянский фестиваль на зарубежной земле. Днем проводились симпозиумы, конференции и сравнительные исследования армянской музыки, а вечером - концерты с участием армянских художников и композиторов». В беседе с лондонским журналом Тжекнаворян объяснил: «Будучи христианами, армяне первым делом… перевели Библию еще в четвертом веке нашей эры. Затем в пятом веке они начали писать музыку. Как только был создан алфавит Когда я учился в Вене, я открыл для себя армянский язык. Я нашел там множество этих песнопений и настолько увлекся поиском всех рукописей, что мне потребовалось 15 лет, и я нашел семь различных традиций, насчитывающих около 30 000 мелодий… Это было далеко от моего первоначального представления. имея мелодии исключительно для собственного композиторского использования, я понял, что это представляет огромный интерес для музыковедов» («Граммофон», май 1979 г.). За свою многолетнюю и самоотверженную деятельность Цекнаворян был награжден покойным католикосом Вазгеном I орденом «Григория Просветителя».
Взяв некоторые из средневековых песнопений, которые он заново открыл, Тьекнаворян сочинил вокальное произведение « Жизнь Христа» , впервые исполненное во время фестиваля в Зале Королевы Елизаветы группой Ambrosian Singers . Многие из наиболее важных сочинений Тжекнаворяна были написаны в этот плодотворный и трудный для него десятилетний период, кульминацией которого стала иранская революция 1979 года и сразу после нее. Самыми выдающимися среди его произведений в это время являются его Вторая симфония (Кредо) и оратория «Книга». «Откровений» , вторая и третья части его трилогии о геноциде армян соответственно , начатая его новаторской Первой симфонией («Реквием по расстрелянным»). для трубы и ударных инструментов и выпущен в Лондоне компанией Unicorn в 1976 году. Еще одной ключевой работой конца этого периода стал его балет «Отелло» , поставленный по заказу Северной балетной труппы и премьера которого состоялась в Лондоне в 1985 году с участием принцессы Анны. Запись пьесы, выпущенная в том же году на EMI с Лондонским симфоническим оркестром, была оценена Gramophone как «чрезвычайно эффективная» (Gramophone, ноябрь 1985 г.).
Армения (1989–2000)
[ редактировать ]Вскоре после переезда в Нью-Йорк в 1986 году судьба Тжекнаворяна изменилась из-за разрушительного армянского землетрясения в декабре 1988 года. В ответ Тжекнаворян организовал благотворительный концерт в Карнеги-холле, чтобы собрать средства для оказания помощи жертвам. В концерте приняли участие Пласидо Доминго , Мстислав Ростропович , Александр Торадзе и звезды нью -йоркской Метрополитен-опера , в том числе Мирелла Френи , Фредерика фон Штаде , Сэмюэл Рэми и Елена Образцова . От продажи билетов на мероприятие было собрано 500 000 долларов, которые были отправлены в Армению, куда Чекнаворян переехал через несколько месяцев, будучи назначенным главным дирижером и художественным руководителем Армянского филармонического оркестра (АПО) в Ереване.
Для Тжекнаворяна важнейшей задачей было восстановление культурной жизни Гюмри (тогда Ленинакан), второго по величине города Армении, разрушенного землетрясением. В 1991 году Тжекнаворян объявил о своем намерении совершить паломнический поход из Еревана в Гюмри с целью сбора средств на восстановление. На этом пути к нему присоединились тысячи людей, и огромный процент населения Армении пожертвовал деньги на это дело. По всей стране было собрано 15 миллионов рублей, что на тот момент составляло около 20 миллионов долларов. К сожалению, через несколько месяцев советский рубль был девальвирован, и Тжекнаворян был вынужден искать дополнительные деньги из частных источников. Тжекнаворян взял на себя огромный разрушенный штаб коммунистической партии и за семь лет превратил его в первую Академию музыки и искусств в Гюмри. За это время его сбор средств привел к созданию симфонического оркестра, духового ансамбля, хора и танцевального ансамбля, обновлению театра и возобновлению работы Гюмрийской телестанции, а также приобретению музыкальных инструментов для оркестра и ансамбля, инструменты которого имели все были уничтожены землетрясением, а также десять роялей для Академии искусств и музыки.
