Jump to content

Лорис Чекнаворян

Лорис Чекнаворян
Чекнаворян в 2014 году
Рожденный
Лорис Чгнаворян

( 1937-10-13 ) 13 октября 1937 г. (86 лет)
Национальность Иранско-Армянский
Альма-матер Мичиганский университет
Род занятий Композитор и дирижер
Годы активности 1960 – настоящее время
Известный Главный дирижер Армянского филармонического оркестра
Дети 3 (включая Эммануэля )

Лорис Айкаси Тжекнаворян ( армянский : Լորիս Ճգնավորյան ; персидский : لوریس چکناواریان ; родился 13 октября 1937 года) — иранский армянский композитор и дирижер. Он выступал на международном уровне как дирижер, выступая в качестве главного дирижера Армянского филармонического оркестра с 1989 по 1998 год, а затем с 1999 по 2000 год. Как композитор Тжекнаворян написал 6 опер , 5 симфоний , хоровые произведения, камерную музыку , балетную музыку, фортепианные и вокальные произведения, концерты для фортепиано, скрипки, гитары, виолончели и пипы , а также музыка к документальным фильмам. и художественные фильмы . Среди его наиболее известных произведений — опера «Ростам и Сохраб» , основанная на истории Ростама и Сохраба из Фирдоуси » «Шахнаме , и балет «Симорг» . [ 1 ]

После учебы в Венской музыкальной академии , у Карла Орфа в Зальцбургском Моцартеуме и Мичиганском университете преподавал в Тегеранской консерватории. Находясь в Великобритании с 1975 по 1985 год, он часто дирижировал различными лондонскими оркестрами и выступал на международном уровне с оркестрами в Иране, Израиле, Японии, Советском Союзе и США. Его ранние композиции напоминают творчество Арама Хачатуряна , а его творчество в целом находится под сильным влиянием армянской народной и духовной музыки. [ 1 ]

Он сделал около 100 записей на RCA, Philips, EMI, ASV и других.

Ранние годы (1937–1969)

[ редактировать ]

Тжекнаворян родился в Боруджерде , Иран , в 1937 году в семье иммигрантов -армян . Ранняя жизнь Тжекнаворяна была кратко описана в лондонском журнале Gramophone в 1976 году:

«Его отец был выходцем из Восточной Армении , а мать бежала из Западной Армении 1915 года во время геноцида армян … Под влиянием трех культур: армянской, иранской и западной, он получил космополитическое воспитание. Его дедушка, врач, любил играть на скрипке. В детстве Лорис любил слушать профессиональных струнных музыкантов (российских, армянских или польских иммигрантов) в местных кафе. Хотя они сами не были музыкальными, его родители хотели, чтобы все трое детей (один мальчик и две девочки) слушали музыку. Восьмилетнему Лорису подарили скрипку. Несмотря на отсутствие учителя, мальчик вскоре начал серьезно заниматься; в 16 лет он сочинил несколько пьес для фортепиано. сформировал четырехчастный хор, организовал и дирижировал собственным оркестром в Тегеране. Год спустя он был готов поступить в Венскую музыкальную академию по классу скрипки и композиции. Там он написал скрипичный концерт, получивший высшую оценку. поддержка от своего учителя Ганса-Иоахима Древо, который был солистом на премьере произведения. Тжекнаворян окончил школу с отличием» («Граммофон», ноябрь 1976 г.).

Вскоре после его окончания австрийское музыкальное издательство Доблингер опубликовало в Вене четыре его фортепианных произведения, а также «Фантастический балет» для трех фортепиано, челесты и ударных.

После этого плодотворного периода обучения Тжекнаворян вернулся в Иран в 1961 году, где преподавал теорию музыки в Тегеранской консерватории. В то же время он был назначен директором Тегеранского музыкального архива и отвечал за сбор и исследование традиционной и современной иранской народной музыки и инструментов. Он с большим успехом организовал первую выставку Архивов и начал работу над оперой, основанной на эпической поэме Ростама и Сохраба .

Тьекнаворян вернулся в Австрию в 1963 году, чтобы продолжить обучение в Зальцбурге в Моцартеуме . Там он познакомился с известным композитором Карлом Орфом , который стал наставником и горячим сторонником молодого музыканта. Услышав, как Тьекнаворян играет отрывки из своей оперы «Ростам и Сохраб» , Орф предложил ему полную годовую стипендию, чтобы он остался в Зальцбурге для завершения первого проекта оперы. Кроме того, Орф поручил Тжекнаворяну сочинить фортепианную музыку на основе армянской музыки для « Шульверка» — системы обучения музыке Орфа. Тжекнаворян сочинил более 130 коротких пьес для начинающих и продвинутых студентов. Они собраны в два тома под названием «Калейдоскоп для фортепиано» , отдельные части которых были также опубликованы Шоттом под названием «Bilder Aus Армения» («Картинки из Армении»).

