Мэгги Грипенберг
Мэгги Грипенберг | |
---|---|
![]() Грипенберг ( ок. 1904 г. ) | |
Рожденный | |
Умер | 28 июля 1976 г. | ( 95 лет
Род занятий | Танцор, хореограф |
Годы активности | 1911–1961 |
Известный | Представляем Dalcroze Eurhythmics в Финляндии |
Маргарита Мария «Мэгги» Грипенберг (11 июня 1881 — 28 июля 1976) была пионером современного танца в Финляндии . Она была первой, кто представил в Финляндии Dalcroze Eurhythmics и создавала свои ранние работы по образцу импровизационного стиля Айседоры Дункан . Как танцовщица, хореограф и педагог она заложила образовательные основы изучения движения и танца. За свою хореографическую работу она была отмечена многочисленными наградами, удостоена медали Pro Finlandia и кавалера Ордена Белой розы Финляндии .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маргарита Мария Грипенберг родилась 11 июня 1881 года в Хельсинки. [1] Хильме Йоханне Элизабет Линдфорс и Одерту Себастьяну Грипенбергу . [2] Ее отец был архитектором, который впоследствии стал генеральным директором General Government Buildings. Он также работал в Сенате и в конце своей карьеры в Хельсинкском сберегательном банке. Грипенберг был старшим ребенком из трех братьев и сестер. Ее брат Ганс Хенрик Себастьян (1882 г.р.) стал морским инженером, а ее сестрой была Айли Йоханна Элизабет (1885 г.р.). [3] Ее тетя Александра Грипенберг была лидером движения за права женщин в Финляндии. [4] С юных лет Грипенберг хотел стать танцором и часто выступал на семейных торжествах. Из-за социального положения семьи ее стремления считались неприемлемыми, хотя родители поощряли ее изучать такие искусства, как пение, фортепиано и рисование. [1]
После окончания бакалавриата Финской академии художеств . [2] Грипенберг поступила на курсы живописи, учась в Хельсинки с 1903 по 1904 год. Затем она продолжила образование в Дрездене , где в 1905 году увидела спектакль Айседоры Дункан , ставший для нее источником вдохновения. Между 1906 и 1909 годами Грипенберг продолжала обучение искусству в Париже, хотя ее все больше не устраивало направление своего образования. попросил Грипенберга взять на себя руководство движением в Финском национальном театре В 1909 году режиссер . Чувствуя себя неподходящей для этой задачи, она согласилась занять этот пост при условии, что пройдёт дополнительные занятия по танцам. Она поехала в Стокгольм, где некоторое время училась у Анны Беле , которая затем отвезла ее в Женеву , чтобы пара могла тренироваться у Эмиля Жака-Далькроза летом 1910 года. Чтобы профинансировать более длительный период обучения, Беле и Грипенберг совершили поездку по южной Норвегии. и Швеция, [1] исполнение таких произведений, как «Титус» Арвида Ярнефельта , [2] что позволит им осенью пройти более длительный курс в Институте Далькроза в Дрездене. Грипенберг быстро прогрессировала и в июне 1911 года получила диплом. [1]
Карьера
[ редактировать ]Грипенберг дебютировал в Национальном театре 13 ноября 1911 года, танцуя босиком под музыку Шопена , Глюка , Рахманинова , Сибелиуса и других. Критики единодушно оценили ее выступление. [1] хотя ее тетя Александра убеждала ее, если она продолжит выступать, взять псевдоним. [2] В струящихся костюмах, [1] и танцуя в ритмичном свободном стиле, она стала пионером современного танца в Финляндии. [5] Отказавшись принять предложение своей тети, выбор Грипенберг вскоре привел к тому, что другие женщины из высшего сословия, такие как Ирья Хагфорс , Хертта Идман , Сара Янкелов и другие, стали танцовщицами, а третьи стали записывать своих детей в ее танцевальные классы. [2] [5] До того, как она присоединилась к Онни Габриэлю Снеллу в 1915 году, большинство ее выступлений было в качестве солистки или со своими учениками. В 1912 году она была изображена вместе со своей танцевальной труппой на картине маслом Вильхо Сьёстрема в греческих костюмах. [2] В 1914 году она начала преподавать в Академии Сибелиуса одновременно с работой в Национальном театре. [1]