Тжекнаворян также сыграл важную роль в кампании 1991 года за независимость Армении . Благодаря своим гастролям по различным городам Армении и ночному выступлению на национальном телевидении за два дня до принятия этой меры 21 сентября 1991 года, Тжекнаворяну удалось увеличить количество голосов "за" за независимость с 30 до 96 процентов. Учитывая горячие споры и общественные страсти вокруг вопроса о независимости, мирный характер победы был уникальным, достигнутым Тжекнаворяном благодаря силе музыки и позитивному культурному посланию. [ 2 ]
После обретения независимости Тжекнаворян входил в состав комитета по восстановлению докоммунистического армянского флага и национального герба . Особое влияние он оказал на принятие государственного гимна « Мер айреник » (Наша Родина), для которого переписал слова первой строфы. Во время разрушительной энергетической блокады между 1992 и 1995 годами, возникшей в результате карабахской войны , столица испытывала нехватку продовольствия, воды, тепла и электричества. Верный своей клятве, что «двери культуры никогда не должны закрываться», Тжекнаворян в это время проводил еженедельные концерты, в том числе регулярную серию концертов духовной музыки каждую субботу в преддверии 1700-летия христианства в Армении.
За время его одиннадцатилетнего сотрудничества с APO его записи с оркестром для ORF (австрийской радио- и телестанции) и ASV (английской звукозаписывающей компании) получили мировое признание; они часто гастролировали по Европе, США, Канаде, Ирану и Ливану. В течение трех лет подряд, с 1991 по 1993 год, APO был постоянным оркестром благотворительной программы ORF Licht Ins Dunkel в Вене.
Иран (2000-настоящее время)
[ редактировать ]
В 2000 году Тжекнаворян ушел из APO, чтобы больше времени уделять сочинению музыки. В этот период он также дирижировал Венским симфоническим оркестром и выступал в Оперном театре Сан-Франциско , на Фестивале современной музыки и на Венском музыкальном фестивале в Гонконге и Бангкоке. Он дирижировал австрийской премьерой своей оперы «Ростам и Сохраб» в Фестшпильхаусе в Санкт-Пельтене.
С 2009 года по настоящее время Тжекнаворян продолжает посвящать свое время сочинению, а также рисованию и написанию рассказов . Среди его последних произведений — оперы «Захак» (либретто по мотивам » Фирдоуси «Шахнаме ) и «Мовлана и Шамс-э Тебриз» (либретто по стихам Руми ), а также камерная опера «Последний час Садеха Хедаята » (либретто по мотивам о «Слепой сове» и других произведениях иранского писателя Садеха Хедаята). Другие произведения включают его второй концерт для скрипки и камерного оркестра, произведение для фортепиано соло под названием «1915» и две основные симфонические сюиты: «Царь Кир » о древнем персидском царе и «Тахти» , посвященная знаменитому иранскому борцу . Картины Тжекнаворяна выставлялись в галерее Ширин в Тегеране, галерее Марьям Сейхун в Лос-Анджелесе и дважды в Доме художника в Тегеране. Он опубликовал и представил саркастическую книгу под названием «Страна ослов» , которая представляет собой сборник сатирических рассказов. Чекнаварян, человек с юмористическим характером, изобразил землю, которой управляют ослы. [ 3 ]
20 декабря 2008 года Тжекнаворян записал Хафеза Назери » « Ночь ангела (еще не выпущенную) с Лондонским симфоническим оркестром . [ 4 ]
Среди последних выступлений Тжекнаворяна - благотворительные концерты в Тегеране и Лос-Анджелесе для организации МААК от имени детей, больных раком, серия концертов с Армянским камерным оркестром в зале Талар Вахдат в Тегеране, исполнение его Араратской сюиты с Симфоническим оркестром Сакраменто , и мировая премьера его симфонической сюиты «Король Кир» с Филармоническим оркестром Сан-Франциско в августе 2013 года. В 2011 году Иранская звукозаписывающая компания BARBAD выпустила бокс-сет из 20 компакт-дисков с основными произведениями Черкнаворяна (симфонии, хоровые произведения, балет, камерная музыка, оперы и т. д.), а также 2 DVD с его оперой «Ростам и Сохраб».