Тжекнаворян переехал в США в 1965 году, где начал изучать дирижирование в Мичиганском университете . С 1966 по 1967 год он был назначен постоянным композитором в колледже Конкордия в Мурхеде, штат Миннесота, а с 1966 по 1970 год возглавлял инструментальный и оперный факультеты Университета Мурхед в Миннесоте.

Вернувшись в Иран (1970–1975).

[ редактировать ]

В 1970 году Министерство культуры Ирана предложило Тжекнаворяну должности постоянного композитора и главного дирижера в оперном театре Рудаки в Тегеране. Там он дирижировал рядом крупных опер, в том числе собственными «Парди» и «Париза» .

Обширное изучение Тжекнаворяном технических аспектов традиционных иранских инструментов завершилось созданием танцевальной драмы «Симорг» — первой полифонической композиции, полностью написанной для иранских инструментов и основанной на темах зороастрийского мифа и персидской мистической поэзии. После аншлаговых представлений балета в Тегеране сюита из Симорга была записана и выпущена на пластинке в Лондоне компанией Unicorn в 1975 году и вызвала большое признание критиков. Рассказывая о своем уникальном композиционном стиле, Граммофон назвал это произведение «необычайно красивым».

В Тегеране таланты Тжекнаворяна нашли огромный спрос, и вскоре он стал ведущим композитором музыки для фильмов в Иране, написав около 30 музыкальных произведений для документальных, короткометражных и популярных художественных фильмов, многие из которых являются классикой дореволюционного иранского кино . Среди них был удостоенный наград фильм «Бита » с легендой иранского певца и актера Гугушем в главной роли , вышедший в 1972 году. В том же году Тьекнаворян получил Орден Хомаюна и медаль за «Персеполис», свою музыку к зрелищному шоу Son et Lumiere в древней персидской столице. Аудитория состояла из высокопоставленных лиц и глав государств со всего мира, собравшихся в Иране на празднование 2500-летия Персидской империи. Шоу стало кульминацией беспрецедентного события, после чего Филиппс опубликовал партитуру.

Назад на Запад (1975–1987)

[ редактировать ]

В 1975 году Тжекнаворян переехал в Лондон, где подписал эксклюзивный дирижерский контракт со звукозаписывающей компанией RCA. Его первым релизом стала получившая огромное признание запись Симфонии № 6 («Патетическая») Чайковского с LSO, которую Gramophone назвал «смелой и захватывающей», а RCA - как «поразительное исполнение, наполненное возбуждающей страстью и благородством».

Внезапное влияние Тьекнаворяна на международную музыкальную сцену в Лондоне произвело фурор: RCA разместило в журнале Gramophone двухстраничную рекламу, провозглашающую его «величайшим дирижером своего поколения». Посещая громкие выступления на таких площадках, как Королевский фестивальный зал , Тьекнаворян последовал за этим ранним успехом серией столь же получивших признание записей с Лондонским симфоническим оркестром , Королевским филармоническим оркестром и Лондонским филармоническим оркестром , в том числе с оркестром. ломающие интерпретации Сибелиуса , Стравинского , Шостаковича , Дворжака и Бородина . Тжекнаворян также быстро зарекомендовал себя как лучший в мире интерпретатор симфонической музыки Арама Хачатуряна . Его запись полной партитуры балета «Гаяне» , первая и единственная в своем роде, была оценена лондонскими критиками как «первоклассная» и «самая выдающаяся из записей RCA, сделанных Лорисом Тжекнаворяном» («Граммофон», апрель 1977 г. и июнь 1983 г.).

В 1978 году Тжекнаворян организовал «Музыку Армении», которую в «Граммофоне» описал как «первый армянский фестиваль на зарубежной земле. Днем проводились симпозиумы, конференции и сравнительные исследования армянской музыки, а вечером - концерты с участием армянских художников и композиторов». В беседе с лондонским журналом Тжекнаворян объяснил: «Будучи христианами, армяне первым делом… перевели Библию еще в четвертом веке нашей эры. Затем в пятом веке они начали писать музыку. Как только был создан алфавит Когда я учился в Вене, я открыл для себя армянский язык. Я нашел там множество этих песнопений и настолько увлекся поиском всех рукописей, что мне потребовалось 15 лет, и я нашел семь различных традиций, насчитывающих около 30 000 мелодий… Это было далеко от моего первоначального представления. имея мелодии исключительно для собственного композиторского использования, я понял, что это представляет огромный интерес для музыковедов» («Граммофон», май 1979 г.). За свою многолетнюю и самоотверженную деятельность Цекнаворян был награжден покойным католикосом Вазгеном I орденом «Григория Просветителя».