На протяжении 1910-х и 1920-х годов Грипенберг гастролировала со своей танцевальной труппой в странах Балтии , Англии , Швеции и в США. [2] Ее партнерство с Онни, с которым она исполняла такие дуэты, как «Вакханалия» , «Пан и нимфа» и «Два цыгана» , закончилось после турне по США в 1921 году, когда он решил остаться там, чтобы танцевать. [1] Грипенберг затем время от времени танцевал с Каарло Эроненом и Эло Куосманеном . В 1918 году она танцевала в Георга аф Клеркера фильме Nobelpristagaren (Нобелевский лауреат), который стал ее единственной ролью в кино. [2] Все чаще она работала хореографом, исполнив за свою карьеру более 100 танцев. Среди ее самых известных работ были хореографии для «Орфея» (1926) по мотивам «Орфея и Эвридики» Глюка , «Бури» («Буря», 1929) Сибелиуса, «Диббука» ( С. Анского 1934), а также Топелиуса и Мелартина версия « Спящей красавицы» ( 1937). [1]
После 1932 года Грипенберг сосредоточился исключительно на преподавательской и хореографической работе, оставив исполнительство другим артистам. [2] Ее хореография, созданная под влиянием Дункана, взяла импровизацию и развила ее в современный танец, изменив лирическую визуализацию на стилизованные геометрические, сильные движения. [1] Музыкальный ритм с плавными шагами, при которых пальцы ног ставятся на пол и сгибаются до того, как пятка коснется земли. [6] и контролируемые руки, которые дополняли общий дизайн танца, были отличительными чертами ее стиля. [1] Она выиграла первый приз за хореографию композиции для малых групп на Международном конкурсе танца в Брюсселе в 1939 году. [1] [2] с ансамблем из 5 женщин, исполняющим «Сплетни» , «Этюд на ударных инструментах» и «Рабство» . В 1945 году она получила третье место за свою «Жизнь продолжается» на стокгольмском конкурсе Les Archives Internationales de la Danse, а в 1947 году повторила третье место за «Misguided» на том же конкурсе, проходившем в Копенгагене. В качестве преподавателя, продолжая свою карьеру в Национальном театре и Академии Сибелиуса до 1952 года, Грипенберг содержала частную студию. Она также преподавала с 1934 по 1951 год в Шведском театре , с 1938 по 1949 год в Хельсинкском университете и в многочисленных летних лагерях и фестивалях. Летом она преподавала за границей в Дании и Швеции. Как писательница она публиковала критические статьи и статьи о танцах в газетах и журналах, а также свою автобиографию «Ритмин люмоисса» («Очарованная ритмом», 1950). [1]
Работа Грипенберга была отмечена тремя медалями Финляндии. Она получила медаль за участие в Войне за свободу 1939/40 года и была награждена медалью «За Финляндию» Ордена Финского Льва она была удостоена звания рыцаря Ордена Белой Розы. в 1951 году. В 1961 году Женившись, Грипенберг удалился с другом на Аландские острова . [1]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Грипенберг умерла 28 июля 1976 года в Мариехамне и была одной из первых женщин, похороненных на холме Художников в Хельсинки на Старом кладбище. Она признана пионером движения и тем, что принесла в Финляндию ритмичный стиль Далькроза. Ее идеи заложили основу эвритмии как образовательного направления в Финляндии. [1]
Галерея
[ редактировать ]- Танец Грипенберга, автор Венни Солдан-Брофельдт , 1907 год.
- Танец Грипенберга, Вильхо Сьёстрем , 1912 год.
- Мэгги от Солдана-Брофельдта в 1916 году.
- Рисунок 1936 года, картина Солдана-Брофельдта.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Амбегаокар 2004 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сухонен 2014 .
- ^ Менструация 2000 .
- ^ Вестрин 1909 , стр. 325.
- ^ Jump up to: а б Хемминг 2015 , с. 42.
- ^ Хемминг 2015 , с. 44.
Библиография
[ редактировать ]- Амбегаокар, Сага Мирьям Вуори (2004). «Грипенберг, Мэгги». В Коэне, Сельма Жанна (ред.). Международная энциклопедия танца (1-е изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-195-17369-7 . - через Oxford University Press онлайн-справочник (требуется подписка)
- Хайла, Сирпа (18 июля 2000 г.). «Грипенберг, Себастьян (1850–1925)» . Кансаллисбиография (на финском языке). Хельсинки, Финляндия: Национальная биография Финляндии, Биографический центр Финского литературного общества . Проверено 16 июля 2017 г.
- Хемминг, Ева (2015). Улыбка молодежи . Блумингтон, Индиана: AuthorHouse UK. ISBN 978-1-5049-9232-9 .
- Сухонен, Тиина (декабрь 2014 г.). «Грипенберг, Мэгги» . Биографический лексикон для Финляндии (на шведском языке). Хельсинки, Финляндия: Svenska Literatursällskapet в Финляндии. Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 16 июля 2017 г.
- Вестрин, Т. (1909). Книга о скандинавской семье (на шведском языке) (издание Uggle. 10-е изд.). Стокгольм, Швеция: Nordisk familjeboks förlags aktiobolag. стр. 322–326. Архивировано из оригинала 28 июня 2017 года — через Project Runeberg.