Во время интервью по случаю своего 81-летия Чекнаворян сказал журналисту IRNA : "Иран - моя родина. Мои предки жили на этой земле. Я родился в Иране и буду похоронен здесь. Я эмоционально и культурно привязан к каждому дюйму этой страны и не чувствую себя как дома нигде, кроме Ирана». [ 5 ]
Армянская филармония
[ редактировать ]В 1989 году Цекнаворян был назначен главным дирижером и художественным руководителем Армянского филармонического оркестра (АПО). За одиннадцать лет сотрудничества с APO его записи для ORF (австрийская радио- и телестанция) и ASV (английская звукозаписывающая компания) достигли мирового признания, они часто гастролировали по Европе, США, Канаде, Ирану и Ливану . В течение трех лет подряд, с 1991 по 1993 год, APO был постоянным оркестром благотворительной программы ORF «Licht ins Dunkel» («Свет во тьме») в Вене . Однако в 2000 году Тжекнаворян ушел с этой должности, чтобы иметь возможность уделять больше времени сочинению и дирижированию другими оркестрами.
Награды
[ редактировать ]- Медаль высшего искусства (20 июня 2002 г.)
- На церемонии в зале Вахдат министр культуры А.Маджеджамеи наградил медалью высшего исполнительского искусства Ирана.
- Две награды «Золотая арфа» за высшие артистические достижения на 15-м и 16-м музыкальном фестивале «FAJR» в Тегеране.
- Почетный профессор консерватории имени Комитаса, Ереван.
- За заслуги перед церковной музыкой первый награжден Орденом культуры «Св. Месроп Маштоц», врученным Верховным Католикосом всех армян Вазкеном I.
- Государственный заказ на услуги по ликвидации последствий землетрясения от премьер-министра Армянской ССР Осканяна.
- Медаль «Хоренаци» за культурные заслуги перед Арменией.
- Золотой Крест Румынской Церкви
- Путеводитель по 1000 лучших компакт-дисков журнала BBC Music Magazine
- Золотая медаль Университета Армении
- Македонская серебряная держава, врученная епископом Константинопольским Вартоломеем I, Вселенским Патриархом Восточных Православных Церквей.
- EMG Art of Record по покупке Рекомендации
- EMG Golden Art of Record по покупке Рекомендация
- Руководство по хорошим компакт-дискам Gramophone Classical
- граммофона Выбор критиков
- «Граммофон» Выбор редакции
- на граммофоне Рекомендуемая запись
- Hi-Fi Мировой рекорд месяца в сфере
- высокого качества Выбор критиков
- Руководство Penguin по компакт-дискам *** Выдающаяся производительность и запись
- пластинки и записи Выбор месяца, выбор года,
- Орден и медаль «Омаюн» за композицию Son et Lumiere Persepolis 2500
- Золотая дирижерская палочка за творческие достижения от хора Армянской филармонии
- Золотая медаль культуры Министерства культуры Армении.
Фильмография
[ редактировать ]- 1983: Армянский филармонический оркестр и дирижер Лорис Тжекнаворян - (Гастроли по Австрии, Германии, Греции) ARM TV 108мин. Режиссер-оператор Левон Мкртчян Сценарий фильма Грачуи Татурян
- 1991: Паломничество в Гюмри [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
- 1998: Армянская филармония в Баальбеке - дирижер Лорис Тжекнаворян, режиссер Левон Мкртчян.
- 2000: Ростам и Сохраб - Оперная постановка в Иране, Тегеран, режиссёр-оператор Левон Мкртчян
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Саркисян, Светлана (2001). «Текнаворян, Лорис Айкаси» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43437 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 29 июля 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ «Лорис Тжекнаворян отметит юбилей на родине» (PDF) . Армения Зеркало-Зритель . LXXXIII/12 (4257): 2. 6 октября 2012 г.
- ^ «Информация Лорис Тжекнаворян – Artebox» . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ «Официальный сайт Лориса Тжекнаворяна» . www.loristjeknavorian.com . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Редакция IFP (16 октября 2018 г.). «Известный ирано-армянский композитор рассказывает о своей жизни в Иране» . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Паломничество маэстро Тжекнаворяна в Гюмри 1, режиссер Левон Мкртчян на YouTube
- ^ Паломничество маэстро Тжекнаворяна в Гюмри 2, режиссер Левон Мкртчян на YouTube
- ^ Маэстро Тжекнаворян «Паломничество в Гюмри 3», режиссер Левон Мкртчян на YouTube
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Композиторы-классики XX века
- Иранский народ армянского происхождения
- Иранские композиторы-классики
- Иранские дирижеры (музыка)
- Люди из Боруджерда
- 1937 рождений
- Живые люди
- Армянские дирижеры (музыка)
- Композиторы-классики XXI века
- Выпускники Школы музыки, театра и танца Мичиганского университета
- Композиторы-мужчины-классики
- Армянские композиторы
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Дирижеры XXI века (музыка)
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины 21 века
- Исполнители RCA Records