Взяв некоторые из средневековых песнопений, которые он заново открыл, Тьекнаворян сочинил вокальное произведение « Жизнь Христа» , впервые исполненное во время фестиваля в Зале Королевы Елизаветы группой Ambrosian Singers . Многие из наиболее важных сочинений Тжекнаворяна были написаны в этот плодотворный и трудный для него десятилетний период, кульминацией которого стала иранская революция 1979 года и сразу после нее. Самыми выдающимися среди его произведений в это время являются его Вторая симфония (Кредо) и оратория «Книга». «Откровений» , вторая и третья части его трилогии о геноциде армян соответственно , начатая его новаторской Первой симфонией («Реквием по расстрелянным»). для трубы и ударных инструментов и выпущен в Лондоне компанией Unicorn в 1976 году. Еще одной ключевой работой конца этого периода стал его балет «Отелло» , поставленный по заказу Северной балетной труппы и премьера которого состоялась в Лондоне в 1985 году с участием принцессы Анны. Запись пьесы, выпущенная в том же году на EMI с Лондонским симфоническим оркестром, была оценена Gramophone как «чрезвычайно эффективная» (Gramophone, ноябрь 1985 г.).

Армения (1989–2000)

[ редактировать ]

Вскоре после переезда в Нью-Йорк в 1986 году судьба Тжекнаворяна изменилась из-за разрушительного армянского землетрясения в декабре 1988 года. В ответ Тжекнаворян организовал благотворительный концерт в Карнеги-холле, чтобы собрать средства для оказания помощи жертвам. В концерте приняли участие Пласидо Доминго , Мстислав Ростропович , Александр Торадзе и звезды нью -йоркской Метрополитен-опера , в том числе Мирелла Френи , Фредерика фон Штаде , Сэмюэл Рэми и Елена Образцова . От продажи билетов на мероприятие было собрано 500 000 долларов, которые были отправлены в Армению, куда Чекнаворян переехал через несколько месяцев, будучи назначенным главным дирижером и художественным руководителем Армянского филармонического оркестра (АПО) в Ереване.

Для Тжекнаворяна важнейшей задачей было восстановление культурной жизни Гюмри (тогда Ленинакан), второго по величине города Армении, разрушенного землетрясением. В 1991 году Тжекнаворян объявил о своем намерении совершить паломнический поход из Еревана в Гюмри с целью сбора средств на восстановление. На этом пути к нему присоединились тысячи людей, и огромный процент населения Армении пожертвовал деньги на это дело. По всей стране было собрано 15 миллионов рублей, что на тот момент составляло около 20 миллионов долларов. К сожалению, через несколько месяцев советский рубль был девальвирован, и Тжекнаворян был вынужден искать дополнительные деньги из частных источников. Тжекнаворян взял на себя огромный разрушенный штаб коммунистической партии и за семь лет превратил его в первую Академию музыки и искусств в Гюмри. За это время его сбор средств привел к созданию симфонического оркестра, духового ансамбля, хора и танцевального ансамбля, обновлению театра и возобновлению работы Гюмрийской телестанции, а также приобретению музыкальных инструментов для оркестра и ансамбля, инструменты которого имели все были уничтожены землетрясением, а также десять роялей для Академии искусств и музыки.

Тжекнаворян также сыграл важную роль в кампании 1991 года за независимость Армении . Благодаря своим гастролям по различным городам Армении и ночному выступлению на национальном телевидении за два дня до принятия этой меры 21 сентября 1991 года, Тжекнаворяну удалось увеличить количество голосов "за" за независимость с 30 до 96 процентов. Учитывая горячие споры и общественные страсти вокруг вопроса о независимости, мирный характер победы был уникальным, достигнутым Тжекнаворяном благодаря силе музыки и позитивному культурному посланию. [ 2 ]

После обретения независимости Тжекнаворян входил в состав комитета по восстановлению докоммунистического армянского флага и национального герба . Особое влияние он оказал на принятие государственного гимна « Мер айреник » (Наша Родина), для которого переписал слова первой строфы. Во время разрушительной энергетической блокады между 1992 и 1995 годами, возникшей в результате карабахской войны , столица испытывала нехватку продовольствия, воды, тепла и электричества. Верный своей клятве, что «двери культуры никогда не должны закрываться», Тжекнаворян в это время проводил еженедельные концерты, в том числе регулярную серию концертов духовной музыки каждую субботу в преддверии 1700-летия христианства в Армении.

За время его одиннадцатилетнего сотрудничества с APO его записи с оркестром для ORF (австрийской радио- и телестанции) и ASV (английской звукозаписывающей компании) получили мировое признание; они часто гастролировали по Европе, США, Канаде, Ирану и Ливану. В течение трех лет подряд, с 1991 по 1993 год, APO был постоянным оркестром благотворительной программы ORF Licht Ins Dunkel в Вене.

Иран (2000-настоящее время)

[ редактировать ]
Лорис Тжекнаворян выступает на конференции «Чераг Хамош Нист» в зале «Ираншахр» в Тегеране

В 2000 году Тжекнаворян ушел из APO, чтобы больше времени уделять сочинению музыки. В этот период он также дирижировал Венским симфоническим оркестром и выступал в Оперном театре Сан-Франциско , на Фестивале современной музыки и на Венском музыкальном фестивале в Гонконге и Бангкоке. Он дирижировал австрийской премьерой своей оперы «Ростам и Сохраб» в Фестшпильхаусе в Санкт-Пельтене.

С 2009 года по настоящее время Тжекнаворян продолжает посвящать свое время сочинению, а также рисованию и написанию рассказов . Среди его последних произведений — оперы «Захак» (либретто по мотивам » Фирдоуси «Шахнаме ) и «Мовлана и Шамс-э Тебриз» (либретто по стихам Руми ), а также камерная опера «Последний час Садеха Хедаята » (либретто по мотивам о «Слепой сове» и других произведениях иранского писателя Садеха Хедаята). Другие произведения включают его второй концерт для скрипки и камерного оркестра, произведение для фортепиано соло под названием «1915» и две основные симфонические сюиты: «Царь Кир » о древнем персидском царе и «Тахти» , посвященная знаменитому иранскому борцу . Картины Тжекнаворяна выставлялись в галерее Ширин в Тегеране, галерее Марьям Сейхун в Лос-Анджелесе и дважды в Доме художника в Тегеране. Он опубликовал и представил саркастическую книгу под названием «Страна ослов» , которая представляет собой сборник сатирических рассказов. Чекнаварян, человек с юмористическим характером, изобразил землю, которой управляют ослы. [ 3 ]

20 декабря 2008 года Тжекнаворян записал Хафеза Назери » « Ночь ангела (еще не выпущенную) с Лондонским симфоническим оркестром . [ 4 ]

Среди последних выступлений Тжекнаворяна - благотворительные концерты в Тегеране и Лос-Анджелесе для организации МААК от имени детей, больных раком, серия концертов с Армянским камерным оркестром в зале Талар Вахдат в Тегеране, исполнение его Араратской сюиты с Симфоническим оркестром Сакраменто , и мировая премьера его симфонической сюиты «Король Кир» с Филармоническим оркестром Сан-Франциско в августе 2013 года. В 2011 году Иранская звукозаписывающая компания BARBAD выпустила бокс-сет из 20 компакт-дисков с основными произведениями Черкнаворяна (симфонии, хоровые произведения, балет, камерная музыка, оперы и т. д.), а также 2 DVD с его оперой «Ростам и Сохраб».

Во время интервью по случаю своего 81-летия Чекнаворян сказал журналисту IRNA : "Иран - моя родина. Мои предки жили на этой земле. Я родился в Иране и буду похоронен здесь. Я эмоционально и культурно привязан к каждому дюйму этой страны и не чувствую себя как дома нигде, кроме Ирана». [ 5 ]

Армянская филармония

[ редактировать ]

В 1989 году Цекнаворян был назначен главным дирижером и художественным руководителем Армянского филармонического оркестра (АПО). За одиннадцать лет сотрудничества с APO его записи для ORF (австрийская радио- и телестанция) и ASV (английская звукозаписывающая компания) достигли мирового признания, они часто гастролировали по Европе, США, Канаде, Ирану и Ливану . В течение трех лет подряд, с 1991 по 1993 год, APO был постоянным оркестром благотворительной программы ORF «Licht ins Dunkel» («Свет во тьме») в Вене . Однако в 2000 году Тжекнаворян ушел с этой должности, чтобы иметь возможность уделять больше времени сочинению и дирижированию другими оркестрами.

  • Медаль высшего искусства (20 июня 2002 г.)
  • На церемонии в зале Вахдат министр культуры А.Маджеджамеи наградил медалью высшего исполнительского искусства Ирана.
  • Две награды «Золотая арфа» за высшие артистические достижения на 15-м и 16-м музыкальном фестивале «FAJR» в Тегеране.
  • Почетный профессор консерватории имени Комитаса, Ереван.
  • За заслуги перед церковной музыкой первый награжден Орденом культуры «Св. Месроп Маштоц», врученным Верховным Католикосом всех армян Вазкеном I.
  • Государственный заказ на услуги по ликвидации последствий землетрясения от премьер-министра Армянской ССР Осканяна.
  • Медаль «Хоренаци» за культурные заслуги перед Арменией.
  • Золотой Крест Румынской Церкви
  • Путеводитель по 1000 лучших компакт-дисков журнала BBC Music Magazine
  • Золотая медаль Университета Армении
  • Македонская серебряная держава, врученная епископом Константинопольским Вартоломеем I, Вселенским Патриархом Восточных Православных Церквей.
  • EMG Art of Record по покупке Рекомендации
  • EMG Golden Art of Record по покупке Рекомендация
  • Руководство по хорошим компакт-дискам Gramophone Classical
  • граммофона Выбор критиков
  • «Граммофон» Выбор редакции
  • на граммофоне Рекомендуемая запись
  • Hi-Fi Мировой рекорд месяца в сфере
  • высокого качества Выбор критиков
  • Руководство Penguin по компакт-дискам *** Выдающаяся производительность и запись
  • пластинки и записи Выбор месяца, выбор года,
  • Орден и медаль «Омаюн» за композицию Son et Lumiere Persepolis 2500
  • Золотая дирижерская палочка за творческие достижения от хора Армянской филармонии
  • Золотая медаль культуры Министерства культуры Армении.

Фильмография

[ редактировать ]
  • 1983: Армянский филармонический оркестр и дирижер Лорис Тжекнаворян - (Гастроли по Австрии, Германии, Греции) ARM TV 108мин. Режиссер-оператор Левон Мкртчян Сценарий фильма Грачуи Татурян
  • 1991: Паломничество в Гюмри [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
  • 1998: Армянская филармония в Баальбеке - дирижер Лорис Тжекнаворян, режиссер Левон Мкртчян.
  • 2000: Ростам и Сохраб - Оперная постановка в Иране, Тегеран, режиссёр-оператор Левон Мкртчян

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Саркисян, Светлана (2001). «Текнаворян, Лорис Айкаси» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43437 . ISBN  978-1-56159-263-0 . Проверено 29 июля 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  2. ^ «Лорис Тжекнаворян отметит юбилей на родине» (PDF) . Армения Зеркало-Зритель . LXXXIII/12 (4257): 2. 6 октября 2012 г.
  3. ^ «Информация Лорис Тжекнаворян – Artebox» . Проверено 16 июня 2024 г.
  4. ^ «Официальный сайт Лориса Тжекнаворяна» . www.loristjeknavorian.com . Проверено 1 мая 2020 г.
  5. ^ Редакция IFP (16 октября 2018 г.). «Известный ирано-армянский композитор рассказывает о своей жизни в Иране» . Проверено 16 октября 2019 г.
  6. ^ Паломничество маэстро Тжекнаворяна в Гюмри 1, режиссер Левон Мкртчян на YouTube
  7. ^ Паломничество маэстро Тжекнаворяна в Гюмри 2, режиссер Левон Мкртчян на YouTube
  8. ^ Маэстро Тжекнаворян «Паломничество в Гюмри 3», режиссер Левон Мкртчян на YouTube
[ редактировать ]

Маэстро Чекнаворян

  • URL-адрес не найден. Пожалуйста, укажите URL-адрес здесь или добавьте его в Викиданные. Отредактируйте это в Викиданных
Предшественник
Ваагн Папян
Главный дирижер Армянского филармонического оркестра
1989–1998
Преемник
Михаил Аветисян
Предшественник
Михаил Аветисян
Главный дирижер Армянского филармонического оркестра
1999–2000
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3260395f314fea0b63c72f67a5bd4172__1718529360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/72/3260395f314fea0b63c72f67a5bd4172.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Loris Tjeknavorian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)